Научная статья на тему 'Сущность прикладной направленности обучения математике'

Сущность прикладной направленности обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прикладная направленность / сущность / подход / политехнизм / applied orientation / the essence / the approach polytechnical

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекболганова Алма Кусаиновна, Омарбаева Бибигазиза Курманбековна, Кунанбай Санат

В статье раскрыта сущность прикладной направленности обучения математике. Определены основные направления в понимании сущности и реализации связи теории с практикой. В результате выделены основные особенности системы задач, обеспечивающей прикладную ориентацию обучения математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекболганова Алма Кусаиновна, Омарбаева Бибигазиза Курманбековна, Кунанбай Санат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of an applied orientation of teaching mathematics . The main directions in the understanding of the nature and implementation of the connection between theory and practice. As a result, we highlight the main features of the system problems , providing application specific teaching mathematics .

Текст научной работы на тему «Сущность прикладной направленности обучения математике»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

15

ней более верно, чем речь и слезы. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой школьника, опытный педагог может многое заметить и понять в его поведении и, значит, в характере. Выразительные движения могут уточнить, дополнить, пояснить речевые сообщения; с их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к предмету разговора; они помогают наладить обратную связь. Поэтому для поддержки учеников просто необходимо подбадривать их взглядом, движением руки и, конечно, улыбкой. “Учитесь не смотреть, а видеть” - эти слова Шекспира могут стать девизом совершенствования педагога, которой хочет стать мастером своего дела. (Ученик знает материал и хочет хорошо ответить, это “написано” на его лице, но он флегматик, у него замедленная реакция, и его не следует торопить; девушка на уроке не слушает объяснение, создает лишь видимость работы - учитель ставит ее в

пример двум ученикам, несколько раз отвлекавших его вопросами, но их-то как раз и следовало похвалить: ведь они слушали его увлеченно, и это можно было заметить по их лицам. Плохое настроение, раздражение недопустимы в стенах школы. А.С. Макаренко иногда увольнял воспитателей с формулировкой: “Постоянно разводит в колонии грусть”.

Проблема эмоциональности обучения становиться особенно актуальной в условиях компьютеризации. Эмоции - важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности и, в конечном счете, его мировоззрение. И очень важно формирование у учащегося эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения.

СУЩНОСТЬ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

МАТЕМАТИКЕ

Бекболганова Алма Кусаиновна

кандидат педагогических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет г.Алматы

Омарбаева Бибигазиза Курманбековна

магистр математических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет г.Алматы

Кунанбай Санат

магистрант 2 курса кафедры математики, Каз гос жен ПУ г.Алматы

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность прикладной направленности обучения математике. Определены основные направления в понимании сущности и реализации связи теории с практикой. В результате выделены основные особенности системы задач, обеспечивающей прикладную ориентацию обучения математике.

ANNOTATION

The article reveals the essence of an applied orientation of teaching mathematics . The main directions in the understanding of the nature and implementation of the connection between theory and practice. As a result, we highlight the main features of the system problems, providing application specific teaching mathematics.

Ключевы слова: прикладная направленность, сущность, подход, политехнизм.

Keywords: applied orientation , the essence , the approach polytechnical.

Одним из важнейших принципов обучения в современной школе всегда был и остается принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства современного общества. Этот принцип основывается на теории познания, которая, считает процесс познания действительности неразрывно связанным с практикой. Современная общеобразовательная школа, являясь единой трудовой, политехнической, считает важнейшим условием формирования у учащихся гуманистического мировоззрения диалектическое единство теории и практики.

На современном этапе научно-технического прогресса наука, в том числе и математика, становится непосредственной производительной силой общества. Поэтому хорошая математическая подготовка студентов является необходимым условием их успешной трудовой деятельности в дальнейшем. Одним из путей совершенствования подготовки студентов, как отмечается в педагогической литературе,

является реализация прикладной направленности обучения математике.

В настоящее время, когда наука играет огромную роль не только в технике, сфере производства, но проникает во многие другие области человеческой деятельности, только политехнической направленности обучения уже недостаточно. Поэтому становится актуальным вопрос о такой ориентации преподавания, чтобы еще в школе учащиеся приобретали навыки применения полученных знаний не только в различных технических вопросах, но и в нетехнических областях.

