Научная статья на тему 'Сущность системы семейного устройства детей сирот с инвалидностью (коммуникативный аспект'

Сущность системы семейного устройства детей сирот с инвалидностью (коммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА / СИБЛИНГИ / SIBLINGS / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СЕМЬИ / ИНСТИТУТЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ / INSTITUTIONS OF CARE FOR CHILDREN SOCIAL INSTITUTIONS OF FAMILY / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / FAMILY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимова Юлия Константиновна

Система семейного устройства детей-сирот рассматривается как сложная открытая система, состоящая из нескольких взаимозависимых подсистем, работающих посредством взаимодействия государства, бизнеса, потенциальных приемных родителей, общественных организаций и детей-сирот на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В подсистеме государства раскрываются следующие компоненты: федеральные и региональные органы власти; органы опеки и попечительства; центры подготовки и сопровождения замещающих семей; детские дома; практики и проекты, которые реализует государство в этой сфере; медицинские, образовательные и социальные услуги, которые получают семьи, воспитывающие детей-сирот с особыми потребностями. В подсистеме некоммерческих организаций рассмотрены такие компоненты, как инновационные практики и проекты, социальные услуги для замещающих семей, центры подготовки и сопровождения замещающих семей. Бизнес представлен в системе компаний и бизнес-структур, а также непосредственно через фонды крупных компаний. При описании связей системы с внешней средой у подсистемы некоммерческих организаций подробно рассмотрена функция общественного контроля, которая оказывает внешнее воздействие как на подсистему государства, так и на семейное устройство детей-сирот с особыми потребностями. Это предоставляет возможность всем подсистемам улучшить работу системы в целом через проведение общественных мониторингов, общественных проверок и т.д. Рассматривается также влияние средств массовой информации на работу системы путем акцентировании внимания на слабых местах системы, а также популяризации позитивного опыта. В конечном итоге их воздействие делает работу системы семейного устройства более эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зимова Юлия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the system of family placement of orphans with disabilities (communicative aspect)

System family device of children-orphans are considered as a complex open system consisting of several interdependent subsystems, operating by the interaction of government, business, potential adoptive parents, public organizations and orphaned children at the Federal, regional and municipal levels. In the subsystem state revealed the following components: Federal and regional authorities; bodies of trusteeship and guardianship; the centers of training and support of foster families; children’s homes; practices and projects being implemented by the state in this sphere; health, education and social services are families raising orphaned children with special needs. In the subsystem of non-profit organizations are considered components such as innovative practices and projects, social services for foster families, training centres and support of foster families. The business of the companies and business structures, as well as directly through the funds of large companies. When describing the relations system with the external environment, the subsystem of non-profit organizations detail the function of social control that exerts an external effect on subsystem state and on the family device of children-orphans with special needs. This allows all the subsystems to improve the performance of the system as a whole through conducting public monitoring, social audits, etc. we also consider the influence of the media on the operation of the system by focusing on the weaknesses of the system and also promote a positive experience. In the end their impact is the system of the family unit more efficient

Текст научной работы на тему «Сущность системы семейного устройства детей сирот с инвалидностью (коммуникативный аспект»

■ ■ ■ Сущность системы семейного устройства детей сирот с инвалидностью (коммуникативный аспект)

Зимова Ю.К.

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Система семейного устройства детей-сирот рассматривается как сложная открытая система, состоящая из нескольких взаимозависимых подсистем, работающих посредством взаимодействия государства, бизнеса, потенциальных приемных родителей, общественных организаций и детей-сирот на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В подсистеме государства раскрываются следующие компоненты: федеральные и региональные органы власти; органы опеки и попечительства; центры подготовки и сопровождения замещающих семей; детские дома; практики и проекты, которые реализует государство в этой сфере; медицинские, образовательные и социальные услуги, которые получают семьи, воспитывающие детей-сирот с особыми потребностями.

