Научная статья на тему 'Сущностные основы развития отечественного рынка консалтинговых услуг'

Сущностные основы развития отечественного рынка консалтинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСАЛТИНГ / СФЕРА УСЛУГ / COUNSELING / CONSULTING / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушнеров Анатолий Валерьевич

В статье выявляются различия между консультационными и консалтинговыми услугами. Предлагаются меры по повышению эффективности функционирования российского рынка консалтинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basis for the development of the domestic market for consulting services

The article identifies the differences between the advisory and consulting services. Proposes measures to improve the functioning of the Russian market of consulting services.

Текст научной работы на тему «Сущностные основы развития отечественного рынка консалтинговых услуг»

A.B. КУШНЕРОВ

Анатолии Валерьевич КУШНЕРОВ — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.

В 1998 г. окончил Восточно-Казахстанский государственный университет.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

-Ф- -Ф-

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ*

Активизация развития отдельных видов услуг связана, прежде всего, с происходящими в стране и мире изменениями. Так, выход на новые рынки сбыта, расширение деятельности компаний требуют использования современных технологий, методов, инструментов. Кроме того, необходимо налаживание внутриотраслевых и межрегиональных связей. Этому способствуют такие актуальные в современных условиях услуги, как информационные и, в большей степени, консультационные услуги. В связи с этим основными задачами консультационных услуг становятся проведение консультаций по проблемам, интересующим заказчика, и формирование пакета рекомендаций по дальнейшему развитию хозяйствующего субъекта.

Отметим, что в настоящее время рынок консультационных услуг в России продолжает формироваться, расширяются сами оказываемые услуги. Крупными организациями наиболее востребовано комплексное обслуживание их деятельности, что становится возможным при привлечении специализированных консалтинговых организаций, оказывающих широкий спектр услуг и занимающихся комплексным обслуживанием. Более мелкие компании заинтересованы в получении консультаций по конкретному направлению. Как правило, такие предприятия обращаются к отдельным специалистам, занимающимся оказанием конкретного вида консалтинговых услуг. Подобный подход позволяет дифференцировать рынок консалтинговых услуг. При этом конкуренция развивается в рамках определенной группы консультационных услуг.

Консалтинг — это понятие рыночной экономики [5], следовательно, его необходимо рассматривать как услугу, которая может быть оказана профессиональным консультантом в решении проблем управления, маркетинга, инвестирования, развития персонала и т. д. Такие услуги могут оказываться на возмездной основе. Это должно происходить в рамках действующей нормативно-законодательной базы. Такой подход позволит оптимизировать финансово-экономическое состояние, сложившееся на предприятии.

Согласно Этическому кодексу FEACO [6] консалтинговой компанией или подразделением может быть только компания, которая основную часть своего бизнеса строит на основе управленческого консалтинга. Кроме того, она должна иметь предпосылки для анализа сложившейся ситуации, возможность предоставлять рекомендации и оказывать помощь в их реализации. При этом уточняется, что такая компания не должна концентрировать свою деятельность на поддержке только одного кли-

ГРНТИ 06.71.51 © A.B. Кушнеров, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Н. Петрова.

ента. Также в документе определяется, что консалтинговые компании — члены дочерних ассоциаций ФЕАКО — должны быть финансово независимы и самоокупаемы.

Как отмечается в [1], консультирование — это профессиональные взаимоотношения между экспертом, обладающим знаниями и информацией, и клиентом, у которого есть проблема или потребность. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что консультирование и консалтинг можно рассматривать как синонимы. Однако определение отдельных видов консультаций не позволяет согласиться с таким подходом. Так, например, налоговое консультирование в целом рассматривается как оказание практических рекомендаций по применению налогового законодательства, а также предоставление возможности по проверке правильности проведения расчета налогов [8]. В свою очередь, управленческое консультирование определяется как вид деятельности, который ориентирован на решение проблем, стоящих перед менеджерами высшего звена. При этом перечень решаемых проблем сужен стратегическим планированием. В результате управленческое консультирование сводится к оказанию консультаций в области управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, а также в области оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, для чего необходимо проведение аналитической и исследовательской работы, которая оказывается специалистами консультационной фирмы [7].

Большинство авторов рассматривают консультационную услугу как совет, рекомендацию, анализ, справку, которые могут быть предоставлены по предметной области интересов заказчика. Таким образом, консультационная услуга выступает в качестве продукта консультационной деятельности. Кроме того, консультационная услуга может быть рассмотрена как результат взаимодействия субъекта и объекта [4].

На наш взгляд, последовательность действий в процессе оказания консультационных услуг позволяет определить сущность консалтинговых услуг. Так, консалтинг, прежде всего, следует рассматривать как результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги [2].

Развитие консалтинговых услуг на отечественном рынке явилось следствием необходимости налаживания взаимодействия отечественных предпринимателей с зарубежными партнерами. В связи с тем, что консалтинговые (консультационные) услуги проникли практически во все сферы деятельности, необходима выработка единых требований при предоставлении такого рода услуг. Это окажет положительное влияние на развитие как российского рынка консалтинговых услуг, так и международного рынка консалтинга.

Таким образом, консультационные услуги присущи отечественному рынку. По своей сути они схожи с оказанием консалтинговых услуг. Следовательно, разработка единого понятийного аппарата в данной области позволит обеспечить требуемую базу для дальнейшего развития как рынка консультационных услуг, так и всего рынка услуг в целом.

Отметим, что ряд авторов разделяют мнение о том, что основная проблема, сдерживающая развитие рынка консалтинговых услуг, заключается в несовершенстве правового регулирования. Так, Д.Б. Ситдиков [3] отмечает, что неэффективность правового регулирования рынка консалтинговых услуг не позволяет осуществлять данные услуги на достаточно высоком уровне. Кроме того, это не позволяет упорядочить сложный комплекс отношений, которые возникают в процессе предоставления консультаций в различных сферах деятельности. Следовательно, необходим учет специализации консультационных (консалтинговых) фирм и консультантов, а также видов предоставляемых ими услуг. Кроме того, необходимо исследовать динамику происходящих изменений на рынке в целом, поскольку происходящее интеграционное развитие усиливает тенденции к расширению спектра оказываемых консультационных услуг. В таких условиях консультации становятся неотъемлемым условием эффективного функционирования организации. При этом, на наш взгляд, необходимо непосредственное участие государства в процессе формирования рынка консалтинговых услуг, что позволит сформировать правильное мнение о российском рынке консалтинга на мировом консультационном рынке. Также следует учитывать влияние и других факторов, воздействующих на развитие организаций в целом. В современных условиях одним из важнейших факторов становится доступ к информации о деятельности предприятия.

Таким образом, согласованность управленческих решений в процессе развития компании обеспечит ей конкурентные преимущества. Это становится возможным в условиях развития рынка консультационных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Развитие рынка управленческого консультирования в России. URL: http://www.cfin.ru/consulting/cons_ howtol.pdf

2. Соболева Э.Ю. Консалтинг и аудит на рынке образовательных услуг // Экономические науки. 2011. № 9.

3. Ситдикова Д. Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание консультационных услуг // Юрист. 2007. URL: http://www.lawmix.ru/commlaw/892

4. Токмакова КО., АндрияноваМ.В. Менеджмент-консалтинг. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009.

5. Трофимова O.K. Определение понятия «управленческое консультирование». URL: http://www.cfin.ru/ consulting/mkintro-02. shtml

6. Этический кодекс. URL: http://asconco.ru/index.php?Itemid=21

7. URL: http://www.managment.aaanet.ru/management/uprkonsultirovanie.php

8. URL: http://www.paritet38.ru/index.php?option=com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.