Научная статья на тему 'Свадебный обряд как литературный первоисточник в повести Абакара Гаджиибрагимова "Судьба"'

Свадебный обряд как литературный первоисточник в повести Абакара Гаджиибрагимова "Судьба" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАСАРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ФОЛЬКЛОР / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / ОБРАЗ / ПОВЕСТЬ / TABASARAN LITERATURE / FOLKLORE / WEDDING CEREMONY / IMAGE / SHORT NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашурбеков Алибек Акимович

Цель. Статья посвящена выявлению и изучению свадебных обрядов в повести табасаранского писателя А. Гаджиибрагимова «Судьба». Методы. Историко-типологический, сравнительно-исторический. Результаты. Рассматривается своеобразие описания свадебных обрядов в художественном произведении. Выводы. Анализ повести показывает, что из многочисленных свадебных ритуалов сватовство больше привлекает авторское внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING СEREMONY AS A LITERARY SOURCE IN THE “FATE” SHORT NOVEL BY ABAKAR GADZHIBEKOV

Aim. The article deals with identifying and studying the wedding ceremonies in the “Fate” short novel by A. Gadzhiibragimov, the Tabasaran writer. Methods. Historical and typological, comparative and historical. Results. The author considers the originality of the wedding ceremonies description in a fiction. Conclusions. The analysis of the short novel shows the matchmaking attracts the author’s attention more than other wedding rituals.

Текст научной работы на тему «Свадебный обряд как литературный первоисточник в повести Абакара Гаджиибрагимова "Судьба"»

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

1

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 821

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-3-16-19

Свадебный обряд как литературный первоисточник в повести Абакара Гаджиибрагимова «Судьба»

© 2°i8 Ашурбеков А. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Статья посвящена выявлению и изучению свадебных обрядов в повести табасаранского писателя А. Гаджиибрагимова «Судьба». Методы. Историко-типологический, сравнительно-исторический. Результаты. Рассматривается своеобразие описания свадебных обрядов в художественном произведении. Выводы. Анализ повести показывает, что из многочисленных свадебных ритуалов сватовство больше привлекает авторское внимание.

Ключевые слова: табасаранская литература, фольклор, свадебный обряд, образ, повесть.

Формат цитирования: Ашурбеков А. А. Свадебный обряд как литературный первоисточник в повести Абакара Гаджиибрагимова «Судьба» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 16-19. DOI: 10.31161/19950667-2018-12-3-16-19._

Wedding Ceremony as a Literary Source in the "Fate" Short Novel by Abakar Gadzhibekov

2018 Alibek A. Ashurbekov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

АBSTRACT. Aim. The article deals with identifying and studying the wedding ceremonies in the "Fate" short novel by A. Gadzhiibragimov, the Tabasaran writer. Methods. Historical and typological, comparative and historical. Results. The author considers the originality of the wedding ceremonies description in a fiction. Conclusions. The analysis of the short novel shows the matchmaking attracts the author's attention more than other wedding rituals.

Keywords: the Tabasaran literature, folklore, wedding ceremony, image, short novel.

For citation: Ashurbekov A. A. Wedding Ceremony as a Literary Source in the "Fate" Short Novel by Abakar Gadzhibekov. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 16-19. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-2-16-19. (In Russian)

Введение

Общеизвестно, что фольклор и художественная литература на протяжении многих веков находятся в тесной творческой взаимосвязи. Вопрос взаимодействия фольклора и литератур народов Дагестана стал объектом рассмотрения в трудах таких дагестанских литературоведов как А.

Абдулатипов, С. Ахмедов, А. Вагидов, М. Гасанов, У. Далгат, С. Хайбуллаев, М. Юсуфов и др. По мнению этих ученых, основной причиной обращения дагестанских писателей к устному народному творчеству является то, что в нем они в первую очередь видели источник познания жизни, быта, психологии, дум и чаяний народа,

иными словами, фольклор был для них составной частью национальной культуры своего народа [2].

К такому семейно-бытовому обряду как свадьба табасаранские писатели обращаются чаще всего. Это связано с тем, что за ней стоит многовековая традиция, а также она рассматривается как один из основных показателей праздничной культуры табасаранского народа. Помимо этого, свадьба в произведениях табасаранских писателей выступает выразителем как исторического колорита определенной эпохи, так и вневременного народного духа.

Материалы и методы исследования

Исходя из вышесказанного, в настоящей статье постараемся проанализировать повесть «Судьба» («Кьисмат») [3] табасаранского прозаика А. Гаджиибрагимова. Свадебные обряды, включенные в названное произведение, выполняют несколько функций: структурообразующую, оценочную, эстетическую и историческую.

При анализе данного произведения мы использовали историко-типологический и сравнительно-исторический методы исследования.

