Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3 -2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/15PDMN315.pdf
УДК 37
Денисович Алексей Сергеевич
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Россия, Волгоград Магистрант E-mail: [email protected]
Куликова Светлана Вячеславовна
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Россия, Волгоград Доктор педагогических наук, профессор, Зам. зав кафедры педагогики по НИР ФГБОУ ВПО E-mail: [email protected]
Сущностные признаки конфликта в педагогическом взаимодействии учителя и ученика в отечественной педагогике XIX - середины XX веков
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению сущностных признаков конфликта в педагогическом взаимодействии учителя и ученика в отечественной педагогике XIX -середины XX веков. Целью данного исследования является изучение динамики осмысления и развития отечественной педагогики на протяжении данного периода. Выделяются основные этапы и стурктура конфикта. Проанализированы и интерпретированы труды Г. Сковороды, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, и др. в результате чего, статья дает детальный анализ сущностных признаков и значения слова «конфликт» для педагогов XIX - середины XX веков.
Ключевые слова: субъект; конфликт; взаимодействие; педагог; ученик; воспитание; взаимодействие; отечественная педагогика.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Денисович А.С., Куликова С.В. Сущностные признаки конфликта в педагогическом взаимодействии учителя и ученика в отечественной педагогике XIX - середины XX веков // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/15PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
1
15PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Столкновения субъектов педагогического процесса - часть учебно-воспитательных ситуаций, в которых конфликтность является отображением закономерности педагогического взаимодействия субъектов образования. Одна из трудностей педагогического взаимодействия состоит в его высокой конфликтности. Педагог, работая с коллективом учащихся, как правило, находится в сильном психическом напряжении, поскольку он должен эффективно регулировать как собственное поведение, так и поведение своих воспитанников в различных ситуациях. Необходимость снижения конфликтности в педагогическом взаимодействии обостряет актуальность изучения проблемы педагогического конфликта.
Установление гуманных взаимодействий между педагогами и учащимися была предметом внимания исследователей на протяжении всей истории отечественной педагогики.
В своей статье мы рассматриваем хронологический период XIX - середины XX века, который выбран для исследования проблемы конфликта в педагогическом взаимодействии не случайно. Заявленный период - время «гигантского многообразия идей», «причудливое сочетание» и «пестрота» которых, несмотря на противоречивость и даже полярность, создавали культурный контекст историко-педагогического периода. Развитие российской педагогической науки того времени шло как критическое осмысление классического наследия и идей реформаторской педагогики Европы.
Реформаторская педагогика Европы конца XIX - начала ХХ вв. была весьма полифонична и представлена различными направлениями, которые отражались в средствах воздействия на сознание ученика, приобретающие все большее распространение в обществе, трансформирующиеся соответствующим образом, предоставляя преимущество гуманной педагогике, когда уважение к ученику как личности, учет его возрастных и индивидуальных особенностей, интеллектуальных способностей становятся преобладающими факторами в учебно-воспитательной работе учителя и его отношениях с учениками. При этом важная роль отводилась учителю, который воспринимался не только как носитель совершенных знаний, но и должен был составить моральный пример для своих учеников. Взаимоуважение между учителями и учениками признавалось критерием добропорядочных отношений между ними.
Весомый вклад в историю отечественной педагогической мысли, гуманизации взаимоотношений учителя и учеников сделал Григорий Сковорода. Работая преподавателем Переяславской, впоследствии Харьковской коллегии и домашним учителем, Г. Сковорода получил значительный педагогический опыт, что нашло отражение в его творческой деятельности. Идеи добра, справедливости, чистосердечности, ума являются доминирующими в педагогических взглядах просветителя, которые он воплощал на практике, и которые нашли отражение в его мировоззренческих представлениях. Г. Сковорода, первым в отечественной педагогике, утверждал важность уважительного отношения к чувствам ребенка, его отношений с миром, его делам. Тем самым Сковорода отмечал необходимость гуманного отношения к ребенку, как личности с собственным внутренним миром, с которым учителю нужно считаться и помогать ей найти дорогу к счастью [3].
Такая забота об ученике со стороны учителя возможно при наличии у него гуманных черт характера, главными из которых просветитель считает любовь и уважение к личности ученика. Его целью было воспитать мыслящего, чуткого, образованного, трудолюбивого человека со светлым умом и горячими чувствами, способного служить своему народу [3].
