Научная статья на тему 'Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе'

Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / EXPERT APPRAISAL OF EDUCATION QUALITY / EXPERT EXAMINATION / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалев Борис Андреевич

В статье раскрываются понятия «экспертное исследование» и «оценочная экспертиза» в применении к практике внутренней оценки качества образования в вузе. Автор статьи описывает предмет и цели оценочной экспертизы в вузе, отмечает ее актуальность в системе управления качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of expert examination of professional higher education quality

The article explains the meaning of the notions "expert investigation" and "expert appraisal" as applied to the internal quality evaluation in a higher education institution. The author describes the object and aims of expert examination, notes its importance in the system of education quality management.

Текст научной работы на тему «Сущность оценочной экспертизы в области качества профессионального образования в вузе»

Знание иностранного языка, массовое владение им в эпоху глобализации и в условиях модернизации экономики и образования становится насущной потребностью для страны. Внедрение методической концепции информатизации лингвистического образования обеспечит не только значительное повышение эффективности обучения, но и повышение доступности иноязычного образования для тех, кто в настоящее время лишен такой возможности по состоянию здоровья (инвалиды), демографическим, географическим или экономическим причинам.

Сущность оценочной

бл. жшалш, профессор, экспертизы в области

НЛУим. Н.А. Добролюбова качества ПрофессИоналЬноГО

образования в вузе

В статье раскрываются понятия «экспертное исследование » и «оценочная экспертиза» в применении к практике внутренней оценки качества образования в вузе. Автор статьи описывает предмет и цели оценочной экспертизы в вузе, отмечает ее актуальность в системе управления качеством образования.

Ключевые слова: оценочная экспертиза качества образования, экспертное исследование, управление качеством образования.

Среди множества проблем, возникающих перед высшими учебными заведениями в XXI в., проблема качества образования, несомненно, является наиболее важной. В соответствии с принципами университетской автономии, декларируемыми в международных и российских документах о качестве образования, гарантии и ответственность за обеспечение качества высшего образования возлагаются в первую очередь на сами учебные заведения. Так, в Бергенской декларации от 20 мая 2005 г. вузам стран-участниц Болонского процесса рекомендуется приложить усилия для повышения качества своей деятельности посредством системного внедрения внутренних механизмов контроля качества и прямой корреляции внутренних схем с внешними системами гарантии качества [1].

Как показывает анализ понятия качества [2], оценка выступает существенным элементом системы управления качеством образования в вузе, да-

ющим возможность констатировать имеющийся уровень качества и прогнозировать возможность его повышения. Таким образом, формирование надежной управляемой системы обеспечения и гарантии качества является одной из основных задач модернизации профессионального образования в вузе.

Цель данной статьи - рассмотреть оценку качества профессионального образования с точки зрения экспертного подхода, позволяющего трактовать оценку качества как оценочную экспертизу.

Экспертиза в ее традиционном понимании - как способ изучения образовательных процессов и явлений - в последние годы получила достаточно широкое распространение в практике образования (например, говорят об экспертизе инновационных проектов, авторских программ, учебно-методических материалов, научных исследований и т.д.). Экспертная деятельность рассматривается как необходимая со-

ставляющая должностных обязанностей многих специалистов высшей школы - руководителей, методистов, преподавателей. Создаются экспертные комиссии для внешней оценки качества вузовского образования, аттестации педагогических кадров, экспертные советы для оценки качества учебнометодической продукции. В теорию педагогики активно вводятся такие понятия, как «педагогический аудит», «гуманитарная экспертиза», «психолого-педагогическая экспертиза », «общественная экспертиза», «государственная экспертиза» (С.Л. Братченко, Д.Д. Иванов, Е.Л. Иванова, А.Н. Тубельский, И.Г. Шестакова и др.). В условиях повышения ответственности образовательных учреждений за качество своей деятельности понятие «экспертизы» должно подразумевать внутреннюю экспертизу и самоэкспер-тизу.

Востребованность процедур экспертизы в современной практике управления вузом обусловливает необходимость теоретического осмысления и разработки на этой основе методикотехнологической базы осуществления экспертно-оценочной деятельности в области качества образования.

