Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1060
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВОЗКИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленков Г.А., Шевченко В.Н.

Транспортная система России находится в фазе подъёма. Оживление экономики после кризиса вызывает увеличение спроса на транспортные услуги. По прогнозам ведущих аналитиков, в ближайшие 5 лет спрос на транспортные услуги будет расти примерно на 5 % в год. Также повышаются требования к надёжности транспорта и соблюдению сроков поставки. Становится очевидной первостепенная роль логистики, и в частности транспортной логистики, и теории управления в решении проблем развития и совершенствования транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM, STRUCTURE AND PRINCIPLES OF CONSTRUCTION

Russian transportation system is in the recovery phase. The economic recovery after the crisis causes an increase in demand for transport services. According to the forecasts of leading analysts in the next 5 years the demand for transport services will grow by about 5 % per year. Also, increased requirements for reliability of transport and delivery deadlines. It becomes obvious that the primary role of the logistics and in particular logistics and management theory in the solution of problems of development and improvement of transport services.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ»

III. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА.

ЛОГИСТИКА

УДК: 656.078.12

G.A. Zelenkov, V.N. Shevchenko

THE NATURE OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM, STRUCTURE AND PRINCIPLES OF CONSTRUCTION

Russian transportation system is in the recovery phase. The economic recovery after the crisis causes an increase in demand for transport services. According to the forecasts of leading analysts in the next 5 years the demand for transport services will grow by about 5 % per year. Also, increased requirements for reliability of transport and delivery deadlines. It becomes obvious that the primary role of the logistics and in particular logistics and management theory in the solution of problems of development and improvement of transport services.

Keywords: transport system, logistics, transportation, management.

Г.А. Зеленков1, В.Н. Шевченко2

СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

Транспортная система России находится в фазе подъёма. Оживление экономики после кризиса вызывает увеличение спроса на транспортные услуги. По прогнозам ведущих аналитиков, в ближайшие 5 лет спрос на транспортные услуги будет расти примерно на 5 % в год. Также повышаются требования к надёжности транспорта и соблюдению сроков поставки. Становится очевидной первостепенная роль логистики, и в частности транспортной логистики, и теории управления в решении проблем развития и совершенствования транспортных услуг.

Ключевые слова: транспортная система, логистика, перевозки, управление.

В настоящее время транспортная система России находится на этапе развития и подъёма. После событий последнего финансово-экономического кризиса, изменений на Украине, введения санкций и последующих за этим мер, экономика России начала оживать, и всё это вызвало рост спроса на транспортные услуги. Согласно прогнозам, спрос на транспортные услуги будет расти порядка 5 % в год. Кроме всего этого, повышаются требования к надёжности транспорта и соблюдению сроков поставки. Становится очевидной первостепенная роль логистики, и в частности транспортной логистики, и теории управления в решении проблем развития и совершенствования транспортных услуг.

На основании изученной литературы [1]-[6] следует дать определение понятия транспортно-логистической системы, по мнению авторов, это совокупность различных субъектов, а также объектов инфраструктуры как логистической, так и транспортной в совокупности с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, которые призваны выполнять транспортировку, хранение и распределение товаров, кроме того, информационное и правовое консультирование.

Основные цели функционирования транспортно-логистических систем можно представить в виде Рис. 1.

1 Зеленков Г.А., начальник кафедры "Системный анализ и управление процессами на водном транспорте", доктор физико-математических наук, доцент; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова", г. Новороссийск

Zelenkov G.A., Head of the Department "System analysis and process control on water transport", Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor; Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Admiral F.F. Ushakov State Maritime University", Novorossiysk

E-mail: mathshell@mail.ru

2 Шевченко В.Н., магистрант кафедры "Системный анализ и управление процессами на водном транспорте"; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова", г. Новороссийск

Shevchenko V.N., Undergraduate of the Department "System analysis and process control on water transport"; Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Admiral F.F. Ushakov State Maritime University", Novorossiysk

Рис. 1 - Основные цели функционирования транспортно-логистических систем

Транспортно-логистические системы можно разделить на макро- и микрологистические (Рис. 2).

Рис. 2 - Транспортно-логистические системы

Подсистемы транспортно-логистической системы представлены на Рис. 3.

