Научная статья на тему 'Сущность социально-экономического потенциала региона'

Сущность социально-экономического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5708
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Н. Ю.

Представлена модель формирования социально-экономического потенциала региона, показывающая, что социально-экономический потенциал выступает одновременно как основной ресурс, главный целевой ориентир и важнейший конечный результат развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность социально-экономического потенциала региона»

2. Arrowsmith, Sue, and Martin Trybus (editors.) Public Procurement: The Continuing Revolution. Kluwer Law International, 2003.

3. Кузнецова И.В. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» или Цугцванг отечественного госзаказа // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. № 15.

4. Официальный сайт Ярославской области для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ярославской области. Режим доступа: www.dgz.adm.yar.ru.

L.B.Parfyonov, D.G.Malkov

Estimation of efficiency of functioning of the state market of the Yaroslavl area

The parameters describing efficiency of functioning of the state market by the example of the Yaroslavl area are considered.

Key words: the market, the income, costs, the state order, consumers, the goods.

УДК 331.582

Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, (4872)471278,

N [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Представлена модель формирования социально-экономического потенциала региона, показывающая, что социально-экономический потенциал выступает одновременно как основной ресурс, главный целевой ориентир и важнейший конечный результат развития территории.

Ключевые слова: регион, социально-экономический потенциал региона, качество жизни населения, системный подход.

Региональная экономика относится к наукам, понятийный аппарат которых до сих пор активно формируется. В научный оборот вводятся новые термины и категории, отражающие глобальные тенденции в развитии общества, особенности формирования региональной экономики как науки, специфические потребности практики регионального управления.

Вплоть до начала текущего столетия в центр исследований, посвященных проблемам региональной экономики, был поставлен экономический потенциал — совокупная способность отраслей народного хозяйства региона производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный момент времени [1]. Его величина и структура определялись следующими факторами [2]:

- объем производственных мощностей предприятий и организаций реального сектора экономики, величина оборотного капитала, необходимого для производства товаров и услуг, а также резервов и запасов, обеспечивающих непрерывность производственного процесса;

- уровень развития отраслей непроизводственной сферы — образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.;

- объем ресурсов разведанных полезных ископаемых, т. е. тех, которые либо уже участвуют в хозяйственном обороте, либо могут быть вовлечены в него в ближайшее время;

- количество трудовых ресурсов и качество их профессиональной подготовки;

- уровень и темпы развития научно-технического прогресса и т. д.

Наиболее важными структурными элементами экономического потенциала региона были признаны природно-ресурсный, трудовой и производственный потенциалы, поскольку именно они главным образом определяли возможности роста валового регионального продукта в условиях индустриальной экономики [3]. Развитие рыночных отношений в РФ привело к существенному расширению состава экономического потенциала региона. Были выделены внешнеэкономический потенциал [4], инвестиционный и инновационный потенциалы [5], а также финансовый и налоговый потенциалы региона [6, 7]. По мнению исследователей, в совокупности эти потенциалы характеризуют возможности региона в области увеличения валового регионального продукта.

В 90-х годах прошлого столетия человек был провозглашен самоцелью развития общества, а удовлетворение его материальных, социальных и духовных потребностей — важнейшей целью деятельности государства. Именно в это время под экономическим потенциалом региона стали понимать его способность решать задачи не только экономического, но и социального порядка [8]. В качестве ориентира общественного развития начали использовать показатели качества жизни населения. Качество жизни — это социально-экономическая категория, представляющая собой интегральную оценку всех сторон жизнедеятельности человека и позволяющая оценивать степень удовлетворения его потребностей [9, с. 211]. В ежегодно публикуемом Программой развития ООН Докладе о развитии человеческого потенциала выделены следующие его базовые составляющие: рынок труда и занятость, доходы, здоровье, демографические тенденции, образование [10]. Для их отслеживания предложена система показателей и индикаторов качества жизни населения:

- уровень грамотности и образования;

- продолжительность жизни населения;

- ВВП на душу населения;

- индекс потребительских цен;

- число пользователей мобильной связи и Интернет;

- качество и доступность услуг системы здравоохранения;

- уровень потребления различных видов энергии;

- уровень неравенства между мужчинами и женщинами;

- положение в области прав человека;

- состояние окружающей среды;

- уровень преступности;

- уровень безработицы и др.

