Научная статья на тему 'СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА МАКСИМОВКА ТЮКАЛИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ'

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА МАКСИМОВКА ТЮКАЛИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котлярова Татьяна Анатольевна, Котляров Максим Григорьевич

Статья посвящена рассмотрению свадебной обрядности белорусских переселенцев с. Максимовка Омской области. Изучение региональных версий традиционной культуры, в частности белорусов Омской области, обогатит имеющиеся представления о культуре славян. Спецификой региональной версии является трансформация обряда Брянщины под воздействием взаимовлияния двух типов культур: старожильческой и новопоселенческой. Этапы свадьбы, записанные в этом районе, совпадают с традиционной русской схемой по названию и содержательной части. Однако есть и отличительные особенности: совмещение, свертывание некоторых этапов свадебного обряда, приготовление атрибутов девичьей красоты и своеобразные традиции, связанные со вторым днем свадьбы. Традиционность проявляется в сохранении важных компонентов художественной формы, сохранении системы исходных (материнских) песенных традиций. Однако под воздействием старожильческой традиции появляется исполнение величальных песен молодым, не свойственное брянской традиции. Актуальность изучаемой проблемы состоит в недостаточной изученности западного и южного типа свадьбы - «веселье», к которому можно отнести свадьбу украинцев и белорусов, в сравнении с северным типом свадьбы - «похороны». Научных трудов, посвященных изучению региональных особенностей свадебной обрядности, немного. Среди наиболее значимых работ отметим исследования А. М. Мехнецова, В. Багринцевой, Т. М. Репиной, О. Г. Сидорской, Е. Я. Аркина. Научная новизна видится и в проведении музыкального анализа песенных материалов свадьбы. К изучению были привлечены записи, сделанные в 1995 году сотрудниками центра славянского фольклора и этнографии В. Ю. Багринцевой и Е. М. Чешегоровой (Ефремовой), а также экспедиционные записи студентки КемГИК К. Сухопаровой, выполненные в 2014 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING CEREMONY OF THE SLAVIC POPULATION OF MAKSIMOVKA IN TYUKALINSKY DISTRICT OF OMSK REGION

The article is devoted to the consideration of the wedding rituals of the Belarussian immigrants in Maksimovka, Omsk region. The study of regional versions of traditional culture, in particular the Belarusians of Omsk region, will enrich the existing ideas about the culture of the Slavs. The specificity of the regional version is the transformation of the Bryansk rite under the influence of the mutual influence of two types of cultures: old-timers and new settlers. The stages of a wedding recorded in this area match the traditional Russian scheme in name and content. However, there are also distinctive features: combination, curtailment of some stages of the wedding ceremony, preparation of attributes of girlish beauty and peculiar traditions associated with the second wedding day. Tradition is manifested in the preservation of important components of the artistic form, preservation of the system of original (maternal) song traditions. However, under the influence of the old-timers’ tradition, the performance of songs of praise by the young appears, which is not characteristic of the Bryansk tradition. The relevance of the problem under study lies in the insufficient study of the western and southern types of weddings, “fun”, which can include the wedding of Ukrainians and Belarusians, in comparison with the northern type of wedding like “funeral.” There are few scientific works devoted to the study of regional features of wedding rituals. Among the most significant works, we note the research of A.M. Mekhnetsov, V. Bagrintseva, T.M. Repina, O.G. Sidorskaya, E.Y. Arkin. Scientific novelty is also seen in the musical analysis of wedding song materials. The study involved recordings made in 1995 by the staff of the Center for Slavic Folklore and Ethnography VY. Bagrintseva and E.M. Cheshegorova (Efremova) and expeditionary records of the KemGIK student K. Sukhoparova made in 2014.

Текст научной работы на тему «СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА МАКСИМОВКА ТЮКАЛИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

2. Doropey G.I. Vzaimodeystvie russkoy i vostochnoy muzykal'nykh kul'tur na etape stanovleniya natsional'nykh kompozitorskikh shkol Kavkaza, Sredney Azii i Kazakhstana [Interaction of Russian and Eastern musical cultures at the stage of formation of national composing schools of the Caucasus, Central Asia and Kazakhstan]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2009, no. 8, pp. 35-44. (In Russ.).

3. Loseva S.N., Ivanova L.Yu. Model' sintetichnosti v strukture muzykal'noy odarennosti M. Chyurlenisa [Model of synesteticity in structure of musical gift of M. Ciurlionis]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 46, pp. 55-59. (In Russ.).

