УДК 316.62
Завьялова Надежда Викторовна,
аспирант, «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Пермь E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ
В статье рассмотрена многозначность экстремальности, зависимость сознания от экстремальности. Выявлено, что экстремальность способствует как появлению девиаций, так и саморазвитию личности. Показана динамика типов экстремального сознания: несчастное, радикальное, экстремистское и их взаимотрансформация в современном обществе. Выявлена возможность и определены способы регулирования пассионарной энергии и авитальной активности. Дано авторское определение и способы управления экстремальностью как эффективного метода снижения девиаций.
Zavyalova Nadezhda Viktorovna
postg raduate student institution "Russian State Vocational Pedagogics University", Perm E-mail: [email protected]
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE
EXTREME
This article considers the extreme in its ambiguity, and the response of mind to the extreme. It has been revealed that the extremity both conduces to deviations and promotes self-development of an individual. The study shows the evolution of types of the extreme consciousness: an unhappy one, a radical or an extremist one and their mutual transformation in modern society. The study has revealed an opportunity to cope with the passionate energy and ab-vital activity, and ways of managing them have been identified as well. The author provided a definition (of the extreme) and ways to manage the extremes as an effective method to reduce deviations.
Ключевые слова: девиации, пассионарная энергия, Keywords: deviation, passionate energy, ab-vital activity, авитальнаяактивность, общество риска, управление risk society, the management of the extremes. экстремальностью.
Девиации, или отклонения от принятых норм и правил, существуют во все периоды эволюционного развития общества. Их возникновение объяснимо и закономерно: например, молодому поколению присуще желание перемен, жажда новизны, экстрима, риска, что фундирует появление экстремальности, которая в свою очередь, может способствовать выработке радикальных взглядов и зачастую ведет к девиантному поведению. С другой стороны, современное общество характеризует свобода получения знаний, передвижений, возможность созидания и исполнения любых желаний и помыслов, возросший поток мигрантов, многочисленность контактов, череда стремительно меняющихся событий и их оценок, необходимость оперативного принятия решений в самых различных, в том числе нестандартных и даже экстремальных событий. В таких сложных условиях экстремальность побуждает человека к проявлению максимальной активности нахождения оптимальных путей выхода из любых ситуаций, что способствует саморазвитию. «Экстремальность как максимальное проявление активности человека, необходимое и важное условие его существования в современном мире. Благодаря экстремумам человек способен развиваться» [5, с. 39]. Способность экстремальных событий вызывать трансформацию личности всегда привлекала внимание исследователей.
Воздействуя на объект, экстремальные события вызывают в точках экстремумов сам о-развитие, самосовершенствование либо ведут к дестабилизации и распаду.
«В истоках любого события или изменения обнаруживается стремление к спонтанной экспансии, цель которой - движение и развитие. Лишь в процессе обострения (оптимизации) возникшее движение находит экстремальные (конечные) формы, приводя стоящие за ними явления либо к деструкции и полному распаду, либо к оптимальности и сосредоточенности в своем совершенстве» [2, с. 20].
Термины «экстремизм», «экстремальность», «экстрим», «экстремум» объединены вокруг латинского корня extremus - «край». Слово «экстремум» (от лат. extremum) - означает «крайнее, предельное». Словари дают следующее определение понятию «экстремизм» (от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. «Экстремальность» - это чрезвычайность, необычность, предельность, сложность, крайность, максимализм. Например, экстремальные виды спорта - это всегда занятия (спорт) на грани, на пределе человеческих возможностей. Термин «экстрим» означает особенные, экстраординарные действия, как правило, связанные с опасностью для жизни. Т.е. общее для этих понятий - крайность, предельное состояние.
Но если термин «экстремальность» характеризует, в основном, положительные тенденции в обществе (спорт, рекорд, что-то выдающееся, особенное, экстраординарное), то «экстремизм» - это всегда отрицательная, негативная крайность в действии.
Любые экстремальные события происходят вследствие стремления индивида либо системы к развитию, поиску более оптимального состояния, которое впоследствии будет вытесняться более высоким уровнем развития.
«Сама эволюция может быть охарактеризована последовательностью неустойчивых экстремальных состояний, когда доминирующий вид вымирает, уступая место новому, который имеет селективные преимущества. Таким образом, эволюция на молекулярно -информационном уровне может быть представлена как последовательность экстремальных состояний (точек)» [2, с. 21].
Определенная последовательность экстремальных событий ведет к появлению новых, более совершенных продуктов жизнедеятельности, новых творческих актов, более современных систем и отношений
либо к появлению разных типов экстремального сознания, как индивида, так и общ е-ственных групп и общества в целом.
