Научная статья на тему 'Сведения о природных аномальных явлениях в Закавказье, содержащиеся в армянских источниках, относящихся к периоду монгольских завоеваний и образования Золотой Орды'

Сведения о природных аномальных явлениях в Закавказье, содержащиеся в армянских источниках, относящихся к периоду монгольских завоеваний и образования Золотой Орды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЯ / ЗАКАВКАЗЬЕ / МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ / ПРИРОДНЫЕ АНОМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / БАЗА ДАННЫХ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / EURASIA / TRANSCAUCASIA / THE MONGOLIAN GAINS / THE NATURAL ABNORMAL PHENOMEN / A DATABASE / THE COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Худяков Юлий Сергеевич

В статье рассматриваются содержащиеся в различных источниках исторические свидетельства о необычных природных явлениях, наблюдавшихся в западном ареале Евразии и на сопредельных территориях в период походов монгольских войск в Среднюю Азию, Закавказье, Восточную Европу и на Ближний Восток в первой половине и середине XIII в. Собранные материалы представляют значительный интерес для создания сводной базы данных по истории необычных явлений природы и проведения сравнительного анализа с данными о природных аномальных явлениях и событиях, происходивших в развитом средневековье на территории Центральной и Восточной Азии. Проанализированные сведения имеют важное значение для реконструкции истории природных аномалий и катастроф в Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Худяков Юлий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA ON THE NATURAL ABNORMAL PHENOMENA IN TRANSCAUCASIA, CONTAINING IN THE ARMENIAN SOURCES OF MONGOLIAN GAINS PERIOD AND GOLDEN HORDE FORMATION

This article contains the historical certificates of various sources on the unusual natural phenomena observed in the western area of Eurasia and in adjacent territories, during campaigns of the Mongolian armies to the Near East, to Central Asia, Trancaucasia, the East Europe in the first half and the middle of XIII century. Collected materials represent significant interest for creation of a summary database on history of unusual natural phenomena and carrying out of the comparative analysis with data about the natural abnormal phenomena and the events happened during Middle Ages in the Central and East Asia. The analysed data have great value for reconstruction of natural anomalies history and accidents in Eurasia.

Текст научной работы на тему «Сведения о природных аномальных явлениях в Закавказье, содержащиеся в армянских источниках, относящихся к периоду монгольских завоеваний и образования Золотой Орды»

УДК 94 (5)

Ю. С. Худяков

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: [email protected]

СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ АНОМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ В ЗАКАВКАЗЬЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В АРМЯНСКИХ ИСТОЧНИКАХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПЕРИОДУ МОНГОЛЬСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ *

В статье рассматриваются содержащиеся в различных источниках исторические свидетельства о необычных природных явлениях, наблюдавшихся в западном ареале Евразии и на сопредельных территориях в период походов монгольских войск в Среднюю Азию, Закавказье, Восточную Европу и на Ближний Восток в первой половине и середине XIII в. Собранные материалы представляют значительный интерес для создания сводной базы данных по истории необычных явлений природы и проведения сравнительного анализа с данными о природных аномальных явлениях и событиях, происходивших в развитом средневековье на территории Центральной и Восточной Азии. Проанализированные сведения имеют важное значение для реконструкции истории природных аномалий и катастроф в Евразии.

Ключевые слова: Евразия, Закавказье, монгольские завоевания, природные аномальные явления, база данных, сравнительный анализ.

В историческом прошлом нашей планеты многократно происходили различные аномальные природные явления и катастрофические события, многие из которых влекли за собой различные негативные последствия для природной среды и для существования биологической жизни. Некоторые катастрофы существенным образом сказались на процессе эволюции биологических организмов [Вишневский, 2000. С. 7]. Весьма существенное воздействие оказывали природные катаклизмы на жизнедеятельность человечества на разных этапах его истории.

