Научная статья на тему 'СВЕРХ-Я И МОРАЛИЗАЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

СВЕРХ-Я И МОРАЛИЗАЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОАНАЛИЗ / Я / СВЕРХ-Я / ОНО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / МОРАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эзри Г.К.

В статье исследуется структурное место ценностей в личности человека и их роль в психической регуляции мышления, чувствования и поведения. Показано главное различие Сверх-Я и морализации: Сверх-Я имеет свои ценности, а морализация нет (морализация защищает Я в рамках ценностей всей личности и самого Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPER-EGO AND MORALIZATION: A COMPARATIVE ANALYSIS

The article examines the structural place of values in a human's person and their role in the mental regulation of thinking, feeling and behavior. The main difference between the Super-Ego and moralization is shown: the Super-Ego has its own values, but moralization does not (moralization protects the Ego within the framework of the values of the whole person and the Ego).

Текст научной работы на тему «СВЕРХ-Я И МОРАЛИЗАЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

СВЕРХ-Я И МОРАЛИЗАЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Г.К. Эзри, старший преподаватель Амурская государственная медицинская академия Благовещенский государственный педагогический университет (Россия, г. Благовещенск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-44-48

Аннотация. В статье исследуется структурное место ценностей в личности человека и их роль в психической регуляции мышления, чувствования и поведения. Показано главное различие Сверх-Я и морализации: Сверх-Я имеет свои ценности, а морализация нет (морализация защищает Я в рамках ценностей всей личности и самого Я).

Ключевые слова: личность, психоанализ, Я, Сверх-Я, Оно, психологические защиты, морализация, личностная зрелость, целостность личности.

Вопросы морали и нравственности (личностной и социальной регуляции поведения) имеют особую актуальность и значимость для жизни человека и общества. Одним из признаков личностной зрелости является осознанность собственных ценностей. Это является одной из основ целостности личности и ее нормального психологического функционирования. Это детерминирует интерес к месту личност-нозначимых ценностей в структуре здоровой человеческой психики. Итак, целью настоящей статьи является исследование структурного места ценностей в личности человека и их роли в психической регуляции мышления, чувствования и поведения.

Целостность личности и Сверх-Я

Отечественный психолог Н.И. Козлов следующим образом охарактеризовал целостную личность. Во-первых, у такой личности в гармонии находятся телесное, душевное и духовно-нравственное начало. Во-вторых, содержание внешней деятельности и внутренней психологической жизни у целостности личности соответствуют друг другу. В-третьих, такая личность способна в критической ситуации сохранить свою жизненную стратегию, ценностные ориентации, автономию, открытость людям. В-четвертых, устойчивое мировоззрение целостной личности позволяет ей противостоят внешнему давлению. В-пятых, целостность может быть достигнута либо с помощью жестких убеждений и внешнего локуса контроля, либо за счет отсутствия конфликта между частями личности и

внутреннего локуса контроля [1]. Если переводить характеристику отечественного исследователя на психоаналитический язык, то целостность личности может быть достигнута следующими способами. Во-первых, по причине поглощения всей личности Сверх-Я (ориентация на внешние социальные требования). Во-вторых, в случае установления гармонии между Я, Сверх-Я и Оно (ориентация на внутренние требования к себе и другим).

Второй вариант цельности личности (гармония структурных элементов личности) с точки зрения психоанализа означает, что Я способно регулировать взаимодействие Я, Сверх-Я и Оно. Это ценится выше первого варианта. Как показала исследователь М.В. Голубева, взаимодействие между структурными элементами личности происходит в три этапа. Первый - на уровне Оно бессознательно актуализируются потребности. Второй этап - Сверх-Я активно препятствует удовлетворению потребностей, блокирует запретные желания, не давая им быть осознанными, результат - психическое напряжение из-за нереализованной энергии желаний. Третий - Я, чтобы избежать саморазрушения, сублимирует желания, тем самым удовлетворяя их на бессознательном уровне [2].

Психоаналитическая теория невроза, фактически, описывает ситуацию, в которой Я не может справиться с психической энергией, с определенным психическим содержанием. Психоаналитик О. Фенихель в работе «Психоаналитическая теория

неврозов» [3] выделил две причины неврозов (соответственно, обосновал два вида неврозов): психологическая травма (травматический невроз) и внутренний конфликт (психоневроз). Данная классификация позволяет понять с каким именно содержанием не смогло справиться Я (травма как внешнее воздействие или нереализованная энергия желания как результат внутренней жизни индивида).

