Научная статья на тему 'СВАСТИКА НА ШЕВРОНЕ: ПРАВЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И БУНДЕСВЕРЕ ФРГ'

СВАСТИКА НА ШЕВРОНЕ: ПРАВЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И БУНДЕСВЕРЕ ФРГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ФРГ / БУНДЕСВЕР / ПОЛИЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ / СЛУЖБА ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белинский Андрей Викторович

В последнее время полиция, бундесвер и спецслужбы ФРГ оказались втянутыми в череду громких скандалов, причиной которых стал рост правоэкстремистских и ксенофобских настроений среди военнослужащих и стражей порядка. В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать причины распространения правого экстремизма в силовых структурах ФРГ, его основные проявления и степень угрозы для общества и государства. Говоря о потенциале ультраправых, автор опирается на данные специального доклада Федеральной службы защиты Конституции Германии, которая оценивает их численность приблизительно в 1400 человек. Хотя на первый взгляд эта цифра составляет меньше одного процента от общей численности правоохранительных органов страны, она не должна вводить в заблуждение. Даже небольшая группа правых экстремистов, обладающих оружием, специальной подготовкой и доступом к секретной информации, способна бросить серьезный вызов государству. При этом также необходимо учитывать динамику роста националистических и ксенофобских настроений, которая развивается по восходящей. По мнению автора, такая ситуация обусловлена целым рядом причин, главными из которых являются изменение общественных настроений в стране, а также специфика деятельности полиции и армии. Миграционный кризис 2015 г. и последовавший за ним раскол общества сказались и на настроениях силовых структур страны, которые восприняли политику канцлера А. Меркель преимущественно негативно. При этом работа в криминальных районах крупных городов, населенных преимущественно выходцами из Турции и арабских стран, постепенно сформировала у части полицейских негативное отношение ко всем представителям мигрантской общины. И, кроме того, нужно принимать во внимание, что полиция и армия консервативны по своей природе, поэтому кризис государственных институтов неизбежно подталкивает часть служащих к переходу в ультраправый лагерь, представители которого обещают восстановить порядок. В конце статьи представлены рекомендации по профилактике правого экстремизма в системе правоохранительных органов (улучшение работы спецслужб, проведение просветительской политики и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWASTIKA ON A CHEVRON: RIGHT-WING EXTREMISM IN LAWENFORCEMENT AUTHORITIES AND IN THE BUNDESWEHR OF THE FRG

The police, the Bundeswehr and the intelligence services of the FRG have been recently drawn into a series of high-profile scandals provoked by right-wing extremism and growing xenophobic attitudes among the ranks of the armed forces and law enforcement officers. The article is an attempt to analyze the reasons for the spread of right-wing extremism in the power structures of Germany, its main forms and the level of the threat it poses to society and government. As for the far-right-wing potential, the State Office for the Protection of the Constitution puts the estimate at about 1,400 representatives. Although this number seems to be less than 1% of the country’s total number of law-enforcement authorities, don’t let it confuse you. Even a small group of right-wing extremists who possess weapons, are specially trained and have access to classified information can become a big problem for the government. Moreover, consideration must be given to the clearly growing rates of nationalist and xenophobic attitudes. According to the author, there are various reasons for the situation, with the main of them being the shifts in public sentiment, as well as the specifics of the activities of the police and the army. The European migrant crisis of 2015 and the following societal divisions influenced the attitudes of the country’s security agencies, which did not approve the policy of Chancellor Angela Merkel. Additionally, constantly operating in criminal districts of large cities, mainly populated by Turks and Arabs, the police developed a negative attitude to all representatives of the migrant community. Furthermore, we should not forget that security agencies and the army are quite conservative by nature, and the crisis of state institutions inevitably pushes some «men of arms» to the far-right-wing camp, which promises to restore order. The article concludes with some recommendations on right-wing extremism prevention in the law enforcement system (special agencies performance improvement, adoption of education policy, etc.).

Текст научной работы на тему «СВАСТИКА НА ШЕВРОНЕ: ПРАВЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И БУНДЕСВЕРЕ ФРГ»

DOI: 10.31249/ape/2021.04.10

Белинский А.В.1, 2021

Свастика на шевроне: правый экстремизм в правоохранительных органах и бундесвере ФРГ

Аннотация. В последнее время полиция, бундесвер и спецслужбы ФРГ оказались втянутыми в череду громких скандалов, причиной которых стал рост правоэкстремистских и ксенофобских настроений среди военнослужащих и стражей порядка. В рамках данной статьи предпринята попытка проанализировать причины распространения правого экстремизма в силовых структурах ФРГ, его основные проявления и степень угрозы для общества и государства. Говоря о потенциале ультраправых, автор опирается на данные специального доклада Федеральной службы защиты Конституции Германии, которая оценивает их численность приблизительно в 1400 человек. Хотя на первый взгляд эта цифра составляет меньше одного процента от общей численности правоохранительных органов страны, она не должна вводить в заблуждение. Даже небольшая группа правых экстремистов, обладающих оружием, специальной подготовкой и доступом к секретной информации, способна бросить серьезный вызов государству. При этом также необходимо учитывать динамику роста националистических и ксенофобских настроений, которая развивается по восходящей. По мнению автора, такая ситуация обусловлена целым рядом причин, главными из которых являются изменение общественных настроений

1 Белинский Андрей Викторович - кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (belinskii_andrei@mail.ru).

в стране, а также специфика деятельности полиции и армии. Миграционный кризис 2015 г. и последовавший за ним раскол общества сказались и на настроениях силовых структур страны, которые восприняли политику канцлера А. Меркель преимущественно негативно. При этом работа в криминальных районах крупных городов, населенных преимущественно выходцами из Турции и арабских стран, постепенно сформировала у части полицейских негативное отношение ко всем представителям мигрантской общины. И, кроме того, нужно принимать во внимание, что полиция и армия консервативны по своей природе, поэтому кризис государственных институтов неизбежно подталкивает часть служащих к переходу в ультраправый лагерь, представители которого обещают восстановить порядок. В конце статьи представлены рекомендации по профилактике правого экстремизма в системе правоохранительных органов (улучшение работы спецслужб, проведение просветительской политики и т.д.).

Ключевые слова: правый экстремизм, ФРГ, бундесвер, полиция, терроризм, Федеральная служба защиты Конституции Германии, Служба военной контрразведки.

11 друзей «Национал-социалистического подполья»

4 ноября 2011 г. в небольшом саксонском городке Айзенахе наступила финальная развязка драмы, начавшейся еще в далеком 1998 г. Не желая сдаваться полиции, двое грабителей банка покончили жизнь самоубийством в фургоне, на котором приехали в город. Идентификация личностей преступников показала, что речь шла о старых «знакомых» полиции, тюрингских неонацистах Уве Мундлосе и Уве Бёнхардте, находившихся с конца 1990-х годов в розыске за совершение ряда преступлений и подготовку теракта1. Однако гораздо больший интерес у следователей вызвала баллистическая экспертиза обнаруженного в трейлере оружия. Пистолет Ceska CZ 83, которым пользовались преступники, был причиной смерти девяти граждан ФРГ турецкого и греческого происхождения, а также женщины-полицейского [Letzte Ausfahrt.., 2011, S. 67]. В одночасье рядовое ограбление банка превратилось в расследова-

1 Третий участник организации Беата Чепе бъла задержана спустя несколько дней после гибели у. Мундлоса и у. Бёнхардта. 248

ние деятельности правоэкстремистской группировки «Национал-социалистическое подполье», которая на протяжении 13 лет оставалась неуловимым фантомом (подробнее см: [Белинский, 2017]).

Прогремевшее на всю страну резонансное дело подпольной террористической ячейки, потребовавшее даже создания специальной комиссии Бундестага по его расследованию, поставило и перед государством, и перед общественностью ряд вопросов, самый острый из которых касался роли полиции и спецслужб в этой истории. На кого в действительности работали завербованные в правоэкстремистских организациях многочисленные агенты, которые вместо слежки за преступниками оказывали им всяческую помощь?1 Почему полиция не проявила должного рвения в поиске преступников? Почему сразу после разгрома группировки Федеральная служба защиты Конституции Германии поспешно уничтожила документы, которые могли бы пролить свет на этот запутанный детективный сюжет? [Schultz, 2013].

Нарастающий снежный ком «неудобных» вопросов заставил германское общество по-новому взглянуть на работу системы правоохранительных органов ФРГ. Спектр обвинений, выдвинутых против полиции и спецслужб, был довольно широк - от некомпетентности до умышленной «слепоты на правый глаз» и даже до наличия в рядах служителей правопорядка симпатизантов правых экстремистов. Позиция Федеральной службы защиты Конституции Германии, которая, стараясь затянуть дело, отказывалась предоставлять необходимые документы и информацию, похоже, лишь подтверждала мрачные предположения оппозиции и либеральных CМИ. Однако в то время, в 2011-2012 гг., правительство поспешило купировать начавшуюся дискуссию о правоохранительной системе страны, ограничившись отставкой главы контрразведки2.

Тем не менее череда громких скандалов, в которых оказались замешаны военнослужащие бундесвера, полицейские и сле-

1 В окружении «Национал-социалистического подполья» находились, по меньшей мере, четыре-пять агентов, но ни один из них не поставил в известность начальство о действиях группировки.

2 В 2012 г. новым главой Федеральной службы защиты Конституции Германии вместо Хайнца Фромма был назначен Ханс-Георг Маасен.

дователи прокуратуры, еще раз наглядно продемонстрировала непреложную истину: замалчивание или затушевывание проблемы в конечном итоге приведет только к ее усугублению.

Весной 2020 г. сразу несколько резонансных событий - появившаяся информация о создании неформальных групп из бывших и действующих военных и полицейских, готовящихся к «дню X»1, обнаружение огромного склада с боеприпасами и неонацистской литературой на участке одного из военнослужащих элитного подразделения бундесвера KSK (нем. Kommando Spezialkräfte), вечеринка его сослуживцев с демонстрацией гитлеровского приветствия и прослушиванием правого рока - породили широкую общественную дискуссиию, отзвуки которой докатились и до правительственного квартала в Берлине. В июне 2020 г. глава Министерства обороны А. Крамп-Карренбауэр заявила, что «правому экстремизму нет места в бундесвере», и предприняла ряд решительных шагов, направленных на исправление ситуации [AKK bekräftigt.., 2020].

