Научная статья на тему 'Сущность организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий'

Сущность организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНИЯ / ADAPTIVE MODEL / CONTROL SYSTEM / REGULATOR OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глаголев С. П.

В статье предлагается классифицировать элементы системы адаптивности как изменения параметров внутренних и внешних свойств объекта с целью обеспечения устойчивого функционирования по функциональному критерию. Адаптивной моделью системы управления объектом предлагается называть такую модель, где в результате изменения параметров внутренних и внешних свойств объекта происходит соответствующее изменение структуры и параметров регулятора управления с целью обеспечения устойчивого функционирования объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF ADAPTATION OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article deals with the system of adaptability and classification of its elements viewed as changing parameters of internal and external properties of an object necessary for steady functioning. In the adaptive model of a control system there is a respective alteration of structure and parametres of a regulator of management as a result of change of parametres of internal and external properties of the object.

Текст научной работы на тему «Сущность организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий»

♦

курентные преимущества региона для реализации экспортного потенциала.

Исходя из изложенного и с учетом российской и мировой практики, необходимо разработать систему мер содействия развитию экспортной деятельности в регионе. Предлагается разработать и принять программу развития экспорта Дагестана, т.е. создать в республике систему поддержки экспорта, консолидирующую усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций на основе единой региональной политики и программных методов. Так как государственная поддержка развития предприятий республики осуществляется в рамках отраслевых программ (развитие промышленности, туризма, малого предпринимательства и т.д.), в программе развития экспорта необходимо использовать систему мер стимулирования экспорта и реализовать экспортную политику по следующим направлениям:

- изучение внешнего рынка, участие в работе межправительственных комиссий;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- формирование и реализация базы инвестиционных проектов и высокоэффективных экспортных контрактов;

- финансирование экспорто-ориентированных проектов в сфере малого и среднего бизнеса;

- создание Дагестанского центра содействия экспорту, содействие развитию торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ;

- проведение ежегодного конкурса «Лучший республиканский экспортер», финансирование НИОКР;

- поддержка работ по сертификации экспорто-ори-ентированных производств;

- стимулирование участия в выставках;

- издание информационных материалов и каталогов об экспортном потенциале и инвестиционных возможностях республики;

- создание специальной Интернет-страницы;

- проведение семинаров и конференций по проблемам выхода на внешний рынок;

- повышение квалификации представителей бизнеса в рамках «Президентской программы».

Реализация этих мероприятий может быть осуществлена в виде прямого кредитования, субсидирования, предоставления налоговых льгот, таможенно-тарифных льгот (снижение экспортных пошлин и налога на прибыль), поручительства на получение ссуд из федерального бюджета, льготных сроков предоставления инвестиционного налогового кредита, участия в международных выставках, создания представительств за рубежом, совместных предприятий с привлечением зарубежных инвестиций и новейших технологий за счет республиканских средств, средств федерального бюджета, внешних инвестиций. Кроме того, необходимо использовать имеющуюся возможность регионов участвовать в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на поддержку экспор-то-ориентированного и инновационного малого бизнеса.

Весьма актуальным остается также вопрос возможной передачи в бюджет субъектов РФ части таможенных платежей (10 - 15%), полученных от экспорта продукции высокой степени переработки (это будет стимулировать диверсификацию экспорта и промышленное развитие), с условием целевого использования средств на развитие внешнеэкономической деятельности региона (при четком определении условий и способов использования средств). Данная мера станет мощным импульсом для исполнительной власти регионов по налаживанию работы с региональными экспортерами, при этом не повлечет значительных потерь для федерального бюджета.

1. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. № 2 - 3. С. 29 - 34.

2. Нагдиев С.А., Черковец О.В., Газимагомедов РК. Глобализация мировой экономики и регионы России. М., 2005.

3. Сборник законодательства Российской Федерации. Кон-сультантПлюс. Регионы.