4. Tigranov G.G. Spendiarov A.A. [Spendiarov A.A.]. Muzykal'naya entsiklopediya [Musical encyclopedia]. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1981, vol. 5, pp. 233-235. (In Russ.).

5. Tolmacheva E.G. Metodika realizatsii zhanrovogo podkhoda v professional'nom obuchenii pianistov (na primere fortepiannykh tsiklov XX veka) [Methodology for the implementation of the genre approach in vocational training of pianists (on the example of piano cycles of composers of the XXth century)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2020, no. 2, p. 44. (In Russ.). Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=29678 (accessed 01.10.2020).

6. Khalitova M.I. Osobennosti orkestrovogo stilya v proizvedeniyakh krymskotatarskikh kompozitorov pervoy poloviny XX veka [Features of orchestra style in works of Crimean Tatar composers of the first half of the 20th century]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [Cultural studies Russian South], 2019, no. 3 (36), pp. 42-47. (In Russ.).

7. Shiryaeva O.F. Simfonicheskaya kartina: sud'ba zhanra v XX - nachale XXI veka [Symphonic picture: genre's fate in the late 20th - at the beginning of the 21st cent.]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv [Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts], 2015, no. 4 (44), pp. 77-85. (In Russ.).

8. Elkan O.B. Sintez iskusstv kak kul'turno-khudozhestvennaya paradigma [Synthesis of arts as a cultural-artistic paradigm]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2019, no. 47, pp. 27-30. (In Russ.).

УДК 78.398.8

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕЛА МАКСИМОВКА ТЮКАЛИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Котлярова Татьяна Анатольевна, кандидат культурологии, профессор, заведующий кафедрой народного хорового пения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kotlfolk@narod.ru

Котляров Максим Григорьевич, доцент, доцент кафедры народного хорового пения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kotlfolk@narod.ru

Статья посвящена рассмотрению свадебной обрядности белорусских переселенцев с. Максимов-ка Омской области. Изучение региональных версий традиционной культуры, в частности белорусов Омской области, обогатит имеющиеся представления о культуре славян. Спецификой региональной версии является трансформация обряда Брянщины под воздействием взаимовлияния двух типов культур: старожильческой и новопоселенческой. Этапы свадьбы, записанные в этом районе, совпадают с традиционной русской схемой по названию и содержательной части. Однако есть и отличительные особенности: совмещение, свертывание некоторых этапов свадебного обряда, приготовление атрибутов девичьей красоты и своеобразные традиции, связанные со вторым днем свадьбы. Традиционность проявляется в сохранении важных компонентов художественной формы, сохранении системы исходных (материнских) песенных традиций. Однако под воздействием старожильческой традиции появляется исполнение величальных песен молодым, не свойственное брянской традиции.

Актуальность изучаемой проблемы состоит в недостаточной изученности западного и южного типа свадьбы - «веселье», к которому можно отнести свадьбу украинцев и белорусов, в сравнении с северным типом свадьбы - «похороны». Научных трудов, посвященных изучению региональных особенностей свадебной обрядности, немного. Среди наиболее значимых работ отметим исследования А. М. Мехнецова, В. Багринцевой, Т. М. Репиной, О. Г. Сидорской, Е. Я. Аркина. Научная новизна видится и в проведении музыкального анализа песенных материалов свадьбы. К изучению были привлечены записи, сделанные в 1995 году сотрудниками центра славянского фольклора и этнографии В. Ю. Багринцевой и Е. М. Чешегоровой (Ефремовой), а также экспедиционные записи студентки КемГИК К. Сухопаровой, выполненные в 2014 году.

Ключевые слова: традиционная обрядовая культура, музыкальный фольклор, свадебная обрядность.

WEDDING CEREMONY OF THE SLAVIC POPULATION OF MAKSIMOVKA IN TYUKALINSKY DISTRICT OF OMSK REGION

Kotlyarova Tatyana Anatolyevna, PhD in Culturology, Professor, Department Chair of Folk Choral Singing, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kotlfolk@narod.ru

Kotlyarov Maksim Grigoryevich, Associate Professor, Associate Professor of Department of Folk Choral Singing, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kotlfolk@narod.ru

The article is devoted to the consideration of the wedding rituals of the Belarussian immigrants in Maksimovka, Omsk region. The study of regional versions of traditional culture, in particular the Belarusians of Omsk region, will enrich the existing ideas about the culture of the Slavs. The specificity of the regional version is the transformation of the Bryansk rite under the influence of the mutual influence of two types of cultures: old-timers and new settlers. The stages of a wedding recorded in this area match the traditional Russian scheme in name and content. However, there are also distinctive features: combination, curtailment of some stages of the wedding ceremony, preparation of attributes of girlish beauty and peculiar traditions associated with the second wedding day. Tradition is manifested in the preservation of important components of the artistic form, preservation of the system of original (maternal) song traditions. However, under the influence of the old-timers' tradition, the performance of songs of praise by the young appears, which is not characteristic of the Bryansk tradition.