Исследователь О. Фенихель считал, что Сверх-Я появляется из страхов наказания и утраты родительской любви. В таком случае запреты остаются эффективными даже в отсутствии родителей. В психике появился постоянный наблюдатель, предвосхищающий реакции внешнего мира (матери в первую очередь) на поведение личности. Так происходит интроекция матери в психику ребенка [3, с. 142]. Психоаналитик К. Хорни считала, что Сверх-Я вытесняет противоречащее тому, как личность хочет выглядеть в глазах окружающих. Также данная инстанция психики способна вытеснять тревогу, образуя против нее мощную защиту. Сила Сверх-Я заключается в том, что Сверх-Я обладает энергией психологического саморазрушения [4, с. 300-325]. Итак, Сверх-Я возникает как интроект матери в психике ребенка и осуществляет вытеснение запретных желаний и тревоги. То есть данная психическая инстанция позволяет человеку исполнять социальные нормы (за счет собственного неудобства) и уменьшать тревогу (это личности необходимо).

Однако спорным в психоанализе является проблема возраста установления Сверх-Я. О. Фенихель вслед за З. Фрейдом считал, что Сверх-Я - наследник Эдипова комплекса / комплекса Электры. Установление Сверх-Я означает начало латентного периода в развитии сексуальности. О. Фенихель также уточнил, что у ряда здоровых людей (часто у художников) Эдипов комплекс / комплекс Электры активен. Разница в таком случае между здоровой и невротической личностью носит количественный характер [3, с. 149].

У. Бион придерживался отличной точки зрения. По его мнению, Сверх-Я формируется у младенцев через выше обозначен-

ный механизм - происходит интроекция матери, точнее ее реакций. В зависимости от психологии матери у ребенка формируется либо «помогающее Сверх-Я», либо «Сверх-Я, разрушающее Я». Задача матери в период младенчества ребенка принимать его проекции. Если мать не способна на это, то у ребенка формируется впечатление, что мир не хочет знать ребенка и чтобы ребенок его узнал [5, с. 155].

Итак, в психоанализе существует две теории происхождения Сверх-Я - как результат формирования объектных отношений младенца с матерью и как разрешение Эдипова комплекса / комплекса Электры. В обоих случаях общим является включение в психику интроекта матери. Разница в том, что у младенца закрепляется отношение мира к нему и его отношение к миру, а у эдипизированного ребенка - сознательное и бессознательное понимание запретов. Оригинальность учения о формировании Сверх-Я во младенчестве в том, что качество (помогающее или разрушающее) зависит от способности матери к контей-нированию. Однако в обеих теориях важной оказывается способность матери к холдингу.

Говоря о происхождении Сверх-Я, необходимо отметить также следующее. Во-первых, совесть создается отказом от влечения. Первый отказ от желания создает Сверх-Я, но необходим ни один отказ для полноценного функционирования данной инстанции личности, а множество. В этой связи психоаналитик Ж. Лакан размышлял о вине за предательство желания. Во-вторых, для полноценного функционирования Сверх-Я недостаточно факта существования интроекта родителей в психике ребенка - необходим мифический Отец и факт его мифологического убийства. В-третьих, с точки зрения Ж. Лакана Сверх-Я имеет нечто общее с симптомом, регулируя отношения личности с объектом. В-четвертых, по мнению Ж. Лакана необходимо различать Сверх-Я и Идеал-Я. Идеал-Я поддерживает закон, поддерживая субъекта в его исполнении. Сверх-Я подавляет и не воодушевляет субъекта, показывая наличие дыры в законе. Сверх-Я - это закон и его разрушение. Содержа-

ние закона может переходить в симптом [6]. Исходя из приведенных фактов, можно сделать вывод о том, что Сверх-Я, не смотря на кажущуюся его простоту (если рассматривать его как запрет), представляет собой комплексное и противоречивое явление.

Сверх-Я, таким образом, во-первых, как формируется в младенчестве и в детстве, так и изменяется в течение всей жизни, во-вторых, связано как с реальными, так и с символическими родительскими фигурами, в-третьих, представляет собой запрет, который может быть разрушен.

Морализация

Морализация (как психологическая защита) представляет собой гораздо более простое явление, чем Сверх-Я. Психоаналитик Н. Мак-Вильямс отметила, что морализация как психологическая защита близка рационализации - только во втором случае личность ищет бессознательно приемлемый разумный вариант, а в первом -стремится чувствовать, что обязана следовать в избранном направлении («формировать характер»). Оправдать с помощью морализации можно фактически любые импульсы и действия вплоть до физического уничтожения людей. Морализация иногда смыкается с расщеплением, но в более развитом варианте - в таком случае морализация является следствием делением мира на плохое и хорошее и является результатом взаимодействия Я с ригидным и наказывающим Сверх-Я. Морализаторство может также смыкаться с моральным мазохизмом - в таком случае речь идет об обессивно-компульсивном характере у конкретного человека. Морализация представляет собой «зрелый» механизм психологической защиты, но она сложно поддается терапевтическому вмешательству [7, с. 165-167]. Итак, морализация, как любая другая психологическая защита, связана с Я, именно его она защищает от бессознательных импульсов. В какой степени на практике, в личном опыте, морализация не была бы похожа на действие Сверх-Я, она прямо с ним не связана, а смыкается с ним лишь в рамках феномена морального мазохизма.

