Научная статья на тему 'Сущность, содержание внутреннего контроля и его место в системе управления организацией'

Сущность, содержание внутреннего контроля и его место в системе управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / НАЗНАЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ЦЕЛИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONTROL / INTERNAL CONTROL / PURPOSE OF INTERNAL CONTROL / OBJECTIVES OF INTERNAL CONTROL / CONCEPTION OF INTERNAL CONTROL / CONTROL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Екатерина Павловна

В данной статье дается понятие внутреннего контроля, его особенности, назначение, цели. Приводится раскрытие компонентов концепции внутреннего контроля и стадий контрольного процесса. Также раскрыта проблема места и роли внутреннего контроля в системе хозхяйствования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the concept of internal control, its features, purpose and objectives. Components of internal control conception and stages of control process are revealed. The author also pays attention to the problem of internal control place and role in the system of management today.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание внутреннего контроля и его место в системе управления организацией»

Щербакова Е.П.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством.

Процесс управления организацией включает стадии планирования, организации и регулирования управленческого решения, учет, анализ. Каждая из стадий чередуется со стадиями контроля. Затем следует новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. Все циклы подчинены стратегии организации — генеральной программе действий и распределению приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей.

Стадия контроля намеренно не включена в упрощенное описание про-

цесса управления, так как внутренний контроль играет двойственную роль в процессе управления организацией. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с другими стадиями в процессе управления, поэтому можно говорить о присутствии (проникновении) элементов контроля на каждой из указанных стадий. С другой стороны, контроль обеспечивает оптимальный ход процесса управления на каждой стадии. Поэтому стадию контроля по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено управленческого процесса.

На рис. 1 показаны взаимосвязи, взаимозависимость, взаимопроникновение и роль каждого элемента в процессе управления организацией [1].

Контроль

Планирование

Организация и регулирование

Анализ

Учет

Рис. 1. Место и роль внутреннего контроля в процессе управления организацией

Слово «контроль» происходит от латинского выражения «contra rotulus», от которого затем произошло французское словосочетание «contre role», означающее сопоставление с должным, заранее установленным. Сущность и содержание контроля не могут быть раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль — одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и рационального использования достоверной и своевременной информации о состоянии управляемой системы, соответствии ее функционирования намеченным целям, распоряжениям руководства, действующему законодательству. Контроль дает возможность не только установить отклонения от правил, процедур, норм законодательства, но и определить причины этих отклонений, выявить должностных лиц, допустивших эти отклонения (рис. 2).

Эффективно действующий контроль должен иметь нацеленность на результативность, быть своевременным и достаточно простым.

По мнению Хмельницкого В. А., контроль — система наблюдения за процессом функционирования управляемого объекта и проверки его фактического состояния с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от этих решений, устранения неблагоприятных яв-

лений и при необходимости информирования о них компетентных органов [4]. Общество не может нормально функционировать без четко организованной системы контроля над производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.

В Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1977 г. IX Конгрессом Международной организации высших Контрольных органов (ИНТОСАИ), указано, что контроль является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы управления, цель которой — выявление отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, а также неэффективности расходования материальных ресурсов на ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять необходимые меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить Компенсацию за причиненный ущерб или предпринять действия по предотвращению или уменьшению числа таких нарушений в будущем. Поэтому у любого органа управления должны быть соответствующие подразделения, выполняющие контрольные функции.

Характерной особенностью контроля как функции управления является его непрерывность. Функционирование любой организации направлено на реализацию конкретных задач, обусловленных поставленными перед ней целями. Но для того, чтобы эти задачи были успешно решены, необходим постоянный контроль над процессом их реализации. Контроль осуществляется в течение всего времени, на всех стадиях практической реализации управленческого решения.

Рис. 2. Последовательность действий при осуществлении контроля

Основное назначение контроля состоит:

• в упреждении незаконных и неэкономичных, с точки зрения интересов общества, хозяйственных и финансовых операций на начальной стадии принятия управленческого решения;

• в выявлении нарушений в работе субъектов хозяйствования и установлении их причин;

• в обобщении передового опыта хозяйственной деятельности.

В той или иной мере в каждой организации осуществляется внутренний контроль, благодаря наличию системы мер, обеспечивающих ее нормальное функционирование, и прежде всего в финансовой области (обеспечение сохранности активов, достижение прогнозных показателей, в том числе по прибыли, и т.п. контролируются работниками бухгалтерии, другими функциональными управлениями и службами данной организации) и внешний контроль (контроль со стороны вышестоящих органов управления, государственных контрольных органов, аудиторских фирм).

