Научная статья на тему 'Сущностное содержание дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством'

Сущностное содержание дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоспособность / дееспособность / специальная дееспособность / транспортное средство / условия обретения специального права / legal capacity / dispositive capacity / special dispositive capacity / vehicle / conditions for acquiring a special right

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапов Иван Николаевич

Осуществляется теоретическая разработка содержания дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством. Делается вывод о том, что дееспособность физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством, является сложной правовой конструкцией, содержание которой обусловлено видом транспортного средства и его целевым назначением, характером условий обретения специального права и спецификой обязанностей, появляющихся у физического лица во время обучения управлению транспортным средством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапов Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the dispositive capacity of an individual who acquires a special right to drive a vehicle

The article is devoted to the theoretical development of the content of the dispositive capacity of an individual who acquires a special right to drive a vehicle.It was concluded that the legal capacity of an individual acquiring a special right to drive a vehicle is a complex legal structure, which depends on the type of vehicle and its intended purpose, the nature of the conditions for acquiring a special right and specifi cs responsibilities that an individual acquires while learning to drive a vehicle.

Текст научной работы на тему «Сущностное содержание дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством»

Лапов Иван Николаевич

Сущностное содержание дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством

Осуществляется теоретическая разработка содержания дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством. Делается вывод о том, что дееспособность физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством, является сложной правовой конструкцией, содержание которой обусловлено видом транспортного средства и его целевым назначением, характером условий обретения специального права и спецификой обязанностей, появляющихся у физического лица во время обучения управлению транспортным средством.

Ключевые слова: правоспособность, дееспособность, специальная дееспособность, транспортное средство, условия обретения специального права.

Content of the dispositive capacity of an individual who acquires a special right to drive a vehicle

The article is devoted to the theoretical development of the content of the dispositive capacity of an individual who acquires a special right to drive a vehicle.It was concluded that the legal capacity of an individual acquiring a special right to drive a vehicle is a complex legal structure, which depends on the type of vehicle and its intended purpose, the nature of the conditions for acquiring a special right and specifics responsibilities that an individual acquires while learning to drive a vehicle.

Keywords: legal capacity, dispositive capacity, special dispositive capacity, vehicle, conditions for acquiring a special right.

Административно-правовой статус гражданина составляет важнейшую органическую часть общего правового статуса личности [1, с. 129]. Сущностное содержание дееспособности в административно-правовом статусе лица, обладающего специальным правом, состоит в исключительно правовой возможности осуществлять определенные действия и нести ответственность за них, соблюдении законодательства и возможности защиты своих прав и законных интересов в рамках установленных правил и нормативов.

Рассматривая термины «сущность» и «содержание», необходимо отметить, что сущность - это смысл существования явления (предмета, процесса, закона и т.д.), его качественная характеристика, а содержание, представляющее собой совокупность частей (элементов), является структурно-функциональной характеристикой. Под сущностью права и правовых явлений обычно понимаются их ценность и значение для упорядочения об-

щественных отношений. В постоянно изменяющейся социальной среде общественные отношения непрерывно развиваются, что влечет за собой как эволюцию ценностей, так и соответствующие изменения в содержании права (правовых явлений). Соответственно, сущность и содержание такой правовой конструкции, как дееспособность лица, также эволюционирует [2, с. 42].

Поскольку сущность и содержание правовых явлений понимаются по-разному в зависимости от выбранных подходов к исследованию права, в данной статье сущность и содержание дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления транспортным средством (далее - ТС), рассматриваются исходя из нормативистского подхода, признающего приоритет нормы права как его основы, и социологического, акцентирующего внимание на правовых отношениях, что позволяет рассматривать правовые явления в динамике [3, с. 38].

99

Сущность такого элемента, как дееспособность, заключается в том, что, обеспечивая активное участие личности в реализации личного неимущественного права, она является юридическим средством выражения свободы и «суверенитета» личности в сфере личных неимущественных отношений. Четкая регламентация и конкретизация особенностей дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления ТС, позволит гражданам в полной мере реализо-вывать данное право и удовлетворить конкретную личную потребность, а государству - эффективнее регулировать общественные отношения в данной сфере и обеспечить транспортную безопасность.

