Научная статья на тему 'Светилен (эксапостиларий): к проблеме жанровой атрибуции'

Светилен (эксапостиларий): к проблеме жанровой атрибуции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТИЛЕН / ЭКСАПОСТИЛАРИЙ / БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЖАНР / ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / SVETILEN / EXAPOSTILARIA / THE LITURGICAL GENRE / LITURGICAL TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шелудякова О.Е.

Статья посвящена одному из важнейших жанров профессиональной певческой культуры Древней Руси. Направленность статьи позволяет остановиться на наиболее существенных проблемах древнерусской культуры особенностях бытования, литургических функциях жанра светилен (ексапостиларий), уточнить философское, этическое и эстетическое наполнение жанра, наметить историческую перспективу в его трактовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article of O. E. Sheludyakova dedicated to one of the most important genres of professional singing culture of Ancient Russia. The focus of the article allows you to concentrate on the most significant issues of ancient culture specificity of human existence, the liturgical functions of the svetilen genre (exapostilary), to clarify the philosophical, ethical and aesthetic content of the genre, to outline the historical perspective in his interpretation.

Текст научной работы на тему «Светилен (эксапостиларий): к проблеме жанровой атрибуции»

Литература

1. Бакланова, Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном про-странстве/Т.И. Бакланова// Культорология: новые подходы. Альманах-ежегодник. 1998 г. №№ 3-4 с.95-112.

2. Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / С.И.Гавдис//. - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.

3. Горький, М. Собр. Соч. в 30-ти т./ М.Горький// т. 24, с. 72

4. Лукьянов, Б. В мире эстетики. /Б. Лукьянов//. Москва.1988. с.17.

5. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства / Ю.Мочалов// Улан-Удэ.2005 г. с.4

6. Тихомиров, А.А. «Мастерство актера ирежиссера. Теория и практика». учебно-методическое пособие по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / А.А.Тихомиров// издат. КазГУКИ 2009 - 173с

7. Эренгросс, Б.А. Удивительная наука эстетика. / БАЭренгросс// М. 1977. с.56

8. Электронный ресурс http://www.istmira.com/fotogalereya-razlichnye-temy/1399-samyj-pervyj-konkurs-kra soty.html (дата обращения 15.04.2016)

УДК 783.6

О.Е.Шелудякова

СВЕТИЛЕН (ЭКСАПОСТИЛАРИЙ): К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ АТРИБУЦИИ

Статья посвящена одному из важнейших жанров профессиональной певческой культуры Древней Руси. Направленность статьи позволяет остановиться на наиболее существенных проблемах древнерусской культуры -особенностях бытования, литургических функциях жанра светилен (ексапостиларий), уточнить философское, этическое и эстетическое наполнение жанра, наметить историческую перспективу в его трактовке.

Ключевые слова: светилен, эксапостиларий, богослужебный жанр, литургическая традиция.

Sheludyakova Oksana Evgen'evna THE SVETILEN (EXAPOSTILARY): TO THE PROBLEM OF GENRE ATTRIBUTION

The article of O. E. Sheludyakova dedicated to one of the most important genres of professional singing culture of Ancient Russia. The focus of the article allows you to concentrate on the most significant issues of ancient culture - specificity of human existence, the liturgical functions of the svetilen genre (exapostilary), to clarify the philosophical, ethical and aesthetic content of the genre, to outline the historical perspective in his interpretation.

Keywords: svetilen, exapostilaria, the liturgical genre, liturgical tradition.

Название жанра «светилен» очень точно отражает содержание - повествование о просвещении души светом веры, надежды и любви1. В воскресные дни (а также в некоторые праздники) светилен носит название эксапостилария (с греческого e^anoaxEiAdpiov - посылаю). Это связано, во-первых, с традицией исполнения песнопения одним опытным певцом-канонархом, который, чтобы подчеркнуть величественный и торжественный характер молитвы, высылается для молитвенного пения в центр храма. Во-вторых, в содержательном плане данные песнопения напоминают о ниспослании апостолов на проповедь. Составление воскресных эксапостилариев приписывают благочестивому императору Константину Порфирородному (912-959), в них содержится молитвенное переинтонирование воскресного Евангельского чтения Утрени, поэтому число песнопений соответствует количеству Евангельских чтений - одиннадцати.

Традиционно в жанровой системе древней Руси выделяются несколько ключевых аспектов2: особенности содержания, продолжительность и объем, наличие или отсутствие повторений, взаимосвязь с тем или иным типом богослужения, использование в конкретной певческой книге, местоположение и функцию в богослужебном чинопоследовании, связь с осмогласием.

В применении к светильну (ексапостиларию) данные параметры раскрываются следующим образом:

Выделяется стабилизированное содержание - воспевание Нетварного Света Божия и описание ниспослания апостолов на проповедь. Закреплено и определенное местоположение в службе - после канона как некое смысловое обобщение, завершение важного этапа богослужения3. Вариабельность использования песнопения по Уставу недопустима.

