Научная статья на тему 'Сведения о диких кошках Туркменистана (в записках исследователей XIX - начала XX В. )'

Сведения о диких кошках Туркменистана (в записках исследователей XIX - начала XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
889
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИКИЕ КОШКИ / ТИГР / ЛЕОПАРД / БАРС / ГЕПАРД / ОХОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атдаев С. Дж.

Материалы по Туркменистану XIX начала XX в. (записки исследователей, отчеты государственных и военных чиновников) содержат исключительные сведения, позволяющие всесторонне раскрыть историю края со всех без исключеня сторон. Имеются в них и данные относительно животного мира, в том числе сообщения о диких животных: тигре, барсе, леопарде, гепарде и др. Материалы, а в основе своей это данные российских исследователей, дают широкую палитру видов хищных животных семейства кошачьих. Эти сведения имеют особую ценность на фоне того факта, что некоторые из этих хищных, к сожалению, исчезли из реестра дикой фауны Туркменистана. Образ диких кошек нашел достойное отражение в культуре туркмен. С ними у людей связано множество представлений и суеверий. Эти животные были символом власти, силы и могущества. Названия диких кошек, сохранившиеся в ономатологии и часто встречаемые в этнонимах и местных топонимах, свидетельствуют о том, что образ этих величественных животных сохранился в народной памяти и занимает значительное место в культуре туркменского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information about wild cats of Turkmenistan (in the note of researchers XIX - the beginning of XX centuries)

Materials on Turkmenistan XIX early XX centuries: notes of researchers, reports of state and military officials; contain exceptional information that makes it possible to comprehensively reveal the history of the region from all, without exception, the parties. They also contain data on the animal world, in this case, reports of wild animals: tigers, leopards, leopards, cheetahs, etc. The materials, and at the core of this are the data of Russian researchers, give a wide palette of species of predatory animals of the cat family. This information is of particular value against the background of the fact that some of these predatory, unfortunately, disappeared from the register of wild fauna of Turkmenistan. The image of wild cats found a worthy reflection in the culture of Turkmen. With them, people have a lot of ideas and superstitions. These animals were a symbol of power, strength and power. The names of wild cats, preserved in onomatology, and often found in ethnonyms and local toponyms, indicate that the images of these majestic animals have firmly settled in the people's memory and occupy a sufficient place in the culture of the Turkmen people.

Текст научной работы на тему «Сведения о диких кошках Туркменистана (в записках исследователей XIX - начала XX В. )»

Раздел III

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

С.Дж. Атдаев

Институт археологии и этнографии Акалемии наук Туркменистана, Ашхабал (Туркменистан)

СВЕДЕНИЯ О ДИКИХ КОШКАХ ТУРКМЕНИСТАНА (В ЗАПИСКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XIX — НАЧАЛА XX В.)

Материалы по Туркменистану XIX — начала XX в. (записки исследователей, отчеты государственных и военных чиновников) содержат исключительные сведения, позволяющие всесторонне раскрыть историю края со всех без исключеня сторон. Имеются в них и данные относительно животного мира, в том числе сообщения о диких животных: тигре, барсе, леопарде, гепарде и др.

Материалы, а в основе своей это данные российских исследователей, дают широкую палитру видов хищных животных семейства кошачьих. Эти сведения имеют особую ценность на фоне того факта, что некоторые из этих хищных, к сожалению, исчезли из реестра дикой фауны Туркменистана.

Образ диких кошек нашел достойное отражение в культуре туркмен. С ними у людей связано множество представлений и суеверий. Эти животные были символом власти, силы и могущества. Названия диких кошек, сохранившиеся в ономатологии и часто встречаемые в этнонимах и местных топонимах, свидетельствуют о том, что образ этих величественных животных сохранился в народной памяти и занимает значительное место в культуре туркменского народа.

Ключевые слова: дикие кошки, тигр, леопард, барс, гепард, охота.

S.J. Atdaev

Institute of Archeology and Ethnography of Academy of Sciences of Turkmenistan, Ashgabat (Turkmenistan)

INFORMATION ABOUT WILD CATS OF TURKMENISTAN (IN THE NOTE OF RESEARCHERS XIX — THE BEGINNING OF XX CENTURIES)

Materials on Turkmenistan XIX — early XX centuries: notes of researchers, reports of state and military officials; contain exceptional information that makes it possible to comprehensively reveal the history of the region from all, without exception, the parties. They also contain data on the animal world, in this case, reports of wild animals: tigers, leopards, leopards, cheetahs, etc.

The materials, and at the core of this are the data of Russian researchers, give a wide palette of species of predatory animals of the cat family. This information is of particular value against the background of the fact that some of these predatory, unfortunately, disappeared from the register of wild fauna of Turkmenistan.

The image of wild cats found a worthy reflection in the culture of Turkmen. With them, people have a lot of ideas and superstitions. These animals were a symbol of power, strength and power. The names of wild cats, preserved in onomatology, and often found in ethnonyms and local toponyms, indicate that the images of these majestic animals have firmly settled in the peoples memory and occupy a sufficient place in the culture of the Turkmen people.

Keywords: wild cats, tiger, leopard, leopard, cheetah, hunting.

DOI: 10.14258/nreur(2018)l-03

С дикими кошками у людей связано множество представлений и суеверий. Эти животные были символом власти, силы и могущества. Их фигурки красовались на боевых знаменах и становились оттисками царских печатей на указах и грамотах правителей. В народных представлениях и верованиях эти животные являлись тотемными существами, защищавшими людей от различных напастей и несчастий.

Одним из самых популярных жищников в культуре тюркских народов является барс. Известно, что у древних тюрков барс считалься тотемным животным. В ранней поэзии мы находим такие строки:

Семь волков я убил — семь искусных бойцов, Но как барс, я не трогал ни барса, ни лань.