Вопросам понимания сущности и реализации связей теории с практикой в педагогических науках всегда уделялось внимание в большей или меньшей степени, в той или иной форме и в нашей стране и за рубежом. Приведем характеристики указанных направлений полностью. “Утилитарное направление. В нем учитывается только подготовка к тру-

16

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

довой деятельности. Школьники получают теорию, нужную только для выполнения конкретных видов труда.

Вербальное направление. В процессе обучения дается представление о практике только по учебнику и со слов преподавателя.

Иллюстративное направление. В процессе овладения учебным материалом привлекаются сведения из практики только как иллюстрации к усваиваемым теоретическим знаниям.

Направление, связанное со всесторонним развитием личности. Ставится задача соединить высокую теоретическую подготовку учеников с их разнообразной деятельностью

- трудовой, общественной, с самообразованием. Осуществляется одно из условий, необходимых для того, чтобы осмыслить окружающий мир с позиций современной науки, принять посильное участие в его изменении” [1, 22-23с.].

Утилитарный подход совершенно не соответствует целям и задачам обучения в современной школе, так как, с одной стороны, бессистемные отрывочные сведения из теории не дают возможности формировать глубокие и прочные знания, а рецептурный характер применения знаний не пригоден для широкого и уверенного использования в постоянно меняющейся реальной обстановке. Наиболее существенным недостатком является то, что такой подход не вооружает учащихся разносторонними знаниями и умениями, не способствует расширению кругозора и формированию личности, способной к творческому труду.

В программной работе В.В.Фирсова “О прикладной ориентации курса математики”, которую мы положили в основу теоретического исследования, подробно обсуждается проблема создания такого курса математики, в котором . математике можно учить так, чтобы полученным в процессе изучения аппаратом было удобно и естественно пользоваться” [2, 218 с.].

Проблема создания такого курса обычно решается за счет отбора содержания. Существо этого подхода уходит корнями в положения, сформулированные в начале 50-х годов член корреспондентом АПН СССР В.Л.Гончаровым, который, обсуждая особенности преподавания математики как учебного предмета, предложил строить преподавание вокруг содержательно-методических линий курса алгебры. Наряду с такими линиями как логическая (развитие основных понятий, расширение понятия о числе), формально-оперативная (тождественные преобразования, решение уравнений), вычислительно-графическая (функциональная зависимость, графические представления) он выделил также содержательно-прикладную (составление уравнений, решение задач из смежных областей) [3]. На этой основе предполагалось расширение содержания этой линии за счет отбора соответствующего содержания этой линии за счет отбора соответствующего содержания, и внимания к методам, важным для приложений, и использования иллюстраций, взятых из жизни, в том числе задач, имитирующих реальную ситуацию. Однако во всех этих вопросах на первое место ставится, все - таки, математическая теория, а затем возможности ее применения в реальности. Если математика

- это инструмент познания действительности, то большее внимание уделяется конструкции этого инструмента.

В методической литературе существуют большие разногласия по вопросу терминологии, касающиеся формирования таких умений. По отношению к ним используются термины “прикладные”, “практические”, “политехнические”,

“общематематические” и т.п. В силу этого нет и однозначного понимания термина “прикладная направленность обучения”.

Как было сказано, применение математики к решению практических проблем проходит ряд этапов, первая группа которых связана с математическим моделированием, вторая - с исследованием сформированной модели, и третья

- с интерпретацией полученных результатов при решении математической задачи в первоначальной реальной ситуации. При этом умения, используемые на этапах первой и третьей группы не являются собственно математическими (в дальнейшем их будем называть внематематическими), а умения, используемые на втором этапе - как собственно математическими (умения решать математические задачи), так и умения в рациональной организации таких решений относительно исходной ситуации.

Таким образом, умения в применении математики на практике разделяются на два вида: умения в применении математического аппарата к математическим объектам (математические умения) и умения в применении математических знаний и умений в организации решения в исследовании реальных ситуаций (вне математические или прикладные умения).

В качестве рабочих мы принимаем следующие определения.

Под практической направленностью обучения математике понимается отбор математического содержания предмета и математических методов, имеющих важное значение для исследования задач, возникающих в практике, и на их основе формирование соответствующих умений применения математического аппарата к математическим объектам.

Под прикладной направленностью обучения математике понимается отбор содержания, направленного на обучение применению математики в исследовании реальной действительности и на его основе формирование соответствующих вне математических умений.

