Щ SCIENCE TIME Щ
(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Рогатенюк Элана Владимировна, Козык Анастасия Анатольевна, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь E-mail: elana2005@mail.ru E-mail: kozyk. anastasiya@mail. ru
Аннотация. В статье уточнены сущность, объекты и субъекты денежно -кредитной политики, определено ее место в системе государственной экономической и финансовой политики; систематизированы цели и задачи денежно-кредитной политики в контексте догоняющей экономической модернизации.
Ключевые слова: модернизация экономики, экономическая политика, финансовая политика, денежно-кредитная политика, субъекты и объекты денежно-кредитной политики, цели и задачи денежно-кредитной политики.
Для современной России объективно необходимым является изменение траектории социально-экономического развития: остановить спад экономики, перейти к ее ускоренному и одновременно сбалансированному развитию (опираясь, преимущественно, на внутренние факторы самоподдерживающегося роста), повысить благосостояние населения страны. Основой изменений должна стать модернизация отечественной экономики, политики и социальных отношений.
В общем, «модернизация является фундаментальной основой перехода на инновационный путь развития, где инновации играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования экономической жизни страны, что ведет к экономическому росту» [3]. Конечная цель модернизации - создание новой модели российской экономики, способной выдерживать различные вызовы и быть конкурентоспособной. Также, следует выделить промежуточные (обеспечивающие) цели экономической модернизации: 1) увеличение в экономике отраслей, выступающих в качестве активаторов и катализаторов инновационного экономического развития; 2) техническое обновление и
| SCIENCE TIME |
перевооружение материальной базы производства; 3) внедрение энергосберегающих и материалосберегающих технологий, альтернативных источников энергии; 4) сокращение в экономике доли сырьевых отраслей.
Учитывая значительный технологический и технический разрыв между экономикой России и промышленно развитыми странами, речь идет о разработке политики догоняющей экономической модернизации, причем реализуемой за относительно короткий промежуток времени, что невозможно без поддержки государства. И это касается не только изменений в целевых ориентирах и инструментарии промышленной политики. «Финансовые системы в период модернизационных преобразований начинают работать в специальном, стимулирующем экономику режиме, направленном на ее насыщение финансовыми институтами и инструментами. Изменения, происходящие с финансовой системой в период экономической модернизации, представляют собой финансовую политику догоняющей модернизации» [27, с. 178].
Ключевыми факторами успеха такой политики является оптимальное соотношение и координация двух направлений государственного финансового регулирования - бюджетно-налоговой политики (БНП) и денежно-кредитной политики (ДКП). Меры первой носят прямой и активный, целеопределяющий и структурообразующий характер, тогда как второй - косвенный, менее активный и корректирующий характер. Но именно инструментарий ДКП способен преодолеть проблемы недостаточной рыночной мотивации у хозяйствующих субъектов в решении вопросов структурной модернизации производства и дефицита финансовых ресурсов, придать динамизм экономическому развитию и внести кардинальные изменения в социальные отношения.
Однако, прежде чем перейти к рассмотрению инструментария ДКП, необходимо уточнить ее содержание, субъекты и объекты, цели и задачи в контексте догоняющей экономической модернизации, что и является целью данного исследования.
В табл.1 представлены сгруппированные авторами теоретические подходы к трактовке сущности ДКП.
Таблица 1
Подходы к определению сущности ДКП
Автор Трактовка понятия / источник
1 подход: ДКП - неотъемлемая составляющая государственной экономической политики
Э.Дж. Долан «правительственная политика, воздействующая на количество денег, находящихся в обращении» [2, с.330].
О.И. Лаврушин «политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной политики занятости населения и роста реального объема производства» [8, с.110].
| SCIENCE TIME |
продолжение таблицы 1
М.В. Романовский «является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости» 16, с.370].