The relevance of the problem under study lies in the insufficient study of the western and southern types of weddings, "fun", which can include the wedding of Ukrainians and Belarusians, in comparison with the northern type of wedding like "funeral." There are few scientific works devoted to the study of regional features of wedding rituals. Among the most significant works, we note the research of A.M. Mekhnetsov, V. Bagrintseva, T.M. Repina, O.G. Sidorskaya, E.Y. Arkin. Scientific novelty is also seen in the musical analysis of wedding song materials. The study involved recordings made in 1995 by the staff of the Center for Slavic Folklore and Ethnography VY. Bagrintseva and E.M. Cheshegorova (Efremova) and expeditionary records of the KemGIK student K. Sukhoparova made in 2014.

Keywords: traditional ritual culture, musical folklore, wedding rituals.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-159-167

В современной науке одним из основных факторов, определяющих изучение народной песни, является осознание необходимости раскрытия сущности музыкального фольклора. Изучение разнообразных явлений традиционной музыкальной культуры должно носить комплекс-

ный характер. Существование бесписьменных форм культуры осуществлялось по традиции, являющейся основным каналом передачи и сохранения системы народного музыкально-поэтического творчества. Как отмечает В. Е. Гусев в статье «О специфике восприятия фольклора

(К проблеме синестезии в искусстве)», традиция имеет цикличное функционирование. «Жизнь фольклора - непрерывный процесс, в котором воспроизведение традиции есть уже "изменённое действие", являющееся одновременно, благодаря активному восприятию, началом нового цикла» [4, с. 85].

Описанное свойство традиции легко проследить при изучении новопоселенческого пласта народно-песенной культуры, впитавшей в себя стилистику старожильческой культуры. Трансформация песенных традиций протекала под воздействием объективных факторов, таких как:

- утрата отдельными группами переселенцев локальных особенностей песнетворчества;

- переосмысление или полная трансформация обрядовых действий (сокращение или расширение того или иного обряда и т. д.);

- изменение сознания человека (утрата мифологического);

- использование новых средств и приемов художественной выразительности.

Таким образом, при взаимовлиянии двух типов культуры прослеживается сохранение системы исходных (материнских) песенных традиций и жанровой системы. Традиционность проявляется в сохранении важных компонентов художественной формы. Как отмечает С. В. Рождественская, «народная традиция, сохраняет духовные ценности народа в образно-художественном выражении искусства и осуществляет их адаптацию к изменяющимся историческим и социально-экономическим условиям» [7, с. 28].

Изучение региональных версий традиционной культуры, в частности белорусов Омской области, обогатит имеющиеся представления о культуре славян. Свадебная обрядность наиболее полно сохранилась в исследуемом районе. Актуальность исследования кроется и в истории заселения данной территории славянским населением. Освоение Омской области началось более 400 лет назад, состав населения формировался, как и в Сибири в целом, из двух волн: первой -до середины XIX века - старожильческой и второй с конца XIX до 60-х годов XX века - новопоселенческой. Как известно, первые поселения датируются 1594 годом с основания города Тара. Славянское население здесь было малочислен-

ным из-за удаленности основного ареала расселения в Западной Сибири, а также главных путей сообщения. В XVII веке заселение края осуществлялось за счет внутрисибирских миграций. Новые поселения строились вблизи старых деревень, и к первопоселенцам подселялись вновь прибывшие крестьяне. Тарский район - это север Омской области, где проживали коренные жители - сибирские татары и оседлые казахи. Основу славянского населения составляли служилые люди и сосланные русские, белорусы, украинцы, поляки. В XVIII веке с постройкой Омской крепости активизируется заселение Прииртышья вокруг основных городов - Тары и Омска. Таким образом, к XVIII веку на территории северных районов был сформирован старожильческий тип культуры. Старожилы Омской области называли себя чалдоны. Исследуемая нами территория располагается на севере и теоретически должна принадлежать к старожильческой традиции. Однако с. Максимовка было основано в 1907 году, и население сформировалось вследствие Столыпинской реформы путем переселения крестьян с западных районов России. В числе первых поселенцев были выходцы из Черниговской, Ульяновской и Брянской областей [11]. Своеобразие и уникальность записанных на данной территории материалов состоит во взаимовлиянии старожильческой и новопоселенческой культур. Немаловажен и тот факт, что на территории северных районов были записаны образцы традиционной обрядности белорусов, а южные районы представлены культурой украинцев (Харьковской и Херсонской губерний).