Привитие высоких моральных качеств у учащихся он считал важнейшей обязанностью учителя. Добропорядочность, честность, служение добру Г. Сковорода считает доминирующими в отношениях учителя с учениками. Он осуждает авторитаризм в педагогике и утверждает демократические принципы во взаимоотношениях учителя и учащихся.
2
15PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
В отечественном педагогическом наследии культуре взаимоотношений учителя и учеников значительное внимание уделял К.Д. Ушинский. Он писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [4, с. 276]. В этом высказывании великий педагог обращался к учителю изучать учащихся, считаться сих природными задатками и возрастными особенностями, строить взаимоотношения с ними на гуманистических принципах. Он убедительно доказывал, что «в нравственном развитии подрастающего поколения нельзя навязывать убеждений; такие убеждения следует вносить в душу ребенка, не совершая над ней насилия» [4, с. 180].
Воспитание учащихся по К.Д. Ушинскому ни в коей мере не имело использование физических наказаний. Единственное, что допускалось в этом отношении - это профилактическая работа: замечание, снижение оценки и т.д., но без насилия, издевательства или унижения, которые воспитывают лицемера, труса, раба, приводят к неискренности взаимоотношений учителя и учеников.
Искренность взаимоотношений обеспечивается доверием между учителями и учениками, отсутствием страха в последних. Здоровый смысл и гуманность должны преобладать в учебно-воспитательном процессе. К.Д. Ушинский по этому поводу отмечал, что в школе «должна царить серьезность, в которой есть место шутке, но который не превращает всего дела в шутку, ласковость без тошноты, справедливость беспридирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное, постоянная умственная деятельность»[5].
Основную проблему в непонимании и отсутствии хороших взаимоотношений К.Д. Ушинский видел в недостаточной квалификации учителя. «Пока учитель не будет изучать своих подопечных со всех сторон, не будет искать индивидуальный подход к каждому ученику, никаких доверительных отношений между ними сложиться не может» [4, с. 280].
Наиболее полно связь конфликтности личности ребенка и окружающей его социальной среды прослеживается в «школьных типах» П.Ф. Лесгафта. Плохие воспитатели, подчеркивает он, все сваливают на «наследственность» на врожденную леность, испорченность детей и т. п. . П.Ф. Лесгафт требовал педагогически продуманного подхода к детям. Одним из условий выполнения этого требования являлось изучение воспитателями условий развития детей [2, с. 139].
Таким образом, в конце XIX - начале XX веков акцент переносится на ученика, и именно ученик считается главной фигурой и главным субъектом образовательной деятельности. Эта идея была новой для того времени.
Исходя из вышеприведенных взглядов педагогов XIX - середины XX веков можно сделать вывод о понимании ими того, что немаловажную роль в конфликтности личности играют условия воспитания в детстве. Условия нормального воспитания, условия нормального самовоспитания, учение о прибавочных раздражителях - это краеугольные камни комплексной науки о человеке. Педагогика, как часть науки о человеке, решает вопросы обеспечения нормальных условий воспитания в ненормальных общественных и экономических условиях сегодняшней России.
Что касается отличительных черт педагогики XIX - начала XX веков, то здесь необходимо отметить следующее: понимание зависимости конфликтности личности от процесса ее социализации; подчеркивание роли социальных, общественных факторов на поведение учащихся; рассмотрение среды как условия развития. Из этого следует, что процесс развития трактовался как приспособление, адаптация к среде.
Таким образом, отмена крепостного права, изменения в системе социальных отношений создавали определенные предпосылки для исследования взаимосвязи социальной среды и поведения во взаимоотношениях, во взаимодействии с людьми.
3
15PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
В результате педагоги XIX - XX веков стали обращать внимание на важную роль внешних обстоятельств (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский). К важнейшим условиям были отнесены, прежде всего, организация быта (Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский); взаимоотношения в семье (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт); детская субкультура (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), а также связь возрастных особенностей с конфликтным поведением ребенка.
Именно возрастные особенности, пересекаясь с социальными, формирующими специфические черты поколений, их ценностные предпочтения, привычный уклад жизни и т. д. создают еще больший конфликтный потенциал.
Каждый возраст, писал П.Ф. Каптерев, имеет свои главенствующие интересы и стремления, ценности и заботы, и, в соответствии с ними, свои преобладающие радости и печали, сравнительно мало свойственные другим возрастам [1, с. 9].