Экспертиза в образовании неразрывно связана с процессами непрерывных изменений, которые оно претерпевает. Факт непрерывной эволюции образования очевиден, однако природа этого процесса и возможности управления им изучены еще недостаточно. Один из плодотворных подходов к пониманию особенностей и механизмов раз-

вития образования связан с рассмотрением последнего как сложной социально-культурной системы в рамках общей теории систем (В.Г. Афанасьев, Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин). С точки зрения системного подхода управление образованием представляется как результат взаимодействия теории и практики координирования деятельности образовательных систем на разных уровнях: глобальном (в мире), общесистемном (в стране), на уровне особенного (в вузе), на уровне единичного(в вузе конкретного профиля).

Со сменой исторических эпох неизбежно происходит и смена социокультурных типов образования. Поэтому в данной сфере не существует универсальной методологии управления, отвечающей запросам любого социума в каждую историческую эпоху. Это положение в полной мере относится к проблеме оценки качества образования, поскольку представления о качественном образовании исторически конкретны и непосредственно связаны с его социокультурным типом.

Назначение оценочной экспертизы как особого метода изучения качества образовательной системы вуза и осуществляемых в нем процессов и явлений состоит в том, чтобы служить средством ее самопознания и рефлексии. Исходя из этого, экспертиза, осуществляемая для оценки качества образования в вузе, не может быть эпизодическим явлением. Она должна носить регулярный характер, что делает ее обязательным компонентом целостной системы управления качеством образования в вузе, с одной стороны, и образовательной системы вуза - с другой.

Появившиеся в последние десятилетия новые формы управления образовательными системами, основанные на идеях демократизации, социального партнерства, государственно-общественного управления, свидетельствуют о внедрении в теорию и практику управления образованием так называемого партисипативного подхода, предполагающего активизацию субъектов образовательного процесса в том смысле, что каждый участник должен подвергать этот процесс рефлексии. Идея партисипативности затрагивает не только учащихся, но и весьма широкий круг людей, заинтересованных в качественных результатах образования. Заказчики качественного профессионального образования и его оценочной экспертизы в вузе представлены несколькими группами: общественность, государство в лице работников системы управления образованием, работодатели, студенты, администрация вуза, преподаватели.

В самом общем виде конечной целью любой экспертизы является ответ на поставленные заказчиками вопросы. Вопросы, предлагаемые для экспертного рассмотрения, определяются заказчиками на основе реальных потребностей развивающихся соци-

альных практик (культурной, образовательной, профессиональной, управленческой и др.) и субъектно-личностных потребностей в том или ином качестве вузовского образования. Очевидно, что цели, преследуемые разными группами заказчиков, могут быть различными. Однако можно выделить некие общие цели, характерные для оценочной экспертизы в вузе:

• создание информационной основы для принятия управленческих решений;

• проведение педагогического аудита инноваций в вузе;

• легитимация и тиражирование авторских программно-методических и учебных материалов, способствующих развитию образовательного процесса в вузе.

Названные цели конкретизируются в задачах, которые решаются непосредственно в оценочно-экспертной деятельности и определяются опытным путем. Разработка типологии экспертных задач в области качества образования в вузе, осуществляемая автором статьи в настоящее время, позволит упорядочить все множество вопросов, возникающих в процессе его оценки.

Исходя из анализа сложившейся практики [3] и понимания качества образования как многомерного феномена [4], правомерно выделить следующие функции оценочно-экспертной деятельности: прогностическая, нормативная, оценочная, исследовательская, развивающая. Остановимся на их краткой характеристике.

Прогностическая функция связана с экспертизой концепций, программ, пособий, проектов, направленных на инновационное развитие характеристик образовательного процесса, системы вуза в целом или ее компонентов. При этом оцениваются, с одной стороны, актуальность и обоснованность

поставленных целей, а с другой - реальность их достижения с помощью предлагаемых механизмов. Прогностическая экспертиза должна быть непрерывной и включать оценку не только самого проекта, но и процесса его осуществления в соответствии с заявленными этапами, а также перспектив его внедрения.

Нормативная функция реализуется при экспертизе нормативно-правовых документов (положений, принятых в вузе, учебных программ и т.д.). Нормативная экспертиза предполагает оценку соответствия внутривузов-ской документации существующим нормативно-правовым документам более высокого уровня; после нее осуществляется оценка содержания документа с точки зрения его влияния на образовательную практику вуза.