[Поэзия, 1993: 75].

Образ барса нашел достойное отражение и в культуре туркмен. В народной мифологии барс слывет самым бесстрашным животным. Считается, что сила этого зверя равна силе сорока богатырей. Барс был включен в 12-летний зодиакальный календарь туркмен. В старину говорили: «Если человек родился в год Барса, то он вырастет бесстрашным воином». У тюркских народов родившегося в этот год человека наделяли всеми повадками барса, однако ему категорически запрещалось охотиться на этого зверя. Год барса считается удачливым и счастливым для земледельцев [Гундогдыев, 2009: 22].

Барс является популярным персонажем многочисленных тюркских сказаний и героических песен, а в ряде случаев представляется прародителем тюркоязычных народов, их царем и предводителем. С этим животным связано имя легендарного богатыря Алп Эр Тонга. Махмут Кашгарли сообщал, что имя этого легендарного героя обозначает «муж — сильный как барс», а название древнего города Барсхан могло быть связано с его именем.

Покровителем ханских династий традиционно считался лев. Убийство священного льва являлось тягчайшим преступлением против самой государственной власти. Ра-шид-ад-дин часто использует яркие метафоры, с помощью которых описывается храбрость воинов: «как отважный лев, который кидается на добычу». Характеризуя богатырскую стать и силу Джочи-Касара (родного брата и верного соратника Чингисхана), он уточняет, что имя касар означает — хищный зверь. А так как Джочи-Касар был человеком «весьма сильным и стремительным, то стал обозначаться этим эпитетом» [Ермоленко, 2008: 112].

В «Книге моего деда Коркута» легендарный Салор Казан называет четыре корня своего рода, которые связаны с животными. Первым среди них называется тигр: «От самца-тигра белой скалы один мой корень». Далее следует лев: «От льва белых камышей один мой корень; твоим пегим коням он не дает останавливаться!» — говорит Салор Казан [Книга..., 1962: 98]. Инересен рассказ о храбром Бисате, вскормленном львицей. Проявив бесстрашие, достойное льва, он убивает одноглазого великана Депе-гёза и спасает огузский народ [Книга..., 1962: 152]. В эпосе «Гёр-оглы» о мужестве джигитов говорится, что они «с крыльями сокола, с сердцем льва», всегда готовые броситься на помощь Гёр-оглы «рычащие львы». Тигры и львы часто упоминаются в туркменских сказках. В некоторых из них просматриваются следы умилостивления тотема-по-кровителя, когда отец перед смертью наказывает сыновьям отдать замуж дочерей «лисице, волку и тигру» [Сакали, 1956: 51].

Семейство кошачьих Туркменистана ныне представлено такими видами: гепард (гечи гаплан, гум гапланы), леопард (аладжа гаплан), рысь {гум пишиги), камышовый кот, степной кот, каракал (гара гулак), барханный кот, манул (даг пишиги, ковук). В прежние времена здесь обитали также тигр (гаплан, пелен). Исчезнувший еще в Средние века азиатский лев в народном фольклоре сохранился под названиями: йолбарс, арслан, шер, хайдар, эсет [Демидов, 1999: 96].

В «Материалах для географии и статистике России» за 1865 г. сообщается об обитании близ Каспийского моря гепарда, а на Усть-Юрте — сервала и степной кошки — манула [Мейер, 1865: 77].

В тридцатых годах XIX столетия русский натуралист и путешественник Г. С. Карелин, совершив восхождение на Большие Балханы, указывал на обитание в этом районе «гривистого барса» (гепарда), а также манула [Рустамов, 2011: 13]. Тигр обитал в соседних приаральских степях. Сообщения об этом мы находим у А. И. Левшина: «Тигр-юлбарс, водится в южной части степей, особенно возле Аральского моря» [Левшин, 1996: 75].

По сообщениям Д. Н. Логофета, русского генерала, военного публициста и писателя, востоковеда, в долинах рек Сумбар и Чандыр «попадаются часто барсы, тигры, гепарды и различные виды диких кошек. Всё это зверь сильный, нападающий частенько на человека. Исключение из них составляют лишь гепарды... несмотря на свою довольно страшную наружность, зверь миролюбивый... барс же другое дело; с тем встречаться опасно. Иногда кинется — хоть его и не трогаешь. Бывали примеры, что сразу

из зарослей прыгнет на круп лошади. Но замечательно грациозное животное. Иногда в разъезде видишь, сидит где-нибудь на карнизе скалы, на солнце греется и даже жмурится от удовольствия. Прямо-таки на него залюбуешься... Тигры встречаются реже, да и, правда сказать, этих встреч волей-неволей опасаешься. Уж очень серьезный зверь. С ним шутки плохие выходят... При самом благоприятном случае искалечит совершенно, а то и на тот свет отправит... Силища у него огромная. Много он вреда приносит здешнему населению... Бьют их порядочно» [Логофет, 1903а: 209].

Д. Н. Логофет отмечал, что особенно много тигров обитает в камышовых зарослях реки Теджен: «На низменных долинах Теджен широко разливается и его берега покрыты древесными зарослями и камышами, являющимися местом, где привольно живут целые стада диких свиней и кабанов. Царь здешней пустыни тигр, скрываясь в этих камышах, частенько тревожит своим мурлыканием спокойную жизнь всех остальных животных» [Логофет, 19036: 214].