Историческое развитие многочисленных народов и культур Евразийского континента в древности и средние века протекало в условиях неоднократных и весьма разнообразных по своей природе изменений среды обитания, выражавшихся в колебаниях кли-

мата, необычных астрономических и атмосферных явлениях, тектонических событиях, различных флуктуациях, происходивших в растительном и животном мире и других аномалиях. Наиболее значимые для человеческих сообществ климатические изменения, проявившиеся в крупномасштабных похолоданиях и вызванных ими периодических оледенениях части северного полушария планеты или потеплениях климата, самым существенным образом повлияли на эволюцию предков человека и развитие культуры людей древнего каменного века.

По мере осознания необычности некоторых природных явлений, в особенности повлекших тяжелые негативные последствия для людей, ставших их свидетелями и невольными участниками, предпринимались попытки описания, осмысления и объясне-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 10-06-00107).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 5: Археология и этнография © Ю. С. Худяков, 2010

ния этих событий в рамках традиционного мифологического мышления [Худяков, 2009б. С. 174]. С развитием рациональных знаний и появлением письменности подобные явления стали упоминаться в летописях и исторических хрониках в череде многих иных событий политической и социальной реальности. Наличие устойчивой традиции наблюдений и фиксации аномальных природных явлений придворными астрономами и астрологами в странах Восточной Азии способствовало тому, что в китайских, корейских, киданьских и чжурчжэньских ди-настийных исторических сочинениях оказалась собрана и представлена важнейшая информация по данной тематике за достаточно длительный период древней и средневековой истории. Наиболее подробную информацию о необычных явлениях природы содержат династийные истории государств, существовавших в поздней древности, раннем и развитом средневековье на территории Корейского полуострова, Китая и Маньчжурии. Предпринятый опыт систематизации подобных сведений из летописей корейских государств Когуре, Пэкче и Сил-ла, а также киданской империи Ляо и чжур-чжэньской Золотой империи позволил создать сводную базу данных по истории природных аномалий и катастроф в данном регионе Восточной Азии на протяжении 1 200 лет - со второй половины I в. до н. э. и до начала XIII в. н. э. [Худяков, 2006; 2008; 2009а; Худяков, Борисенко, 2001]. Сравнительный анализ сведений по истории необычных природных явлений с территории разных районов наблюдений выявил особенности отбора данных о различных аномальных событиях корейскими, китайскими, киданьскими и чжурчжэньскими наблюдателями и летописцами. Изучение собранных ими материалов открыло возможность для создания сводной базы данных, прослеживания их периодичности и выявления закономерностей в повторяемости таких явлений на территории Восточной и Центральной Азии в течение всего периода наблюдений. Анализ собранных данных и выявленных долговременных тенденций позволил обеспечить возможность построения математических моделей, описывающих природные аномальные и катастрофические явления, что в перспективе должно открыть предпосылки для их экстраполяции на предстоящие десятилетия и прогнозирования

подобных событий в будущем [Борисенко и др., 2002. С. 102-110; Худяков и др., 2000. С. 25-31].

Нарушение привычного хода вещей в процессе жизнедеятельности древних и средневековых обществ в результате различных природных катаклизмов или резких социальных изменений в русле иррационального осмысления реальности, как правило, воспринималось в качестве особых предзнаменований, ниспосланных живущим людям высшими, божественными силами. В соответствии с уровнем представлений своего времени люди стремились не только дать объяснение, но и с помощью традиционных ритуалов повлиять на происходящие события, чтобы ослабить их негативные последствия для своей повседневной жизни. Нередко природные катаклизмы и события социальной реальности воспринимались в русле одного и того же жизненного процесса и оценивались с точки зрения возможных негативных последствий для современников этих явлений.

В числе крупнейших исторических событий развитого средневековья, самым радикальным образом отразившихся на жизни многих стран и народов всего Евразийского континента и оставивших огромный резонанс в исторической памяти разных этносов, были грандиозные монгольские завоевания.