Т.А. Саадулае-ва «представляет собой экономическую стратегию государства при посредничестве специальных финансово-кредитных институтов по регулированию денежного обращения и денежной массы, которая направлена на достижение наилучшего положительного экономико-социального результата, а также контроль за инфляцией, создание условий для экономического роста и формирования внешнеэкономического климата на каждом конкретном этапе общественного развития» [17, с.18-19].
П.Н. Тесля, И.В. Плотникова «является одним из элементов общей экономической политики государства и является совокупностью мероприятий, направленных на изменение: денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов» [22, с.5].
2 подход: ДКП - неотъемлемая составляющая государственной финансовой политики
Э.В. Рогатенюк «в составе финансовой политики следует выделять два направления: бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику» [15, с.42].
С. К. Семенов «одно из главных направлений государственной финансовой политики; мероприятия по государственному управлению денежным обращением и кредитом, осуществляемые ЦБ в определенных сочетаниях и направленные на сдерживание инфляции, и устойчивое развитие экономики» [19, с.18].
С. И. Симогук «является элементом общей финансовой политики государства, где направления, инструменты вмешательства в денежно-кредитную сферу координируются с другими видами экономической политики, в том числе и финансовой» [20, с.55].
ЭХ. Шохина «денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики определяется в правовой теории как комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса» [26, с.28].
3 подход: ДКП - политика центрального банка страны
Г.Н. Белоглазо-ва «политика центрального банка, которая направлена на поддержание общего макроэкономического равновесия в государстве» [1, с.38].
М.Г. Лапуста, П С. Никольский «осуществляемые государством в лице центрального банка и правительства меры по укреплению денежным обращением и кредитными отношениями, направленные на устойчивое развитие экономики, усиление покупательной способности национальной валюты» [9, с.90].
П.Н. Тесля, И.В. Плотникова «с экономической точки зрения видится как политика национального банка, оказывающая воздействие на количество денег в обращении» [22, с.5].
| SCIENCE TIME |
продолжение таблицы 1
4 подход: ДКП - инструмент государственной экономической политики
ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» «составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения ценовой стабильности, обеспечения максимально возможной занятости, а также роста реального объема производства» [27].
В.С. Загорский «инструмент с помощью которого главный банк страны создает объективные предпосылки для формирования сбережений предприятий и населения и последующей их трансформацией в производительные инвестиции» [4, с.151].
Г.И. Кравцова «совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов» [6, с.28].
СР. Моисеев «Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в достижении роста хозяйственной системы и ценовой стабильности на основе объективных взаимосвязей и с использованием специального набора инструментов, в том числе регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке, валютных интервенций, инфляционного тарге-тирования» [11, с.18].
Т.П. Николаева «представляет собой совокупность мероприятий государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на защиту и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, обеспечение стабильности цен, полной занятости населения, роста реального объема производства и выравнивание платежного баланса [13, с.250].
Обобщая результаты исследования (табл.1), отметим, что ДКП является неотъемлемой составляющей экономической политики и ее подсистемы -финансовой политики, «представляющей собой систему законодательно определенных организационно-экономических действий государственных органов по мобилизации финансовых ресурсов, их рациональному распределению и использованию» [10, с.7].
ДКП как экономическая категория «является сложным экономическим понятием, отражающим достаточно широкий, даже глобальный круг проблем современного общества и требующим больших усилий и специальных знаний для ее эффективной организации и проведения» [12, с.193]. В «узком» понимании, ДКП государства трактуется как политика центрального банка страны по обеспечению стабильности национальной денежной единицы путем проведения валютных интервенций и изменения ставки рефинансирования, а в «широком» - как политика, оказывающая воздействие на объем, структуру и динамику денежной массы в экономике страны. Естественно, что эти меры взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.
