Научная статья на тему 'Сверхчеловек: социальное измерение и динамика'

Сверхчеловек: социальное измерение и динамика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
949
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СВЕРХЧЕЛОВЕК / СВЕРХЦИВИЛИЗАЦИЯ / СВЕРХНАЦИЯ / ПРЕВОСХОДСТВО / ФОРМАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SUPERMAN / SUPERCIVILIZATION / SUPERNATION / SUPERIORITY / FORMATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Харченко Денис Олегович

В статье феномен сверхчеловека представлен в социальном измерении. Раскрывается социальная сущность сверхчеловека в социально-групповом, формационном и цивилизационном измерениях. Исследуется динамика сверхчеловека как социального явления. Особое внимание уделяется социальным проявлениям сверхчеловека в современном мире в контексте глобализации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the phenomenon of superman is presented in the social dimension. Social nature of a superman in the social group, formational and civilizational dimensions is revealed. The dynamics of superman as a social phenomenon is considered. Special attention is paid to social manifestations of superman in the modern world in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «Сверхчеловек: социальное измерение и динамика»

Денис ХАРЧЕНКО

СВЕРХЧЕЛОВЕК: СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И ДИНАМИКА

В статье феномен сверхчеловека представлен в социальном измерении. Раскрывается социальная сущность сверхчеловека в социально-групповом, формационном и цивилизационном измерениях. Исследуется динамика сверхчеловека как социального явления. Особое внимание уделяется социальным проявлениям сверхчеловека в современном мире в контексте глобализации.

In this article the phenomenon of superman is presented in the social dimension. Social nature of a superman in the social group, formational and civilizational dimensions is revealed. The dynamics of superman as a social phenomenon is considered. Special attention is paid to social manifestations of superman in the modern world in the context of globalization.

Ключевые слова:

сверхчеловек, человек, сверхцивилизация, сверхнация, превосходство, цивилизация, формация, глобализация; superman, man, supercivilization, supernation, superiority, civilization, formation, globalization.

ХАРЧЕНКО

Денис Олегович — соискатель Военного университета Министерства обороны РФ, г. Москва ёет-кНагсНгпко@ yandex.ru

Понятие и образ сверхчеловека прочно ассоциируются с именем творца «Заратустры» Ф. Ницше. Именно его считают пророком сверхчеловека. «Великий пророк не понятый временем» — так оценит его А.Г. Дугин1. Он же писал: «Вся философия двадцатого века будет не чем иным, как комментарием к Ницше. Он

— свидетель современности. Он — обличитель человечества. Он — пророк Будущего. Он провозгласил о Неизбежном, Необходимом, Невозможном. Он оповестил нас о приходе СВЕРХЧЕЛОВЕКА (выделено А.Г. Дугиным)»2. В то же время следует отметить, что и в отечественной, и в зарубежной философии феномен сверхчеловека исследовался в большей степени как феномен антропологический. Авторская позиция заключается в том, что данный феномен многомерен. Явление сверхчеловека имеет несколько измерений: метафизическое, религиозное, антропологическое, социальное. В рамках данной статьи акцент делается на социальном измерении сверхчеловека. И стал формироваться данный феномен задолго до Ф. Ницше. К.А. Свасьян предполагает, что Ницше мог бы подобрать это слово и из «Фауста». Действительно, в сцене «Ночь» первой части трагедии И. Гете Дух обращается к Фаусту со словами: «Ну что ж, дерзай, сверхчеловек!»3

С.Н. Булгаков отмечает, что дух сверхчеловека неразрывно связан с образом Фауста, который в своем стремлении к власти идет на сговор с мировым злом и продает душу дьяволу. А произведение И. Гете в немецкой культуре, по выражению Г. Гейне, получит название светской библии4.

Феномен сверхчеловека существовал непосредственно в культуре немецкого и шире — европейского мира. Исключительность Ф. Ницше в этом вопросе заключается в том, что он «поднял с дороги» дух сверхчеловека и стал его пророком и концептуальным выразителем.

Что же касается истоков формирования явления сверхчеловека, то это можно установить, лишь выявив его сущностные характеристики. Концепция сверхчеловека Ф. Ницше изложена во мно-

1 Дугин А.Г. Фридрих Ницше — путь к Сверхчеловеку // http://www.nietzsche. ги/геаё-2.рИр

2 Там же.

3 Гете И. В. Фауст / пер. Б.Л. Пастернака. — М., 1969, с. 51.

4 Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895—1903. — М. : Астрель, 2006, с. 485.

гих работах и письмах немецкого философа, но основные из них — «Так говорил Заратустра» и «Антрихристианин»1. Характеристика сверхчеловека Ф. Ницше дается по сравнению с человеком. Он писал, что «человек есть нечто, что должно превзойти»2. Немецкий философ сравнивает человека с обезьяной и сверхчеловеком с позиций эволюционной концепции Ч. Дарвина: «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором»3. Выставляя человека посмешищем и мучительным позором, Ф. Ницше утверждает принцип презрения вышестоящих к нижестоящим. Это поза господина над рабом.