П.Ф. Лесгафт в антропологическом этюде «Школьные типы» выявил пять возрастных периодов. «Соответственно постепенному и последовательному ходу развития умственных способностей у ребенка нормального типа можно было бы различать при его развитии следующие периоды:
1) Хаотический период, в котором находится новорожденный ребенок.
2) Рефлекторно-опытный, продолжающийся главным образом до появления речи, следовательно, приблизительно до начала второго года после появления ребенка на свет.
3) Подражательно-реальный - до школьного возраста.
4) Подражательно-идейный - школьный период до 20-летнего возраста.
5) Критико-творческий период, к которому, собственно, должен принадлежать взрослый, зрелый возраст с различными подразделениями» [2, с. 27-28].
Таким образом, очевидно, что в начале XX века в отечественной педагогике стало уделяться внимание проблеме взаимосвязи возраста участников и их конфликтности. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способов завершения. Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации. Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их индивидуальных характерологических особенностей. Что касается вопроса о мотивационных конфликтах в педагогическом взаимодействии, то одной из основных причин учеными называлось противоречие между интересами, желаниями ребенка и «разумом» педагога. При этом в начале XX века стала рассматриваться связь между конфликтом в педагогическом взаимодействии и, возникающим в его результате, внутренним конфликтом ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что несмотря на отсутствие в словарях слова «конфликт», в XIX - начале XX века, основным его смысловым синонимам отечественными педагогами оказывалось большое внимание. В качестве наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций в педагогическом взаимодействии указывают ситуации нарушения дисциплины, и, как следствие, наказания, поощрения.
В отечественной педагогике XIX - XX веков наиболее распространенной конфликтной ситуацией выделялась ситуация нарушения дисциплины. Как следствие, в поддержании дисциплины отечественные педагоги видели основную меру предотвращения противоречий, возникающих в педагогическом процессе. В педагогике начала XIX века превалировал жесткий подход к поддержанию школьной дисциплины, что отвечало требованиям религиозного и
4
15PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
социального аспекта образования. Педагоги, придерживающиеся этого метода, верили, что внешний контроль совершенно необходим для профилактики конфликтов. При этом манера поведения учителя начальственна - требование, командование. Однако с середины XIX века под влиянием мотива свободы, зазвучавшего в педагогической теории и практике, на первый план вышли мягкие способы поддержания дисциплины. Педагоги, придерживающиеся такого способа взаимодействия, выбирали роль «ненавязчивого лидера», подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учеб. пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.
2. Лесгафт (Антология гуманной педагогики). - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.
3. Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. - СПб., 1998.
4. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. - М.: Дрофа, 2005. - 638 с.
5. Ушинский К.Д. Теоретические проблемы воспитания и образования О пользе педагогической литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hnp://www.biografia.ru/cgi-bin/iiames.pl?oaction=show&letter=468
5
15PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Aleksey Sergeevich Denisovich
Volgograd State Pedagogical University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
Svetlana Kulikova Vyacheslavovna
Volgograd State Pedagogical University Russia, Volgograd E-mail: [email protected]
Essential feature of conflict in pedagogical interaction of teachers and pupils in domestic pedagogics XIX - mid XX century
Annotation. This article deals with the essential features of the conflict in the pedagogical interaction of the teacher and student in the domestic pedagogy XIX - mid XX centuries. The aim of this study is to investigate the dynamics of thinking and the development of national education during this period. Highlighted the main stages and sturkture konfikta. Analyzed and interpreted the works of Skovoroda, K.D Ushinskogo P.F Kapterev, P.F Lesgafta, et al. As a result, the article gives a detailed analysis of the essential characteristics and the word "conflict" for teachers XIX - mid XX centuries.
Keywords: subject; conflict; cooperation; teacher; student; education; collaboration; national education.
6
15PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Kornetov G.B. Istorija pedagogiki: Vvedenie v kurs «Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli»: ucheb. posobie. - M.: Izd-vo URAO, 2002. - 268 s.
2. Lesgaft (Antologija gumannoj pedagogiki). - M.: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili,
2002. - 224 s.
3. Malinov A. V. Filosofskie vzgljady Grigorija Skovorody. - SPb., 1998.
4. Ushinskij K.D. Izbrannye trudy. V 4 kn. Kn. 1: Problemy pedagogiki. - M.: Drofa, 2005. - 638 s.
5. Ushinskij K.D. Teoreticheskie problemy vospitanija i obrazovanija O pol'ze pedagogicheskoj literatury [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: hnp://www.biografia.ru/cgi-bin/iiames.pl?oaction=show&letter=468
7
15PDMN315