Научная статья на тему 'Сущность женщины в мифологических представлениях славян'

Сущность женщины в мифологических представлениях славян Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4107
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / МИФ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Палина Александровна

Через мифологические представления славян о мироустройстве в статье рассматривается женская сущность, а так же ее проявление в сфере быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность женщины в мифологических представлениях славян»

Сущность женщины в мифологических представлениях славян

Андреева Палина Александровна аспирант Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Аннотация. Через мифологические представления славян о мироустройстве в статье рассматривается женская сущность, а так же ее проявление в сфере быта.

Ключевые слова: женщина, миф, культура

В психическом мире человека мифы и реальность переплетены так тесно, что найти грань между ними почти невозможно. Наличие в психике мифологических аспектов и осознание «теневых» сторон человеческой души - это путь к познанию глубинных слоев человеческой природы и женской в частности. Любой, кто живет рядом с женщиной, по существу находится в присутствии двух ее проявлений: внешнего и внутреннего. Внешняя женщина живет в реальном мире, она всем видна. Она прагматична, воспитана в духе общества. Внутренняя женщина появляется внезапно и так же быстро исчезает, но всегда оставляет ощущение, чего-то удивительного и мудрого. Рассмотрим эту позицию подробнее.

Психе - душа и сома - тело развиваются параллельно и относительно самостоятельны, они функционируют по собственным законам и определенным образом влияют друг на друга. Наши предки верили, кроме того, в существование некой магической силы, «маны», которая на все влияет и вокруг которой все вертится. Величайшие и лучшие достижения человеческой мысли опирались на образные представления о неких изначальных таинственных силах. Они могли быть добрыми и злыми, человека волновала их полярность, вот почему ему всегда нужна была вера в демонов, которые ему угрожают, и в богов, которые его защищают. Без идеи некоего сверхмогучего божественного существа наши предки просто не могли бы жить.

Примечательно, что первой из этих сил, которой поклонялись, была женщина, богиня-мать. Появление женщины в мифе связано с важнейшими событиями в жизни человеческой древности. Борясь с чувством одиночество, покинутости, ограниченности и страха, женщина первобытной эпохи заложила основы религии. Она видела в себе часть природы, часть тех мистических, темных, непостижимых и волнующих сил, которые порождают счастье и горе, жизнь и смерть. Ею двигало стремление создавать и поддерживать жизнь, рожать и кормить. Потому она стала посредником между этим и тем миром. Она открыла дверь к сверхъестественному и сверхреальному.

Это подтверждают не только исследователи мифов и психоаналитики, но также археологи, которые нашли вещественные доказательства в погребениях первобытной эпохи и в предметах, туда помещенных. Неслучайно первое изображение божества, которое первобытный человек вырезал из дерева либо вылепил из глины, представляло собой «госпожу» богиню.(3. С.14)

Мифы о женской силе отражены в искусстве и религии большинства культур древнейших времен, что отражает значимость женского начала в традиционном коллективе и дает представления о роли женщины в жизни общества.

Согласно представлениям славян, все живое на свете результат любви Земли и Неба. Люди считали их живыми существами, более того супружеской парой. До сих пор мы называем землю Матерью и это трудно оспорить. Язычники относились к ней с большой любовью, и все сказания говорят, что она платила им тем же. Великую Богиню Земли славяне называли Макошь. Первый слог «ма» - от слова мать, мама. А вот «кошь»? КОШелек, где хранится богатство, КОШара, куда загоняют живое богатство - овец, «КОШем» еще называли жребий, судьбу, счастье. А также большую корзину, куда складывали собранный урожай - земные плоды, а ведь именно они и составляли земное богатство, судьбу и счастье древнего человека. Выходит, что: Макошь -Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая, Всеобщая Мать, одним словом женщина.

По меткому определению русского историка В. Я. Шульгина, во времена язычества все сферы жизни были открыты женщине. Подтверждение тому отличительная черта русских былин

X - XIV веков - почти полное отсутствие образов «женщин-врагов». Именно женские божества были добры и милостивы к людям. В пантеоне Богов одно из почетных мест занимает Род и Роженица - особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а так же за приумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. По мнению современных ученых, Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Чему вполне отвечает образ зрелого материнства. Обычно плодоносную Осень художники изображают немолодой женщиной, добротной и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, и с ним связано, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «наЛАЖивать». При этом порядок мыслился прежде всего семейный. «ЛАДо» или «ЛАДа» - так ласково славяне обращались к любимому супругу, жене или мужу.(4. С.52)

Как признают исследователи, деятельность Лады не ограничивалась только домом. Великую Ладу так же считают матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Как известно, они связаны с двенадцатью созвездиями Зодиака, которые согласно астрологической науке, оказывают влияние на судьбу человека. Таким образом, Богиня Лада предстает не просто Богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана еще и со всеобщим Космическим законом.