В подсистеме некоммерческих организаций рассмотрены такие компоненты, как инновационные практики и проекты, социальные услуги для замещающих семей, центры подготовки и сопровождения замещающих семей. Бизнес представлен в системе компаний и бизнес-структур, а также непосредственно через фонды крупных компаний. При описании связей системы с внешней средой у подсистемы некоммерческих организаций подробно рассмотрена функция общественного контроля, которая оказывает внешнее воздействие как на подсистему государства, так и на семейное устройство детей-сирот с особыми потребностями. Это предоставляет возможность всем подсистемам улучшить работу системы в целом через проведение общественных мо-ниторингов, общественных проверок и т.д. Рассматривается также влияние средств массовой информации на работу системы путем акцентировании внимания на слабых местах системы, а также популяризации позитивного опыта. В конечном итоге их воздействие делает работу системы семейного устройства более эффективной.

Ключевые слова: система семейного устройства, сиблинги, институты жизнеустройства детей, социальные институты семьи, социальные услуги.

Для цитирования: Зимова Ю.К. Сущность системы семейного устройства детей сирот с инвалидностью (коммуникативный аспект). Коммуникология. Том 5. №4. С.111-118 РО! 10.21453/2311-3065-2017-5-4-111-118

Сведения об авторе: Зимова Юлия Константиновна, аспирантка кафедры управления персоналом РАНХиГС, Президент Межрегиональной общественной организации помощи детям "НАШИ ДЕТИ", е-таН: pionero4e4ka@gmail.com. 105064, Москва, Нижний сусальный переулок, д.5 с.17.

В настоящее время система семейного устройства детей-сирот стремительно идет к достижению своей цели - в государственном банке данных о детях-сиротах более, чем в 2 раза за 5 лет сократилось число детей-сирот, которых

Communicology.2017.VoL5. No.4. Р. 111-118

http://www. communicology.us

необходимо устраивать в семьи1. При этом существенно изменился контингент детей-сирот, нуждающихся в семейном устройстве. Сейчас в основном это дети подросткового возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья либо сиблинги (братья и сестры) [Семья, Зайцев, Зайцева]. Таким образом, система семейного устройства сирот должна адаптироваться к реальности сегодняшнего дня, то есть стать эффективной для семейного устройства детей с особыми потребностями и вообще детей так называемой «трудоустраиваемой категории». В этой связи представляется актуальным определить сущность системы семейного устройства особенных детей-сирот, которая функционирует на сегодняшний момент в стране.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого2.

Для того, чтобы разобраться, что же такое система семейного устройства детей, необходимо обратиться к опыту предыдущих исследователей данного вопроса. Так например, О.В. Заяц в автореферате диссертации на соискание ученой степени на кандидата социологических наук «Социальные институты в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на примере Приморского края» рассматривала в качестве структурных элементов системы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальные институты образования, здравоохранения, социальной защиты и семьи [Заяц].

А.В. Сазонова в своем автореферате диссертации на соискание ученой степени на кандидата социологических наук «Социальные институты обеспечения права ребенка на семью» рассматривает систему институтов, реализующих потребность ребенка в семье и обеспечивающих его право на семейную социализацию, через социальные институты семьи (биологической и замещающей) и государства (учреждения законодательной, исполнительной, судебной власти, органы опеки и попечительства и др.); институты жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как государственного, так и негосударственного секторов (учреждения систем здравоохранения, образования, социальной защиты и др.) [Сазонова].

В нашем случае система семейного устройства детей-сирот представляет собой сложную открытую систему, состоящую из нескольких взаимозависимых подсистем - таким образом система работает через взаимодействие государства, бизнеса, потенциальных приемных родителей, общественных организаций

1 По данным Министерства образования и науки Российской Федерации Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей в 2012 году составляла 126,6 тысяч детей http://www. usynovite.ru/statistics/2015/2/ , а на момент лета 2017 года - 55,5 тысяч детей http:// www.usynovite.ru/

2 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 720 с. (с.80)

и детей-сирот на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо выделить 5 наиболее крупных взаимосвязанных подсистем (см. рис. 1):

- государство;

- некоммерческие организации (далее НКО);

- потенциальный приемный родитель (будущий усыновитель);

- ребенок-сирота;

- бизнес.

Рисунок 1. Подсистемы в системе семейного устройства детей-сирот с

инвалидностью

Figure 1. Subsystem in the system of family placement of children-orphans with disabilities

В идеальной модели между собой взаимодействуют все 5 подсистем, но иногда исключаются некоммерческие организации или сами дети-сироты на различных этапах процесса. В подсистему государства входят следующие компоненты: федеральные и региональные органы власти, органы опеки и попечительства, центры подготовки и сопровождения замещающих семей, детские дома, практики и проекты, которые реализует государство в этой сфере, медицинские, образовательные и социальные услуги, которые получают семьи, воспитывающие детей-сирот с особыми потребностями.