Очевидно, что проблема правого экстремизма в органах правопорядка (земельная и федеральная полиция), бундесвере и спецслужбах (военная контрразведка, служба внешней разведки, Федеральная служба защиты Конституции Германии) имеет отнюдь не надуманный характер и представляет реальную угрозу для существующего общественно-политического строя ФРГ. Вместе с тем до сих пор не до конца ясно, сколь велики реальные масштабы проблемы, каковы причины распространения правоэкс-тремистской идеологии среди тех, кто по долгу службы обязан защищать Конституцию и демократию и, наконец, каким должен быть ответ государства и общества на этот вызов.

В данной статье мы пытаемся ответить на эти вопросы. Конечно, в силу ограниченности источников и относительной новизны темы сделанные нами выводы (особенно в том, что касается численности и потенциала правого экстремизма в ФРГ) будут

1 «Днем X» в правоэкстремистских и неонацистских кругах называется момент крушения государственных институтов, за которым должна последовать «национальная революция» и захват власти ультраправыми

иметь относительный характер, не претендуя на абсолютную истинность.

«Армия теней» или «пятна на солнце»?

Один из главных вопросов, который на протяжении последних месяцев, вероятно, задают себе в кабинетах на Альт Моабите (Министерство внутренних дел), Штауффенбергштрассе (Министерство обороны) и в огромном комплексе зданий в Кёльне (Федеральная служба защиты Конституции Германии), скорее всего, таков: сколько? Сколько настоящих правых экстремистов сейчас несет службу с оружием в руках, которое в любой момент может быть обращено против неугодных политиков, мигрантов или либеральных журналистов?

Ответить на этот вопрос достаточно сложно в силу целого ряда объективных причин. Во-первых, до недавнего времени практически отсутствовали комплексные исследования, посвященные проблеме правого экстремизма в полиции, спецслужбах и бундесвере1. Лишь в сентябре 2020 г. Федеральная служба защиты Конституции Германии обнародовала специальный доклад «Правым экстремизм в органах правопорядка», посвященный данной проблеме. Но и это исследование охватывает только период с 2017 по 2020 г., а потому не позволяет в полной мере проследить динамику роста правоэкстремистских настроений в силовых структурах. Во-вторыых, нужно принять во внимание, что большинство зафиксированных спецслужбами проявлений правого экстремизма относятся к 2019-2020 гг., что обусловлено не только ростом числа правонарушений, но и активизацией работы контрразведки в этом направлении. Это в определенной степени искажает статистическую картину. В-третьих, в докладе речь идет преимуще-

1 Здесь особо стоит отметить работу политолога Х.-Г. Яшке «Общественный порядок и культурный конфликт: К вопросу о подготовке городской полиции в мультикультурном обществе» [¡авсИке, 1997], а также доклад группы экспертов SOWI «Правоэкстремистские течения в Германии и их влияние на бундесвер» ^агек, Kozielski, KratscИmar, 2001]. Правда, следует отметить, что каждое из этих исследований касалось только ситуации в одном из ведомств (полиция или армия) и проводилось на кратком временном отрезке.

ственно о подозрительных случаях (нем. Verdachtsfall), расследование по которым еще ведется или будет проводиться. Все это говорит о том, что при изучении феномена правого экстремизма в силовых структурах ФРГ к официальным данным следует относиться с известной долей осторожности.

Вместе с тем ввиду «дефицита» источников, о чем говорилось выше, опубликованные в конце 2020 г. доклады Федеральной службы защиты Конституции Германии и военной контрразведки Министерства обороны ФРГ содержат немало ценной информации, которой можно воспользоваться, чтобы получить хотя бы общее представление о масштабах проблемы.

Если взять за основу данные спецслужб на конец 2020 г., то нам открывается следующая картина (см. табл. 1).

Таблица 1

Правый экстремизм в правоохранительных органах и бундесвере

Название организации Количество подозреваемых в правом экстремизме Процент от общей численности сотрудников

Земельная полиция 319 0,11 (274 300)

Федеральная полиция 44 0,09 (48 700)

Федеральная служба защиты Конституции Германии 1 0,02 (3900)

Федеральное ведомство уголовной полиции ФРГ 6 0,093 (6400)

Полиция Бундестага 1 0,5 (200)

Таможенная служба 4 0,009 (43 000)

Служба военной контрразведки 1 0,079 (1255)

Министерство обороны ФРГ 1064 0,4 (264 000)

Источник: [Rechtsextremismus../ 2020, S. 11, 28, 35, 38, 44, 48, 50].

Как можно заключить из вышеприведенной таблицы, число подозреваемых в симпатиях к правоэкстремистским или неонацистским идеям составляет абсолютно ничтожное меньшинство по отношению к общей численности сотрудников правоохранитель-

ных органов ФРГ, притом что пока речь идет только о подозрениях в отношении военнослужащих или сотрудников сил правопорядка, которые могут как подтвердиться, так и быть опровергнуты.

Но, может быть, эти люди объединяются в небольшие, хорошо законспирированные группы, которые представляют реальную опасность для государства? Данные доклада Федеральной службы защиты Конституции Германии свидетельствуют скорее об обратном. Оценивая ситуацию в правоохранительных органах на уровне отдельных земель, немецкие контрразведчики отмечали: «В 66% случаев речь шла об отдельных личностях. Примерно в 31% случаев фигурировали несколько сотрудников» [Rechtsextremismus.., 2020, S. 14]. Еще более контрастно выглядит ситуация на федеральном уровне: на 93% подозрительных случаев с участием отдельных полицейских приходилось 7% случаев, в которых были замешаны несколько сотрудников правоохранительных органов [Ibid.].

Что же касается характера совершенных правонарушений, то и здесь, на первый взгляд, кажется, что ситуация достаточно далека от той пессимистичной картины, которую рисуют немецкие СМИ. Согласно данным того же доклада, правоэкстремистские настроения сотрудников полиции и военнослужащих выражались главным образом в расистских, антиэмигрантских высказываниях и публикациях в социальных сетях или чат-группах [Ibid.]. При этом, несмотря на широкий общественный резонанс вокруг каждого явного проявления правого экстремизма среди сотрудников полиции или военных, число случаев, связанных с подготовкой теракта, убийства или созданием склада оружия и боеприпасов, пока (!) невелико.

Как же тогда следует оценивать представленные выше данные доклада Федеральной службы защиты Конституции Германии? Насколько велика опасность, исходящая от правых экстремистов в рядах силовых структур страны? Основываясь на имеющейся у нас на сегодняшний день информации, можно утверждать, что угроза для государства и общества со стороны экстремистов в униформе несколько преувеличена СМИ и рядом по-

литиков1. Ни численность правых экстремистов (приблизительно 1500-1600 человек), ни уровень их организации (небольшие группы или одиночки) не свидетельствуют о том, что они способны бросить вызов государству или тем более - создать вооруженную оппозицию наподобие французской OAS2. Нет никаких сомнений, что абсолютное большинство полицейских, военных, сотрудников прокуратуры полностью лояльны государству и демократическим принципам, а сами органы общественной безопасности находятся под контролем государства.

Но вместе с тем было бы ошибкой недооценивать степень опасности, исходящей от националистически и экстремистски настроенных полицейских и военных.

Во-первых, нужно принять во внимание, что спецслужбы и политики ФРГ озаботились масштабной проверкой правоохранительной системы лишь после череды громких скандалов, как в случае с KSK. Поэтому не будет преувеличением сказать, что многие «темные углы» еще требуют «освещения», в ходе которого вполне могут быть обнаружены новые ячейки правого подполья3.

Во-вторых, в настоящее время политический терроризм постепенно меняет стратегию, переходя от создания крупных организаций к действиям небольших мало связанных между собой групп или даже одиночек (терроризм «одиноких волков»). И последние представляют для общества подчас даже большую угрозу, чем крупные террористические группировки, поскольку спец-

1 Безусловно, подобное преувеличение было обусловлено преимущественно благими намерениями журналистов, которые стремились таким образом обратить внимание общественности на проблему.

2 OAS - правоэкстремистская организация, созданная в 1960 г. националистически настроенными военными и франкоалжирцами для противодействия политике Ш. де Голля, направленной на предоставление независимости Алжиру.

3 Примером может служить ситуация в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Если в докладе Федеральной службы защиты Конституции Германии говорилось о 45 подозреваемых в этой земле, то в конце 2020 г. появилась информация о новых случаях проявления правого экстремизма и расизма в рядах полиции. А министр внутренних дел федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Херберт Ройль даже заявил о 191 страже порядка, которые подозреваются в симпатиях правому экстремизму [Гункель, 2020].

службам значительно сложнее внедрить свою агентуру в мелкие группы или установить слежку1. При этом мелкие группы и «одинокие волки» могут нанести не меньший урон, чем крупные террористические группировки, такие как «Аль-Каида». Жертвами террористов-одиночек - например, норвежца А. Брейвика или его новозеландского «коллеги» Б. Тарранта - стали десятки человек. Поэтому небольшая радикальная группа сотрудников полиции или военнослужащих теоретически может представлять значительную угрозу для общественного порядка, тем более что речь идет о людях, обладающих доступом к конфиденциальной информации, имеющих оружие, а зачастую и опыт участия в боевых действиях в горячих точках. «Служащие располагают доступом к оружию и боеприпасам, к личной информации и базам данных, а также обладают тактическими и оперативными знаниями» Конституции Германии, - отмечается в докладе Федеральной службы защиты [Rechtsextremismus.., 2020, S. 6].

О том, насколько легко экстремистски настроенные полицейские или военные могут организовать убийство неугодных им людей, свидетельствует следующий случай. В августе 2018 г. Седа Басай-Йылдыз, юрист и соистец в мюнхенском процессе по делу «Национал-социалистического подполья», получила факс с угрозами в свой адрес. Начатое расследование быстро показало, что запрос о получении ее персональных данных был сделан с одного из компьютеров в полицейском участке Франкфурта-на-Майне. И хотя 35-летняя сотрудница полиции Мириам Д., которой принадлежал компьютер, отрицала все обвинения, изучение данных ее смартфона вывело следователей на чат-группу, участники которой обменивались информацией расистского и экстремистского характера [Die dunkle.., 2020]. По счастью, угрозы в отношении С. Басай-Йылдыз не были приведены в исполнение, но тем не менее эта история самым наглядным образом демонстрирует, как, обладая доступом к секретной информации, можно достаточно

1 В этом отношении весьма показателен теракт в Ницце летом 2016 г., осуществленный террористом-одиночкой Мохаммедом Булелем. По данным французской полиции, Булель не был связан ни с одной террористической группировкой и являлся типичным «одиноким волком».