Далее он пишет: «Вот в особенности привольные места для тигров и пантер», — указал нам ехавший с нами есаул Н. — Тигров здесь пропасть, и правда сказать, зверь это настолько опасный, что с ним нет особенной охоты встречаться. Хотя все же из наших офицеров есть всегда желающие отправиться на тигровую охоту. Бывает, что охоты эти удачны, а иногда, коль неудача, так выходит дело совсем дрянь. У меня в прошлом году двое казаков отправились на тигра; поставили приманку в виде дохлой лошади, да и засели невдалеке. Подошел среди ночи тигр, оба заторопились, да выстрелили, плохо прицелившись, ну и поранили его. А от раненого тигра нет спасения. Страшно лютым он становится. Не успели, надо полагать, они глазами моргнуть, как он порвал их буквально в клочья. Потом долго мы его подсиживали, чтобы убить, потому что тигр, попробовавший людского мяса, прямо таки начинает охотиться на людей. И этот, пока его не убили, еще двух-трех туркмен порвал, да еще одного казака в разъезде с лошади стащил, но к счастью лишь плечо вырвал, когда схватил, ну а потом видно, чего либо испугался и бросил. Пантера тоже зверь опасный. Здесь и солдаты пограничной стражи, и казаки, пока не привыкнут, порядком в разъездах труса празднуют» [Логофет, 19036: 220, 221].

Побывавший в начале XX в. на Больших Балханах Е. Марков слышал от местных о том, что «гиены там кишат, а барсы и тигры заходят вчастую» [Марков, 1901: 193]. И. Ф. Бларамберг указывал, что, продвигаясь по Атреку, «в высоком камыше вдоль берега мы обнаружили много следов диких кабанов и даже пантер» [Бларамберг, 1978:64]. В журнале М. И. Войновича мы находим: «Плодородное качество горы (Балханской) причиною также, что на ней и около оной водятся в довольном изобилии и разные дикие звери, как то: барсы, кабаны, волки, лисицы, дикие козы, или так называемые джай-раны, и каменные бараны» [Русско-туркменские отношения..., 1963: 121]. Из записок Н. Н. Муравьева следует: «В вышеописанных горах водятся волки, лисицы, дикие козы, а иногда бывают и барсы, заходящие с Балханских гор, где, по словам жителей, их большое множество» [Русско-туркменские отношения..., 1963: 247].

По сообщению А. А. Олсуфьева, в горах Копетдага водились «гепарды, леопарды, барсы... и, наконец, даже королевские тигры» [Олсуфьев, Панаев, 1899: 59]. О тигре Олсуфьев пишет так: «Специальной, правильной охоты на тигра здесь не организовано, отчасти потому, что этот зверь является уже довольно редким гостем Копет-Да-га, а еще и потому, что мало у кого имеется столь свободного времени, чтобы тратить его на выслеживание тигра. Тигр обыкновенно обретает в камышах и густых зарослях

и только изредка разгуливает по открытым местам, встречаясь случайным путникам. Еслы вы не уверены в себе, в своем выстреле и главное полном хладнокровии, то помилуй Бог стрелять в этого свирепого из свирепейших зверей. Вообще надо заметить, что тигр редко нападает первым. Очевидцы, встречавшие его, рассказывали, что обык-новеннно он тихим шагом, величественно и как-то даже презрительно удалялся от них, изредка только оглядываясь, не посягает ли человек на его жизнь. Промах по тигру отплачивается неминуемой смертью и смертью ужасной» [Олсуфьев, Панаев, 1899:60,61].

В записках А. М. Полякова мы находим: «Часто мы с женой бывали на охоте, которую в Туркестане можно назвать богатейшей... Рыси, барсы, волки и прочие, — все это водится там в бесчисленном количестве! В бывшем Мургабском государевом имении, при станции Байрам-Али... бывал я на разных охотах, до барсов включительно» [Поляков, 2002: 526].

В журнале «Живописная Россия» за 1885 г. сообщается, что в Атрекских зарослях встречаются тигры и пантеры (леопарды). Далее мы находим: «В аму-дарьинской дельте... живут и множатся барс и тигр... дельта Аму-Дарьи представляет большие удобства для жизни тигра»; а также говорится, что «одна из местностей пустыни носит название Кифланкир (Гапдангыр), что означает — «поле тигров» [Живописная Россия, 1885: 15, 22, 122]. К тому же, согласно сообщению М. И. Иванина, в XIX в. барсы еще водились в камышовых зарослях Амударьи [Иванин, 1879: 27].

Рис. 1. Тигр при переходе через барханную полосу. (см.: [Живописная Россия, 1885])

Арминий Вамбери, венгерский путешественник, востоковед, встречал тигров на южном побережье Каспийского моря, а также на Севере Туркменистана и в приграничных районах [Вамбери, 2003: 21]. П. Лессар, ссылаясь на показания местного населе-

ния, сообщал, что они «утверждают, что в густых камышах, растущих по берегу Аму-Дарьи, водятся в большом количестве тигры» [Лессар, 1884: 207].

В приамударьинских тугаях тигры к концу XIX в. были уже истреблены. Художник Дмитриев-Кавказский во время путешествия по Амударье в 1887-1888 гг. ничего не слышал о встречах здесь с ними. В своих записях он упоминает некоего шестидесятилетнего казахского султана Арасланова, курсирующего по делам между средним течением и низовьями реки, который, будучи смелым и опытным охотником, в свое время, т. е. середине XIX в., убил 11 тигров [Дмитриев-Кавказский, 1894: 62]. H.A. Варенцов в своих воспоминаниях пишет: «Один из всадников подъехал к нам и... ответил: «Губернатор Чар-джуйского бекства, зная о вашем отъезде, поручил нам вас сопровождать и охранять, так как место, куда вы едете, глухое, где водятся тигры, кабаны...» [Варенцов, 2011: 34].

Тиры часто встречались в южных приграничных районах. Об одной подобной встрече И. Ф. Бларамбергу поведал майор Пантелеев, который сообщал, что «с удивлением увидел, как огромный тигр нес на спине лошадь, которую задрал, и, держа одну ногу в пасти, трусил к кустарнику, чтобы перенести свою добычу в безопасное место» [Бла-рамберг, 1978: 44].

