Научная статья на тему 'Сведения Мухаммада Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVI начале XVIII вв. '

Сведения Мухаммада Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVI начале XVIII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
856
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТА'РИХИ" МУХАММАДА ЮСУФА МУНШИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ШЕЙБАНИДОВ И АШТАРХАНИДОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ХАН / СУЛТАН / MUKHAMMAD YUSUF MUNSHI'S "TARIKH" / STATE STRUCTURE OF SHEYBANIDS AND ASTARKHANIDS / MACHINERY OF STATE / KHAN / SULTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саидов Абдукахор

Статья посвящена проблеме административного управления Бухарского ханства в XVI начале XVIII вв. На основе сведений автора начала XVIII в. Мухаммада Юсуфа Мунши определены роль и функция некоторых функциональных обязанностей государственного аппарата Бухарского ханства изучаемого периода. Анализ материалов автора об административном управлении государства показывает, что в XVI XVIII вв. в Мавераннахре существовала сложная и слаженная система управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mukhammad Yusuf Munshi’s Information about Administrative Structure of Bukhara Khanate in the XVI-th the Beginning of the XVIII-th Centuries

The article dwells on the problem of administrative management of Bukhara Khanate in the XVI-th the beginning of the XVIII-th centuries. Proceeding from the data of Mukhammad Yusuf Munshi, the author of the beginning of the XVIII-th century, A. Saidov determines the role and functions of certain duties in the state machinery of Bukhara Khanate referring to the period scrutinized. The analysis of the materials shows that at the time considered a complicated and perfectly regulated system of management existed in Maverannakhr.

Текст научной работы на тему «Сведения Мухаммада Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVI начале XVIII вв. »

А. Саидов

СВЕДЕНИЯ МУХАММАДА ЮСУ ФА МУНШИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ УСТРОЙСТВЕ БУХАРСКОГО ХАНСТВА В XVI - НАЧАЛЕ XVIII ВВ.

Ключевые слова: Та'р их и Муким-хани» Мухаммад Юсу фа Муниш, государственное устройство Шайбанидов и Аштарханидов, государственный аппарат, хан, султан

Вопрос о государственном устройстве Шейбанидов и Аштарханидов до настоящего времени полностью не изучен. Хотя этой проблеме посвящено много трудов, она все еще требует тщательного исследования (13,137 - 150; 3,388 - 399; 4,119 - 210; 1,146 - 178; 12,92 -103; 6,145 - 154).

В сочинении Мухаммада Юсуфа Мунши ибн Ходжа Бака -придворного историка балхского правителя Мухаммада Муким-хана (1702-1707) «Та'рихи Муким-хани» («Муким-ханской истории») (7) приведено много сведений о государственной системе в XVI - начале XVIII вв. Это сочинение в 1979 г. издано в Иране (8). Изучение и систематизация этих материалов способствуют определению структуры государственного аппарата в Бухарском ханстве изучаемого периода. В этот период существовала сложная, но в определенной степени налаженная система управления государством. Естественно, она была унаследована от предыдущих эпох, но в соответствии с местными условиями и общественно-политической ситуацией подвергалась некоторым изменениям. Главы наиболее крупных кочевых племен обычно назначались на высшие государственные должности, что способствовало большему усилению влияния племенных эмиров.

Материалы «Муким-ханской истории» показывают, что высшим должностным званием в тот период являлось ханское звание, которое носило лицо, стоявшее во главе государства (8, 34-36,50, 55, 58,61, 73,

79-83, 125-127, 185, 189-193 и др.; 9, 59, 62, 74, 92, 93, 120,122, 124, 136, 151, 159, 173, 194, 257 и др.). Свою деятельность он осуществлял посредством определенных государственных учреждений и чиновничьей иерархии.

