Сущность обрядовой культуры древней руси
Клопыжникова Анастасия Александровна - аспирантка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
Аннотация. В статье исследуется сущность и существо обрядовой культуры Древней Руси как основы формирования образа жизни, жизненного уклада, формирования национального характера и национальной культуры.
Ключевые слова: обряд, ритуал, церемония, традиционный церемониал, обрядовая культура.
В культуре Древней Руси было множество разнообразных обрядов и ритуалов. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Вся жизнь людей (образ жизни) была обрядово оформлена, ритуализированна.
Согласно общепринятому определению, обряд, ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии. Термин «обряд» может отождествляться с терминами «традиция», «обычай», «ритуал», «нравы». Но понятие «обряды» не следует сшивать с более широким понятием «обычай». Обычай - это издавна укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения в определенных ситуациях.. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных обрядов. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки, дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (обряды, связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.). В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений. Обряды, исполнявшиеся индивидуально (и часто тайно), сопровождались у многих народов прозаическими или стихотворными заговорами и присловьями; обряды, исполнявшиеся коллективно (род, племя, община, семья, артель и т.п.), - песнями. Особую группу обрядов образуют так называемые гадания (или магические обряды), предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Магические обряды направлялись на достижение какого-либо конкретного результата, чаще всего люди просто стремились отогнать или отпугнуть враждебные силы. Иногда просили о личном благополучии, излечение от болезни или о благоприятных условиях для будущего урожая. Уже в период капитализма происходят значительные изменения в обрядовой традиции. Этот процесс углубляется в период социалистического переустройства общества. Традиционные обряды, особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых. В СССР и др. социалистических странах формируется новая, социалистическая обрядность. Определяя «обряд» С.А.Токарев писал, что обряд — это такая разновидность обычая, «цель и смысл которой — выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием». В
силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют.
Обряд состоит из следующих компонентов:
• во-первых это символическое действие или ритуальное поведение участников обряда,
• из элементов материальной культуры в виде ритуальной пищи, одежды, атрибутики и речевого поведения участников обряда в словесном и музыкальном выражении.
Суть обряда в том, что вещественное, здешнее, сегодняшнее - на какое-то ограниченное время и в какой-то мере -приобщается к невещественному, нездешнему, вечному и освящается им. Такое приобщение с трудом постигается рассудком, но и само по себе оно парадоксально и сродни чуду.
В старинном обряде много чувства, много зримого, ощутимого, основательного, звучного. Но есть в нем мысль и слово. Обряд есть доброе дело, проникнутое словом. В идеале все это слитно, не живет одно без другого, и нет тут главного и не главного.
Исторически сложилось, что слово (лишь слегка вещественное) отделялось от сугубо вещественного, от действия, становилось самостоятельным. Вместе с развитием умственности, просветительства, литературы оно захватывает культурное и культовое пространство. На него возлагали обрядовые смыслы, а прямое вещественное действие все более рассматривалось как «прочее», второстепенное, грубое, простонародное, внешнее. В сравнении с проверенными на опыте и выверенными наукой технологиями обряд все более проигрывал и оправдывался лишь уважением к старой традиции, то есть становился не более чем нравственной нормой.
В обряде сочетаются постоянство и действие. Первое, как таковое, само по себе, непостижимо породняет нас с иномирным, но непосредственно мы наблюдаем прежде всего действие. Слово в обряде не просто сказывается, не просто произносится - оно, вкупе со всем остальным, совершает и действует. Это - первозданная способность слова. Даже повседневное слово отчасти еще сохраняет эту способность, а сакральное слово - тем более. Таким образом, слово не сопровождает натуральное обрядовое действие, а встроено в него.
Не только сам обряд, но и каждый компонент обряда как семантическая единица выполняет определенную функцию. Несколько обрядов, выполняющие одну функцию в ходе развертывания обрядового текста, образуют обрядовый цикл или комплекс. В свою очередь, несколько обрядовых циклов образуют ритуал, который характеризует определенное социальное событие или действие. Обрядовые ритуалы, характеризующие все стороны жизнедеятельности этноса составляют его ритуальную систему. Ее структура схематически выглядит следующим образом: обрядовое действие - обряд - цикл - ритуал - система.
В научной литературе синонимом понятия «обряд» часто выступает понятие «ритуал».
