УДК: 336.722.8 КОНОНОВ А.И., аспирант,
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Аннотация. Рассмотрено, уточнено и дополнено понятие «управление стоимостью предприятия» на основе анализа существующих определений исследуемого понятия. Под управлением стоимостью предприятия предлагается понимать целесообразную деятельность (на всех уровнях управления), направленную на процесс максимизации стоимости предприятия, в современных и перспективных условиях, через систему взаимосвязанных показателей ее формирующих.
Ключевые слова: управление, стоимость, процесс, система. KONONOV A., Postgraduate,
Kharkîv National Automobile and Highway University
ESSENCE OF THE TERM «MANAGEMENT COST OF ENTERPRISE»
Abstract. In the article considered, specified and complemented concept «Management the cost of enterprise» oo the b bsis of analysis of existent determinations of the probed concept. Under a management the cost of enterprise it is suggested to understand expedient activity (at all levels of management) directed on the process of maximization of cost of enterprise, in modern and perspective terms, through the system of associate indexes which form a cost.
Key words: management, cost, process, system.
Постановка проблемы. Развитие рыночных отношений в экономике Украины вызывают ряд новых теоретических и практических проблем. Значительное место среди них занимает управление стоимостью предприятия. Изменение стоимости предприятия за определенный период, является критерием эффективности хозяйственной деятельности, в котором учитывается практически вся информация, связанная с его функционированием. Поэтому руководство предприятия должно уделять внимание процессам управления стоимостью.
Анализ последних исследований и публикаций. Решением этой проблемы в течение последних лет активно занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые.
К зарубежным ученым следует отнести Дж. Бэйли, А. Дамода-рана, Г. Десмонда, К. Гриффита, Р. Келли, Т. Коллера, Т. Коупленда, С. Майерса, М. Миллера, Ф. Модильяни, Дж. Муррина и др. К сожалению, приходится констатировать, что накопленный преимущественно за рубежом опыт не всегда может быть применен в современных украинских условиях. В этом аспекте следует отметить отечественных исследователей по данной проблеме - А.Г. Грязно-вой, В. С. Ефремова, В. Н. Лившица, М. А. Федотовой и др.
Проведенный анализ последних исследований и публикаций [112] позволяет сделать вывод, что на данный момент нет однозначного определения понятия «управление стоимостью предприятия».
При этом одни авторы предлагают общее определение [2, 3, 5, 7, 9, 11, 12], другие [1, 6, 8] акцентируют внимание на процес се управления, третьи [4, 10] - на системе управления.
Варианты определения исследуемого понятия, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Варианты понятия «управление стоимостью предприятия»
№ п/п Авторы Определение понятия «управление стоимостью предприятия»
1 2 3
1 О.В. Брезицкая [1, с. 3] процесс беспрерывной максимизации стоимости вашей компании, который должен быть ориентиром для принятия решений на всех уровнях: от стратегических, на уровне совета директоров, до ежедневных оперативных решений менеджеров нижнего уровня
2 О.В. Буз [2] метод управления, при котором все стратегические и оперативные управленческие решения направлены на максимизацию стоимости предприятия, - самый комплексный показатель, оценивающий абсолютно все ее достижения
2 С.В. Валдайцев [3, с. 344] заключается в подборе вариантов бизнес-плана предприятия, которые бы максимизировали оценки всего инвестиционного и (особенно) собственного капитала предприятия
Продолжение табл. 1
1 2 3
4 В.И. Городний [4, с.36] система управления, при которой деятельность каждого элемента компании четко ориентированная на максимизацию стоимости компании, на основе показателей стоимости, через традиционные функции менеджмента -планирование, мотивацию, контроль.
5 И.В. Ивашковская [5, с. 119] концепция, направленная на превращение потенциальных возможностей извлечения экономической прибыли для собственника компании в реальность.
6 Н.А. Жеребцова [6, с. 3] не просто методология, а философия деятельности компании; целостная система планирования и оценки результатов, интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости.
7 Ю.В. Козырь [7, с. 28] комплекс управленческих решений и мероприятий, направленных на изменение его (имущества) текущей стоимости.
8 И. Королькова, О. Королькова [8, с. 49] процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых показателей стоимости.
9 Н.А. Мамонтова [9, с. 138] заключается в том, что каждый работник (от рабочего до генерального менеджера), решая поставленное перед ним задание, выходит из максимизации стоимости компании, принимая таким образом участие в общем управлении.
10 О.Г. Мендрул [10, с. 32] объединение стоимостного мышления с управленческими системами, которые переводят стоимостные цели в конкретные действия
Окончание табл. 1
1 2 3
11 Е.А. Химион [11, с. 152] предусматривает повышение рыночной стоимости активов, которые находятся у владельцев, повышение эффективности их использования, а также максимизация денежных потоков, которые данными активами генерируются и/или будут генерироваться в будущем
12 В. А. Щербаков, Н.А. Щербакова [12, с. 7] сводится к обеспечению роста стоимости фирмы и ее акций
Формулировка цели статьи. Уточнить понятие «управление стоимостью предприятия» на основе выявления существенных его признаков.
Изложение основного материала. Понятие - это мысль, в которой отображены общие и существенные признаки одноэлементного класса или классов однородных предметов и явлений. Установить сущность понятия «управление стоимостью предприятия» -это предоставить ему определение.
