Говоря о преимуществах применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации учебного процесса, нельзя не отметить и преимущества применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для образовательного учреждения.
Возможности для образовательного учреждения:
1. Обеспечение общедоступности образования.
2. Повышение качества и эффективности реализации образовательных программ посредством применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.
3. Повышение академической мобильности преподавателей и обучающихся.
4. Оптимизация аудиторной нагрузки за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий.
5. Обеспечение непрерывности и полноты дидактического процесса обучения для определенной категории обучающихся.
6. Повышение ^-компетенции преподавателей и
обучающихся.
7. Диверсификация образовательных услуг учебного заведения.
8. Создание условий для применения системы контроля качества освоения образовательных программ.
9. Формирование и развитие единой информационно-коммуникационной (открытой) образовательной среды образовательного учреждения.
10. Возможность интеграции с учебными заведениями основного и дополнительного образования в единое информационно-образовательное пространство.
Перечисленные преимущества не исключают факторы, влияющие на изменение показателя достижения цели. Необходимо, тем не менее, помнить, что внедрение электронного обучения в учебный процесс, применение дистанционных образовательных технологий являются не административно определяемым механизмом, а исторически закономерной новой технологией обучения.
Статья поступила 31.03.2015 г.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф / документы / 2974 (28 марта 2015).
2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] URL: //ivo.garant.ru/ (26 марта 2015).
УДК 7.01: 688.7
СУВЕНИР КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ
А О
© И.И. Акинфеева1, О.Е. Железняк2
1Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 670013, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в. 2Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Предметом исследования является сувенир как особый феномен культуры, имиджевый объект, средство идентификации и форма коммуникации, трансляции культурных норм и стереотипов. На основе исследования понятийного пространства феномена сувенир, существующих классификаций и проведения опроса потребителей сувенирной продукции определяется ряд характеристик, актуальных для современного рынка сувениров, его создателей и потребителей. В качестве таких характеристик выступают функциональность, утилитарность, идентификационные показатели сувенирной продукции, которые в значительной мере повышают роль и значение сувенира в жизни современного общества.
Ключевые слова: сувенирная продукция; вещь; амулет; талисман; подарок; классификация сувениров.
SOUVENIR AS A CULTURAL PHENOMENON: SPECIFICS AND CLASSIFICATION FEATURES I.I. Akinfeeva, O.E. Zheleznyak
East Siberian State University of Technology and Management, 40в Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670013, Russia. Irkutsk National Research Technical University,
1Акинфеева Ирина Ивановна, аспирант, преподаватель кафедры технологии и дизайна упаковочного производства, тел.: 89021610719, e-mail: [email protected]
Akinfeeva Irina, Postgraduate, Lecturer of the Department of Packaging Production Technology and Design, tel.: 89021610719, e-mail: [email protected]
2Железняк Ольга Евгеньевна, кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой дизайна, e-mail: [email protected] Zheleznyak Olga, Candidate of Art History, Professor, Head of the Design Department, e-mail: [email protected]
ISSN 1814-352G
ВЕСТНИК ИрГТУ №5 (1GG) 2G15
3G5
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The subject of research is souvenir as a specific cultural phenomenon, an image object, an identification means and a form of communication. The study of the conceptual space of the phenomenon of souvenir, existing classifications and a customers' survey allowed to identify a number of features relevant for the contemporary souvenir market, its creators and consumers. These features are functionality, utility, identification indicators of souvenirs that significantly increase the role and importance of the souvenir in the life of the modern society. Keywords: souvenirs; thing; amulet; talisman; gift; classification of souvenirs.
В современном мире сувенирная продукция окружает нас повсюду: она приобретается в память о поездке, о мероприятии, ее дарят в качестве подарка, бонуса за покупку, используют в форме рекламного носителя бренда и т.д. Сувениры сегодня являются одной из систем номадических предметов, альтернативной существующим гаджетам, формой трансляции культурных норм и стереотипов. В ассортименте сувениров оказываются простые обиходные вещи (брелоки, магниты, кружки и др.), а также изделия народных художественных промыслов, одежда, элементы интерьера, канцелярские принадлежности и пр. Фактически сувенир становится частью среды, где обитает человек, в том числе превращаясь в своеобразный накопитель индивидуальной памяти ее обладателя, который сопровождает человека «по жизни» в форме, доступной всему комплексу чувственных ощущений (в отличие от других современных кочевых объектов-гаджетов).