Научных трудов, посвященных изучению региональных особенностей свадебной обрядности, немного. Особо следует отметить недостаточность исследования западного и южного типа свадьбы - «веселье», к которому можно отнести свадьбу украинцев и белорусов, в сравнении с северным типом свадьбы - «похороны» [9]. Описанию традиционной культуры переселенцев Омской области посвящены труды А. М. Мехнецова «Песни русских старожилов Западной Сибири», В. Ю. Багринцевой с рядом изданий: сборник сибирских частушек из коллекции «Что же это за любовь?..», сборники «Шёл Ваня хороший...» и «Куды, доню, собыра-

есся?..», также ею издан информационно-методический сборник «Егорий Хоробрый: Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры». Исследованию свадебной обрядности украинских переселенцев Омского Прииртышья посвящена публикация Т. М. Репиной, диссертационное исследование О. Г. Сидорской «Свадебная обрядность украинцев Омской области: 1930-е - 2000-е годы». Большую роль в собирании и презентации фольклорных материалов Омского Прииртышья сыграл Е. Я. Аркин. Под его редакцией вышел ряд методических и репертуарных сборников «Народно-певческая традиция Омского Прииртышья: аспекты бытования, изучения и восприятия», «Духовно-певческая традиция исполнительской группы поселка Оконешниково Омской области», «Со венком я хожу», «Ты берёзка моя» и другие издания.

Научный интерес, с точки зрения сохранности и трансформации, представляют региональные версии тех или иных обрядов. В связи с поставленной целью в данной статье попытаемся проследить традиции с. Максимовка Тюкалин-ского района Омской области. К анализу были привлечены архивные материалы Центра славянского фольклора и этнографии (г. Омск), КемГИК. К изучению певческой традиции села Максимов-ка обращались этнографы и собиратели, однако степень изученности традиционной культуры по-прежнему невелика, так как народное песенное искусство не находится в активном бытовании в силу ухода из жизни носителей традиции и прерванного процесса передачи опыта поколениям из-за различных исторических, политических и социально-культурных причин.

Экспедиционные материалы, собранные сотрудниками Центра славянского фольклора и этнографии, а также студентами и преподавателями Кемеровского государственного института культуры и привлеченные к анализу свадебной обрядности, свидетельствуют о бытовании славянской традиции на исследуемой территории. Население Сибири в научной литературе характеризуется как старожильческое, представляющее севернорусский комплекс. Как отмечалось выше, традиционная культура с. Максимовка относится к новопоселенческому комплексу, впитавшему в себя традиции первых засельщиков. Стилевые осо-

бенности данного слоя крестьянских традиций представляют западнорусский и среднерусский комплекс. Эти комплексы объединяют традиции тех поселений, в которых сохранялись особенности материнской культуры. По данным Центра славянского фольклора и этнографии, сегодня в с. Максимовка проживают «чалдоны-старожилы, украинцы, немцы и брянские переселенцы из Сурожского района» [11].

Период формирования свадебной обрядности в этнографической науке принято относить к ХШ-ХГУ векам. Изучая особенности свадебных обрядов материнских культур, отметим, что они имеют общий характер, отличаясь лишь в деталях. К общим, основным этапам свадебного обряда относятся: сватовство, сговор, баня, де-вишник, утро свадебного дня, выкуп, встреча после венца, свадебный пир, «укладывание» и «бу-жение» молодых, послесвадебные обряды.

Изучая материалы по музыкальному фольклору исследуемого региона, необходимо отметить пестроту и многообразие музыкально-стилевых явлений. Среди наиболее сохранившихся образцов отметим календарно-земледельческие и свадебные традиции, представляющие севернорусскую, западнорусскую и южнорусскую стилевые зоны. Общую картину дополняют хорошо сохранившиеся белорусские и украинские песенные образцы. Свадебные традиции сохранили особенности материнской культуры, вобрав в себя черты и старожильческой, и навопоселенче-ской традиций. Анализируя записанные образцы сохранившихся свадебных песен и элементов обряда, необходимо отметить их совпадение с общерусской схемой. Однако своеобразие локального варианта состоит в отсутствии, сокращении или совмещении этапов свадебного действа. Такие процессы, вероятнее всего, можно отнести к угасанию данной традиции. Привлеченные к анализу материалы были записаны от М. С. Шлеп-нёвой, уроженки Сурожского района (1937 г. р.); А. Д. Верташовой (1919 г. р.) и А. Д. Коротковой (1915 г. р.), родители которых переехали с Брян-щины в д. Богородское Тюкалинского района еще до их рождения, а в 1922 году переселились в Максимовку вместе с детьми; Н. В. Кортовой (1929 г. р.), уроженки с. Максимовка, и А. Е. Сорокиной (1943 г. р.), дочери замечательной песен-

