Научная статья на тему '«СУЩНОСТЬ СУЕВЕРИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ»'

«СУЩНОСТЬ СУЕВЕРИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
909
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЕВЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЦЕЛИТЕЛИ / ГАДАНИЕ / СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Эдильгериева Ангелина Владиславовна

Проблема суеверий и сохранения чистоты исповедания всегда заботила традиционные религии. Очевидно, что суеверное сознание никогда не было застывшей системой и трансформировалось на протяжении всего существования человечества. Сам термин суеверие многогранен. В данном исследовании он используется для обозначения заблуждений внутри религиозной системы, в частности - православной традиции. В статье поднимаются и даются ответы на ряд актуальных вопросов. Как понимается суеверие в Священном Писании и чем оно опасно согласно учению Отцов Церкви? И самое главное, как отличить чудотворца от шарлатана?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF SSUPERSTITION IN THE ORTHODOX TRADITION

The problem of superstition and preserving the purity of confession has always been a concern of traditional religions. It is obvious that superstitious consciousness has never been a frozen system and has been transformed throughout the history of mankind. The term «superstition» itself is multifaceted. In this study, it is used to denote misconceptions within the religious system, in particular, the Orthodox tradition. The article raises and provides answers to a number of pressing questions. How is superstition understood in Holy Scripture and how dangerous is it according to the teaching of the Church Fathers? And most importantly, how can we distinguish a miracle worker from a charlatan?

Текст научной работы на тему ««СУЩНОСТЬ СУЕВЕРИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ»»

с

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Эдильгериева Ангелина Владиславовна

«Сущность суеверия в православной традиции»

УДК 23/28

—-х-

СУЩНОСТЬ СУЕВЕРИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

Эдильгериева Ангелина Владиславовна,

магистр 1-го года обучения ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Аннотация. Проблема суеверий и сохранения чистоты исповедания всегда заботила традиционные религии. Очевидно, что суеверное сознание никогда не было застывшей системой и трансформировалось на протяжении всего существования человечества. Сам термин суеверие многогранен. В данном исследовании он используется для обозначения заблуждений внутри религиозной системы, в частности - православной традиции. В статье поднимаются и даются ответы на ряд актуальных вопросов. Как понимается суеверие в Священном Писании и чем оно опасно согласно учению Отцов Церкви? И самое главное, как отличить чудотворца от шарлатана?

Ключевые слова: суеверные представления, целители, гадание, святой человек.

THE ESSENCE OF SSUPERSTITION IN THE ORTHODOX TRADITION

Edilgerieva Angelina Vladislavovna,

Master's Degree Student, Dostoevsky Omsk State University

Abstract. The problem of superstition and preserving the purity of confession has always been a concern of traditional religions. It is obvious that superstitious consciousness has never been a frozen system and has been transformed throughout the history of mankind. The term «superstition» itself is multifaceted. In this study, it is used to denote misconceptions within the religious system, in particular, the Orthodox tradition. The article raises and provides answers to a number of pressing questions. How is superstition understood in Holy Scripture and how dangerous is it according to the teaching of the Church Fathers? And most importantly, how can we distinguish a miracle worker from a charlatan? Key words: superstitious beliefs, healers, fortune-telling, a saint.

«Враг до того издевается над человеком, что если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни - все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?» [2]

Василий Великий

В

се писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Как известно, после грехопадения люди утеряли Божию благодать, в их сердцах лежит

№ 2 (11), 2021

гордость, чувство, которое противно Богу. От самых первых людей до наших дней каждый человек, так или иначе, сталкивается с суевериями. Исходя из библейского текста ясно, что суеверие - это вера с силы, исходящие далеко не от Бога, но от «князя мира сего», и в основе ее лежит уверенность людей в собственном превосходстве над Богом - в прозорливости, исцелении, волшебстве и т.д. Священное Писание нас извещает об опасности суеверий. Господь однозначно говорит о волхвовании и гадании, что это «мерзость» перед ним. Такая вера полностью противоположна вере христианской, в ней действует уже не закон Божией любви, а закон сатаны: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин. 3:8).

На первый взгляд, «князь мира сего» предлагает человеку помощь: избавить от телесных мучений, узнать то, что невозможно узнать естественным путем, заглянуть в будущее и т.д. На самом деле, под этой «помощью» скрывается большой обман: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Августин Блаженный утверждает, что злые духи чаще всего льстят людям, уверовавшим в собственные способности и преподносящим их не как дар Божий, а как свое исключительное превосходство. Такие люди глубоко заблуждаются. Дьявол показывает такому прорицателю все то, что он желает, ожидает и во что сам верит. Прибегая к нему за помощью, мы сами себя обрекаем на вечную погибель и страшные муки. Только в том случае, когда в нашей жизни главенствует Бог, никакая сила не способна нам навредить: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Самый главный принцип магии - это иметь власть над духами, над Богом во имя собственных интересов. Вот и первые люди не удержались от столь большого соблазна иметь власть над Богом. Причиной грехопадения служит ведь не просто съеденный плод с дерева, а мотив - «быть, как Боги» (Быт. 3:5). По этой же причине сам Денница был низвергнут из Эдема. Адам и Ева поставили себя выше Бога, возгордились, что они могут знать больше, чем Бог, и сами быть Им. «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете» [3]. Не это ли кредо всех чародеев и целителей? Какое им дело до Бога, если они сами могут вершить не только свою, но и чужую судьбу?