быстро получить нужные сведения о потенциальной жертве. А психологический Рубикон, отделяющий слово от дела, может быть в любой момент перейден1.

Таким образом, при относительно небольшой численности и организационной «рыхлости» правые экстремисты в правоохранительных органах и армии могут представлять потенциальную угрозу для общества по причине наличия у них оружия, специальных навыков, а также возможности вербовать новых сторонников. И это, в свою очередь, требует как глубокого осмысления причин распространения неонацистских и расистских взглядов в системе правоохранительных органов ФРГ, так и выработки комплекса профилактических мер. Причем в данном случае необходимое осмысление должно иметь не только теоретический, но и практический характер, поскольку от этого напрямую зависит успех борьбы с правым экстремизмом. В противном случае немецкое государство рискует оказаться в положении врача, пытающегося лечить симптомы болезни, а не ее причины.

«Коричневые» корни

В попытках исследовать корни правого экстремизма в силовых структурах ФРГ мы неизбежно сталкиваемся с недостатком эмпирических данных, которые помогли бы пролить свет на эту проблему. Доклады Федеральной службы защиты Конституции Германии и военной контрразведки, представляющие собой скорее «моментальный фотоснимок» ситуации2, чем детальный анализ проблемы, разумеется, не дают прямого ответа на вопрос, почему солдаты KSK организуют склады с оружием, а сотрудники

1 Именно такой сценарий реализовался в случае с Вальтером Любке, главой административного округа Касель, который был убит ультраправым террористом Штефаном Эрнстом летом 2019 г. Убийству предшествовала долгая травля В. Любке в Интернете и многочисленные угрозы в его адрес за произнесенные в 2015 г. слова о необходимости приема беженцев из Сирии.

2 В докладе Федеральной службы защиты Конституции Германии представлены только статистические данные о количестве военнослужащих, полицейских и сотрудников спецслужб. В нем не рассматриваются причины распространения правоэкстремистской идеологии, а также конкретные примеры.

полиции рассылают письма с угрозами. Фактически исследователю, занимающемуся данной проблемой, предстоит из разрозненных сведений - социологических исследований, интервью, публичных выступлений бывших и действующих сотрудников правоохранительных органов - собрать единую мозаику.

Говоря о взаимосвязи между правыпм экстремизмом и служителями закона, в первую очередь необходимо принимать во внимание, что и полиция, и армия представляют собой «слепок» общества: они, можно сказать, плоть от его плоти. Хотя законодатель и предполагает, что сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие должны при исполнении своих прямых обязанностей руководствоваться исключительно буквой закона или устава, это отнюдь не означает, что вне службы (а иногда и во время нее) они не могут демонстрировать свои политические пристрастия. На фоне нарастающей в последнее время поляризации немецкого общества вследствие миграционного кризиса и сопутствующего этому роста ксенофобских настроений1 не приходится удивляться тому, что и полицейские участки, и армейские подразделения все чаще оказываются в центре громких скандалов, связанных с демонстрацией неонацистской символики или расистскими действиями служащих.

Вместе с тем есть и другие причины, заметные при внимательном анализе имеющихся данных, которые создают благоприятную почву для распространения правоэкстремистской идеологии в правоохранительной системе страны. В частности, многие проблемы связаны с самим характером работы сотрудников полиции, таможенной службы, прокуратуры (в меньшей степени -бундесвера), которым по долгу службы приходится ежедневно общаться с мигрантами или гражданами ФРГ турецкого или арабского происхождения. Фактически стражи закона каждый день вынуждены взаимодействовать с миром, представители которого: а) живут по своим традициям и обычаям, подчас игнорируя законодательство ФРГ; б) втянуты в криминал; в) крайне враждебно

1 По данным Федеральной службы защиты Конституции ФРГ, число преступлений, совершенных правыми экстремистами, возросло с 990 в 2014 г. до 1600 в 2016 г.

настроены по отношению к полиции и другим представителям государства. Именно здесь, в берлинском Нойкёльне, дуйсбург-ском Маркслохе, франкфуртском Хёхсте полыхает «война миров», из искр которой возгорается пламя ксенофобии. «Многие полицейские приходят к нам как идеалисты. Потом они сталкиваются с ужасами улицы. Это отрезвляющий опыт», - заявил в интервью гамбургскому еженедельнику «Der Spiegel» один из полицейских [Die dunkle.., 2020].

О том, как в реальности выглядит работа правоохранительных органов в неблагополучных мигрантских кварталах и пригородах немецких городов, без обиняков поведала сотрудница полиции Таня Камбури в нашумевшей книге «Германия в свете мигалки: Сотрудница полиции просит о помощи». Одно свое повседневное дежурство в Бохуме (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) она описала так: «Мы ехали с коллегой по центру Бохума в патрульной машине - без определенной цели, просто, чтобы следить за порядком. Внезапно я заметила трех тинейджеров, по-видимому, уже совершеннолетних, которые перешли улицу прямо перед нашей патрульной машиной, смеясь и жестикулируя. Они вызывающе подняли руки и вздернули подбородки, давая понять, что если полиция что-то от них хочет, то может попробовать к ним подойти, и крикнули: "Чертовы быки!"1» [Kambouri, 2015, S. 49-50]. Дальнейшее разбирательство показало, что эти молодые люди из ливанского клана ранее уже попадали в поле зрения правоохранительных органов из-за участия в кражах и других противоправных действиях. В ходе разговора со стражами порядка они вели себя агрессивно и вызывающе. Подобных историй в книге Т. Камбури немало, и, кроме того, она ссылается на случаи из практики коллег. Хотя Т. Камбури - сама дочь мигрантов из Греции - далека от того, чтобы голословно обвинять в росте числа преступлений исключительно выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, тем не менее она отмечает: «Именно с мигрантами из мусульманских стран у нас самые большие сложности. В первую очередь это касается молодежи»

1 Быки (нем. Bulle) - прозвище полицейских в Германии.

[Ibid., S. 44]. Позицию Т. Камбури разделяет и один из ее коллег: «У себя на родине они привыкли к более жестким действиям полиции. Поэтому здесь они высмеивают полицейских и нападают на них» [Die dunkle.., 2020].

Итогом продолжающегося противостояния между представителями закона и выходцами из стран Ближнего Востока и Северной Африки становится постепенное формирование у части полицейских устойчивого негативного отношения к нарушителям-мигрантам, которое затем распространяется на всю мигрант-скую общину. «Так возникает искаженное представление о мигрантах, - признается один полицейский. - С законопослушными мигрантами полиция практически не сталкивается» [Die dunkle.., 2020]. Социологические исследования, проводившиеся среди сотрудников полиции в разное время, подтверждают данный тезис. Еще в начале 1990-х годов политолог Х.-Г. Яшке, занимавшийся изучением проблем, связанных с расизмом в полиции, опросил примерно 500 полицейских из Франкфурта-на-Майне. Результаты исследования были весьма показательными: большинство сотрудников полиции продемонстрировали «агрессивное отрицание мультикультурного общества». 15% опрошенных признались, что голосовали за праворадикальную партию «Республиканцы», а среди сотрудников спецподразделений (нем. Einsatzhunderschaft) за «Республиканцев» голосовали 17% [Ibid.]. Статистика вышеупомянутого доклада Федеральной службы защиты Конституции Германии косвенно подтверждает данные Х.-Г. Яшке. В докладе, в частности, отмечается, что наибольшее число подозрительных случаев с участием полицейских было зафиксировано в Берлине (53), Гессене (59), Северном Рейне-Вестфалии (45), Баварии (31), Саксонии (28) [Rechtsextremismus.., 2020, S. 12], т.е. в тех федеральных землях, где существуют достаточно крупные мигрантские общины и имеются социально неблагополучные районы.

Представленные Х.-Г. Яшке данные коррелируют и с мнением известного немецкого криминалиста, профессора Академии полиции (Гамбург) Рафаэля Бера, который указывает, что, хотя проблема расизма в полиции имеет не «институциональный» характер, но среди части полицейских все-таки распространены ксе-

нофобские или расистские настроения [Behr, 2017]. По мнению Р. Бера, «сами по себе термины "иностранец", "мигрант", "беженец" - недостаточное основание для дискриминации. Чтобы придать им дискриминирующее значение, нужны дополнительные характеристики, такие как "бедный", "агрессивный", "угрожающий", "назойливый", "коварный", "нахальный", "правонарушитель", "конкурент" и т.д., якобы отображающие общеизвестные факты. Опыт, подтверждающий истинность подобных характеристик, набирается в определенных местах: среди торговцев наркотиками, в кварталах "красных фонарей", на вокзалах, в неблагополучных кварталах, где постоянный праздник сочетается с постоянным насилием» [Behr, 2018, S. 143]. Накопленный (как правило, негативный) опыт естественным образом переносится на всю мигрантскую общину. «Самогенерирующееся, но неотрефлекси-рованное знание, полученное во время работы в полиции, имеет как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, оно служит дополнительной зашитой от нападений, разочарований и прочего неприятного опыта, а также помогает распознавать преступников. Но, с другой стороны, оно заставляет подозревать невиновных, а с течением времени становится препятствием для возвращения к "нормальной" жизни и непредвзятому общению с чужаками»1 [Ibid.]. Р. Бер полагает, что чаще всего расизм и неприязнь к иностранцам проявляются в тех подразделениях, которые по долгу службы вынуждены взаимодействовать с выходцами из Турции или арабских стран, особенно «в полицейских участках, расположенных в неблагополучных кварталах, а также в тактических подразделениях, которые бывают задействованы в крупных операциях то в одном, то в другом очаге напряженности» [Behr, 2017].

Безусловно, Министерство внутренних дел ФРГ и руководство полиции прилагают усилия, чтобы исправить ситуацию, привлекая к работе с иностранцами сотрудников, имеющих мигрант-

1 В данном случае перед нами классический пример профессиональной деформации, когда повседневная практика оказывает влияние на формирование мировоззрения. 260

ские корни1.. Однако их число в правоохранительных органах пока еще не слишком велико (см. табл. 2).