Завоевание многих обширных и густонаселенных для своего времени стран оседло-земледельческой и городской цивилизации в период образования Великой Монгольской империи в начале XIII в. и сопровождавшие военные действия страшные разрушения, гибель и угон значительной части населения с мест своего прежнего обитания оставили глубокий след в осмыслении исторической реальности среди представителей разных цивилизаций Востока и Запада Евразии. Современники, ставшие свидетелями или невольными участниками этих войн и насильственных переселений - представители разных стран и народов, подвергшихся монгольским завоеваниям, нередко воспринимали такие события в качестве величайших бедствий, выпавших на долю своих этносов за весь предшествующий период их древней и средневековой истории.

В свете тяжелейших последствий подобных военно-политических событий для народов завоеванных монголами стран проис-

ходившие в это время на их территории природные аномальные явления, часть которых также имела достаточно тяжелые негативные последствия, в представлениях современников утратили свое первостепенное значение и по негативной значимости как бы отошли на второй план. В рассматриваемый исторический период подобные явления нередко воспринимались не сами по себе. Они воспринимались или в качестве особых угрожающих знамений, ниспосланных свыше в качестве предупреждения и предвосхищающих наступление грядущих крупномасштабных социальных бедствий, или оценивались как неотвратимое божественное наказание за совершенные тяжкие греховные деяния живущими в это время людьми или их предками. Вероятно поэтому в средневековых источниках первой половины и середины XIII в. сравнительно редко приводятся упоминания и описания необычных природных явлений.

Однако независимо от вероятной неполноты дошедших до настоящего времени исторических сведений, очевидно учитывавших далеко не все происходившие в реальности аномальные явления, и иррациональной оценки причин таких событий современниками, зафиксированные в источниках необычные природные катаклизмы должны представлять несомненный интерес для современных исследований в области катастрофологии и воссоздания многовековой и репрезентативной истории природных аномалий и катастроф на территории Евразийского континента. Исторические свидетельства о подобных событиях и их последствиях для населения тех районов, на территории которых они происходили, важны для сравнительного анализа с аналогичными данными с других регионов Евразии.

Имеется ряд важных свидетельств о наблюдавшейся в Закавказье череде аномальных природных явлений во время походов монгольских войск по территории этой историко-культурной области. Краткие описания и отдельные упоминания о подобных событиях содержатся в средневековых армянских источниках, в том числе в исторических сочинениях и летописях.

Описание одного из самых первых и довольно зловещих предзнаменований постигших страну бедствий содержится в сочинении XIII в. Вардана Аревелци - автора средневекового сочинения, известного в исторической науке как «Всеобщая история». В этом историческом описании

говорится, что в 1219 г., «вследствие ужасного землетрясения, обрушилась 11 января богатая церковь, бывшая в Мешкаванк, и четыре священника, служившие в то время обедню, вместе с великою жертвою принесли в жертву и себя. В продолжение целой ночи виднелась на небе копьеобразная звезда» [Из «Всеобщей...», 2008. С. 164]. По мнению этого средневекового автора, два наблюдавшихся природных явления были взаимосвязаны между собой и имели непосредственное отношение к последующим военно-политическим событиям. По его словам: «И то и другое означали нарушение мира на свете посредством неприятельского копья, что действительно и случилось» [Там же].

Согласно представлению средневекового армянского историка Вардана Аревелци, «ужасное землетрясение» и появление необычной звезды на ночном небосводе не просто предшествовали завоевательному походу монголо-татарского войска, который состоялся через два года - в 1221 г., а также привели ко всем последующим разрушениям и гибели многих местных жителей. Эти природные события спровоцировали собой «нарушение мира», одним из проявлений которого и явилось монгольское завоевание Армении и всего Закавказья.

В другой средневековой «летописи», составленной в том же XIII столетии армянским епископом Степаносом, говорится, что походам монголо-татарских войск в Закавказье предшествовало такое небесное явление, как появление кометы. Согласно утверждению этого летописца, в 669 г. армянского летоисчисления, что соответствует 1220 г. по современному григорианскому календарю, на Кавказском небосводе «появилась комета» [Из «летописи»., 2008. С. 119].

