мятся расширить свои интеллектуальные возможности, активно проявляя свою любознательность не только во время учебных занятий, но и во внеучебное время, что не всегда находит достойный отклик и понимание у сверстников, учителей и окружающих взрослых, Часто таким детям навешиваются ярлыки выскочек, их не принимает группа сверстников, что соответственно вызывает бурю отрицательных эмоций, выплескиваемых наружу в виде отчаяния, раздражительности в связи с непониманием мотивов их любознательного поведения,
Библиографический список
1. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к
изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994. - С. 9 - 23.
2. Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - 276 с.
3. Шубина Л.В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Новосибирск, 2004. - 24 с.
Статья принята к публикации 30.10.06
М.В.Шульгин
Сущность менталитета и его влияние на экономическое поведение населения
Вопросы менталитета и ментальности давно занимают умы философов, историков, антропологов, а сейчас уже и экономистов, социологов, политиков, педагогов и психологов. Нам важно отразить роль менталитета с социально-экономической и психологической позиции применительно к процессу потребления.
Историки и философы показывают менталитет с мировоззренческой позиции, связывая его с особенностями коллективного сознания и характером восприятия действительности отдельных народов (этносов, наций). Однако с развитием интеграционных процессов в экономике и политике для успешного ведения бизнеса на международном рынке эти представления стали все больше нуждаться в знаниях особенностей характера и поведения различных народов и территорий. В рамках наших исследований мы постараемся выделить обобщенные, наиболее специфические характерно-поведенческие качества отдельных наций и народов, показать их преимущества и недостатки для социально-экономического развития общества. Для наиболее полного представления о менталитете необходимо рассмотреть его с двух сторон - мировоззренческой и характерно-поведенческой, поскольку они представляют собой диалектическое единство.
А.Гуревич характеризует менталитет как психический инструмент, духовную оснастку, специфическую структуру сознания. И. Герасимов определяет его как систему этнических констант, через которые человек смотрит на окружающий мир. К,Юнг увязывает понятие менталитета с коллективным бессознательным, а П.Рикер - с господствующей метафорой. Данные концепты поня-
тия ложатся преимущественно в русло мировоззренческого подхода (табл. 1).
Другой подход в изучении менталитета - характерно-поведенческий - просматривается в работах Б.Гер-шунского, М.Блока и др. Ментальность с этой позиции преимущественно представляется как национальный характер, наделенный психологическим инструментом (установками, навыками, привычками, стереотипами), которые определяют основу поведения и образ жизни (стиль).
Интегральный подход в определении менталитета мы видим у И.Дубовова. Менталитет - это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него. В философской литературе, по его мнению, менталитет понимают как совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области или социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы.
На наш взгляд, менталитет представляет собой обобщенные характерологические качества любых культурно-исторических общностей людей - народов, наций, классовых групп. Ключевыми словами категории менталитет являются: умонастроения, неявные установки мысли, ценностные ориентации, автоматизмы и навыки, текучесть, устойчивость, спонтанность.
Таблица 1
Основные концепты и подходы к понятию менталитета
Устойчивые духовные ценности Мировоззренческий подход в представлениях о менталитете
Глубинные аксеологические установки
Восприятия явлений жизни
Символическая парадигма (М.Элиаде)
Специфическая структура сознания (А,Гуревич)
Господствующие метафоры (П.Рикер)
Архаические остатки
Коллективное бессознательное (К,Юнг)
Традиционное сознание, система мировоззрения
Система этнических констант
Общие ориентации и привычки сознания (А Гуревич)
Национальный характер Характерно-поведенчески и подход в представлениях о менталитете
Умственные установки
Психологический инструмент (А Гуревич)
Особая психологическая оснастка (М.Блок)
Основа поведения и образа жизни
Навыки, латентные привычки, стереотипы
Духовная основа индивидуального и общественного сознания и поведения (Б.Гершунский)
Известно, что развитие экономики, общества и индивида происходит в рамках триады: Знания - познания - преобразования (ГершунскийД999). Это также и критерии, по которым человек сверяет свои представления о жизни с общественным мнением. При этом характер потребления складывается под воздействием ментально-сти социальных и профессиональных групп.