В структуре дееспособности можно выделить: 1) статичные элементы: гражданские права и гражданские обязанности; 2) динамические составляющие: способность создавать данные права и обязанности, исполнять и прекращать их [4, с. 108].

Исследуя содержание дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления ТС, нельзя не остановиться на термине «транспортное средство», так как на сегодняшний день в российском законодательстве не существует его единообразного понимания и комплексного легитимного толкования, что подтверждается рядом авторов [5, с. 15]. Данное обстоятельство указывает на возможные трудности, связанные с раскрытием административно-правового статуса лица, приобретающего специальное право управления ТС, и качественных характеристик его составных элементов, среди которых дееспособность.

Согласно Правилам дорожного движения (далее - ПДД) транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [6]. Поскольку в рамках данной статьи мы не будем ограничиваться содержанием дееспособности лиц, управляющих ТС, передвигающимися по дорогам, считаем целесообразным обратиться к определению понятия «транспортное средство», представленному в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [7], в котором под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.

Физическое лицо, управляющее ТС, является участником административно-правовых отношений и наделено определенным административно-правовым статусом, включающим в себя комплекс прав, обязанностей и гарантий, а также ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. В свою очередь, управление ТС - динамический признак, обозначающий деяние в форме целенаправленного осознанного волевого действия, содержанием которого является воздействие на органы управления ТС [8, с. 433]. Это важный аспект реализации дееспособности человека в обществе, предоставляющий возможность для самореализации, дающий свободу передвижения, а также требующий соблюдения правил и уважения прав остальных участников движения.

Для управления некоторыми ТС (например, велосипедом) достаточно, чтобы управляющее лицо обладало общей дееспособностью. Однако для управления большинством ТС лицо должно обладать специальной дееспособностью. Д.Н. Бахрах отнес лиц, обладающих специальным правом управления ТС, к группе субъектов разрешительной системы [9, с. 76].

Дееспособность лица, обладающего специальным правом управления ТС, подразумевает наличие специальных субъективных прав и юридических обязанностей в сфере управления ТС, а также способность нести ответственность за совершенные правонарушения в указанной сфере. Следовательно, анализируемый вид дееспособности является специальным. Такая специальная дееспособность обусловлена специальным административно-правовым статусом и зависит от объема, содержания и характера субъективных прав и обязанностей физических лиц в сфере управления ТС.

Специальная дееспособность может быть как реализована в полном объеме, так и ограничена определенными условиями:

волеизъявлением;

возрастом;

состоянием здоровья.

Конкретные ограничения могут различаться в зависимости от типа ТС и законодательства той или иной страны.

Волеизъявление является одним из условий, с которого начинается реализация физическим лицом своего права на управление ТС. В его основе зачастую лежит действие субъекта права (заявителя) с намерением создать конкретные правоотношения [10, с. 115]. Обращение носит добровольный характер и подлежит

100

удовлетворению при соблюдении заявителем требований законодательства, связанного с предоставлением такого права.

Возраст является следующим условием получения права на управление ТС. В административно-правовой дееспособности лица, обладающего специальным правом на управление ТС, практически нет исключений, касающихся возраста. Вместе с тем в полном объеме она возникает с момента наступления возраста обретения полной дееспособности, когда совершеннолетний субъект получает дополнительные права и обязанности, в зависимости от законодательства той или иной страны.

Так, в России к управлению ТС допускается преимущественно лицо, которое достигло возраста восемнадцати лет. Исключение составляет управление такими ТС, как велосипеды и СИМ (ограничения по возрасту отсутствуют); гужевые повозки (управлять ими можно с четырнадцати лет); мопеды, легкие квадрициклы и мотоциклы (с шестнадцати лет); автобусы, трамваи, троллейбусы, малые автобусы (с двадцати одного года). Различные возрастные требования предъявляются и к желающим управлять самолетом, судном, железнодорожным подвижным составом, трактором. Например, обладатель свидетельства линейного пилота самолета (вертолета) должен быть старше двадцати одного года, коммерческого пилота самолета (вертолета) - старше восемнадцати лет, пилота планера (свободного аэростата, сверхлегкого воздушного судна) - старше шестнадцати лет.