В подсистему некоммерческих организаций входят такие компоненты, как инновационные практики и проекты, социальные услуги для замещающих семей, центры подготовки и сопровождения замещающих семей. Бизнес представлен

Соттитсо1оду.2017.Ш.5. N0.4. Р. 111-118

соттитсо/оду.ив

в системе через компании и бизнес-структуры, а также непосредственно через фонды крупных компаний.

Система имеет общую цель, при этом каждая подсистема выполняет определенные функции. Государство занимается определением государственной политики в сфере семейного устройства детей-сирот на федеральном и региональном уровнях, выделением ресурсов для её реализации, поддержкой некоммерческих практик в этой сфере, работой с кровной семьей ребенка, подготовкой и сопровождением замещающих семей, разработкой и реализацией проектов и программ, отвечающих запросам общества в сфере семейного устройства детей-сирот, качественным оказанием и обеспечением доступности медицинских, социальных и образовательных услуг для семей, воспитывающих детей-сирот и самих детей.

К функциям НКО относятся обеспечение индивидуального подхода при получении гражданами услуг, налаживание связи между элементами системы при их взаимодействии в случае увеличения сроков тех или иных процессов при семейном устройстве ребенка-сироты, обеспечение потребностей детей-сирот и системы в целом там, где не хватает ресурсов и возможностей государства иногда в силу неповоротливости этой подсистемы, общественный контроль, концентрация усилий всех подсистем на помощи конкретному ребенку или семье, подготовка и сопровождение замещающих семей, разработка и реализация инновационных практик и проектов, отвечающих запросам общества в сфере семейного устройства детей-сирот, и направленных на семейное устройство детей-сирот с особыми потребностями.

Бизнес в данной системе работает в следующих направлениях: внедрение передовых технологий в работе и построении процессов из коммерческого сектора в государственный и некоммерческий, распространение примеров эффективных моделей и ориентации на результат через работу фондов бизнес-структур, обеспечение потребностей детей-сирот и системы в целом там, где не хватает ресурсов и возможностей государства, выделение ресурсов для реализации политики в сфере семейного устройства детей-сирот, поддержка некоммерческих практик в этой сфере.

Некоторые функции у различных подсистем совпадают (см. рис. 2). Так например, подготовкой и сопровождением замещающих семей и разработкой и реализацией инновационных практик и проектов на тему семейного устройство детей-сирот с особыми потребностями могут заниматься как общественные, так и государственные институты. Услугу по подготовке и сопровождению замещающих семей сейчас уже начинают оказывать и государственные, и общественные организации, таким образом здесь появляется конкуренция, приводящая к повышению качества этой услуги. Что касается разработки и реализация инновационных практик и проектов по теме семейного устройства детей-сирот с особыми потребностями, то у каждой подсистемы это организовано по-своему, к единому стандарту не приведено, при этом государство практически не формирует заказ на такую услугу для НКО. Но если система работает эффективно,

ГОСУДАРСТВО

НКО

БИЗНЕС

•определение государственной политики в сфере семейного устройства детей-сирот на федеральном и региональном уровнях, •выделение ресурсов для её реализации, •поддержка некоммерческих практик в этой области, •защита прав и интересов детей-сирот,

•работа с кровной семьей ребенка, оставшегося без попечения родителей, •подготовка и сопровождение замещающих семей, •разработка и реализация

инновационных практик и проектов, отвечающих запросам общества в сфере семейного устройства детей-сирот, и направленных на семейное устройство детей-сирот с особыми потребностями, •качественное оказание и обеспечение доступности медицинских, социальных и образовательных услуг для семей,

воспитывающих детей-сирот и самих детей.

•обеспечение индивидуального подхода при получении гражданами услуг, •налаживание связи между элементами системы при их взаимодействии в случае увеличения сроков тех или иных процессов при семейном устройстве ребенка-сироты, •обеспечение потребностей детей -сирот и системы в целом там, где не хватает ресурсов и возможностей государства, •общественный контроль, •концентрация усилий всех подсистем на помощи конкретному ребенку или семье, •подготовка и сопровождение замещающих семей, •разработка и реализация

инновационных практик и проектов, отвечающих запросам общества в сфере семейного устройства детей-сирот, и направленных на семейное устройство детей-сирот с особыми потребностями.

