Полухина О.П., Плаксина Н.И.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессиональная успешность, профессионал, преподаватель ВУЗа, современный преподаватель.
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные характеристики преподавателя ВУЗа для успешной и эффективной профессиональной деятельности.
Keywords: professional success, professional, high school teacher, modern teacher.
Abstract: This article describes the main characteristics of the teacher of the university for successful and efficient professional activities.
Одна из главных целей современного образования - дать возможность будущему профессионалу стать успешным, а помочь ему в этом может только максимально успешный преподаватель. При этом успешность понимается не как огромный кругозор, владение профессиональными и социальными компетенциями, но и как умение выстраивать собственную стратегию жизни, адекватную целям общества. По меткому выражению Д.Б. Эльконина, вуз - это не место и время обучения, а пространство взросления юношей и девушек. Поэтому так возрос интерес и социальный запрос к преподавателю высшей школы.
Предполагается, что современный преподаватель высшей школы владеет совокупностью знаний, позволяющих по-новому взглянуть на педагогическую деятельность в вузе. Современный преподаватель высшей школы должен владеть, кроме специальных знаний, знанием психологии и педагогики высшей школы, основ управления, уметь организовывать и проводить научные исследования и обучение, используя традиционные и инновационные педагогические технологии, владеть специальной терминологией, быть профессионально успешным.
Это актуализирует разработку проблем, обращенных к формированию личности преподавателя, обоснованию условий развития его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование
положительного мотивационно-смыслового отношения к профессионально-педагогической деятельности, потребности в получении, углублении и расширении педагогических знаний, умений и навыков; определяет содержание его ценностных ориентации.
Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы имеют многоплановую историю исследования: теория обучения в высшей школе, работы по проблемам дополнительного профессионального образования, самосовершенствования преподавателя высшей школы (С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, В.А. Ситаров, Н.В. Кузьмина, 3.Ф. Есарева, А.Л. Бусыгина, А.В. Морозов, М.А. Чошанов, Г. Олпорт, В.А. Попков, А.В. Коржуев). Проблема профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в системе непрерывного образования нашла отражения в исследованиях Г.У. Матушанского, Э.М. Ханафиной; Г.А. Бокаревой, Л.Н. Макаровой, С.С. Мойсеенко, А.В. Коржуева, В.А. Попкова; особенности подготовки преподавателей высшей школы через институты магистратуры и аспирантуры отражены в исследованиях А.А. Проворова, Л.Ф. Севрюговой, Н.Р. Сенатровой. Анализу специфики профессионально-педагогической
деятельности преподавателя высшей школы посвящены исследования В.Н. Абросимова, З.Ф. Есаревой, В.Г. Иванова, У.Б. Имашева, И.А. Зимней, Т.И. Рудневой, Г.И. Санжар, Н.М. Таланчука. Интерес к личности преподавателя высшей школы и его профессиональным качествам как предпосылкам эффективной профессиональной деятельности отмечается в работах И.Ф. Исаева, Г.Б. Скок, Ю.Г. Фокина.
Показано, что в структуру профессиональной успешности преподавателя высшей школы входят следующие компоненты: степень осознания себя субъектом своей профессиональной деятельности, уровень развития профессионального самосознания; уровень развития профессиональных способностей преподавателя высшей школы; знание и самопонимание преподавателем оценки самого себя социумом [1].
В результате проведения дифференциации преподавателей высшей школы по уровням формирования профессиональной успешности школы доказательно представлено, что для этого можно использовать акмеологические критерии формирования профессиональной успешности преподавателя высшей школы, которые во многих научных исследованиях раскрываются через
такие показатели как, например: объективно-результативный -профессиональные знания, умения и навыки; профессиональная компетентность; методы и технологии обучения; знания, успешность и конкурентоспособность студентов, обучающихся у преподавателя высшей школы; субъективно- психологический -профессионально значимые свойства (ПВК); профессиональная мотивация; профессиональная самооценка и уровень притязаний; возможности творчества, саморазвития и самосовершенствования; возможности саморегуляции и стрессоустойчивость; социально-имиджевый - особенности профессионального взаимодействия с коллегами, вышестоящими руководителями; социальная и коммуникативная компетентность; стили общения и взаимодействия со студентами; наличие имиджа «успешный преподаватель высшей школы»; оценка коллегами, руководством, научным и учебно-методическим сообществами, студентами деятельности и личности преподавателя высшей школы [2].
