Научная статья на тему 'Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента'

Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2168
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Валентина Александровна, Мелентьева Оксана Владимировна

В работе обобщены подходы к толкованию сущности государственного и корпоративного налогового прогнозирования и планирования, предложены основные принципы налогового планирования, внесены предложения по разработке компромиссных методов планирования увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней с учетом интересов государства и оптимальной налоговой нагрузки на субъекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of tax forecasting and planning as an important element of tax management

The thesis summarizes the approaches to the interpretation of the essence of state and corporate tax planning and forecasting, the basic principles of tax planning are proposed, the proposals are made for development of compromise planning methods to increase tax revenues to budgets of all levels taking into account the interests of the state and the optimal tax burden on the subjects.

Текст научной работы на тему «Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента»

© 2016 г.

В. А. Орлова О. В. Мелентьева

сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента

Орлова Валентина Александровна — профессор, профессор кафедры банковского дела, ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк,. д-р экон. наук.

(E-mail: oks.m2010@yandex.ru)

Мелентьева Оксана Владимировна — старший преподаватель кафедры банковского дела ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк.

(E-mail: oks.m2010@yandex.ru)

В современных условиях для развития стабильной экономики любому государству необходимо располагать эффективной налоговой системой, направленной с одной стороны, на покрытие государственных расходов, а с другой - на стимулирование деловой активности субъектов хозяйственной деятельности - налогоплательщиков корпоративного сектора экономики. При этом, как свидетельствует эволюция налогообложения, налоги в той или иной мере всегда являлись неотъемлемой частью, важным элементом налогового менеджмента.

Исследование сущности налогового прогнозирования и планирования вызвано необходимостью решения сложных задач по выводу Украины из кризисных условий, которые характеризуются политической и экономической нестабильностью, экономической блокадой Донбасса и военными действиями на территории региона, располагавшего мощным налоговым потенциалом.

В современной сверхсложной ситуации возросло внимание ученых и практиков к проблемам налогового прогнозирования и планирования. Это подтверждают научные разработки с соответствующей проблематикой отечественных и зарубежных ученых: В. Гейца, В. Вишневского, Ю. Иванова, А. Крисоватого, А. Кириенко, И. Майбурова, Д. Черника, Т. Юткиной и др. В их трудах фундаментально обоснованы различные аспекты системы налогового планирования и прогнозирования как важной функции государственного налогового менеджмента.

Однако, в настоящее время ученые не пришли к единому мнению в определении сущности налогового прогнозирования и планирования как процессов, происходящих на государственном и корпоративном уровне.

Целью статьи является исследование сущности налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента.

В современной теории налогового менеджмента налоговое планирование и налоговое прогнозирование рассматривается как единый процесс, в рамках которого на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений происходит оценка перспектив изменения налоговой базы, корректировка текущих управленческих решений, формирование комплекса мер, необходимых для реализации позитивных и блокирования негативных стратегических перспектив.

На уровне государства основной задачей налогового планирования и прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны. Налоговое планирование является важнейшим элементом процесса управления налогообложением на предприятии, так как от качества его осуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия, как в текущем периоде, так и в отдаленной перспективе.

Практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий. Корпоративное налоговое планирование, то есть планирование на уровне предприятия, предполагает определение целевых установок: общие стратегические и тактические цели предприятия, а так же налоговую доктрину государства, утверждаемую высшим законодательным органом страны. В настоящее время ученые не пришли к единому мнению о сущности налогового планирования в целом и, в том числе, государственного и корпоративного. Поэтому целесообразно рассматривать определение сущности государственного налогового планирования во взаимосвязи с определением сущности корпоративного налогового планирования. В современной отечественной и зарубежной экономической литературе делаются попытки классифицировать системы налогового планирования в зависимости от вида систем налогового законодательства в той или другой стране, использования или неиспользования методов минимизации налогов.

Исходя из двух систем налогового права (англосаксонской и романо-германской) различают две системы налогового планирования.

В англосаксонской системе под налоговым планированием понимают такую организацию деятельности предприятия в сфере налогообложения, которая обеспечивает минимизацию налоговых обязательств на определенный период без нарушения действующего законодательства.

В романо-германской системе налоговое планирование состоит в выборе различных вариантов осуществления деятельности предприятия и размещения его активов с целью достижения минимально возможного уровня налоговых обязательств.

