УДК 621.791.14
В.В. Карманов, А.Л. Каменева, В.В. Карманов
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
СВАРКА ТРЕНИЕМ С ПЕРЕМЕШИВАНИЕМ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА, ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СВАРНОГО ШВА
Проанализирован опыт сварки трением с перемешиванием алюминиевых сплавов. Описано современное оборудование, введенное в эксплуатацию в ФГБОУ ВПО ПНИПУ для СТП алюминиевых сплавов. Описана сущность, особенности процесса СТП и структурные особенности сварного шва. Приведен анализ внедрения технологии СТП в мире.
Ключевые слова: сварка трением с перемешиванием, алюминиевые сплавы, оборудование, основные параметры, структура, внедрение.
V.V. Karmanov, A.L. Kameneva, V.V. Karmanov
Perm National Research Politechnic University
THE FRICTION STIR WELDING OF ALUMINIUM ALLOYS: ESSENCE AND SPECIFIC OF THE PROCESS, FEATURES OF THE WELD JOINT STRUCTURE
The experience of friction stir welding (FSW) of aluminium alloys has been analyzed. The FSW modern equipment set in operation in Perm National Research Politechnic University of Perm has been described. The essence and characteristics of FSW and structural properties of the weld joint has been considered. The analysis of introduction of the FSW in the world has been referenced.
Keywords: friction stir welding, aluminum alloys, equipment, general parameters, structure, adaptation.
Известно, что конструкции из алюминиевых сплавов (АС) в авиационно-космической промышленности подвергаются различным напряжениям и чрезвычайно высоким гравитационным силам во время взлета, посадки, сверхзвуковой скорости маневрирования, приводящим к высоким циклическим нагрузкам и внезапным перегрузкам материала крыла [1]. Проблема сварки АС традиционным способом (клепка, дуговая сварка плавящимся электродом в среде инертного (MIG) или активного газа (MAG), ручная сварка неплавящимися вольфрамовыми
электродами в среде защитного газа - аргона (TIG), а также высокоэнергетическая лазерная или электронно-лучевая сварка) заключается в склонности металла шва с высокой теплопроводностью, коэффициентом теплового расширения в сравнительно широком диапазоне температуры застывания и растворимостью водорода в алюминии в расплавленном состоянии к в два раза большей усадке при затвердевании, разрушению в зонах теплового воздействия по стыкам деталей и образованию дефектов: рыхлот, цепочек пор в шве и у зоны сплавления, трещин в высокотемпературной ЗТВ, включений прочной оксидной пленки и ферросплавов в шве [1, 2]. Общей проблемой сварки листовых конструкций вследствие большой вероятности разрыва между листами из-за неправильного крепления, неточности процессов производства листов и другого является выход материала сварного шва из зоны обработки и эффективной площади поперечного сечения сварной зоны с последующим уменьшением разрыва и дефектностью сварного шва [3]. Оптимальным вариантом решения указанной проблемы является использование сравнительно нового сварочного процесса - сварки трением с перемешиванием (СТП), известного в России с 1967 года [4] и реализованного в Великобритании [5] в 1990-х годах в Технологическом институте сварки (TWI - Technological Welding Institute) [1].
Целью статьи является изучение специфических особенностей оборудования, процесса сварки трением с перемешиванием алюминиевых сплавов и структуры формируемого сварного шва.
Оборудование для осуществления СТП
Система I-STIR PDS-51 (производство компании MTS, США) является оптимальным вариантом системы в качестве оборудования для СТП алюминиевых сплавов (рис. 1). Система I-STIR PDS-5 является гибкой, расширяемой и надежной в эксплуатации системой для разработки процесса СТП. К основным подсистемам I-STIR PDS относятся сварочная головка AdAPT™ и специализированные привода, а также замкнутые цифровые системы контроля. Система PDS, содержащая пять осей управления, характеризуется максимально возможной гибко-
1 Установка I-STIR PDS-5 приобретена и введена в эксплуатацию в ФГБОУ ВПО ПНИПУ в 2010 году. Контактное лицо - д-р техн. наук, профессор, завкафедрой «Технология, конструирование и автоматизация в специальном машиностроении» ПНИПУ Вадим Владимирович Карманов (karmanovs@yandex.ru).
