Научная статья на тему 'Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления'

Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9974
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / принципы налогового контроля / формы и методы налогового контроля / tax control / principles of tax control / forms and methods of tax control.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. Д. Сайдулаев, И. Х. Агаева

В статье раскрыта сущность налогового контроля и систематизированы принципы осуществления налогового контроля. Авторами раскрыты экономические аспекты осуществления мероприятий налогового контроля, а также содержание форм и методов налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF TAX CONTROL AND BASIC PRINCIPLES FOR ITS IMPLEMENTATION

The article reveals the essence of tax control and systematizes the principles of tax control. The authors disclose the economic aspects of the implementation of tax control measures, as well as the content of forms and methods of tax control.

Текст научной работы на тему «Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления»

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент И.Х. Агаева, студент

Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10153

Аннотация. В статье раскрыта сущность налогового контроля и систематизированы принципы осуществления налогового контроля. Авторами раскрыты экономические аспекты осуществления мероприятий налогового контроля, а также содержание форм и методов налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, принципы налогового контроля, формы и методы налогового контроля.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ, в соответствии со ст. 57 которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Определение налога данное в Налоговом Кодексе базируется на следующих сущностных признаках налога:

- императивности (обязательности);

- индивидуальной безвозмездности;

- уплате в целях финансового обеспечения деятельности государства [2, с. 4].

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований» [1].

От объема налоговых поступлений зависит выполнение государством своих функций. И во многом, обеспечение налоговых поступлений в бюджет зависит от налоговых органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами, налогового законодательства исполнению ими своих конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.

Налоговый контроль рассматривается в двух аспектах:

1. Как составная часть государственного финансового контроля. Налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов юридическими и индивидуальных предпринимателей, относится к финансово-хозяйственному контролю и охватывает деятельность хозяйствующих субъектов, представляющий проверку финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

2. Налоговый контроль представляет собой отдельное производство налогового процесса. Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют контрольные приемы, средства и способы, используемые ими при осуществлении контрольных функций. В этом смысле налоговый контроль представляет собой контрольно-проверочные действия в установленной законом процессуальной форме, направленных на контроль, распознавание и расследование налоговых правонарушений, результаты которых и служат основанием возбуждения налогового производства по налоговым правонарушениям [3, с. 177].

Официальное определение налогового контроля дано с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ в соответствии с которым «налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за

соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации» [1].

Деятельность по осуществлению налогового контроля в России регулируется законодательством о налогах и сборах. Оно включает в себя Налоговый Кодекс РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, а также иные не противоречащие налоговому законодательству нормативно-правовые акты.

Сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов сборов.

Основными целями налогового контроля в соответствии с определением данным в НК РФ являются:

- выявление налоговых правонарушений;

- обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве задач, которые необходимо решить для достижения этих целей выступают:

- проведение проверок за правильностью исчисления и уплаты налогов;

- предупреждение налоговых правонарушений;

- обеспечение возмещения ущерба, нанесенного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) своих обязанностей.

Налоговый контроль включает в себя следующее содержание:

- проверку выполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов;

- проверку постановки организациями и индивидуальными предпринимателями постановки на налоговый учет;

- проверку правильности ведения учета доходов, расходов и объектов налогообложения лицами осуществляющим предпринимательскую деятельность;

- проверку своевременности представления налоговых деклараций субъектами предпринимательской деятельности;

- проверку налоговых агентов, по исполнению ими своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет;

- проверку правильности применения субъектами предпринимательской деятельности контрольно-кассовой техники при осуществлению денежных расчетов с населением;

- проверку соблюдения банками своих обязанностей по соблюдению налогового законодательства, а также проверку своевременности и правильности проведения ими платежных поручений по уплате налогов и сборов налогоплательщиками и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов организаций и индивидуальных предпринимателей налогов и пеней;

- предупреждение и пресечение налоговых правонарушений налогоплательщиками;

- выявление лиц совершивших налоговое правонарушение и привлечение их к ответственности [2, с. 8-9].

Налоговый контроль имеет специфические черты, отличающий его от других направлений контрольной деятельности государства, который заключается в особенностях его предмета, состава и объектов контроля.

Элементами налогового контроля являются:

- предмет (что проверяют);

- субъект (кто проверяет);

- объект (кого проверяют).