Во времена правления Чингизидов верховная власть в государстве находилась в руках хана и являлась наследственной. Ханом можно было избрать любого из членов алтан уруга («золотого рода»), если его признавало большинство членов этого дома, и на курултае царевичей его кандидатура утверждалась. Хан имел определенные права, которые были связаны с исполнением его функций (14,66-72). Основным элементом признания хана являлось прочтение хутбы и чеканка монет на его имя.

Важное место в иерархической ступени государственного аппарата занимали султаны. По сведениям Мухаммада Юсуфа Мунши, в государстве Шейбанидов и Аштарханидов султаны сыграли большую роль. Так, должность султана при Шейбанидах носили Будак-султан (9,81; 8,48), Махмуд-султан (8,48; 9,81), Хуррамшах-султан (9,81; 8,49), Суюнчмухаммад-султан (8,49; 9,81) и др. Известными султанами Аштарханидов были сыновья Надирмухаммад-хана Хусравшах-султан, Бахрам-султан, Кутлукмухаммад-султан, Абдуррахман-султан, Касиммухаммад-султан, Аллакули-султан (9,151; 8,91) и др.

При Аштарханидах наследников престола, которые обычно правили Балхом и его областями, называли султанами.

В государственном управленческом аппарате того периода особое место занимали эмиры, которые принадлежали к знати кочевых племен. При получении более высоких чинов они сохраняли крепкие связи со своими родами и племенами. В труде Мухаммада Юсуфа Мунши приведено много сведений об эмирах, их весомой роли в общественно-политической жизни страны и их деяниях. Были и мятежные эмиры, как Баят-кара из племени алчин, который долгое время выступал против центральной власти (8,136 -139; 9,223 -227).

Попав в трудное и безвыходное положение, эмиры бежали от ханов или их наместников в свои племена, к сородичам и старались привлечь их к борьбе против последних.

В труде Мухаммада Юсуфа Мунши приводятся названия и других должностей и их носителей. Одним из таких важных чинов является накиба (араб. - предводитель, глава общины). Известным накибом того периода был Мухаммад Са'ид Ходжа (9, 206, 211; 8,

124,127). Накиб и аталык входили в число высоких чинов, и согласно церемониалу, их место находилось слева от хана. Эта должность была наследственной и принадлежала лицам сейидского происхождения. Должность накиба в начале XVII в. в Балхе в основном принадлежала потомкам Сейида Аты. Затем она перешла к потомкам Ходжи Баха ад-Дина-Накшбанди (7, лл. 2866 - 2876).

В походах хана накибы всегда находились рядом с ним и своими советами и предложениями поддерживали его. Например, при выступлении Надирмухаммад-хана против Рустам-султана и ибн Валимухаммад-хана в 1612 г. Назар-ходжа накиб в Гарчистане всячески поддерживал хана (7, лл. 1856, 2876).

В «Бухарском трактате» приведено четкое определение обязанностей накиба, согласно которому он принимает активное участие в устройстве, снаряжении и расположении войска во время похода и ведения войны (13, 140).

Другой важной должностью являлся аталык (тюрк. - аталык, атака, атабек - заступающий на место отца), о котором много сведений приводит Мухаммад Юсуф Мунши. По его сведениям, эта должность давалась самим ханом известным эмирам за их храбрость в боях и преданность по отношению к хану. Аталыки иногда считали себя самостоятельными и пытались не подчиняться правителю, как это произошло с аталыком Балха Адил-бием, который не захотел подчиниться хану и организовал войну против правителя (9,270 - 271; 8,170 - 171).

В трудах других средневековых авторов также указывается на важную роль этого чина (13,144-145). Во время правления Шейбани-дов, когда Абдулла-хан отправил малолетнего Абдулму'мина в Балх, эмир Джанкелди-бий, назначенный ему в качестве аталыка, взял в свои руки правление страной (17,л.331а). В 1015/1606 г. Валимухаммад-хан отправил пятнадцатилетнего Надирмухаммада в Балх, а тирана Шахбек-кукельташа назначил туда аталыком, который фактически правил страной и жестоко относился к населению (7,84а). Об ответственной роли аталыка в управлении государством пишет также автор «Нама-йи 'аламара-йи Надири» Мухаммад Казим (10,632).