стью и эффективностью, оснащена системой упреждающего регулирования и устройством точного измерения, позволяющими инженеру-конструктору выполнить тщательный и систематический анализ СТП для широкого диапазона материалов, толщин и форм. Система РББ позволяет соединять материалы на основе алюминия, стали и титана различной толщины (1-40 мм).
Рис. 1. Система І-БТІЯ РБ8-5
Система РЭЭ способна оценить альтернативные, неплоские и криволинейные материалы СТП-инструмента, а также материалы конструкций с переменной толщиной и с толстым сечением свариваемых деталей; точно измерить и проконтролировать следующие параметры СТП:
- нагрузку и положение пресса;
- нагрузку и положение плеча и/или датчика;
- нагрузку в одной плоскости;
- скорость перемещения;
- частоту вращения и крутящий момент;
- непрерывный процесс сбора данных по СТП и их анализ;
- высокий коэффициент воспроизводимости.
Пятикоординатная система 1-8Т1Я™ благодаря программноуправляемому двойному шарнирному соединению со степенями подвижности по наклону и вращению способна сваривать детали двойной кривизны. Инновационная технология системы 1-8ТШ™ обеспечивает ее максимальную гибкость, выполнение сварки инструментом с регулируемым рабочим стержнем, позволяющим сваривать соединения переменной толщины. Технология сварки инструментом с регулируемым
рабочим стержнем позволяет системе РББ отводить (втягивать) рабочий стержень и таким образом заваривать отверстие в материале при выходе рабочего стержня. Система контроля СТП для обеспечения установки дополнительной гибкости может осуществлять контроль инструмента с регулируемым рабочим стержнем; положения либо нагрузки оси плеча2; положения либо осевой нагрузки; положения рабочего стерженя на определенном расстоянии от плеча либо от опорной вставки (т.е. размер перемычки).
На основании полученного производственного опыта фирмой «Сеспель» выделены основные требования к оборудованию и технологическому процессу СТП:
- жесткость несущих элементов конструкции прижимного устройства;
- отсутствие зазора в стыке свариваемых деталей;
- правильное сопряжение лицевых поверхностей свариваемых деталей без излома;
- оптимальная геометрия инструмента;
- соблюдение режимов сварки - усилия по Z, скорости сварки, частоты вращения инструмента, угла наклона инструмента.
Сущность и особенности процесса СТП
СТП является одной из разновидностей сварки давлением. От других видов сварки давлением сварка трением отличается способом нагрева деталей или, точнее говоря, способом введения тепла в свариваемые детали. Механическое соединение конструкционных металлических элементов при СТП осуществляется посредством воздействия на кромки соединяемых деталей специального вращающегося инструмента, который переводит металл в области стыка в пластическое состояние и перемешивает его. В базовом процессе СТП вращающийся инструмент (рис. 2, а), содержащий корпус, рабочий стержень с различным рельефом поверхности и опорный бурт, медленно погружается в стык деталей на глубину, примерно равную толщине соединяемых кромок; при этом опорный бурт опирается на поверхность кромок. Материал кромок за счет теплоты, выделяющейся при трении,
2 При работе с датчиком исследования поверхности положение плеча можно контролировать через обратную связь такого датчика.
нагревается до пластичного состояния, вследствие чего уменьшается усилие, действующее на инструмент. При поступательном перемещении вращающегося инструмента по стыку пластическое течение выносит материал в зону, освобождающуюся сзади движущегося инструмента (рис. 2, б). В связи с асимметрией структуры швов в поперечном сечении сварных соединений, полученных СТП, принято различать сторону набегания, где направление вращения инструмента совпадает с направлением сварки, и противоположную - сторону отхода [6].
Рис. 2. Сварка трением с перемешиванием: а - схематичное изображение процесса [1]; б - сварной шов алюминиевых листов [6, 8]
Физическая сущность СТП заключается в нагреве деталей путем непосредственного преобразования механической энергии в теплоту благодаря работе сил трения. При сближении поверхностей подлежащих сварке деталей до очень малых расстояний (соизмеримых с меж-
а
атомными) между ними образуются металлические связи, по своей природе и по величине аналогичные силам взаимодействия между атомами в основном материале. Получение прочного сварного соединения происходит при условии энергичного пластического деформирования тех объемов металла соединяемых деталей, которые расположены вблизи взаимодействующих поверхностей. Сварное соединение при СТП образуется в твердой фазе и без расплавления металла свариваемых деталей.
