Научная статья на тему 'СВАРКА ДНИЩА СПУТНИКА ИЗ СПЛАВА АМГ6'

СВАРКА ДНИЩА СПУТНИКА ИЗ СПЛАВА АМГ6 Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАРКА АЛЮМИНИЯ / СВАРКА В СРЕДЕ ИНЕРТНОГО ГАЗА / ALUMINUM WELDING / THE WELDING IN THE ENVIRONMENT OF INERT GAS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Жмуйдин Н.С., Бем Е.А., Гришков Д.Е., Назаров С.В.

Рассматриваются наиболее актуальные проблемы получения качественных сварных соединений из сплава АМг-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELDING OF THE SATELLITE BOTTOM FROM THE AMG6 ALLOY

The problems of current interest of obtaining high-quality welded joints from AMg-6 alloy are considered.

Текст научной работы на тему «СВАРКА ДНИЩА СПУТНИКА ИЗ СПЛАВА АМГ6»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 1

УДК 621.791.754.3

СВАРКА ДНИЩА СПУТНИКА ИЗ СПЛАВА АМГ6

Н. С. Жмуйдин*, Е. А. Бем, Д. Е. Гришков, С. В. Назаров Научный руководитель - Л. А. Оборин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nikitazhmuidin@gmail.com

Рассматриваются наиболее актуальные проблемы получения качественных сварных соединений из сплава АМг-6.

Ключевые слова: сварка алюминия, сварка в среде инертного газа.

WELDING OF THE SATELLITE BOTTOM FROM THE AMG6 ALLOY

N. S. Zhmuidin*, E. A. Bem, D. E. Grishkov, S.V. Nazarov Scientific Supervisor - L. A. Oborin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: nikitazhmuidin@gmal.com

The problems of current interest of obtaining high-quality welded joints from AMg-6 alloy are considered.

Keywords: the aluminum welding, the welding in the environment of inert gas.

К конструкциям, работающим в космосе, предъявляются высокие требования равнопроч-ности металла шва по отношению к основному металлу. Экстремальные условия эксплуатации изделий специальной техники, связанные с воздействием внутреннего давления, температурными колебаниями, вибрацией, коррозионным поражением, мощными динамическими и статическими нагрузками, предъявляют особые требования к качеству этих изделий. Таким образом, днище спутника должно удовлетворять следующим требованиям:

- обладать высокой конструктивной прочностью;

- выносливостью;

- высокой коррозионной стойкостью.

Вышеперечисленные свойства соединил в себе сплав на основе алюминия АМг-6.

Алюминий - один из космических «первопроходцев»: конструкторы первых спутников даже не задавались вопросом, какой именно металл использовать в конструкции своих аппаратов. Легкий и прочный алюминий - точнее, «самолетные сплавы», стали постоянными «участниками» космических проектов. Около половины веса современной ракеты приходится на алюминиевые конструкции, а шаттлы почти на 90 % состоят из алюминиевых сплавов.

Днище является одной из составных частей космического спутника. Это предусматривает его работу в условиях большой вибрации. Днище представляет собой сварную металлическую конструкцию из алюминиевого сплава АМг-6, которая состоит из следующих основных деталей:

- шести плат толщиной 1,5 мм, загнутых таким образом, что при их сборке должен получиться конус,

- двух шпангоутов, которые вытачиваются на станках и представляют собой два кольца сложной конфигурации,

- сферической крышки, полученной штамповкой.

Для изготовления данной конструкции предлагаю использовать автоматическую сварку в среде защитного газа. В данном изделии присутствуют стыковые соединения.

Секция «Сварка летательньш аппаратов и родственнее технологии»

В качестве защитных газов используют инертные газы (аргон, гелий и их смеси), не взаимодействующие с металлом при сварке, и активные газы (углекислый газ, азот и другие), взаимодействующие с металлом, а также их смеси. Защитный газ определяет физические, металлургические и технологические характеристики способа сварки [1; 3].

В качестве неплавящегося электрода используют преимущественно стержни из вольфрама реже из графита. Применяемые вольфрамовые электроды должны отвечать требованиям ГОСТ 23949-80.

Для сварки используется присадочная проволока из алюминиевого сплава АМг-6 по ГОСТ 7871-75. Присадочный металл в комплексе с защитным газом обеспечивает раскисление и легирование металла шва, очистку его от вредных примесей и газов, предотвращает образование в нем трещин [2].

Этот вид сварки имеет целый ряд преимуществ:

- обеспечивает высокое качество сварных соединений на различных свариваемых материалах и сплавов;

- обеспечивает визуальное наблюдение за формированием шва;

- высокая производительность;

- легкая механизация процесса.

Недостатками этого вида сварки являются:

- необходимость применения защитных мер против теплового и светового излучения;

- дефицитность и высокая стоимость инертных газов.

Таким образом, при выполнении требований безопасности и соблюдении технологии производства днища спутника, а также применении разработанных мероприятий, данный вид сварки полностью выполняет поставленные задачи.

Библиографические ссылки

1. Еремин Е. Н., Кац В. С. Технологические основы дуговой сварки в защитных газах : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2002. 80 с.

2. Рабкин Д. Н. Дуговая сварка алюминиевых сплавов. М. : Металлургия, 1982. 487 с.

3. Сварка в машиностроении : справ. В 4-х т. М. : Машиностроение, 1978-1979.

© Жмуйдин Н. С., Бем Е. А., Гришков Д. Е., Назаров С. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.