Исследователи различают понятие менталитета и ментальности. Отличие они видят в том, что менталитет носит преимущественно всеобщее, порой общечеловеческое значение, а ментальность можно отнести к ка-ким-либо социальным классам и историческим периодам. Участники круглого стола, представленные журналом "Вопросы философии» (1993. - №3), выделили несколько типов ментальности: индивидуальную, групповую, национальную и цивилизационную.
Как менталитет, так и ментальность, на наш взгляд, проявляются в поведении, представлениях и сознании как отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, в том числе и на потребительском рынке. В то же время противопоставлять эти два понятия, особенно в обиходе хозяйственной деятельности, нецелесообразно. По мнению А.Гуревича, менталитет представляет собой тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отделена от эмоций, привычек и приемов поведения, и люди ими пользуются, сами того не замечая, что проявляется, например, в импульсивности покупок.
Существует мнение, что образцы поведения и цен-
ностные ориентиры задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают вглубь слоев простого народа. Но как скоро они проникают в эти слои, насколько трансформирующе сильно влияют на коллективное сознание народа - зависит от конкретной социально-информационной среды и культурно-исторической эпохи, в которой развиваются коммуникационные процессы. На особенность представлений влияет не только уровень образованности человека, стиль жизни и способ существования, но и принадлежность его к определенной группе. Так, например, крестьянской ментальности прошлого в России в отличие от образованных слоев общества приписывали больший консерватизм, фанатизм, а в определенных случаях и дикую жестокость. Но знания психологии ныне ставят под сомнение подобного рода обобщения. Понятно, если психолог дает индивидуальную характеристику человека или группы людей на основе тестов и личных наблюдений, и эта оценка объективна, то чем руководствуется исследователь масс? -историческими очерками, отдельными фактами, мнением историков и писателей, своим умозаключением.
С развитием маркетинга и рекламы для продвижения товаров и услуг все больше делается попыток показать ментальность (дать обобщенную характеристику) отдельных социальных групп и сегментов рынка по национальным, религиозным, географическим и даже профессиональным признакам, что ныне нашло отражение в сегментировании потребителей. Понятие менталь-
ности все более упрощается и находит практический смысл в экономических отношения. В предпринимательском обществе индивидуальные различия естественны, а жизненный успех все более связывают с личностными особенностями и способностями человека.
Ныне не только выделяют отдельные типы менталитета, но и пытаются моделировать его структуру. Структура менталитета представляется в четырех уровнях культуры (табл.2) Партикулярный уровень (первый -нижний уровень) по своей иерархии соответствует бытовым представлениям и неосознанным реакциям потребителей. Второй уровень культуры менталитета - духовная
самость, третий- "Социальный отклик". Самый высокий уровень - мета-социальный, характерный для элиты, продвинутых членов общества (лидеров мнений в группах), способных соотнести идеи общественных течений со своим мировоззрением, выбрать для себя приемлемую позицию в экономике, политике, общественной жизни (Гершунский, 1999).
О гуманистических ценностях в европейской цивилизации мы узнаем, прежде всего обратившись к истории возникновения понятий об абсолютных (вечных) ценностях. Сократ и Платон утверждали, что абсолютными ценностями существования являются справедливость, добродетель и мудрость. К ним можно добавить знания, которые Платон характеризовал как путь к добродетели, а добродетель должна содержать в себе все совершенные качества - уравновешенность, великодушие, искренность, честность, доброту.
Аристотель делил добродетель • на дианетические (рассудочные) и собственно этические. Кант различал совершенные добродетели от несовершенных. В современном американском обществе самым ценным знанием считается знание истинного духовного богатства демократического общества (Г.Сленсер).
В подходах к вечным ценностям существуют разные мнения. Так, релятивисты полагают, что справедливость -понятие относительное, зависящее от обстоятельств и уровня культуры. Разные люди в разные времена вкладывают в них свой практический или идеальный смысл, но эти понятия остаются всеобщими и вечными.
