Научная статья на тему 'Сущность понятия «Экспериментальная школа»'

Сущность понятия «Экспериментальная школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / АВТОРСКАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацаюк Н. С.

В статье рассмотрены различные аспекты понятия «авторская школа», раскрыты характерные признаки инновационных и экспериментальных школ. Теоретически доказано, что экспериментальное учебное заведение, инновационная школа и авторская школа являются синонимичными по значению понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Экспериментальная школа»»

Формирование этнокультурной и межконфессиональной толерантности в поликультурном образовательном пространстве / Материалы Международной научно-практической internet-конференции для преподавателей, научных работников и молодых ученых, докторантов, аспирантов - Уфа: Башкирский ГАУ, - 2012. - С. 89-91.

6. Хазиев Д.Д. Казанина М.А. Совершенствование учебного процесса с учетом входного контроля знаний студентов вуза // Формирование этнокультурной и межконфессиональной толерантности в поликультурном образовательном пространстве. / Материалы Международной научно-практической internet- конференции для преподавателей, научных работников и молодых ученых, докторантов, аспирантов. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2012. - С. 86-89.

7. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Эффективность модульно-рейтинговой системы в повышение качества обучения. // Современное вузовское образование: теория, методология, практик / Материалы Международной учебно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - С. 192-193.

8. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Организация самостоятельной работы студентов в вузе. // Наука и образование: актуальные вопросы модернизации / Материалы Международной научно-практической INTERNET-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, посвященной проблемам международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2013.

- С. 155-157.

9. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. // Наука и образование: актуальные вопросы модернизации / Материалы Международной научно-практической INTERNET-конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, посвященной проблемам международного молодежного сотрудничества и общественной дипломатии - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2013.

- С. 153-154.

10. Хазиев Д.Д., Казанина М.А. Повышение качества обучения в условиях комплексной модернизации системы образования. // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы / Материалы международной научно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ,- 2014. - С. 310-312.

11. Игебаева Ф.А. Значение учебных практикумов в активизации самостоятельной работы студентов // Инновационные методы в преподавании социально-гуманитарных наук в вузах и ссузах. Материалы республиканской научной конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - 54 - 57.

12. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 - С.53 - 55.

13. Зайнетдинова Л.Ф. Проблемы повышения качества образования в современном вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Современное вузовское образование: теория, методология, практика Материалы Международной учебно-методической конференции. - Уфа: Башкирский ГАУ, - 2013. С. 34-35.

© Хазиев Д.Д., Казанина М.А.,2016

УДК: 37.018.58

Н.С. Хацаюк, К.п.н., доцент кафедры педагогики, факультет психологии, Таврическая академия федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

г. Симферополь, Российская Федерация

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Аннотация

В статье рассмотрены различные аспекты понятия «авторская школа», раскрыты характерные

признаки инновационных и экспериментальных школ. Теоретически доказано, что экспериментальное учебное заведение, инновационная школа и авторская школа являются синонимичными по значению понятиями.

Ключевые слова

Инновация, эксперимент, авторская школа, инновационная школа, экспериментальная школа.

Движущей силой системных изменений в обществе и экономике является сфера образования. Государство ожидает от системы образования формирования интеллектуальной и технологической платформы для быстрого переориентирования самой системы образования на всех ее уровнях и перехода в новое качественное состояние, способное обеспечить воспроизводство носителей ценностей, моделей и технологий инновационного стратегического развития России. Поэтому одним из стратегических направлений в образовании является поиск новых моделей образовательных организаций и активное проведение в них экспериментально-исследовательской деятельности. Условием успешного выполнения обществом образовательной функции в контексте обновленной парадигмы образования является деятельность современных экспериментальных образовательных организаций, которые выступают постоянно действующим фактором развития школьного образования.

В настоящее время экспериментальная деятельность средних общеобразовательных школ получила широкое распространение. В ней принимают участие как отдельные учителя, так и педагогические коллективы школ, руководители всех уровней. Бесспорно, экспериментальная работа неразрывно связана с модернизацией российского образования, основными итогами которой являются: создание единой сети экспериментальных школ, обеспечение вариативности образовательных процессов, стимулирование педагогического творчества и инновационной деятельности. Все указанное обусловливает целесообразность теоретического уточнения сущности понятия «экспериментальная школа».