Определение (дефиниция) понятия - это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия [13, с. 141]. Управление в общем виде представляет собой влияние на процесс, объект, систему для сохранения ее стойкости или перевода из одного состояния в другое на основе использования необходимых, достаточных способов и средств влияния. Из этого следует, что существенным признаком понятия «управление» является влияние, которое имеет определенную цель. При этом объектом управления, является стоимость предприятия.
Однако, современный подход к управлению организацией и предложенная концепция общего менеджмента качества выходят на необходимость влиять на процесс, а не на его результаты. Нельзя ожидать результат (выход), а затем устранять обнаруженные недостатки и несоответствия, необходимо влиять на сам процесс, чтобы их не допустить [14, с.85].
Необходимым элементом определения любого понятия является его целевая направленность. В связи с этим возникает задача обоснования цели управления стоимостью предприятия. Цель вытекает из
самого определения понятия «управление» - сохранение стойкости или перевода из одного состояния в другое, то есть максимизация.
Таким образом, можем сформировать обобщенное определение исследуемого понятия. Управление стоимостью предприятия - целесообразная деятельность, направленная на процесс ее максимизации.
Для более полного понимания сущности понятия, необходимо увеличить объем определения.
Исходя из критического анализа определений (табл. 1) и анализа литературных источников [10,15 - 18], можно сделать следующие выводы:
- во-первых, стоимостной подход к управлению предприятием подразумевает управление стоимостью на всех уровнях (от совета директоров до менеджеров) [15,16];
- во-вторых, максимизация стоимости - это не разовая задача, а непрерывный и возобновляющийся цикл стратегических и оперативных управленческих решений [17, 18, с.131];
- в-третьих, эффективное управление стоимостью предприятия невозможно без понимания показателей, которые формируют стоимость [10, с.33].
Таким образом, под управлением стоимостью предприятия предлагается понимать целесообразную деятельность (на всех уровнях управления), направленную на процесс максимизации стоимости предприятия, в современных и перспективных условиях, через систему взаимосвязанных показателей, ее формирующих.
Выводы. Уточнено и дополнено понятие «управление стоимостью предприятия», главным отличием которого является в управление процессом максимизации стоимости предприятия, а не стоимостью предприятия как величиной.
Использование полученного определения даст возможность более глубоко понять его сущность и всесторонне раскрыть его характеристики.
Литература
1. Брезицька О.В. Сучасні методичні підходи до оцінки вартості підприємства / О.В. Брезицька // Економіка, фінанси, право. - 2010. - № 1. - С. 3 - 8.
2. Буз О.В. Управление финансами предприятия посредством разработки финансовой политики [Электронный ресурс] / О.В. Буз // Режим доступа: Шр://,№№№.Шп.т/?і<і=137.
3. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учеб. / С.В. Валдайцев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 576 с.
4. Городний В.И. Стратегия формирования и развития крупной корпоративной компании / В.И. Городний. - М.: Дело, 2005. - 304 с.
5. Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту / И.В. Ивашковская // Российский журнал менеджмента. - 2004. - №4. - С. 113 - 132.
6. Жеребцова Н.А. Управление ростом стоимости предприятия на ос-
нове разработки и реализации ассортиментной политики: автореф. дис. на соискание научн. степени канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление
предприятиями, отраслями, комплексами промышленности» / Н.А. Жеребцова. - Самара, 2006. - 12 с.
7. Козырь Ю.В. Оценка и управление стоимостью имущества промыш-леного предприятия / Ю.В. Козырь // Аудит и финансовый анализ. - 2004.
- №1. - С. 25 - 34.
8. Королькова І. Щодо управління вартістю підприємства на основі збалансованої системи показників / І. Королькова, О. Королькова // Економіст. - 2010. - №9. - С. 49 - 51.
9. Мамонтова Н.А. Управління вартістю компанії: теоретико-методичні аспекти / Н.А. Мамонтова // Актуальні проблеми економіки. - 2010. - №8.
- С. 135 - 139.
10. Мендрул О.Г. Управління вартістю підприємства: Монографія / О.Г. Мендрул. - К.: КНЕУ, 2002. - 272 с.
11. Хіміон О.О. Теоретичні і методичні засади оцінки й управління вартістю компанії / О.О. Хіміон // Актуальні проблеми економіки. - 2010. - №5.
- С. 150 - 158.
12. Щербаков В. А Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, Н.А. Щербакова. - М.: Омега-Л, 2006. - 288 с.
13. Пушкарь А.И. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие / А.И. Пушкарь,
Л.В. Потрашкова. - Х.: ИД «ИНЖЕК», 2006. - 208 с.
14. Криворучко О.М. Менеджмент якості на підприємствах автомобільного транспорту: теорія, методологія і практика: монографія / О.М. Криворучко. - Х.: ХНАДУ, 2006. - 404 с.
15. Эволюция подходов к управлению предприятиями [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http ://www.blogprofi. com/blo g/administrativnyj -
menedzhment/evolvuciva-podxodov-k-upravlenivu-predprivatiem.html
16. Черемных О. Процессно-стоимостной подход к управлению компанией [Электронный ресурс] / О. Черемных // Режим доступа:
http: // www .qualitv.eup .ru/MATERIAL Y6/p spkuk.html.
17. Шульга А. Стоимость бизнеса как основа для принятия управленческих решений [Электронный ресурс] / А. Шульга, Я. Нагул // Режим доступа: http://www.uto-kiev.com.ua/in6-4.html.
18. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.М. Колпаков. - К.: МАУП, 2004. - 504 с.
Рецензент: О.Н. Криворучко, докт. экон. наук, проф., ХНАДУ. Статья поступила в редакцию 12. 09. 11 г.