Тематика сувенирной продукции разнообразна, разновидностей таких товаров чрезвычайно много. В ней отражаются бренды организаций, городов и регионов, воссоздаются памятные места, надписи, даты, элементы национальной айдентики, что нередко сопровождается использованием национальной символики как государственного, так и регионального значения (например, применение российских росписей, элементов резьбы по дереву, глиняных и деревянных игрушек, национальной одежды и орнаментики в торговых марках, оформлении различных мероприятий, таких, как олимпиада Сочи-2014). Процесс создания сувенирной продукции располагает большим ассортиментом технологий изготовления от традиционных с большой долей авторского ручного труда до современных, индустриальных, ориентированных на машинное производство. Несмотря на всестороннюю автоматизацию любых видов деятельности, актуальными тенденциями в культуре сегодня являются возврат к индивидуальным единичным товарам, обращение к семейному творчеству и мастерству, различным формам регионального возрождения, в том числе - к традиционным видам кустарного производства, поскольку подобные изделия, как правило, являются уникальной, самодостаточной системой, что и находит свое отражение в сувенирной отрасли. При этом большинство современных ручных производств частично используют автоматизированные технологии при получении декоративных материалов и заготовок (например, ткань, деревянные точеные заготовки, бисер и бусины и т.д.), что становится уже нормой, способствует повышению качества изделий и увеличивает производительность предприятий по изготовлению
сувениров.
Анализ современного рынка сувенирной продукции в Байкальском регионе показывает расширение диапазона продукции и частичное снижение образных и содержательных характеристик изделий, а также трансформацию представлений об их потребительских свойствах. Для получения полноценной картины необходима более обширная содержательная и территориальная рамка. Это и предопределяет актуальность проводимого исследования, т.к. современный сувенир, рассматриваемый как феномен культуры и ее неотъемлемая часть, нуждается в комплексном обследовании, а перенасыщенному данными товарами рынку требуется упорядочивание классификационных признаков существующей продукции.
Наиболее распространенное определение термина «сувенир» (франц. souvenir - букв. - воспоминание, память), подготовленное на основе трактовок, приведенных в различных словарях [8, 27, 38, 32], может быть сведено к следующему: «вещь, связанная с воспоминаниями; вещь, подаренная на память; художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города и т. д., а также о ком-либо, чем-либо». Пространство формирования понятийного поля феномена сувенира включает процессы сравнения данного понятия с аналогичными по смыслу, такими, как предмет, вещь, амулет, талисман, подарок, украшение и пр. Все они используются при объяснении значения слова «сувенир». Чаще всего в определениях сувенира встречаются понятия вещь и предмет. Первое обычно трактуется как целостный объект, часть материального мира, имеющая относительную независимость и устойчивое существование, нередко выступающая носителем ценностей культуры [30, с. 22]. «Философский энциклопедический словарь» определяет вещь как носителя свойств и отношений, что придает ей качества анализируемого объекта и повод для действия, в отличие от европейской традиции, вмещающей в интерпретацию понятия вещи «целостный образ мира» [43, с. 80]. Вещь в представлении М. Хайдеггера - это «не изображение, а само присутствие мира; мир присутствует в вещи не как смысловая перспектива, а как ее собственное существо» [44]. Г. Гадамер, выявляя утрату мира «близких и полюбившихся вещей» при исследовании искусства модерна и его сопоставлении с процессами современного производства и потребления вещей, отмечает влияние современного индустриального мира на изменение «существа» вещи. «Этот мир разрушил и самую вещь в ее существе. Вещей устойчивого обихода вокруг нас уже не существует. Каждая стала деталью» [12, с. 240]. Восстановление этого утраченного «суще-
ства» вещи и сохранение ее уникальной целостности возможно через сувенир, как особую форму вещи.
Предметом в науке, как правило, называют главные, наиболее характерные свойства и признаки объекта. Понятие «предмет» включает в себя целостность, выделенную из окружающего объектного мира в процессе разнообразной деятельности человека и его познания, либо употребляется в более общем смысле, отождествляющем предмет с представлениями об объекте или вещи [42, 43]. В несколько поэтизированном определении М. Коськова указано, что «предметы - мифологически зафиксированная, оформленная материя - подобно воздуху, окружают нас, наполняя и природу, и культуру. Они постоянно и повсеместно заботливо сопровождают нас от рождения до погребения» [23, с. 4]. Автор разделяет предметы по их потребительским свойствам, характеристикам принадлежности, стоимости, стилистике и т.д. Соотнося это определение со смысловым полем понятия «сувенир», можно отметить, что не все сувениры имеют материальную, предметную основу, так же как, например, песня, мелодия.
