Научная статья на тему 'СвДП в оппозиции - время программного обновления?'

СвДП в оппозиции - время программного обновления? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тамм Саша

Tamm S. Die FDP in der Opposition Zeit der programmatischen Regeneration?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СвДП в оппозиции - время программного обновления?»

С. Тамм*

СвДП в оппозиции -время программного обновления?

Р

и ведение

Своими экономическими и политическими успехами страны - члены ЕС не в последнюю очередь обязаны либеральным принципам: правовой государственности, открытому обществу и рыночному хозяйству. Эти принципы и поныне принадлежат к программам либеральных партий. Однако политический успех либералов в своих собственных странах не всегда равноценен успеху их принципов. Проблема заключается в том, что либеральные партии почти всегда -«программные» партии1. Отсюда и все их трудности. Во-первых, основополагающие требования либеральной идеологии давно уже стали общим достоянием всех демократических партий и не разделяются разве что ультралевыми и ультраправыми силами. В силу этого нередко говорится, что либералы

* Tamm S. Die FDP in der Opposition - Zeit der programmatischen Regeneration?

1 «Программная» партия (в отличие от лидерских, клиентурных, профессионально-электоральных и т.д.) в европейской традиции - партия, стоящая на прочных мировоззренческих (идеологических) позициях, находящих выражение в ее политических программах. - Прим. ред.

153

стали жертвами успеха своих идей и утеряли свою роль в современной партийной системе.

Во-вторых, либеральные партии, даже если и приходят к власти, то, как правило, в коалициях, в которых они к тому же нередко играют роль младшего партнера. Это типично, например, для СвДП, всю свою историю проведшей в качестве коалиционного партнера. В таких условиях сложно реализовать собственные программы, что ведет к потере доверия со стороны избирателей этой партии.

В-третьих, важнейшими темами нынешней политической борьбы являются проблемы борьбы с безработицей, будущего систем социального обеспечения, вопросы государственной задолженности, налоговой политики. Как раз в этих сферах политики программные установки либералов чаще всего расходятся с господствующим в населении мнением. Поэтому их нередко обвиняют в антисоциальной ориентации их политики, в деградации до уровня партий для «лучше зарабатывающих». Ситуация эта является не в последнюю очередь результатом проблемы, присущей большинству современных демократий: массовые (так называемые «народные»2) партии все чаще ориентируются на сиюминутные интересы электората.

Все эти три пункта типичны для СвДП. В силу этого небезынтересно будет проанализировать, каким образом эта партия, оказавшись с приходом к власти в 1998 г. «красно-зеленой» коалиции СДПГ и Союза 90/Зеленых в оппозиции, попыталась использовать это время для обновления, причем именно в качестве «программной» партии.

1. Прощание с властью

Партия немецкого либерализма, СвДП, участвовала почти во всех правительствах Федеративной Республики Германии. В послед-

2 В традиционном понимании «народные» партии стремятся быть представителями интересов как можно большего числа граждан. Их не следует путать с «популистскими» партиями. В современной немецкой традиции «народными» обозначают себя крупные демократические «программные» партии, такие как СДПГ, ХДС, ХСС, подразумевая под «народностью» как свою массовость, так и программные установки. -Прим. ред.

154

ней консервативно-либеральной коалиции под руководством канцлера Гельмута Коля она находилась у власти 16 лет. Потеря власти знаменовала новую веху в истории партии, но дала в то же время шанс для обновления либерального профиля, во многом утерянного в годы пребывания в коалициях с СДПГ и ХДС/ХСС.

В годы своего пребывания у власти СвДП нередко воспринималась как «довесок» к старшему партнеру по коалиции. В последние годы правления консервативно-либеральной коалиции ей уже не удавалось ни выразить достаточно четко свою позицию, ни тем более реализовать ее3. В обществе опять возобновились дискуссии, сопровождавшие (более или менее интенсивно) все политическое существование СвДП, начиная с момента ее основания: дискуссии о том, нужна ли вообще эта партия. Причина оживления этих споров заключалась в том, что роль СвДП как младшего коалиционного партнера с воссоединением Германии и с усилением и постепенной программной переориентацией партии Зеленых (объединившихся с группой ГДР-овских оппозиционеров Союз 90) оказалась поставленной под вопрос.