Именно после этого знамения, по представлениям летописца, «страна наша подверглась бесчисленным грабежам, безмерным страданиям», которым ее подвергли сначала хорезмийские войска, а «через 12 лет появился народ стрелков-татар» [Там же. С. 119]. Хронологический перерыв в двенадцать лет не смутил армянского епископа и летописца, который связал все эти события воедино.

С тем же 1220 г. связывает начало монгольского нашествия в Закавказье автор еще одного средневекового армянского сочинения - «Истории народа стрелков» (т. е. монголов. - Ю. Х.) - Григор Акнерци. Согласно собранным им историческим сведениям,

военным действиям монгольских войск в Закавказье предшествовали необычные небесные явления. «В те дни появилась комета, держалась несколько дней и исчезла. В те же дни случилось солнечное затмение, продолжавшееся от 6 часов дня и до 9 часов» [Григор Акнерци, 2008. С. 172]. Вероятно, в этих свидетельствах, отраженных в разных источниках, может идти речь об одном и том же небесном явлении.

Другой армянский источник, именуемый современными историками «Летопись» Се-бастаци, поскольку автор этого сочинения происходил из города Себастии, но имя его осталось не известным, свидетельствует о том, что походу монгольского войска под командованием полководца Чармагана в 1229 г. на город Гандзак (т. е. Гянжда. -Ю. Х.), завершившемуся истреблением его жителей и угоном в плен женщин и детей, «предшествовали явные знамения: земля потрескалась, и оттуда вышла черная вода, а находящееся у самого города очень высокое сосновое дерево Чандари упало и вновь встало на свое место, как прежде. Так повторялось три раза, затем оно все же упало» [Извлечения..., 2008. С. 117]. Оставляя в стороне некоторые фантастические подробности описания данного явления, свойственные мистическому восприятию действительности средневековым летописцем, можно предположить, что описанные события, такие как потрескавшаяся земля и падение векового дерева, могли быть связаны с тектоническими колебаниями, весьма характерными для сейсмоопасного региона Закавказья.

По свидетельству «летописи» епископа Степаноса, в 1239 г. «затмилось солнце, и татары захватили город Карин (т. е. Эрзе-рум. -Ю. Х.) и разрушили область», которая его окружала и была населена в тот период армянами [Из «летописи»., 2008. С. 120]. В данном случае солнечное затмение также было связано армянским летописцем с крупным военным походом монголо-татарских войск в Закавказье.

В 1251 г., по свидетельству упоминавшегося выше армянского автора Григора Ак-нерци, «в те дни появилась саранча и пожрала всю страну, так что восток и запад, объятые ужасом, со стенаниями прибегли к Богу; но милость Божья освободила страну от страшного бича, и все возблагодарили бога за спасение от такой кары» [Григор Акнерци, 2008. С. 177].

По свидетельству уже упоминавшегося выше епископа Степаноса, в 1252 г., когда

на троне великого хана в Монголии воцарился Мункэ-хан, задумавший провести поголовную перепись населения покоренных стран, на территорию Армении «пришла саранча» [Из «летописи»., 2008. С. 121]. Вполне возможно, что в этих свидетельствах, приведенных в разных исторических сочинениях, идет речь об одном и том же катастрофическом событии, которое повлекло за собой гибель урожая и лишения жителей Закавказья. Само появление саранчи соотнесено с восшествием на престол монгольского хана, который издал распоряжение о переписи населения подвластных народов с целью их обложения податями. Хотя нашествия саранчи не были связаны армянскими авторами непосредственно с монгольскими военными походами, упоминание одного из них в одном ряду со сменой правителя на престоле Великого хана и сопоставление его с планами проведения переписи свидетельствуют, что подобные события воспринимались в качестве явлений одного и того же порядка.

В упомянутом выше источнике, составленном епископом Степаносом, зафиксировано, что в 1254 г. «произошло землетрясение в Ерзнка и Себастии. В воскресенье 28 [армянского месяца] ахки (11 октября) разрушился Ерзнка, погибло 16 тысяч человек» [Извлечения..., 2008. С. 118]. В данном случае, это тектоническое явление, повлекшее за собой гибель большого количества людей, не приурочено летописцем к деяниям монгольских полководцев, поскольку оно само по себе было значительным бедствием.