ницы Бабиной Марии Герасимовны (1916-1995), переехавшей в Максимовку в 1955 году из д. Да-месичи Сурожского района Брянской области.

Как отмечалось выше, свадебная обрядность с. Максимовки совпадает по срокам и содержанию с общерусской и играется в зимний (с 19 января до Масленицы) и весенний (с Пасхи до Троицы) периоды.

Первый этап свадьбы - Сватовство - проходил после уборки урожая, чаще на Покров. «Молодые почти всегда были знакомы до свадьбы: на вечерках всегда играли вместе, летом хороводились, о своем выборе парень говорил родителям, и тогда засылали сватовство. Сватать невесту ходили батька, дядька, братья и товарищи. Стучались в дверь и говорили: "Здравствуйте, люди добрые. Мы тут тёлочку потеряли, ищем. Ти не к вам она забежала? Ти можно к вам хлеб положить на стол? Если родители невесты соглашались, то разрешали положить хлеб и пройти за стол". Как высватали - назначают день за-ручин (о которых помнят брянские, но в Сибири их уже почти не устраивали), когда ближайшие родственники будущих супругов "пропивают" невесту. Когда женихова родня идёт в гости к дому девушки, поют песню "А как пойдём на заруча-ны"» [11]. Таким образом, мы видим слияние двух этапов свадьбы в один (сговор и сватовство).

Далее следует этап, который вбирает в себя следующие основные элементы обряда: запой, двороглядье и рукобитье, которые закрепляли соглашение сторон. Главный итог данного этапа -это достижение согласования о «приданом». После «заручин» начиналась предсвадебная неделя - девичник, во время которой невеста с подружками готовят приданое, шьют, вяжут, ткут, вышивают, песни поют.

«В субботу ближе к вечеру подружки относят жениху подарки от невесты: белье, рубашку, украшенный банный веник (жениха парить). Всё это жених выкупает. Свекрови дарят фартук, платок и "наквашонку". Затем идут к невесте на девичник, чай пьют, поют песни» [11].

В свадебной обрядности особое место принадлежит «Бане», которая занимает центральное место. Как подчеркивают исследователи, наличие данного этапа свадьбы позволяет отнести его к севернорусской традиции, что подтверждает тезис

об отнесении традиционной культуры Тюкалин-ского района к старожильческому пласту. В субботу уже к вечеру пекли каравай - чаще всего этим занимались приглашенные хозяйкой женщины.

Девичник проходил по традиционному сценарию. В воскресенье, одновременно с одеванием невесты украшали ёлочку, перевернутую верхушкой вниз и обвязанную лентами. «Невесту собирая, одевали во всё новое. Волосы расчесывали, перевивали лентой. На голову повязывали красный платок, готовили косу изо льна на продажу жениху» [11].

Утро свадебного дня, как было принято в традиции, проходит в доме жениха, где формируется свадебный поезд, состоящий из дружки, поджанишника, дядьев, теток и братьев.

Выкуп. По данным, представленным в архиве Центра славянского фольклора и этнографии, «по приезду свадебного поезда жениха встречает теща с хлебом-солью. Косу продает или младшая сестра или подневестница, жених косу выкупает, а затем и место рядом с невестой. Угостившись за столами, мать девушки с иконой встает у порога - благословить молодых» [11].

Встреча молодых после венца проходит по традиционному сценарию, как и свадебный пир. Начинается свадебный пир в доме жениха. Затем следует «дарование»: сначала молодая одаривает близких родных, мужа. После этого одаривают молодоженов - кто деньгами, кто скотом, тканью, хозяйственными принадлежностями. Друж-ко в это время режет свадебный каравай, наделяя каждого дарующего куском. Перед тем, как «порушить» украшенный хлеб, его тоже величают песней.

Следующий цикл - это «укладывание» и «бужение» молодых. Перед тем, как отправить молодых спать, невесту «разряжают», «окручивают» - меняют девичью прическу и головной убор на женский. Вскоре после этого молодых уводят спать, в скором времени постепенно расходятся и гости.