Известными аталыками при Аштарханидах были: Махмуд-бий аталык (9, 209, 214, 223, 246, 254, 315-317, 319 и др.; 8, 124-126, 136138,150-154,158-165 200-204,221-225 идр.),Имакули-аталык(8,105,

119; 9,175,197), МухаммаджанХаджи-аталык (9,215,234; 8,130,145), Хашик-бий аталык (8, 145, 148; 9, 235, 239), Адил-бий аталык (9, 264, 266:8,166,170- 172) и др.

В общественно-политической жизни Мавераннахра изучаемого периода заметную роль играло мусульманское суннитское духовенство. Они занимали важные и ответственные посты в государственном аппарате управления. Мухаммад Юсуф Мунши приводит подробные сведения о представителях духовенства и их роли в жизни страны. Они имели огромное влияние в стране и народные массы прислушивались к ним больше, чем к правителям страны и к другим влиятельным чиновникам. Поэтому правители при выступлениях в походы или решении сложных проблем, связанных с общественно-политической жизнью страны, всегда обращались за помощью к представителям духовенства. Так, по сведениям Мухаммада Юсуфа Мунши, в борьбе за власть в Мавераннахре Имамкули-хан обращался за помощью к влиятельному шпану Ходже Хашими и при его поддержке одержал победу над своим дядей Валимухаммад-ханом (8,81 - 82; 9,134 -136).

По сообщению Мухаммада Юсуфа Мунши, роль представителей духовенства была настолько велика, что в некоторых областях и округах административная власть целиком принадлежала им. Так, в Балхе государственными делами управлял представитель духовенства, сын известного бухарского шейха Ходжа Абдували Парсаи Салих-ходжа (9, 257-258; 8, 60-161). Бадахшаном управлял Ярбек, который принадлежал к самаркандским дервишам (8,14,138; 9,225-226).

О высокой роли представителей духовенства в общественно-политической жизни страны имеются сведения и в других письменных источниках (7, лл. 1906, 2076, 2266, 242а, 250а, 259а, и др.; 13,139 - 140; 18,343; 17, лл. 556, 326 б и др.).

В государственном управлении изучаемого периода особая роль принадлежала диванбеги (перс. - тюрк. - начальник правительственной канцелярии). Во время приемов у хана диванбеги занимал место на третьей ступени (2,396). Должность диванбеги являлась второй после аталыка. По сведениям русского посла Б.А. Пазухина, побывавшего в Бухаре, диванбеги занимался также приемом и отпуском иностранных послов и после аталыка считался вторым лицом (11,49).

Иногда по поручению хана диванбеги выполнял и другие важные поручения, например, он занимался вопросами разрешения войны и мира, назначением людей на высокие государственные посты и др. (5,

61-62, 159, 223; 2,39-41 и др.).

Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что известными диванбеги Бухары и Балха являлись Абдуррахман (9,151; 8,91). Суюнч-бий (8,97; 9, 161), Али Саид-бий (9,273; 8,172,173), Масум-бий (8,221; 9, 321), и др.

Следующей должностью, которая приводится в труде Мухаммада Юсуфа Мунши, является парваначи (перс. - ханский приказчик). По сообщениям этого автора, место парваначи определено на третьем месте после аталыка и диванбеги (9,151,175,206; 8, 91, 105, 124-125). Это подтверждают также Махмуд ибн Вали (7, лл. 596, 176а, 2296 и др.) и Мухаммад Амини Бухари (5, 44, 130, 132 и др.).

По сведении Мухаммада Юсуфа Мунши, на парваначи иногда возлагали выполнение и других особо важных задач, таких как руководство большими воинскими подразделениями, организация оборонных мероприятий при осаде отдельных городов-крепостей, управление областями и др. (9,206; 8,124). Такие сведения приводят и Хафизи Таныш-и Бухари (17. л.232б), Махмуд ибн Вали (4. л. 71а, 806, 98а, 1936) и Мухаммад Амини Бухари (5, 61-62, 124, 193).

