Научная статья на тему 'Сущность неналоговых доходов от использования имущества государства'

Сущность неналоговых доходов от использования имущества государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1657
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА / НАЛОГИ И СБОРЫ / FINANCIAL LEGISLATION / BUDGET LEGISLATION / NON-TAX INCOMES / INCOMES FROM USE OF STATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородин Дмитрий Александрович

Работа посвящена вопросам неналоговых доходов от использования имущества государства; дается определение категории неналогового имущественного дохода государства через анализ состава неналоговых доходов и выявление сущностных признаков доходов от использования имущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence of non-tax incomes from use of state property

The article deals with issues of non-tax incomes from use of state property, analysis of structure of non-tax incomes and essential characteristics of incomes from use of state property.

Текст научной работы на тему «Сущность неналоговых доходов от использования имущества государства»

Д. А. Бородин*

сущность неналоговых доходов от использования имущества государства

ключевые слова: финансовое право, бюджетное право, неналоговые доходы, доходы от использования имущества государства, налоги и сборы. Аннотация: работа посвящена вопросам неналоговых доходов от использования имущества государства; дается определение категории неналогового имущественного дохода государства через анализ состава неналоговых доходов и выявление сущностных признаков доходов от использования имущества.

Key words: financial legislation, budget legislation, non-tax incomes, incomes from use of state property.

Summary: The article deals with issues of non-tax incomes from use of state property, analysis of structure of non-tax incomes and essential characteristics of incomes from use of state property.

Для определения места неналоговых имущественных доходов в структуре доходов государства необходимо проанализировать финансовоправовые нормы, регулирующие неналоговые доходы федерального бюджета. Указанная группа норм в структуре финансового права представляет собой его субинститут. В свою очередь, отношения, связанные с неналоговыми доходами, получаемыми от использования федерального имущества, регулируются обособленной группой норм в рамках указанного субинститута. При этом подобное обособление предопределено особым характером регулирования, поскольку неналоговые доходы являются комплексным субинститутом, содержащим в себе нормы не только финансового, но и других отраслей права.

В пункте 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется открытый перечень неналоговых доходов, к которым относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, кроме акций и иных форм участия в

* Аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, а также имущества бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий, в том числе казенных;

3. доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

5. средства самообложения граждан;

6. иные неналоговые доходы.

К иным неналоговым доходам, в частности, можно отнести прибыль Банка России, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.1

В юридической литературе неналоговые доходы рассматривают как в широком аспекте, так и в узком смысле слова. Например, В. Н. Дадонов дает определение неналоговых доходов как денежных средств, поступающих в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей.2 Определение неналоговых доходов через их правовую сущность дает В. А. Карасев. По мнению автора, они представляют собой добровольные и обязательные, возмездные и безвозмездные платежи, имеющие эквивалентный характер, не включенные в систему налогов и сборов, поступающие в собственность государства.3 По мнению Пешковой Х.В., неналоговые доходы - это финансовые ресурсы, получаемые бюджетом соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации посредством взимания неналоговых платежей и обращаемые в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, которая служит функционированию государственных органов власти и обеспечивает выполнение их задач по осуществлению государственно-правового строительства4.

1 Ялбулганов А. А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования. М., 2006 // СПС «КонсультантПлюс».

2 Додонов В. Н. Финансовое и банковское право. М. 1997. С. 74.

3 Карасев В. А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

4 Пешкова X. В. Неналоговые доходы бюджета // Правовой режим законности. Воронеж. 2003. № 4. С. 92.

В свою очередь, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 42 определяет следующий перечень доходов от использования имущества:

1. доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

3. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;

4. плата за пользование бюджетными кредитами;

5. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6. часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

7. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (к этой категории, в частности, можно отнести доходы от использования федеральной собственности за рубежом5 и доходы от размещения средств

5 Указ Президента Российской Федерации от 23.10.2000 № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 44. Ст. 4352.