По мнению Н.Г. Волковой «экстремальное общественное сознание включает в себя такие типы, как «сознание несчастное», сознание «радикальное» и сознание «экстремистское» (рис. 1). Несчастное сознание есть выражение посттравматического, шокового состояния социального и индивидуального сознания. Оно рождается, когда рушатся планы и надежды, когда человек сталкивается с непреодолимыми противоречиями, когда он не может занять место в обществе, к которому стремился и на которое рассчитывал. Все это приводит к тяжелым душевным травмам, нервным расстройствам, разрушительным для личности психологическим состояниям. Из «несчастного сознания» развивается радикальность. Радикальное сознание -это тип общественного сознания, которому присущ критицизм как неприятие социальной реальности. Оно ориентировано на коренные общественные изменения, на действие за пределами системы. Экстремальность как характеристика социальных условий существования порождает несчастное, радикальное, а также экстремистское сознание. Экстремистское сознание, как полагает В.И. Красиков, есть определенный тип организации сознания. Экстремизм - это определенные мировоззренческие установки сознания, представляющие мир в состоянии непрерывной внутренней разорванности и конфронтации по онтологически-ценностным основаниям: добра-зла, истины-лжи, наших -не наших. Носители экстремистского сознания воспринимают себя выразителями и защитниками позитивных онтологических начал, утверждая ненависть, агрессию, деструкцию по отношению к «онтологическому негативу» [2, с. 32]. На наш взгляд, в один ряд с несчастным сознанием, характерным для депривированных категорий населения, выражающего негативное состояние от постоянных неудач, бесперспективности, необходимо поставить торжествующее сознание (эйфория от успешности и побед), характерное для успешных слоев населения, которое ориентирует на перемены, расширение возможностей, радикальные реформы, т.е. порождает радикальное сознание. Впоследствии носители такого сознания зачастую становятся великими реформаторами. На рис. 1 показаны типы экстремального сознания. При достаточном воздействии на какое-либо из них возможен переход в другой тип, в направлении, заданном этим воздействием - т.е. возможно его регулирование, управление.
Рис. 1. Типы экстремального сознания
Н.Г. Волкова считает, что «современное общество, в особенности современное российское общество, является ярким примером кризисного, катастрофического, экстремального со-
стояния. В цивилизационной перспективе постиндустриальное общество уступило место информационному обществу, обществу знаний, обществу риска.
«Современное общество риска представляет собой особый тип организации, современных обществ с высоким уровнем сложности; неопределенности и ситуативности общественных процессов, социальных структур, вызванных распространением компьютерных технологий и достижений посткнижной культуры» [2, с. 28].
Субъектами рисков в переломные эпохи выступают индивиды, способные осознанно и целенаправленно реализовать «рисковые» социальные роли. Духовную основу рискогенного общества подготавливают люди, готовые рисковать ради реализации новых горизонтов жизни с более совершенной экономической, политической, культурной организацией общественной жизни (так называемые пассионарии). Это революционеры и реформаторы, «бунтари духа» -радикалы и анархисты, возмутители общественного спокойствия, которые нужны обществу. Отличаясь социальными ролями, статусом, целями, они выполняют общую задачу - изменить или разрушить те устойчивые стандарты жизни и устоявшиеся традиции, которые перестали регулировать и управлять процессами, не укладывающимися в рамки установленного порядка» [2, с. 45-46].
Согласно пассионарной теории этногенеза (ПТЭ) Л.Н. Гумилева, люди делятся на три типа: пассионарии, субпассионарии и гармоничные люди. «Гармоничные люди - это те, которые работают достаточно хорошо, чтобы выжить в нормальных условиях (не экстремальных). Они работают на сохранение этнической системы (Гумилев использовал в своих работах системный подход, и основным объектом исследования у него была этническая система). Пассионарии же работают не только на сохранение, но и на развитие (усложнение) этнической системы. Ресурсы по возможности накапливают, ареал обитания стремятся расширить. А субпассионарии - это те, кто работает недостаточно, чтобы прокормить себя и свои семьи [4].