Мухаммад Юсуф Мунши пишет, что в Бухаре и Балхе эту должность выполняли Саки (8,151; 7,91), Тангри-Берды-арлат (8,105; 9,175,176), Шукур-минг (9,206; 8,124), Уз-Тимур-катаган (8,152; 9, 244) и др.

Следующей должностью, о которой пишет Мухаммад Юсуф Мунши, является дадхах (перс. - требующий правосудия, истец, обвинитель). Дадхах являлся высоким чином в иерархической ступени государства и кроме выполнения других поручений принимал прошения на имя хана и доводил до сведения просителей решения хана по данному вопросу (11,148; 16,185). В XVI-XVII вв. авторитет дадхаха в государственном управлении был очень высоким, на него возлагался, кроме всего прочего, надзор за общественным порядком. Иногда он выполнял и дипломатические поручения (1,157).

Согласно сведениям Мухаммада Юсуфа Мунши, в Балхе при Надирмухамммад-хане должность дадхаха выполнял видный эмир Мансур-ходжа, которого хан отправил во главе с посольством к Шах Джахану в Индию для установления добрососедских мирных отношений между странами (9,151; 8,91 - 92). Об этом сообщает также Махмуд ибн Вали, который был лично знаком с этим дадхахом и часто обсуждал с ним разные вопросы. По его словам, хан, прежде чем отправить какое-либо письмо или другой документ, показывал его

Мансур-ходже дадхаху и только после его контроля отправлял адресату (7, л.295а). По утверждениям этого же автора дадхаху поручалось также наведение порядка в государстве и ликвидация бунтовщиков и заговорщиков (7, л. 295а). Махмуд ибн Вали свидетельствует также о выполнении Мансур-ходжой дадхахом функции посла ко двору Шахджана и пишет, что в 1048 /1638 г. им были успешно завершены переговоры с правителем Индии о подписании мирного договора (7, лл. 2616, 271б-272а.). Весомую роль дадхаха в государственных делах подтверждает и Мухаммад Амини Бухари (5,13-14).

По словам Мухаммада Юсуфа Мунши, известными дадхахами Бухары и Балха в XVI - XVII вв. были также Бегмухаммад дурман, Абдаллах, Уткан-бий (9, 321, 323, 328; 8, 221, 223) и др.

Другой должностью в Бухарском ханстве изучаемого периода, о которой сообщает Мухаммад Юсуф Мунши, является кукельташ (тюрк. - букв, молочный брат). По его сведениям, кукельташи в управленческом аппарате Бухарского ханства имели большой почет и занимали одно из ведущих мест. Так, Шейбанид Абдалпах-хан назначил Кульбаба-кукельташа правителем Хорасана, гдетот правил двенадцать лет. Другой кукельташ, о котором сообщает Мухаммад Юсуф Мунши, был Шахбек-пуладчи, которому правитель Мавераннахра Валимухаммад-хан передал управление Балхом и поручил воспитание своих племянников Имамкули султана и Надирмухаммад-султана. Впоследствии он стал неуправляемым тираном (8,79,80; 9,132,133).

Сведения нашего автора о большом весе и влиянии кукельташа в государственном управлении подтверждают и другие авторы.

Так, о должности кукельташа в «Бухарском трактате о чинах и званиях» сообщается, что он относится к самым близким людям государя и в его обязанности входит получение сведений с территории всего государства, наведение справок о друзьях и недругах правителя, нахождение методов и средств борьбы против последних и т.д. (13,148).

О важной роли кукельташа также говорится в сочинениях «Та'рихи гузиде - Нусрат-наме» (14, л.95а) и «Хабиб ас-сияр» (18,364).