Судя по записям Е. Маркова, тигры достигали больших размеров и обладали огромной силой. Автор приводит рассказ служащего железной дороги на станции Теджен: «Смотрим — здоровеннейший тигрище королевский; аршина четыре длины, бородатый такой, пушистый, — красота одно слово! — в капкан попался и ревет так, что волосы дыбом становятся. И попался-то как скверно, чуть лапу ему одну прихватило. Того и гляди, вырвется и пошел косить направо, налево... Остановились мы в шагах в пятидесяти от него и хватили все разом из семнадцати ружей. Так что ж бы вы думали? Пули уж, конечно, все в него влепились, а он прыгает и рвется, как ни в чем не бывало! Пристрелили уж его восемьнадцатою пулей, повалился наконец! Вот ведь на пулю как крепок! Упал он, лежит и не движется, а мы все труса празднуем, никто подойти не хочет, даром что ружья у всех. А ну, думается, как он очнется, да вскочит! Там после, что хочешь ему делай, а он с тебя рубашку кожаную живо снимет!.. Уж Текинец-джигит подкрался наконец к нему, увидел, что убит; тогда только и мы подойти решились. Вот я вам доложу, какая это штука! Семнадцать человек и то трусят А по ночам, так мы здесь на станции друг к другу в гости из флигеля во флигель боимся перейти, потому что тигры бродят везде, им и жилье, и дорога — все ни почем. Кто его угадает, когда он вздумает навестить нас?» [Марков, 1901: 252.253].

В материалах «Обзора Закаспийской области» имеются сообщения относительно населения Тедженского уезда, где говорится, что «некоторые из туркмен охотятся за тиграми, гепардами». Упомянуто также, что в 1885 г. капканами были пойманы «три тигра громадной величины, один из них — в 8 верстах от плотины (Кары-Бенд), а два — верстах в 15 от неё» [Обзор, 1892: 126].

У ахальских туркмен, живущих в горных районах Копет-Дага, существовали особые способы охоты на тигров и барсов, приносивших большой вред стадам мелкого и крупного рогатого скота в горах. В прежние времена наиболее распространенным приемом охоты на хищников был следующий: охотник обматывал левую руку кошмой или толстой веревкой, а в правую брал нож. Идя навстречу хищнику, охотник выставлял вперед левую руку, стараясь, чтобы зверь схватил ее зубами. В этот момент охотник наносил удар ножом зверю в сердце или живот. Иногда охотники в схватке становились жертвой хищника. Изготовлялись для хищника и большие капканы [Атаев, 1965: 12].

Если после охоты на тигрицу в руках охотников оставались тигрята, то их не оставляли на произвол судьбы и непременно забирали с собою. Описание одного такого случая мы находим в сообщении у С. Гунаропуло. Он пишет: «Капитан Малама приобрел маленького тигренка, ему была вырыта возле самой кибитки яма, 2-х сажен в диаметре и аршин глубины, где тигренок и проживал, привязанный на цепи. В мое присутствие в Ташер-Ват-Кала (Дашрабат), тигренку этому было уже три месяца, и когда кто близко приближался к его берлоге, он уже рычал, скаля при этом зубы. Как-то, выходя из кибитки, я совершенно потерял из виду опасного соседа; оступившись я полетел в ничем не загороженную яму; я услышал в эту минуту неистовое рычание зверя; но, вероятно, ошеломленный в первую минуту, он дал возможность подбежавшему в это время Дундуру помочь мне выскочить из ямы» [Гунаропуло, 1900: 580].

Тигр якро запечатлен в рисунках Н. А. Северцова и картинах Н. Н. Каразина. Последний даже отобразил хищника в своих рассказах. В них тигр обозначается словом «джул-барс», что означает дорожный барс [Каразин, 1972: 45].

Рис. 2. Казаки на охоте за тигром. Рис.Н. Н. Каразина. (см. [Карамзин, 1972: 181])

Ареал распространения тигра был обширен. Это горные районы юго-востока, юга и юго-запада Туркменистана, побережье Восточного Каспия, камышовые заросли вдоль Амударьи. Тигр обитал также на Сырдарье и в тростниковых гущах вдоль южного берега Арала. Поэтому материалы по этому району представляются нам весьма интересными и могут дать дополнительные любопытные сведения.

О пребывании тигров на Арале можно судить по рассказам Ф. Колушева. Поручик писал, что отряд охотников 5-го Туркестанского линейного батальона выступил 4-го января 1894 г. Во время охоты им удалось подстрелить одного тигра на озере Кара-Ун -гур, еще двоих на озере Бузгуль и ранить одного на озере Сызгуль. Ф. Колушев также

сообщал, что его отряд слышал крики камышовой рыси — кара-кулак. По его данным, местные жители считают тигра злым духом, а кара-кулака — добрым, предупреждающим их своим криком при приближении первого.

Поручик дополняет, что шкура тигра, его зуб, коготь или волос из усов придают их владетелю храбрость, потому считаются талисманами. Кроме того, по мнению местных женщин, если через разостланную шкуру тигра головой к солнцу перешагнуть три раза и столько же раз обойти с молитвой кругом ее, то они вылечиваются от всех женских болезней, считая в том числе и бесплодие, «и наши шкуры убитых тигров от такого лечения порядочно загрязнились» [Колушев, 1894].

В отчетах и записках путешественников сообщения о львах практически отсутствуют. Можно привести лишь упоминание об этом хищнике в материалах А. Вамбери. Последний пишет, что, пробираясь через густые заросли леса на пути к Куня-Ургенчу, путники постоянно держали оружие наготове, так как там водилось «много львов и пантер». Далее Вамбери сообщает, что в дельте Амударьи стадам овец «большой вред наносят дикие звери, особенно пантеры, тигры и львы» [Вамбери, 2003: 96,114].

