УДК 371. 03
ББК 200. 5
Маркова Елена Владимировна аспирант г. Сургут Markova Elena Vladimirovna
Post-graduate
Surgut
Сущность понятия «пространство самоопределения» и специфические подходы к его построению в условиях старшей школы Essence of the Notion «Space of Self-Determination» and Specific Approaches to its Formation at Senior School
В статье на основе ряда понятий, таких, как «образовательное пространство», «юношеский возраст», «самоопределение», уточняется представление о ключевом понятии «пространство самоопределения». Данный материал обосновывает специфические подходы к построению пространства самоопределения в старшей школе.
In the article the idea of a key notion «space of self-determination» is introduced on the basic of definitions, such as «educational space», «youth age», «self-determination». This material grounds the specific approaches to formation of space of self-determination at senior school.
Ключевые слова: образовательное пространство, самоопределение, пространство самоопределения, построение пространства самоопределения, специфические подходы, старшая школа.
Key words: educational space, self-determination, space of self-determination, formation of a space of self-determination, specific approaches, senior school.
В последние годы в отечественном образовании особое внимание уделяется вопросу организации старшей школы, т. к. именно выпускник школы является показателем результативности образовательной системы в целом. Одним из ответов на вопрос: «Каковы же должны быть новые результаты образования, гарантирующие эффективность в современном обществе?» - явля-
ется концепция индивидуализации образования и логика компетентностного подхода.
Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй - с определением условий дальнейшего развития человека, а третий - с выделением необходимых для этого ресурсов. Основной задачей юношеского возраста является подготовка человека к попаданию в поле капитализации собственного ресурса. Речь идет о таких ресурсах, как способности, компетентности, возможности. Подобные ресурсы не появляются натурально, они требуют организации специального образовательного пространства.
Педагогические условия становления возрастных результатов связаны с созданием пространства пробных полей и личного опыта [6]. Понятие пробы тесно связано с понятием выбора, возможностью предпочтения одного и отказа от другого. Образовательное пространство, в котором возможна проба собственного действия, строится как пространство самоопределения - насыщенное пространство, в котором возможно индивидуальное программирование собственной жизни на несколько шагов вперед.
Поскольку понятие «пространство самоопределения» несет основную смысловую нагрузку в контексте данной работы, представляется необходимым определиться, какое содержание будет вкладываться в это понятие. Исследованию различных аспектов проблемы самоопределения посвящены работы многих современных ученых и исследователей А. А. Попова, И. Д. Проскуровской, А. В. Меренкова, И. Д. Егорычевой, Балашкиной М. Г., Я. В. Соколова и др.
На основе синтеза взглядов и представлений определено понятие, которого мы и будем придерживаться в дальнейшем. Самоопределение есть процесс выработки способов оптимальной для личности системы самореализации и самоутверждения [1]. Рассматривая данное определение в парадигме юношеского возраста, который обусловлен базовым возрастным процессом - поиском собственной идентичности, пространство самоопределения есть пространство практики становления, связанной с конструированием возможных образов бу-
дущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути). Только развернув в этом пространстве всю палитру общественных отношений, оно станет территорией взрослых проб, взросления, взрослых дел [2].
Ключевыми результатами образования в этом контексте являются способность ученика действовать самостоятельно и ответственно при постановке и решении учебных и практических задач, социально-коммуникативная компетентность, обеспечивающая организацию форм коллективного взаимодействия при решении задач, и целевая ориентация на образ результата (образ продукта у подростка, образ будущего у старшего школьника) как личный опыт ориентации и действия в ситуации неопределенности.
Важнейшей составляющей учебной самостоятельности является ответственность, умение определять границы своей деятельности, умение отличать процесс от результата, определять меру персональной ответственности.
Формирование ответственности старшего школьника происходит в условиях образовательного движения к образу будущего, построения индивидуальной образовательной программы как ядра содержания образования [4]. Поэтому совершенно очевидно, что образовательное учреждение должно создать условия для становления индивидуальных образовательных программ учащихся с учетом их профессиональных интересов и желаемого образа будущего. Только в этом случае образовательное пространство сможет стать площадкой поддержки принятия решений юношами о своем личностном и профессиональном Будущем [5].
Условия реализации идей выбора и построения индивидуальных образовательных программ могут обеспечиваться за счет специальной организации образовательного пространства.
Специфика пространства самоопределения может быть описана через ряд процессов при его построении:
- формирование новых образовательных потребностей ее участников;
- обеспечение возможности индивидуального образовательного маршру-
та через соорганизацию различных форм индивидуального и коллективного участия;
- предоставление возможности перемещения участников по образовательным позициям (исследователя, аналитика, проектировщика, эксперта и др.);
- включение участников в современные формы мышления, коммуникации и деятельности [3].
Специфику построения пространства самоопределения в старшей школе возможно представить в двух таблицах (см. табл. 1 и 2), отражающих объ-ектностный и деятельностный аспекты.
Таблица 1.
Объектностный аспект
Объекты Возможные действия
Гибкий учебный план образовательного учреждения Создание вариативного образовательного пространства, в котором появляется возможность выбора как содержания, так и способов освоения предметного материала, формы презентации итогов, темпа прохождения учебного материала
Набор элективных курсов Формирование базы данных элективных курсов не только в рамках собственного образовательного учреждения, но и за его пределами
Образовательные стажировки учащихся Организация стажировок в вузы, выездов и участия во внешних проектах как ресурс для расширения поля предметного знания, углубления отдельных тематик; система образовательных и профессиональных стажировок в места предполагаемой учебы или работы учащихся
Предметные олимпиады Создание условий для участия старшеклассников в статусных, значимых олимпиадах (в том числе дистанционных)
Деятельностные и компетентностные олимпиады Участие в олимпиадах в рамках образовательного учреждения, города и страны
Практики Организация практик специалистами, учеными, представителями вузов и т. д.
