Научная статья на тему 'Свет Солнца в октябре, или послесловие к конференции Феномен творческой личности в культуре'

Свет Солнца в октябре, или послесловие к конференции Феномен творческой личности в культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свет Солнца в октябре, или послесловие к конференции Феномен творческой личности в культуре»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 2

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

СВЕТ СОЛНЦА В ОКТЯБРЕ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ

К КОНФЕРЕНЦИИ "ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОЙ

ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ"

22—24 октября 2010 г. факультет иностранных языков и регионо-ведения МГУ имени М.В. Ломоносова принимал гостей и участников IV Международной конференции "Феномен творческой личности в культуре".

Состоявшись впервые в 2005 г., этот научный и творческий форум был приурочен к 70-летию заслуженного профессора МГУ, заведующего кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур В.И. Фатющенко. На протяжении двух последних лет в память о Валентине Ивановиче конференция с гордостью носит свое второе название — Фатющенковские чтения.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ, КРУГЛЫЙ СТОЛ И МАСТЕР-КЛАССЫ.

«У Саади есть восточная притча о том, как однажды друг пришел навестить друга. Завидев долгожданного гостя, хозяин дома поспешил потушить лампу, хотя уже смеркалось. А подошедший гость спросил: "Зачем ты погасил огонь?" — "Извини, — отвечал встречавший его, — мне показалось, что взошло солнце", — так приветствовал собравшихся гостей в день открытия конференции зав. кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур ФИЯиР, докт. филол. наук, проф. А.В. Ващенко.

Именно в день открытия конференции в Москву после долгих дождливых дней наконец-то пришло солнце. Солнце входило сквозь открытые окна в разгоряченные от дискуссий и предельной концентрации мысли аудитории факультета вместе с ясным и разреженным осенним воздухом. Солнечной атмосферой, живительными токами, невероятной силой и радостью научного и человеческого общения одаривала участников сама конференция. Научное собрание становилось опытом взаимного духовного обогащения, настоящей духовной встречей.

И словно вторя природному солнечному свету, звучали в актовом зале факультета слова Валентина Ивановича, произнесенные в докладе его сына, канд. ист. наук А.В. Фатющенко: "Жить — значит получить импульс духовной энергии. Именно тогда и передается интерес к жизни как к проблеме". Об эволюции концепции

духовной жизни в трудах ученого и шла речь в докладе, ставшем своеобразным камертоном для будущих бесед и дискуссий. Ведь конференция "Феномен творческой личности в культуре" — это всегда и совместный, напряженный поиск ответов на главные вопросы очередной осени: научные, социокультурные, личные.

Продолжая эстафету пленарного заседания, проф. Российского института культурологии В.П. Шестаков в поэтических образных формулах размышлял о пути одного из ярких интеллектуальных англоязычных поэтов ХХ в. У.Х. Одена.

Как своеобразный культурно-этический код звучало имя Михай-ло Васильевича Ломоносова в стенах Московского университета в выступлении проф. А.В. Ващенко "М.В. Ломоносов и Америка". Символично, что в этом году конференция принимала земляков Ломоносова — ученых из Архангельска, которые не только делились своими научными открытиями, но и потчевали хлебом насущным — настоящими северными пряниками, козулями.

Заключительным аккордом пленарного заседания по доброй традиции стало слово-напутствие участникам конференции декана факультета иностранных языков и регионоведения проф. С.Г. Тер-Минасовой. И совершенно по-особенному из ее уст звучали слова Валентина Ивановича: "Живу, чтобы узнать и осмыслить жизнь!". Они словно заряжали каждого интенцией творческого поиска.

Пространство знаний на конференции расширялось и умножалось с каждой минутой, в том числе за круглым столом, собравшим в первый день работы конференции ученых разных направлений — философов, филологов, искусствоведов, культурологов. Заявленная тема круглого стола — "Культурный интертекст: кризис понимания (наука, искусство, педагогика, Интернет)?" — придала дискуссии яркий междисциплинарный характер. Ее участники говорили, в частности, о феномене "живой культуры", о недостаточном внимании к ней современной культурологии, о необходимости погружения ученого-культуролога в исследование подлинно народной, уникальной жизни людей.