В отличие от М. Коськова, Т.Ю. Быстрова и А.К. Хисматулин приводят определения предмета и вещи, разделяя их между собой по степени освоенно-сти/присвоенности. «Предмет - неосвоенный, "стоящий напротив" объект, чуждый для человека. Вещь -освоенный предмет, сопровождающий нас по жизни, хранящий на себе отпечаток пользования, переживания, простого нахождения рядом» [10, с. 18]. Данное суждение позволяет использовать пространство смыслов, описывающих понятия вещи и/или предмета, для формирования представлений о сувенире.
Еще одной системой, важной для определения сувенира как феномена культуры, является дихотомия «индивид - окружающий мир». В рамках этой системы сувенир может рассматриваться в качестве своеобразного регулятора взаимоотношений между человеком и окружающей средой, микро- и макромиром, своеобразным средством защиты от каких-либо негативных явлений и происшествий. Одними из таких предметов для человека служат амулеты, обереги и талисманы. При их создании используются знаковые элементы материальной культуры древнего человека. Если сравнивать сувенир с оберегом, амулетом и талисманом, то, прежде всего, необходимо выделить
0П-* itt
l'^S
некоторые различия между этими понятиями. Талисман, по мнению Т.Ф. Ефремовой, - это «предмет или вещь, который по суеверным представлениям наделен чудодейственной силой и приносит его обладателю счастье и удачу» [15]. Как считает Н.Д. Болсохое-ва, «амулет (от лат. Лти!еШт - апотропей, оберег) -это предмет, который <...> способен предохранять людей от болезней, несчастий, "злых чар" и т.д.» [7, с. 27]. Оберег - это предмет, вещь или символ, который призван защищать владельца и его дом от бед и зла. Слово «оберег» является синонимом существительных «амулет» и «талисман», но, в отличие от последних предметов, оберег направлен только на защиту от внешних негативных сил, которые могут навредить человеку. Из этих определений видно, что амулеты, обереги и талисманы воспринимаются обладателем существенно шире, значительнее, чем просто вещи или предметы, в них вкладывается дополнительный смысл, они связываются с трансцендентными архаичными началами и служат первоначалом сувенира. Талисман возник намного раньше сувенира как элемент покровительства у древнего человека. Сувенир же, наоборот, больше связан с реальными событиями и местом, хотя в нем может присутствовать небольшая составляющая вымысла в виде легенды, мифа или фантазии (для примера можно привести героев мультфильмов, сказок, произведений фантастического жанра, мотивы которых используются в сувенирах). Еще одно отличие состоит в том, что «талисман всегда присутствует со своим обладателем, чтобы его защищать, а сувенир, скорее, элемент окружающей среды человека, он создает атмосферу в среде обитания» [10, с. 26]. В целом, как показывает изучение теоретического материала и существующего опыта, сувенир может быть и талисманом, и амулетом, и оберегом, если его обладатель вложит в него эти загадочные смыслы или если он воплощает в себе образы древних оберегов, талисманов (рис. 1), или же когда талисманы и амулеты приобретают популярность, превращаясь в обязательный атрибут идентификации места, как, например, «Назары» - турецкие амулеты, предохраняющие от сглаза, давно превратившиеся в традиционные сувениры, или «Омамори» - японский амулет, который также нередко выполняет роль сувенира.
а б в г д
Рис. 1. Сувениры - амулеты и обереги, талисманы: а - сувенирные куклы-обереги из талашни (кукурузных листьев) [16]; б - оберег «Здравень» (кедр, змеевик), Алтай [29]; в - «Хамса» - амулет от сглаза в виде ладони, Израиль; г - «Дярык» - амулет в кошелек (кедр), Алтай [29]; д - дородная «Баба-берегиня» - символ достатка и благополучия в доме [10]
Когда сувенир участвует в коммуникационной системе «индивид - индивид», он может выполнять функцию подарка. В словаре С.И. Ожегова сувенир определяется как «подарок на память». Под эту категорию могут подойти буквально любые вещи, если они участвуют в процессе обмена между индивидами и являются символическими эквивалентами определенных социально-экономических сторон жизни и культурных отношений. При этом сувенир будет оставаться только сувениром, вещью, связанной с воспоминаниями, если он выбирается своим обладателем или если его приобретают самому себе и соотносят его с каким-то местом или временем для их идентификации. В случае, когда сувенир выбирается в подарок, то его будущий обладатель уже не участвует в процессе выбора. И такой подарок становится еще и сувениром, как правило, после фразы: «Это вам на память обо мне или о моей поездке». Такой сувенир-подарок связывают с воспоминаниями не о месте, а о человеке, который его преподнес (рис. 2).