Признание роста качества жизни населения главной целью развития общества обусловило необходимость введения в научный оборот термина «социально-экономический потенциал региона». В последние годы он начал довольно активно использоваться российскими учеными и специалистами-практиками. Так, в 2007-2009 гг. был опубликован ряд научных и научнометодических материалов, в которых авторы представляют свой взгляд на проблему содержания и оценки социально-экономического потенциала региона [11, 12 и др.]; в 2009 г. в Республике Хакассия была проведена научно-практическая конференция «Социально-экономический потенциал региона: оценка и эффективность использования» [13]. Анализ указанных публикаций показал, что до сих пор вопросы, связанные с определением сущности социально-экономического потенциала региона, недостаточно изучены, а целостная методология его исследования не сформирована. Следует констатировать, что в настоящее время данный термин используется и учеными, и практиками с позиций ресурсного подхода. Между тем, в условиях постиндустриальной экономики важнейшей функцией региона становится не экономическая, а социальная, определяющая его возможности в области обеспечения качества жизни населения. Поэтому под социальноэкономическим потенциалом региона следует понимать возможности региона по созданию условий для повышения качества жизни населения путем задействования всего комплекса ресурсов, имеющихся на его территории, и с учетом возможностей их привлечения извне [14, с. 29].

Наиболее полно раскрыть содержание социально-экономического потенциала региона позволяет системный подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем [1]. Системой называется целое, состоящее из двух или более частей (элементов), которое удовлетворяет следующим условиям [15]:

1) имеет одну (или более) функцию или определяющее свойство;

2) элементы системы могут воздействовать на поведение или свойства системы как целого;

3) можно выделить такую совокупность элементов, которая является достаточной для выполнения системой своих функций; причем каждый из элементов является необходимым, но не достаточным для нормального функционирования системы как целого;

4) способ, которым каждый элемент системы воздействует на ее поведение или свойства, зависит от других элементов системы;

5) действие некоторой совокупности элементов системы как целого зависит, по крайней мере, от одной другой подобной совокупности.

Таким образом, сущность системного подхода заключается в раскрытии целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, выявлении многообразных типов связей сложного объекта и сведении их в единую теоретическую картину [1]. Его использование позволяет исследовать процессы, связи, взаимодействия в сложных, многоуровневых системах. Поэтому системный подход активно применяется не только техническими и естественными, но и общественными науками — философией, психологией, социологией, экономикой. В настоящее время он получил широкое распространение и в региональной экономике, поскольку большинство ее проблем требуют комплексного подхода к решению. Соблюдение принципов целостности, структурности, иерархичности и других базовых системных принципов позволяет наиболее полно учитывать политические, экономические, социальные и другие аспекты общественной жизни региона при принятии управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

С позиций системного подхода процессы, протекающие в региональной экономике, могут быть представлены следующей моделью (рисунок).

В соответствии с методологией системного подхода сначала задаются параметры «выхода», т. е. базовые параметры качества жизни, которые должны быть обеспечены населению исходя из стратегии социальноэкономического развития региона. Выполненный автором анализ стратегий развития регионов центра России показал, что приоритетными направлениями повышения качества жизни населения могут быть названы следующие [16]: рост уровня доходов, улучшение состояния здоровья населения и повышение уровня его образования; создание условий, способствующих росту самоуважения граждан; увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической cвoбoдыhttp://www.i-и.щ/ЫЫю/агсЫуеА^юпа1па1а_екопот1ка/06.а8рх - _йп1#_йп1. Затем определяются параметры «входа», т. е. потребность в ресурсах, необходимых для достижения заданного качества жизни населения. Речь идет о трудовых, финансовых, материальных, информационных и других видах ресурсов, которыми располагает регион и (или) которые могут быть вовлечены в региональную экономику из внешней среды. Со стороны внешнего окружения на систему оказывают влияние политические, макроэкономические, технологические, информационные и другие факторы. Также внешнее окружение системы формирует обратная связь, представляющая собой информацию о достигнутых изменениях в социально-экономическом потенциале региона и играющая ведущую роль в обеспечении нормального режима функционирования региональной системы. Сравнение уровней социальноэкономического потенциала «на входе» и «на выходе» позволяет судить о направленности и устойчивости развития экономики региона, об эффективности регионального управления.