УДК 658:338.24

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В основе функционирования любого промышленного предприятия лежат положения, ставшие на практике эмпирическими законами. Не вызывает сомнения, что любая производственная система должна быть ориентирована на приспособление к условиям внешней среды. При этом процесс переориентации системы должен идти параллельно изменению среды, а не следовать за ним.

В общем виде деятельность промышленного предприятия, как и любой другой сложной системы, представляет собой серию взаимосвязанных и параллельно протекающих процессов, позволяющих реализоваться программам стратегического и тактического развития. К таким процессам относятся:

- производство;

- инвестирование;

С.Н. Глаголев,

первый проректор Белгородского государственного технологического университета, соискатель кафедры1 экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

- исследования и разработки (инновационный процесс);

- движение финансовых потоков;

- маркетинг;

- бухгалтерский и управленческий учет как процесс сбора информации о предприятии;

- обеспечение стратегической информации о внешней среде;

- управление персоналом, производством, финансами, качеством, инвестициями, инновациями и т.д.;

- стратегический менеджмент.

Предлагается классифицировать элементы адаптивности по функциональному критерию, т.е. привести их в соответствие с указанными процессами. В этом случае можно определять:

1. Адаптивность производственной системы как способность реагировать:

- на изменения параметров исходного сырья и материалов;

- на изменения вида (конструкторско-технологических характеристик) продукции и объемов производства;

- на изменения отдельных технологий или оборудования в рамках технологического процесса.

2. Адаптивность системы управления, в составе которой отдельно выделяется:

- гибкость структуры управления;

- адаптивность стратегического планирования;

- скорость принятия решений и их исполнения.

3. Адаптивность финансов предприятия.

4. Адаптивность материального обеспечения и сбытовой политики.

5. Инновационная адаптивность.

6. Адаптивность системы информационного обеспечения.

Выделение функциональных элементов адаптивности в отличие от упомянутой выше классификации элементов адаптивности производственной системы является удобным с точки зрения практической работы в области повышения восприимчивости предприятия к изменениям, так как соответствует существующим на практике процессам, характеризующим предприятие как систему.

Представляется необходимым кратко пояснить основные различия между классификациями процессов и элементов адаптивности. В предлагаемой классификации элементов не выделен такой функциональный элемент, как маркетинг Это объясняется тем, что маркетинг сам по себе не может быть неадаптивным к потребностям рынка, поскольку главной целью маркетинга является создание товара, который полностью удовлетворял бы требования клиента. Достижение этой цели предполагает постоянное изучение рыночной конъюнктуры и предвидение ее изменений. Таким образом, само по себе наличие службы маркетинга на предприятии (при условии ее надлежащей работы) увеличивает его адаптивность к изменениям рыночной среды. В предлагаемую классификацию включены отдельные элементы, входящие в систему маркетинга: информационное обеспечение, дающее представление о конъюнктуре рынка, материальное обеспечение и сбыт как процессы, напрямую связанные с потребностями клиентов, а также инновации в части, касающейся разработок нового товара.

Адаптивность финансов предприятия определяется такими позициями, как управление структурой капитала, использование эффекта финансового левериджа, повышение ликвидности активов в пределах, определяемых отраслевой спецификой, повышение эффективности использования капитала, определяемое динамикой показателей оборачиваемости и доходности, стратегии реинвестирования доходов и т.д. Рост гибкости финансов будет означать повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, предотвратит вынужденное использование источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях.

Адаптивность материального обеспечения и сбытовой политики во многом определяется решением вопроса об оптимальной величине товароматериальных запасов, что позволяет, с одной стороны, обеспечить бесперебойные поставки покупателям и производственный процесс, а с другой - предотвратить существование сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов. Повышение адаптивности материального обеспечения позволит промышленному предприятию избежать неблагоприятных изменений в портфеле заказов, потерь долгосрочных контрактов, вынужденных остановок и нарушений производственного процесса.

