Научная статья на тему 'Сущность, структура национальной психологии'

Сущность, структура национальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2742
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД СОРОСА / ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ НАЦИИ / SOROS FOUNDATION / ETHNIC PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY OF THE NATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в данной статье автор определяет основные понятия этнопсихологии, показывает взаимосвязь элементов национальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность, структура национальной психологии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В. г. Москва

Сущность, структура национальной психологии

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация: в данной статье автор определяет основные понятия этнопсихологии, показывает взаимосвязь элементов национальной психологии.

Abstract: in this article the author defines the basic concepts of ethnic psychology, shows the relationship of elements of national psychology.

Ключевые слова: фонд Сороса, этническая психология, психология нации. Keywords: Soros Foundation, ethnic psychology, psychology of the nation.

В заголовках интернет-конференции по теме «Этническая психология и современные реалии», проводимой с 31.03-30.05 2003 года, при поддержке Фонда Сороса, на официальном сайте института психологии РАН отмечалось следующее: «Для современной этнической психологии, несмотря на существование множества теоретических и методологических проблем, характерно накопление обширного эмпирического материала и дифференциация её прикладной части. Дискуссионным является определение статуса, объекта и предмета, принципов и основных категорий («этнос», «этничность», «модальная личность», «национальный характер» и т. п.) этнопсихологической науки» 1 . Конечно, отсутствие четко разработанного категориального аппарата - в определенном смысле слабость этнопсихологии, но в то же время в этой размытости понятий многие усматривают не только уязвимость, но и определенное преимущество -методологическую пластичность, которая открывает перед исследователем

1 Сайт Института психологии РАН. Адрес в Internet : http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=31.

новые возможности. Не претендуя на определение своего категориального аппарата, мы считаем необходимым определить основные понятия этнопсихологии и, главное, не только определить понятия, но показать взаимосвязь элементов национальной психологии.

Психология нации как реально существующее явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания, точнее, общественной психологии... и отражает то общее, что есть у представителей этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе1. Национальная психология имеет свою структуру, включающую следующие системообразующие элементы: национальный характер, врожденные национально-психологические особенности, национальный склад ума, традиции, национальный менталитет, национальные чувства, национальные стереотипы поведения, национальная идентификация, национальные интересы и ориентации.

Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям2.

Врожденные национально-психологические особенности -психологические особенности, связанные с развитостью определенных органов чувств и мозговых структур, передающиеся новым членам этнической общности на генетическом уровне, типичный пример -темперамент, представляющий из себя проявления в поведении нервно-психической конституции, заложенной в человеке от рождения и связываемый, прежде всего, в динамически-скоростных, энергетических параметрах поведения. Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов, интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга представителей различных этнических общностей, а также результатом разной взаимосвязанности активности этих зон.

Национальный склад ума - образ мыслей, к которому предрасположены члены данной нации. Особенности национального мышления специфичны для каждой нации, особенно рельефно они проявляются в национальной литературе и философии.

Национальные чувства - это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям3.

Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации, прочно укоренившиеся в повседневной жизни,

1 Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. - М., 2002, с. 135.

2 Кукушкин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону, 2000, с. 103.

3 Кукушкин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону, 2000, с. 104.

передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого1. Национальные традиции проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях.

Национальный менталитет. Слово менталитет происходит от позднелат. mentalis, что означает умственный, мышление, образ мыслей, душевный склад; впервые это слово стало использоваться еще в XIV веке, однако в научный оборот оно было введено лишь американским философом Р. Эммерсон в 1856 году. Понятием менталитет активно пользовался основатель социологии Дюркгейм, который одну из рубрик своего журнала назвал «Групповая ментальность». «В основе наших суждений, - писал Дюркгейм -имеются известное число существенных понятий, которые управляют нашей умственной жизнью»2. Это «известное число существенных понятий» создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции. Национальный менталитет - это мораль нации и является одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Национальные стереотипы поведения - широко распространенные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др.), просмотренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр.