Уже в 1996 г. исследователи констатировали: «Вне всякого сомнения, большинство граждан ФРГ списали СвДП в архив. И правда, трудно представить себе, чтобы эта партия могла иметь политическое будущее... Она давно уже перестала быть самостоятельным политическим фактором. Если либералов не будет, кто станет жалеть о них?»4.

Однако уже в последние годы пребывания у власти в партии начались процессы программного обновления, которые можно было рассматривать как подготовку к грядущему с полной очевидностью пребыванию в оппозиции. Программная переориентация была не в последнюю очередь связана с личностью тогдашнего генерального секретаря и нынешнего федерального председателя СвДП Гвидо Вестервелле. Она может быть охарактеризована как возвращение к единому пониманию

3 Dittberner J. Die FDP: Geschichte, Personen, Organisation, Perspektiven. - Wiesbaden, 2005. - S. 102 ff.

4 Lösche P., Walter F. Die FDP: Richtungsstreit und Zukunftszweifel. - Darmstadt, 1996. -

S. VII.

155

политики, поскольку за годы пребывания СвДП в коалиции с ХДС партия приобрела славу «экономических либералов». Эта концентрация на вопросах экономической политики началась в преддверии смены правящей коалиции от СДПГ к ХДС/ХСС в 1982 г. Характеристика внутрипартийной ситуации того времени как «власти экономических либералов» во многом верна, хотя и не совсем исчерпывающая. И тем не менее в общественном восприятии она запечатлелась значительно сильнее, нежели различные программные вопросы, поднимаемые партией в своих официальных документах.

«Висбаденские основы» стали попыткой создать и представить на суд общественности либеральную модель государства и общества, с тем чтобы продемонстрировать наличие у СвДП четкого политического профиля независимо от того, с какой из больших «народных» партий она вступит в политическую коалицию.

2. Висбаденские основы

Документ «Висбаденские основы» был принят 24 мая 1997 г. на федеральном съезде СвДП в Висбадене. С тех пор он является основой политической работы либералов. Он символизируют прощание с правительством Гельмута Коля, хотя в своей практической деятельности СвДП сохраняла лояльность этому правительству вплоть до его последних дней5. Позже эта лояльность оценивалась многими членами партии как ошибка. В особенности согласие на реформу страхования по уходу за больными и престарелыми привело к тому, что вера избирателей в рыночную направленность стратегии СвДП пошатнулась. В вопросах же, находящихся вне сфер экономической и финансовой политики, партии предстояло заново утверждаться в общественном мнении.

В первой, короткой главе «Висбаденских основ» под несколько длинным заголовком «СвДП несет ответственность за то, что было, что есть и что будет» СвДП еще раз напоминает о своей

5 FDP-Bundesvorstand: Wiesbadener Grundsätze. Für die liberale Bürgergesellschaft:. Beschlossen auf dem Bundesparteitag der FDP am 24. Mai 1997. - http://www.fdp-bundesverband.de/pdf/wiesbadg.pdf

156

ведущей роли в политической истории ФРГ, дистанцируясь в то же время от так называемой «политики услуг», которую она противопоставляет идее «общества ответственности». Под «политикой услуг» разумеется зависимость политических решений от интересов определенных социальных групп. «Каждая профессиональная группа получает свои, особые удобства, каждое изменение жизни сопровождается государственной страховкой. Государство становится агентством, обслуживающим интересы различной клиентуры и страхующим от случайностей жизни»6. Государственная задолженность и растущее бремя налогов -неотъемлемые следствия обслуживания государством групповых интересов. Констатируется, что государство не может сдержать свои обещания и возлагает груз решения проблем на грядущие поколения.

В этой главе кратко излагается та либеральная альтернатива, которая подробнее описывается в последующих частях документа. Ее суть - личная ответственность граждан и индивидуальная свобода. СвДП определяет себя как партию, которая может идти этим путем - «в открыттое гражданское общество»7. Дистанция от политики обслуживания групповых интересов для либеральной партии важна, но в то же время и проблематична. СвДП традиционно представляет интересы самостоятельных предпринимателей, в том числе мелких и средних. И у этой группы избирателей тоже есть свои групповые интересы, как и у всех, чьи доходы лежат выше среднего уровня. Партии придется решать это противоречие. Шаг в эту сторону быпл сделан в Висбаденской партийной программе.