Современные научные разработки показывают, что акмеологическими факторами формирования профессиональной успешности преподавателя высшей школы являются: мотивационно-целевой - разработка целей и мотивации достижения успеха в процессиональной деятельности, мотивационная готовность к успешной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы; креативно-когнитивный - информационно-содержательная подготовка преподавателя высшей школы к инновационной деятельности (изучение направлений инноваций в деятельности современного преподавателя высшей школы, применение концептуальных оснований педагогических инноваций, инновационных дидактических технологий в профессиональном высшем образовании, использование информационных технологий в профессиональном высшем образовании); рефлексивно-развивающий - воспитание готовности преподавателя высшей школы к личностно-профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; коррекция личностно-профессиональных качеств с целью формирования профессиональной успешности и создание собственного имиджа [2].
В настоящее время с психолого-акмеологических позиций выявлены следующие сущностные характеристики профессиональной успешности преподавателя высшей школы: педагог высшей школы выступает как творчески саморазвивающаяся личность, которая выступает одновременно
как интеллигентная, духовно богатая, творческая личность; свободная, гуманная, граждански активная личность; конкурентоспособная личность; человек культуры; воспитатель; преподаватель; методист; исследователь. Педагогу высшей школы необходимо владеть высоким уровнем развития профессиональных способностей преподавателя, то есть высоким уровнем профессионализма. Преподаватель современного вуза достичь профессиональной успешности может только будучи субъектом своей профессиональной деятельности, самостоятельно ставящим адекватные цели достигающим их, правильно оценивающим при этом результаты. При этом преподаватель высшей школы может как скорректировать свои цели, так и проявить при этом целенаправленную активность на процесс саморазвития, самообразования и самосовершенствования. Преподавателю высшей школы необходимо овладеть оптимальным уровнем развития профессионального самосознания. Успешный преподаватель высшей школы тот, кто способен оценить себя сам, признан и в обществе - коллегами и вышестоящим руководством, учебно-методическим и научным сообществом, студентами, их родителями и другими стратами общества [3].
Говоря о необходимом оптимальном уровне профессиональной успешности мы имеем ввиду преподавателя, обладающего отличными знаниями по педагогике высшей школы, предметной области и психологии студентов, что отражается и на их успеваемости. Им присущи высокий уровень профессионального мышления, мотивации и направленности, низкий уровень мотивации избегания неудач, они более умеренны и реалистичны в своих карьерных ожиданиях. Для этих преподавателей характерны: высокий уровень интеллектуального развития и эмоциональной устойчивости, образованность, сдержанность, социальная смелость, решительность, уверенность в себе, отсутствие депрессивных тенденций, восприимчивость к новому, интеллектуальные интересы, критичность по отношению к традиции, рассудительность, предусмотрительность, высокая степень активности, стремление произвести впечатление и привлечь к себе внимание, уравновешенность, сдержанность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Успешный преподаватель высшей школы не чувствителен к угрозе, смел, решителен, имеет тягу к риску, не теряется при столкновениях с неожиданными ситуациями, верит в себя и свои возможности. Не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты. В
группе является лидером, умеет противостоять усталости и выдерживать эмоциональные нагрузки при работе с людьми, ему присуща высокая профессионально ориентированная культура поведения, развиты коммуникативные и организаторские способности. Такой преподаватель обладает собственным четким, ярким имиджем; высоко оценивается в обществе и коллегами.
Успех - это не только возвышенная сфера деятельности личности, но и основа совершенствования всех сущностных человеческих сил. Он пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выражает ее качественную характеристику. Анализ литературы показывает, что помимо способностей личности и мотивации выбора профессии важное значение для успешности деятельности человека в избранной сфере имеет уровень развития у него профессионально важных качеств (И.А. Жданов, А.Т. Ростунов Г.М., Зараковский, В.Д. Небылицын, Ю.А. Борисов).