•внедрение передовых технологий в работе и построении процессов из коммерческого сектора в государственный и некоммерческий, • распространение примеров эффективных моделей и ориентации на результат через работу фондов бизнес-структур, •обеспечение потребностей детей-сирот и системы в целом там, где не хватает ресурсов и возможностей государства, •выделение ресурсов для реализации политики в сфере семейного устройства детей-си рот, •поддержка некоммерческих практик в этой области.

Рисунок 2. Функции подсистем в системе семейного устройства детей-сирот

Figure 2. Functions of subsystems in the system of family placement of children-orphans

то государство внедряет в работу наиболее успешные практики НКО на постоянной основе.

Функция обеспечения потребностей детей-сирот и системы в целом там, где не хватает ресурсов и возможностей государства, присуща как бизнесу, так и НКО. Это обусловлено тем, что государственная машина достаточно непово-

Соттитсо1оду.2017.Ш.5. ^.4. Р. 111-118

ЬПр://мт№. соттитсо/оду.ив

ротлива, и учесть индивидуальные потребности родителей и ребенка не всегда представляется возможным, в то время как НКО и бизнес обладают человеческим и финансовыми ресурсами для оперативного и качественного реагирования на сложившиеся условия.

Можно выделить функции, которые реализуют в нашей системе и бизнес, и государство - это выделение ресурсов для реализации политики в сфере семейного устройства детей-сирот, а также поддержка некоммерческих практик в этой области (НКО по большей части аккумулируют и распределяют ресурсы при обеспечении других функций). Разумеется, это происходит по-разному, но иногда государству удается договориться с бизнесом при распределении потоков в поддержке тех или иных проектов и направлений, что позволяет добиться наилучших результатов в реализации данных проектов.

Необходимо обратить внимание на то, что государство готово делегировать часть своих функций - существует список услуг, которые некоммерческие организации могут оказывать вместо государства. Одной из задач государства является выстраивание системы с учетом потребностей остальных подсистем, а для некоммерческих организаций - задача корректировки, общественного контроля и внедрения инновационных эффективных технологий в эту систему с учетом условий, в которых функционируют остальные подсистемы. Не смотря на то, что государство превалирует в силу больших полномочий, стабильности и при этом ответственности, взаимодействие подсистем можно охарактеризовать через партнерство и заимствование опыта. Государство и НКО уравновешивают друг друга, позволяют системе работать на самосохранение, при этом особое место уделяя эффективности.

По типу данная система является открытой, а также имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде [Мескон, Альберт, Хедоури ]. Взаимодействия внутри системы разнообразны по характеру. Во-первых, они как правило взаимные, так как каждая подсистема в процессе семейного устройства ребенка-сироты контактирует с одной или несколькими подсистемами одновременно, и, как правило, получает обратную связь. Без этого невозможно дальнейшее продвижение процесса. Связи также являются одновременно и подчиненными, и равноправными, и безразличными [Веснин].

При описании связей системы с внешней средой, важно отметить, что у подсистемы некоммерческих организаций есть одна из функций - общественный контроль, которая может считаться внешним воздействием как для подсистемы государства, так и для системы семейного устройства детей-сирот с особыми потребностями в целом. Это возможность для всех подсистем улучшить работу системы в целом через проведение общественных мониторингов, общественных проверок и т.д. К другим внешним факторам, влияющим на работу системы можно отнести влияние средств массовой информации (далее СМИ). Воздействие на систему выражается в акцентировании внимания на слабых местах системы, а также популяризации позитивного опыта. На первый взгляд может показаться, что эти факторы могут дестабилизировать работу системы (особенно если их работа построена ненадлежащим образом), но в конечном итоге их воздействие способно сделать её работу более эффективной.

Система семейного устройства детей-сирот с инвалидностью является очень сложной системой, что характеризуется следующими признаками:

- сложность назначения и многообразие выполняемых функций;

- большие размеры системы по числу элементов, их взаимосвязей, входов и выходов;

- наличие общей цели системы - наиболее эффективного семейного устройства детей-сирот, и, как следствие, централизованного управления, подчиненности между элементами разных уровней при их относительной автономности;

- многообразие видов взаимосвязей между элементами системы (материальные, информационные, энергетические связи) и системы с внешней средой.