В следующей ее части кратко описываются философские основы современного либерализма. Сначала подчеркивается тесная взаимосвязь между свободой и ответственностью, являющаяся, с одной стороны, основой любого либерального мышления и, с другой стороны, особо важная для Германии, ибо именно в немецких внутриполитических дебатах либералов упрекают в индивидуализме

6 FDP-Bundesvorstand: Wiesbadener Grundsätze. Für die liberale Bürgergesellschaft. Beschlossen auf dem Bundesparteitag der FDP am 24. Mai 1997. - S. 3.- http://www.fdp-bundesverband.de/pdf/wiesbadg.pdf

7Ibid. - S. 4.

157

и эгоизме. Подчеркивается, что либералы хотят общества, покоящегося на личной ответственности граждан. Чрезмерная государственная опека разрушает готовность граждан нести ответственность. «Либералы делают ставку на дееспособных граждан, а не на опеку и руководство. Либералы требуют от граждан большего, потому что они им больше доверяют»8. Верность принципам рыночного хозяйства и открытого общества провозглашается под заголовком «Свобода - это разнообразие». Общественная свобода неотделима от экономической. Основа благосостояния и прогресса - соревнование и личная деятельность каждого. Тема продолжена в главе «Свобода - это прогресс», где СвДП дистанцируется от распространившегося в широких слоях немецкого общества, особенно у людей «левой» политической ориентации, «регрессивных» настроений. В конце констатируется, что либерализм - перспективная политическая установка. Изображение СвДП как партии оптимизма наблюдалось -в сочетании с серьезными программными установками - и в предвыборной борьбе 2005 г.

Третья часть носит название «Либеральное гражданское общество и в демократическом гражданском государстве». Здесь еще раз подчеркивается важность добровольной активности граждан и гражданской ответственности. В особенности значимым для либеральной программатики провозглашается принцип субсидиарности. Он превращается в ту меру, которой либералы мерят немецкие дискуссии о федерализме, равно как и европолитику. В «Висбаденских основах» он, кроме того, применяется и к коммунальной политике: «В общинах могут быть найдены лучшие рецепты для преодоления местных проблем»9. Принципиальное отличие от других партий, также ссылающихся на принцип субсидиарности в своих программах, заключается в том, что либералы не просто предлагают переложить на общины больше ответственности, но и требуют, чтобы общинам для этого было предоставлено больше финансовой автономии. После конкретизации идеи гражданского общества, в том числе и современной иммиграционной политики, следует призыв к возможно более широкому распространению частной

8Wiesbadener Grundsätze/FDP-Bundesvorstand (Hrsg.). - Ibid. - S. 6.

9Ibid. - S. 12.

158

собственности путем участия рабочих в капитале предприятий. Этому участию в собственности СвДП отдает предпочтение в значительно большей степени, нежели праву соучастия рабочих в деятельности предприятия на базисе профсоюзов. Критика в адрес профсоюзов проявляется у СвДП все сильнее, немалую роль сыграла она и в ее предвыборной борьбе в 2005 г.

После выступления в пользу информационного общества и объяснений, что это такое, а также повторения иных, уже известных либеральных позиций, как, например, требование более широкого участия граждан в политике и укрепления правовой государственности, следует глава «Либеральное социальное государство», подвергшаяся впоследствии серьезной критике общественности. Всего лишь на двух страницах здесь излагается проект радикальнейшей реформы существующего в ФРГ социального государства. Социальное обеспечение должно концентрироваться только на действительно нуждающихся. Его целью должно быть не перераспределение доходов, а возвращение затронутых нуждой в трудовую жизнь. Действенность социальных мер должна быть повышена, а бюрократия, разросшаяся в системах социального обеспечения, сокращена.

Эта глава встретила двойственную реакцию. Ее интерпретация рядом СМИ, нередко достаточно злая, привела к тому, что в глазах многих СвДП лишь укрепила свой имидж «социально холодной партии». С другой стороны, было признано, что СвДП является единственной партией, которая предложила хоть в какой-то мере логичную и своеобразную концепцию преодоления нынешних проблем социального государства.