Уже с первых книг Ветхого Завета Господь нам указывает на запрет общения с гадателями, прорицателями: «Не ешь с кровью; не ворожите и не гадайте... Не обращайтесь к взывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» (Лев. 19: 26,31). «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20. 6, 27). Здесь мы ясно можем видеть, с какой ревностью Господь призывает Израиль, желая отгородить его от диавола рамками своего закона. Столь строгим и суровым наказанием Господь оберегает свой народ, как бы угрожая ему, чтобы люди знали, что за такое преступление бывает.

В наше Новозаветное время смерть физическая сменилась на смерть духовную. Во Второзаконии Господь уже указывает на то, что даже общение с людьми, прибегающими к помощи дьявольской, опасно для его народа: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, воро-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Эдильгериева Ангелина Владиславовна

«Сущность суеверия в православной традиции»

жея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12).

Среди заповедей, данных Моисею Господом на горе Синай, первая гласит: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2,3). Суеверный человек нарушает именно ее, заповедь почитания Бога, заповедь любви к Богу. Именно этой заповедью Господь хочет сказать о том, что только он является Единым и Истинным Богом и только Ему возможно все. Довольно много описывается в Священном Писании фактов, когда Господь посрамляет деяния чародеев и волхвов. Когда Моисей и Аарон просили фараона отпустить народ Израильский, фараон попросил сделать чудо: «И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами. Каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями; но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исх. 7:11,12). Господь в этом случае попустил волхвам совершить чудо, но для того, чтобы их же посрамить. Этим чудом Господь дал понять, что он гораздо сильнее других богов.

В библейские времена магией, чародейством и гаданиями занимались многие люди. Все это говорит об одном: от своей развращенной природы они «отпали от Бога и оказались не в состоянии реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению» [9]. «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство.» (1Цар. 15:23). Очень многие пророки предрекали погибель народа именно за гадание и чародейство. «И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф.» (Ис. 19:3,4). Пророчествует Исаия о приходе Мессии, перед которым все идолопоклонники будут постыжены. Господь ревнитель, Господь не позволит никому занимать свое место, только Он всемогущ и истин. Слава по праву принадлежит только Ему. «Я Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8).

С приходом на землю Иисуса Христа, Мессии, сам Бог уже общался с людьми. После нагорной проповеди идут законоразъяснительные главы, где Господь толкует особенности христианского учения. В одной из глав также идут наставления насчет лжепророков и гадателей: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф.7:15,16,21-23). Под лжепророками в данном отрывке имеются в виду люди с даром прозорливости, которые обманывают доверившихся им людей; по другой версии - еретики с их ложными учениями. Плодами здесь называются как учение, так и добродетельная жизнь, и трудовая деятельность. Не каждый, кто взывает ко Господу, удостоится Царства Небесного, но только те «творящие праведность. Так что, братия, будем исповедовать Его в делах любви друг к

№ 2 (11), 2021

другу, не прелюбодействуя, не оклеветывая других и не завидуя, но будучи воздержаны, милостивы, добры» [4], - говорит сщмчч. Климент Римский.

«Люди во время судного дня, когда дело будет идти о вступлении в Царство Небесное, подойдут (лжепророки) к Иисусу Христу и скажут Ему те же слова (Мф. 7:22). Так как будет казаться, что Он медлит признать их Своими учениками, то они представят Ему доказательства своей веры в Него, укажут на свои пророчества, дела и чудеса, которые, как будут они говорить, совершались «именем Его». В греческом стоит здесь дательный падеж орудия... Т.е. они пользовались именем Христа как орудием для совершения своих чудес» [10].

Современные гадалки и белые маги часто используют для своих обрядов церковную атрибутику: свечи, иконы, воду, даже читают молитвы. С точки зрения православной традиции ставить наряду Слово Божие и магические заговоры является настоящим кощунством. Ведь отпускал грехи сам Господь Бог, а на что способны целители и знахари, кто их наделял такой властью?

На протяжении Евангелия мы видим, что исцеление получали только те, кто искал этого исцеления всем сердцем и приходил с осознанием своей греховности и духовной нищеты. Само обращение к Господу предполагало исправление жизни, таким образом душа очищалась от греха - источника всех болезней. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Болезни все и всегда происходят от грехов и из-за грехов» [5] и в редких случаях - как испытание, как это случилось с пророком Иовом. И вслед за отпущением грехов, Иисус даровал исцеление и телу.

