VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ. МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
УДК 330.342
T.V. Vasilieva, V.M.Kozlova
ESSENCE, STRUCTURE AND FEATURES OF MOBILE COMMERCE AS A FORM OF ENTREPRENEURSHIP
he article reflects the results of the study of the essence and characteristics of mobile commerce as a form of modern entrepre-neurship. Mobile commerce is a consequence of the development of E-commerce in the E-economy system. Mobile devices are the main tool of the modern Internet entrepreneur. The article presents an analysis of the structure and functions of mobile commerce, the characteristics of Internet companies in the mobile commerce market, the subjects and objects of mobile commerce, the main structural elements. Based on the analysis of the essence and definition of the structure of mobile commerce, the authors come to the conclusion that mobile commerce should be considered as a form of entrepreneurship based on modern information technologies that allow the sale and purchase of goods (services) using a mobile device connected to the Internet.
Keywords: entrepreneurship, mobile commerce, Internet company, Internet entrepreneur, Internet economy.
Т.В. Васильева1, В.М. Козлова2
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ МОБИЛЬНОЙ КОММЕРЦИИ КАК ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Статья отражает результаты исследования сущности и особенностей мобильной коммерции как формы современного предпринимательства. Мобильная коммерция является следствием развития электронной коммерции в системе электронной экономики. Мобильные устройства - это основной инструмент современного интернет-предпринимателя. В статье представлен анализ структуры и функций мобильной коммерции, особенности интернет-компаний на рынке мобильной коммерции, субъекты и объекты мобильной коммерции, основные структурные элементы. На основе анализа сущности и определения структуры мобильной коммерции авторы приходят к выводу, что мобильную коммерцию следует рассматривать как форму предпринимательства, в основе которой лежат современные информационные технологии, позволяющие производить куплю-продажу товаров (услуг) с использованием мобильного устройства, подключённого к сети Интернет.
Ключевые слова: предпринимательство, мобильная коммерция, интернет-компания, интернет-предприниматель, интернет-экономика.
Понятие "предпринимательство" впервые ввёл в научное обращение английский учёный Ричард Кантильон (1680-1734), рассматривая предпринимательство как особую экономическую функцию, важной чертой которой выступает риск. Стоит отметить, что данный аспект не утратил своей актуальности, так как и в настоящее время предпринимательство рассматривается как инициативная самостоятельная деятельность.
1 Васильева Т.В., доцент кафедры экономики, кандидат экономических наук, доцент; Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург
Vasilieva T.V., Associate Professor of the Department of Economics, PhD in Economics, Associate Professor; NorthWest Institute of Management, branch of RANEPA (Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration), St. Petersburg
E-mail: [email protected]
2 Козлова В.М., магистрант; Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург
Kozlova V.M., Undergraduate; North-West Institute of Management, branch of RANEPA (Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration), St. Petersburg
E-mail: [email protected]
Важной особенностью предпринимательства, с точки зрения Ф. Хаека, является владение личной свободой, которая предоставляет возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями и информацией [5]. Особенность предпринимательства, выявленная в своё время Ф. Хаеком, находит своё реальное воплощение в наши дня благодаря глобальным компьютерным сетям, охватившим своим влиянием весь мир и предоставившим огромную свободу для реализации всех своих возможностей.
Предпринимательство продолжает развиваться и изменяться в соответствии с условиями внешней среды, в частности с последними изменениями рыночной экономики в России и за рубежом [7]. Таким образом, сущность и содержание, вкладываемые в само понятие "предпринимательство", в процессе развития экономических отношений изменялись и упорядочивались согласно требованиям времени [4]. С появлением Интернета появляются и новые формы предпринимательской деятельности. Современные мобильные устройства становятся главными инструментами интернет-предпринимателей.
До настоящего времени остаётся нерешённым вопрос относительно места и роли мобильной коммерции в экономической науке [3]. Например, Юрасов А.В. рассматривает мобильную коммерцию как "куплю-продажу товаров, оказание услуг и другие коммерческие действия с использованием мобильных электронных устройств: сотовых телефонов, карманных компьютеров и т.п." [11]. Исследовательская компания Data Insight предлагает следующие определения мобильной коммерции:
- любая торговая транзакция, инициированная или совершённая посредством мобильного телефона;
- торговые транзакции, оплата которых была совершена со счёта сотового оператора либо со счёта банка, привязанного к мобильному телефону [12].