Множество компаний по всему миру страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов — людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного или преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля.

По определению Жминько С.И., внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений [2]. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и настроить соответствующую структуру организации. И, во-вторых,

обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

Тихомиров А. отмечает, что согласно COSO (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, Комиссии Тредуэя) внутренний контроль — это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику (например, советом директоров, который представляет владельцев компании), его управленческим персоналом высшего уровня (менеджментом) и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей:

- целесообразность и финансовая эффективность деятельности (включая сохранность активов).

- достоверность финансовой отчетности

- соблюдение применимого законодательства и требований регулирующих органов [3].

Жминько С.И дает определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов компании и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:

• транзакции должным образом авторизованы;

• транзакции своевременно и точно отражаются в отчетности в соответствии со стандартами учета;

• доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации;

• физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями [2].

По словам Бурцева В.В., внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномо-

чиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

- определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

- сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, заданной извне либо основанной на рациональности;

- оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, и степень их влияния на аспекты функционирования организации;

- выявление причин данных отклонений [1].

Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще?

По мнению Жминько С.И., главное отличие внутреннего контроля от контроля вообще заключается в том, что внутренний контроль — это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т. п. В данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.

Говоря о внутреннем контроле, важно осознавать, что он полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей, и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели. Есть пять основных целей внутреннего контроля:

• надежность и полнота информации;

• соответствие политике, планам, процедурам, законодательству;

• обеспечение сохранности активов;

• экономичное и эффективное использование ресурсов; достижение подразделениями компании поставленных целей и задач [2].

По мнению Бурцева В.В., цель внутреннего контроля — информационная прозрачность объекта управления для

возможности принятия эффективных решений [1].

Концепция внутреннего контроля включает в себя несколько компонентов:

- внутреннюю среду компании, то есть этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений и т.п.;

- ежедневное осуществление контроля;

- санкционированный доступ к информации;

- мониторинг эффективности самой системы внутреннего контроля.

Контроль выступает как неотъемлемая часть процесса рационализации хозяйственной деятельности организаций. В его задачу входит предотвращение возможных ошибок, нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, других негативных отклонений. В случае же их совершения контроль обязан обеспечить неотвратимость соразмерно выявленному отклонению. В рыночной экономике проблема совершенствования контроля решается, прежде всего, в интересах бизнеса.

Основное внимание уделяется ликвидации дублирующих функций контроля, сокращению расходов на его осуществление, упорядочению ведения документации и учета, связанных с контрольными действиями, внедрению технических средств и повышению профессионализма работников контролирующих органов.

Будучи самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции (в том числе бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности), не выступает как их вспомогательная функция, а взаимодействует с ними, оказывает активное влияние на эффективность их применения. Преобладание функционального принципа разделения управленческого труда между отделами и службами организации обусловливает их параллельное воздействие на управляемый объект, так как в бухгалтерии, например, не только ведется учет движения и состояния средств в процессе производства, на и в определенной мере осуществляется контроль над их сохранностью и эффективностью использова-

ния. Многофункциональными являются и другие отделы — финансовый, юридический и др. В этих условиях нарушается функциональный принцип разделения труда внутри самих отделов, рабата многих подотделов и специалистов строится на основе интеграция управленческих функций. Таким образом, практически стираются грани, объективно существующие между учетом и контролем, контролем и анализом.

Контрольный процесс в зависимости от слаженности выполняемых функций можно разделить на четыре ступени (рис. 3):

От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования национальной экономики в целом. Это и определяет роль и места контроля в системе хозяйствования в современных условиях.

Библиографический список

1. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М.: Экзамен, 2000.

2. Жминько С.И. Внутренний аудит / Жминько С.И., Швырева О.И., Сафонова М.Ф. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Механизмы контроля действуют также и между организациями (например, влияние организации-покупателя потребляемых средств, на организацию-производителя этих средств), внутри организации, внутри органов управления, между органами управления, во всех подсистемах экономической жизни общества.

3. Тихомиров А. Ориентируясь на риски, или как оценить внутренний контроль / Российский Институт внутренних аудиторов.

4. Хмельницкий В.А., Гринь Т.А. Контроль и аудит. — Минск: Современная школа, 2006.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.