К. Льюис в соей работе "The Abolition of Man" причислил добро и зло к двум центральным полюсам природы, определяющим человеческую сущность. К ценностям, которые составляют "суть этой природы", он отнес милосердие, правду, мудрость, справедливость, чест-
ность, благотворительность и сострадание. По его мнению, эти качества способны изменить жизнь к лучшему (Гершунский, 1999).
Считается, что высшие ценности даны либо сверху, либо от природы, либо сформировались в результате жизненного опыта человека. Теория ценностей и формирования личности связаны с вопросами о том, можно ли научить человека нравственности или он должен получить эти качества другим путем? Сократ считал, что человека нельзя сделать благоразумным или храбрым механически, как, например, в геометрии. В то же время в Новое время разрабатывают и применяют приемы педа-
гогического воспитания. С их помощью прививается любовь к нации, традициям, формируются характеры, обеспечивающие порядок, добродетель и конкурентоспособность. Воспитание идет также через театр, кино, музыку, литературу, а ныне все больше через рекламу и массовую культуру.
Наш обзор мы продолжим наследием Фомы Аквин-ского (1225-1274) который предположил "что вера и разум не только отличаются друг от друга, но и образуют единство, гармонически согласуясь между собой". Он выдвинул принцип справедливой середины (умеренности желаний в потреблении), что вносит идею о разумной достаточности и сбережении ресурсов. В продолжение этому Франк Петрарки (1304-1374) высказал мыбль, что природа - это "госпожа и устроительница мира" (Гершунский, 1999).
Позднее Пьер-Анджело Мандзалини в поэме "Зодиак жизни" с позиции гуманистов осудил противоестественное отступление от природы и борьбу за ее завоевание в эпоху зарождения капитализма. Он сказал, что "гуманизм исповедует принятие мира и радости земного существования, в том числе и радости наслаждений".
Джордано Бруно (1548-1660) превозносил ценности творчества и утверждал, что пассивность и отказ от творческой деятельности есть откат к звериному первобытному состоянию. Николо Миккиавели (1469-1527) доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Он смело заявил, что "Люди скорее забудут смерть отца, чем лишения имущества" (Гершунский, 1999).
И. Кант (1724-1808) построил учение "О Разуме", которое базируется на трех идеях:
1. "О душе" - как безусловной ценности всех психических явлений.
Таблица 2
Четырехуровневая структура менталитета
1. Партикулярная культура - привычные отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, шаблонная оценка без рефлексии 2. Духовная самость- культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Осуществляется рефлексивно.
3. Социальный отклик - это реакция общественности или индивидуума на политику, государственную власть, реформы и пр. 4. Мета социальный уровень- совпадение общественной, государственной или партийной идеи с личной позицией человека
2. "О мире" - как совокупности всех причинно обусловленных явлений,
3. "О боге" - как безусловной причине всех обусловленных явлений.
Кант верил в силу человеческого разума. Ныне стало крылатым его бессмертное выражение: "Человек может и должен стать творцом своего счастья". Нравственность в себе он принимал как безусловное предписание как правило поведения для себя и других. Провозгласил равенство всех граждан перед законом и богом, ратовал за правопорядок.
Течение Канта воспитывает осознание чувства собственного достоинства каждым человеком. Ставит непременным условием следовать порядку, "так как его отсутствие превращает человека в дикаря". Кредо Канта "Собственное совершенствование", а "Долг" - это то великое, что возвышает человека над собой, Работа, по мнению Канта, "есть лучшее наслаждение жизни".
Философия Г. Гегеля (1770-1831) - это "гимн разума", духовности и творчества человека. Гегель превозносил ценность частной собственности, личной свободы граждан и утверждал, что "индивиды в гражданском обществе руководствуются своими частными интересами".