В иностранных государствах данный возраст заметно ниже. Так, в США водительские права выдаются с четырнадцати лет, в Великобритании и Израиле - с шестнадцати. Для получения свидетельства частного пилота в Германии установлен возраст четырнадцать лет, в Испании - восемнадцать лет. В Швейцарии, чтобы управлять СИМ, лицу должно исполниться шестнадцать лет, во Франции - двенадцать.

Третьим условием, не менее важным, чем предыдущие, является состояние здоровья, оцениваемое группой врачей-специалистов (комиссией), решение которой оформляется в виде заключения. Срок действия такого заключения зависит от вида (типа) управляемого ТС. Например, для кандидата в водители автомобиля он составляет двенадцать месяцев. В отношении лиц, допущенных к управлению более сложными устройствами, такими как воздушные суда, тепловозы (электровозы, электропоезда), морские (речные) суда и т.д., предъявляются повышенные требования к здо-

ровью, предусмотрена его систематическая проверка, а также досрочные или внеочередные проверки.

При широком толковании термина «транспортное средство» необходимо выделить и другие элементы специальной дееспособности лица, приобретающего специальное право управления ТС:

профессиональное (профильное) образование;

повышение квалификации (переподготовка);

испытательный срок (стажировка).

Некоторые ТС крайне сложны в техническом плане и требуют особых навыков управления, в связи с чем важную роль в обеспечении транспортной безопасности играет профессиональное обучение. Поэтому к сдаче квалификационных экзаменов на право управления такими ТС допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Отдельные ТС предназначены для перевозки большого количества людей, грузов, в том числе опасных, что требует повышенной ответственности лиц, управляющих такими ТС. Развитие техники и транспортной инфраструктуры, усложнение логистики и условий перевозок, изменения в нормативных правовых актах (относительно безопасности человеческой жизни и защиты окружающей природной среды, обработки и размещения грузов, размещения пассажиров и т.д.) обусловливают необходимость ознакомления с новыми требованиями к соответствующим компетенциям, получения новых знаний, умений и профессиональных навыков. В связи с этим к элементам специальной дееспособности также необходимо отнести повышение (подтверждение) квалификации. О повышении квалификации выдается свидетельство, о переподготовке - диплом. Повышать (подтверждать) свою квалификацию обязаны судоводители, пилоты самолетов, машинисты железнодорожных транспортных средств и др. По общему правилу повышение квалификации (переподготовка) проводится не реже одного раза в пять лет. По мнению автора, имеет смысл распространить практику повышения квалификации (переподготовки) на все виды ТС.

Также, с точки зрения автора, в связи с повышенной опасностью любого ТС к элементам специальной дееспособности лица, приобретающего специальное право управления ТС, необходимо отнести испытательный срок (стажировку), т.е. допускать к самостоятельному управлению ТС только после прохождения испытания под руководством опытного настав-

101

ника. Период такого испытания и возможность его изменения (увеличения или сокращения) должны зависеть от полученных кандидатом в водители (пилоты, судоводители и т.д.) знаний, умений и навыков, позволяющих принять решение либо о продлении испытания (стажировки), либо о его завершении и допуске к самостоятельному управлению ТС, либо об отказе в предоставлении такого права.

Таким образом, специальная дееспособность физического лица, приобретающего специальное право управления ТС, является сложной правовой конструкцией, зависящей от вида ТС и его целевого назначения, количества и характера условий обретения специального права, специфики обязанностей, появляющихся у физического лица во время обучения управлению ТС. На данный момент изучение этой правовой конструкции имеет важное значение для обеспечения транспортной без-

1. БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2005.

2. Авраменко Л. В. Значение категорий «сущность», «содержание» и «форма» в формулировании понятия права // Проблемы законности. 2014. № 125. С. 41-50.