Предметом налогового контроля выступают налоговые правоотношения, возникающие между государством и налогоплательщиками по поводы полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разного уровня. Кроме того, предметом налогового контроля правильность ведения налогоплательщиками первичных документов налогового и бухгалтерского учета, а также их достоверность. Поскольку налоговые отношения имеют властно-распорядительный характер, налоговые органы в процессе осуществления

налогового контроля привлекают налогоплательщиков и налоговых агентов к административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства.

Субъектами налогового контроля выступают налоговые органы, к которым относится Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции.

Непосредственно реализуют налоговый контроль должностные лица налоговых органов в пределах своих компетенций определенных налоговым кодексом как обязанности налоговых органов. Налоговые органы имеют право проводить проверку данных бухгалтерского и налогового учета, налоговых деклараций, осмотр помещений и территорий налогоплательщика используемых для предпринимательской деятельности, получать объяснения и разъяснения налогоплательщиков, другие действия осуществляемые в процессе налогового контроля.

Кроме того, субъектами налогового контроля являются таможенные органы, которые в рамках своих компетенций проверяют своевременность и полноту уплаты налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Отдельно следует сказать и органах МВД России как субъектов налогового контроля, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия при расследовании правонарушений, подпадающих под определение налогового преступления. Органы МВД также участвуют в налоговых проверках обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов осуществляющих проверки.

Объект налогового контроля (кого проверяют) - это совокупность налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, к которым относятся организации и физические лица.

Налоговый контроль и контроль за соблюдением налогового законодательства -схожи по целям, но различаются по составу органов, осуществляющих такой контроль и по его содержанию. Контроль за соблюдением налогового законодательства - значительно шире налогового контроля:

- по составу органов, осуществляющих такой контроль: вправе проводить помимо налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль:

1) финансовые органы, в частности, органы федерального казначейства в целях проверки полноты и своевременности исполнения банками операций по перечислению налогов в доход соответствующего бюджета;

2) счетная палата Российской Федерации - в связи с использованием юридическими лицами налоговых льгот;

- по его содержанию: к контролю за соблюдением налогового законодательства также относятся, не относящиеся к налоговому контролю, контрольные мероприятия, например, проводимые органами внутренних дел, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления [4, с. 8].

Субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения должны руководствоваться определенными принципами. В качестве основных принципов, на которых основывается налоговый контроль в Российской Федерации можно назвать следующие:

- правомочности;

- полноты;

- всеобщности;

- регулярности;

- единства;

- соблюдения налоговой тайны;

- объективности и достоверности.

Принцип правомочности подразумевает

осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют строго в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленными федеральным законодательством.

Принцип полноты налогового контроля означает, что независимо от суммы платежей системой контроля должны быть охвачены все законодательно установленные налоги и сборы.

Принцип всеобщности налогового контроля заключается в том, что все налогоплательщики - хозяйствующие субъекты (организации, индивидуальные предпри-

ниматели) и физические лица - должны быть охвачены системой контроля.

Регулярность налогового контроля состоит в том, что контрольная деятельность уполномоченных органов носит систематический характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены ограниченные сроки проведения контрольных мероприятий.

Единство налогового контроля предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, а именно единство форм, методов и порядка проведения налогового контроля.

Принцип соблюдения налоговой тайны изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласной которой любые сведения о налогопла-

нами, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, составляют налоговую тайну, за исключением общедоступных сведений, сведений об ИНН, о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности и т.д.

Принцип объективности и достоверности предполагает то, что проведение налогового контроля должно исключать какую -либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть документально подтверждены, а решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим обстоятельствам [2, а 11-12].

тельщике, полученные налоговыми орга-

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

2. Пайзулаев И.Р. Организация и методика проведения налоговых проверок. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 166 а

3. Эриашвили Н.Д. Налоговое право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 279 а

4. Шелемех Н.Н. Организация и методика проведения налоговых проверок организаций. - Саратов, 2018. - 268 а

ESSENCE OF TAX CONTROL AND BASIC PRINCIPLES FOR ITS

IMPLEMENTATION

D.D. Saidulayev, candidate of economic sciences, associate professor I.Kh. Agaeva, student Chechen state university (Russia, Grozny)

Abstract. The article reveals the essence of tax control and systematizes the principles of tax control. The authors disclose the economic aspects of the implementation of tax control measures, as well as the content of forms and methods of tax control.

Keywords: tax control, principles of tax control, forms and methods of tax control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.