Таблица 2

Сотрудники полиции с мигрантскими корнями, зачисленные на службу в 2015-2016 гг.

Федеральная земля Количество сотрудников с мигрантскими корнями, зачисленных на службу (%)2

Баден-Вюртемберг 20,8 (2015)

Бавария _ 3

Берлин 29,2 (2016)

Бранденбург _ 4

Бремен 16,4 (2016)

Гамбург 15,9 (2016)

Гессен 17,1 (2015)

Мекленбург-Передняя Померания ок. 1,8 (2014)

Нижняя Саксония 12,3 (2016)

Северный Рейн-Вестфалия 11,7 (2016)

Рейнланд-Пфальц 14,4 (2016)

Саарланд 11,2 (2017)

Саксония-Анхальт 9(2016)

Саксония -

Шлезвиг-Гольштейн 3,5 (2016)

Источник: [Беат^е.., 2017].

Восприятие уроженцев Магриба и Ближнего Востока исключительно как явных или потенциальных преступников зачастую

1 Пример Т. Камбури является в этом отношении весьма показательным.

2 Речь идет о проценте сотрудников с мигрантскими корнями от числа принятых на службу, а не от списочного состава полиции. Таким образом, число действующих полицейских, чьи родители являются потомками мигрантов, в реальности еще меньше.

3 В Баварии при устройстве в полицию не требуется указывать свою национальность.

4 Данные по Бранденбургу отсутствуют, но, принимая во внимание, что в данной земле мало жителей с мигрантскими корнями (5,2 %), можно предположить, что и число полицейских, являющихся потомками мигрантов, тоже достаточно невелико.

приводит, с одной стороны, к ужесточению действий полиции в отношении определенных этнических групп, а с другой - к росту националистических и правоэкстремистских настроений среди части сотрудников федеральной и земельной полиции1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В проведенном Рурским университетом (Бохум) исследовании, посвященном проблеме полицейского расизма, отмечается: «Респондентов попросили указать, чувствовали ли они дискриминацию [во время задержания полицией. - А.Б.]. 42% опрошенных, мигрантов по происхождению, ответили утвердительно, еще 15% частично согласились c такой формулировкой, и 16% не смогли дать никакого ответа. Среди граждан, не являющихся выходцами из среды мигрантов, 31% опрошенных заявили о дискриминации во время общения с полицией, 15 - частично согласились c такой формулировкой, 17% - нет сведений» [Rassismus.., 2020, S. 42].

О том, как могут выглядеть расизм и ксенофобия на практике, информационному порталу «Jetzt» на условиях анонимности рассказал полицейский Роберт (имя изменено), сотрудник одного из полицейских подразделений Южной Германии: «Задержанный ударился о дверной косяк и упал, потеряв сознание. Стоявший на посту полицейский слегка рассмеялся и сказал: "Смотри, как забавно, - черный становится белым". Я поднял задержанного и побежал вниз за санитаром» [Schlüter, Haunhorst, 2017].

Как мы видим, дискриминация мигрантов со стороны полицейских в ФРГ действительно имеет место, хотя ее масштабы и формы требуют дальнейших исследований2.

Иногда дискриминация мигрантов выходит за рамки расистских высказываний или придирчивой проверки документов. Российский журналист-международник С. Сумленный в своей книге «Немецкая система: Из чего сделана Германия и как она ра-

1 Особенно это касается земельной полиции, сотрудникам которой постоянно приходится работать с мигрантами.

2 Сам термин «дискриминация» имеет достаточно расплывчатый характер. Его следует применять лишь в тех случаях, когда на основании фактов можно точно установить, что речь идет о расистских или ксенофобских высказываниях или насилии в отношении мигрантов именно из-за их происхождения или вероисповедания.

ботает» приводит несколько случаев расистского поведения полиции, повлекшего за собой гибель мигрантов. Показательный пример - смерть беженца из Судана Амира Агиба, который в 1999 г. по решению суда должен был быть выслан из страны за ряд мелких преступлений и нарушение миграционного режима. Однако до пункта своего назначения он так и не добрался. «Двое сопровождавших сидели по бокам от Амира и постоянно прижимали его голову к коленям. Ноги и руки Амира были зафиксированы хомутами... К моменту посадки самолета в Хартуме Амир Агиб был уже мертв. Он задохнулся вследствие сдавливания грудной клетки, а также из-за затруднения дыхания в мотоциклетном шлеме»1 [Сумленный, 2010, с. 250-251]. Не менее подозрительной выглядела и смерть другого мигранта, уроженца Сьера-Леоне Ури Яло, которой в 2004 г. при невыясненных обстоятельствах скончался в камере от ожогов [там же, с. 251]2.

Что же касается случаев проявления расистских и ксенофобских настроений внутри бундесвера, то здесь особо «выделяется» KSK - воинское подразделение специального назначения в составе бундесвера, которое в силу специфики своей работы и поставленных задач постоянно участвует в военных операциях в странах с преимущественно мусульманским населением. Ожесточенная партизанская война, в которой граница между комбатантами и мирным населением становится зыбкой, враждебность местного населения и непривычная среда создают благоприятную почву для распространения расистских настроений в таких воинских частях, формируя в сознании солдат устойчивый образ «чужого». Войны в Алжире, Вьетнаме, Ираке, недавний скандал с участием солдат австралийского спецназа, на протяжении нескольких лет занимавшихся убийствами мирных афганских жителей [Коц, 2020], являют собой наиболее яркие примеры. К тому же, как от-

1 После продолжавшегося несколько лет судебного разбирательства сотрудники полиции были осуждены на девять месяцев условно.

2 По официальной версии, у. Яло попытался устроить самосожжение и погиб. Однако многие журналисты и представители общественности выразили сомнения в этом. Как и в случае с А. Агибом, никто из полицейских не понес реального наказания.

мечает Р. Бер, сама по себе служба в армии зачастую привлекает людей правых взглядов: «У кого есть тяга к оружию, кто является сторонником национального государства и традиционных ценностей, тот идет в армию. Так возникают правые субкультуры» [Behr, 2017].

Другая причина распространения правого экстремизма в органах правопорядка и армии кроется в политической культуре этих институтов. Основными принципами, на которых строятся силовые структуры любой страны, являются иерархия, дисциплина, строгое подчинение установленным законам и уставам. При этом государство выступает «альфой и омегой», воплощением и одновременно хранителем этих принципов. Однако в момент кризиса, паралича государственных институтов, или в тех случаях, когда оказывается, что они не способны решить насущные острые проблемы, некоторая часть военных и полицейских может «отвернуться» от государства или даже выступить против него, как уже не раз бывало в истории. При этом свою нелояльность силовики легко объясняют необходимостью восстановления порядка и защиты интересов нации, которые были «преданы» политиками1.

Конечно, ФРГ, по счастью, еще далека от серьезного раскола в силовых структурах и создания подпольных организаций вооруженной оппозиции наподобие французской OAS. Однако неудачи интеграционной политики и миграционный кризис 2015 г., к которому немецкие власти вопреки бравурному «Wir schaffen das» («Мы справимся с этим») оказались совершенно не готовы, привели к изменению настроений среди части представителей силовых структур.

Именно в таком духе высказался не кто иной, как бывший президент Федеральной службы защиты Конституции Германии (!)

1 В то же время сотрудники полиции, придерживающиеся левых взглядов или подозревающиеся в наличии таковых, подвергаются дискриминации. Р. Бер в своей монографии «Полицейская культура - повседневность монополии: Маскулинность, образцы поведения и культура в полиции» приводит в пример франкфуртского полицейского Хаусера, членство которого в партии «Со-юз90/Зеленые» стало причиной нападок со стороны начальства. В результате ему пришлось перевестись в другой полицейский участок [Behr, 2008, S. 125]. 264

Хайнц-Георг Маасен: «Я не для того вступил в ХДС, чтобы в Германию приехали 1,8 миллионов арабов» [Maaßen : «Bin nicht.., 2019]. Однако если бывший глава немецкой контрразведки выражал скорее взгляды консервативных кругов, обеспокоенных неконтролируемой миграцией, то многие сотрудники правоохранительных органов готовы поддержать более радикальные политические силы. К недавно появившейся на политическом небосводе Германии новой звезде под названием «Альтернатива для Германии» (АдГ) обращен взор десятков тысяч недовольных, в том числе сотрудников правоохранительных органов и военных. Обещания ограничить миграцию, железной рукой обуздать преступность, активная пропаганда политики «закона и порядка» -все это делает партию «новых правых» достаточно привлекательной в глазах представителей силовых ведомств. Не случайно, по данным телерадиокомпании «Mitteldeutscher Rundfunk», среди депутатов от АдГ (на всех уровнях власти) в 2020 г. было 23 действующих или бывших сотрудника полиции, в то время как число полицейских среди депутатов от других политических партий было значительно ниже [Siepmann, Pöls, 2020]. Среди депутатов от АдГ есть и военные: к примеру, депутат Бундестага от АдГ и руководитель местного отделения партии в Северном Рейне-Вестфалии служил в бундесвере с 1973 по 2006 г. - сперва был пилотом противотанкового вертолета, затем командиром группы в центрах подготовки сухопутных сил [Die dunkle.., 2020].

К недовольству миграционной политикой правительства добавляются застарелые проблемы, связанные с хроническим недофинансированием полиции. Ставка официального Берлина на сокращение расходов ради достижения сбалансированного бюджета (так называемый «черный ноль» (нем. schwarze Null)) в реальности обернулась экономией на нуждах полиции. Как отмечал профсоюз полиции, «если в 2000 г. было 237 198 штатных должностей в федеральных землях, то сегодня их на 10 000 меньше. О том, насколько велика нагрузка, видно по огромному количеству сверхурочных часов, проведенных полицейскими на службе». Профсоюз насчитал 18 млн часов, отработанных сотрудниками полиции сверхурочно [Am Rand.., 2016, S. 21].

Недовольство миграционной политикой, возрастающая нагрузка и главное - ощущение собственной недооцененности и безразличия властей1 толкают часть сотрудников полиции, прокуратуры и военных в объятия правых2. Нужно отметить, что подобная ситуация характерна не только для ФРГ. В соседней Франции многие представители силовых структур симпатизируют националистическим и правым силам. Согласно социологическому опросу, проводившемуся в 2016 г., во Франции 55% полицейских и военных были готовы поддержать М. Ле Пен на предстоящих президентских выборах [Rouban, 2016, p. 5].