1 Например, в светильне пятого гласа звучит прошение: «Светодавче Господи, низпосли свет Твой».

2 Они выявлены в работах Б.А.Шиндина, Г.В.Пожидаевой.

3 В ряде служб возможно совмещение различных последований (например, воскресного и чтимому святому), что закономерно приводит к увеличению и количества светильнов. Однако вне зависимости от их количества, общее число произнесений молитв данного жанра составляет в честь святой Троицы, т.е. либо один светилен повторяется трижды, либо это количество разделяется между двумя светильнами.

Строго обусловлены условия бытования в Утрене: чтение на вседневном богослужении и пение соло или трио на торжественном, праздничном или великопостном. По форме ексапостиларии (све-тильны) представляют собой небольшое одночастное песнопение, сопоставимое по объему с духовной миниатюрой - тропарем или седальном. Важность жанра подчеркивается его троекратным повторением в воскресных и праздничных службах.

Существенно наличие большой группы песнопений, объединенных данным жанром - более сотни светильнов и ексапостилариев. Светильны и ексапостиларии располагаются в нескольких богослужебных книгах - Минее, Триоди и Октоихе. Само наличие двух названий носит чисто терминологический, а не функциональный характер - в системе Октоиха песнопения называются ексапостилариями (воскресные песнопения) и светильнами (остальные), в системе Минеи - только светильнами.

В богослужебных книгах ексапостиларии- единственный жанр среди изменяемых песнопений, не имеющий (в большинстве случаев) обязательной обозначенной гласовой принадлежности: • 11 воскресных и 5 седмичных гимнов Октоиха не имеют указания ни на глас, ни на подобен;

• соответствующие песнопения Минеи имеют указание на подобен, но не на глас; аналогичным образом ексапостиларии Постной и Цветной Триоди обычно имеют указание только на подобен;

• светильны Октоиха, напротив, строго привязаны к 8 гласам, но не имеют обозначения подобна.

Исключениями являются песнопения Страстной и Светлой седмиц, в которых указаны и глас и

подобен. Эти светильны - Чертог Твой, Разбойника благоразумнаго, по сей день сохраняют древнюю традицию пения в центре храма одним певцом-канонархом или трио.

Для данного жанра особенно характерно наличие формульности - типовые формулы и образы сочетаются с типовыми попевками в распеве. В последней трети XV в. мелос ексапостилариев записывался с помощью последовательности тайнозамкненных лицевых начертаний, зашифровывающих распев.

На рубеже XVI и XVII вв. была создана новая мелодическая редакция ексапостилариев: тексты были распеты нормативным столповым знаменем на 8 гласов. Каждое песнопение получило собственный, оригинальный напев, основанный на формульном материале данного гласа.

Не случайно столь характерной для светильнов и ексапостилариев стала система подобнов, когда целая группа однотипных песнопений положена на единый канонический напев. Более того, сами подобны образовали подгруппы малых и больших распевов в зависимости от степени торжественности богослужения. Все 11 разных словесных текстов ексапостилариев были распеты на один напев. В результате единое завершенное мелодическое построение со строго определенными числом и последовательностью формул и каденций (20 мелодических формул) повторяется 11 раз с новым словесным текстом. Аналогичным образом распеты светильны двунадесятых праздников. 5 седмичных све-тильнов (песнопения среды и пятницы совпадают) также имеют общий напев, состоящий из трех по-певок, однако более краткий, чем в воскресных праздничных песнопениях.

Текст молитвы имеет полноту отражения в церковном пении: он встречается во все исторические периоды - начиная с X века (принятия христианства на Руси). Тексты светильнов нашли отражение и в знаменном, и в демественном, и в путевом распевах; постепенно с появлением авторских стилей письма эта молитва становится самостоятельным песнопением, создаваемым многими композиторами.

Существенно и наличие аналогий с жанрами иконописи. В светильне как и в иконе праздника мощно и ярко выражена ключевая мысль праздника, через яркие метафорические образы высвечивается его глубинный смысл.

Уникальность светильна заключается и в возможности его исполнения вне богослужения Утрени, как запричастный стих (концерт), а также в духовных концертах. Не случайно тексты данного жанра породили множество вариантов в различных роспевах и напевах, а позднее - значительное количество блистательных композиторских истолкований.

