УДК 811.111
СУЩНОСТЬ ПРОСПЕКЦИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
© 2015 Т.А.Сухомлина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.02.2015
Статья посвящена описанию будущего времени в публицистическом дискурсе. Автор выделяет функции и задачи публицистического дискурса, описывает его специфику с точки зрения выражения будущего времени. В результате исследования установлено, что публицистический дискурс представляет собой сложный конгломерат, строящийся на единстве внутренних и внешних диалогических отношений его участников. Автор утверждает, что в текстах массовой коммуникации участниками процесса общения считаются не отдельные люди, а собирательные субъекты, поэтому внутренняя диалогичность публицистического дискурса определяется не только интенцией информирования, но и оказания того или иного идеологического воздействия на читателя. Специфика публицистического дискурса выявляется автором в вариативности средств выражения будущего времени в процессе коммуникации. Необходимость знания этой специфики имеет немаловажное значение для когнитивного анализа англоязычной картины мира, которая рассматривается как особая ментальная структура, связанная с мышлением человека, его культурой и деятельностью.
Ключевые слова: будущее время; публицистический дискурс; функция текста; семантика; воздействие.
Публицистический дискурс представляет собой особый интерес для лингвистического исследования, так как является важным фактором познания национальной англоязычной культуры. В связи с этим, описание будущего времени на материале публицистики представляется особенно актуальным, поскольку время как природный объект и явление совершенно естественно входит в мир прессы и является неотъемлемой частью газетных текстов.
Язык журналистики, публицистический дискурс - это наиболее влиятельная разновидность литературного языка. Он реализуется в политических выступлениях, периодической печати, на радио, телевидении. Газетная речь, как разновидность публицистического дискурса, является весьма сложным явлением из-за неоднородности ее задач и условий общения. В публицистическом дискурсе можно наблюдать общие черты в различных подстилях. К тому же, границы под-стилей не четкие. Однако общей характеристикой всех подстилей является сочетание функции сообщения и функции воздействия.
Задача информационной функции текстов, которые относятся к публицистическому дискурсу - проинформировать наибольшее количество читателей, о важных проблемах для общества и о мнениях авторов статей на эти проблемы. Специфика информационной функции текстов от-
Сухомлина Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: tanva-sukhomlim@vandex. ru
носится к характеру подачи информации, а также источниках и адресатах этой информации. Статьи разного вида сообщают о жизни общества и людей в частности. Они информируют о происходящих в обществе событиях, отражают мнения, комментарии, настроения и размышления журналиста. Специфика публицистического дискурса также заключается в том, что автор сообщает, о наиболее интересных фактах для социальной группы людей, делая акцент на самые важные стороны жизни. Информирование читателя о значимых событиях в обществе сопровождается второй важнейшей функцией - функцией воздействия. Основная задача журналиста состоит в том, чтобы убедить читающего в необходимости особого отношения к излагаемым фактам и в необходимости особого поведения, а не только сообщить свежие новости и факты. Публицистический дискурс отличает открытая дискуссионность и эмоциональность, что является причиной стремления автора доказать правдивость своей позиции. Функция воздействия является для него системообразующей и это главное отличие публицистического стиля от других разновидностей литературного языка.
Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического дискурса, выполняют коммуникативную, экспрессивную и эстетическую функции. Коммуникативная функция - это основная функция публицистического дискурса. Коммуникативность публицистики заключается прежде всего в том, что данные тексты создаются автором для максимально большого количе-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(3), 2015
ства читателя, а не только для единственного адресата, хотя, отметим, что даже в этом случае можно наблюдать коммуникативную функцию. Экспрессивная функция языка в публицистике позволяет отразить личность автора, которая может быть иметь явно выраженные черты и быть эмоционально окрашенной по отношению к излагаемым фактам. Примером эмоционального отношения автора к фактам могут служить газетные заголовки, содержащие семантику будущего времени:
How will history see me?1
/ Каким увидит меня история?
"Should You Get a Flue Shot? "2.
/ Должны ли вы сделать прививку против гриппа?
"Your daughter won't suffer from being an only
child"3.
/ Являясь единственным ребенком, ваша дочь не будет страдать.
Значение эстетической функции публицистического дискурса состоит в том, что автор статьи во время ее написания стремится, чтобы его будущий текст по своей форме в единстве с содержанием удовлетворял бы эстетическим чувствам читателя.