По сути своей данная система является социальной, открытой и частично саморегулирующейся.

Выводы

Подводя итоги, важно отметить, что система семейного устройства детей-сирот с особыми потребностями работает через партнерские практики, благодаря чему достигается серьезный синергетический эффект. Делегирование функций между подсистемами, различные способы взаимодействия между ними, а также внешнее воздействие в виде общественного контроля и СМИ являются залогом успешного дальнейшего развития системы, её эффективной работы.

Источники:

1. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. No 1. C. 67-82. doi: 10.17759/pse.2016210105.

2. Заяц О.В. Социальные институты в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на примере Приморского края: автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 / Заяц Ольга Васильевна; [Место защиты: Дальневост. гос. техн. ун-т]. Владивосток, 2007. 25 с.

3. Сазонова А.В. Социальные институты обеспечения права ребенка на семью автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Сазонова Алла Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. Санкт-Петербург, 2008. 26 с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 2005. 720 с. (с.80-83)

5. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 504 с.

■ ■ ■ The essence of the system of family placement of orphans with disabilities (communicative aspect)

Zimova Y. K.

Institute of state service and administration of Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation

Communicology.2017.Vol.5. No.3. P. 111-118

http://www. communicology.us

Abstract. System family device of children-orphans are considered as a complex open system consisting of several interdependent subsystems, operating by the interaction of government, business, potential adoptive parents, public organizations and orphaned children at the Federal, regional and municipal levels. In the subsystem state revealed the following components: Federal and regional authorities; bodies of trusteeship and guardianship; the centers of training and support of foster families; children's homes; practices and projects being implemented by the state in this sphere; health, education and social services are families raising orphaned children with special needs. In the subsystem of non-profit organizations are considered components such as innovative practices and projects, social services for foster families, training centres and support of foster families. The business of the companies and business structures, as well as directly through the funds of large companies.

When describing the relations system with the external environment, the subsystem of non-profit organizations detail the function of social control that exerts an external effect on subsystem state and on the family device of children-orphans with special needs. This allows all the subsystems to improve the performance of the system as a whole through conducting public monitoring, social audits, etc. we also consider the influence of the media on the operation of the system by focusing on the weaknesses of the system and also promote a positive experience. In the end their impact is the system of the family unit more efficient.

Keywords: the family, siblings, institutions of care for children social institutions of family, social services.

For citation: Zimova Julia.K. The nature of the system of family placement of orphans with disabilities (communicative aspect). Communicology. Volume 5. No. 4. S. 111-118 DOI 10.21453/2311-3065-2017-2-2-111-118

Inf. about author: Julia K. Zimova, postgraduate student of the Department of personnel management, Ranepa, President of the Interregional public organization of assistance to children "OUR CHILDREN", e-mail: pionero4e4ka@gmail.com. 105064, Moscow, Nizhny Susalny lane., 5 p. 17.

References

1. Family G. V., Zaitsev, O., Zaitseva N. G. The formation of the Russian model of overcoming of social orphanhood. Psychological science and education. 2016. T. 21. No 1. C. 67-82. doi: 10.17759/ pse.2016210105.

2. Zayats O. V. Social institutions in the system of care for children-orphans and children left without parental care: the example of the Primorsky region: abstract dis. candidate of sociological Sciences: 22.00.04 / Hare Olga Vasilevna; [a protection Place: dal'nevost. GOS. tehn. Univ]. Vladivostok, 2007. 25 p.

3. Sazonov A. B. Social institutions ensure the rights of the child on the family :abstract dis. ... candidate of sociological Sciences : 22.00.04 / Sazonov Alla Vladimirovna; [a protection Place: Dews. GOS. PED. Univ they. A. I. Herzen]. Saint Petersburg, 2008. 26 p.

4. Meskon M. H., albert M., Hedouri F. Fundamentals of management: per. from English. M: The Thing Is, 2005. 720 p.

5. Vesnin V. R. Management: textbook. - 3rd ed. Rev. M.: TK velbi, Publishing house the Prospectus, 2006. 504 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.