Изучение сувенирного рынка регионов России позволило выявить, что в категорию сувенира могут попасть также ювелирные изделия, если при их создании используют региональную, национальную символику, знаковые образы конкретной культуры или предметы и мотивы, взятые из исторического контекста (например, национальные украшения бурят или
калмыков, в которых отражаются идентификационные характеристики культуры) (рис. 3).
Еще одна группа определений, обозначая сувенир как художественное изделие, уподобляет его произведению народных промыслов. Так, Р.А. Бардина вводит следующее определение сувенира: «изделие народных промыслов с четко определенными признаками -оригинальное, художественно оформленное в традиционном для республики (края, области) стиле, отображающее национальные или местные особенности, выдающиеся события, памятные даты, достижения науки, спорта, культуры и искусства» [5, с. 271]. Такое определение является недостаточно полным и относится только к отдельным произведениям народных промыслов, выполняющим функцию сувенира.
Рассмотрение сувенира как изделия народных промыслов особенно актуально для России со свойственным ей многообразием последних, продукцией которых до сих пор снабжается сувенирный рынок (рис. 4). И здесь следует согласиться с Т.Ю. Быстро-вой и А.С. Хисматулиным в том, что в народных промыслах большая роль отводится авторскому, чаще всего, ручному труду мастера, из-за чего изделия получаются неповторимыми, в то время как сувенирная продукция может быть выполнена в любой технологии, в том числе с использованием самого современного оборудования [10, с. 31].
б
д
Рис. 2. Сувениры-подарки: а - свадебные подарки ручной работы [3]; б - новогодний сувенир «Елочка»; в - сувенир из селенита - символ Нового года [13]; г - новогодний шар ручной работы К1текот1 [26]; д - бизнес-сувенир из стекла к 10-летию компании, г. Санкт-Петербург [41]; е - сувенир-магнит ко Дню св. Валентина
а
в
г
е
б
д
а
в
г
Рис. 3. Сувенирные ювелирные украшения: а - сувенирные ювелирные украшения творческой мастерской «Бата», Республика Бурятия; б - сувенирное оружие [17]; в - сувенирное ювелирное изделие завода «Северная чернь» [39]; г - традиционные ювелирные украшения Калмыкии [28]; д - символ 2012 года, Италия [24]
Своеобразной антитезой, «стилистическим контрастом» для сувенирной продукции, созданной мастерами народных промыслов, служат промо- и бизнес-сувениры, которые занимают значительное место на рынке товаров такого типа сегодня. Это объясняется тем, что все чаще сувенир используется как форма рекламной продукции и часть фирменного стиля компаний. Так, А.В. Рябчикова рассматривает сувенир в качестве актуального элемента рекламы, который успешно применяется в маркетинговых целях [33, с. 163]. По определению Ф.И. Шаркова, «сувениры (англ. specialties) - бесплатные фирменные подарки, несущие в себе название торговой марки или другие отличительные знаки компании, используемые в целях имиджевой (корпоративной) рекламы» [33, с. 165]. Диапазон таких сувениров чрезвычайно разнообразен - от авторучек, брелоков, визитниц, магнитов, зажигалок, подставок под CD и прочего до пляжных и дорожных сумок, галстуков, футболок, сладких подарков и игрушек, что, конечно же, в немалой степени обусловлено развитием рекламы (рис. 5).