Социалисты-утописты Т.Мор, Сен-Семон и др. проповедовали социалистические ценности: равенство, братство, общественную собственность, которыми до недавнего времени руководствовались коммунисты. С переходом к рыночным отношениям и частной собственности мало кто искренне верит в эти ценности, полагаясь больше на совесть, доброту и справедливость. Так, А. Герцен (1812-1870) высказывал идею справедливого устройства общества, в котором крестьянская община могла бы стать определяющей ячейкой
Л.Фейербах (1804-1872) был ярким представителем домарксистского материализма и атеизма. Тем не менее, он увязывал веру в бога со стремлением к совершенствованию. Но при этом предлагал заменить веру в бога любовью человека к человеку.
Ф.В.Ницше (1844-1900) разработал философию символов, толкование которых помогает определить ценности жизни. При этом он выделяет два определяющих подхода к образу жизни людей. Это символ "верблюда"-который тащит воз жизни, быта, культуры отношений, но путь его ведет в бесплодную пустыню и символ "льва" -который стремится стать свободным и господином в своей пустыне, отрицает тысячелетние ценности и создает собственные, Основа жизни по Ницше - воля. Воля власти как движущая сила и основная ценность мирового процесса (Гершунский, 1999).
Ницше рассматривает мир как игру сил и процесс не ведущий никуда, а совершающий круговороты. "Все, что происходит сейчас, происходило уже раньше". По его мнению, историческая память бывает вредна, поскольку может помешать сильным личностям принимать интуитивные решения и свободно действовать. Он был убежден в том, что неравенство среди людей неизбеж-
но. "Только сильные духом люди могут возвышаться и быть свободными. Ницше зародил идею "Избранных" -свободных от условностей и моральных требований личностей, что породило нацизм и такую одиозную фигуру, как Гитлер.
Культурно-исторический пласт ныне модного подхода к здоровому образу жизни был заложен в работах А.Адлера, который считал, что каждый обязан заботиться о своем здоровье, теле, чистоплотности, умеренности в потреблении (это обязанности первого рода). Обязанности второго рода он связывал с поиском знания. "Ищи знания ради того блага, которое ты можешь сделать другим"- писал он, При этом Адлер советует изучить себя, испытать свои духовные силы, склонности. Раскрыть способности и пустить их в ход. Он пишет "Обладай какой либо отраслью знаний в совершенстве, это будет ключом ко всем другим знаниям". Знания он сравнивал с шаром, "из любой точки которого можно докопаться до его центра". А при выборе специальности, советует Адлер, "Мы не должны поступаться удовольствию и тому, что она может льстить самолюбию" (Гершунский, 1999).
Крупнейшим представителем философской мысли в России был Бердяев (1874-1948). Он принимал идею материализма, разделяя мысль о рассмотрении протекания процессов с точки зрения их обусловленности и причастности. В то же время полагал, что "нельзя строить картину мира только на основе эмпирических данных, поскольку картина должна дополняться познанием истины и стремлением к идеалу, который может ей противостоять". С годами Бердяев приходит к мысли, "что социальное неравенство является благом, способствующим творческому движению личности"(Бердяев,1990).
Особенно важным с позиции определения ментальных качеств русского человека выступает психологический портрет Ленина, сделанный Бердяевым. Он пишет: "У Ленина были типично русские черты характера: простота, целостность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и риторике, практичность мысли, склонность к нигилистскому цинизму".
Советскому человеку, в связи с закрытостью информации и ее идеологическим извращением, капитализм представлялся в основном с позиции материальных ценностей - наживы, чрезмерной эксплуатации, классового неравенства. Однако М. Вебер (1864-1920) наделяет капитализм идеальными чертами, такими как стремление к рентабельности, прибыльности, рациональной организации производства. Эти идеальные качества составляют так называемый капиталистический дух (ныне мы назовем его духом предпринимательства), который и обеспечивает в основном устойчивость социально-экономического развития.