Создание оптимальной структуры организации -вопрос, широко обсуждаемый в специальной литературе. Тип организационной структуры влияет на интенсивность создания новых продуктов, что позволяет говорить о более или менее высокой степени адаптивности структур. Рассмотрение процесса создания нового продукта, состоящего из двух стадий: инициации (создание, отбор и концептуальное тестирование идей) и внедрения (разработка, пробный маркетинг и запуск продукции в массовое производства), дает основания говорить о следующем влиянии структуры на создание нового продукта. Проектные и матричные структуры, обеспечивая высокий уровень коммуникативности и сотрудничества, а также наличие у группы разработчиков общих целей, в значительной мере стимулируют процесс инициации идей. Функциональная структура более эффективна на стадии внедрения, когда основная идея нового продукта уже выработана, а значительные изменения на стадии внедрения приводят к увеличению затрат времени и финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Структура управления оказывает влияние и на скорость принятия решений как составляющую адаптивности управления. Децентрализованные структуры или структуры с неглубокой иерархией позволяют получить прямой доступ к информационным, материальным и трудовым ресурсам, что ускоряет процесс принятия решений в целевой сфере.

На приведенном ниже рисунке (рис. 1) представлен переход от существующего состояния (пунктирные линии) предприятия к будущему (сплошные линии) и изменения стоимостных, интеллектуальных и временных затрат Точка X соответствует реальной ситуации предприятия. Существующая возможность замещения ресурса предполагает смещение вершин тетраэдра по осям в фиксированной пропорции. Наиболее вероятно смещение вдоль оси денежных ресурсов (в сторону увеличения) с одновременным уменьшением кален-

дарных и человеческих ресурсов. При этом объем тетраэдра остается постоянным. В случае дополнительных ресурсов происходит увеличение объема тетраэдра. Данная модель применима к любым социальноэкономическим системам. Чем более сложной является система, тем менее масштабен проект ее преобразований.

Рис. 1. Общая сумма затрат на развитие предприятия

Данный подход не противоречит конечной стадии развития системы-самоорганизации как свойству системы обретать пространственную, временную или функциональную структуры без специфического воздействия из вне. Чтобы управлять изменениями (рис. 2) в современных условиях глобализации экономики и развитой информационной сети, необходимо регулировать фактор риска на всех уровнях управления предприятием.

Рис. 2. Оценка уровня сопротивления изменениям, возникающим в процессе производственно-финансовой деятельности предприятия и определяющим возникновение рисков

Определим риск как адекватную характеристику уровня неопределенности, связанную с возможностью возникновения в ходе реализации проекта проявления

факторов внешней и внутренней сред, с возможностью отклонения реального протекания управляемого (наблюдаемого) процесса от предполагаемого сценария и в итоге - от ожидаемого результата (цели). При таких условиях стратегическое управление представляет собой гибкую реакцию на изменяющуюся внешнюю среду и рассматривается как постоянная и упреждающая реакция на модификацию потребностей и предпочтений потребителей.

Введение в модель состояний внутренней и внешней среды дает возможность разместить конкурентную стратегию параллельно с функциональными стратегиями (таблица).

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем: заключение арендных договоров со структурными подразделениями; создание дочерних фирм; передачу, продажу и коммерческое использование объектов социальной сферы; выделение, продажу непрофильных, не соответствующих стратегической концепции предприятия подразделений и видов бизнеса, а также формирование крупных производственных комплексов из технологически связанных предприятий.

Можно провести параллель между гибкостью предприятия, реагирующего на потребности рынка, и адаптивностью его производственной системы, которая рассматривалась отечественными исследователями. Под адаптивностью понимается процесс целенаправленного изменения параметров, структуры и свойств объекта в ответ на происходящие изменения [1]. С точки зрения современных стратегических подходов к управлению адаптивность и гибкость не могут расцениваться как синонимы. Адаптивность предполагает переориентацию системы, следующую за произошедшими изменениями внешней среды, а гибкость обеспечивается только при условии предвидения будущих изменений до их наступления, лишающего предприятие возможности реагировать. Автор убежден, что адаптивность предполагает изменение параметров внутренних и внешних свойств объекта с целью обеспечения устойчивого функционирования объекта. Именно с этих позиций автор считает целесообразным рассматривать сущность и содержание организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий.