Среди авторских композиций чаще встречаются гармонизации и переложения ексапостилариев Минеи и Постной и Цветной Триодей, например, «Ексапостиларии Страстной седмицы знаменного распева», «обиходного» напева, М.Старицкого, КДевятинского, архиепископа Иоанафана (Елецких), све-тильны знаменного распева, «обычного напева», А.В.Никольского, М.М.Ипполитова-Иванова, Н.И. Озерова, А.Е.Туренкова, Б.М.Ледковского, А.ВАлександрова, П.Г.Чеснокова, священника Василия Зиновьева, П.М.Воротникова1, Н.С.Голованова2, Д.С.Бортнянского3 и др.4. Обращаясь к песнопениям Цветной Триоди,

1 Песнопения страстной седмицы: [Сб.]. М., 1999. Ч. 2: Великий Пяток. С. 42-53.

2 Духовные произведения для смешанного хора a capella. М., 2004. С. 61-63.

3 «Чертог твой вижду» // Церковно-певч. сб. СПб., 1904. Т. 3. Ч. 2. № 40, 43.

4 Ексапостиларии и светильны для небольшого смешанного хора / Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000.

особенно часто композиторы использовали пасхальный ексапостиларий «Плотию уснув», а в последова-нии Страстной седмицы наибольшее распространение получил текст «Разбойника благоразумнаго».

В 2000 г. Е.С.Кустовским был подготовлен сборник ексапостилариев и светильнов для небольшого смешанного хора. В сборник включены гармонизации воскресных и седмичных ексапостилариев болгарского распева1, а также многочисленные светильны двунадесятым праздникам разных распевов и авторов. Авторский монодический распев седмичных и воскресных ексапостилариев и светильнов Триоди и Минеи с применением микротоновой модальной техники принадлежит М.Г.Коллонтаю.

В композиторских вариантах светильнов и эксапостилариев очевидно огромное разнообразие стилей - от строго выдерживания стиля эпохи до яркого выявления индивидуальных стилевых предпочтений.

Абсолютно преобладают традиционные исполнительские составы - смешанный или мужской хор, мужское трио, соло с исоном, соло (канонарх) с хором.

В целом выдерживается каноничность изложения - сохранен текст и его троекратное исполнение в необходимых случаях, преобладает классическая тональность, традиционная гомофонная фактура и характерные мелодические ходы.

Очень рельефно подан текст - выпукло и выразительно озвучена каждая строка, отдельные слова расцвечены декламационными возгласами и риторическими фигурами.

Такое множество авторских интерпретаций объясняется особенностями текста светильнов -они достаточно невелики по масштабу (чаще всего три или четыре строки), но при этом имеют удивительно поэтический характер, наполнены символами, метафорами и аллегориями.

Таким образом, по ряду признаков (стабилизированное содержание; стабилизированное предназначение и бытование; определенное местоположение в ритуале; наличие группы родственных песнопений данные песнопения можно отнести к самостоятельному жанру.

Литература

1. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974. 334 с.

2. Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси // Г.К.Вагнер, Т.Ф.Владышевская. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.172-246.

3. Ексапостиларии и светильны для небольшого смешанного хора. Ред.: Е.С.Кустовский. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. 88 с.

4. Пожидаева Г.А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 928 с.

5. Шиндин Б.А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства. Новосибирск, изд-во Новосибирской государственной консерватории, 2004. 398 с.

УДК 781

Л.В.Бражник АНГЕМИТОНИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В статье представлена расширенная трактовка ангемитоники (бесполутоновости) трихордного типа. Её интонационной моделью являются трёхступенные ячейки - трихорды разного строения и модификаций.

Трихордная ангемитоника (бесполутоновость) - это интонационная система с разным количеством ступеней - от трёх до двенадцати. К репрезентативным ладообразованиям трихордной ангемитоники относятся лады пентатоники. В статье приведены примеры трихордной ангемитоники из традиционной музыки и композиторского творчества народов Поволжья и Приуралья, из русской и зарубежной музыки, а также произведений современных композиторов.

Ключевые слова: трихордная ангемитоника, бесполутоновые ладообразования, пентатоника, гексатони-ка, традиционная музыка, композиторское творчество, регион Поволжья-Приуралья, русская, зарубежная музыка.

Larisa Brazhnik ANHEMITONICS: THEORY AND PRACTICE

The paper presents enlarged representation of trichord-type anhemitonics (non-semitones). Intonational form of anhemitonis is based on three-tones groups - trichords with different structure and models.

Trichord-type anhemitonics (non-semitones) is intonational system with various numbers of tones - from three to twelve. Pentatonic scales are representative mode-modeling of trichord-type anhemitonics. The article includes examples of trichord-type anhemitonics from traditional and composed music in the Volga region and Cisurals, music of Russian and foreign composers, as well as from music of contemporary composers.

Key words: trichord-type anhemitonics, non-semitone mode-modeling, pentatonics, hexatonics, heptatonics, traditional music, composed music, the Volga region and Cisurals, Russian, foreign music.

Теория бесполутоновых ладов относится к числу наиболее старых музыкально-теоретических

1 Эксапостиларий и светильны для небольшого смешанного хора. М., 2000. С. 4-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.