3. Немытина М.В., Нехайчик В. К. В поисках сущности современного административного права: к вопросу о формировании современной концепции механизма административно-правового воздействия в России // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2012. № 1. С. 37-44.

4. Акимова С. Б. Дееспособность в гражданском праве // Наука. Общество. Государство. 2019. Т. 7, № 1(25). С. 107-112.

5. Мамина О. И. Определение транспортного средства в российском законодательстве // Транспортное право и безопасность. 2017. № 3(15). С. 15-19.

6. О правилах дорожного движения: постановление Совета Министров - Правительства Рос. Федерации от 23 окт. 1993 г. № 1090// Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.

7. О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ // Рос. газ. 2007. 14 февр.; Парламентская газ. 2007. 16 февр.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7. Ст. 837.

8. Шкеля О. В. Управление как признак объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.8

опасности. Проблемным и малоизученным на сегодняшний день является вопрос о характере дееспособности лица во время обучения управлению ТС (временных рамках приобретения специальных обязанностей и права управления). Незаслуженно малое внимание уделяется таким условиям, как повышение квалификации и стажировка лиц, управляющих ТС личного пользования. Автор уверен, что регулирование данного вопроса должно происходить на законодательном уровне и распространяться на все виды ТС с учетом степени их опасности и сложности воздействия на механизмы управления, так как четкая регламентация и конкретизация указанных особенностей дееспособности физического лица, приобретающего специальное право управления ТС, позволят гражданам совершенствовать знания и умения в области управления ТС, а государству - эффективно обеспечивать транспортную безопасность.

1. Bakhrakh D.N., Rossinskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrative law: textbook for universities. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 2005.

2. Avramenko L.V. Summary category "value", "content" and "form" in the formulation of the concept of law // Problems of legality. 2014. No. 125. P. 41-50.

3. Nemytina M.V., Nekhaichik V.K. In search of the essence of modern administrative law: on the issue of the formation of a modern concept of the mechanism of administrative-legal influence in Russia // Vestnik RUDN. Series: Legal sciences. 2012. No. 1. P. 37-44.

4. Akimova S.B. Legal capacity in civil law // Science. Society. State. 2019. Vol. 7, no. 1(25). P. 107-112.

5. Mamina O.I. Definition of a vehicle in Russian legislation // Transport law and safety. 2017. No. 3(15). P. 15-19.

6. On traffic rules: resolution of the Council of Ministers - Government of the Russian Federation d.d. Oct. 23, 1993 No. 1090 // Coll. Acts of the President and Government of the Russian Federation. 1993. No. 47. Art. 4531.

7. On Transport Security: fed. law d.d. Febr. 9, 2007 № 16-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2007. Febr. 14; Parliamentary newsp. 2007. Febr. 16; Coll. legislation of the Russian Federation. 2007. No. 7. Art. 837.

8. Shkelya O.V. Management as a sign of the objective side of an administrative offense under pt. 1 of art. 12.8 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses // Management of activities to ensure road safety

102

КоАП РФ // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования): к 40-летию со дня образования ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова: материалы X междунар. науч.-практ. конф., Орел, 21 апр. 2016 г. Орел, 2016. С. 432-436.

9. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

10. Гусев В.С. К вопросу о существенных характеристиках обращений человека и гражданина в органы публичной власти // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 115-117.

(status, problems, ways of improvement): on the 40th anniversary of the formation of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V.V. Lukyanov: proc. of the X intern. sci. and practical conf., Orel, Apr. 21, 2016. Orel, 2016. P. 432-436.

9. Bakhrakh D.N. Administrative law of Russia: textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty of Jurisprudence. 6th ed., rev. and augm. Moscow, 2011.

10. Gusev \/S. On the issue of the essential characteristics of human and citizen appeals to public authorities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). P. 115-117.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лапов Иван Николаевич, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; e-mail: 30161980@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.N. Lapov, Senior Lecturer of the Department of Tactical and Special Training, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: 30161980@mail.ru

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.