Научная статья на тему 'Сущностные характеристики социальной активности студентов'

Сущностные характеристики социальной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1351
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / SOCIAL ACTIVENESS / SOCIAL ACTIVENESS CHARACTERISTICS / SOCIAL ACTIVENESS DYNAMICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маренцева Елена Сергеевна

В статье рассматриваются подходы к пониманию «социальной активности», рассматриваются сущностные характеристики данного понятия, выявляется динамика социальной активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' social activeness essential characteristics

Approaches to "social activeness" comprehension are examined in the article, this notion's essential characteristics are examined, students' social activeness dynamics is revealed.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики социальной активности студентов»

нению их детьми; 5) максимально близкий контроль и оценка к моменту выполнения задания; 6) общественный характер оценки и контроля и др. Дифференцированная педагогическая поддержка способов и привычек должной самореализации и ответственной самоорганизации воспитанников в различных ситуациях взаимодействия побуждает их к самостоятельному выбору способов саморегуляции поведения в нормативно обязательной деятельности и в итоге определяет индивидуальные программы самосовершенствования социально-значимых качеств ответственного гражданина и человека.

Библиографический список

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

2. Булатников И.Е. Воспитание ответственности: развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов железнодорожного транспорта в воспитательной системе образовательного учреждения. Монография. - Курск: Изд-во «Мечта», 2011. - 272 с.

3. Булатников И.Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе

как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. Журнал Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - N° 3. - С. 43-57.

4. Булатников И.Е. Проблемы и тенденции формирования ответственного отношения студентов ССУЗов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Пси-холого-педагогический поиск. - 2010. - № 4. -С. 148-157.

5. Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-пе-дагогический поиск. - 2011. - № 1. - С. 79-90.

6. Вершков А.С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях образовательной среды вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2006.

7. Диментий Л.А. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Дис. . канд. психол. наук. - М., 1990.

8. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.

УДК 37

Маренцева Елена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

l.marentseva@yandex.ru

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются подходы к пониманию «социальной активности», рассматриваются сущностные характеристики данного понятия, выявляется динамика социальной активности студентов.

Ключевые слова: социальная активность, характеристики социальной активности, динамика социальной активности.

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека составляет социальная активность. Разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, а также Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, ДМ. Архангельский, ВТ. Афанасьев, М.С Каган, К.К. Платонов, А.В. Петровский, Э.Т. Юдинидр):

Термин «социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной карти-

ны мира прочно вошел в систему понятий целого ряда социально-гуманитарных наук - социологии, психологии, политологии, экономики, педагогики. Несмотря на его широкое распространение, он трактуется весьма противоречиво. Для определения сущности понятия «социальная активность студента», того постоянного, что сохраняется в явлении при разных его вариациях, рассмотрим парадигмальную цепочку «активность -социальная активность - социальная активность студента».

Термин «активность» имеет разные трактовки и рассматривается: как «имманентное свой-

© Маренцева Е.С., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

145

ство материи, обусловливающее движение и находящее в нем свое проявление» [7, с. 11], «совокупность изменений и действий предмета, детерминируемая в основном им самим» [3, с. 55].

Анализ данных определений позволяет выделить две сущностные характеристики активности: самодвижение, характеризующееся внутренней детерминацией, и взаимодействие с окружающей средой - и на этой основе рассматривать активность как имманентное свойство материи, обусловливающее и проявляющееся в самодвижении при взаимодействии с внешней средой.

При различиях в определении этих понятий, до сих пор не установилось единого подхода к понятиям «социальная» и «общественная» активность. Одни отождествляют эти понятия. Так, В.Г. Мордкович синонимично понятию «общественная активность» употребляет понятие «социальная активность». Н.А. Степанова, например, рассматривает понятие «социальная активность» как родовое по отношению к понятию «общественная активность». В то же время А.С. Капто, наоборот, употребляет понятие «общественная» активность как родовое по отношению к понятию «социальная» активность.

А.В. Брушлинский совершенно справедливо указывает на необходимость «различать обычно отождествляемые два понятия (и термина): 1)со-циальное; 2) общественное.