Обобщая, можно констатировать, что сувенир -это вещь или предмет, который является средством идентификации индивидов и коммуникации между ними в обществе, в определенных промежутках времени и в пространстве, несущий в себе образную и функциональную составляющие культуры, места, события и выполняющий имиджевую и рекламную роль. В образную составляющую входят эстетические и художественные грани (они могут включать знак, символ, легенду и т.д.), а функциональная составляющая делает изделие более многогранным, нередко определяя художественное содержание вещи. Такого же мнения придерживается Г. Земпер, который полагает, что образ вещи «строится на ее утилитарном назначении, формообразовании, выбранном материале, технологии, традиции или мнении заказчика и в по-
следнюю очередь - личных качествах мастера» [18, с. 90]. Функция позволяет успешно продавать сувениры и эффективно использовать их в дальнейшем, а образная составляющая, идентифицирующая культуру, местность или событие, придает сувениру завершенность. Эти две составляющие необходимо учитывать при проектировании сувенира для позитивного восприятия предмета разными категориями потребителей на бессознательном и подсознательном уровне, потому что, как считает М. Коськов, «содержание выделяет вещь из общей массы и является внутренним формирующим началом» [23, с. 170].
Как показал опрос покупателей, функциональная составляющая дополнительная утилитарная функция сувенира - является своеобразным гарантом повседневного использования сувениров в быту, благодаря чему такие вещи обладают большим потребительским спросом, и способствует более успешному выполнению их основной функции - напоминания. Результаты опроса подчеркивают повышение интереса у современных владельцев сувениров к полезности данных предметов и потенциалу их дальнейшего применения, т.к. «простые статуэтки и фигурки оказываются невостребованными в дальнейшем использовании и остаются "пылиться" на полках». В значительной степени такая ситуация задается общим состоянием экономики и общества, в том числе перенасыщением рынка сувенирной продукцией. Для определения реального места сувенира в современной культуре и на рынке потребительских товаров и произведений искусства, а также возможностей управления этим состоянием следует обратиться к системам классификации сувениров.
Среди существующих классификаций наибольший интерес, на наш взгляд, представляет типология сувениров Т.Ю. Быстровой и А.К. Хисматулина, взявших за основу формулу коммуникации, предложенную амери-
а б в г д
Рис. 4. Сувенирная продукция мастеров народных промыслов: а - традиционная керамика из Болгарии (баночки с медом) [36]; б - дымковские игрушки, г. Киров; в - продукция мастеров Республика Саха-Якутия; г - работы мастеров Иркутской области; д - работа А. Чимбат, Республика Бурятия (сувениры в, г, д представлены на выставке «Мастера Сибири» в Улан-Удэ, 2014 г.)
б
д
Рис. 5. Сувенирная рекламная продукция: а - олимпийские сувениры [4]; б - фирменные значки [1]; в - сувенирная продукция компании «Билайн»; г -сувенирные корпоративные часы из бронзы, г. Златоуст [2];
д - бизнес-сувенир из стекла, г. Санкт-Петербург [41]
а
в
г
канским исследователем Гарольдом Лассуэлом. В этой типологии сувенир рассматривается с позиции социально-коммуникативного подхода, принятого за методологическую базу исследования. В данной формуле коммуникация проявляется по мере ответа на вопрос: «кто - сообщает - что - по какому каналу -кому - с каким эффектом?» [10, с. 39]. Классификация, соответствующая этой формуле, выглядит следующим образом:
- индивидуальные и групповые сувениры, которые включают три основные вида: профессиональные, конфессиональные и корпоративные;
- традиционалистические, классические, постне-классические, информационные сувениры, которые ориентируются на разные системы ценностей;
- пассивные, активные и интерактивные сувениры, которые делятся по критерию обратной связи.
Классификация Т.Ю. Быстровой и А.К. Хисмату-лина представляет сувенир с точки зрения потребителя и с позиции коммуникативной функции, как основной в сувенире. Органичным дополнением этой типологии может служить классификация, предложенная Р.А. Бардиной, в которой сувениры делятся по следующим признакам:
- по материалу (предметы, выполненные из различных пород дерева и его частей, кости, рога, перламутра; пластмассы, металла, папье-маше, резины и каучука, камней, керамики, стекла, тканей, пряжи и нитей, кожи, меха и прочих материалов);
- по технике изготовления (столярные, токарные, резные, литые, штампованные, прессованные, кроено-шитые, вязанные, плетенные сувениры и др.);
- по способу декорирования (полированные, шлифованные, резные, гравированные, расписные, чеканные, лакированные, черненные, предметы, созданные посредством выжигания, и пр.);
- по назначению (изделия народных художественных промыслов; сувениры, отображающие знаменательные события (медали, значки, брелоки); сувениры-подарки; сувениры, полученные на мероприятиях; сувениры-игрушки и пр.);
- по способу использования (утилитарные вещи, художественно оформленные (посуда, письменные приборы); декоративные изделия (настенные панно, настольные украшения) и пр.);
- по тематике (сувениры, связанные с определен-
ным местом, датой, событием и др.).