Политехническая направленность обучения следует из энциклопедического определения политехнического обучения: “. обучение, дающее знания о главных отраслях и научных основах современного производства и вооружающее общетехническими практическими навыками, необходимыми для работы на производстве. Политехническое обучение имеет целью готовить к овладению совершенствующейся техникой и технологией, изменяющимися видами производственного труда и к участию в техническом прогрессе” [4. 330-331с.].

При определении сущности понятия “прикладная направленность обучения математике” методисты исходят из разных позиций, одна из них состоит в отображении особенностей развития математики как науки (“чистая” и “прикладная”) на учебный предмет “математика”. В этом случае, определяя понятие “прикладная направленность обучения математике”, исходят из толкования “прикладной” математики как науки “об оптимальных или просто практически приемлемых методах решения математических задач, возникающих вне математики” [5, 35с.]. Тогда под прикладной направленностью обучения математике понимают “обучение учащихся решению так называемых прикладных задач

- задач, предполагающих предварительную математизацию ситуации (составление математической модели предложенной задачи) и доведение решения до числового “значения”. Аналогичное толкование данного понятия приводится и в

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

17

другой работе: “Прикладная направленность обучении математике - это ориентация содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках; в профессиональной деятельности; в народном хозяйстве и в быту” [6, 27с.].

В результате анализа литературы нами выделены основные особенности системы задач, обеспечивающей прикладную ориентацию обучения математике, заключающиеся в том, что

1. эта система должна быть разработана на основе учебного плана и программы для колледжа;

2. в системе задач выделены основные типы задач, в процессе решения которых формируется представление об этапах решения задачи (1-задачи, формирующие умение строить математическую модель; 2-задачи, формирующие умение проводить интерпретацию полученного решения; 3-задачи, при решении которых отражается полный процесс применения математики в практике);

3. в системе задач выделены основные типы задач, в процессе решения которых формируются представления о приемах построения математической модели реальной ситуации (1 - правильные задачи; 2 - задачи с недостающими данными; 3 - задачи с лишними данными; 4 - задачи с противоречивыми данными; 5 - задачи с нераскрытым требованием (вопросом));

4. система задач должна быть по возможности полной, то есть отражать различные идеи применения алге-

бры, доступные учащимся, а также содержать примеры приложений, взятые из разных областей.

В заключение отметим, что принятое определение прикладной направленности обучения математике и проведенный выше анализ процесса применения математики на практике позволяет определить основное направление реализации прикладной направленности обучения математике - разработать в рамках обучения основному курсу математики, определенному в общеобязательном государственном стандарте по математике для средней школы, методику формирования прикладных умений.

Список литературы:

1. Эрдниев П.М. Методика управжнений по арифметике и алгебре. - М.: Просвещение, 1995 - 327 с.

2. Фирсов В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплине: Дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1974 - 161 с.

3. Гончаров В.Л. Математика как учебный предмет // Известия АПН РСФСР - 1958. 92 - с.37 - 66.

4. Щукина Г.И. Познавательный интерес - актуальная проблема современной дидактики // Советская педагогика - 1979 - № 8 - с. 47 - 53.

5. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. - 1982 - № 2 - с7 40 - 43.

6. Дорофеев Г.В. Применение производных при решении задач в школьном курсе математики // Математики в школе - 1995 - № 5 -с. 12 - 15.

ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИХ

СИСТЕМЫ

Бекболганова Алма Кусаиновна

кандидат педагогических наук, Казахский государственный женский педагогичксий университет г.Алматы

Ахметова Гульнур

магистрант 2 курса кафедры математики Казгос жен ПУ6 г.Алматы

Мухаева Арайлым

магистрант 1 курса кафедры математики КазгосженПУ, г.Алматы

АННОТАЦИЯ

В статье выделены направления которые определены понятием “прикладной задачаи ". Рассмотрены построение математической модели. Определены основные направления в понимании сущности и реализации связи теории с практикой. В результате определены принципы построения прикладных задач.

ANNOTATION

The article highlights areas that define the concept of “application zadachai" Consider the construction of a mathematical model. The main directions in the understanding of the nature and implementation of the connection between theory and practice. As a result, defines the principles of building applications.

Ключевы слова: прикладная направленность, математическая модель, принципы, практика.

Keywords: applied orientation , mathematical model , principles , and practice.

С понятием прикладной направленности курса математики тесно связно понятие прикладной задачи.

Анализ научно-методической литературы дает возможность выделить три направления, в соответствии с кото-

рыми исследователи формулировали определения понятия “прикладная задача”:

• “деятельностное” - в качестве основного понятие образующего признака в определении прикладной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.