Но уже через несколько минут гостей конференции ждало живое соприкосновение с культурой, до которой можно было буквально дотронуться рукой. В этом году стандартный академический регламент удачно соединился с экспериментальной формой двух культурных праксисов: "Народные художественные промыслы земли Ломоносова в современных условиях" и "Традиционная музыка в культуре народов мира: концепция курса и методика преподавания".

Когда в руках ученых оказывались вязальные спицы и кисть, рождалось совершенно новое измерение понимания "жизни куль-

туры". Когда "флейта любви" Пебегван протяжно рассказывала свою историю, а "Барабан ветра" с Канарских островов управлял воздушными потоками, когда ацтекский народный инструмент "Дерево дождя" разгонял тучи над Москвой, казалось, что каждый из присутствующих становился настоящим демиургом окружающей реальности.

"Звучание нашего мастер-класса превратилось в единую симфонию культур и жизни, в единый, глобальный космос творчества", — восторженно делилась радостью сотворчества автор музыкального мастер-класса, канд. культурологии Ю.С. Баркова.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ.

Эта конференция объединила 80 докладчиков из Москвы, Самары, Иркутска, Орла, Тюмени, Смоленска, Санкт-Петербурга, Пензы, Саратова, Запорожья, Волгограда, Киева... И во второй день конференции работа философов, архитекторов, реставраторов, литературоведов, музейных работников, лингвистов, дизайнеров, музыковедов, культурологов протекала по девяти различным направлениям. Но поскольку у каждого выступавшего был как минимум один содокладчик (творчеству которого ученый посвящал свое исследование), подлинных участников этого полилога, как и всегда, оказалось значительно больше.

"Родники народных традиций, их изучение, сохранение и возрождение, как живая вода, призваны наполнить, оживотворить течение национальной жизни", — считает руководитель секции "Традиции национальной культуры", канд. культурологии И.В. Мо-клецова. Поэтому, наверное, такой большой интерес вызвали доклады Е.Ю. Тихоновой и В.В. Трубицыной, представивших результаты полевых исследований в области русского и гэльского фольклора.

«В ходе заседания нашей секции "Языковая личность автора — художественный текст — культура" я был не нужен в качестве модератора, — признается с улыбкой канд. культурологии К.В. Дудаков-Кашуро, — поскольку каждое выступление вызывало у публики мгновенные реакции, которые естественно и органично складывались между собой в организованную дискуссию и рождали интенсивное научное общение. Одним из главных достоинств этой конференции является, на мой взгляд, то, что она дарит редкую возможность опытным специалистам в определенных областях гуманитарного знания творчески заявить о себе с совершенно новой исследовательской стороны, выступить с экспериментальной темой».

«А мне памятен "пахучий" доклад Ирины Анатольевны Манке-вич из Российского института культурологии "Частная жизнь Гения в контексте ольфакторных коммуникаций", представляющий собой попытку соткать ароматную ауру повседневной жизни, пи-

тающей человека-творца», — отмечает докт. культурологии, проф., руководитель секции "Типология характера творческой личности в культуре" Е.И. Волкова.

"У нас же состоялся диалог профессиональных музыковедов, инструменталистов и культурологов, который позволил по-новому осмыслить взаимодействие факторов, определяющих развитие музыкальной культуры, интонационного языка народов мира", — так подводит итог "дионисийскому" дискурсу в рамках секции "Musurgia universalis: проблемы творчества в музыкальных культурах мира" канд. культурологии О.А. Комков. Европа, Россия, Восток, Латинская Америка — это было поистине музыкальное путешествие по странам, континентам, эпохам, стилям. Настоящий калейдоскоп, яркая мозаика интонационных ландшафтов культуры...

«Пожалуй, главный смысл работы секции "Память и культура", — говорит докт. культурологии, проф. М.М. Лоевская, — отражен в словах Алексея Федоровича Лосева, прозвучавших в одном из выступлений: "Ушедшие оставляют нам часть себя, чтобы мы ее хранили, и нужно продолжать жить, чтобы и они продолжились. К чему, в конце концов, и сводится жизнь, осознаем мы это или нет. Мы — это они"».

Конференция, задуманная Валентином Ивановичем Фатющенко как перекресток различных областей гуманитарного знания, как содружество пространств и времен, научных интересов и мнений, становится творческой, питательной средой не только для маститых ученых и преподавателей, но и для аспирантов и студентов, ибо молодые голоса в ходе ее работы раздаются в стенах факультета все чаще. Конференция по-настоящему становится встречей различных поколений исследователей культуры.

