Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ МОРСКОЙ КОРРОЗИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУДОВ И МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ'

СУЩНОСТЬ МОРСКОЙ КОРРОЗИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУДОВ И МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКАЯ КОРРОЗИЯ / БИОКОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА / КОНТАКТНАЯ КОРРОЗИЯ / ЭЛЕКТРОКОРРОЗИЯ / ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Гурбанова Гызылгуль, Шаназаров Азат, Ишанкулыев Хемра

Целью работы является раскрыть сущность коррозионных процессов в условиях морской эксплуатации судов и технических сооружений. Данная работа представляет интерес, как для студентов технических ВУЗов, так и для профессиональных работников морского транспорта. Коррозионное разрушение металлических конструкций, сооружений, транспорта и прочего является огромной экономической и экологической проблемой. Известно, что коррозия превращает в оксиды, ржавчину и металлическую пыль около одной трети (1/3) всего выплавляемого мирового количества металлов в год, получаемых на металлургических предприятиях. Коррозия не только уничтожает металлы, но и ослабляет конструкции, газо- и нефтепроводы, морские суда и сооружения, сохраняя постоянную опасность аварий, разрушений и катастроф. Образованные при коррозии оксиды металлов загрязняют почву, землю, атмосферу, создавая неблагоприятные условия для существования человека. В представленной статье подробно освещается сущность процессов морской коррозии, описываются факторы, обусловливающие интенсивность коррозионных процессов и способы защиты от этого опасного физико-химического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Гурбанова Гызылгуль, Шаназаров Азат, Ишанкулыев Хемра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF MARINE CORROSION AND METHODS FOR PROTECTING SHIPS AND OFFSHORE STRUCTURES

The purpose of the work is to reveal the essence of corrosion processes in the conditions of marine operation of ships and technical structures. This work is of interest both for students of technical universities and for professional workers in maritime transport. Corrosive destruction of metal structures, structures, transport and other things is a huge economic and environmental problem. It is known that corrosion converts into oxides, rust and metal dust about one third ( 1/3 ) of the total amount of metals smelted in the world per year, obtained at metallurgical enterprises. Corrosion not only destroys metals, but also weakens structures, gas and oil pipelines, ships and structures, maintaining the constant danger of accidents, destruction and catastrophes… Metal oxides formed during corrosion pollute the soil, earth, atmosphere, creating unfavorable conditions for human existence. The presented article highlights in detail the essence of marine corrosion processes, describes the factors that determine the intensity of corrosion processes and ways to protect against this dangerous physical and chemical processes.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ МОРСКОЙ КОРРОЗИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУДОВ И МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

капиллярного давления, возникающего на границе раздела воды и воздуха. Под действием этой силы серые мертвые пески также становятся несколько сплоченными. Силы электростатической связи возникают при соприкосновении твердых частиц из-за накопления на них электрических зарядов. Частицы с противоположными зарядами притягиваются друг к другу, а частицы с одинаковым зарядом отталкиваются. Сильные магнитные связи возникают при наличии тонкого (0,05-0,5 мкм) ферромагнитного слоя на поверхности тонкоизмельченных частиц твердой глины. Связи молекулярного ионно-электростатического характера, возникающие между твердыми частицами почвы, называются водно-коллоидными связями. Эти связи являются первыми структурными связями, возникающими при формировании почв. Они не жесткие, но при разрыве считаются эластичными связями. Кристаллические связи - (также называемые цементными связями) образуются в результате химических, физических, биохимических и других процессов в почвах. Например, обезвоживание почвенных растворов основано на отложении солей на твердых частицах. Н.Ю. Денисов включает это звено во вторую структуру звеньев. Под гранулометрическим составом почвы понимают особенность строения, связанную с пространственным расположением составляющих их элементов. Пространственное расположение твердых частиц почвы часто называют ее скелетом. Список использованной литературы:

1. Основы проектирование строительных работ. Марионков К.С. - М.: Литературы по строительству, 1980.

2. Единые нормы и расценки на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы сб. Е 1; 2; 3; 4; 9; 10; 11; 22.

3. Далматов Б.И. Основания и фундаменты. - Изд. АСВ, 2002.

4. Дорошкевич Н.М., Клейн Г.К., Смиренкин П.П. Основания и фундаменты. Учебник для техникумов. - М.: «Высшая школа, 2008.

5. Ухов С.Б., Семенов В.В., Знаменский В.В. и др. Механика грунтов, основания и фундаменты. - М.: «Высшая школа», 2007.

© Алтыев А., Гуванджов А., Кулыев Э., 2023.