В 1256 г., после смерти основателя и первого правителя Золотой Орды Бату-хана, монголо-татарское войско, относившееся к государству Иль-ханов, под предводительством Хадаха-нойона выступило в поход на город Камах, расположенный на Ближнем Востоке. Во время похода в этом районе «был страшный голод» [Там же. С. 119]. В источнике не уточняется, произошло ли это бедствие в результате действий армии Хадаха-нойона, или по каким-либо другим причинам.

По свидетельству еще одного средневекового историка - автора «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци, в 1265 г. «на небе появилось великое затмение: появилась звезда с севера, и двигалась она на восток и юг. Впереди нее были видны длинные столбообразные лучи света, но сама звезда была плохо видна и быстро двигалась. И так она была видна около месяца, затем ее вид-

но не стало, подобно хвостатой звезде, которая появляется время от времени, двигаясь с запада на север; однако эта имела длинные лучи, и день от дня лучи эти росли, пока не пропали вовсе» [Из «Истории Армении», 2008. С. 163]. Данное описание очень мало соответствует характеру небесного явления, которое можно было бы с полным на то основанием назвать «затмением». Скорее всего, в данном случае должна идти речь о необычной «хвостатой» звезде, или может быть о комете.

По сведениям проанализированных армянских средневековых источников в период монгольских завоеваний стран Восточной Европы, Кавказа и Ближнего Востока в первой половине и середине XIII в., с 1219 по 1265 г., на территории Закавказья историками и летописцами неоднократно фиксировались аномальные природные явления, часть которых имела весьма негативные и даже разрушительные последствия для хозяйственной деятельности и повседневной жизни населения тех районов, в которых эти события происходили.

Довольно значительным интересом и пристальным вниманием со стороны средневековых армянских авторов, летописцев и историков, пользовались необычные астрономические явления. Их внимание неоднократно привлекали случаи появления необычных звезд и комет и солнечные затмения. За весь период наблюдений было зафиксировано два солнечных затмения, которые состоялись в 1220 и 1239 гг. Дважды наблюдалось и появление необычных по своей конфигурации или движущихся звезд с расходящимися лучами (в 1221 и 1265 гг.). В отличие от упомянутых выше сведений, в двух разных источниках говорится о появлении на небосводе кометы, которое отнесено к 1220 г. Возможно, что оба источника зафиксировали одно и то же небесное явление. Эти необычные природные события, хотя и не приносили жителям Закавказья непосредственных негативных последствий, в силу производимого весьма значительного зрительного впечатления воспринимались ими в качестве предзнаменований грядущих бедствий, к числу которых они неизменно относили и последовавшие вскоре военные походы монгольских войск.

Вероятно, к числу наиболее серьезных природных катаклизмов, присущих такому весьма сейсмоопасному горному району, можно отнести происходившие на территории Закавказья в течение XIII столетия разрушительные землетрясения. Два наиболее

крупных и тяжелых по своим последствиям землетрясения были зафиксированы летописцами и историками с точностью до одного дня. Первое из них произошло 19 января 1219 г., а второе случилось 11 октября 1254 г. Эти два природных катаклизма повлекли за собой разрушение храмов, а также, надо полагать, жилых и хозяйственных построек, гибель большого количества людей. В одном случае в источнике названа точная цифра погибших - 16 тысяч человек, что для развитого средневековья представляется самой настоящей катастрофой. Возможно, что к числу подобных явлений должно относиться появление трещин на поверхности земли и падение векового дерева, которые были зафиксированы в 1229 г., хотя в источнике это событие не оценено в качестве землетрясения.

Тяжелые последствия для населения имели и нашествия саранчи, которые отмечены в источниках в 1251 и 1252 гг. Поскольку в них не говорится о том, что это явление повторялось два года подряд, то можно подтвердить высказанное ранее предположение, что в обоих случаях в разных сочинениях говорится об одном и том же событии, но отнесенном к двум разным годам.