Необходимо отметить, что субъекты ДКП, так же, как и ее содержание, могут рассматриваться в узком и широком смысле. В «узком» понимании,
| SCIENCE TIME |
субъектами ДКП являются «только юридические лица, непосредственное осуществляющие денежно-кредитное регулирование, то есть органы «денежной власти»: центральные банки либо аналогичные им институты, министерства и ведомства с правом издавать нормативно-законодательные акты, оказывающие влияние на денежно-кредитную сферу (Министерство финансов и др.)» [23, с.29]. В «широком» понимании, субъектами ДКП являются все юридические лица (осуществляющие ДКП) и все физические лица (те, на которых ДКП направлена).
В качестве объектов ДКП «выступают определенные показатели, которые претерпевают изменения под влиянием денежно-кредитного регулирования:
- состав и структура, находящейся в обороте денежной массы;
- скорость обращения денег, функционирующих как в наличной, так и безналичной форме;
- показатели баланса денежных доходов и расходов;
- показатели денежного и банковского мультипликатора;
- курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам и международным расчетным единицам;
- объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительству и коммерческим банкам, а также коммерческими банками юридическим и физическим лицам» [23, с.29-30].
ДКП «основана на теоретических представлениях о роли денег и их влиянии на основные макроэкономические параметры: объем производства, цены, занятость, платежный баланс, валютный курс» [23, с.36]. В этой связи, некоторые авторы (например, Г. Фетисов [24, с.126], С. Моисеева [12, с.193], П.Н. Тесля и И.В. Плотникова [22, с.5]) вместо термина «денежно-кредитная политика» используют термин «монетарная политика», понимая под ней политику в сфере управления количеством денег в обращении; «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитным ресурсам, соответственно определенным экономическим целям» [22, с.5]. Цель монетарной политики, по мнению Г. Фетисова [25, с.126], заключается в регулировании национальной экономики посредством влияния на состояние кредита и валютного обращения; именно из-за стремления государства сберечь доверительные отношения общества к кредитным институтам, появилась необходимость регулирования экономики. То есть, монетарная политика по своему содержанию и реализуемым целям является уже, входит в состав ДКП как одно из ее направлений. Понятие ДКП «является более широким, хотя бы потому, что к числу ее субъектов кроме национального банка обычно относятся и другие органы государственной власти. Кроме того, количественные изменения в денежном обращении не являются самоцелью денежно-кредитной политики. Все осуществляемые государством мероприятия, в первую очередь, подчинены целям достижения стабильности цен, максимально
I
SCIENCE TIME
I
возможной занятости населения и росту объемов производства» [7, с.116].
По мнению Т. Николаевой [13] и С. Моисеева [12], цели ДКП в некотором аспекте схожи и переплетаются с её задачами. Таковыми считаются:
1) достижение баланса между находящейся в обращении денежной массой и объемом потенциального ВВП; 2) сдерживание темпов увеличения инфляции и регулирование темпов экономического роста.
По мнению авторов [1, 22], цели ДКП следует разделять на первичные и конечные. При этом они должны определяться таким образом, чтобы в максимальной степени соответствовать общественным интересам, то есть, интересам как можно большего числа экономических агентов. Цели ДКП закрепляются законодательно и делаются достоянием общественности. Так, первичные и конечные цели ДКП РФ на 2017-2019 года представлены в докладе ЦБ РФ «Основные направление единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 года [14].
Разделяя мнение вышеназванных авторов, С.Р. Моисеев [11] выделяет несколько первичных целей ДКП: 1) ценовая стабильность;
2) сбалансированный рост: комбинация макроэкономических приоритетов;
3) устойчивый валютный курс; 4) финансовая стабильность.
Ф.А. Каирова и Д.А. Гоконаева выделяют основную цель государственной экономической политики - «достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста» [5, с.2404]. Исходя из этого, высшая цель ДКП - обеспечение стабильного уровня цен, снижение инфляции, рост реального объема ВВП и эффективная занятость. В результате ранжирования высшей цели, авторы выделяют тактические (промежуточные) цели ДКП, которыми «можно считать и стабилизацию валютного курса, и таргетирование инфляции, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровня обязательных резервов, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение ставки рефинансирования коммерческих банков» [5, с.2404].