Рис. 3 - Подсистемы транспортно-логистической системы

Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы направлены на оптимизацию управления материальных потоков в границах технологического цикла производства продукции.

Следует выделить задачи внутрипроизводственной логистической системы, а именно:

1. Эффективно использовать имеющиеся материальные ресурсы.

2. Снижать запасы материальных ресурсов и незавершённого производства.

3. Ускорять оборачиваемость оборотного капитала компании.

4. Снижать производственное время.

5. Контролировать и управлять уровнями запасов материальных ресурсов, незавершённого производства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя.

6. Оптимизировать работу технологического (промышленного) транспорта.

Критериями, обеспечивающими оптимизацию функционирования внутрипроизводственных логистических систем, как правило, выступают: минимизация себестоимости производства и также минимизация времени производственного цикла при заданном уровне качества готовой продукции.

Микрологистические внутрипроизводственные логистические системы детализируют до производственного подразделения предприятия, например склада или отдельного места рабочего.

Внешние логистические системы призваны решать задачи, которые связанны с управлением, организацией и оптимизацией грузовых, материальных и сопутствующих потоков от источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Следовательно, звенья внешних логистических систем это элементы транспортных, снабженческих и дистрибутивных сетей, которые выполняют те или иные логистические активности от мест скопления материальных ресурсов к конечному потребителю.

Создание региональных логистических транспортно-распределительных систем осуществляется, как правило, на базе крупных общетранспортных узлов и мультимо-дальных терминальных комплексов. При этом требуется поэтапное решение следующих задач [4]:

- развитие транспортной инфраструктуры на основе создания в узлах сети мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения;

- обеспечение грузовладельцев комплексом транспортно-экспедиционных услуг;

- привлечение инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры и строительство терминалов;

- реализация интегрированной логистической концепции управления функционированием общетранспортных узлов, связанной с установлением партнёрских взаимовыгодных отношений между различными участниками перевозочного процесса (видами транспорта), а также с максимизацией общесистемного синергетического эффекта и его последующим перераспределением между участниками грузодвижения;

- формирование региональной интегрированной и информационной системы, совместимой с автоматизированными системами управления всех видов транспорта;

- создание, на базе мультимодальных терминальных комплексов, региональных транспортно-распределительных и информационно-аналитических логистических центров для совершенствования управления системой грузо- и товародвижения и др.

Изменение всей транспортной системы России это одно из главных условий для дальнейшего структурного преобразования экономики и повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках и интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений. Глобализация экономических связей в начале XXI в. помогает рассмотреть транспорт в качестве одного из важнейших рычагов интеграционных процессов. В связи с изменениями в российской экономике и попыткой восстановить реальный сектор, наблюдается возрастание спроса на услуги транспорта, как по объёму, так и по номенклатуре. При этом Россия остаётся страной, в которой транспортная составляющая, ввиду географических масштабов страны, всегда будет иметь значительный вес в конечной цене продукта. Снижение транспортной составляющей - основная задача специалистов в области транспортной логистики.

Список использованных источников

1. Белый О.В. Транспортные сети России (системный анализ, управление, перспективы) / О.В. Белый, С.А. Попов, Р.Э. Францев. - СПб.: СПГУВК, 1999. - 147 с.

2. Джабраилов А.Э. Таможенно-терминальный комплекс - логистическая система управления процессами товародвижения // Бизнес и Логистика - 2000: Сб. материалов Международного Логистического Форума (ММЛФ - 2000), Москва, 1-4 февраля 2000 г. / А.Э. Джабраилов, Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев.

3. Кизим А.А. Виртуальная транспортно-логистическая система. Логистические центры как пункты виртуального экономического анализа / А.А. Кизим, С.С. Исаулова. Финансы и кредит. - 2004. - № 1(139).

4. Курбатова А.В. Экономика и организация управления транспортными потоками / А.В. Курбатова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2000. - 233 с.

5. Николашин В.М. Принципы логистики и оптимизация функционирования транспортно-грузовых систем / В.М. Николашин // Бизнес и логистика - 2002: Сб.матириалов Московского Международного Логистического Форума (ММЛФ - 2002), Москва, 6-9 февраля 2002 г. - М.: МАДИ, 2002. - С. 71-74.

6. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок / С.М. Резер. - М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.