Значительное место в «Висбаденских основах» занимают пассажи об ответственности за будущие поколения10. Они изложены в последней части. Сначала СвДП призывает к «экологическому рыночному хозяйству». Хотя СвДП значительно сильнее ориентируется на рынок и личную ответственность и в значительно большей мере имеет в виду экономические выгоды, нежели, например, Зеленые или иные немецкие партии, она тем не менее старается приспособиться к господствующему в обществе мнению. На уровне «справедливости поколений» либералы

10 Wiesbadener Grundsätze/FDP-Bundesvorstand (Hrsg.). - Ibid. - S. 28 ff.

159

возвращаются к экономической аргументации, указывая на растущую государственную задолженность и изображая ее как огромную и несправедливую нагрузку для грядущих поколений, угрожающую будущему страны. И тем не менее, указывают либералы, любая попытка сократить государственные расходы сопровождается протестами затронутых социальных групп.

До выборов 1998 г. «Висбаденские основы» не получили серьезного политического резонанса. СвДП не удалось изменить господствующее в обществе мнение о себе. Скорее даже наоборот. Как верно отметил политолог Ханс Форлендер, «СвДП не удалось изменить сложившееся впечатление, так что ее принятая на партийном съезде в Висбадене программа о разгосударствлении и индивидуальной ответственности в итоге была интерпретирована как программа десолидаризации общества и социальной холодности. Программа отчасти говорила противоположное, но это не дошло до общественности»11. До сегодняшнего дня «Висбаденские основы» получают положительные отзывы лишь у экспертов. Критикуют же их за (неизбежную для любого программного документа) нечеткость и отсутствие конкретных предложений. Например, о них говорят, как о чем-то, стоящем «над политической реальностью»12. Однако внутри партии они были приняты практически без возражений. Тот факт, что их воздействие на общественность оказалось незначительным, не удивляет - это судьба партийных программ, за пределами своих партий, как правило, не читаемых. Тем важнее было для СвДП конкретизировать свою программу на уровне реальной, практической политики.

3. Основные программные документы СвДП после 1998 г.

Программная работа СвДП, осуществляемая на базисе «Висбаденских основ», имела своим следствием разработку ряда реформ в различных сферах политики. Свое предварительное завершение она нашла перед выборами в Бундестаг в 2005 г. Здесь

11 Vorländer H. Die FDP nach der Bundestagswahl 1998: Koalitionspartei im Wartestand? //Niedermayer O.: Die Parteien nach der Bundestagswahl 1998. - Opladen, 1999.

12 Dittberner J. Die FDP. Geschichte, Personen, Organisation, Perspektiven. - Wiesbaden, 2005. - S. 349.

160

будут представлены лишь те из предложений СвДП, которые получили резонанс в обществе и важны для понимания происходящих в партии изменений.

Политика по регулированию рынка занятости, экономическая и налоговая политика

В вопросах экономической и налоговой политики либералы издавна считаются экспертами. Последним большим проектом, связанным с СвДП (министр экономики был членом этой партии), явилась приватизация Немецкой почты и телекоммуникации. Важнейшей проблемой для Германии с начала 90-х годов является растущая безработица, достигшая в 2005 г. пятимиллионной отметки. В силу этого экономическая и налоговая политика рассматривалась, прежде всего, как средство для сокращения количества безработных.

Либералы рассматривали тему безработицы с точки зрения среднего сословия, с одной стороны, являющегося одной из важнейших групп избирателей в Германии, с другой - одним из самых значительных работодателей. Важной дискуссионной темой было создание так называемого «тарифного картеля» и разросшаяся власть профсоюзных функционеров. СвДП требовала передать решения о тарифных договорах в компетенции предпринимателей и ослабить право участия наемных рабочих в наблюдательных советах предприятий13.