Одним из важнейших факторов, наиболее заметно влияющих на структуру шва и формирование соединения при СТП, является конструкция инструмента. Элементы инструмента - рабочий стержень и опорный бурт - контактируют с материалом, нагретым за счет работы сил трения до пластичного состояния, и формируют потоки пластического течения. Сам инструмент и особенно его рабочий стержень подвергаются высоким термомеханическим нагрузкам. На разогретый рабочий стержень одновременно действуют крутящий момент и знакопеременные циклические изгибающие силы [6].
Основными параметрами процесса СТП являются частота относительного вращения свариваемых деталей, величина осевого усилия и осадка (грата) при нагреве, усилие и длительность приложения усилия проковки. Частота относительного вращения свариваемых деталей и величина осевого усилия при нагреве определяют мощность нагрева, а в сочетании с величиной осадка (грата) при нагреве - величину введенной энергии при нагреве. Качество сварного соединения зависит от всех основных параметров. Величину осадка при нагреве нередко заменяют длительностью нагрева, так как данные температурные характеристики практически прямо пропорциональны. Численные значения основных параметров процесса зависят от свойств материалов свариваемых деталей и от определяемых экспериментально размеров их сечений.
Прочность образующегося сварного соединения непосредственно связана с величиной пластического деформирования концов свариваемых деталей, мерой которой может служить сближение деталей при вытеснении металла в грат, и режимом проковки. Степень пластического деформирования зависит в основном от введенной в свариваемые детали энергии и величины осевого усилия.
СТП благодаря ограниченному пространству деформации в сочетании с ограниченным нагревом зоны сварки, твердым состоянием материала сварного шва успешно применяется и обладает следующими преимуществами:
- безопасность для окружающей среды, так как не используются вредные газы;
- возможность сварки материалов, недоступных для традиционных способов сварки; высокая прочность сварного шва;
- отсутствие необходимости в присадочной проволоке;
- низкие остаточные напряжения; мелкий размер зерна сварного шва; малый расход энергии;
- отсутствие пористости; отсутствие особых требований к процессу сварки;
- отсутствие необходимости в подготовке кромок под сварку, обработке шва после нее и механической обработке после сварки;
- практически полное отсутствие коробления и термических деформаций;
- уменьшение производственного цикла на 50-75 % по сравнению с обычными способами сварки. При правильно выбранных режимах статическая прочность при растяжении и изгибе, относительное удлинение, ударная вязкость, усталостная прочность, т.е. почти все основные механические показатели металла стыка, находятся на уровне соответствующих показателей основного металла деталей или близки к ним.
Исследования и испытания сварного соединения СТП показали их значительное преимущество перед болтовыми и заклепочными соединениями за счет увеличения прочности и жесткости конструкции, снижения массы двигателя и стоимости его изготовления.
К недостаткам процесса и оборудования СТП относятся:
- некоторая громоздкость оборудования СТП, ограничивающая мобильность, и осуществление процесса лишь при условии подачи к машине заготовок, подлежащих сварке (приварка малых деталей к массивным конструкциям с помощью переносных машин исключается);
- искривление волокон текстуры проката в зоне пластического деформирования вследствие расположения волокон вблизи стыка в радиальных направлениях и выхода их на наружную (боковую) поверхность сваренной детали. В деталях, работающих в условиях динамических нагрузок, стык с таким расположением волокон может оказаться очагом усталостного разрушения, а в других деталях, работающих в агрессивных средах, - очагом коррозии;
- сложность и многообразие процесса СТП, связанного как с тепловыделением, так и с износом поверхностей при трении;
- непрерывное образование и немедленное же разрушение металлических связей между сопряженными поверхностями в процессе их относительного движения;
- почти мгновенный нагрев и очень быстрое охлаждение малых объемов металла в присутствии очень больших (достигающих тысячи атмосфер) удельных давлений;
- упругопластические деформации в микрообъемах выступов шероховатых поверхностей и в макрообъемах слоев металла, прилегающих к этим поверхностям; наклеп и рекристаллизация металла;
- взаимная диффузия, а также внедрение макроскопических частиц металла одной из свариваемых деталей в тело другой и др.