И наконец, еще одна причина распространения правого «поветрия» среди стражей порядка - неэффективная система контроля и профилактики правого экстремизма в органах правопорядка и бундесвере. Подтверждением этому являются следующие примеры, касающиеся деятельности службы военной контрразведки (нем. Militärischer Abschirmdienst, MAD) Министерства обороны ФРГ.

В 1994-1995 гг. у. Мундлос, будущий член печально известной организации «Национал-социалистическое подполье», а на тот момент - обычный скинхед, проходил службу в бундесвере. За время службы он был неоднократно замечен в демонстрации неонацистской символики, прослушивании правого рока и т.д. и в конечном счете оказался в поле зрения военного ведомства. В докладе специальной комиссии Бундестага, занимавшейся расследованием преступлений «Национал-социалистического подполья», говорится: «13 августа 1994 г. Мундлос был остановлен полицейским патрулем. При нем среди прочего были найдены четыре визитные карточки с адресом и фотографией А. Гитлера» [Beschlussempfehlung.., 2013]. Суд Хемница приговорил у. Мундлоса к денежному штрафу. А поскольку на тот момент он был военно-

1 Франкфуртские полицейские, дававшие интервью Х.-Г. Яшке, жаловались, что ни начальство, ни общество не ценит их труд [Die dunkle.., 2020].

2 Полицейские, поддерживающие «Альтернативу для Германии», необязательно являются правыми экстремистами и противниками демократии. Многие голосуют за правых популистов из чувства протеста, другие видят в АдГ защитницу государственных ценностей.

служащим бундесвера, то одновременно состоялось разбирательство в военном суде Касселя. Однако процесс в военном суде не имел никаких негативных последствий для будущего лидера «Национал-социалистического подполья».

Не менее показателен и рассказ Х. Апфеля, бывшего председателя НДПГ. Он вспоминает о днях своей службы: «В бундесвере у меня не было проблем. Конечно, я не рассказывал направо и налево о своем членстве в НДПГ. Но в целом климат в казарме был скорее "правым". За несколько недель до окончания моей службы ко мне нагрянули проверяющие из MAD. И тут фельдфебеля, который казался крепким орешком, к разочарованию моих товарищей, будто бы подменили. После допроса, который мне учинили сотрудники MAD, он вызвал меня к себе. Я мог только гадать, какие еще придирки меня поджидают. Но оказалось, что его просто распирало любопытство: он хотел знать, когда наконец в правом лагере закончатся дрязги?» [Apfel, 2017, S. 37].

Очевидно, что деятельность службы военной контрразведки по борьбе с распространением «коричневой» идеологии в армейских частях не была особенно эффективной и во многом имела формальный характер. Такое положение дел было обусловлено как недооценкой опасности правоэкстремистских настроений, так и нежеланием выносить «сор из избы»1. По мнению одного из генералов бундесвера, свою основную задачу военная контрразведка видела «не в том, чтобы выявлять правоэкстремистские структуры, а в том, чтобы мешать распространению негативных новостей о бундесвере» [Die dunkle.., 2020].

«Слепоту» спецслужб (сознательную или неумышленную) дополняет распространенная в армии и полиции корпоративная культура, основанная на коллективизме, товариществе и отказе от доносительства. Армейская круговая порука - еще одно препятствие для борьбы с правыми экстремистами в форме.

1 Вероятно, руководство MAD опасалось, что огласка подобных случаев в СМИ приведет к вмешательству правительства, последуют многочисленные отставки, будет нанесен удар по репутации военного ведомства. Впрочем, в конце концов многочисленные скандалы в бундесвере привели к тому, что именно такой сценарий воплотился в жизнь.

По другую сторону закона

Каковы основные проявления правоэкстремистской идеологии в силовых структурах ФРГ? Насколько реальную угрозу они представляют для общества и государства? С учетом ограничений, налагаемых рамками данной статьи, сконцентрируемся только на наиболее резонансных делах.

Полиция

Согласно данным доклада Федеральной службы защиты Конституции Германии, самое распространенное проявление правоэкстремистских убеждений среди полицейских - пропаганда экстремистских и ксенофобских идей в чат-группах или социальных медиа, как в случае c сотрудниками полиции небольшого города Мюльхайм-ан-дер-Рур (Северный Рейн-Вестфалия). Осенью 2020 г. здесь разгорелся скандал, когда выяснилось, что около 30 стражей порядка состояли в чат-группе, участники которой обменивались картинками и видео откровенно расистского или неонацистского характера. «В результате расследования мы выяснили, что группа полицейских распространяла отвратительные, унижающие человеческое достоинство, расистские, прославляющие насилие фотографии», - заявил министр внутренних дел федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Х. Рель [Weitere.., 2020]. В настоящее время в отношении сотрудников полицейского участка проводится служебная проверка.

Однако правоэкстремистские настроения в полиции зачастую выходят за рамки ксенофобских высказываний в чат-группах. Можно вспомнить, к примеру, уже упоминавшуюся рассылку писем с угрозами из участка полиции Франкфурта-на-Майне в адрес юриста Седы Басай-Йылдыз, участвовавшей в процессе по делу «Национал-социалистического подполья»1. Как было сказано выше, следствие установило, что «ниточка» тянулась от сотрудницы полиции Мириам Д. к правоэкстремистской чат-группе, организованной другими стражами порядка. Результаты расследования,

1 Уже после проведенного расследования С. Басай-Йылдыз получила еще несколько писем с угрозами в свой адрес. 268

ставшие достоянием общественности спустя несколько месяцев1, вызвали скандал в ландтаге и в общественном дискурсе. «25 июня 2019 г. был задержан первый подозреваемый по делу о письмах с угрозами - 30-летний полицейский, в отношении которого ведется расследование по подозрению в разжигании межнациональной ненависти» [Von Bebenburg, Voigts, 2019, S. 145]. Случай С. Басай-Йылдыз оказался далеко не единичным: спустя два года, в 2020 г., письма с угрозами от правых экстремистов получили некоторые политики и общественные деятели [NSU 2.0.., 2020].

Не меньший резонанс вызвала история организации «Северный крест» (нем. Nordkreuz), созданной в Мекленбурге-Перед-няя Померания, в которую входили действующие полицейские и служащие вооруженных сил. «Отцами-основателями» группы были Хайк Дж., работавший в криминальной полиции Людвиг-слуста, и бывший снайпер бундесвера (а на момент раскрытия группы - сотрудник спецподразделения полиции) Марко Г. Хотя впоследствии Марко Г. категорически утверждал, что не поддерживал никаких связей с правыми экстремистами и не имел никаких планов проведения терактов, но результаты обысков, проведенных сотрудниками полиции и Федеральной службы защиты Конституции Германии, свидетельствовали об обратном. Автомат «Узи», 10 000 патронов к нему и списки политиков, подлежащих уничтожению в «день X», красноречиво удостоверяли намерения подозреваемого. Собранных улик было более чем достаточно для вынесения сурового приговора участникам группировки, однако дело продвигалось достаточно медленно. В результате партия «Левые» даже обвинила местное правительство в нежелании расследовать дело. Марко Г. был арестован лишь в июне 2019 г., а в декабре того же года суд приговорил его к 21 месяцу заключения условно2 [Rechter.., 2020].

1 Об угрозах в адрес С. Басай-Йылдыз общественность узнала из прессы, а не от представителей полиции или Министерства внутренних дел Гессена, что косвенно подтверждает наши предположения, что официальные власти не слишком заинтересованы в расследовании подобного рода дел.

2 Свое решение суд мотивировал тем, что речь шла только о незаконном хранении оружия. Правоэкстремистская деятельность подсудимого не была доказана.

Армия

С момента своего создания в 1955 г. вооруженные силы ФРГ считались школой демократии «для граждан в форме», однако их также затронуло правое «поветрие». С начала 1990-х годов до середины 2000-х годов командование рассматривало проявления правого экстремизма или ксенофобии в бундесвере (демонстрация неонацистской символики, членство солдат в запрещенных организациях и т.д.) как отдельные случаи хулиганства и по возможности старалось не придавать их огласке, однако в последнее время ряд громких скандалов с участием военнослужащих заставил взглянуть на ситуацию по-другому.

Большой резонанс вызвало дело Франко А., оберлейтенанта франко-германской бригады, - случай столь необычный, что легко мог бы стать основой для сюжета голливудского блокбастера. В 2016 г. Франко А., совершенно не владевший арабским языком (!), сумел выдать себя за беженца из Сирии и получил место в общежитии для мигрантов в Баварии. По версии следствия, он намеревался совершить ряд терактов, ответственность за которые могла быть возложена на беженцев. Однако планам оберлейтенанта не суждено было сбыться, поскольку в начале 2017 г. он был задержан в аэропорту Вены при попытке достать оружие из тайника. В настоящий момент в отношении Франко А. и ряда его сослужив-цев ведется следствие.

Гораздо более сложный случай - дело KSK, элитного спецподразделения для решения задач повышенной сложности, которое участвует практически во всех военных операциях бундесвера за рубежом. Однако в последнее время KSK фигурирует в новостных лентах не столько в связи с боевыми операциями, сколько в связи с чередой громких скандалов, касающихся правоэкстремистских настроений военнослужащих спецназа. Еще в 2017 г., во время проводов командира одной из рот, его подчиненные устроили вечеринку с прослушиванием праворадикальной музыки и демонстрацией гитлеровского приветствия [KSK-Eliteeinheit.., 2017]. А в мае 2020 г. на земельном участке, принадлежащем солдату KSK Филиппу Ш., полиция обнаружила целый склад с боеприпасами (АК 47, 6000 патронов, гранаты) и нацистской литературой [Ramm,

2021]. Однако на этом скандал не закончился. В специальном докладе уполномоченного по военным вопросам Бундестага отмечалось: «Вскоре после обыска участвовавший в розыскных мероприятиях сотрудник военной котрразведки показал папку с фотографиями найденных предметов приятелю из KSK. Тот, в свою очередь, информировал других военнослужащих подразделения о результата расследования» [Unterrichtung.., 2021, S. 28].