Данная классификация представляет сувенир в большей степени с точки зрения процесса его создания и дает представление о материалах и технологиях, используемых при изготовлении изделий, что оказывается немаловажным и для производителей, и для потребителей. Она показывает, что ценность сувенира заключается не только в выполнении им коммуникативной функции, но и в других его свойствах и качествах (материалы, технология производства, способ дальнейшего использования).
На основе исследования понятийного пространства феномена «сувенир», существующих классификаций и проведения опроса потребителей соответствующей продукции выявлен ряд характеристик, актуальных для современного рынка сувениров, его создателей и потребителей. В соответствии с этим предлагается задать систему дифференциации сувениров по следующим отличительным признакам.
1. По наличию дополнительной функции: канцелярские принадлежности, украшения, предмет гардероба, предмет интерьера, различная утварь и пр. Данную категорию можно обозначить как полезные вещи и предметы (рис. 6, 7), у которых к основной добавляется еще и ряд дополнительных функций, связанных с их утилитарным назначением (сумка, ваза, брелок, кружка, подсвечник и т.д.), что повышает привлекательность таких предметов при выборе сувенирной продукции.
2. По типу используемого материала сувениры делятся на выполненные из натуральных и искусственных (синтетических) материалов. К натуральным материалам относятся камень, глина, соленое тесто, дерево, мех, натуральная ткань, кожа и пр. (рис. 8). В качестве подвида натуральных сувениров можно выделить «съедобные» сувениры (рис. 9). К современным искусственным материалам можно отнести резину (силикон, полипропилен), полимерные материалы, синтетические ткани (рис. 10). Традиционно покупатели отдают предпочтение натуральным материалам, хотя в представленном на прилавках ассортименте сувениров присутствуют в большем количестве изделия, выполненные из современных синтетических материалов. Это объясняется их низкой себестоимостью и, как следствие, дешевизной, что значительно увеличивает спрос на сувенирные изделия такого типа.
а б в г д
Рис. 6. Сувениры с наличием дополнительной функции: а - новогодние сувенирные кружки [1]; б - сувенирный гжельский набор для соли и перца; в - сувенирные брелоки из бересты [29]; г - сувенирная свеча - символ Нового
2013 года [26]; д - промо-сувенир - часы [40]
б в г
Рис. 7. Сувениры без дополнительной функции: а - куклы мастера О. Ситниковой; б - байкальский сувенир - нерпа; в - сувенирная тарелка, г. Хабаровск; г - сувенирная статуэтка - символ Нового года по восточному календарю; д - сувенир из бронзы, г. Златоуст [2]
а б в г д
Рис. 8. Сувениры, выполненные из натуральных материалов: а - памятная статуэтка из бронзы, г. Кисловодск [21]; б - байкальский сувенир - брелок из дерева; в - магнит из драгоценных, полудрагоценных камней, латуни [13]; г - эко-сумки с логотипом для покупок [35]; д - керамическая свистулька
б
д
Рис. 9. «Съедобные» сувениры: а - соленый омуль в бочонке, г. Иркутск [37]; б - шоколадные конфеты с видами Новосибирска [11]; в - тесто в качестве сувенира, г. Калуга [22]; г - шоколадный сувенир на пасху [25];
д - шоколадный сувенир к Новому году [26]
а б в г д
Рис. 10. Сувениры из синтетических материалов: а - магнит из полимерного гипса, г. Монтенегро; б - сувенирная скульптурка - слон из полимерного гипса, Тайланд; в - промо-значки фабрики печати «Азарин» [40 ]; г - ОэВ-флеш-накопители из пластика [1]; д - магнит «Байкал» из резины
3. По способу выполнения сувенирная продукция подразделяется на уникальные авторские изделия, выполненные ручным способом, и на тиражируемые, созданные с применением современных технологий и оборудования. Изделия ручного труда единичны в своем исполнении (рис. 11), тогда как сувенирная продукция, изготовленная современными способами, предполагает возможность производства разнообразного ассортимента в короткие сроки, выпуска продукции в большом объеме, уменьшения цены за счет тиражирования (рис. 12). При этом изделия ручного труда создаются в меньшем количестве, и их стоимость существенно выше.