Мобильная коммерция появилась и получила развитие в период широкого распространения мобильного Интернета и появления доступных многофункциональных мобильных устройств [1]. Lehman Brothers [8] рассматривает мобильную коммерцию как использование мобильных портативных устройств для общения, развлечения, получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети.
В литературе встречаются понятия "мобильная торговля", "мобильные продажи". Авторы рассматривают данные понятия как синонимы мобильной коммерции [2].
Основными объектами мобильной коммерции выступают мобильные устройства, телекоммуникационные сети, материально-вещественные товары и услуги, а также цифровые товары и услуги, передачу которых возможно осуществить с помощью мобильного устройства, подключённого к Интернету посредством телекоммуникационных сетей.
Основными субъектами мобильной коммерции выступают домашние хозяйства (отдельные лица и семьи как потребители товаров и услуг), интернет-компании, различные институциональные образования (финансовые и нефинансовые институты), государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также международные организации, которые своей деятельностью оказывают влияние на развитие рынка мобильной коммерции.
Мобильные устройства выступают современным инструментом организации взаимодействия экономических субъектов рынка мобильной коммерции. Особенности мобильных устройств как основного средства общения, поиска информации, средства идентификации владельца, в сочетании с Интернетом, как глобальной средой взаимодействия участвующих субъектов, позволяют идентифицировать технологические структурные элементы мобильной коммерции (Рис. 1).
Мобильный операторский платёжный сервис
SMS-банкинг Технологические элементы мобильной коммерции Мобильный и овеществлённый контент
Мобильный банкинг
Рис. 1 - Технологические элементы мобильной коммерции
Мобильный операторский платёжный сервис - электронный платёжный сервис операторов мобильной связи, предназначенный для оплаты товаров и услуг с помощью мобильного телефона.
Мобильный банкинг - специальный сервис, позволяющий управлять денежными потоками с помощью мобильного терминала и специальных SMS-команд ^1^-банкинга) [9].
Мобильный контент - цифровой контент, созданный с учётом технических возможностей мобильных устройств.
Овеществлённый контент - товары и услуги, имеющие физическое воплощение, просмотр и оплата за пользование которыми возможно осуществить с помощью мобильного телефона, подключённого к Интернету.
Сущность мобильной коммерции как инновационной формы предпринимательской деятельности проявляется в её функциях, что наглядно представлено на Рис. 2.
Рис. 2 - Функции мобильной коммерции [6]
Мобильная коммерция в России только зарождается, поэтому важно понять всю важность данной формы предпринимательства для развития бизнеса и российской экономики в целом [13]. На развитие мобильной коммерции оказывает влияние уровень формирования соответствующего инфраструктурного обеспечения, выступающего составной частью общей инфраструктуры предпринимательства [10]. На рынке мобильной коммерции функционируют компании особого типа, так называемые интернет-компании, и интернет-предприниматели, деятельность которых кардинально меняет сложившиеся стереотипы предпринимательства в целом. Особенности интернет-компаний представлены на Рис. 3.
ОСОБАЯ СТРУКТУРА ЗАТРАТ И АКТИВОВ
»Низкий уровень затрат на материалы и оборудование
♦ Высокий уровень постоянных затрат и затрат на НИОКР
♦ Высокий удельный вес интеллектуальных активов
ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗУЕМОГО ТОВАРА (УСЛУГИ) И РЕСУРСОВ
► Цифровые товары: программное обеспечение, музыка, компьютерные игры и пр. ►Традиционные товары с возможностью оплаты (предоплаты) через сеть Интернет -Основные ресурсы - информационные
I
ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЯ
ВЕБ-САИТ
4
ОСОБЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
• Регистрация доменных имен Организация приема денег через электронные платежные системы Организация доставки товаров Организация обеспечения достаточного уровня безопасности информации_
ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЦЕССОВ
♦Разработка "уникальных" продуктов, реализация которых возможна посредством сети Интернет
♦ Создание новых сегментов рынка и разработка уникальных торговых предложений ♦Стратегическая роль информационных технологий
Рис. 3 - Особенности интернет-компаний на рынке мобильной коммерции
На основе выявления сущности и определения структуры мобильной коммерции авторы приходят к выводу, что мобильную коммерцию следует рассматривать как форму предпринимательства, в основе которой лежат современные информационные технологии, позволяющие производить куплю-продажу товаров (услуг) с использованием мобильного устройства, подключённого к сети Интернет.