Автор «Бахр ал-асрара» Махмуд ибн Вали приводит имена ряда эмиров, которые являлись кукельташами. Так, он утверждает, что Туфан-кукельташ был назначен воспитателем малолетних царевичей Имамкули-хана и Надирмухаммад-хана. Назар

кукельташ во время правления Валимухаммад-хана выполнял обязанности аталыка Надирмухаммад-хана (7,лл.55а, 1626,164а).

В изучаемый период в управлении государственного аппарата особые поручения выполняли также чиновники более низкого ранга, в число которых входили йасаулы. По словам Мухаммада Юсуфа Мунши, йасаулы во время военных походов государей находились рядом с ними и выполняли особые поручения. Так, во время правления Бакимухаммад-хана, когда он воевал с Сефевидами в Хорасане и потерпел поражение, Хаки-йасаул как близкий человек государя спас его малолетних детей - Имамкули султана и Надирмухаммада-султана от опасности и здоровыми доставил в Мавераннахр (8,123; 9,74).

Хафизи Таныши Бухари (17,л.66б), Махмуд ибн Вали (7,л.260б) и Мухаммад Рафи' Ансари (2,90-91) также подтверждают, что йасаулы неотлучно находились рядом с ханом и безотлагательно выполняли их поручения.

По сведениям автора «Та'рихи гузиде - Нусрат-наме», при захвате тех или иных областей йасаулам поручалось оберегать население от массовых грабежей и следить за тем, чтобы военная добыча была собрана в определенном месте и доля государя отправлялась в столицу (15,лл. 866, 87а).

Следующим должностным лицом, которое упоминается в сочинении Мухаммада Юсуфа Мунши, является ишик-ага-баши (тюрк. - букв, глава старших придворных слуг). По его сведениям, эта должность в государственном управленческом устройстве занимала одно из достойных мест и на нее назначались доверенные лица государя. Многие чиновники из числа ишик-ага-баши за заслуги перед государем назначались на более высокие и ответственные должности. Так, Нияз ишик-ага-баши катаган, который в противоборстве с хивинцем Эренк-султаном при изгнании его из Бухары показал мужество и преданность, после убийства последнего в 1688 г. был назначен правителем Хорезма (9,245; 8,153).

Сообщения Мухаммада Юсуфа Мунши о важности роли ишик-ага-баши подтверждаются сведениями других авторов.

Так, в «Убайдулла-наме» приводится, что при правлении Убайдулла-хана ишик-ага-баши управлял в Бухаре туманом Каракул (5,73-75, 172).

Согласно сведениям Махмуда ибн Вали, в обязанности ишик-

ага-баши входило также выполнение функции привратников и они принимали также участие в военных походах (7, лл. 48а, 70а, 195а -1956). Это подтверждает и Хафизи Таныш-и Бухари (17, лл. 153а, 2186.).

Согласно утверждениям Махмуда ибн Вали, раньше право на занятие должности ишик-ага-баши принадлежало представителям трех племен: дурменам, кушчи и найманам. При отсутствии подходящего кандидата на эту должность из их среды это право переходило к кунгратам, буйракам и киятам (3,396).

Иногда, в особых случаях, на эту должность назначались представители других племен. Как было указано выше, эту должность занимал представитель племени катаган (9,245; 8,153). По словам Мухаммада Амини Бухари, эту должность выполнял также представитель племени кераит (5,205).

О важной роли ишика-ага-баши пишет и Мухаммад Рафи" Ансари (2,34-36).

Как пишет Б.А. Ахмедов, нарушение установленного правила о назначении ишик-ага-баши было связано с усилением или ослаблением роли племен в общественно-политической жизни страны (1,160).

Мухаммад Юсуф Мунши в числе других важных должностей в иерархической лестнице государства называет мирахура (перс. -старшего конюха, штальмейстера). По его сведениям, мирахуры являлись доверенными лицами правителей и им предоставлялись большие права. Так, когда в Хисаре среди племени юз возник раздор, то Убайдулла-хан управление этой области поручил двум своим приближенным, одним из которых являлся Халибек-мирахур (9,328329; 8,229-230). По утверждению Мухаммада Юсуфа Мунши, мирахуры иногда выполняли и другие важные поручения, как, например, защита крепостей и изгнание врагов с территории государства, как это было с Я'куб мирахуром (8,172; 9,273).