Подытоживая рассмотрение подходов к определению и структурированию целей ДКП, отметим, что авторы не разграничивают цели экономической, финансовой и собственно денежно-кредитной политики; приравнивают по содержанию конечную и стратегические, промежуточные и оперативные цели ДКП. Это не допустимо, поскольку в дальнейшем не позволит «прикрепить» инструменты ДКП к конкретным целям и оценить их эффективность.
Для систематизации целей ДКП обратимся к нормативной концепции экономической политики Я. Тинбергена, за разработку которой он в 1969 году стал первым лауреатом Нобелевской премии по экономике. Так, согласно данной концепции, основными шагами выработки оптимальной экономической политики являются: 1) выбор конечной цели - максимизация общественного
благосостояния; далее, используя функцию общественного благосостояния, выбираются целевые показатели, к достижению которых следует стремиться, -полная занятость и нулевой уровень инфляции; 2) политические органы должны оценить, какими инструментами они располагают (фискальная и монетарная политика) и разработать модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения, что позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер [18, с.641].
Однако экономические модели (в силу подвижности объекта моделирования) характеризуются определенной степенью абстракции. Но именно отталкиваясь от модели экономики конкретизируется промежуточные цели и инструменты, обеспечивающие их реализацию. Таким образом, нормативная экономическая политика (отвечающая на вопрос, что должно быть в идеале и как этого добиться) становится позитивной, представляющей собой систематические знания об экономических реалиях. Учитывая сказанное, скорректируем конечную цель экономической политики государства -повышение общественного благосостояния; целевые показатели - обеспечение высокого уровня занятости и снижение инфляции до оптимального уровня; инструменты - бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика (рис. 1).
Рис. 1 Этапы разработки государственной экономической политики
Таким образом, можно выделить два направления реализации ДКП:
а) использование ДКП как инструмента государственной экономической политики (широкий подход);
б) государственное регулирование денежно-кредитной сферы, осуществляемое центральным банком страны (узкий подход). Учитывая сказанное, рассмотрим предложенную авторами классификацию целей ДКП в зависимости от срока и направлений ее реализации (табл.2).
-•
| SCIENCE TIME |
Таблица 2
Цели ДКП в зависимости от сроков и направлений ее реализации
Критерии для сравнения Цели ДКП
Стратегические (конечные) Промежуточные (текущие) Тактические (оперативные, операционные)
1 2 3 4
Определение Главные, долгосрочные цели ДКП. Практически полностью совпадают с целями экономической политики «Устанавливают определенные границы роста денежной массы с учетом соотношения между темпами роста ВВП и денежного предложения» [23, с.39]. «Заключаются в регулировании основных экономических параметров посредством кредитно-банковской системы» [23, с.41]
Необходимость выбор целей и установление их иерархии, определение ключевых параметров целей уточнение стратегических целей, мониторинг состояния экономики и денежно-кредитной сферы корректировка промежуточных целей, мониторинг состояния денежно-кредитной сферы
Критерии выбора «Глобальные цели макроэкономического развития, присущие всем странам с рыночной экономикой и являющиеся для них постоянными» [23, с.40]. возможность количественного выражения, взаимосвязь со стратегическими целями, легкость контроля и оперативного воздействия со стороны ЦБ возможность оперативного контроля и воздействия на определенные экономические процессы и явления, возможность измерения достигнутых результатов.
Срок реализации Свыше 3-х лет От 1-го года до 3-х лет В течение 1 -го года
Подцели равновесный платежный баланс, стабильный уровень цен, высокий уровень занятости, устойчивые темпы экономического роста объем денежной массы в наличной и безналичной форме, уровень ставки рефинансирования, курс обмена национальной валюты по отношению к иностранным валютам и международным расчетным единицам денежная база, денежные агрегаты, процентные ставки по межбанковским кредитам и ценным бумагам и др.