Как мы видим из сообщений путешественников и материалов исследователей, на территории Туркменистана обитали различные виды хищных кошачьих. Некоторая информация об этих животных носит конкретный описательный характер, другая же имеет повествовательную форму и представлена со слов информаторов. Данный материал свидетельствует о том, что популяция хищных кошачьих на территории Туркменистана в XIX — начале XX в. была намного богаче и шире, чем в настоящее время.

Тем не менее память о свирепых хищниках сохранилась в народной памяти в форме легенд и преданий. Считалось, что хищники обладают сакральными свойствами. Эти качества часто использовались в обрядах бездетных женщин. В 1962 г. этнограф С. М. Демидов в селе Юван-Кала наблюдал у одной женщины яркую вышивку на старинном пюренджеке (халате-накидке), изготовленым в начале XX в. Вышивка несла оградительно-профилактическую нагрузку. На ней было изображено увенчанное рогами магическое дерево, справа от которого располагался барс (леопард). Считается, что когти барса — весьма эффективный амулет-оберег от «дурного глаза». Когти барса прикрепляют на спине к одежде детей. Их носят для защиты от сглаза, а также для благополучия — согап учин. Когти барса, шерсть, кончик его хвоста подвешивали к детской колыбели для предохранения ребенка от злых духов и несчастий [Демидов, 1999: 94,100].

В народе широко распространено представление о паломничестве тигров к святым местам. Среди таких мест выделяется святилище Шивлан у подножия горы Сюнт. Считается, что сюда в ночь на священные дни — среду (чаршенбе) или пятницу (анна, жума) совершает паломничество тигр, который якобы отдает дань уважения святому Шевлану, трижды обходя вокруг мазара. Иногда паломничество совершает одновременно семейная пара тигров или тигрица с тигрятами [Басилов, 1963: 147].

Другим объектом паломничества тигра называлось святилище Овез-шехид у селения Куруждей на Среднем Сумбаре. Некоторые люди полагали, что под видом вещего паломника-тигра приходил сам святой пир-покровитель, или этот тигр был им послан с определенным поручением. В Анау среди древних развалин стоит мазар Ходжа Музаффара, воздвигнутый в XIX столетии. По существующему преданию по ночам его оберегает тигр [Пугаченкова, 1959: 49].

К тахтабазарскому этрапу относится святилище Ёлбарслы. По утверждению местных жителей, здесь похоронен лев, который ранее оберегал местных жителей от различных бед. Люди в благодарность превратили это место в святилище, ныне к нему приходят исключительно женщины.

Среди амударьинских рыбаков популярна одна легенда. Однажды рыбаки тянули бечевой против течения свое суденышко. Растянувшись цепочкой, они брели вдоль берега реки. Неожиданно из камышей показался огромный тигр. Люди замерли в ужасе, ожидая смертельного прыжка хищника. Но тигр полз к людям на брюхе и смотрел на них жалкими глазами. Он вытянул переднюю лапу. Она была в крови, а в мякоти ее торчала страшная заноза. Люди вынули занозу, промыли рану аму-дарьинской водой и перевязали лапу. Тигр промурлыкал и затем исчез в камышах [Снесарев, 1972: 175].

По сообщениям ряда исследоватлей, среди предметов торговли часто фогурировали шкуры кошачьих хищников. Э. Буланжье (XIX в.), описывая базары Мерва, писал: «Рядом с дынями, персиками и другими фруктами вы видите тигровые и барсовые шкурки» [От Парижа..., 1890: 85]. По сведениям АА. Олсуфьева, самой опасной считалась охота на тигра. Охота же на «гепардов, барсов и других хищных зверей считается менее опасной, и потому на базаре вы нередко встретите шкуры этих хищников за очень небольшую цену» [Олсуфьев, Панаев, 1899: 63].

А. В. Квитка в своих записках сообщает, что по прибытии в Вами он явился к князю Шаховскому. Кибитка князя была убрана коврами, несколько тигровых шкур лежали на земле. Далее он пишет, что в районе Кизыл-Арвата (ныне город Сердар) водятся тигры и барсы [Квитка, 1883: 282, 286].

Чучела и шкуры жищных животных часто выставлялись на международных выставках. К примеру, первый экземпляр среднеазиатского тигра был представлен в 1872 г. на Московской политехнической выставке [Иверсен, 1873: 520]. На Московской выставке 11 мая 1891 г. дикие животные Закаспийской области были представлены более обширно. Это были чучела и шкуры волка, лисиц, рыси, барса, гепарда, куницы, тюленя, фазана, баклана, лебедя, нырков [Обзор, 1893: 207]. Для участия в Нижегородской выставке 1896 г. из области были направлены шкуры тигра, барса, гепарда, медведя, разных пород диких кошек, горного барана, козла, джейрана, кабана и других животных [Обзор, 1898: 71, 72].

Интересны также данные статьи Р. Рахимова, посвященной дипломатическим связям среднеазиатских ханств с Россией. По материалам этой публикации можно судить об обитании ряда хищных кошачьих в северных и восточных окраинах Туркменистана и его приграничных районах. Согласно архивным документам, в 1698 г. хивинское посольство во главе с Достек-бек-Бехадуром преподнесло Петру I в дар ряд ценных животных, а также шкуры диковинных хищников, в том числе «7 кож — рысьих» [Рахимов, 2013: 112].