Сведения нашего автора о большой роли мирахура подтверждают и другие авторы. По сообщению Махмуда ибн Вали, количество мирахуров, работавших в ханской конюшне, было много и во главе стоял старший мирахур (4, л.302а).

По утверждению Махмуда ибн Вали, при правлении Аштар-ханидов мирахуры также сохранили свое важное положение. Так, при поездке Надирмухаммад-хана из Балха в Бухару в 1048 /1639 г. в числе сопровождающих его высокопоставленных лиц находился

также Кубад мирахур канглы (47,л.241б).

Должность кушбегн (тюрк. - начальник ханской охоты, сокольничий), по словам Мухаммада Юсуфа Мунши, в государственном аппарате также являлась ответственной. Он пишет, что кушбеги назначали на высокие должности. Так, Дервеш-кушбеги за преданность и верность Убайдулле-хану был назначен правителем Хисара (9,328; 8,230). Кушбеги в особых случаях выполняли также дипломатические функции. Так, Мухаммад Муким-хан для выражения соболезнования по случаю смерти Субханкули-хана в качестве посла отправил к Убайдалла-хану в Бухару Мухаммад-кули кушбеги (8,198; 9,309).

О значении слова «кушбеги» в письменных источниках содержатся разные сведения. Так, в сочинении Махмуда ибн Вали этот чин назван «кушчи баши» («начальник ловчих») (7, л.202а). Этот автор утверждает, что кушбеги имеет различные ранги: кушбеги всей страны, кушбеги части страны и ханский кушбеги (7,лл. 293а, 303а). Во времена правления Надирмухаммад-хана в Балхе функцию кушбеги всей страны (верховной кушбеги) выполнял Мухаммад Заманбек найман (7, л.303а).

По утверждению Мухаммада Амина Бухари, в 1709 г. в Бухаре верховным кушбеги был назначен Туракул, роль которого при поддержке Убайдаллы-хана очень возвысилась. Хан даже поручал ему жаловать чиновников чинами и должностями. (5,214). Это свидетельствует о том, что верховный кушбеги занимал важное место в управлении государственным аппаратом.

При успешном выполнении особых поручений и проявлении преданности государю кушбеги мог назначаться на более высокие должности. Так, по утверждению Махмуда ибн Вали, Ураз-бий кушбеги за честную и добросовестную службу был назначен Надирмухаммад-ханом на должность аталыка, а затем и правителем области Термез. Позже он стал диванбеги всего Балха (7 лл. 293а-293б).

Мухаммад Юсуф Мунши сообщает также и о других чинах, существовавших в государственном аппаратеШейбанидов и Аштар-ханидов, таких как токсаба (9,223-227; 8,136-139), бакаул (8,170-172; 9,170-173), дасгарханчи (9,271; 8,171), китабдар (8,165; 9,264) и др.

Сопоставление материалов Мухаммада Юсуфа Мунши об административном управлении государства с другими письменными источниками подтверждает, что в XVI -XVIII вв. в Мавераннахре существовала сложная и в определенной степени слаженная система

управления, и его сведения об этом являются верными, в связи с чем ■заслуживают внимания исследователей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Ахмедов, Б.А. История Балха (XVII - первая половина XVIII вв.) / Б. А. Ахмедов. - Ташкент, 1982.

2.Ансари, Мухаммад Рафи'. Дастур ал-мулук (Устав для государей). / М.Р. Ансари; предисловие, перевод, примечания и указатели А.Б. Вильдановой. - Ташкент: Фан, 1991.

3.Бартольд, В.В. Собр. соч.: Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII веке / В.В. Бартольд // Т. 2. - Ч. 2. - М.: Наука, 1964.