Ритуал (от лат. гіиа^ - обрядовый, от гіїш - религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.). В древнейших религиях ритуал служил главным выражением культовых отношений. В дальнейшем с развитием мифологической, а затем и религиозно-философской систем формируются мифологическая интерпретации ритуала и ритуальные средства «драматизации» мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат «духовной» стороны (вероучения и чувства) перед ритуалом, практически сохранение религиозных отношений в массах обеспечивается в значительной мере действием традиционных систем ритуала, которые составляют наиболее консервативный элемент религии и истолкование которых изменяется в процессе секуляризации общественной жизни. Это делает необходимым рассматривать различные типы ритуала в их связи с исторически складывавшимися нормативно-ценностными системами общества. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие
правовых норм, системы нравственных представлений, элементов рационального поведения личности и научного сознания вытесняет ритуал на периферию общественной жизни, главным образом в область церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданскую обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).
В любом ритуале существует инвариантный блок обрядов, которые составляют так называемый обрядовый минимум, без которого ритуал не может существовать как символический, ритуальный текст. Обряды не только объективно варьируют (формально и функционально) внутри одного цикла, но и перескакивают из одного цикла ритуала в другой. То же самое относится к обрядовым действиям внутри обряда.
А, церемония, в свою очередь, означает (от лат. саептоша - благоговение; культовый обряд), установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. В переносном значении - о каком-нибудь действии, длительном или совершаемом методически; условность в поведении.
Свое существование человек видел в продолжении того миропорядка, который установил великий и могущественный создатель. Он это делал осознанно, пытаясь умилостивить и приобщиться к могущественной силе, чтобы иметь возможность властвовать над миром как она. Имитируя различные силы природы, поведение животных, человек пытался достичь единства с той неведомой силой, которая представлялась ему в виде животных, а проявления ее могущества и власти в стихиях.
Всю свою жизнь человек пытался подстроить под те циклы природы, которые видел. Но при этом в сознании человека проявлялось одно качество, с которым на протяжении тысячелетий человек нещадно боролся. Свобода - это базовое качество в душе человека, которое отделило его от окружающего, сказало ему, что он иной, нежели все другие существа на земле. Чтобы стереть это различие, человек полностью подчинил свой образ жизни природным циклам, создал различные обряды, которые имитировали природные циклы и вообще любые проявления природы, чтобы слиться с ней, убрать это различие, которое отделяло его от окружающего.
Понимание того, что человек может строить свою жизнь по иному, чем все окружающее, побудило его создать множество обрядов подтверждающих единство с природой. Человек как будто понимал, что живет не так, как другие живые организмы, которым не требовалось этого подтверждения, - они просто жили. Человек же имитировал все природные процессы в своей жизни, а это значит, что он не только таким образом отгораживал себя некоторой неестественностью, имитацией, но и создавал творил свой собственный мир.
Именно в первых обрядах человек закладывал законы своего существования, создавал мир, смыслы в котором были подобны силам, приобщившись к которым можно управлять миром. Стремление достичь единства постепенно преобразовалось в сознании человека в поиски счастья и одновременно в желание управлять миром, быть подобным творцу всего. А пути достижения его заключались в приобщении к силам и смыслам окружающего мира. Искусственное создание ситуации, имитация - это первый творческий процесс человека.
Идеи о счастье и образы его были связаны в сознании человека со смыслами существования окружающего, которые человек пытался превратить в законы для себя и неукоснительно им следовать, лишая себя свободы. Появление образов, укрепляющих в сознании человека эти смыслы и это единство, ознаменовало собой первый творческий процесс и начало культуры и цивилизации. Символы, заключающие в себе основы смыслов существования и единства человека и окружающей среды, стали удерживать его в рамках установившихся законов, чтобы сознание этих смыслов крепко держало человека в обществе и содействовало приобщению к могуществу сил, правящих миром.
Общественные формации, как продолжение природных иерархий, лишили человека свободы, подчиняя его непреложным законам вселенной и общественным законам, которые продолжали законы мира.
Античные представления о творчестве, великих загадках и смыслах мира, символов, заключающих их, понятия рока и свободы, и связанной с этим трагедией человека и общества - все это берет начало именно в мифе и мифологическом мировоззрении. Культура человека стала
складываться из обрядов, имитирующих стихийные явления, служащих приобщению к жизни космоса и к его силе. У разных народов она складывалась в прямой зависимости от климатических условий, так как именно стихии диктовали человеку образ его жизни.
Обрядовая культура является неотъемлемым элементом всей древнерусской культуры и жизни. В России, каждый народный праздник сопровождается обрядами. Праздники - это обряды, которые были основаны на посвящении в тайны природы. Они совершались при помощи символов, которые носили на себе некоторые функции природных стихий, и возбуждали чувства в человеке при помощи словесных формул, танцевальных ритмов и т.д.
Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека (рождение, свадьба (венчание) и похороны).
Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен, составлял единый и нерушимый уклад жизни. Именно обряды составляют основу русской народной культуры.