Интересными представляются материалы о посольстве 1712 г. во главе с Ашурбеком. В перечне подарков числится «один прекрасный леопард» [Рахимов, 2013:115]. В этой связи уместно напомнить о первом визите в 1689 г., когда к императору был направлен Абреим Ажизов. Тогда в дар были преподнесены «2 зверя бабра» [Рахимов, 2013: 110]. Судя по тому, что в последующих списках говорится уже о кожах «бобровых», т. е. о грызунах с ценным мехом, то под словом «бабр» следует понимать именно леопарда, издавна известного в Азии под этим именем.

Полезным будет отметить и бухарское посольство во главе с Кулибеком в 1717 г. Тогда в дар были представлены «1 барс» и «1 кожа джульбарсовая» [Рахимов, 2013: 122]. Говоря о джульбарсе, Р. Рахимов отмечает, что здесь, по всей видимости, имелась в виду шкура умершего в дороге барса. Однако тот факт, что умерший барс и кожа джульбар-са указаны в списке отдельно, свидетельствует о том, что под джульбарсом следует понимать вымершего на данное время туранского (каспийского) тигра.

Однозначно утверждать, что упомянутые животные в достаточном количестве обитали в пределах Хивинского ханства, сложно, к тому же надо учесть, что этих животных могли завозить из других регионов. Здесь уместно вспомнить, что Ашурбек был отправлен с небольшим поручением «ехать в Индию для покупки попугаев и барсов» [Рахимов, 2013: 115].

Из приведенного выше материала следует, что в XIX — начале XX в. в переделах территории Туркменистана дикие кошачьи обитали в достаточном количестве. Они являлись неотъемлемой частью окружающего природного мира. В тюркоязычной среде большой популярностью пользовались имена, связанные с хищниками: Тонга-хан, Тон-га-тегин, Арслан, Елбарс, Шир, Ширли. Тигр в качестве тотема зафиксирован в названии небольшого текинского рода гаплан. С именем льва связаны гора и основанный у ее подножия город Шергала (Ширгала), который лежал на торговом пути и был известен с незапамятных времен. Названия хищников, сохранившиеся в ономатологии и часто встречаемые в этнонимах и местных топонимах, свидетельствуют о том, что образ этих величественных животных прочно сохранился в народной памяти и занимает определенное место в культуре туркменского народа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Атаев К. Охота у туркмен Ахала в конце XIX — начале XX в. // Известия АН ТССР. Сер.: Общественные науки. 1965. №5. С. 8-13.

Басилов В. Н. О пережитках тотемизма у туркмен // Труды ИИАЭ АН ТССР. Т. VII. Ашхабад, 1963. С. 135-150.

Бларамберг И.Ф. Воспоминания. М., 1978. 357 с.

Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. М., 2003. 306 с.

Варенцов H.A. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. 2-е изд. М., 2011. 848 с.

Гунаропуло С. В туркменской степи // Исторический вестник. Т. 82, № 11. 1900. С. 565-583.

Гундогдыев О. Барс — воплощение отваги и мощи земли // Возрождение. 2009. № 12. С. 22-23.

Демидов С. М. Образы Тигра, Барса и Льва в представлениях туркмен // Культурные ценности 1997-1998. СПб., 1999. С. 94-107.

Дмитриев-Кавказский Л. Е. По Средней Азии. Записки художника. СПб., 1894.115 с.

Ермоленко Л. Н. Об отзвуках героического эпоса в письменных памятниках, содержащих сведения о кочевых народах // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе: сборник статей / под ред. П. К. Дашков-ского. Вып. II. Барнаул, 2008. С.101-114.

Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Т. X / под общ. ред. П. П. Семенова. СПб. ; М., 1885.448 с.

Иванин М. И. Хива и река Аму-Дарья. СПб., 1879. 64 с.

Иверсен В. Отчет о поездке на Московскую политехническую выставку // Труды Императорского Вольного экономического общества. Т. 1. 1873. С. 507-525.

Каразин Н. Охота на тигра в русских пределах. Эпизоды из туркестанской жизни Н. Каразина // Нива. 1972. № 12. С. 180-184.

Квитка А. В. Поездка в Ахал-Теке. 1880-1881 // Русский вестник. 1883. № 5. С. 258-291.

Книга моего деда Коркута. М.; Л., 1962. 299 с.

Колушев Ф.Н. Охота на тигров // Разведчик. 1894. №219. 220 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://rus-turk.livejournal.com/128900.html/ (дата обращения: 15.11.2017).

Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Ал-маты, 1996. 656 с.

Лессар П. Заметки о Закаспийском крае и соседних странах (Поездка в Персию, Южную Туркмению, Мерв, Чарджуй и Хиву) // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. XIII. 1884. С. 161-211.

Логофет Д. Н. По Каспийскому морю и Персидской границе (Путевые очерки по Средней Азии) // Военный сборник. 1903а. №8. С. 179-220.

Логофет Д. Н. По Каспийскому морю и Персидской границе. (Путевые очерки по Средней Азии) // Военный сборник. 19036. № 10. С. 193-228.

Марков Е. Россия в Средней Азии: очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге Евгения Маркова. СПб., 1901. Т. 1. 541 с.

Мейер Л. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Киргизская степь Оренбургского ведомства. СПб., 1865.414 с.

Обзор Закаспийской области за 1892 г. Асхабад, 1893. 212 с.

Обзор Закаспийской области за 1896 г. (Приложение. Участие Закаспийской области на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде). Асхабад, 1898. 189 с.

Обзор Закаспийской области с 1882 по 1890 год. Асхабад, 1892. 270 с.

Олсуфьев A.A., Панаев В.П. По Закаспийской военной железной дороге: путевые впечатления. СПб., 1899. 228 с.

От Парижа до пределов Индии. Закаспийская железная дорога, русские среднеазиатские владения и краткий очерк Индии. М., 1890.402 с.

Поляков А. М. Записки жандармского офицера // Жандармы России. М.; СПб., 2002. С. 482-542.