о.

0

1

Вертикальная и горизонтальная декомпозиция бизнес-модели промышленного предприятия

Факторы внешней среды

Технологии Финансовые рынки Материальные ресурсы Ры нки сбыта Рынок труда Научно-технический прогресс Коммуникации

Стратегии

Технологическая Финансово- инвестиционная Ресурсно- рыночная Конкурент- ная Социальная Инновационная Информацинно-анали- тическая

Цели

Управление производством Управление финансами Логистика Маркетинг Управление персоналом Инновационный менеджмент Управление риском

Факторы внутренней среды

Производство Финансы Снабжение Сбыт Персонал НИОКР (Информационные сети

♦-------------------------------------------------

Все вышеизложенное дает основания утверждать, что сущность и содержание организационно-экономического механизма адаптации промышленных предприятий можно представить в адаптивной модели системы управления, которая описывает данный механизм, позволяет строить систему управления предприятием на критериях адаптивности. Адаптивной моделью системы управления объектом предлагается называть та-

кую модель, в которой в результате изменения параметров внутренних и внешних свойств объекта происходит соответствующее изменение структуры и параметров регулятора управления с целью обеспечения устойчивого функционирования объекта.

1. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. М., 2000.

УДК 338.24

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО

А.В. Горбунова,

соискатель кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

Переход промышленности на рыночные отношения, стремление предприятий самостоятельно выйти на международный рынок требуют неустанной работы по повышению качества продукции. Подход к стратегии предпринимательства должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек производства. В современных условиях управление организацией как экономической системой требует решения многочисленных проблем, обусловленных дальнейшим повышением степени неопределенности, неустойчивости рыночной среды, глобализацией мировых отношений. Кроме того, распространенные представления о преуспевающей фирме как о структурно стабильном и полностью (централизованно) управляемом предприятии с жесткой функциональной иерархией уступают место идеям о самоконтроле организации и самоорганизации как формам адаптации к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Неудовлетворительная организация управления наносит предприятиям огромные убытки. Выводы о перспективности вложений средств, об изменении характера и объемов финансирования тех или иных направлений, не подтвержденные объективной оценкой текущей ситуации, влияний внешних и внутренних факторов, влекут за собой непоправимый вред и могут привести к банкротству фирмы. Существующий сегодня процесс управления затратами на качество даже в общем виде, без учета действия специфических факторов конкретной отрасли слишком далек от совершенства.

В связи с этим необходимой становится разработка проблем управления затратами на качество продукции промышленного предприятия. В данном контексте большое значение имеет вопрос о применении контроллинга и его месте в управлении затратами на качество продукции промышленных предприятий. Использование механизма контроллинга с учетом требований социальной ответственности менеджмента позволит обеспечить переход российских организаций к новому качеству экономического роста в рыночных условиях [1].

Современные условия функционирования промышленных предприятий выдвигают требования совершенствовать управление качеством производимой продукции в части оптимизации затрат. Уровень оперативности и надежности учета и контроля, глубина анализа при этом должны быть настолько высоки, чтобы возникала необходимость создания единого информационного обеспечения этих функций управления и их интеграции в единую систему [3].

Решение этих задач предполагает использование наиболее прогрессивных концепций и инструментов менеджмента. Одним из важнейших направлений в развитии теории и практики управления и совершенствования организации планирования, учета контроля и анализа затрат на качество является контроллинг затрат на качество, реализация которого позволяет в нужные сроки и качественно предоставлять необходимую информацию на различные уровни управления [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.