Экономическая

составляющая социально-экономического потенциала

РЕСУРСЫ

- трудовые

- финансовые

- материальные

- информацион-

ные и др.

Внешняя

среда

Социальная составляющая социально-экономического потенциала

КАЧЕСТВО

ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ

- численность и воспроизводство населения

- уровень жизни населения

- уровень развития отраслей

экономики и социальной сферы

- уровень занятости и др.

Модель формирования социально-экономического потенциала региона

Преобразование параметров «входа» в параметры «выхода» осуществляется внутри системы. В соответствии с исследовательским подходом, предложенным P.A. Фатхутдиновым [17], внутренняя структура региональной экономики может быть представлена следующими подсистемами

— целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей.

В качестве управляющей подсистемы выступает исполнительный орган власти — администрация региона, представленная главой исполнительной власти (губернатором) и подчиненными ему органами и должностными лицами. Она осуществляет совокупность полномочий по управлению государственными делами на региональном уровне, включая полномочия административного нормотворчества, внешнеэкономического представительства, осуществления административного контроля и другие полномочия, а также систему органов их осуществляющих — аппарат главы исполнительной власти региона; комитеты, управления, отделы и иные службы региональной администрации; различные территориальные органы федеральных ведомств и министерств. Важнейшей проблемой, стоящей сегодня перед управляющей подсистемой, является проблема формирования культуры управления, адекватной требованиям инновационного развития государства и базирующейся на принципах конкурсности, профессионализма и объективности при подборе и расстановке руководящих кадров в системе регионального управления.

Обеспечивающую подсистему формирует правовое, методическое, ресурсное, информационное и иное обеспечение регионального управления деятельности органов субъекта РФ, направленной на удовлетворение общественных интересов и осуществляемой в определенных законом формах посредством регионального хозяйства [18]. В настоящее время региональное управление осуществляется на принципах программно-целевого подхода, предполагающего разработку и реализацию стратегий и программ социально-экономического развития территорий, нацеленных на создание в регионе благоприятных условий для повышения качества жизни населения. В рамках стратегии разрабатываются мероприятия тактического характера, представляющие собой конкретные действия по обеспечению отдельных компонент качества жизни населения. В частности, к ним относится создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, прежде всего, социальной; обеспечение общественной безопасности и т. д.

В качестве управляемой подсистемы выступает совокупность отраслей экономики и социальной сферы региона, а именно:

- отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения товарами и услугами (материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание и т. д.);

- отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, транспорт, связь и т. п.;

- отрасли социальной сферы: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления, система обеспечения правопорядка и др.

Переход к постиндустриальной экономике сопровождается изменением отраслевой структуры общественного производства, в частности, увеличением доли занятых в отраслях непроизводственной сферы и социального обслуживания населения, а также сглаживанием различий между низко- и высокотехнологичными отраслями региональной экономики.

Воздействие управляющей подсистемы на управляемую осуществляется с использованием экономических, административно-правовых и социально-психологических методов управления. В рыночных условиях хозяйствования приоритет принадлежит экономическим методам, среди которых важнейшими являются инновационная политика, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие системы государственно-частного партнерства, инфраструктурная политика, социальная политика, ресурсосбережение и др.

