Научная статья на тему 'Суверенность психологического пространства личности как фактор медиабезопасности'

Суверенность психологического пространства личности как фактор медиабезопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1310
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ПОДРОСТОК / АССЕРТИВНОСТЬ / КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / MEDIA SPACE / SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL SPACE / ADOLESCENT / ASSERTIVENESS / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Городилина Марина Валерьевна

Затрагивается проблема защиты психологического пространства личности (в частности, подростка) от деструктивных влияний медиапространства, обсуждаются варианты по развитию навыков, способствующих сохранению суверенности психологического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sovereighty of the Individual Psichological Space as a Factor of Media Security

The article is devoted to the problem of protecting the individual psychological space, particularly adolescents, from the destructive influences of media space; moreover, it is discussed the variants of the development of skills that contribute to maintaining the sovereignty of psychological space.

Текст научной работы на тему «Суверенность психологического пространства личности как фактор медиабезопасности»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 157-158.

М. В. Городилина

СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ

Затрагивается проблема защиты психологического пространства личности (в частности, подростка) от деструктивных влияний медиапространства, обсуждаются варианты по развитию навыков, способствующих сохранению суверенности психологического пространства.

Ключевые слова: медиапространство, суверенность психологического пространства, подросток, ассертивность, критичность мышления.

Медиапространство содержит в себе потенциально большое количество информации, опасной для психики ребенка в силу ее незрелости. Зрелый человек способен защитить свою личность и психику в условиях вредоносного влияния извне. Ребенок же во многом еще некритично относится к миру, полученной информации, не способен ее должным образом проанализировать, а значит, эмоционально любое новое знание будет закрепляться в его голове. Если в реальном мире взрослые еще каким-либо образом могут организовывать, контролировать и регулировать среду, которую они предоставляют ребенку, то, попадая, например, в интернет-среду один на один, ребенок оказывается в шаговом доступе к вредоносным информационным потокам.

Эта проблема понимается на государственном уровне и проводится все больше работ по ее решению. В частности, психологами исследуется, какие личностные характеристики являются условиями сохранения психологической устойчивости личности и ее защиты от вредоносного воздействия извне. Одной из таких характеристик является суверенность психологического пространства личности. Данный термин был введен С. К. Нартовой-Бочавер для обозначения уровня сохранности границ психологического пространства личности.

Для лучшего понимания термина «психологическое пространство личности» мы опишем его свойства, выделяемые С. К. Нарто-вой-Бочавер. Во-первых, человек ощущает пространство как присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность. Во-вторых, человек имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства, таким образом, реализуя свое чувство авторства (то, что не поддается контролю, отчуждается и становится объектом уже не личного пространства субъекта). В-третьих, психологи-

ческое пространство существует естественно и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно «прозрачно» и потому с трудом поддается позитивному описанию. И, в-четвертых, важнейшей характеристикой психологического пространства является сохранность его границ [1].

Таким образом, можно сказать, что психологическое пространство личности - это ин-териоризированная и присвоенная субъектом часть среды и явлений внешнего мира, которая становится главным содержанием его внутреннего мира. Соответственно, все, что ребенок познает в своем опыте и присваивает как нечто важное, значимое, несущее для него смыслы, то и будет являться внутренними знаками и орудиями, с помощью которых он будет действовать в мире и руководствоваться в своем жизнетворчестве. Поэтому так важно, чтобы среда, окружающая ребенка, содержала в себе как можно меньше деструктивных факторов, влияющих на формирование личностного психологического пространства.

В таких небезопасных условиях, как свободный доступ к различным информационным источникам в медиамире, значимым критерием сохранности и ненарушенности границ внутреннего мира ребенка является уровень суверенности психологического пространства. Прочность границ психологического пространства дает человеку чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.

С. К. Нартовой-Бочавер был создан опросник «Суверенность психологического пространства», позволяющий диагностировать целостность психологического пространства личности [2].

Мы проверили данную методику на подростках 13-17 лет в ГБОУ СОШ № 1253 г. Москвы. В исследовании участвовали 43 подростка. Результаты оказались следующими (см. табл.).

158

М. В. Городилина

Уровень суверенности психологического пространства испытуемых подростков

Уровень СИП Количество подростков Процентное соотношение

Высокий 12 28 %

Средний 28 65 %

Низкий 3 7 %

Положительным моментом является то, что 93 % подростков умеют устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к угрожающим явлениям и разотождествлять-ся с ними. При условии, что эти подростки в полной мере оказываются погруженными в медиапространство, они обладают необходимыми компетенциями, позволяющими сохранить свое личное психологическое пространство ненарушенным.

Хотя преобладающее количество испытуемых обладает устойчивыми границами их личности, у 7 % подростков был выявлен низкий уровень суверенности психологического пространства. Это означает, что в своем опыте им приходилось переживать собственное бессилие в попытке противостоять разрушающим влияниям извне. Тем самым вполне подтверждается наше предположение о том, что проблема сохранности и устойчивости границ психологического пространства личности актуальна для подростков и представляет собой важный фактор, с которым должна проводиться соответствующая психокоррекционная работа.

Главным направлением в работе с границами психологического пространства подростков мы считаем воспитание ассертивности, критичности мышления, а также умения дистанцироваться от угрожающих явлений.

Ассертивность - это способность личности достойным и эффективным образом отстаивать себя, свои убеждения, ценности, мораль, без нанесения вреда другому. Работа в этом направлении предполагает постановку ряда проблемных ситуаций, которые, при помощи и поддержки психолога, педагога или иного компетентного лица, подросток сможет разрешить положительным образом. Часть из них была

реализована нами в игровых упражнениях, которые с интересом были восприняты подростками. В процессе рефлексии подростки отмечали, что стали чувствовать себя увереннее, а их страхи уменьшились.

Критичность мышления предполагает такое поведение, когда человек не принимает на веру новую информацию, а анализирует и ищет аналоги данной информации, проверяет или соотносит с уже имеющимся знанием. Данную работу может проводить и учитель, включая технологию критического мышления в свои учебные занятия. На нашем опыте критическое мышление развивалось особенно удачно в форме клубных диспутов на основе просмотра медиаматериалов. Анализировались: культурно-временной контекст, причинность создания медиатекста, его структура, форма подачи, наполненность символами.

Умение дистанцироваться от потока информации для сохранения своей ценностно-смысловой сферы, для сохранения себя как личности реализуется как на когнитивном уровне, так и на эмоциональном. Если у подростка отсутствует данная способность, требуется проведение ряда тренингов, в ходе которых подростки смогут овладеть соответствующими навыками.

Все названные качества способствуют развитию способности отстаивать и сохранять границы психологического пространства и рекомендуются для развития личности подростков, чтобы они в полной мере могли чувствовать себя защищенными в медиапространстве.

Список литературы

1. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психол. журн. 2003. Т. 24, № 6. С. 1-6.

2. Нартова-Бочавер, С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» -новый метод диагностики личности // Психол. журн. 2004. Т. 25, № 5. С. 77-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.