Все эти факты свидетельствовали о том, что речь следует вести не об отдельных случаях проявления правого экстремизма в элитном подразделении бундесвера, а о структурной проблеме. Именно поэтому министр обороны А. Крамп-Карренбауэр отдала распоряжение о расформировании второй роты KSK, в которой было зафиксировано наибольшее число случаев проявления правого экстремизма. Нельзя исключать, что при дальнейшем расследовании в других частях бундесвера могут обнаружиться и другие «правые» ячейки.

Спецслужбы

Еще менее ясно, как обстоят дела с правым экстремизмом в немецких спецслужбах, чья деятельность традиционно скрыта от общественности и СМИ. Согласно докладу Федеральной службы защиты Конституции Германии, проявления правого экстремизма среди сотрудников спецслужб единичны и никак не влияют на общую ситуацию. Однако каждый из таких случаев может представлять серьезную угрозу, если за «простой» пропагандой правой идеологии последуют определенные действия.

Осенью 2020 г. Федеральная служба защиты Конституции Германии сообщила об отстранении от работы трех сотрудников, обменивавшихся в чате картинками экстремистского содержания [Rechtsextreme.., 2020]. По иронии судьбы, сферой их основной деятельности было наблюдение за правыми радикалами. Другой подозрительный случай - дело подполковника военной контрразведки, который в 2017 г. якобы информировал солдат KSK о предстоящих обысках в казарме подразделения. В 2019 г. суд Кёльна после долгого разбирательства признал офицера невиновным в разглашении секретной информации. Но в целом вопрос о том,

сколько сторонников праворадикальной идеологии числится в рядах спецслужб ФРГ, остается открытым.

Таким образом, хотя до формирования «подпольной армии» правых радикалов пока еще далеко, проблема правого экстремизма в полиции и армии приобретает весьма тревожный характер. В своем развитии правый экстремизм проходит несколько стадий: 1) распространение идей и радикализация; 2) формирование устойчивых групп, проведение первых акций хулиганского характера; 3) переход к вооруженной борьбе или политическому террору. Именно по такому сценарию шло становление вышеупомянутого «Национал-социалистического» подполья». Начав с общения с местными наци-скинхедами, у. Мундлос, у. Бёнхардт и Б. Чепе быстро радикализировались, за митингами и шествиями последовала рассылка муляжей бомб, уход в подполье и серия убийств иностранцев.

В настоящее время правый экстремизм в немецких силовых структурах находится на первой или второй стадиях своего развития, которые легко могут перейти в третью. Прямое подтверждение этому - пропажа боеприпасов со складов бундесвера и обнаружение схронов с оружием, сделанных солдатами и полицейскими.

Убить дракона

Осознание давно назревшей проблемы, связанной с распространением праворадикальной идеологии в армии и полиции, требует от властей ФРГ принятия решительных мер, чтобы не допустить наступления третьего акта драмы.

Первоочередной задачей становится выявление потенциальных и явных экстремистов в правоохранительных органах и армейских частях. Доклад, подготовленный Федеральной службой защиты Конституции Германии, - это лишь первый шаг в данном направлении. Очевидно, что дальнейшее расследование неизбежно раскроет новые случаи. Министерство обороны ФРГ проявило в этом отношении большую решительность и последовательность. Помимо роспуска второй роты KSK военное ведомство усилило работу с призывниками и военнослужащими с целью выявления экстремистских настроений. В частности, военная контрразведка

разработала целую систему выявления и классификации неблагонадежных солдат и офицеров. В соответствии с этой системой подозреваемые делятся на несколько категорий, каждая из которых кодируется определенным цветом (желтый цвет - подозрительные случаи, зеленый - не подтвердившиеся случаи, оранжевый - недостаточная верность Основному закону; красный цвет применяется только в отношении военнослужащих, чьи взгляды MAD однозначно классифицирует как экстремистские). Несколько иную позицию заняло Министерство внутренних дел, глава которого Х. Зеехофер, хотя и признал необходимость борьбы с ультраправыми, заявил об отсутствии в его ведомстве структурной проблемы, связанной с правым экстремизмом: «Никакие исследования не смогут подтвердить истинность обвинений и злостных инсинуаций, направленных против полиции, поскольку более 99% наших сотрудников абсолютно лояльны Основному закону. Они - основа стабильности нашей демократии и Основного закона» [Seehofer.., 2020].

Тем не менее очевидно, что борьба с правым экстремизмом и в армии, и в полиции может разбиться о «стену молчания», сложенную из «кирпичиков» корпоративной культуры, ложно понимаемой «чести мундира», а также желания избежать обвинений в предательстве со стороны сослуживцев1. «Предательство товарищей - смертный грех. Я часто видел, как полицейские приходили в ярость, если в газете появлялась информация о злоупотреблениях со стороны полицейского, но не из-за того, что это случилось, а из-за того, что информация об этом была опубликована», - отмечает Р. Бер [Behr, 2017].

Другим важным шагом, направленным на купирование экстремистских тенденций в силовых структурах ФРГ, может стать активная просветительская работа среди военнослужащих и полицейских, имеющая своей целью разъяснение ценностей демократической культуры. В докладе специальной комиссии при бун-

1 Корпоративный дух и товарищество особенно сильны в боевых подразделениях (боевые сотни в полиции, армейский спецназ KSK), где от взаимодействия и сплоченности зависит не только выполнение задания, но и жизнь сотрудников.

десвере представлен каталог мер, осуществленных в последнее время в рамках борьбы с правым экстремизмом: «Тема экстремизма затрагивается на семинарах "Руководство людьми", "Политическое образование", "Право и солдатский порядок". Формы проявления экстремизма и борьба с ним являются составной частью образовательной программы и курсов повышения квалификации военного и гражданского персонала бундесвера» [Erster Bericht.., 2020, S. 15].

И наконец, необходима реформа спецслужб, ответственных за борьбу с экстремизмом. Отставка главы MAD Кристофа Грамма и назначение на этот пост Мартины Розенберг - лишь первый шаг в борьбе с правым экстремизмом в рядах бундесвера. Одновременно с этим Министерство обороны ФРГ планирует увеличить численность сотрудников военной контрразведки, которые должны следить за настроениями военнослужащих. Но самая сложная задача - наладить эффективное взаимодействие между Федеральной службой защиты Конституции Германии и военной контрразведкой. Хотя представители обеих спецслужб находятся в постоянном контакте друг с другом, до недавнего времени результативность их взаимодействия оставляла желать лучшего. Тем не менее все эти меры необходимы для эффективной борьбы с экстремистскими настроениями в силовых структурах ФРГ.

Литература

Белинский А.В. «Он снова здесь» : дело «национал-социалистического подполья» и угроза правого терроризма в Германии / / Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - Москва, 2017. - № 4. - С. 136-162.

Гункель Е. В Германии расследуют новые случаи правого экстремизма в полиции // Deutsche Welle. - Берлин, 2020. - 24.11. - URL: https://www.dw.com/ra/v-frg-rassledujut-sluchai-pravovogo-jekstremizma-v-policii/a-55714483 (дата обращения: 25.06.2021).

Коц А. «Это был кошмар» : афганцы рассказали о зверствах австралийского спецназа / / РИА Новости. - Москва, 2020. - 01.12. - URL: https://ria.ru/20201201/sasr-1587013802.htmI (дата обращения: 25.06.2021).

Сумленный С. Немецкая система : как устроена Германия. - Москва : Эксперт, 2010. - 456 с.

AKK bekräftigt : Rechtsextremisten haben in der Truppe keinen Platz / CDU. - Berlin, 2020. - 30.06. - URL: https://web.archive.org/web/

20200925102614/https://www.cdu.de/aktuelles/rechtsextremisten-haben-in-der-truppe-keinen-platz (date of access: 25.06.2021).

Am Rand : Sicherheit / Bartsch M., Clauß A., Dahlkamp J., Gude H., Hornig F., Jüttner J., Knobbe M., Maxwill P., Röbel S., Schmid B., Schmid F., Ulrich A., Wiedmann-Schmidt W., Winter S. // Der Spiegel. - Hamburg, 2016. -N 3. - S. 18-25. - URL: https://magazin.spiegel.de/EpubDelivery/spiegel/ pdf/141495076 (date of access: 25.06.2021).

Apfel H. Irrtum NPD : Ansichten - Einsichten - Erkenntnisse : Ein Vierteljahrhundert in der NPD. - Bad Schussenried : Gerhard Hess Verlag, 2017. - 380 S.

Beamte mit Migrationshintergrund : Wie entwickelt sich die Vielfalt bei der Polizei? / Mediendienst Integration. - Berlin, 2017. - 16 S. - URL: https://www.marc-coester.de/daten/module/media/30/Polizisten_mit_Mig rationshintergrund_2017-125.pdf (date of access: 25.06.2021).

Bebenburg P. von, Voigts H. NSU 2.0 : der hessische Polizeiskandal / / Extreme Sicherheit : Rechtsradikale in Polizei, Verfassungsschutz, Bundeswehr und Justiz / Meisner M., Kleffner H. (Hrsg.). - Freiburg im Breisgau : Herder Verlag, 2019. - S. 131-146.

Behr R. Cop Culture : Der Alltag des Gewaltmonopols : Männlichkeit, Handlungsmuster und Kultur in der Polizei. - Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. - 276 S.

Behr R. «Kameradenverrat ist eine Todsünde» / Interview von N. Schlüter // Jetzt. - München, 2017. - 20.07. - URL: https://www.jetzt. de/politik/rassismus-in-der-polizei-interview-mit-dem-polizeiwissenschaftler-rafael-behr (date of access: 25.06.2021).

Behr R. Polizei. Kultur. Gewalt : Polizeiarbeit in der «offenen Gesellschaft» / Akademie der Polizei Hamburg, Fachhochschule. - Hamburg, 2018. -171 S. - URL: https://akademie-der-polizei.hamburg.de/contentblob/ 11852910/75a9166b46599f532bf9ed48951702e1/data/lehr-studienbrief-polizei-ku ltur-do.pdf (date of access: 25.06.2021).

Beschlussempfehlung und Bericht des 2. Untersuchungsausschusses nach Artikel 44 des Grundgesetzes / Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode. -Berlin, 2013. - 23.08. - 1316 S. - (Drucksache 17/14600). - URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/17/146/1714600.pdf (date of access: 25.06.2021).