На второй день свадьбы пир продолжается в доме жениха, молодая жена обносит гостей блинами. На третий день гости приходили в дом молодых лавки мыть, за что требовали угощения. Потом отправлялись по дворам тех, кто гулял в первые два дня, требовали с них кур, собранных

птиц несли молодой, одну рубили на куриную лапшу и опять гуляли [11].

Обратимся к особенностям композиционного, метроритмического и интонационно-ладового строения песен, исполняемых в этом обряде. Композиционное строение свадебных песен исследуемого района характеризуется двумя формами композиции - стиховой и строфической. Стиховая форма представляет собой однострочное строение:

Н _ а а'а" Т а Ь с

Такой принцип формообразования характерен эпическим жанрам, в которых на первый план выступает поэтический текст. Данный тип компо-

Уж ты

Своеобразие ладовых и ритмических особенностей развития композиции, вероятно, связано с тоническим стихом, в котором организатором метра и ритма является ударение, имеющее постоянное место. Анализируя особенности взаимодействия текста и напева, приведем основные метроритмические типы:

Песен, относящихся к первому типу, не так много, однако эти формы относятся к древним на основе семисложного тонического стиха и еще раз подчеркивают принадлежность сибирской традиции к старожильческой.

Во втором примере - девятисложный тонический стих, на основе которого построена большая группа песенных образцов.

зиции указывает на сохранность ранних, старожильческих форм песенности.

Строфические формы - более развитые структуры, в которых ведущую роль играет напев. Наиболее типичны следующие формы:

Н _аЬ а'Ь' а"Ь" Т а а Ь Ь с с

Распространенной композиционной формой является стиховая форма с дополнением. Особенность построения такой композиции в том, что напев превышает по размерам стиховую строку, следовательно, стиховое построение представлено в виде повтора (дополнения) последнего слова или полустишия.

во _ да --- 1—

i а ± 41

во _ да

Ты гор _ да_ я на_ша сва_шень_ка

Третий тип характеризуется повторностью ритмоформул, в основе - девяти-, десятисложный стих.

Уж ты ты_сяц_кий во _ е _ во_да, во _ е _ во _да

Таким образом, мы видим три основных метроритмических типа.

Анализ ладоинтонационного строения свадебных песен позволяет выделить следующие закономерности, выражающиеся в соотношении ладовых опор и выявлении характерных мелодических оборотов или попевок.

Как видно из примера, основной голос находится у партии альтов. Анализируя ладовое строение, приведем наиболее типичные схемы напевов. Преобладает олиготонная система - квартовый трихорд в пределах опорных тонов (№ 1-3).

В соответствии с расположением опорных тонов в форме произведений формируются различные виды соотношений: ч.4, м3., б2, м2. Реализация таких звукорядов порождает ладовую переменность. Ладовая переменность ярко проявляется при смене опорных тонов одного квартового трихорда другим. Чаще всего такие звукоряды реализуются на основе кварто-секун-довых сопряжений или плагальности мелодических оборотов, характерных для свадебных песен. Встречаются песни, в которых ладовой опорой выступает тетрахорд в сексте (№ 4):

Значение тетрахорда в сексте существенно проявляется и в формировании мелодики песен. Практически все песни свадебного цикла построены на реализации тонов тетрахорда.

Мелодика свадебных песен - малораспевная с опорой на декламационность, в мелодии преобладает поступенное восходящее и нисходящее движение.

Характеризуя тип многоголосия, необходимо отметить преобладание гетерофонии монодий-ного типа с элементами ленточного (параллельно-терцового) двухголосия. Манера исполнения отличается прямой яркой звукоподачей в среднем регистре, так как основа населения с. Макси-мовки - белорусские переселенцы Сурожского района Брянской области. Однако, как отмечает О. Г. Сидорская, «в силу открытости и восприимчивости культур максимовские исполнители, рождённые уже в Тюкалинском районе Омской области, переняли некоторые образцы других традиций, заимствовали песни других переселенческих групп» [9]. Так, можно выделить несколько образцов, принадлежащих по стилистике старо-жильчекой традиции, особенностями которой являются плотное звучание в среднем и нижнем регистре, умеренный темп исполнения, использование глиссандирования в окончании строфы с последующим сбросом дыхания.