В одном из источников также говорится, что на территории, попавшей в сферу наблюдения средневекового автора, в 1256 г. происходил голод. Однако был ли он вызван природными причинами, или стал результатом военных действий, из текста сочинения не вполне ясно.

Внимание к подобным явлениям было особенно акцентировано армянскими летописцами в начале 1220-х гг., когда по приказу Чингис-хана монгольские войска под командованием Субэдэй-багатура и Джэбэ-нойона в ходе завоевания государства Хорезм-шахов совершили первый поход в Закавказье и степи Восточной Европы. События конца 1220 - конца 1230-х гг. могут быть приурочены к завоевательным походам монголо-татарских войск под командованием Бату-хана в страны Восточной и Центральной Европы. Судя по сведениям источников, жителям Закавказья эти события были хорошо известны и непосредственно их также затронули. Еще одна серия наблюдений относится к середине XIII в., когда монгольскими армиями были завоеваны страны Среднего и Ближнего Востока, вошедшие затем в состав монгольского государства Иль-ханов. С этого времени в

системе монгольских государств находилась большая часть Евразии.

Сами авторы средневековых сочинений все описанные ими аномалии однозначно воспринимали не в качестве самостоятельных природных явлений и событий, а как предзнаменования свыше, которые местное армянское население должно было рассматривать в качестве предостережений о грядущих катаклизмах

Сведения армянских историков и летописцев перекликаются, хотя не вполне совпадая по времени, с некоторыми описаниями европейских авторов, также писавших о «татарской напасти», опустошившей страны Восточной и Центральной Европы в первой половине XIII в. В сочинении современника описываемых событий Фомы Сплитского, посвященном истории архиепископов городов Салоны и Сплита в Далмации, содержится описание походов монгольских войск по древнерусским княжествам и Венгрии, в котором приведено краткое описание солнечного затмения и упоминание о еще одном затмении, произошедшем за три года до описываемых событий. Об этом небесном явлении говорится: «В то время, а именно в 1241 год от воплощения, 6 октября в воскресный день снова произошло затмение, и весь свет померк, всех объял сильный ужас, как и во время того затмения, которое произошло три года назад...» [Из «Истории архиепископов»., 2008. С. 376]. Согласно уточнению комментатора текста, солнечные затмения в Юго-Восточной Европе наблюдались в этот период дважды: 2(3).УЫ239 г. и 6.XI.1241 г. [Там же. С. 376, примеч. 2]. Упоминание о затмении 1239 г. совпадает со сведениями названной выше «летописи» армянского епископа Степаноса, в которой, однако, не была отмечена точная дата произошедшего небесного явления [Из «летописи»., 2008. С. 120].

Еще одно необычное природное явление отмечено Фомой Сплитским в следующем году: «По прошествии января [1242 г.] зимняя стужа лютовала более обыкновенного, и все русла рек, покрывшись от холода льдом, открыли прямой путь врагам» (т. е. монголам. - Ю. Х.) [Там же. С. 386]. В отличие от армянских авторов сочинитель из Далмации в меньшей степени склонен видеть в происходящих событиях какие-либо знамения, хотя и отмечает «сильный ужас», обуявший жителей Юго-Восточной Европы из-за солнечного затмения, совпавшего с опустошительными походами монгольских войск.

Сопоставление сведений о необычных природных явлениях из армянских и балканских источников первой половины и середины XIII в. с данными из исторических сочинений, составленных в развитом средневековье в странах Восточной Азии, свидетельствует от том, что в отличие от корейских летописей, в которых подобные факты фиксировались целенаправленно и регулярно, киданьских и чжурчжэньских исторических хроник, где результаты таких наблюдений отмечались от случая к случаю, в рассмотренных источниках описание аномальных событий целиком и полностью подчинено объяснению причин иноземного вторжения или его отдельных эпизодов. Однако, несмотря на отрывочность приводимых сведений, лаконичность описания происходивших природных явлений и подчиненность этих данных дидактической трактовке военно-политических событий, они содержат необходимые материалы, которые позволяют оценить особенности и масштабы наблюдавшихся аномалий, а в некоторых случаях содержат указание на их точную дату.