Ветхий и Новый Заветы даны человеку для достижения спасения, но далеко не для разгадки будущего, не для гаданий и магии. В номоканоне при большом требнике написано: «Сицевому суду подлежат, иже имена на хартиях пишут, и ключа в Псалтырь влагают, оттуду ложная вещающе. Но и святым иконам приседящия жены, и от сих крепящияся прорицати будущая, яко же иногда пытливыи дух имущии, томужде подпадают запрещению» [6]. С самой глубокой древности для христиан страшнейшим наказанием было запрещение или отстранение от Церкви. Совершая магические действия или доверяя свою жизнь колдунам, человек сам себя отстраняет от Церковного общения, от Церкви, от Бога. Как писал апостол Павел: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21).

После Христова Воскресения чудеса не прекратились: Апостолы, пустынники, мученики, праведники подобно Христу исцеляли больных людей. Источником их чудес был исключительно Бог: «Причиной исцелений бывает... благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам за их святость, как известно об апостолах и многих других» [7]. В наш век могут совершаться чудеса исцеления, но только под действием Божественной благодати, пребывающей только в Церкви Христовой, и которая подается в ее Святых Таинствах. Однако те, кто приступают к Таинствам, должны помнить, что благодать дается только тем, кто готовится к ним с истинной верой и трепетом покаяния. Церковь не отвергает помощь врачей, а наоборот, Священное Писание говорит: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется Он от тебя, ибо Он нужен» (Сир. 38, 9-10, 12).

Что же отличает истинного Божьего чудотворца и целителя от шарлатана - так это святость жизни. Но какой же тогда силой эти «целители» действуют на человека? На этот вопрос нам отвечает Иоанн Кассиан Римлянин, который утверждает, что ис-

ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Эдильгериева Ангелина Владиславовна

«Сущность суеверия в православной традиции»

целения не от Бога бывают только из-за уловок демонов. Человек, служивший им, может иногда являть чудеса, из-за чего почитаться рабом Божиим. Но его душа наполняется любовью к себе, своему дару, которым обладает и от этого испытывает величайшее духовное падение.

Святые отцы писали, что на самом деле эти «целители» дают только временные облегчения, после которых состояние человека только ухудшается. Поражая телесную болезнь, «целитель» зарождает духовную: «Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы: доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит он бессмертной душе» [8].

Таким образом, чтобы иметь дар от Бога, человек сначала должен получить дар различения духов. Есть особые принципы, по которым они различаются. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста.» (1Ин.4:3). Люди, которые исповедуют себя как целителей от всех болезней, тем самым ставят себя наравне с Богом. Исходя из этого можно сказать, что такой человек совершает свои «чудеса» вовсе не с помощью Божией. Главный признак любого чудотворца - это понимание своей недостойности, а также исповедание того, что его способности являются даром Божиим. Святые - это живые храмы Божии. Посвящая себя и свою жизнь Богу, они становятся носителями чудотворной силы Божией, которая действует даже после их преставления.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова показано, насколько разной бывает участь святых людей и лжепророков: «Боязливых же и неверных, и скверных и убиц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Апок.21:8).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические. -М, 1994.

2. Свят. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии [Электронный ресурс] / Свят. Василий Великий. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_ УеПкцАо1коуаше_па_кшди_ргогока_Ьаи/ (16.04.2021)

3. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица или Скрижали духовные [Электронный ресурс] / преп. Иоанн Лествичник. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/28 (20.04.2021)

4. Сщмчч. Климент Римский. Послания к Коринфянам [Электронный ресурс] / сщмчч. Климент Римский. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_ Rimskij/poslanija-k-korinfjanam/ (01.05.2021)

5. Свят. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия [Электронный ресурс] / Свят. Феофан Затворник. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/108 (03.05.2021)

6. Свт. Иоанн Постник. Номоканон при большом Требнике [Электронный ресурс] / Свт. Иоанн Постник. - Режим доступа: https://allrefrs.ru/4-44132.html (03.05.2021)

7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне

№ 2 (11), 2021

Фиваиде [Электронный ресурс] / Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/pisaniya_k_semi/5_1 (03.05.2021)

8. Свт. Иоанн Златоуст. Против иудеев [Электронный ресурс] / Свят. Иоанн Златоуст. - Режим доступа: http://vetrovo.ru/inoi/svt-ioann-zlatoust-protiv-iudeev/ (03.05.2021)

9. Сергеев В. Суеверия в свете православной веры [Электронный ресурс] / В. Сергеев. - Режим доступа: https://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pravoslavnoj-very.html (01.05.2021)

10. Лопухин А.П. Толковая Библия [Электронный ресурс] / А.П.Лопухин. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_51/7 (03.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.