Данный раздел можно закончить словами Б.Гершунского: "Локальными человеческими поступками и мировоззренческой историей в целом движет ментали-
тет, т.е. духовное основание индивидуального и общественного сознания и поведения, которые при условии их согласованного массового проявления по своей энергетической мощи оказываются сильнее любых рукотворных материальных энергоносителей или политических акций", Именно менталитет предопределял этнические приоритеты человеческих сообществ и ныне влияет на потребительское поведение и другие стороны жизни. Менталитет поддается преобразованиям, но в каком направлении и какими путями? (Гершунский,1999). Лозунг об интеграции в экономике будет несбыточной мечтой, если не будет реального сближения и взаимообогащения менталитетов. Первым шагом на этом пути стало принятие в 1995 г. ООН "Декларации прав терпимости" (толерантности).
Ментальные ценности американцев и их влияние на повеление населения. По мнению Алексиса де Токвиля (1994), американцы не склонны к предустановленному порядку. Они больше, чем другие народы, умеют избегать привычек и зависимости от прописных истин в семейной жизни, более других свободны от классовых и национальных предрассудков, умеют извлекать уроки из ошибок, к традициям относятся не более как к сведениям, стремятся достичь результата любым подходящим методом, умеют выделить суть явлений, не обращая внимания на формы.
Это страна, где менее всего изучают предписания, но лучше всего им следуют. Граждане не видят в ком-либо из окружающих неоспоримого превосходства. В экономическом поведении (принятии решений) они ориентируются на свое собственное разумение как на наиболее очевидное, близкое и понятное.
Американцы, видя, что им без всякой помощи приходится решать все несложные проблемы практической жизни, с легкостью приходят к мысли, что все объяснимо и познаваемо. Таким образом, они черпают свой философский опыт жизни в самих себе, не нуждаются в том, чтобы заимствовать его у других или из книг (А. де Токвиль,1994),
Д.Брустин продолжает мысль о самодостаточности американцев, говоря об исключительной их открытости к неизведанным путям и готовности, при необходимости, воспользоваться законом. Для решения возникшей экономической проблемы "американец не испытывает необходимости в первоначальных подробных данных и точных определениях, - он берется за первое же новоявление, которое привлекло его внимание"- т.е. не откладывает решение проблемы и не ищет универсальных для этого методов.
8 представлениях об американской культуре Гэррт Шелдон писал, что это культура достоинства человека во всех своих многочисленных проявлениях, способствующая ощущению каждым человеком своей самоценности, своей свободы, своей социальной и экономической защищенности. Социокультурные достижения Америки
состоят в том, что удалось решить проблему гарантированного выживания, гарантированного удовлетворения первичных потребностей человека в продуктах питания, жилье, экстренной медицинской помощи для всех.
Шелдон выразил мысль, что удовлетворение экономических потребностей является необходимым условием для ощущения гражданами страны своего собственного достоинства (и ныне для большинства американцев оно воспринимается как безусловное право). Большинство американцев живет и ощущает себя в настоящем и трудится, в основном, на себя и свою семью. Поэтому созидательный характер американского общества обычно остается в тени, замалчивается или считается само собой разумеющимся. Легендарные американские небоскребы, потрясающие по своему качеству дороги, крупнейшие мировые компании во всех сферах экономики -это лишь самый беглый взгляд на созидательную деятельность в США. Эти созидательные усилия и достижения дают им возможность испытывать гордость за свою страну. Гордость быть американцем.
Американцы испытывают чувство достоинства во всем: в ощущении своей самоценности, ощущении свободы, защищенности, причастности к великой стране или компании. Удовлетворение элементарных потребностей они принимают как должное. Но эта ментальность (как взгляды и поведение) распространилась и на другие богатые страны, и даже на новое поколение молодых россиян. Для старшего поколения в России остается привычным находиться в позиции ожидающего просителя, который чаще не требует, но еще надеется на справедливое распределение благ.
Американская идея (американская мечта) опиралась на человека и была направлена на реализацию равных возможностей каждого в частном бизнесе под гарантии государства защитить их права. Гарантом реализации этой идеи выступал предпринимательский дух и непременное стремление создать собственный капитал и добиться успеха.
