Поэтому формирование конкурентных преимуществ регионов является, в отличие от абсолютных преимуществ, процессом рукотворным.
Именно к числу таких сознательно формируемых административным путем относительных конкурентных преимуществ и относится система региональных налоговых льгот. Как показала практика рыночно развитых стран мира (транзитные зоны, система "дьюти-фри", оффшорные зоны), предоставление долгосрочных, эффективных и транспарентных налоговых льгот способно существенно изменить традиционные инвестиционные, инновационные и финансовые потоки.
Причина такого изменения состоит в том, что долгосрочное снижение налоговых ставок означает снижение трансакционных издержек и, тем самым, рост конкурентоспособных позиций производителей данных регионов.
Особое значение приобретает конкурентно-ориентированное маневрирование налоговыми ставками в условиях всеобщности рыночных форм производства. Отсюда следует, что региональные налоговые преференции должны быть предоставлены не вообще всем производителям данного региона, или ведущей сферы или отрасли регионального производства, а активные субъекты данного локального рынка. Необходима поддержка именно рыночной конкурентоспособности данного региона. И хотя такая поддержка обеспечивается мерами административного характера, следует учитывать, что стратегия административной поддержки конкурентоспособности региона - в развитии его рыночного потенциала. В противном случае, когда происходит административное поощрение административно-эффективных производителей (например, специально отобранных производственных корпораций или финансовых институтов) возникает административная конкурентоспособность региона, которая оборачивается подрывом региональной экономики. Однако региональным налоговым стимулированием П следует пользоваться крайне осторожно: поскольку региональный рынок предполагает кон-курентос-¡Ё пособное инфраструктурное обеспечение, то индикатором реального уровня готовности данного региона к межрегиональной (или межстрановой) конкуренции выступает уровень реальной конкурен-д ции между региональными производственными корпорациями и финансовыми институ-тами.
□
N
о
I— ф
I— ^
о
а
ф
о.
СУРЖКО А.С.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
^ Практика обнаружила зависимость экономической многосубъектности регионального производ-
^ ственного пространства от его кластерного структурирования и относительные конкурентные пре-2 имущества кластерной организации региональной экономики. Это превращается в важную тенденцию, х поскольку развитие кластерной экономики, стимулирующей монотерриториальное объединение предки приятий одной или нескольких отраслей, должно повысить уровень конкурентоспособности менеджер мента и качества регионального производства в условиях мировой глобализации. < В аспекте эффективного управления региональной экономикой основная задача - идентифика-о ция региональных моноотраслевых кластеров, а также реальная оценка перспектив и конкурентоспо-^ собности продукции данных кластеров. Это позволяет рассчитать необходимые для кластера параметры о региональной инфраструктуры, налоговый потенциал кластера, размеры эффективного привлечения о инвестиционных ресурсов.
° В настоящее время общепризнано, что кластеры - как внутриотраслевые локализации - характе-
о ризуются высокой эффективностью, поставляют конкурентоспособную продукцию, в цене которой высок удельный вес добавленной стоимости. Однако эта видимая результативность является следствием невидимой комбинации ряда "кластируемых" факторов производства - территориальная рядоположен-ность юридически обособленных предприятий, производство взаимодополняемой (или взаимозаменяемой) продукции, специализированную инфраструктуру, в том числе - информационное обеспечение.
В количественном аспекте кластер не ограничен числом предприятий-участников (их оптимальное число для каждого кластера индивидуально), а порождаемый кластером локальный рынок труда характеризуется параметрами "классического рынка".
Реальная организация регионального кластера требует создания специальных предпосылок -
о
х О
О
формирования локальной системы производственно-кооперативных связей, эффективного внутрикла-стерного управления, оказание правовой поддержки новообразуемому кластеру, трансферта кластерного менеджмента.
Управленческая концепция кластерной экономики предполагает эффективное управление в трех сегментах - в сфере использования региональных факторов производства, в сфере межрегиональной конкуренции, в сфере управления спросом и предложением на продукцию кластера. Соответственно различают - фактически-организованный кластер (как результат самоорганизации региональной экономики), социально-целесообразный кластер (создаваемый при поддержке бюджета), формально-организуемый кластер (функция которого - достижение внерегиональных целей).
Создание кластеров в регионах с депрессивной экономикой встречает дополнительные препятствия, отвлекая бюджетные и природные ресурсы на неэффективное производство. Кластеры особенно целесообразны в тех отраслях региональной экономики, в которых существует реальная возможность достижения конкурентоспособного оптимального соотношения между ценой и качеством продукции кластера.
Основным критерием конкурентоспособности региональных кластеров является дифференциация показателя валового регионального продукта как следствие внедрения высокотехнологичных производств. Статистика свидетельствует о неоднородности регионального производственного потенциала федеральных округов Российской Федерации: в промышленности лидирующее положение занимает Уральский федеральный округ, в сельском хозяйстве - ЮФО, в строительстве - ЮФО и ДФО, в отраслях, оказывающих нерыночные услуги - ДФО и ЮФО.
Такая отраслевая дифференциация оказывает существенное влияние на показатель валового регионального продукта, в последние годы во всех федеральных округах наблюдается его устойчивая положительная динамика.
Создание кластера - вертикально интегрированной территориально-локализованной производ-
ственной структуры выступают условием диверсификации региональной экономики, обозначая пере- □
ход к открытому состоянию территориальной экономики. Причем речь идет не только о внерегиональ- О
ной, но и о внутрирегиональной открытости, поскольку кластер представляет объединение мелких и
средних предприятий под эгидой крупной корпорации, реализующее их специализированный произ- ^
водственный потенциал. а
Номенклатура валового кластерного продукта зависит от уровня рентабельности производства, ®
который, в конечном счете, и показывает будущий поглощаемый кластером сегмент внутри- и внере- о
а
гионального рынка. ®
Стратегическая эффективность кластерной организации региональной экономики состоит в том, |
что она позволяет строить перспективные модели экономической динамики значительных пространств ^
территориальных производства. Более того, кластерная технология несовместима со стихийно-воз- о
никающей внутри- и межотраслевой конкуренцией, поскольку интеграция производственного потен- ^
циала ведущих предприятий в рамках данного кластера превращается в его основное конкурентное ^
преимущество. ^
Поскольку существует зависимость экономической многосубъектности регионального производ- ^
ственного пространства от его кластерного структурирования, то в этой связи кластер оценивается о
как фактор, импульсирующий горизонтальную диверсификацию системы территориальных экономи- 0
ческих отношений. Отсюда следует, что в практическом аспекте, наряду с муниципальным уровнем о
региональной экономики, возникает кластерный уровень. т Относительные конкурентные преимущества кластерной организации региональной экономики
о
состоят в инвестиционном структурировании территориального производства, превращающем реги- £
оны в "ячеистую" совокупность территорий различной инвестиционно-инновационной активности, что ;=
в практическом аспекте обнаруживает "территориальные точки эффективности". ^
Специфика кластерной трансформации территориального производства, которая состоит в ста- £
новлении саморегулируемого механизма функционирования кластерной единицы региональной эко- >|
номики. Это требует качественного изменения в системе инструментов и методов макроэкономичес- о
кого регулирования региональным хозяйством, в том числе - признание его многосубъектности, ав- |
тономности и самодостаточности. ^
х
О
О