Die dunkle Seite der Staatsmacht / Bartsch M., Baumgärtner M., Diehl J., Gebauer M., Gude H., von Hammerstein K., Höfner R., Jüttner J., Knobbe M., Latsch G., Lehberger R., Müller A.-K., Röbel S., Siemens A., Ulrich A., Wiedmann-Schmidt W., Wiese R., Winter S., Ziegler J.-P. / / Der Spiegel. - Hamburg, 2020. - N 33. - S. 8-18. - URL: https://www.spiegel.

de/politik/ deutschland/rechtsextreme-bei-polizei-und-bundeswehr-die-dunkle-seite-der-staatsmacht-a-00000000-0002-0001-0000-000172378470 (date of access: 25.06.2021).

Erster Bericht der Koordinierungsstelle für Extremismusverdachtsfälle zur Unterrichtung der Leitung des BMVg, Des parlamentarischen Raums und der Öffentlichkeit : Berichtszeitraum 1. Januar 2019 bis 31. Dezember 2019 / Bundesministerium für Verteidigung. - Berlin, 2020. - 22 S. - URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/201182/89fa4378557b4adc56d885910b0 501e3/download-bericht-extremismus-2019-data.pdf (date of access: 25.06.2021).

Gareis S.B., Kozielski P.-M., Kratschmar M. Rechtsextreme Orientierungen in Deutschland und ihre Folgen für die Bundeswehr. - Strausberg : SOWI, 2001. - 62 S. - URL: https://opus4.kobv.de/opus4-zmsbw/frontdoor/index/ index/docId/276 (date of access: 25.06.2021).

Jaschke H.-G. Öffentliche Sicherheit im Kulturkonflikt : Zur Entwicklung der städtischen Schutzpolizei in der multikulturellen Gesellschaft. -Frankfurt am Main : Campus Verlag, 1997. - 236 S.

Kambouri T. Deutschland im Blaulicht : Notruf einer Polizistin. - München : Piper Verlag, 2015. - 224 S.

KSK-Eliteeinheit : Hitlergruß und fliegende Schweineköpfe / / Die Zeit. -Hamburg, 2017. - 17.08. - URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitgesche hen/2017-08/ksk-eliteeinheit-bundeswehr-hitlergruss-rechtsrock-ermittlungen (date of access: 25.06.2021).

Letzte Ausfahrt Eisenach / Baumgärtner M., Dahlkamp J., Kaiser S., Neumann C., Röbel S., Stark H., Ulrich A., Winter S. // Der Spiegel. - Hamburg, 2011. - N 46. - S. 66-75. - URL: https://www.spiegel.de/spiegel/ print/d-81703436.html (date of access: 25.06.2021).

Maaßen : «Bin nicht in die CDU eingetreten, damit 1,8 Millionen Araber nach Deutschland kommen» // Stern. - Hamburg, 2019. - 01.09. - URL: https://www.stern.de/politik/ deutschland/hans-georg-maassen—bin-nicht-in-die-cdu-eingetreten--damit-1-8-millionen-araber-nach-deutschland-kommen--8779010.html (date of access: 25.06.2021).

NSU 2.0 : Sechs weitere rechtsextreme Drohschreiben verschickt // Die Zeit. - Hamburg, 2020. - 17.09. - URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/ zeitgeschehen/2020-09/nsu-2-0-drohschreiben-politiker-prominente-rechtsext remismus (date of access: 25.06.2021).

Ramm W. Der Elitesoldat und sein geheimes Waffenlager // Der Spiegel. - Hamburg, 2021. - 22.01. - URL: https://www.spiegel.de/panorama/ justiz/bundeswehr-prozess-gegen-ksk-ausbilder-der-elitesoldat-und-sein-gehei

mes-waffenlager-a-f4c8af5d-2880-4387-a4f9-d88ba1537a88 (date of access: 25.06.2021).

Rassismus und Diskriminierungserfahrungen im Kontext polizeilicher Gewaltausübung : Zweiter Zwischenbericht zum Forschungsprojekt «Körperverletzung im Amt durch Polizeibeamtinnen» (KviAPol) / Abdul-Rahman L., Espin Grau H., Klaus L., Singelnstein T. ; Ruhr-Universität. - Bochum, 2020. -11.11. - 62 S. - URL: https://kviapol.rub.de/images/pdf/KviAPol_Zweiter_ Zwischenbericht.pdf (date of access: 25.06.2021).

Rechter Nordkreuz-Prepper Marko G. : «Eine einmalige Verfehlung» // Die Tageszeitung. - Berlin, 2020. - 24.04. - URL: https://taz.de/Rechter-Nordkreuz-Prepper-Marko-G/!5679557/ (date of access: 25.06.2021).

Rechtsextreme beim NRW-Verfassungsschutz // Deutsche Welle. - Berlin, 2020. - 01.10. - URL: https://www.dw.com/de/rechtsextreme-beim-nrw-verfassungsschutz/a-55113992 (date of access: 25.06.2021).

Rechtsextremismus in den Sicherheitsbehörden : Lagebericht / Bundesamt für Verfassungsschutz. - Berlin, 2020. - 98 S. - URL: https://www.verfassungsschutz. de/SharedDocs/publikationen/DE/2020/lag ebericht-rechtsextremisten-in-sicherheitsbehoerden.html (date of access: 25.06.2021).

Rouban L. L'enquête électorale française : comprendre 2017 / Institut d'études politiques de Paris (Sciences Po). - Paris, 2016. - 9 p. - URL: http://la-bas.org/IMG/pdf/la_note_20_vague_4.pdf (date of access: 25.06.2021).

Schlüter N., Haunhorst Ch. «Die Feinde sind immer die Linken und die Ausländer» // Jetzt. - München, 2017. - 20.07. - URL: https://www.jetzt.de/ politik/rassismus-in-der-polizei-ein-junger-polizist-berichtet (date of access: 25.06.2021).

Schultz T. Schreddern ohne Folgen // Süddeutsche Zeitung. - München, 2013. - 28.06. - URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/vernich tung-von-nsu-akten-durch-verfassungsschuetzer-schreddern-ohne-folgen-1.170 7766 (date of access: 25.06.2021).

Seehofer : «Keine Rassismus-Studie in der Polizei» / Bundesministerium des Innern. - Berlin, 2020. - 20.10. - URL: https:/ /www.bmi.bund.de/ SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2020/10/keine-studie-rechtsextremis mus-polizei.html (date of access: 25.06.2021).

Siepmann M., Pöls M. Polizisten in der AfD // Mitteldeutscher Rundfunk. - Leipzig, 2020. - 28.07. - URL: https://www.mdr.de/nachrichten/ politik/gesellschaft/thueringen-afd-polizei-100.html (date of access: 25.06.2021).

Weitere Maßnahmen gegen Rechtsextremismus bei Polizei / Innenministerium NRW. - Düsseldorf, 2020. - URL: https://polizei.nrw/artikel/

weitere-massnahmen-gegen-rechtsextremismus-bei-polizei (date of access: 25.06.2021).

Unterrichtung durch die Wehrbeauftragte / Deutscher Bundestag, 19. Wahlperiode. - Berlin, 2021. - 23.02. - 150 S. - (Drucksache 19/26600). - URL: https://dip21.bundestag.de/dip21/btd/19/266/1926600.pdf (date of access: 25.06.2021).

DOI: 10.31249/ape/2021.04.10

Belinsky A.V.1, 2021 Swastika on a chevron: right-wing extremism in law-enforcement authorities and in the Bundeswehr of the FRG

Abstract. The police, the Bundeswehr and the intelligence services of the FRG have been recently drawn into a series of high-profile scandals provoked by right-wing extremism and growing xenophobic attitudes among the ranks of the armed forces and law enforcement officers. The article is an attempt to analyze the reasons for the spread of right-wing extremism in the power structures of Germany, its main forms and the level of the threat it poses to society and government. As for the far-right-wing potential, the State Office for the Protection of the Constitution puts the estimate at about 1,400 representatives. Although this number seems to be less than 1% of the country's total number of law-enforcement authorities, don't let it confuse you. Even a small group of right-wing extremists who possess weapons, are specially trained and have access to classified information can become a big problem for the government. Moreover, consideration must be given to the clearly growing rates of nationalist and xenophobic attitudes. According to the author, there are various reasons for the situation, with the main of them being the shifts in public sentiment, as well as the specifics of the activities of the police and the army. The European migrant crisis of 2015 and the following societal divisions influenced the attitudes of the country's security agencies, which did not approve the policy of Chancellor Angela Merkel. Additionally, constantly operating in criminal districts of large cities, mainly populated by

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Belinsky Andrey Victorovich - Ph. D. in Political Sciences, Senior Researcher INION RAS (belinskii_andrei@mail.ru). 278

Turks and Arabs, the police developed a negative attitude to all representatives of the migrant community. Furthermore, we should not forget that security agencies and the army are quite conservative by nature, and the crisis of state institutions inevitably pushes some «men of arms» to the far-right-wing camp, which promises to restore order. The article concludes with some recommendations on right-wing extremism prevention in the law enforcement system (special agencies performance improvement, adoption of education policy, etc.).

Keywords: right-wing extremism, FRG, Bundeswehr, police, terrorism, State Office for the Protection of the Constitution, Military Counterin-telligence Service.

References

AKK bekräftigt : Rechtsextremisten haben in der Truppe keinen Platz. (2020) / CDU. - 30.06. - URL: https://web.archive.org/web/202009 25102614/https://www.cdu. de/aktuelles/rechtsextremisten-haben-in-der-trup pe-keinen-platz (date of access: 25.06.2021).

Am Rand : Sicherheit. (2016) / Bartsch M., Clauß A., Dahlkamp J., Gude H., Hornig F., Jüttner J., Knobbe M., Maxwill P., Röbel S., Schmid B., Schmid F., Ulrich A., Wiedmann-Schmidt W., Winter S. // Der Spiegel. -Hamburg. - N 3. - S. 18-25. - URL: https://magazin.spiegel.de/ EpubDelivery/spiegel/pdf/141495076 (date of access: 25.06.2021).

Apfel H. (2017). Irrtum NPD : Ansichten - Einsichten - Erkenntnisse : Ein Vierteljahrhundert in der NPD. - Bad Schussenried : Gerhard Hess Verlag. - 380 S.

Beamte mit Migrationshintergrund : Wie entwickelt sich die Vielfalt bei der Polizei? (2017) / Mediendienst Integration. - Berlin. - 16 S. - URL: https:// www.marc-coester.de/daten/ module/ media/30/Polizisten_mit_Migrationshin tergrund_2017-125.pdf (date of access: 25.06.2021).

