Сущность торговой политики и её роль в системе современных международных
экономических отношений
The essence of trade policy and its role in the system of modern international economic relations
Любимцев Александр Игоревич
Магистрант
Кафедра Внешнеэкономической деятельности Уральский государственный экономический университет,
РФ, Екатеринбург e-mail: [email protected]
Alexander Lyubimcev
Master's Degree student Department of International Business Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg e-mail: ai. lubim@gmail. com
Научный руководитель
Ковалев В.Е к.э.н., доц.
зав. кафедрой Внешнеэкономической деятельности
УрГЭУ
Scientific adviser
Kovalev V. E
Ph. D., Doc.
head. the Department of foreign economic activity
USUE
Аннотация.
В данной статье рассмотрена сущность торговой политики современного государства, которая с каждым годом приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики. Международные экономические отношения претерпевают сильнейшие изменения. Ландшафт мировой торговли в меньшей степени формируется на базе прозрачных взаимовыгодных отношений, и все больше под давлением политических целей с применением запретительных и ограничительных мер.
Annotation.
This article discusses the essence of trade policy of the modern state, which is becoming more important every year in the context of globalization of the world economy. International economic relations are undergoing major changes. The landscape of world trade to a lesser extent formed on the basis of transparent mutually beneficial relations, and increasingly under the pressure of political goals with the use of prohibitive and restrictive measures.
Ключевые слова:
Мировая торговля, торговая политика, внешнеэкономические связи, санкции, внешняя торговля, ограничения,
запреты.
Keyword:
World trade, trade policy, foreign economic relations, sanctions, foreign trade, restrictions, prohibitions.
Международная торговля, как одна из традиционных и наиболее развитых в текущий момент форм международных экономических отношений, тесно связана с глобализацией мировой экономики, где международные товарные потоки характеризуются огромными масштабами и высокой динамикой охвата всё новых регионов мира. В условиях динамического роста появляется необходимость регулирования внешнеторговой деятельности, не только для защиты национальных интересов страны, но и обеспечения высоких показателей экономического развития страны и социального благополучия. Таким ключевым средством регулирования становиться торговые политики стран, совокупность которых и определяет конъюнктуру мировой торговли.
Политика свободы торговли направлена на создание условий, способствующих развитию международного обмена товарами, услугами, факторами производства. В этом случае экономические преимущества участия страны в международном разделении труда проявляются в наибольшей степени, однако хозяйствующие субъекты вынуждены вести более жесткую борьбу с иностранными конкурентами - их положение усложняется.
Несмотря на отчетливо происходящую уже продолжительное время в мировой экономике либерализацию внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Говоря точнее, наряду с явным и многосторонним процессом проявления свободы торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция.
Следует подчеркнуть, что проблемное поле внешнеторговой (в более общем виде - внешнеэкономической) политики государств, так или иначе связано с более глубинными проблемами места и роли национальных хозяйств в современной мировой экономике в принципе. [2]
На сегодняшний день практически не осталось стран, которые бы не участвовали в мировой торговле, и экономика которых не зависела от развития международных отношений и коммуникаций. Но если страна не использует всех возможностей международных экономических отношений, она рискует отстать в экономическом развитии, поэтому на арене международной торговли появляется торговая политика и приобретает особое значение в защите национальных интересов страны в борьбе на мировых рынках.
Торговую политику необходимо рассматривать как закономерный результат роста международного движения товаров и факторов их производства, следовательно и развития международной экономической интеграции. Торгово-экономическая интеграция представляет собой процесс межгосударственной интеграции с целью укрепления и развития торговых отношений на базе межгосударственных соглашений без потери государственного суверенитета. [3]
Торговая политика затрагивает две основные области международных экономических отношений это торговля товарами и торговля услугами, то есть определяет условия участия отдельной страны в международном разделении труда. В то же самое время четко очертить границы влияния внешнеторговой политики невозможно. В частности, она затрагивает также непосредственно связанный с обменом продуктами международный обмен факторами производства, т.е. условия доступа факторов производства, движение которых возникает в связи с обменом продуктами (например, инвестиции, когда они являются необходимым условием поставки товара или услуги, или использование иностранной рабочей силы).
Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» гласит, что торговой политикой является составная часть экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. [6]
При определении государственной торговой политики макроэкономическом уровне необходимо акцентировать внимание на направленности по регулированию внешнеторговой деятельности. Значительное число экономистов также фактически отождествляют торговую политику с политикой внешней, международной торговли. В таком смысле рассматривали торговую политику экономисты английской классической школы, для которых не существовала внутренняя торговая политика [4]
Наличие в мировой торговле двух разнонаправленных понятий как экспорт и импорт, в совокупности с различной ограниченностью национальных ресурсов и уровня развития стран, говорит о появлении возможностей и угроз для экономик стран мира. Для управления этими возможностями глобального рынка и рисками, государства формируют свою внешнеторговую политику, руководствуясь стратегическими целями.