Поэзия древних тюрков VI-XII веков / стихотворная реконструкция и научн. перевод И. В. Стеблевой; худож. перевод А. В. Преловского. М., 1993. С. 176.

Пугаченкова Г. А. Мечеть Анау. Ашхабад, 1959. 58 с.

Рахимов Р. Р. Дарообмен в контексте российско-хивинских и российско-бухарских связей в Петровскую эпоху // Иран-намэ. 2013. №3 (27). С. 107-129.

Русско-туркменские отношения в XVIII-XIX вв. (до присоединения Туркмении к России). Ашхабад, 1963. 585 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рустамов А. К. Животный мир Туркменистана и его охрана (на примере позвоночных животных). Ашхабад, 2011. 246 с.

Сакали М. Л. Туркменский сказочный эпос. Ашхабад, 1956. 154 с.

Снесарев Г. П. Люди и звери (этнографические поиски в области культа животных) // Советская этнография. 1972. № 1. С. 166-177.

REFERENCES

Ataev K. Okhota u Turkmen Akhala v kontse XIX — nachale XX v. [Hunting with Turkmens Akhal in the end of XIX — beginning of XX century]. Izvestiya AN TSSR. Ser. Obshchestv. Nauk [Izvestia AN TSSR. Ser. Societies. Science]. 1965. №5. Pp. 8-13 (in Russian).

Basilov V. N. O perezhitkakh totemizma u Turkmen. [On surviving the totemism of Turkmens]. Trudy instituta istorii, arkheologii i etnografii AN TSSR [Proceedings of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Academy of Sciences of the TSSR]. Vol. VII. Ashgabat, 1963. Pp. 135-150 (in Russian).

Blaramberg I.E Vospominaniya. [Memories]. M., 1978. 357 p. (in Russian).

Vamberi A. Puteshestviye po Sredney Azii. [Journey through Central Asia]. M., 2003.306 p. (in Russian).

Varentsov N. A. Slyshannoye. Vidennoye. Peredumannoye. Perezhitoye. [Heard. The seen. Conceived. Experienced]. Ed. 2. M., 2011. 848 p. (in Russian).

Gunaropulo S. V turkmenskoy stepi. [In the Turkmen steppe]. Historical Herald. Vol. 82. No.ll. 1900. Pp. 565-583 (in Russian).

Gundogdyev O. Bars — voploshcheniye otvagi i moshchi zemli. [Bars — the embodiment of courage and power of the earth]. Vozrozhdeniye [Revival]. 2009. № 12. Pp. 22-23 (in Russian).

Demidov S. M. Obrazy Tigra, Barsa i L'va v predstavleniyakh Turkmen. [Images of the Tiger, the Leopard and the Lion in the representations of the Turkmen]. Kul'turnyye tsennosti. [Cultural values 1997-1998]. St. Petersburg. The European house. 1999. Pp. 94-107 (in Russian).

Dmitriyev-Kavkazskiy L. E. Po Sredney Azii. Zapiski khudozhnika. [By Central Asia. Notes of the artist]. St. Petersburg, 1894.115 p. (in Russian).

Ermolenko L. N. Ob otzvukakh geroicheskogo eposa v pis'mennykh pamyatnikakh, soderzhashchikh svedeniya o kochevykh narodakh [On the echoes of the heroic epic in written monuments containing information about nomadic peoples]. Mirovozzreniye naseleniya Yuzhnoy Sibiri i Tsentral'noy Azii v istoricheskoy retrospektive: sbornik statey/pod red. P. K. Dashkovskogo. [World outlook of the population of Southern Siberia and Central Asia in historical retrospect: collection of articles/ed. PC. Dashkovsky]. Barnaul, 2008. Issue. II. Pp. 101-114 (in Russian).

Zhivopisnaya Rossiya. Otechestvo nashe v yego zemel'nom, istoricheskom, plemennom, ekonomicheskom i bytovom znachenii. [Our fatherland is in its land, historical, tribal, economic and everyday importance]. T.X. SPb.; M., 1885. 448 p. (in Russian).

Ivanin M. I. Khiva i reka Amu-Dar'ya. [Khiva and the Amu-Darya River]. St. Petersburg, 1879. 64 p. (in Russian).

Iversen V. Otchet o poyezdke na Moskovskuyu politekhnicheskuyu vystavku. [Report on the trip to the Moscow Polytechnic Exhibition]. Trudy Imperatorskogo Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva. [Proceedings of the Imperial Free Economic Society]. T. 1. 1873. Pp. 507-525. (in Russian).

Karazin N. Okhota na tigra v russkikh predelakh. Epizody iz turkestanskoy zhizni N. Karazina. [Hunting for the tiger in the Russian range. Episodes from the Turkestan life of N. Karazin]. Niva. 1972. № 12. Pp. 180-184 (in Russian).

Kvitka A. V. Poyezdka v Akhal-Teke. 1880-1881. [A trip to Akhal-Tek. 1880-1881]. Russkiy vestnik. [Russian Bulletin]. 1883. No. 5. Pp. 258-291 (in Russian).

Kniga moyego deda Korkuta. [The book of my grandfather Corkut]. M.; L., 1962. 299 p. (in Russian).

Kolushev F.N. Okhota na tigrov [the lieutenant. Hunting for tigers]. Razvedchik. [Scout]. 1894. №219. 220 p. Available at: https://rus-turk.livejournal.com/128900.html (in Russian).

Levshin A. I. Opisaniye kirgiz-kazach'ikh ili kirgiz-kaysatskikh gor i stepey. [Description of Kirghiz-Cossack or Kirghiz-Kaisak mountains and steppes]. Almaty, 1996.656 p. (in Russian).