Формирование структуры сварного шва в процессе СТП
Твердотельный характер процесса СТП в сочетании с необычным инструментом и асимметричным характером сварного шва (СШ) приводит к весьма различным микроструктурам вследствие нескольких одновременно протекающих термомеханических процессов [6]. На микроструктуру СШ влияет скорость нагрева, охлаждения, пластической деформации и перемешивания, явления динамической рекристаллизации, а также механическая целостность соединения. Типичное сечение СТП состоит из нескольких зон (рис. 3) с вытянутой в направлении вращения инструмента и пластического течения материала формой [10]:
- зона перемешивания (ядро и динамическая зона рекристаллизации) с сильно деформированными зернами, примерно соответствующая расположению рабочего стержня во время сварки. Зерна в зоне перемешивания равноосные и часто на порядок меньше, чем зерна в основном материале. Уникальная особенность зоны перемешивания заключается в наличии нескольких концентрических колец, которые в публикациях называют «луковичные» структуры. Точное расположение данных колец до сих пор не установлено, хотя известно число, размер и текстура зерен;
- зона на поверхности сварного шва, материал которой увлекается плечом от «стороны отхода» СШ вокруг задней части инструмента и выходит на «стороне набегания»;
Рис. 3. Сварка трением с перемешиванием: а - схематичное изображение зон СШ [7]; б - поперечное сечение СШ алюминиевых листов [7]; в -микроструктурные зоны СШ [11]
- термомеханическая зона (ТМЗ), находящаяся по обе стороны движения, характеризуемая более низкими возникающими напряжениями, температурами и меньшими их влияниями на структуру шва. Несмотря на то что микроструктура ТМЗ деформирована, в отличие от зоны перемешивания она более похожа на структуру основного материала. ЗТМВ технически относится ко всей деформируемой области и часто используется для описания любой зоны, не относящейся к «стороне набегания» и поверхностной зоне;
- околошовная зона (ЗТВ), являющаяся общей для всех сварочных процессов. Материал ее не подвергается пластической деформации, но находится под влиянием теплового воздействия процесса (температура ниже, чем в ЗТМВ), приводящего к некоторым микрострук-турным изменениям, особенно если микроструктуры термически неустойчивые.
Из научных публикаций установлены четыре региона ЗТВ: деформированные зерна (ДеЗ), мелкие зерна (МЗ), критические (КЗ) и докритические зерна (ДоЗ) (см. рис. 3, в) [1, 9].
Одним из ключевых факторов, определяющих совместные структуры, является температура, образующаяся при сварке. Определение температуры в сварных соединениях представляет интерес для понимания совместной структуры и свойств. Для измерения температуры поверхности могут быть использованы пирометры; при СТП сталей видимые изменения цвета можно наблюдать невооруженным глазом. Поверхностная и внутренняя температуры могут быть измерены с помощью термопары, прикрепляемой на поверхности или внутри путем вставки через просверленные отверстия. В таких местах, как ядро и области под плечом, где движется/течет металл, не представляется возможным непосредственно измерить температуру с помощью термопар, так же как и пирометров, потому что они находятся вне поля зрения. Данную проблему исследователи решают с помощью компьютерного моделирования, но пока малоэффективно [11].
Внедрение СТП в мире
Работы по внедрению СТП ведутся рядом зарубежных фирм и исследовательских лабораторий: ESAB, SAPA (Швеция), Boeing, Eclipse Aviation Corporation (США), EADS (Франция, Германия), Institute Soudure (Франция), DanStir (Дания) и др.
Разработкой и применением процесса СТП в последние пять-шесть лет занимаются практически во всех промышленно развитых странах, о чем можно судить по увеличению числа сообщений на международных симпозиумах о результатах исследований, разработок и производственного внедрения процесса СТП. Следует отметить, что уже в 2000 году на конференции в Вашингтоне (США) по вопросам СТП докладывали около 50 специалистов из 12 штатов США, большинство из которых были представителями промышленных компаний.
