Научная статья на тему 'Сварка топливных баков ракетных двигателей'

Сварка топливных баков ракетных двигателей Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
809
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАРКА / ТОПЛИВНЫЙ БАК / ГЕРМЕТИЧНОСТЬ / WELDING / FUEL TANK / TIGHTNESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Луканов А.А., Олейников Е.П.

Освещается вид сварки баков ракетных двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELDING OF ROCKET FUEL TANKS

The authors study welding of rocket engine tanks.

Текст научной работы на тему «Сварка топливных баков ракетных двигателей»

Решетневскуе чтения. 2017

УДК 621.812

СВАРКА ТОПЛИВНЫХ БАКОВ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

А. А. Луканов, Е. П. Олейников

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alex-lukan45@yandex.ru

Освещается вид сварки баков ракетных двигателей.

Ключевые слова: сварка, топливный бак, герметичность.

WELDING OF ROCKET FUEL TANKS

A. A. Lukanov, E. P. Oleynikov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alex-lukan45@yandex.ru

The authors study welding of rocket engine tanks.

Keywords: welding, fuel tank, tightness.

Сварка - технологический процесс получения неразъемных соединений за счет установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве, или пластическом деформировании, или совместном действии того и другого [1].

Более широкое применение в изделиях ракетно-космической техники получили сплавы на основе алюминия (например, сплавы АМг3, АМг6, Д16Т, В95-Т). Для изготовления сварных изделий в основном используют деформируемые сплавы, которые подразделяют на термически упрочняемые и термически не упрочняемые, существенно различающиеся по своим механическим и технологическим характеристикам.

Одним из важных силовых агрегатов летательных аппаратов являются баки, предназначенные для хранения жидких компонентов топлива в течение определённого времени: от нескольких часов с момента предполётной заправки до нескольких лет, при эксплуатации изделий в заправленном состоянии.

Топливные баки должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1) иметь достаточную прочность и жесткость при малой массе конструкции;

2) обладать устойчивостью против коррозии при работе жидкостных ракетных двигателей на агрессивных (вызывающих коррозию) компонентах и при длительном хранении компонентов баков;

3) простота конструкции, технологичность при изготовлении и удобство при эксплуатации;

4) конструкция заборных устройств баков должна обеспечивать минимальное количество остатков компонентов топлива в баках;

5) недефицитность материалов, применяемых при изготовлении баков;

6) топливные баки должны быть полностью герметичны.

Герметичность - именно это требование можно получить благодаря хорошей и качественно выполненной сварке.

По сравнению с клёпанными и болтовыми соединениями сварные конструкции обеспечивают экономию металла, уменьшение массы соединительных элементов, снижение трудоёмкости изготовления за счёт вспомогательных операций, снижение стоимости технологического оборудования. Недостатки сварных соединений: повышенная чувствительность к хрупкому разрушению, изменение свойств материала в зоне сварного шва, наличие остаточных напряжений и деформаций. Однако влияние всех этих факторов можно заметно снизить, а в ряде случаев и исключить выбором рациональной конструкции соединения, подбором материала детали и электрода, проектированием технологического процесса [2].

Одним из видов сварки баков является аргоноду-говая сварка (АДС). При АДС металл сварочной ванны защищён от атмосферного воздуха оболочкой из защитного газа-аргона. Это способствует разрушению окисных плёнок на поверхности, повышает коррозионную стойкость, прочность и пластичность сварного шва и соединения. Различают следующие схемы АДС: дугой косвенного действия наплавляющимся электродом, дугой прямого действия наплавляющимся и плавящимся электродами. Сварку дугой прямого действия неплавящимся электродом применяют для сварки алюминиевых сплавов толщиной менее 6-и мм. Сварка плавящимся электродом ограничена минимальной толщиной металла 0,8... 1,0 мм. Электродную проволоку применяют, как правило, того же химического состава, что и контактное соединение.

Технология и мехатроника в машиностроении

При АДС производится местная подготовка поверхностей к сварке: торцов и участков поверхности шириной 10...40 мм (в зависимости от формы, размера и материала детали). Основной особенностью этой сварки является наличие на поверхности высокотемпературной плёнки окиси алюминия, не расплавляющейся в процессе сварки и затрудняющей образование сварочной ванны. Удаление окисной плёнки вследствие катодного распыления, возможно при сварке в инертных газах. В нашем случае это аргоно-дуговой сварке. Высокая тепло- и электропроводность алюминиевых сплавов обуславливает необходимость больших токов и мощностей.

Важнейшими требованиями при производстве корпуса бака является обеспечение прочности, обеспечение чистоты его внутренних поверхностей и как уже было сказано выше герметичности бака. Многократный контроль позволит обеспечить максимальную надежность изделию.

Все баки, как ёмкостные конструкции, работающие под ёмкостным давлением в процессе серийного производства проходят испытания на прочность и герметичность, которые носят автономный и комплексный характер. Для этого в технологическом процессе необходимо предусмотреть соответствующие этапы, которые позволят оценить качество всех ранее произведённых работ в их совокупности на специальных стендах по определённому регламенту, с соответствующим документированием результатов. По результатам этих испытаний принимают решение

о возможности продолжения дальнейшего исполнения изделия [3].

Библиографические ссылки

1. Андрюшкин А. Ю., Галинская О. О., Сигаев А. Б. Производство сварных конструкций в ракетно-космической технике : учеб. пособие / Балт. гос. техн. ун-т. СПб., 2015. 104 с.

2. Технология сборки и испытаний космических аппаратов : учебник / И. Т. Беляков [и др.]. М. : Машиностроение, 1990. 352 с.

3. Калинчев В. А., Комков М. А., Бакланов А. Г. Контроль и испытание в производстве баков : учеб. пособие / под ред. В. А. Калинчева. М. : Изд-во МГТУ, 1992. 58с.

References

1. Andryushkin A. Yu., Galinskaya O. O., Shigaev A. B. Production of welded structures in rocket and space technology : textbook / Balt. state. tech. un-t. SPb, 2015. 104 p.

2. Technology of assembly and testing of space vehicles: a textbook for higher technical educational institutions / I. T. Belyakov [et al.]. M. : Mechanical Engineering, 1990. 352 p.

3. Kalinchev V. A., Komkov M. A., Cormorants A. G. Control and testing in the production of tanks: A manual on course and diploma design ; Ed. V. A. Kalin-cheva. М. : MSTU Publishing House, 1992. 58 с.

© Луканов А. А., Олейников Е. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.