Lessar R Zametki o Zakaspiyskom kraye i sosednikh stranakh (Poyezdka v Persiyu, Yuzhnuyu Turkmeniyu, Merv, Chardzhuy i Khivu). [Notes on the Trans-Caspian region and neighboring countries (Trip to Persia, South Turkmenia, Merv, Chardzhuy and Khiva)]. Zapiski Kavkazskogo otdela Imperatorskogo russkogo geograficheskogo obshchestva. [Notes of the Caucasian Department of the Imperial Russian Geographical Society]. Book XIII. 1884. Pp. 161-211 (in Russian).

Logofet D. N. Po Kaspiyskomu moryu i Persidskoy granitse. (Putevyye ocherki po Sredney Azii). [On the Caspian Sea and the Persian border. (Travel essays on Central Asia)]. Voyennyy sbornik. [Military Collection], No. 8. 1903. Pp. 179-200 (in Russian).

Logofet D. N. Po Kaspiyskomu moryu i Persidskoy granitse. (Putevyye ocherki po Sredney Azii). [On the Caspian Sea and the Persian border. (Travel essays on Central Asia)]. Voyennyy sbornik. [Military Collection], No. 10. 1903. Pp. 193-228 (in Russian).

Markov E. Rossiya v Sredney Azii Ocherki puteshestviya po Zakavkaz'yu, Turkmenii, Bukhare, Samarkandskoy, Tashkentskoy i Ferganskoy oblastyam, Kaspiyskomu moryu i Volge Yevgeniya Markova. [Russia in Central Asia Essays on the journey through Transcaucasia, Turkmenia, Bukhara, Samarkand, Tashkent and Ferghana regions, the Caspian Sea and the Volga Eugenia Markova]. In 2 volumes and 6 parts. SPb., 1901. Vol. 1. 541 p. (in Russian).

Meyer L. Materialy dlya geografii i statistiki Rossii, sobrannyye ofitserami general'nogo shtaba. Kirgizskaya step' Orenburgskogo vedomstva. Sostavil general'nogo shtaba podpolkovnik L. Meyyer. [Materials for geography and statistics of Russia, collected by officers of the General Staff. Kirghiz steppe of the Orenburg department. Lieutenant-Colonel L. Meyer composed the General Staff]. St. Petersburg, 1865.414 p. (in Russian).

Obzor Zakaspiyskoy oblasti s 1882 po 1890 god [Overview of the Transcaspian region from 1882 to 1890. Askhabad, 1892. 270 p. (in Russian).

Obzor Zakaspiyskoy oblasti za 1892 g. [Overview of the Transcaspian region for 1892]. Askhabad, 1893. 212 p. (in Russian).

Obzor Zakaspiyskoy oblasti za 1896 g. (Prilozheniye. Uchastiye Zakaspiyskoy oblasti na Vserossiyskoy vystavke 1896 goda v Nizhnem-Novgorode). [Overview of the Transcaspian region for 1896 (Appendix: Participation of the Transcaspian region at the All-Russian Exhibition in 1896 in Nizhny Novgorod)]. Askhabad, 1898.189 p. (in Russian).

Olsuf'yev A. A. i Panayev V. P. Po Zakaspiyskoy voyennoy zheleznoy doroge: Putevyye vpechatleniya [By the Transcaspian military railway: Travel impressions]. St. Petersburg, 1899. (in Russian). 228 p.

Ot Parizha do predelov Indii. Zakaspiyskaya zheleznaya doroga, russkiye sredneaziatskiye vladeniya i kratkiy ocherk Indii. Sostavleno po grafu Sholle, Edg. Bulanzhye, Bonvallo i dr. [From Paris to the limits of India. The Transcaspian railway, Russian Central Asian possessions and a brief outline of India. Compiled by Count Scholl, Edg. Boulanger, Bonvallo, and others]. M., 1890. 402 p. (in Russian).

Polyakov A. M. Zapiski zhandarmskogo ofitsera. [Notes of a gendarme officer]. Zhandarmy Rossi. [Gendarmes of Russia]. M.; St. Petersburg, 2002. P. 482-542. (in Russian).

Poeziya drevnikh tyurkov VI-XII vekov. [Poetry of ancient Turks of the VI-XII centuries]. M., 1993. 176 p. (in Russian).

Pugachenkova G. A. Mechet' Anau [The mosque of Anau]. Ashgabat, 1959. 58 p. (in Russian).

Rakhimov R. R. Daroobmen v kontekste rossiysko-khivinskikh i rossiysko-bukharskikh svyazey v Petrovskuyu epokhu. [Daroobmen in the context of Russian-Khiva and Russian-Bukharian relations in the Petrine era]. Iran-name. [Iran-Nime]. 2013. № 3 (27). Pp. 107-129. (in Russian).

Russko-turkmenskiye otnosheniya v XVIII-XIX w. (do prisoyedineniya Turkmenii k Rossii). [Russian-Turkmen relations in the XVIII-XIX centuries, (before Turkmenistan's accession to Russia)]. Ashgabat. Academy of Sciences of the Turkmen SSR. 1963. 585 p. (in Russian).

Rustamov A. K. Zhivotnyy mir Turkmenistana i yego okhrana (na primere pozvonochnykh zhivotnykh. [Fauna of Turkmenistan and its protection (on the example of vertebrates)]. Ashgabat, 2011. 246 p. (in Russian).

Sakali M. L. Turkmenskiy skazochnyy epos. [Turkmen fairy epic.]. Ashkhabad, 1956.154 p. (in Russian).

Snesarev G. P. Lyudi i zveri (etnograficheskiye poiski v oblasti kul'ta zhivotnykh). [People and animals (ethnographic searches in the field of animal worship)]. Sovetskaya etnografiya. [Soviet ethnography]. 1972. № 1. Pp. 166-177 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.