В любом государстве для поддержания стабильной экономики и дальнейшего ее развития необходимо иметь эффективную, законодательно утвержденную налоговую систему, направленную, с одной стороны, на покрытие государственных расходов, а с другой - на стимулирование деловой активности субъектов хозяйственной деятельности. Эти задачи входят в сферу государственного налогового планирования, поскольку налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета любого государства, за счет которого финансируются расходы на функционирование социальной, экономической, оборонной и других сфер деятельности.

Анализ научных исследований отечественных и зарубежных ученых относительно определения и содержания государственного налогового планирования свидетельствует о том, что довольно широкое распространение получили два подхода1.

По мнению российского ученого И. Майбурова, государственное налоговое планирование представляет собой оценку перспектив увеличения налоговой базы и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (федеральный, региональный и местный бюджеты), осуществляемую на базе прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов и муниципалитетов, с одновременной выработкой решений и разработкой мер, обеспечивающих достижение этих перспектив2.

Согласно англо-русского банковского энциклопедического словаря под термином «налоговое планирование» на корпоративном уровне подразумевается минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ3.

1 Налоги и налогообложение: Учебник /Под ред.М.В. Романовского, О.В. Врублевский. СПб.: Питер, 2006. С. 308.

2 Налоги и налогообложение: Учебник /Под ред. И.А. Майбурова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3 Федоров Б.Г. Англо - русский банковский энциклопедический словарь Лимбус Пресс, 1995. С. 263.

Учитывая то, что разнообразные подходы к определению сущности налогового планирования показывают лишь его различные аспекты, представляется возможным выделить два подхода к определению понятия корпоративного налогового планирования.

Согласно первому подходу налогоплательщик - юридическое или физическое лицо (СПД) противопоставляется фискальным интересам государства4.

Второй подход к определению корпоративного налогового планирования более конструктивен. Ведь согласно второму подходу, налоговое планирование представляет собой совокупность законных, целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законодательством льгот и освобождений в целях максимальной минимизации налоговых обязательств. По мнению ученых, в основе корпоративного налогового планирования лежат: максимально полное и правильное использование налогоплательщиком всех предусмотренных действующим законодательством льгот и других благоприятных положений налогового законодательства5. Следовательно, корпоративное налоговое планирование представляет собой особую форму реализации норм налогового права и их использование плательщиком налогов в своих интересах. При этом особого внимания заслуживает волевой аспект налогового планирования, то есть право оптимального выбора налогоплательщика.

Во многих странах, в том числе и в России и в Украине, на практике различают три вида корпоративного налогового планирования: классическое налоговое планирование; оптимизационное налоговое планирование; противозаконное налоговое планирование6.

Классическое налоговое планирование является важнейшей частью финансово-экономической деятельности предприятия, направленной на корректное выполнение налоговых обязательств перед государством, своевременную и полную уплату налогов и сборов. Классическое налоговое планирование заключается в формировании финансовых средств для уплаты налогов и привязке конкретных налоговых платежей к установленным налоговым законодательством срокам уплаты налогов в бюджеты всех уровней.

Оптимизационное налоговое планирование - это деятельность в рамках закона, позволяющая получить минимальное отношение налоговых расходов налогоплательщика к его доходам. В процессе оптимизационного налогового планирования налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего налогового и таможенного законодательства, в том числе его противоречивость. Оптимизационное налоговое планирование предполагает качественно иной подход к организации всей деятельности предприятия и ведения бизнеса.

К обычным критериям построения бизнеса, таким как получение текущей прибыли и повышение стоимости активов, необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. Предприятие должно анализировать налоговые проблемы и пути их решения непосредственно с начала планирования хозяйственной деятельности, а не после разработки организационно-финансовой схемы своего бизнеса и ее реализации. Разработка и осуществление налоговых планов предприятий способствует пониманию ситуации на рынке и на предприятии и является основой для принятия эффективных управленческих стратегических решений.

Противозаконное налоговое планирование - это деятельность, при которой налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей. С точки зрения прямой финансовой выгоды это бывает довольно прибыльно, однако порождает вероятность весьма неблагоприятных финансовых последствий для налогоплательщика. Особенно при осуществлении экспортно-импортных операций нарушения налогового и таможенного законодательства носят хорошо организованный и системный характер. Все нарушения законодательства плательщиками налогов способствовали формированию и активному развитию теневого, неподконтрольного государству, сектора экономики, объем которого оценивается по разным источникам от 25 до 50 % ВВП7.

4 Евстегнев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Инфра-М. 2001. С. 78.