Снижение налогов является важнейшей темой либеральной политики. СвДП предлагает «ступенчатый» тариф. Доходы, не подлежащие налообложению, не должны превышать 7500 евро. Для доходов, превышающих эту планку, устанавливается три различных тарифа: 15% для доходов до 15 тыс. евро, 25 - для доходов до 40 тыс. евро и 35% - для доходов свыше 40 тыс. евро. Причем супружеская пара с двумя детьми платит налоги, лишь если их доходы достигают 30 тыс. евро14. Примерно таким же важным, как простые налоговые тарифы, является и почти полный

13 Arbeitsplätze schaffen. Machtkartelle aufbrechen. Beschluss des Bundesparteitages der FDP 2004 // Wechsel-Lexikon. Deutschland erneuern von A-Z / FDP-Bundesvorstand. - Berlin, 2005. - S. 133ff

14 Solms H. O. Liberale Reform der direkten Steuer. - Berlin, 2005.

161

отказ от всяческих исключений. Джунгли немецкого налогового права с их бесчисленными «особыми правилами» давно уже считаются серьезнейшим тормозом экономического развития. Налоговая модель СвДП, связанная с именем Германна Отто Солмса, получила относительно позитивный резонанс в кругах экспертов и политической общественности. Однако отказ от многочисленных исключений и льгот, получаемых теми или иными профессиональными группами, может оказать негативное воздействие на избирателей. Поэтому СвДП и предложила ступенчатый тариф, а не единый налог для всех (так называемый Flat-Tax), давно уже введенный в ряде стран и более соответствующий либеральным принципам.

В какой мере СвДП все еще продолжает учитывать интересы определенных групп избирателей, показывает ее не особенно последовательная позиция в вопросах сокращения и отмены аграрных субсидий. СвДП хочет их реформировать, но отнюдь не желает их отмены. Так же и в вопросах принудительного членства в Торгово-промышленной палате СвДП стоит на позициях компромисса. Подобный курс - причина внутрипартийных разногласий, особенно между старыми и молодыми политиками, стоящими на радикально-либеральных позициях.

И наконец, следует остановиться на еще одном вопросе экономической политики - инновационной стратегии. Здесь курс СвДП значительно более радикален, нежели у остальных немецких партий. Так, например, она выступает за отмену государственных барьеров, сдерживающих исследования в сфере био- и генных технологий и предлагает использовать этот исследовательский потенциал в целях усиления германских позиций на мировом рынке.

Социальная политика

Социальная политика наряду с политикой регулирования рынка труда является центральной темой общественных дебатов. Подавляющему большинству людей понятно, что социальное страхование в его нынешних формах не имеет перспектив. Эти формы не отвечают нынешней демографической ситуации (увеличению доли людей старшего поколения), и, более того,

162

способ их финансирования приводит к удорожанию труда в Германии. Кроме того, немецкая социальная система сложна и бюрократична. СвДП выступает за возможно большую индивидуальную ответственность и четкие рамки, ограничивающие государственное вмешательство и гарантирующие в то же время минимальное обеспечение. Суть этой стратегии можно пояснить на двух особенно типичных примерах - требования приватизации больничного страхования и концепции «гражданских денег».

Либеральная концепция полной приватизации больничного страхования привлекла к себе внимание общественности и вызвала бурю споров15. Проблема больничного страхования особо актуальна в Германии, поскольку высокие взносы в обязательное больничное страхование16 (около 14% брутто-дохода наемных трудящихся) существенно ухудшают позиции Германии в условиях международной экономической конкуренции. СвДП предложила приватизировать обязательные страховые кассы и приравнять их к уже существующим частным кассам, в которых застрахованы предприниматели, лица свободного труда и наемные трудящиеся с высоким уровнем доходов. Взносы должны варьироваться не в зависимости от доходов, а в зависимости от индивидуального риска страхуемого. При этом минимальная страховая защита, обеспечивающая самое необходимое, должна предлагаться всеми кассами, без проверки страхуемого. Кроме того, обеспечивается свобода выбора касс. Лица, не имеющие возможности платить даже минимальные взносы, получают от государства средства для их уплаты. Взносы за детей берет на себя государство. Кроме того, все страховые кассы обязываются откладывать часть средств для обеспечения страхуемого с наступлением старости. Тем самым предполагается хотя бы частично преодолеть проблемы,

15 Privater Krankenversicherungsschutz mit sozialer Absicherung für alle - die auf Wettbewerb gegründete liberale Alternative: Beschluss des 55. Bundesparteitages der FDP Dresden 2004// Wechsel-Lexikon: Deutschland erneuern von A-Z. FDP-Bundesvorstand. - Berlin, 2005. -S. 278ff.

