«СВЕТ ОТ ВЕЛИКОГО ИСТОЧНИКА»
Сборник «Вестник Космической эволюции», посвящённый 180-летию со дня рождения выдающейся русской женщины Е.П.Блаватской (1831-1891), является результатом размышлений современных учёных и публицистов над важной и пока мало изученной темой её творческого наследия и жизненного подвига.
Елена Петровна Блаватская известна, прежде всего, как основательница Теософского (Теософического) общества, прообраза всемирного братства человечества, исключающего расовые, религиозные, кастовые и другие различия, ставившего своей задачей сравнительное изучение мировых религий, философий и наук, а также исследование скрытых сил в природе и человеке. Бесстрашная путешественница, талантливый литератор, замечательная пианистка, духовный водитель для многих людей по всему земному шару — это тоже Блаватская.
Её творчество было особого рода — оно совершалось в сотрудничестве с Учителями Востока, Махатмами или Великими Душами, находящимися на более высокой ступени эволюционного развития, нежели земное человечество. Трудность её миссии заключалась, в частности, в доказательстве существования Махатм, что вызывало множество подозрений, обвинений в фальсификации (например, Их писем), подтасовках, шарлатанстве и т.д. Но кого же из Подвижников и Вестников, приносивших землянам новые знания или учивших их законам нравственности, любви и сотрудничества, не награждали званием «шарлатана», не казнили, не отравляли или не
5
Свет от Великого Источника
побивали камнями? Полную чашу яда, поднесённую человеческим невежеством, завистью и ограниченностью, пришлось испить и Елене Петровне Блаватской. С тех пор мало что изменилось. И в наши дни её жизнь и творчество искажаются до неузнаваемости, а клевета продолжает служить орудием пресечения интереса к трудам Елены Петровны и тем эволюционным идеям, которые заложены в них. Особому остракизму предаётся её славное имя на Родине, в России. «Трудно себе представить что-либо необычайнее и несправедливее того упорного непонимания и даже враждебности, — отмечала известный теософ Е.Ф.Писарева, — с которыми русское образованное общество продолжает относиться к своей гениальной соотечественнице, Елене Петровне Блаватской»1.
Проявление враждебности и несправедливости не было сугубо русским явлением. Необычность самой Елены Петровны, её феноменальных особенностей, её сотрудничество с Учителями, её книги и общественная деятельность вызывали в окружающих всю гамму чувств: от поклонения до ненависти. Но даже самые близкие сотрудники не смогли по достоинству оценить и понять масштаб её личности, духовный преображающий потенциал, высокую степень преданности делу Махатм, делу помощи человечеству в его эволюционном развитии. Е.П.Блаватская была Их вестником, она искренно и устрем-лённо несла всю тяжесть и ответственность Поручения.
Идеи, заложенные в фундаментальных трудах Блаватской, таких как «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина», насыщенные энергетикой иных миров, являются шагом вперёд в научно-философском познании мира и человека. Выдающиеся мыслители, деятели науки и искусства — современники Блаватской — осознавали исключительность произошедшего прорыва. А.Эйнштейн и А.Скрябин, Т.Эдисон и У.Крукс,
1 Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская // Елена Петровна Блаватская. Харьков, 1991. С.5.
6
«Свет от Великого Источника
К.Фламмарион и Г.Гессе, Д.Лондон и М.Чюрлёнис, а также многие другие творческие личности воспринимали теософию как новый метод познания, как возможность выхода из ограниченного круга материи, объявленной в то время многими учёными окончательно познанной. Несомненное воздействие идеи Блаватской оказали на представителей Серебряного века России, на тех, чьи труды положили начало такому уникальному явлению, как русский космизм.
Современная нам концепция узко материалистического понимания бытия на фоне кризиса основных мировых религий приводит к отходу от духовности и перечёркивает надежды на лучшее будущее. Труды Е.П.Блаватской прорывают этот иллюзорный покров и выводят сознание человека на просторы Космоса. Представление о мире становится хотя и более сложным, но гармоничным, а законы его существования — справедливыми и прекрасными, человеческая жизнь — непрерывной и осмысленной. То, во что всегда верил Восток и что опиралось на научное знание законов Космоса, стало достоянием Запада.
Настоящий сборник является попыткой объективного анализа творческой деятельности Е.П.Блаватской в широком смысле слова. Он открывается биографическим очерком теософа Е.Ф.Писаревой, посвящённым Е.П.Блаватской, а также палитрой мнений о ней Учителей Востока, Е.И. и Н.К. Рерихов (статья Т.О.Книжник), академика Л.В.Шапошниковой, Далай-ламы XIV (статья В.В.Овчинникова). Е.В.Аливанцевой подготовлен материал об именитых предках Блаватской и о концепции будущего культурологического центра её имени.
Научное осмысление наследия Е.П.Блаватской представлено работами доктора философских наук Ю.АШабановой, кандидата философских наук Г.Б.Святохиной, философа Ю.И.Долгина, религиоведа А.В.Владимирова. Наряду с этим вниманию читателя предлагаются публицистические материалы С.В.Скородумова, Ю.АШабановой, И.М.Себелевой, Т.В.Житковой, относящиеся к теме защиты имени и наследия нашей великой соотечественницы.
7
«Свет от Великого Источника
Несомненный интерес представляет фрагмент из книги доктора философии, физика и инженера, эксперта по исследованию и выявлению подделок документов В.Харрисона «Е.П.Блаватская и Общество психических исследований. Проверка Отчёта Ходжсона 1885 года». Хариссон известен как исследователь хранящихся в Британской библиотеке писем Махатм.
В приложении интересующиеся творческим наследием Е.П.Блаватской могут найти хронологический и библиографический справочный материал, а также другие сведения, дающие представление о возрастающем интересе к идеям, принесённым великой женщиной, посвятившей себя бескорыстному служению Истине. Ещё одна великая русская женщина, Елена Ивановна Рерих, подвиг которой во имя Культуры и Знания человечеству ещё предстоит осмыслить, писала: «...Свет, принесённый Е.П.Б[лаватской], не может погаснуть, ибо он был зажжён от Великого Источника»1.
Сборник «Вестник Космической эволюции» составлен усилиями исследователей трёх стран: России, Украины и Латвии. Он выходит под эгидой Международного Центра Рерихов и Музейного центра Е.П.Блаватской и её семьи (научный отдел Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И.Яворницкого).
Научную редакцию текстов сборника выполнили доктора философских наук Ю.А.Шабанова, В.В.Фролов, доктор технических наук А.С.Пригунов.
Фотографии любезно предоставлены Музейным центром Е.П.Блаватской и её семьи, а также Санкт-Петербургским отделением Международного Центра Рерихов.
Составители настоящего издания выражают сердечную благодарность всем организациям и лицам, принимавшим участие в этом проекте, и надеются продолжить его в будущем.
Т.В.Житкова
1 РерихЕ.И. Письма. В 9 т. Т. VII. М., 2007. С.366.