Проведенный анализ научно-педагогической литературы показал, что большое значение в проведении педагогического поиска по интерпретации феномена «авторская школа» имели научные исследования Б. Бим-Бада, С. Гончаренко, Т. Перекрестовой, Н. Побирченко, А. Савченко, А. Сарановой, А. Сидоркина, Т. Цырлиной, Ю. Юрчонок. Вопрос о сущности понятия «инновационная школа» и раскрытие ее свойств нашли отражение в трудах Л. Даниленко, Р. Дэвиса, Н. Дичек, Т. Ковалевой, Т. Перекрестовой, М. Поташника, Г. Селевко, М. Томаса. Проблемам становления и развития экспериментальных школ посвящены исследования А. Джуринского, Э. Днепрова, А. Поповой, А. Сбруевой.

Предпосылками возникновения экспериментальных учебных заведений были авторские школы. Термин «авторская школа» появился в научном поле СССР лишь в середине 80-х годов ХХ века, когда в клубе творческой педагогики «Эврика» при «Учительской газете» (г. Москва) впервые был проведен конкурс с одноименным названием и победителям этого конкурса присваивался статус «Авторская школа». Однако такое толкование термина «авторская школа» позволяло в качестве авторских школ рассматривать примеры отечественных и зарубежных учебных заведений, в которых с древнейших времен реализовывались новые педагогические идеи и концепции и оригинальные учебно-воспитательные системы.

Термин «экспериментальная школа» получил распространение с середины 90-х годов прошлого века и закрепил творческие поиски педагогов, а также изменения в сфере образования. Однако считаем, что основы экспериментальных учебных заведений в истории педагогики были заложены гораздо раньше. Итак, обоснуем соотношение терминов «авторская школа», «инновационная школа» и «экспериментальная школа» в научно-педагогической литературе.

Начнем с определения термина «авторская школа». Исследователи по-разному интерпретируют этот феномен, делая упор на различных аспектах его сущности. Так, Б. Бим-Бад определяет авторскую школу как «экспериментальный образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепциях, разработанных отдельным автором или авторским коллективом» [1, с. 11]. Г. Селевко характеризует авторскую школу как «учебно-воспитательное учреждение, которое построено на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и

представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий)» [3, с. 218]. Н. Побирченко, считает, что это «гуманистическое учебно-воспитательное учреждение, идея создания которого принадлежит педагогу-создателю, который разработал и положил в основу его деятельности собственную концепцию развития школы, основой которой является триада» ребенок - учитель - родители», что обеспечивает эффективное функционирование и стабильные положительные результаты» [2, с. 36]. Ю. Юрчонок характеризует авторскую школу как «гуманистическое, экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, в котором реализуется оригинальная целостная инновационная педагогическая система, субъектами деятельности которой становятся педагогический коллектив, ученики, родители в тесном взаимодействии, сотрудничестве и партнерстве, что обеспечивает стабильные положительные результаты и длительное эффективное функционирование» [6, с. 9]. Т. Цырлина, исследуя социокультурный феномен авторской школы ХХ века, определяет ее как «учебно-воспитательное учреждение со специфической уникальной культурой, созданный педагогом-учредителем или его последователями на базе разработанной им авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, ученики и их родители, обеспечивает школе эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты» [5, с. 24]. А. Сидоркин выражает мнение, что характерными признаками авторской школы является наличие педагога-лидера, директора-автора, четко сформулирована концепция школы, существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики [4, с. 22].

Таким образом, основной составляющей дефиниции «авторская школа» является обязательное наличие создателя (автора, педагога-лидера или авторского коллектива), который выступает учредителем в создании и внедрении оригинальной психолого-педагогической концепции учебно-воспитательного заведения. Поэтому авторскую школу в истории педагогики зачастую называют по имени своего создателя (автора).

Близким к понятиям «авторская школа» и «инновационная школа» является термин «экспериментальная школа». Экспериментальные учебные заведения, по мнению профессора А. Джуринского, существовали еще с XVII века. в Западной Европе и Северной Америке и в течение последних десятилетий ХХ в. превратились в постоянно действующий фактор развития школьного образования. Эти учреждения имели двойное назначение - как центры педагогических поисков и как популяризаторы новых подходов в учебно-воспитательном процессе. Джуринский экспериментальные учебные заведения подразделяет на четыре вида: школы, которые реализуют новую педагогическую концепцию; базовые школы при научно-педагогических центрах; образцовые школы, где шлифуются традиционные методики обучения и воспитания; опытные школы, в которых осуществляют оригинальные педагогические идеи. Кроме того, на рубеже XIX-ХХ вв. школа, которая осуществляла экспериментальную деятельность получила название «новая школа». Поэтому согласны с обоснованием А. Поповой относительно тождественности терминов «новая школа» и «экспериментальная школа».