16 В Германии существует закон об обязательном больничном страховании для определенных категорий лиц (в том числе наемных трудящихся с невысокими доходами). Общества, страхующие граждан в рамках этого закона, называются «законными больничными кассами» (gesetzliche Krankenkassen), в отличие от «частных касс». Система обязательного страхования является предметом постоянных дискуссий. - Прим. ред.

163

грядущие в связи со сложившейся в Германии демографической ситуацией. По мере старения населения растут расходы на здравоохранение. В нынешней системе этот груз просто перекладывается на грядущие поколения.

Предложенная либералами система радикальна и в условиях нынешнего общественного мнения вряд ли имеет шансы быгть полностью реализованной в ближайшее время.

Другой вклад либералов в социально-политическую дискуссию - это так назыываемые «гражданские деньги». Все финансируемые государством за счет налогов социальные услуги должны быгть сведены воедино в виде своего рода «отрицательного налога на доход»17. Граждане, доходы которых превышают определенную планку, платят налоги, не достигающие ее - получают средства от государства. Тем самым должен быгть положен конец перераспределению денег из одного кармана граждан в другой, неизбежный в условиях, когда более ста финансируемых за счет налогоплательщиков социальных услуг регулируются более чем тридцатью учреждениями. Таким образом, даже низкооплачиваемая работа, непопулярная в Германии в силу нынешней системы социального обеспечения, станет привлекательной для граждан18. Эта простая и - с либеральной точки зрения - очень справедливая система практически не в состоянии пробить путь в реальную политику. Причина в том, что даже руководящие либеральные деятели до сих пор не проявляли достаточной последовательности в отстаивании этой концепции и в ее презентации общественности.

Гражданские права и внутренняя политика

После того как по результатам опроса членов СвДП она дала согласие на так назыываемое «великое подслушивание» (согласие, стоившее министерского поста тогдашнему либеральному

17 О теоретических основах см. подробнее: Friedman M., Friedman R. Was getan werden muss //Lesebuch der liberalen Sozialpolitik / Sascha Tamm (Hrsg.). - St. Augustin, 2004. - S. 65ff.

18 Das Liberale Bürgergeld: aktivierend, einfach und gerecht. Beschluss des 56. Bundesparteitages der FDP, Köln 2005 // Wechsel-Lexikon: Deutschland erneuern von A-Z / FDPBundesvorstand. - Berlin, 2005. - S. 233ff.

164

министру юстиции Сабине Лёйтхойзер-Шарегбергер), партия практически исчезла из всех общественно-политических дебатов, касавшихся прав граждан и защиты их от государственного шпионажа19. Опрос членов партии показал также, что тема гражданских прав была не так актуальна и важна для рядовых партийцев, как еще пару десятилетий назад. Тем самым СвДП приблизилась к позициям больших партий, утеряла в то же время свой важнейший политический признак. Влияние либеральных защитников гражданских прав в партии ослабло, на первый план выдвинулись «экономические либералы». Позиции, сданные СвДП, были тут же заняты правозащитниками иного характера -Союзом 90/Зелеными.

Лишь на партийном съезде в Кёльне в мае 2005 г. партия вновь обратилась к теме гражданских прав, призвав усилить былой имидж СвДП как «партии права»20. Этому решению предшествовала интенсивная и противоречивая внутрипартийная дискуссия. По мере пребывания в оппозиции СвДП постепенно дистанцируется от некоторых из тех своих позиций, которые она занимала в годы нахождения в правительстве. Наряду с критикой государственного наблюдения за гражданами СвДП делает и конкретные предложения по улучшению правового контроля за «наблюдательской» деятельностью государства и его способами получения информации. Впрочем, за исключением важного и актуального, особенно для избирателей СвДП, требования восстановления тайны банковских вкладов, возобновление ориентации СвДП на вопросы правовой политики прошло мимо внимания широкой общественности.