Межпредметные (рефлексивно- мировоззренческие) курсы Организация межпредметных курсов с целью рефлексии образовательного движения старшеклассника, курсов и форм образовательной жизни, формирующих у учащихся управленческую позицию по отношению к своей жизни
Образовательные события Организационно-деятельностные, имитационноролевые игры как пространство для построения эффективных жизненных стратегий
Социально-значимая деятельность Определение возможных полей взаимодействия в социальном пространстве для расширения поля проб и опыта старшеклассников
Дополнительное образование Выработка соглашения о системе взаимозачетов курсов дополнительного образования в определенных предметных областях
Таблица 2.
Деятельностный аспект
Деятельность Примечание
Разработка документации Положение о старшей школе, Положение об индивидуальной образовательной программе, соглашение о правах и обязанностях сторон и т. д.
Определение содержания-минимума и содержания-максимума по учебным предметам обязательного компонента Содержание-максимум (предметы для последующего продолжения образования на этапе высшей школы)
Определение соотношения между учебной и внеучебной деятельностью Аудиторные занятия должны занимать не более 60% объема в учебном плане, необходимо разработать план внеучебной деятельности в рамках старшей профильной школы
Определение соотношения между индивидуальной самостоятельной и коллективной деятельностью Необходимо инвентаризировать спектр форм работы со старшеклассниками, ставя приоритетными формы индивидуального самостоятельного действия
Разработка системы оценивания Для этого в старшей школе важно обсуждать совместные критериальные основания оценивания, привлекать учащихся к самооценке по выбранным критериям. Старшеклассники должны научиться осознанно выбирать основания оценивания, вырабатывать совместные с преподавателем критерии
Разработка модели учебной недели Лекционные занятия, семинары, консультации, самостоятельная работа в библиотеках, других информационных центрах, учреждениях дополнительного образования
Определение функционала службы сопровождения индивидуальной образовательной программы Тьюторы в различных ситуациях и областях (событийно, укладно, функционально), менеджеры, система управления образовательным процессом
Формирование информационных банков для старшеклассников Создание условий для формирования потребности использования различных информационных источников
Участие педагогов в курсовой подготовке ОИРО и других организаций по освоению различных технологий обучения для работы в профильных классах и по индивидуальным планам Необходимо формирование кадрового потенциала для возможности реализации проекта
Создание сетевого информационно-методического центра Возможность обмена опытом среди участников Программы
Таким образом, рассмотрев понятие «пространство самоопределения старшеклассников», мы определяем в качестве основных специфических подходов к его построению то основание, что все участники образовательного пространства должны быть включены в него субъектно. Для этого необходимо создание таких объектов и организация такой деятельности, где каждый сможет строить цели собственного движения и анализировать результаты этого движения через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений по поводу саморазмещения себя в основные жизненные формы.
Библиографический список
1. Меренков, А. В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения / А. В. Меренков. - Екатеринбург : Сократ, 2006. - С. 24.
2. Попов, А. А. Образовательное пространство : социология и технология конструирования // Педагогика развития : институциональные переходы в сфере образования : материалы конференции. - Красноярск : ИЦ Института естественных и гуманитарных наук, 2008. - С. 67-76.
3. Попов, А. А., Открытое образование : на пути к новому образовательному институту. От 15-ти и старше : Новое поколение образовательных технологий / А. А. Попов ; под общей редакцией А. В. Султановой. - М., 2006. - 266 с.
4. Попов, А. А., Философско-методологический анализ антропологических результатов открытого образования (на материале педагогики самоопределения) // Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации «Философско-методологические основания антропологии самоопределения как современной теории образования». - 2006. - № 116. - С. 8.
З. Попов, А. А. Возможности поколения и индивидуальные шансы і Модульная организация открытых гуманитарно-управленческого образования юношей : учебно-метод. пособ. / А. А. Попов [и др.] - Томск : Дельтаплан, 2QQ3. - Ч. 1. - C. У.
б. Эльконин, Б. Д. Основания прикладной психологии развития (в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского) // Педагогика развития и перемены в российском образовании і материалы 2-й научнопрактической конференции. - Красноярск, 199З. - Ч. 1. - С. 11-12.
Bibliography
1. Merenkov, A. V. Methods of self-determination habits formation by students / A. V. Merenkov. Yekaterinburg : Sokrat, 2QQ6. - P. 24.
2. Popov, A. A. Educational space і sociology and technology of constructing / Pedagogic of development: institutional changes in educational area : papers of the conference. - Krasnoyarsk : 2QQ8. - P. бУ-Уб.
3. Popov, A. A. Open education : in the steps to a new educational institute. From 1З and elder : New generation of educational technologies / Sultanova A. V. - M., 2QQ6. - 2бб p.
4. Popov, A. A. Philosophical-methodological analysis of anthropological results of open education (on the basis of self-determination pedagogic) // Bulletin of Tomsk State University. «Philosophical-methodological grounds of self-determination anthropology as a modern theory of education». - 2QQ6. № 11б. - P. 8.
З. Popov, A. A., Possibilities of generation and individual chances : Module organization of open human-management education of youth : training appliances.
- Tomsk : Delta plane, 2QQ3. - P. 1-У.
б. Elkonin, B. D. Foundation of applied psychology (in context of cultural-historical idea of Vygotsky, L. S.) // Pedagogic of development and changes in Russian education: papers of the 2-nd scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 199З. P. 1. - P. 11-12.