Национальная идентификация - подразумевает процесс отожествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит. В качестве национально дифференцирующих характеристик могут выступить самые разнообразные признаки: язык, религия, историческая память, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Значение и роль признаков восприятия члена нации меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации нации, от особенностей этнического окружения. Национально дифференцирущие признаки отражают чаще всего элементы духовной культуры.

Национальные интересы и ориентации - это общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности.

Таковы основные элементы национальной психологии, однако, нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психики приводит к упрощенной ее трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной

1 Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. - М., 2002, с. 139.

2 Дюркгейм Э. Социология и теория познания. // Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980, с. 213.

целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений»1. Выявление различный уровней в национальной психологии позволяет проанализировать уровни как организованную целостность, определить место и роль каждого уровня в иерархической системе, установить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Мы предлагаем следующую трехуровневую структуру национальной психологии, изображенную в таблице № 1.

Таблица 1. Структура национальной психологии

I уровень Национальный менталитет Врожденные национально-психологические особенности

ф Ф Ф

II уровень Национальный характер Национальный склад ума Национальные чувства

ф Ф Ф Ф

III уровень Национальные стереотипы Национальные интересы и ориентации Национальная идентификация Национальные традиции

I Эндоуровень можно назвать «Генетическим». Генетический уровень -это набор наиболее устойчивых национально-психологических характеристик, которые передаются от поколения к поколению генетически. То, что наследственность играет ощутимую роль в процессе формирования личности, верно как для отдельного человека, так и для нации в целом, ведь нация это и есть совокупность людей. Однако генетически передаются не только физиологические конструкции, способствующие развитию тех или иных качеств личности, но на генетическом уровне передаются наиболее устойчивые верования, образы, идеи и навыки. Интересные опыты проводились с крысами, в результате которых было выяснено, что если крыс обучить находить приманку в лабиринте, то потомство этих крыс будет находить приманку гораздо быстрее, чем потомство крыс не обученных, даже при исключении передачи этого навыка в опыте. Навык нахождения приманки передается по наследству. Комплекс наиболее устойчивых верований, образов, идей и навыков мы и называем менталитетом. Изучение менталитета представляет особый исследовательский интерес, т. к. наряду с врожденными национально-психологическими особенностями менталитет является фундаментом национальной психологии, который детерминирует проявление других национально-психологических особенностей.

1 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984, с. 96.

II мезоуровень национальной психологии можно назвать «Геносоциальным». Элементы этого уровня с одной стороны детерминированы генетическими составляющими национальной психологии, с другой стороны - социальными факторами. Элементы этого уровня, также как элементы первого уровня, обладают устойчивостью проявления психологических феноменов, но в отличие от первого, который можно охарактеризовать как коллективное бессознательное, второй уровень -коллективное сознательное.

III экзоуровень можно назвать «Социальный». На этом уровне проявляется широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.). Менталитет следует отличать от обществ, настроений, ценностных ориентаций и идеологии как феномена — она выражает привычки, пристрастия. Однако общественные настроения переменчивы, зыбки, менталитет же отличается более устойчивым характером. Элементы третьего уровня наиболее подвержены изменению и передаются от поколения к поколению в опыте.

Необходимо заметить, что четкой границы между элементами национальной психологии нет, все элементы взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования. Представление национальной психологии как трехуровневой модели, по нашему мнению, способствует более плодотворному ее изучению, а также может способствовать проведению более обоснованных социальных преобразований в нашем обществе, которые во многом зависят от изменений именно в национальной психологии.

Литература

1. Вальцев С.В. Врожденные национально-психологические особенности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 20-21.

2. Вальцев С. В. Социально-психологический анализ функций национальной психологии// Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 53-55.

3. Вальцев С. В. Факторы формирования национальной психологии // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 20-22.

4. Вальцев С. В., Ильюшкин В. В. Национальное самосознание и национальная идентификация // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С.26-29.

5. Вальцев С. В. Национальный менталитет как предмет этнопсихологического исследования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 9 (9). С.22-25

6. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. // Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980, с. 213.

7. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. - М., 2002.

8. Кукушкин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-на-Дону, 2000.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984, с. 96.

10. Сайт Института психологии РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.