бюджетов, в том числе средств Резервного фонда и Фонда национального благо со стояния).6

Представляется, что доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, также носят имущественный неналоговый характер и должны входить в предмет регулирования статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Для определения понятия неналоговых имущественных доходов необходимо выявить их сущностные признаки. Ниже мы рассмотрим, на наш взгляд, самые важные признаки неналоговых имущественных доходов федерального бюджета, к которым относятся правовая регламентированность, возмездность, целевая направленность.

1. Правовая регламентированность. Методы мобилизации неналоговых доходов федерального бюджета в большей степени содержат элементы императивных предписаний и характеризуются детальной правовой регламентацией. Кроме того, неналоговые доходы регулируются нормами финансово-правовых институтов и нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности. Субинститут неналоговых доходов согласно позиции Г.Г.Ячменева «является институтом интегрирующим, вбирающим в себя все то, что не охвачено налоговым правом»7. Например, подробному регулированию подвергаются платежи за использование недр - Федеральным Законом «О недрах»8; арендная плата за землю - Земельным кодексом Российской Федерации9,сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»10. Такое регулирование связано не столько с экономической и социальной обоснованностью, сколько с монополией государства на недра, водные объекты, лесной фонд и обусловлено необходимостью их рационального использования.

2. Возмездность. Возмездность правоотношений по многим неналоговым платежам рассматривается в правовых позициях Конституци-

6 Артемов Н. М., Ячменев Г. Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов. М., 2008.

7 Артемов Н. М., Ячменев Г. Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов. М., 2008. С. 35.

8 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 // СЗ Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.

9 Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.

10 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ // СЗ Российской Федерации, 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5270.

онного Суда Российской Федерации как признак неналоговых доходов11. Субъекты правоотношения, возникающего при уплате неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности: плательщик обязан произвести выплату, а государство (в лице его органов или должностных лиц) обязано совершить в отношении плательщика юридически значимые действия, например, предоставить право аренды или оказать какие-либо услуги. Плательщики неналоговых платежей, в свою очередь, вправе потребовать от государственных органов или их должностных лиц совершения в свою пользу таких действий, а те, в свою очередь, уполномочены требовать оплаты этих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов придает правоотношению гражданско-правовой возмездный характер. В. А. Карасёв отмечает, что «часть неналоговых платежей имеет частноправовую природу, т.е. основанием их уплаты служат нормы частного (гражданского) права, а обязательность перечисления определённой денежной суммы государству - результат гражданско-правовых отношений»,12 тогда как обязанность уплаты налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.13

3. Целевая направленность. В то время как целью налога является финансирование деятельности публичного субъекта (государства), цель неналоговых доходов законодательством не определена. По мнению С.Г.Пепеляева, «цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина»14. Такие действия носят выраженный общественно значимый характер и не могут подлежать денежной оценке.

Целевой характер неналоговых доходов федерального бюджета проявляется, например, в установлении раздельного казначейского учета средств, источником которых является деятельность бюджетных учреждений. Раздельный учет установлен с целью реализации права бюджетного учреждения на использование данных средств на собственные нужды

11 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 1998 года № 22-П; Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2002 года № 94-О, от 12 мая 2005 года №183-О.

12 Финансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М. В. Карасёва. М., 2002. С. 443.

13 Винницкий Д. В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002. С. 50; Финансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасёва. С. 323.

14 Налоговое право /Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2003. С. 30.

(цели), указываемые в отдельной смете доходов и расходов по доходам данной категории.

Место неналоговых доходов федерального бюджета в финансовой системе Российской Федерации определяется рассмотренными выше их сущностными признаками. Данные признаки позволяют установить четкую и недвусмысленную грань между налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, что имеет огромную важность для правоприменительной деятельности органов государственной власти15.

Изложенное позволяет также прийти к выводу, что неналоговые доходы федерального бюджета как элемент финансовой системы Российской Федерации имеют особую правовую природу. С учетом проведенного анализа под неналоговыми имущественными доходами государства предлагается понимать законодательно установленные в целях создания финансовой базы функционирования органов государственной власти и обеспечения выполнения их задач и функций обоснованные целевые, поступающие в бюджет возмездные денежные платежи, полученные от реализации права государственной собственности Российской Федерации.

15 ЛайчепковаН. Н. Стимулы в налоговом праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.