4. По тематической принадлежности, во многом определяющей содержание, образ и композиционное
решение, сувениры предлагается дифференцировать на региональные и общенациональные. На региональных сувенирах изображают, как правило, идентификационную надпись с названием региона и какие-либо его имиджевые места и образы (рис. 13). В качестве общенациональных сувениров используют зарекомендовавшие себя образы, символизирующие страну, государство (рис. 14). Для России такими брендами, например, являются матрешки, хохломская и гжельская росписи, посадские платки, балалайки и т.д. Как показал опрос потребителей, для покупателей оказывается важным, чтобы сувенир был выполнен именно в данной местности, местными производителями.
д
а
а
в
г
а б в г д
Рис. 11. Сувениры, выполненные ручным способом: а - рязанские игрушки (керамика) [31]; б - сувенирная кукла в национальной одежде бурят (соленое тесто); в - сувенирная статуэтка (красное дерево), Вьетнам [45]; г - дымковские игрушки (керамика); д - обереги (кедр), Алтай [34]
А
а б в г д
Рис. 12. Сувениры, выполненные автоматизированным способом: а - сувенирный магнит из змеевика с гравировкой [ 13]; б - буддийская статуэтка мастерской «Эд» [19]; в - сувенир из стекла, г. Санкт-Петербург [41]; г - керамические сувенирные изделия мастерской «йОМБО» [20];д - сувенир из бересты [29]
б
д
Рис. 13. Региональные сувениры: а - магнит на холодильник из г. Яффа; б - сувенирная тарелка из Ростова Великого; в - открывалка в виде пивной кружки из Мюнхена; г - сувенирная шкатулка из Москвы; д - магнит на холодильник с изображением оз. Байкала, г. Иркутск; е - магнит на холодильник из Барселоны
б
Рис. 14. Общенациональные сувениры: а - сувенирный чайник с гжельской росписью; б - матрешки; в - посадский платок; г - сувенирная кружка с изображением знаковых мест Англии [14]
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что сувенир - это не только подарок и способ фиксации воспоминаний, но и особый феномен культуры, имиджевый объект, средство идентификации индивидов и форма коммуникации между ними в обществе, в определенных промежутках времени и в пространстве. Он осуществляет множество разнообразных функций, в том числе утилитарных, что в значительной мере по-
вышает роль и значение сувенира в жизни современного общества. Также существует ряд качеств, выявленных в процессе исследования (наличие у таких предметов дополнительной функции, специфика материалов и технологий их изготовления, тематика и пр.), которые наиболее актуальны для сегодняшних представлений о сувенире.
Статья поступила 24.02.2015 г.
Библиографический список
1. Адверти - сувенирная продукция [Электронный ресурс]. URL: http://www.adverti.ru/znachki.html (04 дек. 2014).
2. А-Элит. Художественная мастерская [Электронный ресурс]. URL: http: //www.aelite-zlat.ru/catalog/bronzovye-chasy (04 дек. 2014).
3. Балаян Д. Свадебные аксессуары ручной работы: бизнес с индивидуальным подходом // GIFT Review. 2011. № 2. С. 42-44.
4. Балаян Д. Олимпийские сувениры: особенности рынка // GIFT Review. 2012. № 1 (5). С. 36-39.
5. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. Москва: Высш. шк., 1990. 304 с.
6. Бизнес как искусство // GIFT Review. 2013. № 4 (13). С. 48-50.
7. Болсохоева Н.Д. Амулеты в Тибете и Бурятии // Реалистическое и символическое в художественной культуре Бурятии: сб. статей. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 113 с.
8. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская эн-
а
в
г
е
а
в
г
циклопедия, 1998. 1456 с.
9. Бородай О. Куклы наших предков // DEKO. 2005. № 8. С. 24-27.
10. Быстрова Т.Ю., Хисматулин А.К. Сувенир - это серьезно. Социально-коммуникативный анализ сувенира. Екатеринбург, 2009. 94 с.
11. Виноградова П. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Новосибирска // Сетевое издание «Smart News». [Электронный ресурс]. URL:
http://smartnews.ru/regions/novosibirsk/16996.html (04 февр. 2015).
12. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 323 с.