4.Бартольд, В.В. Собр. соч.: Отчет о командировке в Туркестан (летом 1902 г.) / В.В. Бартольд. - Т. VIII. -М: Наука, 1973.

5.Бухари, Мир Мухаммад Амин. Убайдулла-наме / Мир Мухаммад Амин Бухари; пер. с тадж. с примеч. A.A. Семенова. - Ташкент, 1957.

6.Камол, X. История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в МавераннахриХорасан(ХУ1в.)/ХамзаКамол. -Душанбе: Дониш, 2012.

7.Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар / Махмуд ибн Вали И Фотокопия рукописи библиотеки. - Индиа Офис № 575.

8.Мунши, Мухаммад Юсуф. Муким-ханская история / М.Ю. Мунши; пер. с тадж. предисл. примеч. и указ. проф. A.A. Семенова. - Ташкент, 1956.

9.Мунши, Мухаммад Юсуф. Тазкираи Муким-хани /М.Ю. Мунши; предисл. и коммент. Фаришта Саррофон. - Тегеран: Мероси мактуб, 1380 х.ш.

10.Мухаммад - Казим. Наме-йи "аламара-йи Надири/ М.Казим; изд. текста, предисл., и общ. ред. НД. Миклухо-Маклая; указ. и аннотир. оглавление ОД. Щегловой. Т. I-II. -М.: Наука, 1965.

11. Наказ Борису и Семену Пазухиным, посланным в Бухару, Балх и Юргенчъ, 1669 г.; под ред. А. Н. Труворова // Русская историческая библиотека. - Т. 15. -СПб., 1894.

12.Саидов, А. Политическое и социально-экономическое положение Бухарского ханства в XVII - первой половине XVIII вв. / А. Саидов. -Душанбе: Дониш, 2010.

13.Семенов, A.A. Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре // СВ. Т. V. -M.-JI., 1948.

14.Султанов, Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана / Т.И.Султанов. - Алматы: Дайк-Пресс, 2001.

15.Та"рихи гузиде - Нусрат-наме / Иссл., кригич. текст, аннотир. оглавление и таблица сводных оглавлений A.M. Акрамова. - Ташкент, 1967.

16.Ханыков, Н.А. Описание Бухарского ханства / Н.А'^аныков. -СПб., 1843.

П.Хафизи Таныш. Абдаллах-наме / Хафизи Таньпп. Рук. ИВ АН РУ № 2207.

18.Хондемир. Хабиб-ус-сияр / Хондемир; под ред. Джалалуддина Хумайи. Т. III. - Тегеран, 1380 х.ш. (2002).

Сведения Мухаммада Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVI- начале XVIII вв.

А. Саидов

Ключевые слова: «Та'рихи» Мухаммада Юсуфа Мунши, государственное устройство Шейбанидов и Аштарханидов, государственный аппарат, хан, султан

Статья посвящена проблеме административного управления Бухарского ханства в XVI - начале XVIII вв. На основе сведений автора начала XVIII в. Мухаммада Юсуфа Мунши определены роль и функция некоторых функциональных обязанностей государственного аппарата Бухарского ханства изучаемого периода. Анализ материалов автора об административном управлении государства показывает, что в XVI -XVIII вв. в Мавераннахре существовала сложная и слаженная система управления.

Mukhammad Yusuf Munshi 'v Information about Administrative Structure of Bukhara Khanate in the XVI-th - the Beginning of the XVIII-th Centuries

A. Saidov

Key words: Mukhammad Yusuf Mimshi's "Tarikh " state structure of Sheybanids and Astarkhanids, machinery of state, khan, sultan

The article dwells on the problem of administrative management of Bukhara Khanate in the XVI-th — the beginning of the XVIII-th centuries. Proceeding from the data of Mukhammad Yusuf Munshi, the author of the beginning of the XVIII-th century, A. Saidov determines the role and functions of certain duties in the state machinery of Bukhara Khanate referring to the period scrutinized. The analysis of the materials shows that at the time considered a complicated and perfectly regulated system of management existed in Maverannakhr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.