Согласно данной теории, пассионарии обладают «инстинктом развития» и интенсивно стремятся к расширению среды обитания. «Так, скажем, группа пассионариев, а также те, кого им удалось увлечь, идут из насиженных мест за новые горизонты и, если повезет и все пройдет благополучно, осваивают новые территории. Кто-то при этом остался на старом месте. В результате увеличилось число заселенных регионов. Пассионарный признак есть только у небольшой группы людей, так как миграция - дело рискованное. Если пойдут все люди, то они все могут погибнуть. К тому же, даже если переселение прошло бы успешно, это было бы просто переселение, а не расширение ареала. Ведь на старом месте никого бы не осталось. Идут пассионарии к новым местам не оттого, что на старом месте стало неуютно. Ими двигают не внешние проблемы, а внутренние стремления.
Освоив новые территории, пассионарии ищут другие способы приложения своей избыточной энергии» [4].
Пассионарии - лица, обладающие высокой пассионарной энергетикой, как правило, обладают весьма жесткой системой ценностных предпочтений и ограниченными личностными привязанностями, для них нет полутонов: есть черное и белое, истина и ложь, свои и чужие.
И. Ю. Сундиев отмечает, что «в каждом социуме есть люди, которые профессионально работают в экстремальных условиях. Например, аварийно-спасательные службы. Но эти крайне необходимые обществу виды деятельности люди выбирают по самым различным мотивам. Во-первых, лица в маргинальной стадии нонконформизма, самореализация которых в условиях стабильного социума затруднена, для которых характерно балансирование на грани нормы и экстремума, переживание опасности является жизненной потребностью, а ее отсу т-ствие вызывает «адреналиновую тоску». Во-вторых, молодежь, для которой проблема самореализации гиперактуальна. Стремление развивающегося человека выйти за пределы дозволенной нормы вполне естественно, так как только таким образом можно убедиться в справедливости или ошибочности норм социума. Деятельность в экстремальных условиях представляет молодому человеку наибольшие возможности для самоутверждения и самореализации. Кроме того, тяга молодежи к экстремуму имеет и эволюционное значение: для молодежи характерны нетривиальные решения. В-третьих, лица, стремящиеся кардинально сменить свой образ жизни и среду обитания из-за невозможности решить обычным путем свои бытовые проблемы и конфликты с ближайшим окружением. Такую форму «социальной реанимации через экстремум» выбирают многие военнослужащие-контрактники, зимовщики и др.» [6].
Регулирование пассионарной энергии, в первую очередь молодежи, необходимо, возможно и всегда осуществлялось обществом. Так, в СССР осваивались необжитые пространства и территории, например, поднятие целины, осуществлялось крупное строительство, так
называемые «стройки века» (БАМ, многочисленные ударные комсомольские стройки в промышленности), что широко освещалось СМИ и куда с огромным желанием ехала молодежь. Участвовать в этих проектах, получить комсомольскую путевку было заветной мечтой активных молодых людей. Именно здесь, в сложных, но полных романтики экстремальных условиях жизни и быта, они могли самореализоваться и самоутвердиться. Здесь рождались новые герои труда, рекорды, здесь кипела жизнь, страсти и в государственном масштабе происходило регулирование пассионарной энергии.
Первоначальный отказ постсоветской России «от регулирования пассионарной энергии своих молодых граждан привел, во-первых, к резкому росту радикальной (до экстремистской) социальной самодеятельности молодежи, во-вторых, к широкой экспансии внешних экстремистских организаций (от тоталитарных сект до политических движений и эзотерических орденов) [4].
В наши дни, в период общества риска, востребован и уже осуществляется возврат к прошлому опыту, но практически не освещается СМИ. Так, ведется огромное строительство в Сочи, где в 2014 г. будут проходить XXII Олимпийские игры. Проект «Сколково», где участвуют самые талантливые молодые люди - один из ведущих проектов для будущего России - также в тени. О проектах «Белкомур» и «Баренцкомур» знают единицы.
Следовательно, и в наши дни имеется возможность и уже осуществляется регулирование экстремальности молодежи путем участия в социально -значимых для современного общества проектах, но необходимо повысить понимание важности участия в них молодежи всеми социальными структурами общества, требуются более активные меры привлечения молодежи (генерация решений и действенных мер).
Другим направлением регуляции пассионарной энергии является ее замещение такими формами, как рискованные виды деятельности: экстремальные виды спорта, экстремальные игры («Ночной дозор» и т.п.), в т.ч. с элементами имитации боевых действий, экстремальный туризм; познавательно-развивающие: виртуальные игры, участие молодежи в общественной жизни («Молодежный парламент»), творческие проекты (студенческий клуб, школьный театр, школа журналиста и др.); иные формы (легитимные молодежные организации, волонтерство и др.).