По мнению С.А. Дружилова, профессиональная успешность является интегральной характеристикой человека, проявляющейся в деятельности и в общении, а потому должна изучаться во взаимодействии индивидуальных, личностных и субъективных качеств.
Современные научные данные в исследованиях профессиональной успешности преподавателя высшей школы прямо показывают на ее корреляцию с большим объемом и содержанием профессиональных знаний, умений и навыков; с высокой степенью профессиональной компетентности; с осознанным владением всесторонними методами и технологиями обучения; с осознанными и технологичными знаниями, высокими успешностью и конкурентоспособностью студентов, обучающихся у профессионально успешных преподавателей высшей школы [3].
Профессиональные знания профессионально успешного преподавателя высшей школы отличаются обширностью, систематичностью и своеобразной «готовностью» - это теснейшим образом связанная с систематичностью способность припоминать то, что в данную минуту необходимо, постоянная мобилизованность всего запаса знаний. С ростом профессиональной успешности преподавателя высшей школы растут ассоциации системы знаний. Выявлена следующая закономерность: более успешные преподаватели владеют более богатым учебно-методическим материалом, а именно их методы и технологии обучения более разнообразны, интересны и содержательны. Этих педагогов отличает поиск и желание
эксперимента в профессионально-педагогической деятельности и это сказывается на успехах студентов.
Успешные преподаватели высшей школы обладают высоким уровнем профессионального мышления, им присущи более высокие, совершенные и содержательные уровни операций мышления: готовность ума, быстрота актуализации, творческие возможности, критичность, самокритичность ума,
осведомленность, аналогия, классификация, обобщение, гибкость мышления, оперирование количественными отношениями.
В настоящее время уходит в прошлое традиционная схема взаимоотношений преподавателя и студента, где преподаватель является «носителем» знания и его активным «проводником» в сознание обучающихся и является при этом субъектом образовательного процесса, а учащиеся лишь воспринимают знания в качестве «объектов педагогического воздействия». Современная действительность требует того, чтобы и преподаватели и студенты были - активными субъектами образовательного процесса, преподаватель - «субъект организации и образовательного процесса», а студент - субъект учебной (учебно-профессиональной) деятельности. Проблема заключается в том в настоящее время не все студенты готовы быть подлинными субъектами образовательного процесса, так как вузы не выполняют свою главную задачу - научить учиться, а вступительные экзамены в вузы не выявляют самого главного качества абитуриента - его готовность и умение быть студентом, проверяя лишь его знания, часто приобретенные с помощью репетиторов-наставников, что еще больше осложняет проблему. Самое главное в учебной деятельности - это поворот на самого себя, готовность к учебной деятельности, в основе которой лежит «рефлексия» собственного самоизменения. Высшая школа должна приобщить студента к методу научного познания, к самостоятельным исследованиям, поэтому задачей преподавателей высшей школы является: мыслить научно и применять метод как живое орудие мысли, ставить перед учениками проблему, разрешая с помощью метода научного познания вставшие перед студентами вопросы. У студентов будут возникать неожиданные у каждого свои затруднения, которые укажут путь для решения возникающих то у одного, то у другого недоумений - только так можно приобщить ученика к методу познания. Выдающийся отечественный педагог С.И. Гессен писал, что курс вузовского образования должен быть направлен на «овладение методом научного исследования» путем вовлечения
учащихся в самостоятельную исследовательскую работу. В таком случае, учащийся не просто учится, но и занимается наукой и вместе с преподавателем движет науку вперед [4]. Значит, важнейшим условием приобщения студентов к самостоятельному исследованию является никогда непрерывающееся обучение профессоров и преподавателей. Задача преподавателя: мыслить научно и применять метод как живое орудие мысли. Процесс образования в вузе не должен сводиться к пересказу учебников и изложению положений, отраженных в учебниках, которые являются только пособиями - в центре должен стоять учитель, который способен с помощью собственных рассуждений заинтересовать ученика и побудить к самостоятельному исследованию проблемы, используя при этом книги в библиотеке.