Способы оценки измеряются с помощью денежных и не денежных величин, не выступают индикаторами денежного рынка. измеряются с помощью денежных величин, выступают индикаторами денежного рынка? выступают индикаторами безопасности денежно-кредитной сферы
I
SCIENCE TIME
I
Стратегические цели ДКП требует больше времени для разработки и реализации; результаты реализации измеряются периодически с помощью денежных и не денежных величин, отстают во времени и искажают оценку. Достижение взаимосвязанных между собой промежуточных и тактических целей позволяет корректировать направление и ожидаемые результаты ДКП в относительно короткие промежутки времени. Их выбор зависит от степени самостоятельности центрального банка страны, возложенных на него обязанностей, уровня либерализации экономики и модели управления ею.
Кроме вышерассмотренного подхода (см. табл. 2), цели ДКП можно условно разделить на экономические, которые «направлены на поддержание экономической активности и снижение безработицы» [23, с.42] и социальные, призванные «способствовать повышению уровня и качества жизни населения, а также обеспечить доступность различных услуг» [23, с.42]. Данное деление целей ДКП уточняет ее конечную цель.
Задачами ДКП является «создание условий для экономических агентов, которые при осуществлении своих действий должны координировать и согласовывать их с целями и задачами общеэкономической государственной политики» [23, с.43]. Аналогично целям, задачи ДКП делятся:
1. «Стратегические задачи включают:
- поддержание в долгосрочном периоде устойчивого экономического роста рыночными методами;
- поддержание и стимулирование склонности населения к сбережениям путем размещения их в национальной банковской системе;
- создание предпосылок для формирования сбережений населения и организаций и последующей трансформации их в производственные инвестиции;
- сохранение доверия населения к национальным банковским институтам;
- обеспечение надежности национальной банковской системы;
- обеспечение сбалансированности платежного баланса страны и наращивание золотовалютных резервов» [23, с.43].
2. Тактические задачи ДКП «обусловлены обычно состоянием самой сферы денежно-кредитных отношений и предусматривают применение определенных денежно-кредитных методов, инструментов и рычагов воздействия на процессы, происходящие в экономике» [23, с.43].
Подытоживая результаты исследования, отметим нижеследующее.
1. При рассмотрении сущности ДКП в качестве базовых необходимо использовать системный и функциональный подходы. ДКП является подсистемой второго порядка в системе финансовой политики и третьего - в системе экономической политики. Ее выделение в самостоятельное направление обусловлено важностью решаемых задач.
2. Формирование целей и задач ДКП должно осуществляться в
I
SCIENCE TIME
I
неразрывной связи с формированием экономической политики и всех ее составляющих (особенно БНП). Данный процесс усложняется тем, инструменты ДКП и БНП контролируются различными правительственными органами (ДКП -ЦБ РФ, БНП - Министерство финансов РФ). Множество экономических инструментов и одновременное их использование усиливают мультипликативную неопределенность, когда «эффект от неопределенности умножается на эффект влияния политических инструментов» [18, с.653].
3. Лаг регулирования ДКП меньше, чем у БНП. Именно поэтому, возможностей корректировать стратегические цели общегосударственной политики и перенаправлять движение экономики ей в некотором смысле проще. Однако количество инструментов, «приписанных» к целевым показателям стратегической, промежуточной и тактической целям ДКП не всегда соответствует количеству поставленных целей, что приводит к социальным потерям.
4. Глобализация экономических процессов и обостряющаяся конкуренция усиливают неопределенность в вопросах экономической политики: власти никогда не могут точно знать, какое влияние окажут их действия на целевые показатели. Данная проблема усугубляется, если меняется политический курс. Радикальные изменения в модели управления экономикой и ее направленности, вызванные различными причинами (объективными и субъективными, внешними и внутренними, и др.), влияют на ожидания и это делает существующие экономические модели не пригодными для использования.