Гурбанова Гызылгуль, преподаватель, кафедры «Эксплуатация водного транспорта», Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Ашгабад, Туркменистан. Шаназаров Азат, директор. Ишанкулыев Хемра, преподаватель. Морская средняя профессиональная школа города Туркменбаши агентства

«ТйrkmendenizderyayoNary». Туркменбаши, Туркменистан.

СУЩНОСТЬ МОРСКОЙ КОРРОЗИИ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СУДОВ И МОРСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Аннотация

Целью работы является раскрыть сущность коррозионных процессов в условиях морской эксплуатации судов и технических сооружений. Данная работа представляет интерес, как для

студентов технических ВУЗов, так и для профессиональных работников морского транспорта. Коррозионное разрушение металлических конструкций, сооружений, транспорта и прочего является огромной экономической и экологической проблемой. Известно, что коррозия превращает в оксиды, ржавчину и металлическую пыль около одной трети (1/3) всего выплавляемого мирового количества металлов в год, получаемых на металлургических предприятиях. Коррозия не только уничтожает металлы, но и ослабляет конструкции, газо- и нефтепроводы, морские суда и сооружения, сохраняя постоянную опасность аварий, разрушений и катастроф. Образованные при коррозии оксиды металлов загрязняют почву, землю, атмосферу, создавая неблагоприятные условия для существования человека. В представленной статье подробно освещается сущность процессов морской коррозии, описываются факторы, обусловливающие интенсивность коррозионных процессов и способы защиты от этого опасного физико-химического процесса.

Ключевые слова: морская коррозия, биокоррозия металла, контактная коррозия, электрокоррозия, электрохимическая защита.

THE ESSENCE OF MARINE CORROSION AND METHODS FOR PROTECTING SHIPS AND OFFSHORE STRUCTURES

Abstract

The purpose of the work is to reveal the essence of corrosion processes in the conditions of marine operation of ships and technical structures. This work is of interest both for students of technical universities and for professional workers in maritime transport. Corrosive destruction of metal structures, structures, transport and other things is a huge economic and environmental problem. It is known that corrosion converts into oxides, rust and metal dust about one third ( 1/3 ) of the total amount of metals smelted in the world per year, obtained at metallurgical enterprises. Corrosion not only destroys metals, but also weakens structures, gas and oil pipelines, ships and structures, maintaining the constant danger of accidents, destruction and catastrophes... Metal oxides formed during corrosion pollute the soil, earth, atmosphere, creating unfavorable conditions for human existence. The presented article highlights in detail the essence of marine corrosion processes, describes the factors that determine the intensity of corrosion processes and ways to protect against this dangerous physical and chemical processes.

Keywords:

мarine corrosion, metal biocorrosion, contact corrosion, electrocorrosion, electrochemical protection.

Одной из разновидностей электрохимической коррозии металлов является морская коррозия, проявляющаяся в естественной коррозионной среде. Морская вода - отличный электролит, так как хорошо аэрирована (около 8 мг/л кислорода), имеет достаточно высокую электропроводность (может достигать 3^10-2 Ом-1 см-1), которая исключает появление омического торможения. Среда -нейтральная (рН = 7,2 - 8,6). В морской воде присутствуют соли кальция, калия, магния, сульфаты натрия, хлориды. Именно из-за наличия в морской воде растворенных хлоридов (ионов-активаторов Cl-) она обладает депассивирующим действием, по отношении к металлической поверхности (разрушает и предотвращает появление пассивных пленок на поверхности металла).

В морской воде коррозии подвержены оборудование и сооружения военно-морского, транспортного и промыслового флотов, портов и предприятий судостроения, береговых электростанций и опреснительных установок, морской добычи нефти, газа и полезных ископаемых. Условия Морской коррозии различны в морской атмосфере выше зоны брызг и прибрежной полосы,

в зоне брызг, зоне прилива, и на малых глубинах.

Особенности процесса морской коррозии:

Помимо общих известных факторов, обусловливающих высокую коррозионную активность морской воды, факторами, ускоряющими коррозионный процесс в воде, являются скорость потока морской воды, обрастание металла морскими водорослями и, как результат этого, развитие язвенной коррозии под слоем обрастания вследствие затрудненности подвода кислорода к поверхности стали. Значительно увеличивает скорость коррозии наличие на поверхности стали оксидов железа, гидратов закисей и окисей железа и последующее образование ржавчины состава (FeOxFe2OзxnH2O).

Процессы морской коррозии протекают в условиях:

- высокой агрессивности среды (как самой воды, так и окружающей атмосферы);

- большого влияния контактной коррозии металлов;

- дополнительного влияния механического фактора (эрозия, кавитация);

- протекания биологической коррозии и большого влияния биологического фактора (обрастание днища морского суда микроорганизмами).