Список литературы

Борисенко А. Ю., Худяков Ю. С., Лбов Г. С., Герасимов М. К., Бериков В. Б. Математическое выявление внутренних причинно-следственных связей природных аномалий и катастроф // Большая медведица. 2002. № 1. С.100-110.

Вишневский С. А. Импактные события и вымирания организмов // Большая медведица. 2000. № 1. С. 7-15.

Худяков Ю. С. Изучение воздействия на землю опасных космических объектов и природных аномалий в древности и средне -вековье (по материалам мифологических, исторических и археологических источников с территории Центральной и Восточной Азии) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006. Т. 5, вып. 3: Археология и этнография (Прил. 2). С. 64-74.

Худяков Ю. С. Сведения о природных аномальных явлениях, происходивших на территории Маньчжурии и Северо-Восточного Китая в конце XI - начале XIII века (по материалам «Истории Золотой империи») // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2008. Т. 7, вып. 3: Археология и этнография. С. 143-149.

Худяков Ю. С. Данные по истории природных аномальных явлений, происходивших на территории Маньчжурии и Северо-

Восточного Китая во второй половине IX -начале XII века (по материалам «Истории Железной империи») // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009а. Т. 8, вып. 5: Археология и этнография. С. 209-213.

Худяков Ю. С. Сведения о крупных землетрясениях и цунами, происходивших в древности и на рубеже средневековья в Восточном Средиземноморье // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2009б. Т. 8, вып. 3: Археология и этнография. С. 174-179.

Худяков Ю. С., Борисенко А. Ю. Материалы для создания базы данных о природных аномалиях на территории государства Дай Ляо из средневекового источника «Ци-дань Го Чжи» // Электронные библиотеки и базы данных по истории Евразии в средние века. М., 2001. Вып. 9. С. 67-86.

Худяков Ю. С., Ведерников Ю. А., Лбов Г. С., Понько В. А. Опыт разработки базы данных о земных катастрофах космического происхождения // Большая медведица. 2000. № 1. С. 24-31.

Список источников

Григор Акнерци «История народа стрелков» // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Сост. М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрчен-ко. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. С. 169180.

Извлечения из «летописи» Себастаци // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (12071266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала

правления первого суверенного хана / Сост. М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрчен-ко. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. 116-119.

Из «Всеобщей истории» Вардана Арвел-ци // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Сост. М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрчен-ко. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. С. 164168.

Из «Истории Армении» Киракоса Ганд-закеци // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Сост. М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрчен-ко. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. С. 125164.

Из «Истории архиепископов Салоны и Сплита» Фомы Сплитского // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Сост. М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрченко. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. С. 375-390.

Из «летописи» Степаноса епископа // Образование Золотой Орды. Улус Джучи Великой Монгольской империи (1207-1266). Источники по истории Золотой Орды: от выделения удела Джучи до начала правления первого суверенного хана / Сост. М. С. Гатина, Л. Ф. Абзалова, А. Г. Юрчен-ко. Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. С.119-121.

Материал поступил в редколлегию 05.05.2010

Yu. S. Khudyakov

DATA ON THE NATURAL ABNORMAL PHENOMENA IN TRANSCAUCASIA, CONTAINING IN THE ARMENIAN SOURCES OF MONGOLIAN GAINS PERIOD AND GOLDEN HORDE FORMATION

This article contains the historical certificates of various sources on the unusual natural phenomena observed in the western area of Eurasia and in adjacent territories, during campaigns of the Mongolian armies to the Near East, to Central Asia, Trancaucasia, the East Europe in the first half and the middle of XIII century. Collected materials represent significant interest for creation of a summary database on history of unusual natural phenomena and carrying out of the comparative analysis with data about the natural abnormal phenomena and the events happened during Middle Ages in the Central and East Asia. The analysed data have great value for reconstruction of natural anomalies history and accidents in Eurasia.

Keywords: Eurasia, Transcaucasia, the Mongolian gains, the natural abnormal phenomen, a database, the comparative analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.