Подводя итоги, отметим, что свадебные песни исследуемого района Омской области формировались в период заселения Сибири славянами и имеют общесибирские принципы музыкального мышления. Данное утверждение еще раз подчеркивает единство стилевых признаков сибирского фольклора. Практически все районы, в которых производились записи переселенческих культур,

схожи в стилевом отношении и в наборе обрядовых форм. Рассмотрев основные этапы свадебной обрядности Омской области, отметим, что структура обряда сохранила черты материнской культуры брянских переселенцев. В силу открытости и взаимовлияния в свадебной обрядности

отмечаются черты старожильческой традиции, использование в обряде величальных песен, не исполняемых в брянской свадьбе. Вся свадьба выдержана в одном воодушевленно-приподнятом настроении и представляет тип свадьба -«веселье».

Литература

1. Аркин Е. Я. Народно-певческая традиция Омского Прииртышья: аспекты бытования, изучения и восприятия. - Омск, 2003. - 50 с.

2. Аркин Е. Я. Песенный фольклор казаков Среднего Прииртышья - из опыта собирательства // Сборник документов Первого Всероссийского конгресса фольклористики. - М., 2006. - С. 251-256.

3. Багринцева В. Ю. Шел Ваня хороший. - Омск: Диалог, 2010. - 40 с.

4. Гусев В. Е. О специфике восприятия фольклора (К проблеме синестезии в искусстве) // Творческий процесс и художественное восприятие. - Л.: Наука, 1978. - С. 85.

5. Мехнецов А. М. Народно-песенная культура старожильческого населения Западной Сибири / ред.: Е. А. Ва-левская, К. А. Мехнецова. - СПб., 2012. - 208 с.

6. Мехнецов А. М. Песни русских старожилов Западной Сибири. Вып. 1. Народные песни Томского Приобья / зап., нотация, сост., предисл. и примеч. А. М. Мехнецова. - М.: Родникъ, 2000. - 256 с.: нот., аудиоприложе-ние (2 CD).

7. Рождественская С. В. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. - М., 1981. - С. 28.

8. Рукописный архив кафедры народного хорового пения ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».

9. Сидорская О. Г. Свадебная обрядность украинцев Омской области: 1930-2000-е годы [Электронный ресурс]. -URL: https://www.dissercat.com/content/svadebnaya-obryadnost-ukraintsev-omskoi-oblasti-1930-e-2000-e-gody.

10. Состояние музыкального фольклора украинских переселенцев юга Омской области (по мат-лам фольклор.-этногр. экспедиций 2005-2007 годов) // Народная культура Сибири: мат-лы XVI науч. семинара-симпозиума Сиб. регион. вузов. центра по фольклору / отв. ред. Т. Г. Леонова. - Омск: Амфора, 2007. - С. 282-287.

11. Сидорская О. Г. «Куды, доню, собыраесся?..»: свадебная обрядность украинских переселенцев Омского Прииртышья / сост. О. Г. Сидорская, Т. М. Репина; отв. ред. В. Ю. Багринцева. - Омск: Наука, 2007. -186 с.: ил. - (По мат-лам фольклор.-этногр. экспедиций; Вып. 2).

12. Сидорская О. Г. Творческое наследие народных исполнителей деревни Максимовка Тюкалинского района Омской области [Электронный ресурс]. - URL: http://folk55.ru/traditsii/?ELEMENT_ID=275.

References

1. Arkin E.Ya. Narodno-pevcheskaya traditsiya Omskogo Priirtysh'ya: aspekty bytovaniya, izucheniya i vospriyatiya [Folk singing tradition of the Omsk Irtysh region: aspects of being, studying and perception]. Omsk, 2003. 50 p. (In Russ.).

2. Arkin E.Ya. Pesennyy fol'klor kazakov Srednego Priirtysh'ya - iz opyta sobiratel'stva [Song folklore of the Cossacks of the Middle Irtysh region - from the experience of collecting]. Sbornik dokumentov Pervogo Vserossiyskogo kongressa fol'kloristiki [Collection of documents of the First All-Russian Congress of Folkloristics]. Moscow, 2006, pp. 251-256. (In Russ.).

3. Bagrintseva V. Yu. Shel Vanya khoroshiy [Shel Vanya is good]. Omsk, Dialog Publ., 2010. 40 p. (In Russ.).

4. Gusev V.E. O spetsifike vospriyatiya fol'klora (k probleme sinestezii v iskusstve) [On the specifics of the perception of folklore (to the problem of synesthesia in art)]. Tvorcheskiy protsess i khudozhestvennoe vospriyatie [Folk-song culture of the old-time population of Western Siberia]. Leningrad, Nauka Publ., 1978, p. 85. (In Russ.).