Bebenburg P. von, Voigts H. (2019). «NSU 2.0» : der hessische Polizeiskandal // Extreme Sicherheit : Rechtsradikale in Polizei, Verfassungsschutz, Bundeswehr und Justiz / Meisner M., Kleffner H. (Hrsg.). - Freiburg im Breisgau : Herder Verlag. - S. 131-146.

Behr R. (2008). Cop Culture : Der Alltag des Gewaltmonopols : Männlichkeit, Handlungsmuster und Kultur in der Polizei. - Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften. - 276 S.

Behr R. (2017). «Kameradenverrat ist eine Todsünde» / Interview von N. Schlüter // Jetzt. - München. - 20.07. - URL: https://www.jetzt.de/politik/ rassismus-in-der-polizei-interview-mit-dem-polizeiwissenschaftler-rafael-behr (date of access: 25.06.2021).

Behr R. (2018). Polizei. Kultur. Gewalt : Polizeiarbeit in der «offenen Gesellschaft» / Akademie der Polizei Hamburg, Fachhochschule. - Hamburg. -171 S. - URL: https://akademie-der-polizei.hamburg.de/contentblob/ 11852910/75a9166b46599f532bf9ed48951702e1/data/lehr-studienbrief-polizei-kultur-do.pdf (date of access: 25.06.2021).

Belinsky A.V. (2017). «He is back again» : a case of National Socialist Underground and the threat of right-wing terrorism in Germany [«On snova zdes'» : delo «natsional-sotsialisticheskogo podpol'ya» i ugroza pravogo terrorizma v Germanii] // Current problems of Europe / INION RAN. - Moscow. - N 4. -P. 136-162.

Beschlussempfehlung und Bericht des 2. Untersuchungsausschusses nach Artikel 44 des Grundgesetzes. (2013) / Deutscher Bundestag, 17. Wahlperiode. - Drucksache 17/14600. - Berlin. - 23.08. - 1316 S. - URL: http://dipbt.bundestag.de/dip21/btd/17/146/1714600.pdf (date of access: 25.06.2021).

Die dunkle Seite der Staatsmacht. (2020) / Bartsch M., Baumgärtner M., Diehl J., Gebauer M., Gude H., von Hammerstein K., Höfner R., Jüttner J., Knobbe M., Latsch G., Lehberger R., Müller A.-K., Röbel S., Siemens A., Ulrich A., Wiedmann-Schmidt W., Wiese R., Winter S., Ziegler J.-P. // Der Spiegel. - Hamburg. - N 33. - S. 8-18. - URL: https://www.spiegel.de/politik/ deutschland/rechtsextreme-bei-polizei-und-bundeswehr-die-dunkle-seite-der-staatsmacht-a-00000000-0002-0001-0000-000172378470 (date of access: 25.06.2021).

Erster Bericht der Koordinierungsstelle für Extremismusverdachtsfälle zur Unterrichtung der Leitung des BMVg, Des parlamentarischen Raums und der Öffentlichkeit : Berichtszeitraum 1. Januar 2019 bis 31. Dezember 2019. (2020) / Bundesministerium für Verteidigung. - Berlin. - 22 S. - URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/201182/89fa4378557b4adc56d885910b0 501e3/download-bericht-extremismus-2019-data.pdf (date of access: 25.06.2021).

Gareis S.B., Kozielski P.-M., Kratschmar M. (2001). Rechtsextreme Orientierungen in Deutschland und ihre Folgen für die Bundeswehr. - Strausberg : SOWI. - 62 S. - URL: https://opus4.kobv.de/opus4-zmsbw/frontdoor/ index/index/docId/276 (date of access: 25.06.2021).

Gunkel E. (2020). New cases of right-wing extremism in the police are being investigated in Germany [V Germanii rassleduyut novye sluchai pravogo ekstremizma v politsii] // Deutsche Welle. - Berlin. - 24.11. - URL: https://www.dw.com/ru/v-frg-rassledujut-sluchai-pravovogo-jekstremizma-v-policii/a-55714483 (date of access: 25.06.2021).

Jaschke H.-G. (1997). Öffentliche Sicherheit im Kulturkonflikt : Zur Entwicklung der städtischen Schutzpolizei in der multikulturellen Gesellschaft. -Frankfurt am Main : Campus Verlag. - 236 S.

Kambouri T. (2015). Deutschland im Blaulicht : Notruf einer Polizistin. -München : Piper Verlag. - 224 S.

Kots A. (2020). «It was a nightmare» : Afghans told about the atrocities of the Australian special forces [«Eto byl koshmar» : afgantsy rasskazali o zverst-vakh avstraliiskogo spetsnaza] // RIA Novosti. - Moscow. - 01.12. - URL: https://ria.ru/20201201/sasr-1587013802.html (date of access: 25.06.2021).

KSK-Eliteeinheit : Hitlergruß und fliegende Schweineköpfe. (2017) // Die Zeit. - Hamburg. - 17.08. - URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitge schehen/2017-08/ksk-eliteeinheit-bundeswehr-hitlergruss-rechtsrock-ermittlun gen (date of access: 25.06.2021).

Letzte Ausfahrt Eisenach. (2011) / Baumgärtner M., Dahlkamp J., Kaiser S., Neumann C., Röbel S., Stark H., Ulrich A., Winter S. // Der Spiegel. -Hamburg. - N 46. - S. 66-75. - URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-81703436.html (date of access: 25.06.2021).

Maaßen : «Bin nicht in die CDU eingetreten, damit 1,8 Millionen Araber nach Deutschland kommen». (2019) / / Stern. - Hamburg. - 01.09. - URL: https://www.stern.de/politik/ deutschland/hans-georg-maassen—bin-nicht-in-die-cdu-eingetreten--damit-1-8-millionen-araber-nach-deutschland-kommen--8779010.html (date of access: 25.06.2021).

NSU 2.0 : Sechs weitere rechtsextreme Drohschreiben verschickt. (2020) // Die Zeit. - Hamburg. - 17.09. - URL: https://www.zeit.de/gesell schaft/zeitgeschehen/2020-09/nsu-2-0-drohschreiben-politiker-prominente-recht sextremismus (date of access: 25.06.2021).

Ramm W. (2021). Der Elitesoldat und sein geheimes Waffenlager // Der Spiegel. - Hamburg. - 22.01. - URL: https://www.spiegel.de/panorama/ justiz/bundeswehr-prozess-gegen-ksk-ausbilder-der-elitesoldat-und-sein-gehei mes-waffenlager-a-f4c8af5d-2880-4387-a4f9-d88ba1537a88 (date of access: 25.06.2021).

Rassismus und Diskriminierungserfahrungen im Kontext polizeilicher Gewaltausübung : Zweiter Zwischenbericht zum Forschungsprojekt «Körperverletzung im Amt durch Polizeibeamtinnen» (KviAPol). (2020) / Abdul-Rahman L., Espin Grau H., Klaus L., Singelnstein T. ; Ruhr-Universität. - Bochum. - 11.11. - 62 S. - URL: https://kviapol.rub.de/images/ pdf/KviAPol_Zweiter_Zwischenbericht.pdf (date of access: 25.06.2021).

Rechter Nordkreuz-Prepper Marko G. : «Eine einmalige Verfehlung». (2020) // Die Tageszeitung. - Berlin. - 24.04. - URL: https://taz.de/Rechter-Nordkreuz-Prepper-Marko-G/!5679557/ (date of access: 25.06.2021).

Rechtsextreme beim NRW-Verfassungsschutz. (2020) // Deutsche Welle. - Berlin. - 01.10. - URL: https://www.dw.com/de/rechtsextreme-beim-nrw-verfassungsschutz/ a-55113992 (date of access: 25.06.2021).

Rechtsextremismus in den Sicherheitsbehörden : Lagebericht. (2020) / Bundesamt für Verfassungsschutz. - Berlin. - 98 S. - URL: https: / /www. verfassungsschutz.de/SharedDocs/publikationen/DE/2020/lagebericht-recht sextremisten-in-sicherheitsbehoerden.html (date of access: 25.06.2021).

Rouban L. (2016). L'enquête électorale française : comprendre 2017 / Institut d'études politiques de Paris (Sciences Po). - Paris. - 9 p. - URL: http://la-bas.org/IMG/ pdf/la_note_20_vague_4.pdf (date of access: 25.06.2021).

Schlüter N., Haunhorst Ch. (2017). «Die Feinde sind immer die Linken und die Ausländer» // Jetzt. - München. - 20.07. - URL: https://www.jetzt. de/politik/rassismus-in-der-polizei-ein-junger-polizist-berichtet (date of access: 25.06.2021).

Schultz T. (2013). Schreddern ohne Folgen // Süddeutsche Zeitung. -München. - 28.06. - URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/vernichtung-von-nsu-akten-durch-verfassungsschuetzer-schreddern-ohne-folgen-1.1707766 (date of access: 25.06.2021).

Seehofer : «Keine Rassismus-Studie in der Polizei». (2020) / Bundesministerium des Innern. - Berlin. - 20.10. - URL: https://www.bmi.bund. de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2020/10/keine-studie-rechtsextremis mus-polizei.html (date of access: 25.06.2021).

Siepmann M., Pöls M. (2020). Polizisten in der AfD // Mitteldeutscher Rundfunk. - Leipzig. - 28.07. - URL: https://www.mdr.de/nachrichten/ politik/gesellschaft/thueringen-afd-polizei-100.html (date of access: 25.06.2021).

Sumlenny S. (2010). The German system : how Germany is arranged [Nemetskaya sistema : kak ustroena Germaniya]. - Moscow: Expert. - 456 p.

Weitere Maßnahmen gegen Rechtsextremismus bei Polizei. (2020) / Innenministerium NRW. - Düsseldorf. - URL: https://polizei.nrw/artikel/ weitere-massnahmen-gegen-rechtsextremismus-bei-polizei (date of access: 25.06.2021).

Unterrichtung durch die Wehrbeauftragte. (2021) / Deutscher Bundestag, 19. Wahlperiode. - Drucksache 19/26600. - Berlin. - 23.02. - 150 S. - URL: https://dip21.bundestag.de/dip21/btd/19/266/1926600.pdf (date of access: 25.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.