13. Галерея самоцветов. Интернет-магазин оригинальных подарков [Электронный ресурс]. URL: http://galleris.ru/shop/podarki-i-suveniry/originalnye-podarki/ (04 дек. 2014).
14. Дизайн, интеллект, игра... // GIFT Review. 2013. № 3 (12). С. 54-57.
15. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.efremova.info/word/talisman.html (10 февр. 2015).
16. Жуковский В. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Краснодарского края // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL: http://smartnews.ru/regions/krasnodar/16216.html (04 дек. 2014).
17. Загвоздин В. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Челябинской области // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL: http://smartnews.ru/regions/chelyabinsk/17078.html (04 дек. 2014).
18. Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970. 320 с.
19. Иволгинский дацан начал собственное производство буддийских статуэток // Информ-полис - периодическое издание [Электронный ресурс]. URL: http://www.infpol.ru/glavnye-novosti/item/5143-ivolginskij-datsan-nachal-sobstvennoe-proizvodstvo-buddijskikh-statuetok/5143-ivolginskij-datsan-nachalobstvennoeroizvodstvo-buddijskikh-statuetok.html (10 февр. 2015).
20. Керамическая мастерская DOMBO [Электронный ресурс]. URL: http://www.artdombo.com/керамические-изделия (10 февр. 2015).
21. Кива Г. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Минеральных вод // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL:
http://smartnews.ru/regions/stavropol/16859.html (04 дек. 2014).
22. Костина Ю. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Калужской области // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL: http://smartnews.ru/regions/kaluga/17069.html (04 февр. 2015).
23. Коськов М. Предметный мир культуры. СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. 342 с.
24. Кузнецова В. Новинки итальянских коллекций: символ 2012 года - дракон // GIFT Review. 2011. № 4. С. 9.
25. Логачев В. Сувениры к Пасхе // Отраслевой портал «Су-венирка» [Электронный ресурс]. URL: http://souvenirka.ru/publications/&category=0/&id=437/&page=1 / (04 февр. 2015).
26. Логачев В. Успеть до боя курантов // Отраслевой портал «Сувенирка» [Электронный ресурс]. URL: http://souvenirka.ru/publications/&category=0/&id=416/&page=2/ (04 дек. 2014).
27. Малый академический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://clova.ru/d11 (04 дек. 2014).
28. Манджиева Ц. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Калмыкии // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL:
http://smartnews.ru/regions/elista/18151 .html (04 дек. 2014).
29. Мастера Алтая - интернет-магазин сувениров [Электронный ресурс]. URL:
http://altaysuvenir.ru/index.php?categoryID=606 (04 дек. 2014).
30. Миневрин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. Дизайн: иллюстрированный справочник-словарь. М.: Архитектура-С, 2004. 288 с.
31. Новиков Л. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Рязанской области // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL:
http://smartnews.ru/regions/ryazan/17009.html (04 февр. 2015).
32. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1911. 466 с.
33. Рябчиков А.В. К определению рекламного сувенира // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 160-166.
34. Сиуха Г. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Республики Алтай // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL:
http://smartnews.ru/regions/barnaul/16922.html (10 февр. 2015).
35. Стольный М. Экологичные сувениры: назад в будущее? // Отраслевой портал «Сувенирка» [Электронный ресурс]. URL:
http://souvenirka.ru/publications/&category=0/&id=260/&page=6/ (04 дек. 2014).
36. Сувениры из Болгарии. Фоторепортаж // GIFT Review. 2013. № 1 (10). С. 56-58.
37. Сухих К. Сувенирные бренды. Подарки, которые нужно везти из Иркутска // Сетевое издание «Smart News» [Электронный ресурс]. URL:
http://smartnews.ru/regions/irkutsk/16776.html (04 февр. 2015).
38. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой. М: Дрофа, Русский язык, 2000. 1233 с.
39. Уникальные подарки из серебра // GIFT Review. 2013. № 5 (14). С. 30-31.
40. Фабрика печати «Азарин» [Электронный ресурс]. URL: http://fp-azarin.com/chasy1 (04 дек. 2014).
41. Фабрика простого волшебства [Электронный ресурс]. URL: http://fabrika.in/suveniry/biznes-suveniry (04 дек. 2014).
42. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики. 2004. 1072 с.
43. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
44. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. М., 1993. 503 с.
45. Art East [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-east.ru/Wood/Vietnam/ (10 февр. 2015).