19 «Великим подслушиванием» (Großen Lauschangriff) в Германии называется комплекс всеобъемлющих мер по наблюдению за гражданами (в том числе прослушивания телефонных переговоров) в целях борьбы с криминальными структурами и терроризмом. В ФРГ оно было введено в январе 1998 г. («Закон о борьбе с организованной преступностью»). Правительство пыталось ввести его и раньше, но безуспешно в силу сопротивления министра юстиции, бывшей членом СвДП. В 1995 г. СвДП провела опрос своих членов, в процессе которого 63% высказались за «великое подслушивание», после чего министр ушла в отставку. Весной 2004 г. Конституционный суд ФРГ квалифицировал этот закон как «противоречащий Конституции». - Прим. ред.

20 Liberale Innen- und Rechtspolitik sichert Bürgerrechte! Beschluss des 56. Ordentlichen Bundesparteitages der FDP, Köln 2005 / FDP-Bundesvorstand (Hrsg.): Wechsel-Lexikon. Deutschland erneuern von A-Z. - Berlin 2005. - S. 305ff.

165

Внешняя политика

По существующей в ФРГ традиции младший партнер по коалиции предлагает в правящий кабинет министра иностранных дел. Этот пост связан с высоким авторитетом и, соответственно, с вниманием широкой общественности. Так, Ганс Дитрих Геншер вошел в историю Германии и послужил для многих избирателей идентификационной фигурой, побудившей их отдать свои голоса СвДП.

Однако если партия находится в оппозиции, ей чрезвычайно сложно продемонстрировать свою точку зрения по вопросам внешней политики, не говоря уже о том, чтобы их реализовать. СвДП всегда выступала за внешнюю политику партнерства и равновесия. Находясь в оппозиции, она старается значительно сильнее, нежели в годы нахождения у власти, очертить свой внешнеполитический профиль партии, выступающей в поддержку прав человека и защиту демократии. Поэтому она постоянно критиковала политику «красно-зеленого» правительства по отношению к Китаю и России, как обусловленную экономическими интересами и недостаточно ориентированную на борьбу за соблюдение прав человека в этих странах.

4. Программы и политическая реальность

Программное обновление партии - это только основа для улучшения позиций партии во внутриполитической партийной конкуренции. Программные позиции должны разделяться членами партии и достигнуть потенциальных избирателей. Это происходит лишь когда программа может быть «переведена» в четкие, доходчивые положения. И представлены они должны быть лидерами, способными убедить избирателей в своей правоте. После того как старое поколение либеральных лидеров, олицетворяемое графом Отто Ламбсдорффом и Гансом Дитрихом Геншером, сошло с политической сцены, в СвДП возник дефицит лидерства. Руководитель партии Клаус Кинкель, занимавший пост министра иностранных дел в консервативно-либеральной коалиции Гельмута Коля, не идентифицировался в глазах избирателей с либеральной политикой и с СвДП. Его наследник Вольфганг Герхард, обладая четким либеральным профилем (как

166

показала его последующая деятельность в роли председателя фракции СвДП в Бундестаге), не смог объединить партию на единых позициях.

В ходе работы в коалиционном правительстве для маленьких партий черезвычайно важно показать избирателям, что даже в качестве «младшего партнера» они обладают собственной позицией и возможностями ее реализации. На конечной фазе консервативно-либеральной коалиции СвДП этого уже не удавалось. С тех пор как «естественный» авторитет, связанный с постом министра иностранных дел, уже не мог подкрепить позиции СвДП, а именитые старые либералы отошли от дел, проблема лидерства стала насущной. За быстрым восхождением нынешнего руководителя партии Гвидо Вестервелле, чье имя связывалось с программным обновлением партии, последовал такой же быстрый конфуз в ходе предвыборной борьбы 2002 г., когда партия злоупотребила элементами политического шоу с целью привлечения к себе групп, далеких от политики21 и поставила важнейшей целью достижение 18% голосов взамен обычных 6-7%. Полученный было прирост голосов быстро сошел на нет, не в последнюю очередь после того, как партии пришлось - уже на конечной фазе предвыборной борьбы - дистанцироваться от автора кампании «18%», зам. председателя партии Юргена Мёллеманна22. Трудности возникли и со стратегическими позициями партии - ее привычная «независимая» позиция, в старой ФРГ помогавшая ей соблюдать дистанцию по отношению к обеим большим «народным» партиям, не срабатывала в условиях нараставшей поляризации между красно-зеленым и буржуазным лагерем. На выборах 2002 г. партия получила 7,4% голосов - больше, чем на выборах 1998 г., но все же недостаточно.