На страницах повести «Судьба» А. Гаджиибрагимова несколько действующих лиц повести женятся. Представленные в ней свадебные торжества отражают дореволюционную действительность Табасарана. В самом начале повести, после знакомства с основными персонажами, автор описывает процесс выбора невесты. Гюрухан, вдова Алисултана, подыскивает невесту для своего единственного сына, которого вырастила одна. Основным критерием при выборе невесты является равное социальное и экономическое положение. Они так бедно живут, что ее сыну Гаджисултану трудно поверить, что кто-нибудь в селе согласился выдать за сироту свою дочь, и когда мать сообщает радостную весть о том, что Рамазан согласен выдать свою дочь за него, он говорит: «Судьба определила мне девушку из моего села. Неужели в селе нашлись люди, готовые выдать свою дочь за сироту? - подумав так, он вышел из дома» («Йиз кьисматгъулан шуракгъивну. Йитим бализ риш туврур гъулаъ айк1ан? - фикир ап1ури байхул'анудуч1ву») [3, с. 9].

По обычаю, в четверг вечером близкие родственники жениха, в основном мужчины, ходили к отцу девушки просить ее руки. Одной из отличительных черт сватовства от остальных свадебных обрядов является то, что чаще всего этот обряд старались

провести как можно более тайно и в самом узком кругу. Именно поэтому сватов выбирали из самых приближенных и отправлялись в дом невесты вечером. Помимо этого, можно назвать и такие причины, как опасение «сглазить» первые шаги возможного брака и непредсказуемость ситуации: отказ родителей выдать дочь замуж за человека, сделавшего ей предложение, мог вызвать массу обид. Автор этот процесс описывает подробно, в мельчайших деталях. Со стороны жениха в дом Рамалдана Гюрухан отправляет своего старшего брата Мурадхана и родного брата покойного мужа Пашу. В гостиную, где сидят за ужином Мурадхан, Паша и Рамалдан, хозяйка дома вносит и ставит перед гостями большой медный поднос (сини) с пловом и аваршой (халва, приготовленная из муки, масла и меда), что символизировало их согласие выдать дочь. В ответ на это сваты на медном подносе оставляют определенную сумму денег.

Результаты и их обсуждение

Надо отметить, что далее в двух-трех абзацах табасаранский писатель в тезисной форме сообщает о том, как зимой этого же года состоялась свадьба сироты Гаджисул-тана; как родились у них три сына и две дочери, последние из которых умерли в период свирепствования оспы; как старшего сына назвали Алисултаном, в честь отца, среднего - Базирбегом, а младшего - Магомедом. О женитьбе старшего сына сказано одним предложением, а все авторское внимание сосредоточено на образе Базирбега, который отправляется на нефтяные промыслы в Баку с целью заработать приданое сначала для своей невесты, а затем для невесты младшего брата. Автор сообщает о том, что Базирбег женился, но при этом не описывает ни один обряд свадьбы.

Немаловажными для дальнейшего развития сюжета повести являются эпизоды, связанные с выбором невесты для младшего сына Гаджисултана - Магомеда. Если два старших сына Алисултана молча соглашались с родителями при выборе невест, то младший сын отвергает несколько кандидатур, предложенных отцом и матерью. Он согласен жениться только по любви, т. е. если критерием при выборе невесты для старших братьев явилось равное социальное положение, то для Магомеда основной критерий - любовь. Магомед и Султанат приглянулись друг другу на свадьбе, где на глазах у своего дяди Шихи девушка демонстративно отказала в приглашении на танец

Юсуфу, а станцевала с Магомедом. На утро следующего дня на окраине села был найден труп молодого парня. В убийстве Магомеда подозревают Шихи, дядю девушки, который обещал Тагиру, отцу Юс-уфа, сделать так, чтобы его младший брат Шефи выдал свою дочь Султанат за его сына. Дальнейшее развитие событий не имеет тесной связи со свадебными обрядами и в основном посвящено проблеме кровной мести, которая требует отдельного рассмотрения.

В повести А. Гаджиибрагимова «Судьба» можно обнаружить элементы, дающие представление об эстетических приоритетах табасаранского народа. К ним относятся тексты свадебных песен, описание табасаранских национальных блюд, специально приготовленных для свадебного торжества, одежда и украшения невесты, убранство дома, а также упоминание этнографических деталей. К примеру, Суна в кругу женщин, чистящих полбу для приготовления свадебной каши, поет табасаранские народные песни.

В рассматриваемой повести табасаранского писателя показателем авторского отношения к персонажу можно считать степень подробности освещения того или иного свадебного обряда. Из всех этапов свадьбы более обстоятельно описывается сватовство, что помогает автору подробно раскрыть характеры героев повести. В этом плане интересно проследить процесс сватовства к Бике. На протяжении всего произведения к ней сватаются три действующих лица повести.

Первым к ней сватается Гурхмаз - вор, разбойник и конокрад, которого из-за крупного телосложения прозвали Деде-мом (великан, верзила). Самовлюбленный, эгоистичный и деспотичный Гурх-маз требует от Гаджикурбана выдать за него свою дочь Бике насильно. В выборе жены он руководствуется лишь удовлетворением своих физиологических потребностей, его не интересует мнение ни первой жены Зайнаб, ни девушки, к которой сватается, ни ее родителей. Дедем женат на сироте Зайнаб и намерен взять вторую жену, а когда Гаджикурбан отказывает ему, ссылаясь на то, что он не пара его дочери и вдобавок еще и женат, то он начинает угрожать ему. Гаджикурбан через несколько дней после визита Дедема дает свое согласие выдать дочь за сына бедной вдовы Гурият. Узнав об этом, Гурхмаз приходит в ярость и со своим

другом Зейдулом отправляется к вдове и требует, чтобы та отказалась от женитьбы ее сына Маграма на Бике. Маграм прогоняет их из своего дома.