Оценочная функция экспертизы связана с оценкой результатов профессионального образования в вузе. При этом оцениванию подлежат не только те результаты, которые демонстрируют студенты в настоящий момент, но и предыдущие. Полученная при этом информация дает основание для выявления положительной или отрицательной динамики подготовленности студентов в соответствии с определенными критериями.

Исследовательская функция проявляется в первую очередь при экспертизе инновационных процессов в вузе. В этом случае в центре внимания находится не описание результатов инновационной деятельности или этапов развития вуза, а текущая практическая деятельность образовательного учреждения. Исследовательский характер оценочной экспертизы проявляется в теоретической реконструкции и осмыслении наблюдаемой практики, в обнаружении принципиально новых явлений, в определении перспектив развития.

Системообразующей в оценочной экспертизе является развивающая функция. Это значит, что в ходе экспертизы осуществляется анализ того или иного объекта, осмысление и поддержка его дальнейшего развития.

Запрос на экспертизу со стороны образования обусловлен прежде всего необходимостью изучения и осмысления того нового, что возникает в процессе его функционирования и свидетельствует о его динамике. Т аким образом, объектом экспертизы является образование в динамике, понимаемое как все многообразие инновационных явлений и процессов, обеспечивающих повышение качества образования в вузе и его системное развитие в целом.

Экспертиза становится своеобразным организующим началом для инновационных поисков, проводимых с целью повышения качества образовательной деятельности вуза. Определение потенциала развития, перспективности отдельных новаций, их поддержка и стимулирование образуют тот специфический ракурс, который отличает оценочную экспертизу от других методов изучения образовательной реальности. Следовательно, предметом оценочной экспертизы в вузе выступает потенциал его развития, т.е. повышения качества профессионального образования, заложенный в инновационных процессах.

Отличительные характеристики оценочной экспертизы в области качества образования определяются, во-первых, самой природой инновационных явлений и, во-вторых, спецификой ее (экспертизы) целей и задач.

Инновационные явления в современном вузовском образовании характеризуются вариативностью форм и проявлений. Их отличает целый ряд особенностей: новизна концептуального подхода автора к практике обуче-

ния, новизна метода, формы организации или применяемых средств и т.д. Эта уникальность предопределяет особую гибкость экспертного исследования. Оно предполагает конструирование новых алгоритмов каждый раз заново, гибкий выбор методов и средств изучения, адекватных конкретному объекту экспертизы,разработку перспективных линий развития и закрепления достижений в области качества образования. Это отличает его от контрольно-проверочных форм изучения образовательной практики, базирующихся на определенных традиционных алгоритмах и диагностических средствах и сличении полученных результатов с заранее заданным эталоном. Важным условием эффективности экспертного исследования является участие разработчиков инноваций в осмыслении и обсуждении всех аспектов полученной информации и перспектив ее использования для повышения качества образования.

Специфической чертой экспертного исследования является необходимость рассмотрения новшества в логике его принципиальной самоидентичности и неповторимости. Другой его особенностью является гуманитарный характер - в центре экспертного исследования в области образования всегда находится личность человека, обучающегося и/или обучающего. Это диктует необходимость выбора соот-

ветствующих ценностных ориентаций и принципов, средств и методов изучения.

Итак, оценочную экспертизу в области качества образования в вузе можно определить как особый метод изучения инновационных явлений и процессов в вузовском образовании с целью выявления в них потенциала повышения качества образования и развития системы образования вуза в целом. Отличительными особенностями оценочной экспертизы являются гуманитарная методология познания, гибкость в применении конкретных методов и средств исследования, практикоориентированный характер.

Литература

1. Общеевропейское пространство высше-

го образования — достижение целей. Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование // Высшее образование в России. 2005. № 10.

2. Жигалев Б.А. Педагогическая система

оценки качества образования в современном вузе(теоретико-методологичес-кий аспект): Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. 115 с.

3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную

экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 183 с.

4. Кайнова Э.Б. Качество образования и спо-

собы его измерения / Науч. ред. Ю.В. Шаронин. М.: АПКиППРО, 2006. 120 с.

ZHIGALEVB. THE ESSENCE OF EXPERT EXAMINATION OF PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION QUALITY

The article explains the meaning of the notions “expert investigation” and “expert appraisal” as applied to the internal quality evaluation in a higher education institution. The author describes the object and aims of expert examination, notes its importance in the system of education quality management.

Keywords: expert appraisal of education quality, expert examination, education quality management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.