Человеку, как и любому другому представителю живой природы, свойственна витальная активность - жажда жизни, инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, но, в отличие от других существ, при неразрешимых, как ему кажется, обстоятельствах индивид способен к прямо противоположному (суицидальные действия, обман инстинкта продолжения рода путем применения различных медицинских препаратов, сокращение собственной жизни с помощью алкоголя и наркотиков). Такие действия, такое явление Ю.А. Вагин называет авитальной активностью.
«Наблюдается совершенно особое, на первый взгляд, уникальное для живой природы явление — авитальная активность (активность, направленная против жизни, против себя, активность к смерти, влечение к смерти»).
Авитальную активность можно рассматривать как проявление несчастного сознания м о-лодежи, потерявшей веру в возможность решения своих проблем и потому уходящей в алкоголизм, наркоманию, игроманию и др., а в отдельных случаях и к суициду. Кроме того, к авитальной активности зачастую ведет и торжествующее сознание (эйфория от успехов, «головокружение» от побед и, как следствие, неготовность к неудачам, которые, в таком случае, легче всего «пережить» с помощью алкоголя, наркотиков и других девиаций).
В данном случае действенными мерами являются повышение самооценки, подбор доступных видов деятельности, изменение образа жизни с включением элементов ЗОЖ, помощь специалистов психологических служб, что обеспечит снижение агрессии, тревожности, постепенный и пошаговый переход к гармонизации личности и замещение авитальной активности реальной практической деятельностью.
В противоположность пассионариям, лица с авитальной активностью внушаемы, их энергетика ослаблена, вектор её направленности может иметь реверсивный характер и под влиянием деструктивных сил получает направленность против себя, на приобретение девиаций разных типов, вплоть до самоликвидации.
При позитивном ориентировании вектор будет направлен на восстановление личности, что особенно важно в начальном периоде развития авитальной активности. В этот период полезно задействовать комплекс мер, применяемых для регулирования экстремальности, приведенных ранее в данной статье, а также многочисленные меры и программы разного уровня для
борьбы и/или противодействия алкоголизму, наркотизации, курению, экстремизму и другим девиациям.
Таким образом, авитальная активность, как и пассионарная энергия, является предметом, требующим её регуляции, следовательно, регуляцию можно рассматривать как способ управления экстремальностью.
По нашему мнению, управление экстремальностью - это прямое исполнение экстремальных желаний (экстремальные виды спорта, экстремальные игры и т.п.) при одновременном обучении безопасному поведению в процессе вышеуказанных видов деятельности либо замещение экстремальности альтернативными видами деятельности (творчество; физический, волонтерский труд; благотворительность, повышение образовательного уровня, тяги к знаниям и ДР)-
Рис. 2. Изменение состояния экстремальности индивида
Изменение состояния экстремальности индивида, пассионарной энергии и авитальной активности можно достаточно полно представить с помощью векторов направленности. На произвольной линии МЫ, проходящей через центр системы «О» расположим векторы направленности ОМ и ОЫ, показывающие направление пассонарности и авитальности. По мере удаления от центра системы всё сильнее изменяется потенциал пассинарной энергии и авиталь-ной активности, изменения которого ограничивают только нравственные нормы и правила. При недостаточном влиянии этих норм и правил (при удалении от центра системы) в точках экстремумов у индивида появляются разного рода девиации, вплоть до маниакальности (динамика пассионарной энергии) или суицидальности (динамика авитальной активности). При негативном воздействии деструктивных сил, вектор направленности которых совпадает с векторами направленности ОМ и ОЫ, следовательно, ускоряется движение от центра системы, что усиливает потенциал пассионарной энергии и авитальной активности. При позитивном воздействии внешних сил движение от центра системы замедляется, до получения обратного, реверсивного направления; что уменьшает потенциал пассионарности и авитальности, вплоть до исчезновения девиаций.
Несчастное или торжествующее сознание Проф илакт ика. Радикальное сознание Регулирование пассионарной энергии
5. Реальная деятельность
6. Экстремальное сознание
7. Авитальная активность
8. Регулирование авитальной активности
9. Суицид
Рис. 3.
На рис. 3 показано снижение девиация с помощью метода управления экстремальностью: профилактические меры (2) по снижению уровня несчастного или эйфоричного сознания
(программы, меры, комплексы и др.) могут привести к снижению девиации и направлению в реальную деятельность (5), а недостаточность либо их отсутствие могут привести к радикализму (3).
Регулирование авитальной активности и пассионарной энергии аналогично ведут в реальную деятельность (5), либо к суициду (9) или экстремистскому сознанию (6) при недостаточности или отсутствии регуляции.