5 Жестков В.С. Правовые основы налогового планирования (на примере групп. предприятий): Учеб. пособие М.: Академический правовой ун-т, 2002. С. 7.

6 Тихонов Д.Н., Липкин Л.Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 77-78.

7 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА - М., 2002. С. 244-245.

Органы государственной власти, несомненно, обладают информацией о налоговых проблемах, связанных с теневой экономикой. Реакция органов исполнительной и законодательной власти проявляется в двух формах:

1. Прямое противодействие, связанное с использованием запретов определенных видов деятельности, ужесточением финансовых санкций к плательщикам налогов и привлечением к уголовной ответственности, созданием специальных органов по борьбе с такого рода правонарушениями.

2. Комплексное исследование и изучение проблем уклонения от уплаты налогов с целью выработки соответствующей государственной политики в сфере налогообложения.

Первое направление соответствует решению текущих практических задач, второе - решению задач стратегических. Следует обратить внимание, что второе направление развивается достаточно слабо, например, в Украине до сих пор не сформирована долговременная налоговая доктрина, чем можно объяснить непоследовательность действий в ходе реформирования налоговой системы, несмотря на то, что принят и действует Налоговый кодекс Украины. В практике налогового администрирования также допускается непоследовательность и метание из одной крайности в другую, что негативно сказывается на полноте начисления налогов и уплаты налоговых обязательств в бюджеты всех уровней.

В специальной литературе отмечается, что в целом налоговое планирование основывается, как правило, на следующих базовых принципах: законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования; комплексности - комплексное использование законодательства при налоговом планировании; разумности (реальности, эффективности) - любые действия налогоплательщика должны иметь не только юридическое, но и экономическое обоснование; презумпции невиновности налогоплательщика; научности и обоснованности. Считаем, что главным принципом налогового планирования является принцип законности, поскольку именно он позволяет разграничить понятия «налоговое планирование» и «уклонение от уплаты налогов».

Государственное налоговое планирование является частью общей системы планирования, базируется на общенаучных и общеэкономических принципах, которые подробно представлены в работах И. Бабленковой, В. Бочарова, М. Бухалкова, Л. Владимировой, Ю. Иванова. Основные принципы налогового планирования представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные принципы налогового планирования НАЛОГИ И ФИНАНСЫ № 1/2016

Согласно рис. 1 из пяти специальных принципов важнейшим является принцип согласования интересов налогоплательщиков и государства.

Кроме того, следует учитывать, что для увеличения налоговых поступлений в бюджет лишь за счет роста налогового бремени существуют естественные ограничения. Так наличие оптимального значения налоговой нагрузки вызывает целесообразность разработки компромиссных методов, которые учитывали бы и интересы государства, и интересы налогоплательщиков. Следовательно, в государственном налоговом планировании следует учитывать как качество предоставляемых государственных услуг, так и потребность в них.

Таким образом:

1. Движущей силой налогового планирования является стремление государства не допустить сокращение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и достичь максимального уровня налоговых поступлений.

2. Налоговое планирование осуществляется в двух сферах:

- общегосударственное налоговое планирование, основной задачей которого является регламентация налогообложения и контроль фискальных органов за полнотой уплаты налогов и налоговых платежей

- корпоративное налоговое планирование, основной задачей которого является уплата субъектами бизнеса налогов и других платежей в бюджеты всех уровней, а также минимизация налогов.

3. Компромисс в реализации задач государственного и корпоративного налогового планирования возможен при условии: оптимизации уровня и структуры налоговой нагрузки; состава и структуры налогов; поддержания высокого уровня собираемости налогов; эффективности налогового контроля.

4. Государственное и корпоративное прогнозирование и планирование являются разными уровнями планирования, но между ними существует органическая связь и общая стратегия: создание устойчивого экономического базиса страны в целом и субъекта бизнеса в частности.

Перспективой дальнейших исследований в данном направлении является: исследование теоретических основ формирования налогового потенциала регионов как перспективного направления совершенствования налогового планирования и прогнозирования.

Библиографический список

1. Налоги и налогообложение: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.:Питер, 2006. С. 308.

2. Налоги и налогообложение: Учебник /Под ред. И.А. Майбурова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Федоров Б.Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь Лимбус Пресс, 1995. С. 263.

4. Евстегнев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Инфра-М. 2001. С. 78.

5. Жестков В.С. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): Учеб. пособие М.: Академический правовой ун-т, 2002. С. 7.

6. Тихонов Д.Н., Липкин Л.Г. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 77-78.

7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА - М., 2002. С. 244-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.