Морская коррозия протекает с кислородной деполяризацией и является электрохимическим процессом. Процесс проходит по смешанному дифузионно-кинетическому катодному контролю. При интенсивной аэрации, быстром движении морского суда или самой воды (течение) может преобладать кинетический контроль. В условиях неподвижной морской воды или при наличии на металлической поверхности толстого шара вторичных продуктов коррозии преобладает диффузионный катодный контроль.

В условиях морской коррозии защитная пленка (оксидная или шар продуктов коррозии) являются катодом, а металл в порах, трещинах и других дефектах - анодом.

При протекании морской коррозии кроме равномерного разрушения дополнительно образуются глубокие язвы. Морская атмосфера менее агрессивна, чем промышленная. При протекании морской атмосферной коррозии разрушения носят более равномерный характер, чем коррозия в морской воде.

Факторы усиливающие процесс морской коррозии.

Солевой состав морской воды. Соленость воды влияет на скорость протекания морской коррозии весьма значительно. Соленость воды колеблется от 10% (Азовское море) до 35,6% (Тихий океан). Величина солености воды показывает количество твердых веществ в граммах, растворенных в 1000 г морской воды. В условиях Туркменского сектора Каспийского моря соленость составляет 1315%.

Состав морской воды иногда может играть достаточно большую роль. Например, присутствие в воде сероводорода облегчает протекание как катодного, так и анодного процессов коррозии. На поверхности металла образуются труднорастворимые сульфиды, кроме того идет подкисление среды. Ионы брома, йода даже при очень малом их содержании ускоряют процесс морской коррозии металлов. Некоторые соединения могут оказывать благоприятное действие (углекислый кальций, кремнекислые соединения). Они образуют на поверхности металла или сплава оксидную пленку, обладающую защитным эффектом.

Область сменных ватерлиний.

Область сменных ватерлиний - зона периодического смачивания водой. Морская коррозия вблизи ватерлинии всегда носит усиленный характер. Это связано с облегченным доступом кислорода к поверхности (усиленной аэрацией поверхности металла); агрессивным влиянием брызг (на месте высохших брызг остаются кристаллики соли, которые препятствуют образованию защитных пленок); поверхностный слой морской воды более прогретый солнечными лучами и в условиях усиленной

аэрации идет усиление коррозии металла.

Дефекты в металлоконструкциях или корпусе судна.

Наличие зазоров и щелей в металлоконструкции очень негативно влияет на морскую коррозию металла. Металл в щели плохо аэрирован и играет роль анода, проходит его усиленное растворение. Наличие на поверхности металлоконструкции участков, неочищенных от прокатной окалины в десятки раз может ускорить протекание морской коррозии. На поверхности металла возникает гальванопара. В этом случае окалина является катодом, а чистый металл - анодом. Список использованной литературы:

1. Мальцев Г.Н. Коррозия и защита оборудования от коррозии. Пенза, издательство ПГУ, 2000.

2. Климник А.Б. Химическое сопротивление материалов и защита от коррозии. Тамбов издательство ТГТУ, 2008. -80 с.

3. Кровцов В.В. Коррозия и защита конструкционных материалов. Уфа, издательство УГНТЦ, 1999. -157 с.

4. Маттисон Э. Электрохимическая коррозия. /под ред. Я.М. Колытыркина.- М: Металлургия, 1991.157 с.

5. Кузуб Е.С. Анодная защита металлов от коррозии. - М.: Химия, 1983. -184 с.

© Гурбанова Г., Шаназаров А., Ишанкулыев Х., 2023

Керимов Аганияз Бегенджович, преподаватель.

Семийев Башим Аннаменгли оглы, преподаватель. Сапаров Бегенчдурды Амандурдыевич, преподаватель.

Артыкгурбанов Мейлис Худайбердиевич, преподаватель.

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Ашхабад, Туркменистан.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУНТОВ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

Приведена классификация грунтов по признаку устойчивых и дешевых оснований и выбор оснований, улучшение свойств грунтов, устройство на них оснований. Для включения грунтов в определенную группу используют показатели их физических, физико-химических и физико-механических свойств, определяемые в лабораторных или полевых условиях. Эти показатели называются классификационными. По ГОСТу 25100-82 почвы делятся на каменистые и некаменистые. К каменистым относятся почвы, имеющие прочные связи между твердыми частицами.

Ключевые слова: фундаменты, грунты, конструкции, физические свойства, воды.

Kerimov Aganiyaz Begenjovich, lecturer.

Semiiyev Bashim Annamengli oglu, lecturer.

Saparov Begenchdurdy Amandurdyevich, lecturer.

Artykgurbanov Meilis Khudaiberdievich, lecturer.

Institute of Engineering and Transport Communications of Turkmenistan.

Ashgabat, Turkmenistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.