Также нельзя не отметить, что Сверх-Я, в отличие от морализации, является полноценным структурным элементом личности. Сверх-Я как и другим частям личности, как считает Н. Мак-Вильямс, необходима своя психологическая гигиена. Личности необходимо хорошо относиться к своей семье, научиться управлять рисками, хорошо относиться к коллегам, быть честным [8, с. 345-352]. Эти советы психоаналитик дала для психологов, однако, как представляется, представителям другим профессий, особенно из группы «человек-человек», они тоже будут полезны. Такая гигиена не нужна психологическим защитам, т.к. они, фактически, и есть средства неосознанной гигиены Я от запретных бессознательных импульсов.

Итак, морализация, как психологическая защита, является средством «гигиены» Я, позволяющим ему взаимодействовать с запретными бессознательными импульсами. Морализация превращает запретные импульсы не просто в допустимые, а делает морально оправданными и необходимыми.

Заключение

Название статьи и ее цель специально обозначены по-разному. Противоречие, созданное таким путем, показывает, что, во-первых, ценности являются органической частью личности, во-вторых, проблема ценностей в любом случае актуализируется при исследовании Сверх-Я и морализации, в-третьих, сравнивать Сверх-Я и морализацию, имплицитно не подразумевая Я и Оно, не представляется возможным. Также невозможно обойти проблему целостности личности. Исходя из этого, чтобы сравнить Сверх-Я и морализацию, необходимо ответить на вопрос о ценностях личности.

Итак, зрелая личность гармонична и ее части не находятся в конфликте, что означает общие ценности Я, Сверх-Я и Оно или, по крайней мере, договоренность о них. Ценности зрелой личности - это в первую очередь ценности Я. В этом кроется главное различие Сверх-Я и морализации - Сверх-Я имеет свои ценности, которые формируются и меняются на протяжении всей жизни индивида, а морализация

не имеет своих ценностей (морализация защищает Я в рамках ценностей всей личности и самого Я).

При этом можно выделить еще ряд отличий. Во-первых, Сверх-Я формируется с младенческого возраста, а морализация, являясь «зрелой» психологической защитой, изначально требует некоторого уровня развитости личности. Во-вторых, Сверх-Я - часть личности (оно самодостаточно), а морализация, как и любая другая психологическая защита, лишь помогает функционированию личности (она не самодостаточна, зависит от Я). В-третьих, Сверх-Я связано с мышлением и оценкой -мысли, чувства, действия трактуются комплексно и содержательно, а при морализации фактически совершаемое лишь оправдывается моралью и нравственностью. В-

личности, а без психологической защиты (морализации) теоретически можно функционировать - весь вопрос в силе Я, его способности взаимодействовать с сильными бессознательными импульсами напрямую. В-пятых, Сверх-Я - социально значимо, т.к. оно является интроектом родителем и зарождается как первый объект объектных отношений, а морализация не имеет такого социального значения. Можно обойтись другими психологическими защитами или вообще без них. В последнем случае взаимодействие с социальными нормами и ценностями можно осуществлять с помощью Сверх-Я или сделать их частью Я. В таком случае совершать действия, думать и чувствовать можно без оправдания с помощью психологических защит.

четвертых, Сверх-Я - обязательная часть

Библиографический список

1. Козлов Н.И. Целостность личности // Психологос. 15.06.2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/celostnost-lichnosti (дата обращения 20.12.2022)

2. Голубева М.В. Ид, эго, супер-эго - теория Фрейда в психоанализе // Советы психолога. URL: https://psychologist.tips/4155-id-ego-super-ego-teoriya-frejda-v-psihoanalize.html (дата обращения 20.12.2022)

3. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. - М.: Академический проект, 2004. - 848 с.

4. Хорен К. Новые пути в психоанализе. М.: Канон+, 2014. 400 с.

5. Бриттон Р. Удержать в голове // Клинические лекции по Кляйн и Биону. Под ред. Р. Андерсона. - М.: Когито-Центр, 2012. - 192 с.

6. Напреенко Г. Сверх-Я: краткая история понятия на пути к семинару Лакана об этике // Ридинг-группа «Лакан: практика чтения». 11 ноября 2019 г. URL: https://lacan.moscow/2020/02/19/superego/ (дата обращения 20.12.2022)

7. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 480 с.

8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика. -Ижевск: ERGO, 2016. XXIV, 392 с.

SUPER-EGO AND MORALIZATION: A COMPARATIVE ANALYSIS

G.K. Ezri, Senior Lecture Amur State Medical Academy Blagoveshchensk State Pedagogical University (Russia, Blagoveshchensk)

Abstract. The article examines the structural place of values in a human's person and their role in the mental regulation of thinking, feeling and behavior. The main difference between the Super-Ego and moralization is shown: the Super-Ego has its own values, but moralization does not (moralization protects the Ego within the framework of the values of the whole person and the Ego).

Keywords: person, psychoanalysis, Ego, Super-Ego, Id, psychological defenses, moralization, personal maturity, person integrality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.