Целевая подсистема должна отражать совокупность стратегических и тактических целей управления, а также систему критериев эффективности управленческой деятельности на региональном уровне. Как уже отмечалось, приоритетной целью государственного управления в РФ провозглашено создание условий для повышения качества жизни населения. Реализация указанной цели на региональном уровне предполагает проведение эффективной политики занятости, развитие отраслей социальной сферы, стимулирование деловой активности, оказание социальной поддержки гражданам, оказавшимся в «особых жизненных ситуациях», расширение возможностей для самореализации населения и т. д. Таким образом, сегодня речь идет о социальном развитии, подкрепленном экономическими возможностями территории. Поэтому в качестве целевого приоритета может быть предложено повышение социально-экономического потенциала региона как основы роста качества жизни населения.

Выводы

1. Представленная модель позволяет раскрыть особую роль социально-экономического потенциала в региональной экономике, который выступает одновременно как основной ресурс, главный целевой ориентир и важнейший конечный результат развития территории.

2. Сопоставление уровней социально-экономического потенциала «на входе» и «на выходе» позволяет сделать вывод о масштабах и динамике развития экономики региона, а также об эффективности регионального управления.

3. Социальное развитие, являясь важнейшей целью государственного управления в РФ, в значительной мере определяется ресурсными возможностями территории и уровнем ее экономического развития. Именно по-

этому речь должна идти о социальном развитии, подкрепленном экономическими возможностями региона.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. Изд. 1969-1978 гг. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru (дата обращения - 21.01.2010).

2. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. 390 с.

3. Мищенко В.В. Экономика регионов: учеб. пос. Режим доступа: http://polbu.ru (дата обращения - 10.09.2009).

4. Архипов А.Ю., Черковец A.B. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. 225 с.

5. Гутман Г.В., Мироедов A.A., Федин С.В. Управление региональной экономикой / под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. 115 с.

6. Ибрагимова П.А. Оценка экономического потенциала региона. Режим доступа: http://www.rusnauka.com (дата обращения - 10.09.2009).

7. Колесникова H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. 302 с.

8. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. 2003. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru (дата обращения - 21.01.2010).

9. Амбарцумов A.A., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: спр. учеб. пос. М.: Крон-Пресс, 1993. 302 с.

10. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1995-й / под общ. ред. С.Ф. Иванова; пер с англ. А.И. Савицкого. М.: Academia. 1996. С. 12.

11. Калиникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учеб. пос. СПб.: Питер, 2009. 240 с.

12. Любимова М.В., Нестеров В.П., Дмитриева B.C. Проблемы оценки социально-экономического потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4. С. 33-41.

13. Социально-экономический потенциал региона: оценка и эффективность использования: материалы заочной науч.-практич. конф. Республика Хакассия. 21.06.2009. Режим доступа: www.tuva.asia.html (дата обращения - 27.01.2009).

14. Сорокина Н.Ю. Региональная экономика (конспект лекций). Ротапринт. Тула: ТулГУ, 2005. 56 с.

15. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 325 с.

16. Сорокина Н.Ю. Влияние стратегии регионального развития на приоритеты управления трудовым потенциалом // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 10. С. 59-65.

17. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 504 с.

18. Об основных положениях региональной политики в РФ: Указ Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г. // Собрание законодательства. № 23. Ст. 1756.

N.Y. Sorokina

Essence of social and economic potential of region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article the model of formation of social and economic potential of the region, showing is presented that the social and economic potential acts simultaneously as the basic resource, the main target reference point and the major end result of development of territory.

Key words: region, social and economic potential of region, quality of a life of the population, the system approach.

УДК 075.8

Е.С. Еремин, аспирант, (8-906) 079-49-37, [email protected], (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматривается развитие трудовых ресурсов как экономическая категория. Обозначены основные проблемы рынка труда. Предложены рекомендации к политике государства в социальной сфере и сфере труда.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, развитие, развитие трудовых ресурсов, концепция государственной политики.

Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории — в стране, регионе, муниципальном образовании района, городе.

Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, также оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы — это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

Термин «трудовые ресурсы» впервые применил академик С.Г. Струмилин в 20-е гг. XX столетия. В 1954 г. Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих» [2].

Современная мировая экономика характеризующиеся глобализацией, высокой конкуренцией, инновациями, короткими временными циклами. Она выдвигает на первый план значение таких нематериальных активов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.