Н.А. Бердяев следующим образом отреагировал на использование Ф. Ницше идей дарвинизма в его учении о сверхчеловеке: «Поставив грандиозную задачу идеального совершенствования человека, Ницше в то же самое время связал этический и духовный идеал сверхчеловека, идеал бесконечный, с конечным, эмпирическим и двусмысленным идеалом биологического совершенствования»4.

Если Христос как богочеловек пришел ради спасения человека, то Ф. Ницше смыслом земли провозглашает сверх-человека5 и одновременно говорит о смерти Бога6. Явление сверхчеловека и весть о смерти Бога взаимосвязаны. Одновременно Ф. Ницше проклинает всех, кто возвещает о надземных надеж-дах7. В этом его отрицание метафизики, духовного реализма. И далее он продолжает оценку человека: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что

1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Сочинения в 2 т.— М. : Мысль, 1990, т. 2, с. 5—237; он же. Антихрист. Проклятие христианству // Там же, с. 631—692.

2 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Сочинения в 2 т.— М. : Мысль, 1990, т. 2, с. 8.

3 Там же.

4 Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. — М. : Канон+, 1999, с. 370.

5 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Сочинения в 2 т.— М. : Мысль, 1990, т. 2, с. 8.

6 Там же.

7 Там же.

он переход и гибель»8. В человеке он любит гибель ради сверхчеловека. Человек — это жертва земле ради сверхчеловека. И человек должен стремиться к этой жертве и добровольной гибели, готовя землю, растения и животных к приходу сверхчеловека9. То есть, человек должен собою унавозить почву для того, что бы мог прийти сверхчеловек.

Как же характеризуется сверхчеловек? Сверхчеловек — это смысл бытия человека, «молния из темной тучи, называемой человеком»10. Сверхчеловеки сравниваются с богами11. Сверхчеловек выше обычной морали человека. Сверхчеловек

— за пределами добра и зла. Ф. Ницше пишет: «Что хорошо? — Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости. Что есть счастье?

— Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей [добродетель в стиле Ренессанс, virtu, добродетель, свободная от морали]. Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство»12. Священники и их позитивная социальная роль отрицаются, они оцениваются как «лицедеи сверхчеловеческого»13.

Ф. Ницше принцип сверхчеловека связывает с принципом власти и воли к ней. Проявление этой тенденции немецкий философ видит в макиавеллизме, источники которого, по мнению Ф. Ницше, лежат в сверхчеловеческой, божественной, трансцендентной области14.

Отношение к сверхчеловеческому у Ф. Ницше перекликается с антропологической моделью религии Л. Фейербаха и образует определенное внутреннее

8 Там же, с. 9.

9 Там же, с. 10.

10 Там же, с. 14.

11 Там же, с. 92.

12 Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Сочинения в 2 т.— М. : Мысль, 1990, т. 2, с. 633.

13 Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. — М. : Культурная революция,

2005, с. 102.

14 Там же, с. 186.

противоречие. Ф. Ницше утверждает, что поскольку всякое величие и сила воспринимались как сверхчеловеческое, как чуждое, постольку человек себя преуменьшал: он разложил две свои стороны — одну очень жалкую и слабую, другую — сильную и изумительную — на две сферы; первую он назвал «человек», вторую — «Бог»1. Данное утверждение вступает в противоречие с предыдущим: либо сверхчеловеческое трансцендентно человеческому, либо в самом человеке может развиться сверхчеловеческое.

Ф. Ницше утверждает, что есть высшие и низшие расы людей, что над людьми господами выступают высшие люди, для которых первые — только средство. Высший человек — это тот, кто устанавливает ценности на тысячелетия2. Устами Ф. Ницше озвучивается кардинальное изменение статуса человека: «Не “человечество”, но сверхчеловек — вот истинная цель!»3 Отрицание человека как цели и отношение к нему как к цели есть вполне логичное развитие всей западной цивилизации, провозгласившей принцип индивидуализма и, начиная с эпохи Ренессанса, развивавшей культ человека, человекобожие.

Итак, сущностными свойствами сверхчеловека являются следующие качества: воля к власти, право силы, превосходство, действие за пределами морали, презрение к слабым, культ человека, доведенный до религиозного поклонения, когда весь мир превращается лишь в средство воли сверхчеловека, или обожествленного человека. В этом отношении истоки сверхчеловека как антропологического и социального явления уходят в глубь веков. И его появление связано с великой трагедией человечества — распадом на Восток и Запад.

В.С. Соловьев писал: «Черезо всю жизнь человечества проходит великий спор Востока и Запада. Еще Геродот относит его начало ко временам полуисторическим: первые проявления всемирной борьбы между Европой и Азией он указывает в событиях баснословных...»4 Аналогичную позицию высказывал и немецкий мыслитель К. Риттер, когда писал, что смысл

1 Там же, с. 101.

2 Там же, с. 528-529.

3 Там же, с. 529.

4 Соловьев В.С. Великий спор и христианская

политика // Спор о справедливости. — М. : Эксмо-

Пресс; Харьков : Фолио, 1999, с. 199.