Младшая Роженица Леля считалась дочерью Лады. Недаром детскую колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребенку передают словом «лелеять». Аист, якобы приносящий ребенка, по-украински - «лелека». А само дитя и сейчас называют ласково «лялечкой». Так славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветков, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах -будущем урожае. Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать ее с подарками и угощениями.

Праздник Рожениц справляли в апреле. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролет жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него еще двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции это был женский и девичий праздник. (4.С 33)

Почитая естественные природные силы, праславяне в своих обрядах старались символически представить то, что происходит на небе, или то, что, по их мнению, должно происходить. Связь мифов с песнями, музыкой и танцами придавала обрядам сакральное значение.

Принятие христианства повлияло на некоторые персонажи женской мифологии, но суть их осталась прежней. Святая Параскева-Пятница - прямое продолжение богини Макоши. Христианские и языческие культу слились, и Пятница стала «бабьей святой». Таким образом, в русской мифологии женщина играла особую роль подательницы жизни, не изменилась она и с принятием Христианства. Широко распространенный в Русской Православно Церкви образ Богородицы почитается и в наши дни.

Восточнославянским древним символом женщины считалась вода. В старину люди преклонялись перед водой, о ней слагались сказки, легенды, саги ей были посвящены обряды, поскольку у всех народов, вода считалась колыбелью жизни.

Человек на 80% состоит из воды, которая, как доказано наукой, может образовывать структуры гораздо более сложные, чем молекула Н20. Из способности молекул воды образовывать огромнейшее количество сочетаний проистекает одно из ее важнейших свойств -записывать, сохранять и передавать информацию. Это наверняка было известно женщинам прошлого. Они не могли знать химические свойства воды, но ее способность переносить информацию широко использовалась в повседневной жизни славянок. С помощью многочисленных заговоров с использованием воды в обрядовой культуре изгоняли нечистые силы, лечили недуг, а так же просили небесные божества помочь в делах житейских.

Логично предположить, что упоминания в сказках о Живой и Мертвой воде имеют под собой реальную основу. И тут очень важно понять, что человек в состоянии менять структуру

своей «внутренней» воды, совершая того или иного рода поступки. Каждое слово или действие, -все эмоции человека влияют на него самого, на окружающих и, в конечном итоге, на всю Вселенную...

Обладая мощными знаниями тайных оберегов, на протяжении веков женщина продолжает творить окружающее ее пространство, каждый раз вкладывая тайный смысл в материальные вещи, тем самым, пытаясь уберечь родных и близких. И это нашло отражение в древних представлениях о судьбе человека.

Так хранителями судеб были не Боги, а Богини, которые изображались сидящими за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью Богини покровительницы прядильщиц.

Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для наших предков судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние славяне считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенцу, накрепко, на всю жизнь прививала к нему его Долю -маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Роженицей, Богиней космического порядка вещей. В свою очередь покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь, которую ряд исследователей считают хозяйкой судеб - великой Богиней Земли.

Такую поистине «космическую» нить пряли наши прабабушки, и надо думать, прекрасно это осознавали, повседневный труд был для них своего рода священнодействием. Признание высоких женских достоинств в мифологии, а так же сакральные знания проецировались и в другие сферы крестьянского быта.

Этнографы говорят, что народы больше всего отличаются друг от друга двумя традициями -воспитанием детей и приготовлением еды. Заботы женщины о еде были у всех народов священными. Особое таинство в жизни женщины представляло приготовление пищи. Та часть избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, даже если изба состояла из одной комнаты. Заходить туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним - тем более. Объясняется это тем, что в действительности женщина не просто готовит пищу, она готовит своё будущее. И чем вкуснее она это делает, тем более счастливое будущее будет ее ждать. Доныне сохраняется традиция, что хлеб выпекался именно женщинами.