Среди ключевых проблем малого предпринимательства на рынке мобильной коммерции не решены вопросы повышения эффективности управления процессом взаимодействия участвующих субъектов, формирования набора показателей для оценки эффективности управления малыми предприятиями на рынке мобильной коммерции и многие другие [6]. Для формирования эффективной системы управления организацией малого предпринимательства необходимо разработать новые управленческие решения и механизмы, способствующие упрощению процессов организации предпринимательской деятельности и последующей оценки эффективности, что будет способствовать росту вовлечённости и заинтересованности всех экономических субъектов в использование средств и технологий мобильной коммерции в жизнедеятельности.
Выводы. Мобильная коммерция (Mobile commerce, M-commerce) является формой современного предпринимательства, инструментом Интернет-предпринимателя, одним из направлений электронного бизнеса в системе электронной экономики. Мобильные устройства выступают современным инструментом организации взаимодействия экономических субъектов рынка мобильной коммерции. Сущность мобильной коммерции как инновационной формы предпринимательской деятельности проявляется в её функциях. В статье представлены двенадцать основных функций мобильной коммерции, в частности: средство коммуникации, средство повышения конкурентоспособности, инструмент роста сектора МСП России, инструмент повышения безопасности платежей, инструмент интернет-маркетинга и др. На рынке мобильной коммерции функционируют предприниматели особого типа, интернет-предприниматели, основная коммерческая деятельность которых происходит в среде Интернет и основывается на собственном веб-сайте. Вебсайт современного интернет-предпринимателя - инструмент, позволяющий донести всю необходимую информацию до потенциальных потребителей. Интернет-компании на рынке мобильной коммерции функционируют в интернет-среде и имеют следующие особенности: особую структуру затрат и активов, особые этапы организации, инновационность бизнес-процессов. Мобильная коммерция только начинает своё развитие в России, поэтому определение места, роли и потенциала данной формы предпринимательства является актуальным и своевременным.
Список использованных источников
1. Васильева Т.В. Мобильная коммерция как инновационное направление электронной экономики России // Крымский экономический вестник. Украина. - 2013. - № 5(06). - Часть 2. - С. 68-70.
2. Васильева Т.В. Мобильная коммерция: прошлое, настоящее, будущее // "Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского". - 2014. - № 3(53). - С. 105-111.
3. Васильева Т.В. Современное состояние и потенциал развития сектора ИКТ как основы интернет-экономики в России // "Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского". - 2013. - № 4(48). - С. 71-78.
4. Викуленко А.Е. Энтропийное управление инновационной деятельностью организаций как сложных систем на примере энергоёмких производств: монография. - СПб.: Типография изд-ва СПбГТИ(ТУ), 2010. - 171 с.
5. Викуленко А.Е., Глухарёв Л.С. Эффективность хозяйственных систем в государственной политике // Экономический вектор. - 2018. - № 2(13). - С. 11-20.
6. Исаев А.П., Васильева Т.В. Национальные особенности предпринимательства на рынке мобильной коммерции // Управленческое консультирование. Научно-практический журнал. - 2018. - № 11. - С. 51-58.
7. Исаев А.П., Васильева Т.В. О мерах по регулированию использования цифровых технологий в финансовой сфере // Управленческое консультирование. Научно-практический журнал. - 2018. - № 9(117). - С. 51-58.
8. Макаревич Н. Мобильная коммерция // e-commerce.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-commerce.ru/biz_tech/implementation/mcommerce/preamble.html (проверено 22.11.2018).
9. Результаты исследования "Перспективы рынка электронной коммерции в России и за рубежом" // advertology.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/article115838.htm (проверено 22.11.2018).
10.Табурчак А.П., Табурчак П.П., Севергина А.А. Эффективность внедрения IT-инноваций // Экономический вектор. - 2016. - № 1(4). - С. 67-76.
11. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2008. - 480 с.
12. Data Insight "Мобильная коммерция: маленький экран захватывает большой мир". Материалы исследования, 2011.
13. Maksiyanova T.V. Innovative changes in the Russian economy under the influence of Internet economy formation and development // "World Applied Sciences Journal", 2012, № 20(9), P. 1307-1312.