Правительства стран, декларируя главную цель своей политики, как экономическое процветание и социальное благополучие, включают в программу своих мероприятий, действия направленные на регулирование внешней торговли. По мнению автора, такие меры можно разделить на 2 категории по целевым установкам: защита внутреннего рынка и экспансия на внешние рынки.
Говоря о совокупности торговых политик стран мира можно утверждать, эта совокупность формирует ландшафт мировой торговли. Тесная взаимосвязь между внешнеторговой деятельностью страны и её уровнем экономического развития и благосостояния, определяет в свою очередь важнейшую роль совокупности государственных торговых политик в формировании глобальной экономики.
Конъюнктура мировой торговли сильнейшим образом зависит от стратегических целей ведущих стран мира. Используя экономические методы достижения политических целей или следуя интересам транснациональных корпораций, правительства стран всё чаще используют внешнеторговые запреты для давления на другие страны. Руководствуясь интересами национальной безопасности, порой происходят исключения в ведении нормальной внешнеторговой деятельности. Особого внимания и роли заслуживают экономические санкции и торговые войны. Всё разрастающиеся масштабы применения данных мер в корне меняют принципы формирования торговой политики стран и тормозят развитие глобальной экономики. Ярким примером являются США, являющиеся не только крупнейшей экономикой мира, но и лидером по применению экономических ограничений к другим странам мира.
По мнению профессора Факультета мировой политики и мировой экономики ГУ-ВШЭ М.В. Братерского: «Санкции могут включать в себя прекращение дипломатических отношений, бойкот спортивных и культурных мероприятий, секвестрование собственности иностранного государства и его граждан. Вместе с тем, наиболее распространенной формой санкций являются ограничения на международную торговлю, финансовые операции и перемещения людей. Финансовые санкции рассматриваются как финансовый инструмент внешней политики, в данном случае фокусируется внимание на санкциях в области международной торговли. Следует отметить, что в отличие от другого инструмента внешней политики - войны, для которой были разработаны формальные правила, включающие понятия комбатантов и нейтральных сторон, для торговых санкций международно-признанных правил не существует». [1] Как страна-инициатор, США при принятии такого рода ограничений и запретов, под предлогом политических целей зачастую использует их в целях усиления своей экономической мощи, либо нанесении экономического ущерба санкционируемой стране. Именно в этом моменте размывается граница между экономическими санкциями и торговыми войнами. Уже при пришествии на пост президента бизнесмена Дональда Трампа, США ввязываются в очередную крупномасштабную торговую войну с Китаем, второй страной в мире по размеру ВВП. И методы, применяемые в данном противостоянии помимо повышения пошлин, порой схожи с санкционными мероприятиями: лишение лицензий на ведение бизнеса в США, обвинение в незаконной передаче технологий (ограничение доступа к передовым технологиям) и пр. [5] В современном мире, значение внешнеторговой деятельности для глобальной экономики сложно недооценить. Она позволяет наполнить внутренний рынок зарубежными товарами, не производящимися отечественной промышленностью, получить дополнительный доход от экспорта национальных товаров и сырья, нивелировать ограниченность национальных ресурсов, в том числе трудовых.
Можно с уверенностью констатировать тот факт, что глобальная экономика находится в плену торговых политик стран мира, и международные организации, такие как ООН, ВТО, Всемирный банк, Международный валютный фонд, призванные содействовать развития этой многоуровневой глобальной системы хозяйствования, не способны в полной мере обеспечить реализации её потенциала. Причины это скрываются в разнонаправленности интересов, неравномерности приложения усилий по гармонизации условий взаимодействия экономических систем, дисбалансе производственных мощностей и барьеров на пути распространения передовых технологий
Список используемой литературы:
1.Заернюк В.М., Алавифар С. Оценка эффективности введения санкций: мировой опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - №42. - СС. 28-32.
2.Ковалев В.Е. Защитные меры в современной системе регулирования международной торговли (на примере черной металлургии): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. - Екатеринбург, 2009. - 210 с.
3.Смирнова Е.А. Влияние торгово-экономической интеграции на таможенное регулирование в цепях поставок // Логистика и торговая политика. Сборник научных трудов. - 2015. - №2 (13). - С. 85.
4.Межецкая Т.А., Межецкий А.Н. Сущность и содержание промышленной и торговой политики // Российское предпринимательство. - 2015. - №18. - СС. 2915-2926.
5.Ночевка Ф. Торговая война между США и Китаем ударит по мировой экономике [Электронный ресурс] // Коммерсантъ: [сайт]. [2017]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3389933 (дата обращения: 22.09.2017).
6. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - 19.09.2017 г.. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/cb0e98fb038d7cc0e8a80f5d8i9ccdd78e5b3b54/