Наблюдения в сфере газетной публицистики позволили нам сделать вывод о том, что характерным для публицистического дискурса является информативная насыщенность высказывания, логичность, конкретность, лаконичность, экспрессивность и эмоциональность изложения. Информативная функция публицистического дискурса, в сочетании с логичностью обусловливают частое использование авторами в текстах информативных выражений, которые сообщают о каком-либо событии или факте. Информация в таких текстах обладает определенной спецификой, направленной на ее передачу средствами убеждения. Она предназначена для широкой аудитории, поэтому возникает необходимость организовать текст таким образом, чтобы сжато и быстро передать информацию, а также оказать на читателя определенное воздействие.
Будущее время в публицистике является сложным динамическим единством, где семантика будущности формируется синтезируя видо-временные средства, лексико-грамматические и стилистические как общую импрессивную конгломерацию. Специфика изучения будущего времени в публицистическом дискурсе заключается в том, что диалогическая лексика и диалогиче-
1 The Economist / January 19th 2013. - P.9.
2 The Herald International Tribune. December 3 - 4 / 12 -13, 2014. - P.4.
3 The Herald International Tribune.....- P.3.
ские конструкции все чаще встречаются в языке современной прессы. Фактический материал показывает, что стремление к разговорности и к использованию ее как одного из ресурсов в речи современной английской газеты становится все более очевидной для британской массовой прессы. Форма преподнесения материала для читателя во всех жанрах публицистики меняется из-за конкуренции и снижения этико-стилис-тических норм речи, определяемых прогрессирующей демократизацией общения. По мнению автора книги «The Mass Media» У.Райверса, подача публицистических материалов в настоящее время сводится к трем китам: simplicity, clarity and force4. Отметим, что их полное выражение связано с общенародными языковыми привычками и вкусами, а также широким использованием ресурсов диалогической речи.
В рассмотренном выше ракурсе, публицистический дискурс предстает как сложный конгломерат, строящийся на единстве внутренних и внешних диалогических отношений участников (журналиста, респондента и читателя). Общение между журналистом и респондентом протекает в форме внешнего диалога. Оба участника связаны при этом в отношения внутреннего диалога с читателем, так как именно читатель - это моти-вационный стержень всего дискурса. Важно отметить, что в текстах массовой коммуникации участниками процесса общения считаются не отдельные люди, а собирательные субъекты, поэтому внутренняя диалогичность публицистического дискурса определяется не только интенцией информирования, но и оказания того или иного идеологического воздействия.
Специфика публицистического дискурса выявляется нами в вариативности средств выражения будущего времени в процессе коммуникации. Необходимость знания этой специфики имеет немаловажное значение для когнитивного анализа англоязычной картины мира, которая рассматривается как особая ментальная структура, связанная с мышлением человека, его культурой и деятельностью. Поэтому, рассматривая публицистический дискурс, мы анализируем типовые коммуникативные публицистические тексты, особенности функционирования в них форм выражения будущего времени, сопряженных с референциальным и модальным способами репрезентации.
4 Rivers, W. The mass media / W.Rivers. - N.Y., 1972. - P. 96.
THE ESSENCE OF PROSPECTION IN MASS MEDIA DISCOURSE
© 2015 T.A.Sukhomlina°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article is devoted to the description of the future tense in mass media discourse. The author identifies the functions and tasks of mass media discourse, describes its specificity from the point of view of expressing the future. The author finds that mass media discourse is a complex conglomerate which is built on the unity of internal and external dialogical relations of its members. The author argues that in mass communication texts the participants of the communication process are not individuals but collective entities, which is why the internal dialogism of mass media discourse is determined not only by the intention of informing, but also by provision of one or another ideological influence on the reader. The specificity of media discourse is revealed by the author in variability means of expressing the future tense in communication process. Knowing of this specificity is important for the cognitive analysis of the English language world picture, which is regarded as a particular mental structure associated with human mind and culture activities.
Key words: future tense; mass media discourse; the function of the text; semantics; impact.
Tatyana Aleksandrovna Sukhomlina, Candidate of philology, Associate professor of Department of foreign languages. E-mail: tanya-sukhomlina@yandex.ru