В процессе профессионально-ориентированного обучения в вузе, у будущего психолога должен развиваться интерес к получаемой профессии. Только при этом условии студенты будут с удовольствием заниматься самостоятельным изучением учебника и научной литературы. Деятельность преподавателя вуза должна быть направлена на развитие этого интереса. Развитие познавательной активности и самостоятельности возможен при условии включения студента в самостоятельную поисковую мыслительную деятельность и в обязательном развитии мыслительных способностей, таких как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою позицию. Для того, чтобы преподаватель смог донести и реализовать те или иные методы и приемы в процессе обучения будущих специалистов, он должен в совершенстве владеть своим предметом, владеть педагогическими технологиями, методиками, должен уметь организовать индивидуальную, групповую и командную работу студентов. Преподавателю вуза необходимо наличие педагогических инноваций, он должен уметь управлять собой и сохранять свое здоровье и творческое долголетие.
Мы считаем, что основные проблемы управления образовательным процессом в высших учебных заведениях решаются через повышение компетентности и профессионального мастерства преподавателя высшей школы.
В процессе профессионально-ориентированного обучения важно правильно построить взаимоотношения между студентом и преподавателем. Н.С. Пряжников пишет о смещении ролей преподавателя, в результате чего порождается путаница и неопределенность во взаимоотношениях.
При системном подходе очень важно, чтобы каждый студент и каждый преподаватель занимали свое место, свои ролевые позиции, важно чтобы преподаватель не воспринимался студентами в таких «ипостасях» как:
- «преподаватель - специалист в своей области» - здесь нежелательна крайняя позиция, не допускающая человеческого общения;
- «преподаватель - верный друг» - возникнет проблема социальной дистанции между преподавателем и студентом, так как даже в семьях психологов, врачей и педагогов родные не воспринимают их как специалистов, поэтому не рекомендуется лечить и консультировать родных;
- «преподаватель-психотерапевт» если преподаватель владеет техникой психотерапевтической помощи, он вовсе не обязан решать молодежные проблемы студентов и их знакомых, задача преподавателя иная и может быть более сложная;
- «преподаватель пример подражания во всем» - это большая ответственность, которая ложится на преподавателя и к тому же может стать причиной очередного «кризиса разочарования»;
- «преподаватель - объект насмешек» - замечено, что грубые насмешки и придирки обращены к преподавателям, которые этого заслуживают, которые «никакие», которым неинтересны ни студенты, ни читаемый курс, да и сами себе они тоже не интересны;
- «преподаватель-полицейский» - ситуации в педагогическом плане опасна тем, что вместо формирования «субъекта учебной деятельности» студента превращают в «объект излишней опеки и контроля».
В основе организации процесса вузовского обучения студентов-психологов должна лежать любовь к студентам, основанная на уважении их как субъектов учебной деятельности. С.И. Гессен по этому поводу писал: «Большой ученый даже при минимуме имеющихся у него средств выражения всегда лучше как профессор, чем внешне превосходный лектор, но не работающий в своей области исследователь. Самое ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли. Поэтому внешняя шероховатость речи, поскольку она есть борение мысли со словом, составляет часто прелесть научной речи. Поэтому профессор, который много сил и времени отдает преподаванию, -
плохой профессор. Он тем лучший преподаватель, чем больше как во всей своей деятельности, так и в своей речи он направляет свои силы на исследование самого предмета, а не на способы удобопонятного изложения его учащимся. Конечно, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса» [4].
Проблема современного вузовского образования заключается в том, как превратить большинство студентов из «объектов» психолого-педагогического воздействия в подлинных «субъектов», способных к самостоятельному поддержанию у себя учебной мотивации и интереса к выбранной профессии [5]. Для решения данной проблемы высшей школе нужны преподаватели с высоким уровнем успешности в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 5- НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. - М.: Педагогическое общество России, 1999 -430 с.
2. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер 2007. - 253 с.
3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - 448 с.
5. Филонова Н.А. Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя // Наука и современность. 2010. № 7-1. С. 259-264.
Рябышева Е.Н.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИИ КАК ФАКТОРА РОСТА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: акмеология, рефлексия, самосознание, личность, психология.
Аннотация: автор в данной работе рассматривает акмеологические аспекты рефлексии в качестве одного из ключевых факторов роста самосознания личности.