Таким образом, опираясь на выводы А. Джуринского и А. Поповой, считаем, что образцовые и опытные учебные заведения, а также «новые школы» являются разновидностями экспериментальных школ и будем рассматривать термин «экспериментальная школа» в двух плоскостях: - как авторскую школу (при условии присутствия автора этой идеи), поскольку в ней реализуется целостная оригинальная концепция и она является «центром новых педагогических поисков»;

- как инновационную школу, если в ней «реализовываются нетрадиционные решения, связанные с методами, формами, содержанием обучения» и популяризируются новые подходы в учебно-воспитательном процессе.

Заметим, что в истории педагогики экспериментальные учебные заведения представлены «авторскими школами», поскольку именно в них проверялись, производились или обосновывались новые для своего времени педагогические идеи, а также практический опыт учителей» [1, с. 324]. Считаем, что такое толкование экспериментального учебного заведения также дает возможность понимать этот термин в двух плоскостях, поскольку глаголы «проверяются» и «обосновываются» характеризуют инновационную школу, а глагол «производятся» в случае использования синонимического - «создаются», более характерен для

авторской школы.

Э. Днепров и Т. Перекрестова называют экспериментальными школами такие, в которых отрабатываются различные новые модели (проекты, системы) образовательной деятельности и основным акцентом деятельности является педагогический эксперимент. Приведенные точки зрения доказывают, что главным признаком экспериментальной школы является проведение эксперимента. Под педагогическим экспериментом в контексте исследования понимаем опытную проверку результатов внедрения инноваций, разработки и отработки новых (усовершенствованных) идей (концепций).

Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволил уточнить сущность понятия «экспериментальная школа» и определить экспериментальными учебными заведениями такие, в которых реализуется педагогический эксперимент по внедрению, разработки и отработки новых для своего времени идей, средств, технологий. А также считать экспериментальное учебное заведение, инновационную школу и авторскую школу синонимичными по значению понятиями и в понимании экспериментального учебного заведения рассматривать также деятельность авторских и инновационных школ.

Таким образом, опираясь на приведенные рассуждения, в рамках исследования выделяем такие параметры экспериментальной школы:

- проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению инноваций в учебно-воспитательный и (или) управленческий процессы учебного заведения автором педагогической инициативы;

- внедрение оригинальной педагогической идеи (концепции), основанной на личной теории автора и в результате внедрения которой создается новая педагогическая система школы;

- совершенствование и разработка технологии переноса ранее известных ведущих психолого-педагогических концепций в деятельность учебного заведения, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Уточнение понятия «экспериментальная школа» позволит обосновать систему научно-методической работы с педагогическими кадрами в этих учебных заведениях, призванной сформировать новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, новое педагогическое мышление педагогов, новое отношение учителей к своей деятельности; удовлетворить интересы педагогических коллективов в постоянном повышении профессионального уровня в соответствии с конъюнктурой рынка педагогического труда и обеспечить эффективную подготовки педагогических работников к осуществлению экспериментально-исследовательской деятельности.

Список использованной литературы

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

2. Побiрченко Н. С. Змютовий аспект поняття „авторська школа" // Вюник Житомирського державного ушверситету iменi 1вана Франка. - Вип. 36. - Житомир, 2007. С. 33-37.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 225 с.

4. Сидоркин А. М. Единство организованности и общинности как условие становления и развития гуманистической воспитательной системы школы // Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. М., 1992. С. 112-119.

5. Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа как социокультурный феномен ХХ века: автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1999. 54 с.

6. Юрчонок Ю. В. Авторська школа як шновацшна сощально-педагопчна система // Науковi пращ Донецького нацюнального техшчного ушверситету. Сер.: Педагопка, психолопя i соцюлопя. - Донецьк : ДВНЗ „ДонНТУ", 2009. - Ч. I. - Вип. 5. - С. 59-62.

© Хацаюк Н.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.