В отдельных случаях возможно реверсивное явление, т.е. возврат сознания индивида в радикализм, несчастное или эйфоричное (торжествующее) сознание.
Для изучения вопроса регулирования девиаций нам представляется важным еще одно авторитетное мнение Ю. А. Вагина, который предупреждает об опасности кризиса аутентичности, исходящего из завышенных требований семьи, социума, самой личности, идущих вразрез с интеллектуальными и духовными способностями и потребностями индивида.
Рассматривая человека как имеющего безграничные возможности бесконечного развития и творческого самосовершенствования, многие пытаются максимально использовать человеческие ресурсы для самосовершенствования и развития своих детей [1].
Ожидание от подростка того, на что он просто не способен в силу своих биологических, психических и духовных сил, приводит к «расколу» в сознании личности, что в свою очередь приводит к различным расстройствам психики, асоциальному, девиантному или делинквентно-му поведению, включая экстремизм. Попытки сделать из нормального ребёнка креативную личность могут привести к появлению невротика, алкоголика, наркомана или суицидента. Попытки сделать из креативного ребёнка нормальную личность приводят к тому же результату. Этого можно избежать, если поддерживать самостоятельность ребенка, уважать его выбор и желания и регулировать их путем направления способностей в позитивные виды деятельности, содействовать раскрытию и развитию его талантов как в интеллектульной, так и в физической сферах. Увлеченность подростка; постоянная занятость любимыми видами творческой и трудовой деятельности, учебой, наиболее интересными для него формами досуга и спорта, самостоятельность принятия решений создает позитивный настрой, а, следовательно, снижает проявление раздражительности, агрессии и экстремальности.
Хорошие результаты приносит тьюторство. Например, проект «Большие братья/Большие сестры», в основе которого лежит идея о построении продуктивных в психолого -педагогическом плане взаимоотношений между двумя участниками проекта, один из которых старше другого, в интересах младшего, в целях решения его проблем. «Заботливый взрослый друг помогает ребенку воспитать в себе ценные качества, которые дадут ему возможность в дальнейшем жить здоровой и продуктивной жизнью: интерес к знаниям, позитивный взгляд на себя и на будущее. Данный проект предоставляет возможность взрослым принять на добровольных началах участие в жизни детей, стать для них наставником, другом, образцом для подражания. Цель этого общения в том, чтобы «старший брат» помог «младшему» нормально пройти процесс социализации и интеграции в обществе. В основе проекта - известная американская одноименная методика» [3].
Взвешенные, дозированные и постоянные нагрузки на детей при кураторстве и работе с ними, осуществляемые наставником поэтапно с одновременным предоставлением ребенку самостоятельности для закрепления получаемых знаний и умений, обеспечат защиту от перенапряжений и появления разного рода девиаций, а, следовательно, являются ранней мерой их профилактики.
Таким образом, мерами по предупреждению девиаций являются направления желаний подростков в реальную деятельность, участие в психолого-педагогических проектах, направленных на гармоничную социализацию личности, при постоянном курировании взрослым наставником.
Подводя итог, можно определить главные направления регулирования экстремальности:
1) прямое исполнение экстремальных желаний (контрактная служба в ВС, в войсках МЧС, участие в федеральных государственных и региональных социально значимых крупных проектах и др.);
2) участие в рискованных, познавательно-развивающих и иных видах деятельности (экстремальный спорт, туризм, игры, творческие проекты и др.);
Таким образом, управление экстремальностью молодежи осуществимо посредством регулирования пассионарной энергии и авитальной активности и является эффективным методов снижения разнообразных девиаций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Вагин Ю.А. Авитальная активность [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www .syntone.ru/library/books/content/2371.html (дата обращения 04.11.2013)
2. Волкова Н.Г. Экстремальность в обществе риска. Дисс. канд. филос. наук. - Самара, 2011. - 166 с.
3. Городская целевая комплексная программа профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в детской, подростковой и молодежной среде г. Березники на 2008-2010 годы «Рывок из Зазеркалья» // Решение Березниковской городской Думы от 25.12.2007 г. № 399.
4. Кизим Антон. Пассионарность [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://ruskline.ru/analitika/2009/12/14/passionarnost
5. Остроухова Л.Ф. Экстремизм и экстремальность // Экстремизм и средства массовой информации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.Е. Семенова. СПб., «Астерион», 2006. -С. 39.
6. Сундиев И.Ю. Экстрим и экстремизм в современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http//spkurdyumov.narod.ru/sundiev10.htm