5. Разработка концепции модернизации российской экономики еще не завершена. По окончанию данной работы, потребуется не просто корректировка действующей модели управления экономикой, а разработка принципиально новой. Согласно новой экономической модели будут формироваться стратегические, промежуточные и тактические цели и задачи ДКП и «приписываться» к ним инструменты.
Литература:
1. Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: учебник. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.
2. Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича. - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Галушко А.Н., Горшкова В.И. Модернизация экономики - основа экономического роста России [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.scienceforum.ru/2016/pdf/22518.pdf.
4. Загорский B.C. Центральный банк и денежно-кредитная политика: учеб.-метод. пособие / В.С. Загорский. - Л: Издательство Львовской коммерческой академии, 2003. - 180 с.
448 с.
I
SCIENCE TIME
I
5. Каирова Ф.А. Особенности денежно-кредитной политики России на современном этапе / Ф.А. Каирова, Д.А. Гоконаева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. - С. 2403-2407.
6. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Г.И. Кравцова. - Мн: БГЭУ, 2010. - 296 с.
7. Кучеров И.И. Правовые основы денежно-кредитной политики, цели и методы ее осуществления / И.И. Кучеров // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - №5. -С.116-123.
8. Лаврушин О.И. Банковское дело: учебник для вузов по экон. специальности / Под ред. О.И. Лаврушина. - 8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 768 с.
9. Лапуста М.Г., Никопольский П.С. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА - М, 2002. -567 с.
10. Мирошник С.В. Финансовая политика и финансовая система / С.В. Мирошник // Финансовое право. - 2008. - № 4. -С. 7-9.
11. Моисеев С.Р. Зачем нужен Центральный банк? / С.Р. Моисеев // Банковское дело. - 2008. - №8. -С.40-46.
12. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие / С.Р. Моисеев. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 784 с.
13. Николаева Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 371 с.
14. Основные направление единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018-2019 года. - М.: Центральный банк Российской Федерации, 2016. - 73 с.
15. Рогатенюк Э.В. Финансовая политика государства: сущность, направления и виды / Э.В. Рогатенюк // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2009.
- № 1(2).- С.40-44.
16. Романовский М.В. Финансы: учебник для вузов / М.В. Романовский, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт-М, 2004. - 504с.
17. Саадулаева Т.А. Совершенствование денежно-кредитной политики России в современных условиях: дис... канд. экон. наук : спец. 08.00.10 / Т.А. Саадулаева; Российский государственный социальный университет. - М.:, 2014. - 178 с.
18. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: Глобальный подход / Пер. с англ.
- М.: Дело, 1996. - 848 с.
19. Семенов С. К. О классификации методов денежно-кредитной политики / С.К. Семенов // Финансы и кредит. - 2005. - № 27. - С. 18-22.
20. Симогук С.Н. Взаимодействие денежно-кредитной политики Банка России и финансовой политики государства в 1990-2000-х г.г. / С.Н. Симогук // Российское предпринимательство. - 2013. - № 14 (236). - С. 54-64.
I
SCIENCE TIME
I
21. Тавасиев А.М. Банковское дело. Управление и технологии: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -671 с.
22. Тесля П.Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: учебное пособие / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 174 с. - ISSN 978-5-16-004971-7.
23. Толстолесова Л.А. Стратегии и современная модель управления в сфере денежно-кредитных отношений: учебное пособие / Л.А. Толстолесова. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 156 с.
24. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. От 01.07.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru.
25. Фетисов Г.Г., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка: учебник / Под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012 - 440 с.
26. Шохина Э.Х. Особенности юридических конструкций денежно-кредитной политики России на среднесрочную перспективу // Юридический мир. - 2007. -№ 12. - С.28-35.
27. Ухабова Т.И. К вопросу о направлениях монетарной политики в период экономической модернизации / Т.И. Ухабова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 12 (52). - С.177-182.