Такое интенсивное развитие технологии СТП и ее промышленное применение, по-видимому, изменит в глобальной перспективе количественное соотношение методов сварки, используемых в промышленном производстве и строительстве [10].
На 60-м конгрессе Международного института сварки в рамках работы комиссий по сварке давлением был организован однодневный семинар «Последние достижения в сварке трением и смежных процессах». На указанном семинаре 12 из 14 докладов были посвящены СТП. Девять из них касались металлургии и технологии, два - контроля качества и мониторинга процесса сварки и один - роботизации СТП. Перспективное развитие данной технологии заключается в расширении спектра свариваемых материалов (титан, алюминий, медь, нержавеющая сталь и т.д.), а также в отработке сварки разнородных материалов [10].
В заключение можно сделать следующие выводы:
Оптимальным вариантом решения проблемы сварки алюминиевых сплавов является использование сравнительно нового сварочного процесса - сварки трением с перемешиванием (СТП), характеризующегося ограниченным пространством деформации в сочетании с ограниченным нагревом зоны сварки, твердым состоянием материала сварного шва; безопасностью процесса для окружающей среды; возможностью сварки материалов, недоступных для традиционных способов; высокой прочностью сварного шва; отсутствием необходимости в присадочной проволоке; низкими остаточными напряжениями; мелким размером зерна сварного шва; малым расходом энергии; отсутствием пористости, особых требований к процессу сварки и необходимости в подготовке кромок до сварки и механической обработке после нее.
В связи с тем, что физика СТП, основанная на одновременно протекающих процессах механического тепло- и массопереноса, локального повышения температуры, значительной пластической деформации, контакта и трения, сложна и многофакторна, теория СТП еще далеко не разработана; качественная картина явлений, происходящих в стыке при сварке, в мире до сих пор еще не получена. Теоретические усилия, направленные на понимание процесса СТП, затруднены невозможностью наблюдения деталей процесса: смешения материала и образования потока металла в связи с большими напряжениями и скоростями деформации. Ряд научных и промышленных организаций предпринимают усилия по численному моделированию СТП.
Решение проблемы сварки алюминиевых сплавов невозможно без концентрации исследований на приоритетных направлениях; разработки эффективных технологических схем и конструктивно-технологических решений; внедрения новых процессов, в том числе СТП; совершенствования системы и методов обеспечения прочности, эффективности авиаконструкций, а также развития и поддержания актуализированной нормативной базы.
Библиографический список
1. Raghuram V. Fatigue fracture and microstructural analysis of friction stir welded butt joints of aerospace aluminum alloys: Thesis of Master of Science in Mechanical Engineering / Visweswaraiah Technological University, 2009. - 162 с.
2. Овчинников В.В. Исследование свариваемости и разработка технологии сварки распределенными источниками тепла алюминиеволитиевых сплавов: дис. ... д-ра техн. наук / Рос. cамолетостр. корпорация «Миг»; Моск. гос. индустр. ун-т. - М., 2003. - 377 с.
3. Automatic Gap Detection in Friction Stir Butt Welding Operations / Y. Yang [et al.] // International Journal of Machine Tools & Manufacture. -2008. - Vol. 48. - P. 1161-1169.
4. Способ сварки металлов трением: а. с. 195846 / Ю.В. Клименко. - Опубл. 04.05.1967.
5. Friction stir butt welding: рat. 5460317 US / Thomas W.M., Nicholas E.D., Needham J.C. [et al.]. - Publ. 1995.
6. Recent advances in friction stir welding process, weldment structure and properties / R. Nandan [et al.] // Progress in Materials Science. -2008. - Vol. 53. - P. 980-1023.
7. Kwanghyun P. Development and analysis of ultrasonic assisted friction stir welding process: A dissertation for the degree of Doctor of Philosophy (Mechanical Engineering) / University of Michigan, 2009. - 125 p.
8. Сварка трением с перемешиванием алюминиевых сплавов (обзор) / А.Я. Ищенко [и др.] // Автоматическая сварка. - 2007. - № 11. -С. 32-38.
9. Dynamic recrystallisation in the friction-stir welding of aluminium alloy 1100 / L.E. Murr [et al.] // Journal of Materials Science Letters. -1997. - Vol. 16, no. 22. - Р. 1801-1803.
