Научная статья на тему 'Свет в архитектуре'

Свет в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2436
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТ / СВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / АРХИТЕКТУРА / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Седова Юлия Александровна

В статье рассматривается особенности влияния света на архитектуру и эмоциональное восприятие композиции человеком, значимость света в проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свет в архитектуре»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

УДК 72.0

Седова Юлия Александровна

Студентка 2 курса магистратуры, РУДН

г. Москва, РФ E-mail: sedova_ulia@bk.ru г. Москва, Российская Федерация

СВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ Аннотация

В статье рассматривается особенности влияния света на архитектуру и эмоциональное восприятие композиции человеком, значимость света в проектировании.

Ключевые слова: свет, световая композиция, пространство, архитектура, дизайн.

Свет - это самый важный фактор в оценке, а также в понимании архитектуры. Связь между светом и архитектурой основана на принципах физики (энергии и материи), но она также находится в сфере восприятия. Так свет влияет на то, что воспринимается, а архитектура используется для усиления или устранения этого восприятия.

Свет является предпосылкой пространственного восприятия, которое является одним из важнейших компонентов архитектуры. Вопросы проектирования зданий для определенного эмоционального ощущения являются неотъемлемой частью архитектурного дизайна. На протяжении всей истории восприятие света резко влияет на архитектуру большинства цивилизаций, наиболее фундаментальной архитектуры. Стоит лишь задуматься о том, как естественный свет играет со шпилями Собора Нотр-Дам в Париже или как свечи, отраженные в Сикстинской капелле, были важны для их дизайна и нашего восприятия этого дизайна. Сегодня световой дизайн в архитектуре по-прежнему играет жизненно важную роль и стал более явным и ярким в последние несколько лет.

Форма любой архитектурной детали по-разному воспринимается в зависимости от характера освещения. Прямому (сильному) освещению свойственны резкая профилировка, глубокие контрастные тени, некоторая грубость воспринимаемой формы. Мягкое рассеянное освещение, наоборот, сглаживает детали, часто совсем не создает теней, как бы лишает вещь объема.

В архитектуре внутреннего дизайна смешивается естественное освещение с использованием специализированного искусственного света для создания или появления чувства пространственного ощущения, подчеркивающего определенные области или отличающуюся атмосферу в пределах определенного пространства. При внешнем освещении то, как солнце освещает архитектуру зданий в течение дня, противопоставляется тому, как искусственное освещение ночью играет ту же роль, чтобы придать уникальность зданию и особенный вид.

Во многих случаях качество света в пространстве определяет его характер и создает общее впечатление. В сегодняшнем мире освещение пространства предназначено для того, чтобы произвести определенное впечатление задуманное автором. Визуальное впечатление интерпретируется в сознании и помещается в контекст для создания конкретных реакций или эмоциональных чувств. Возьмем, к примеру, разницу между освещением в гостиной и рабочим местом.

Предназначение света в гостиной определяет его быть теплым и тусклым, без блестящих точек, с равномерным распределением света. Этот приглушенный свет показывает текстуры и цвета и создает атмосферу комфорта и расслабления. В то время как освещение рабочего места должно быть блестящим, прохладным по внешнему виду и сосредоточенным в определенных областях, где будет происходить работа. Вся комната будет равномерно освещена, создавая восприятие широкого, чистого рабочего пространства и эмоционального ощущения динамических действий, благоприятных для рабочей среды.

Оба эти примера используют свет очень специфическими способами, и архитектурный дизайн

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.

пространства включает эти свойства для усиления их эффектов. Свет определяет архитектурное пространство, он способствует восприятию цели в пространстве или помогает создать определенные эмоции, связанные с пространством, и является жизненно важным компонентом любого дизайна.

Все описанное демонстрирует нашу способность работать как с естественным, так и с искусственным светом, чтобы улучшить общее восприятие проектируемого пространства. Список использованной литературы:

1. Каплинская М.Ю., Бурский В.Б. Свет в современном жилище. М: Энергоатомиздат, 1984. 96 с.

2. Начало архитектурного освещения [Электронный ресурс]. URL: http://HfeandHght.ru/svet-i-chelovek/istoriya-osveshheniya/nachalo-arhitekturnogo-osveshheniya.html (дата обращения 20.04.2018).

3. Свет и архитектура [Электронный ресурс]. URL: http://green-buildings.ru/ru/svet-i-arhitektura (дата обращения 16.04.2018).

4. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: монография. М: Архитектура-С, 2006, 319 с.

© Седова Ю. А., 2018

УДК 72.0

Седова Юлия Александровна

Студентка 2 курса магистратуры, РУДН

г. Москва, РФ E-mail: sedova_ulia@bk.ru Урнухбаяр Унуболд Студент 2 курса магистратуры, РУДН

г. Москва, РФ mac_onoo@yahoo.com

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ Аннотация

В статье рассматривается особенности влияния цвета в архитектуре на психологию человека и его восприятие окружающей среды. Выявляется необходимость более тщательного изучения данного вопроса при проектировании зданий и сооружений.

Ключевые слова

Цвет, философия цвета, цвет в архитектуре, цветовое восприятие, эргономика.

Цвет является неотъемлемым элементом нашего мира не только в естественной среде, но также и в архитектурной, созданной человеком. Он всегда играл важную роль в эволюционном процессе людей. Окружающая среда и ее цвета имеют влияние на психику человека и его эмоциональное состояние. Следовательно, целями цветового дизайна в архитектурном пространстве являются не только оформление.

Последние одиннадцать десятилетий эмпирические наблюдения и научные исследования доказали, что человеческое восприятие окружающей среды в архитектуре по большей части основано на чувственном восприятии цвета. Эти исследования включают в себя дисциплины психологии, архитектурной психологии, цветовой психологии, нейропсихологии, визуальной эргономики, психосоматики и многих других. Это подтверждает, что реакция человека на цвет является полной - она влияет на нас как психологически, так и физиологически.

Цвет - это чувственное восприятие, и, как и любое чувственное восприятие, он имеет эффекты являющиеся символическими, ассоциативными, синестетическими и эмоциональными. Потому что тело и ум - это одна сущность, нейропсихологические аспекты, психосоматические эффекты, визуальная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.