«Всегда связанное с природным социальное -это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. Общественное же -это не синоним социального, а более конкретная - типологическая - характеристика бесконечно различных частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т.д.».

Но, несмотря на отсутствие единства в определении понятия «социальная активность», оно является предметом повышенного внимания исследователей.

Социальная активность человека рассматривается как «степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С. Капто). Ряд авторов (И.Ч. Христова, Е.Г. Комаров, Т.В. Тищенко) определяют социальную активность как «объективно детер-мированное субъективное отношение и социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целе-

направленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность». Однако данное определение в известной степени тавтологично: под социальной активностью понимается готовность к деятельности, которая представляет целенаправленную творческую социальную деятельность». Вместе с тем выделение готовности и отношения личности к выполнению социально значимой деятельности, безусловно, является важным для характеристики социальной активности, хотя и не определяет ее в полной мере.

Как психологическое качество личности понимают социальную активность Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова. «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в производственном коллективе, но и поселке, городе, деревне, и стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, -это и есть социальная активность». Когда говорят об активности личности, то имеют в виду «меру участия в общественно-трудовой жизни», - утверждает А.Г. Ковалев.

Наиболее развернутым и реализующим главный смысл социальной активности представляется определение ее В.З. Коганом: социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности.

Социальная активность - тип активности. В.И. Кремянский, следуя классификации форм движения, выделяет следующие типы активности: физическую, химическую, биологическую, социальную (а в ней психическую). Он отмечает, что повышение уровня организации материи связано с возрастанием активности [4, с. 54-60]. Социальная активность соответствует высшей ступени организации материи - социальной, где действуют наделенные сознанием люди, вобрав в себя основные свойства предшествующих ступеней развития (способность стихийно воздействовать на среду, изменять ее и изменяться в ходе

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

этого взаимодействия); данная активность изменяет свои свойства (избирательность поведения, произвольность или целенаправленность, надси-туативность, целенаправленное изменение окружающей среды).

Сущность активности человека А.И. Крупнов определяет как «обеспечение непрерывного взаимодействия субъекта с миром» [5, с. 28]. Человек, взаимодействуя с социальной средой, направлен на овладение этой средой, реализацию осознаваемого им потребного будущего, самореализацию, выявление и проявление заложенного в самом субъекте потенциала, самотрансценденцию (выход за пределы своего «я», преобразование окружающей среды). Достигая как субъект социальной активности социальной зрелости, человек «трансцендентирует свое поведение, выводит его за пределы сугубо личностных устремлений в реальный социум», соотносит и согласует свои ценности, цели, жизненные смыслы с ценностями и целями развития общества и цивилизации [9, с. 215].

Сущностные характеристики социальной активности:

- самодетерминированность (проявление самодвижения особого качества), источник социальной активности потребности личности, внутреннее, осознанное побуждение, обусловленное сформировавшимся образом «потребного будущего», значимого для личности;

- включенность в социальное взаимодействие (социальная активность есть результат осознания личностью взаимосвязи с социумом и конструирование способа взаимодействия с ним, позволяющего раскрыть свой потенциал; она проявляется в особой форме - социальной продуктивной деятельности, общении, познании);

- просоциальность (направленность на преобразование носителя активности и социума в социально позитивном направлении во благо общества и личности, следуя социальным нормам, законам и нравственным идеалам).

Социальная активность есть самодетермини-рованное взаимодействие личности с социальной средой, направленное на позитивное преобразование себя и среды в согласовании и следовании интересам личности и общества.

Конкретизируем понятие «социальная активность» в отношении такой группы, как студенчество, опираясь на следующие положения:

- активность обладает динамичностью, способностью развертывания. Как отмечает

В.Л. Хайкин, в отличие от всего живого человек не только адаптируется в своих возможностях, но и все время развертывает само социальное содержание активности [11, с. 286];

- личность, согласно выделенной Н.Ф. Третьяковым закономерности, осуществляет перебло-кировку социальной активности, находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности, с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна [10, с. 13].