10. Штрикман М.М. Состояние и развитие сварки трением линейных соединений (аналитический обзор). Ч. 1 // Сварочное производство. - 2007. - № 9. - С. 36-40.
11. Khaled T. An outsider look into Friction Stir Welding. - URL: http:// www.faa.gov/ aircraft/air_cert/design_approvals/csta/publications .html.
References
1. Raghuram V. Fatigue fracture and microstructural analysis of friction stir welded butt joints of aerospace aluminum alloys: Thesis of Master of Science in Mechanical Engineering. Visweswaraiah Technological University, 2009, 162 p.
2. Ovchinnikov V.V. Issledovanie svarivaemosti i razrabotka tekh-nologii svarki raspredelennymi istochnikami tepla alyuminievo-litievykh splavov [Investigation of weldability and development of aluminium-lithium alloys welding technology by distributed heat sources]. Rossiyskaya samole-tostroitelnaya korporatsiya «MiG», Moscovskiy Gosudarstvennyy Industrial-nyy Universitet, Moscow, 2003, 337 p.
3. Yang Y. [et al.] Automatic Gap Detection in Friction Stir Butt Welding Operations. International Journal of Machine Tools & Manufacture, 2008, vol. 48, рр. 1161-1169.
4. Klimenko Yu.V. Sposob svarki metallov treniem [Method of friction welding for metals]. 1967.
5. Friction stir butt welding: рat. 5460317 US / W.M. Thomas, E.D. Nicholas, J.C. Needham [et al.]. Publ. 1995.
6. Nandan R. [et al.] Recent advances in friction stir welding process, weldment structure and properties. Progress in Materials Science, 2008, vol. 53, pp. 980-1023.
7. Kwanghyun P. Development and analysis of ultrasonic assisted friction stir welding process: A dissertation for the degree of Doctor of Philosophy (Mechanical Engineering). University of Michigan, 2009, 125 p.
8. Ishchenko A.Ya. [et al.] Svarka treniem s peremeshivaniem alyu-minievykh splavov (obzor) [Friction welding with using of aluminium alloys stirring (review)]. Avtomaticheskaya svarka, 2007, no. 11, pp. 32-38.
9. Dynamic recrystallisation in the friction-stir welding of aluminium alloy 1100 / L.E. Murr [et al.]. Journal of Materials Science Letters, 1997, vol. 16, no. 22, pp. 1801-1803.
10. Shtrikman M.M. Sostoyanie i razvitie svarki treniem lineynykh soedineniy (analiticheskiy obzor) [The state and development of friction
welding for linear connections (analytical review)]. Svarochnoe proizvod-stvo, 2007, no. 9, pp. 36-40.
11. Khaled T. An outsider look into Friction Stir Welding. Available at: http:// www. faa. gov/ aircraft/air_cert/design_approvals/csta/publications .html.
Об авторах
Карманов Вадим Владимирович (Пермь, Россия) - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология, конструирование и автоматизация нестандартного оборудования» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: karmanovs@yandex.ru).
Каменева Анна Львовна (Пермь, Россия) - кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология, конструирование и автоматизация нестандартного оборудования» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: kameneva@pstu.ru).
Карманов Виталий Вадимович (Пермь, Россия) - аспирант кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические установки» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: karmanov_vitalii@mail.ru).
About the authors
Karmanov Vadim Vladimirovich (Perm, Russian Federation) - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of Department of Technology, Construction and Automation in a Specific Engineering Industry, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky av., Perm, 614990, Russian Federation, e-mail: karmanovs@yandex.ru).
Kameneva Anna Lvovna (Perm, Russian Federation) - Ph. D. in Technical Sciences, Ass. Professor, Department of Technology, Construction and Automation in a Specific Engineering Industry, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky av., Perm, 614990, Russian Federation, e-mail: kameneva@pstu.ru).
Karmanov Vitaliy Vadimovich (Perm, Russian Federation) -postgraduate student, Department of Rocket and Space Technology, Generating Units, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky av., Perm, 614990, Russian Federation, e-mail: kar-manov_vitalii@mail.ru).
Получено 2.04.2012