различения двух частей света, согласно сакральной географии, состоит в том, что Восток-Азия — это «страна богов», страна Солнца, а Запад-Европа — «страна людей», страна Луны5. В этом расколе Восток стал воплощать принцип божественного как основы организации общества, при этом человеческое максимально подчинялось божественному и растворялось в нем. Запад стал воплощать принцип человеческого и доводить его до абсолюта, подчиняя божественное человеческому. И как это показал В.С.Соловьев, этот принцип достигает своего предела в обожествленном человеке — в культе римского цезаря как человекобога, или сверхчеловека6. На этом принципе будет организована целая империя — Римская. Запад через империю стремился покорить Восток. Восток же покоряет Запад внутренне, распространяя в империи свои сакральные культы.

Ситуация меняется с приходом Христа, в котором воплощается синтез человеческого и божественного, а сам Христос

— богочеловек. Начинается новая фаза противостояния сверхчеловека и империи, организованной на этом принципе, против явившейся альтернативы социального развития. И принцип Христа как богочеловека, снимающий противостояние Запада и Востока, человеческого и божественного, побеждает. Это убедительно показал В. Дюрант в своей работе «Цезарь и Христос»7. На этом новом принципе богочеловеческого синтеза возникнет Новый Рим — Константинополь и византийская цивилизация. Ветхий Рим останется на Западе, и его культ человеческого до времени распадется на множество культов феодалов. В эпоху Возрождения культ человеческого начнет брать реванш. Дело завершит Реформация. На протяжении средневековья христианская мораль сдерживала буйство новых стихий. Но в протестантизме, выразителем которого и была философия И. Канта, мораль становится формальной. Ее порождает и устанавливает человек собственным разумом.

5 Риттер К. Европа. — М., 1864, с. V—VIII, 32—40.

6 Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Спор о справедливости. — М. : Эксмо-Пресс; Харьков : Фолио, 1999, с. 176.

7 Дюрант В. Цезарь и Христос. — М. : Крон-Пресс, 1995.

Как показал М. Вебер1, протестантская этика определила собой дух капитализма, в котором медленно и незаметно критерием святости становятся власть и деньги. Протестантизм — это поворот к Ветхому Завету. Поэтому в протестантизме начинают преобладать идеи избранности, превосходства и господства. Протестантские группы рассматривали себя в качестве нового Израиля, нового избранного народа, предназначенного к тому, чтобы господствовать и владеть землей и миром.

На этой волне в ходе всех европейских революций на исторической арене появляются буржуа со своей моралью и волей к власти. Много и восторженно говорят об эпохе Ренессанса, о Великих географических открытиях. Но именно с этого времени в Европе вновь расцветает рабство и расизм. Вместе с географическими открытиями начинается и активная экспансия Запада по всему миру и установление власти Запада на завоеванных территориях. Появляется новый тип государства: государство-купец2. Да и само государство меняется кардинальным образом. Оно становится инструментом экономически господствующего класса. Состоялось отчуждение государства, которое изначально возникло как социальный институт в интересах всего общества3. Запад же вступил на путь элитарности, индивидуализма, расизма. За всем этим стояли кардинальные изменения в западноевропейской цивилизации. Ф. Ницше явился выразителем предпосылок и оправдания социального расизма, т.е. превосходства

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — Ивано-Франковск : Ист-Вью, 2002.

2 Фурсов К.А. Держава-купец: отношения английской Ост-Индской компании с английским государством и индийскими патримониями. — М. : Товарищество научных изданий КМК,

2006.

3 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке,

произведенный господином Евгением Дюрингом.

— М. : Политиздат, 1966, с. 182—183.

и презрения одной социальной группы по отношению к другой.

Расизм становится формой сверхчеловека. Он станет необходим для колонизации. Адам Смит говорит о «расе рабочих», а Дизраэли — о «расе богатых» и «расе бедных». Колонизация заставила отойти от христианского представления о человеке. Западу пришлось позаимствовать идею избранного народа (культ «британского Израиля»), а затем дойти до расовой теории Гобино4.

Но где и когда формируется расизм как социальная теория и практика? «На Западе!» — отвечает А. Тойнби.

С.Г. Кара-Мурза отмечает: «Великий немецкий философ Ницше развил идею деления людей на подвиды до предела

— до идеи сверхчеловека, который освобождается от “человеческого, слишком человеческого”»5.

Особенностью современности является глобализация — интеграция человечества в планетарном масштабе на основе достижений современных средств информации и коммуникации. Но эти достижения могут использоваться по-разному.

Россия исторически стала наследницей Второго Рима и провозгласила себя Римом Третьим. Современный Запад воплощает принцип Первого Рима и его культ человекобога-сверхчеловека. Современная Россия — на распутье между Востоком Ксеркса и Востоком Христа (В.С. Соловьев). От выбора России зависит будущее не только России, но и мира. И суть этого выбора заключается в том, чтобы найти адекватное средство противостояния сверхчеловеку как принципу развития глобализации в интересах западного мира.

4 Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Т. 1. — М. : Алгоритм, 2001, с. 555.

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.