Согласно традициям табасаран [1, с. 162], просить руки девушки приходили близкие родственники жениха, но не сам жених. Гурхмаз не только сам пошел свататься к девушке вместо того, чтобы отправить своих близких родственников, еще и в грубой форме требовал у отца девушки выдать за него свою дочь. А со стороны Ма-грама просить руки Бике пошла его мать Гурият. Это своего рода негласное сватовство, являющееся попыткой выяснить, согласны ли родители девушки породниться с ними. И на предварительное сватовство Гу-рият отправляется сама. На этот раз она берет с собой два чурека с аваршой, как было принято у табасаран. Описания заключительного сватовства Маграма и Бике в повести А. Гаджиибрагимова нет, поскольку, испугавшись провокаций со стороны Гурх-маза и его друга Зейдула, родители невесты и мать жениха договорились как можно быстрее сыграть свадьбу. Поэтому автор ограничивается лаконичным высказыванием о том, что в течение месяца после сговора сыграли свадьбу: «Вазлин арайиъ му-рари сумчир гъап1ну» («В течение месяца они сыграли свадьбу») [3, с. 80].

Третьим, кто сватается к Бике, становится главный герой повести Базирбег. Сватовства как такового и не было. Дело в том, что Гурхмаз и Зейдул убивают мужа Бике, Маграма, а подставляют Базирбега, подкинув в его двор папаху убитого. Суд, проходивший в Темир-Хан-Шуре, оправдывает Базирбега, а Гурхмаза и Зейдула, настоящих убийц Маграма, приговаривает к длительному сроку тюремного заключения. По дороге из Темир-Хан-Шуры в родное село Ба-зирбег и Бике понравились друг другу, и сразу по приезду Базирбег попросил ее руки у Гаджикурбана. Отец девушки сначала не соглашался, а когда Базирбег сказал ему о желании забрать Бике в Баку, и жить с ней там, поскольку он месяцами работает на нефтяных промыслах в Азербайджане, сердце его смягчилось. Базирбег, вопреки всем традициям и адатам, настоял на том, чтобы в эту же ночь пригласили муллу и заключили брачное соглашение - никях.

Заключение

Таким образом, в повести А. Гаджиибра-гимова «Судьба» значительное место отводится изображению предсвадебного этапа, который сопровождался определенными обычаями. Из большего количества

различных обрядов, характерных для свадебного ритуала табасаран, в проанализированной повести подробно описан только один обряд - сватовство. Думается, что это связано с тем, что в описанный в повести исторический период (вторая половина XIX века) «браки у табасаран заключались в основном по сватовству, хотя им были

1. Алимова Б. М. Семейные обряды табасаранцев: традиции и современность // Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное пространство Юга России ^Ш-ХХ! вв.)», ноябрь-декабрь 2013 г. Краснодар, 2013. С. 311-327.

2. Ашурбеков А. А. Предпосылки зарождения табасаранской прозы // Вестник Костромского

1. Alimova B. M. Family rituals of Tabasarans: traditions and modernity. All-Russian scientific and practical conference "Ethnocultural space of the South of Russia (18th-21st centuries)". November-December, 2013. Krasnodar, 2013. Pp. 311-327. (In Russian)

2. Ashurbekov A. A. Background of the birth of Tabasaran prose. Bulletin of N. A. Nekrasov

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Ашурбеков Алибек Акимович, кандидат филологических наук, доцент кафедры дагестанской литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]

известны и такие способы заключения брака как люлечный сговор, левират, сорорат и баш баша» [1, с 167]. Тем не менее, читатель имеет возможность познакомиться с формой бытования такого обряда как сватовство в дореволюционный период и проследить процесс его трансформации в наши дни.

государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2016. № 4. С. 116-120.

3. Гаджиибрагимов А. Судьба. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992 (на табас. яз.).

4. Хадирбеков Н. Б. Свадебные обряды народов южного Дагестана в прошлом и настоящем (Х1Х-ХХ вв.). Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Махачкала, 2009. 25 с.

Kostroma State University. 2016. No. 4. Pp. 116120. (In Russian)

3. Gadzhiibragimov A. Destiny. Makhachkala, Dagknigoizdat, 1992. (In the Tabasaran language)

4. Khadirbekov N. B. Wedding rites of the peoples of Southern Dagestan in the past and present (19-20th centuries). Extended abstract of diss. for Ph. D. in History. Makhachkala, 2009. 25 p. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Alibek A. Ashurbekov, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Dagestan Literature, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: ashur-bekovf df @mail.ru

Литература

References

Принята в печать 12.08.2018 г.

Received 12.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.