21 Vorländer H. Aufstieg und Niedergang einer Spaßpartei: die FDP nach der Bundestagswahl 2002 // Die Parteien nach der Bundestagswahl 2002 / Niedermayer O. (Hrsg.). - Opladen, 2003.

22 Юрген Мёллеманн, председатель Германско-арабского общества стартовал спорную кампанию, выданную им за «преодоление табу» и приведшую к конфликту с популярным юристом и телеведущим Мишелем Фридманном. - Прим. ред.

167

Следует, впрочем, отметить, что избирателей, ориентирующихся не на лидера, а на содержательные аспекты политики СвДП, становится все больше. Это важно для долгосрочного существования партии. В предвыборной борьбе 2005 г. многие проблемы были преодолены. СвДП выступила на стороне ХДС/ХСС, исключив возможность коалиции с «левыми» силами. И тем не менее борьба, в высшей степени поляризованная и ориентированная на лидеров, оказалась трудной для партии, вновь, несмотря на хорошие результаты, оставшейся в оппозиции.

5. Выводы

Программатика СвДП отвечает большинству тех качеств, которые ожидают от современной либеральной партии, стоящей на позициях индивидуальной ответственности, свободного рыночного хозяйства и открытого общества. Это признают и ее критики. Тем самым СвДП продолжает ту традицию «программной» партии, которая с самого начала была присуща ей, невзирая на все исторические изменения - пусть в различной степени, - в том, что касалось способности реализовать свои установки. Исследователи констатируют: «Во всех фазах своего развития СвДП обладает стабильным программным профилем. Рыночное хозяйство, гражданские права и социальная ответственность занимают ведущее место во всех программах»23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы СвДП удалось уточнить свой профиль и укрепить в обществе свою репутацию партии, стоящей на позициях рыночного хозяйства. Особенно позитивный резонанс вызвали ее предложения по реформе налоговой политики. Ряд положений, вынесенных ею на суд общественности (в частности, в вопросах социальной политики), были частично взяты на вооружение другими партиями и даже реализованы в ряде аспектов. В качестве примера можно назвать усилившуюся поддержку частного пенсионного страхования или же реформу государственной поддержки безработных. Существуют, впрочем, сферы, в которых партии не удалось добиться отклика

23 Dittberner J. Die FDP. Geschichte, Personen, Organisation, Perspektiven. -Wiesbaden, 2005. - S. 349. 168

общественности. К ним относятся, прежде всего, вопросы внутренней и правовой политики.

Программное обновление пока еще не повлекло за собой ожидаемого партией успеха у избирателей, по крайней мере если мерить результаты выборов мерой тех ожиданий, которые питали сторонники партии и отчасти ее лидеры. На это есть ряд причин, важнейшие из которых заключаются, во-первых, в том, что электорат строго либеральной партии в Германии весьма ограничен. Это касается, кстати, и остальных государств Евросоюза. И, во-вторых, политический успех зависит не только от хорошей программы и содержательных выступлений, но и от многих иных факторов. Тактические ошибки, недостаточный уровень внутрипартийной консолидации могут оказать решающее влияние на итог голосования, особенно если постоянный электорат невелик.

Будущее покажет, насколько удастся СвДП ее роль партии, оппозиционной нынешнему правительству «большой коалиции» ХДС/ХСС и СДПГ, сможет ли она сохранить свой либеральный профиль и заинтересовать им широкие круги избирателей.

Либеральные основы останутся незыблемыми. Однако чтобы быть успешной, партия должна найти хотя бы одну сферу политики, в которой она в глазах общественности сможет взять на себя ведущую роль, даже если бы это и было сопряжено с атаками политических противников. Скорее всего такими сферами и в будущем останутся экономическая и социальная политика.

Перевод с немецкого С.В. Погорельской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.