5. Mekhnetsov A.M. Narodno-pesennaya kul'tura starozhil'cheskogo naseleniya Zapadnoy Sibiri [Folk-song culture of the old-time population of Western Siberia]. St. Petersburg, 2012. 208 p. (In Russ.).

6. Mekhnetsov A.M. Pesni russkikh starozhilov Zapadnoy Sibiri. Vyp. 1: Narodnye pesni Tomskogo Priob'ya Mekh-netsova [Songs of Russian old-timers of Western Siberia. Issue 1: Folk songs of the Tomsk Ob region]. Moscow, Rodnik Publ., 2000. 256 p.: not., audioprilozhenie (2 CD). (In Russ.).

7. Rozhdestvenskaya S.V. Russkaya narodnaya khudozhestvennaya traditsiya v sovremennom obshchestve. Arkhi-tekturnyy dekor i khudozhestvennye promysly [Russian folk art tradition in modern society. Architectural decor and arts and crafts]. Moscow, 1981, p. 28. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rukopisnyy arkhiv kafedry narodnogo khorovogo peniya FGBOU VO "Kemerovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury" [Manuscript archive of the department offolk choral singing of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State Institute of Culture"]. (In Russ., unpublished).

9. Sidorskaya O.G. Svadebnaya obryadnost' ukraintsev Omskoy oblasti: 1930-2000-e gody [Wedding rituals of Ukrainians in the Omsk region: 1930-2000s]. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/ svadebnaya-obryadnost-ukraintsev-omskoi-oblasti-1930-e-2000-e-gody.

10. Sostoyanie muzykal'nogo fol'klora ukrainskikh pereselentsev yuga Omskoy oblasti (po materialam fol'klorno-etnograficheskikh ekspeditsiy 2005-2007 godov) [State of the musical folklore of Ukrainian immigrants in the south of the Omsk region ethnographic expeditions 2005-2007)]. Narodnaya kul'tura Sibiri: materialy XVI nauch-nogo seminara-simpoziuma Sibirskogo regional'nogo vuzovskogo tsentra po fol'kloru [Folk culture of Siberia: Materials of the XVI scientific seminar-symposium of the Siberian regional university center on folklore]. Omsk, Amfora Publ., 2007, pp. 282-287. (In Russ.).

11. Sidorskaya O.G. "Kudy, donyu, sobyraessya?..": svadebnaya obryadnost' ukrainskikh pereselentsev Omskogo Priirtyshya. Po materialam fol'klorno-etnograficheskikh ekspeditsiy; vyp. 2 ["Where, my daughter, are you going?..". Wedding ceremony of Ukrainian immigrants of the Omsk Priirtyshye. Based on the materials of folklore and ethnographic expeditions. Vol. 2]. Comp. O.G. Sidorskaya, T.M. Repina; Ed. by V.Yu. Bagrintsev. Omsk, Nauka Publ., 2007. 186 p. (In Russ.).

12. Sidorskaya O.G. Tvorcheskoe nasledie narodnykh ispolniteley derevni Maksimovka Tyukalinskogo rayona Omskoy oblasti [The creative heritage offolk performers of the village of Maksimovka, Tyukalinsky district of the Omsk region]. (In Russ.). Available at: http://folk55.ru/traditsii/?ELEMENT_ID=275.

УДК 7.011

КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОСТИ ИСКУССТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Усанова Алла Леонидовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: alla_leo@mail.ru

Кирюшина Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: ykirushina@mail. ru

Будкеев Сергей Михайлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: lwlm@yandex.ru

Авторы публикации в статьях, монографиях предыдущих лет в контексте своих научных интересов нередко обращались к понятию «народное» в определении ряда художественных явлений или при изучении творчества отдельных художников: Ю. В. Кирюшина, исследуя архаические и традиционные виды ремесел, А. Л. Усанова, изучая наивное искусство и художественные проявления повседневности, С. М. Будкеев, анализируя творческое наследие народного художника России М. Я. Будкеева.

В настоящей статье последовательно рассматриваются различные контексты понятия народности искусства в отечественном искусствознании. Анализируются его трактовки и интерпретации, характерные для художественной практики рубежа Х1Х-ХХ веков и последующих лет. Описывается практика реорганизации художественных промыслов и организации массового творческого досуга в рамках культурно-просветительской работы в советский период, направленных, прежде всего, на формирование тематического круга и содержательного свойства произведений, их соответствия идеологическим критериям. Результатом художественной политики 1920-1950-х годов стало появление обобщающего и широко трактуемого определения - народное искусство. Далее в статье характеризуются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.