Как гласит народная мудрость, хлеб всему голова. В эти простые слова заложен глубокий сакральный смысл. По представлениям славян, мука, вода, соль и специи — это отношения супругов, родственников и их детей. Чем дольше и качественнее их замешивать, тем крепче станет семья и сплочённее отношения. Если замесить некачественно, то глубокой связи не будет, и члены семьи будут каждый сам по себе.

Женщине необходимо вложить всю свою любовь и заботу в процесс замешивания теста. Так она формирует пространство счастья для своей семьи. Мука олицетворяет собой звёзды, соль -солнце, специи — благоприятные качества планет, а готовое блюдо звездный путь семьи.

В изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Славяне верили, что хлеб-жито должны сеять только мужчины, при этом раздевшись донаго. Тем самым они как бы заключали «священный брак» со вспаханным полем, и не одна женщина при это не смела присутствовать: иначе Земля «испугается» и не сможет родить. Этот знак дожил до наших времен в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов, и творить его считалось священной обязанностью женщин.

Свое символическое значение придавалось и огню, на котором готовится еда. Он олицетворяет судьбу. Необходимо тщательно следить, чтобы пища не пригорела. Если это всё-таки случилось, значит, огонь хочет, чтобы женщина повторила медитативный процесс приготовления. Очень благоприятно, когда жена зовёт мужа на кухню зажечь огонь. Это

привносит в процесс приготовления священный настрой. Огонь, зажжённый мужем, поможет женщине в приготовлении пищи и защитит её от неудач.

Особое внимание уделяла хозяйка обеденному столу. Стол - это ладонь Бога, с которой кормится человек. Жизнь будет выглядеть так, как выглядит обеденный стол, считали люди. Украшайте его как можно лучше, и ваша жизнь тоже станет вкусной и прекрасной. Чем меньше на столе пустого места, тем реже человек станет испытывать состояние опустошённости. Свободное место говорит о том, что хозяйка не готова отдать все своё сердце семье. И напротив заполненный целиком стол подобно наполненному сердцу, где не осталось никакой пустоты и места для грустных мыслей и болезненных желаний.

Настоящая красота женщины выражается также в красоте её кулинарного искусства. Это её внутренняя сущность, и так можно понять её природу. По простому обеду в доме будущей супруги можно предположить, что ожидает мужчину в последующем.

Таким образом, на протяжении все жизни женщина, выполняя свои повседневные обязанности, творит окружающее себя пространство. Все вокруг наполнено ее душой, и потому домашняя атмосфера, а дом - это главная сфера, где проявляется женская сущность, наделена женскими качествами лаской, теплом и уютом. Какую бы работу она не выполняла, во все вкладывается глубокий смысл, и чаще всего ни один. Если пища, то не только вкусная и сытная, но и полезная. Если одежда, то не только удобная и красивая, но и оберегающая.

Особая способность созидать, заложенная на генетическом уровне, проявляется в мессианской функции женщины. Повседневный труд был для нее своего рода священнодействием. Так, знание доступное нашим предкам много столетий назад заново открывается современной наукой. Это позволяет посмотреть на мир женщины новыми глазами, понять его тайный смысл и предназначение.

Помимо индивидуального бессознательного в психике человека есть более глубокий слой -коллективное бессознательное. Это отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание этого - общечеловеческие архетипы: матери-земли, героя и героини, мудрой вещуньи, и динамика их лежит в основе мифов, древних символов снов. Ритуалы, с которыми так связаны женщины в каждой культуре и самой народности, видимо, позволяют быстрее и ярче выводить эти архетипы в непосредственное сознание и жизненную практику. (Карл Юнг «Метаморфозы и символы либидо»).

В философском плане под «сущностью» мы понимаем реализацию личностного начала. Однако сущность женского начала традиционно определялась как реализация природного назначения и соотносилась с биологической организацией. Прогресс как форма реализации цивилизации воплощается в разуме творчестве мужского начала, тогда как женское начало является носителем культурных традиций, воплощает в себе мудрость. Таким образом, сущность женщины сосредоточена в ее духовности и мудрости, которые раскрываются в процессе преобразования себя, в способности возвысится над своим природным бытием, освоить социокультурное пространство, созданное другими людьми и создать свой собственный мир, в котором индивидуальное дополняется высшими надличностными гуманистическими ценностями.

Список литературы:

1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983

2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.,1994

3. Женщина в легендах и мифах, под. Ред. К Ларингтон, СПб. 1998.

4. Семенова М. Мы славяне. СПб. 2007

5. Хоуп М. Сущность женщины, Украина, Киев.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.