Следовательно, важно определить, в чем проявляется динамика социальной активности студентов, в каких сферах она преимущественно проявляется. Полагаем, что развитие социальной активности личности осуществляется, прежде всего, в ведущей деятельности конкретного возрастного периода, с которой связано появление важнейших психических и социальных новообразований личности, в русле которой развиваются другие виды деятельности. Общей для студентов является социальная ситуация - получение профессионального образования в процессе обучения в высшем учебном заведении, ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

Учебно-профессиональная деятельность -специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого как субъекта с целью развития, формирования его личности как профессионала [8, с. 57]; с одной стороны, это вид познания, с другой - вид освоения практической профессиональной деятельности, осуществляемый на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта.

Динамика социальной активности студентов проявляется в освоении ими позиции субъекта социальной активности в учебно-профессиональной деятельности в процессе самоопределения пути самореализации и дальнейшего саморазвития на основе согласования личных и социальных приоритетов, осуществления социальных проб. Поскольку субъект - это тот, кто способен авторизовать деятельность, включиться в ее проектирование и построение как целого, задать свое видение ее образа и образца [6], освоение позиции субъекта активности в учебно-профессиональной деятельности есть переход к авторству в ее внутреннем конструировании и внешней реализации во взаимодействии с образовательной средой, содержательно сопровождающийся освоением и самостоятельной реализацией сово-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

147

купности функций проявления социальной активности.

Библиографический список

1. Бычкова Н.И. Социальное обучение взрослых в условиях неформального образования: Дис. . д-ра пед. наук. - Пятигорск, 2006.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

3. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону, 1999.

4. Кремянский В.И. К анализу понятия активность материальных систем // Вопросы философии. - 1969. - № 10. - С. 54-63.

5. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 25-32.

6. Кудрявцев В. Т. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tovievich.rU/book/4/240/1.htm (дата обращения: 10.07.2011).

7. Общественно-политическая активность трудящихся: проблемы методологии, методики и техники социологического исследования. - Свердловск, 1970.

8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2006.

9. Cухобская Г. С. Социальная и социальнопсихологическая зрелость: основы идентификации личности в образовательном процессе // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М. А. Гала-гузова. - М., 2007. - Вып. 5. - С. 215-218.

10. Третьяков Н.Ф. Социальная активность личности: Дис. . канд. социол. наук. - Томск, 1972.

11. Хайкин В.Л. Активность (характеристика и развитие). - М.; Воронеж, 2000.

УДК 37.035.6

Кудряшова Наталья Михайловна

Московский городской педагогический университет

tutti-n@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ЭТНОТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы применения педагогической технологии в процессе формирования этнотолерантности младших школьников.

Ключевые слова: педагогическая технология, этнотолерантность, младший школьник.

аалекгическое развитие современного бщества, включающее в себя интег-ационные тенденции, а также учиты-зросшее этническое самосознание все более акцентирует внимание на развитии культуры межнационального общения. Именно этническое многообразие дает основание говорить о развитии поликультурного образования в образовательных учреждениях, органически связывающее все виды культур в едином видении.

На современном этапе развития сферы образования часто используются технологизирован-ные механизмы в образовательном процессе. Возможно ли процесс формирования этнотоле-рантности учащихся начальной школы спроектировать как технологию?! На наш взгляд, интерес этот обусловлен с одной стороны ориентированностью на достижения воспитательных целей, как

детского коллектива в целом, так и каждой индивидуальности, а с другой стороны - универсальностью.

Понятие «этнотолерантность» является социально-психологической характеристикой, проявляющейся в готовности людей и этнических общностей взаимодействовать с другими людьми и этническими группами и выражающейся в их взаимной терпимости на основе признания и принятия различий, существующих между ними и их культурами, а также понимания и уважения иного образа жизни. Этнотолерантное воспитание младших школьников посредством применения педагогической технологии весьма эффективно, так как одна и та же форма проведения мероприятия может быть представлена по содержанию и структуре различными способами и не может быть несистемной. Любая педагогическая тех-

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Кудряшова Н.М., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.