Так, в памяти и сейчас слышна музыка, рождающаяся из-под смычка студента ФИЯиР Антона Зилле, иллюстрирующего свой доклад об истоках ирландской традиционной музыки игрой на скрипке. Удачным и талантливым дебютом стало также выступление в рамках секции "Семиотика творчества: визуальные аспекты" студентки IV курса ФИЯиР Юлии Кичевой. "Настроение, переданное мне конференцией, — делится своими впечатлениями Юлия, — теплое, светлое, строгое, праздничное, насыщенное внутренней мыслью. Представьте себе огромные стены души как внутренний монастырь, в котором годами одиноко воспитывается мысль. А участвуя в работе конференции, чувствуешь, как твоя одинокая мысль вдруг прорастает, разветвляется и вся становится тысячью мыслей в цветах. И ты этими цветами любуешься. Происходит удивительное что-то...".

Поразительно, как камерное пространство факультетских аудиторий способно было вместить в себя столько мыслей и настроений,

способно было быть одновременно и концертной площадкой, и художественной мастерской, и выставочным залом (в рамках конференции была открыта фотовыставка О.Ф. Мартынова "Лики Индии"), и музеем, и храмом, и, конечно, пространством человеческой души.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ОСТАФЬЕВО.

Но еще более полное ощущение того, что конференция переросла академические границы, пришло к ее участникам и гостям в третий день совместной работы-творчества, когда все вместе мы собрались в настоящую дорогу, ибо жизнь творческого духа — это путешествие. Что же чувствовали в своих сердцах участники конференции, отправляясь на свидание с домом, где рождалась "История государства Российского", в подмосковную усадьбу Остафьево, с легкой строки Пушкина именуемую "Русским Парнасом"?

"Конечно же, священный трепет, — говорит один из организаторов культурной программы конференции И.В. Васильева, — и еще чувство слоистости времени. Здесь, как и сто, и двести лет назад, под сенью старых лип, живет дух творческой мысли России. Здесь хранятся вещи, которые до сих пор делятся с нами живыми воспоминаниями, в какой-то степени творят и нас".

Удивительно и памятно, что и здесь гостей конференции встречало солнце, удваивая золотые отсветы осенней листвы на старых липах и радость от совместного трехдневного путешествия-творчества в сердцах ее участников.

Без года сто лет минуло с тех пор, как в остафьевском парке был установлен памятник Карамзину: на гранитном пьедестале — отлитые из бронзы несколько книг, написанных здесь в уединении, в тени старого дуба, который теперь именуют карамзинским. Несколько томов "Истории государства Российского".

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Но ведь история не застывает в бронзе. Она творится каждый день и каждую секунду. На кафедру сравнительного изучения национальных литератур и культур приходят письма из Самары, Иванова, Москвы с благодарностями, пожеланиями и надеждами на будущую встречу: «На наших глазах проходило становление конференции, весьма выгодно отличающейся от многих других тем, что она сумела объединить специалистов в различных областях науки. Поражает разнообразие тем докладов, их высокий научный уровень, содержание и форма проведения круглого стола, мастер-классов, оперативность в опубликовании научных материалов, содержание и форма культурной программы. Отдельно хотелось бы поблагодарить заведующего кафедрой сравнительного изучения национальных литератур и культур профессора А.В. Ващенко, ко-

торый сумел сплотить дружный коллектив единомышленников, не только обеспечивающий четкую организацию работы конференции, но и создающий особую творческую атмосферу на ней.

Думается, что о конференции должно узнать как можно большее количество специалистов! Этому мог бы способствовать специальный сайт, на котором могли бы размещаться тексты выступлений, иллюстративный материал, представленный в докладах... Коллектив кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета выражает готовность и впредь принимать самое активное участие в работе конференции "Феномен творческой личности в культуре", а также поддерживать ваши творческие начинания!»

Что ж, три дня конференции вписаны теперь в историю Фатю-щенковских чтений. И ничто не останавливается. Мы уже сейчас готовимся к конференции-2012, которая станет пятой — юбилейной.

С.Ю. Сидорова, доц. кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.