Основой американского духа стали 103 пуританина, создавших в 1620 г. первую колонию недалеко от нынешнего Бостона. Они называли себя пилигримами, способными воплотить истинное предначертание Библии. И до сих пор их потомки связывают себя с верой в особое предназначение (БрустинД993). Колонисты объединили усилия, действовали сообща и укрепляли идеи демократии. Потребность в сотрудничестве в сочетании с верой в индивидуализм укрепляли представления, что в Новом свете люди равны и у них не должно быть особых прав и привилегий. В 1776 г. объединенные колонии выступили с декларацией независимости и провозгласили себя свободными и независимыми от Британии. Множество перемен произошло в США за более чем 200 лет, но осталась незыблемой их приверженность идеалам свободы и демократии (Гершунский,1999).
Пуритане всецело смогли сосредоточиться на вопросах человеческого поведения (у нас - души) и чисто
практических сторонах жизни, поскольку основные теоретические проблемы решали самостоятельно. В мире нравственности у них было все упорядочено, предусмотрено и решено заранее. Основатели Новой Англии были ревностными сектантами, но и восторженными новаторами, писал А.де Токвиль. В противоположность россиянам у них формировался практический и антиутопический склад ума (Кьюсек, 1990).
Пуритане взяли на себя смелость самостоятельно
трактовать Библию, особенно Ветхий завет. Они считали, что успех в мирских делах и их материальное благо являются основой того, что Бог ими доволен (Кьюсек, 1990).
Для современного американского общества Д.Статт (2003) выделил идеальные и актуальные (прагматические) ценности. Среди идеальных - индивидуализм, равенство, гуманизм, молодость, социальный конформизм. Среди актуальных - материализм, прогресс, эффективность, активность и власть над природой (табл.3).
Ценность эффективности в сознании американцев связана со стремлением делать все так хорошо, как только можно, и лучше. В онтогенезе развития это способствовало тому, что американская экономика достигла высокой производительности труда и конкурентоспособности.
Американцев всегда интересовала практичность механизма или метода, а не идеалы и принципы стоящие за ним. Американцы не сомневаются в своем успехе и не ограничивают себя в установках. В основе подхода к принципу "как это сделать?", лежит общественная философия "все можно сделать!". Именно, американцы были новаторами в производстве приспособлений с целью снижения трудозатрат и времени на непроизводительную работу (например, придумали конвейер).
Ценность активности остается и сегодня актуальной и востребованной под влиянием протестантской трудовой этики со времен колонизации Америки. Не только активно работать - это просто азбучная истина на американском предприятии, но и активно отдыхать в свободное время. Не активность ради активности, а с целью
получения удовлетворения от перенесенной нагрузки, преодоления своей природной лени при достижении цели, а также возможность утвердиться, управлять (контролировать) собой и ситуацией.
Стремление быть активным, успешным и молодым в сочетании с желанием контролировать, в том числе свою боль и эмоции, привело к созданию крупнейшей в мире современной индустрии фитнеса и медико-биологических услуг. Вот почему ни один уважающий
себя житель Манхетена не выйдет за газетой утром в воскресенье не иначе, как в модном спортивном костюме,
Ценность безопасности всегда и особенно после трагедии 11 сентября 2001 г. укрепилась в сознании американцев как одна из важных и ныне способствует укреплению самого развитого в мире страхового рынка.
Американцы, например, в отличие от канадцев считаются менее законопослушными, больше подчеркивают свои индивидуальные особенности, проповедуют культ успеха, труда и достижений, меньше ценят социальные взаимоотношения. Так, американские дети более хорошо осведомлены о лидирующей роли своей страны в мире. Под "свободой" в 80-е годы они подразумевали независимость от коммунистов (канадцы и русские -возможность погулять с друзьями).
Характер расселения по громадной территории определил некоторые различия в характере американцев. На месте первых поселений протестантов в пределах Новой Англии жителям присуща репутация умных, бережливых, трудолюбивых и инициативных. Южане -сохранили свое стремление к комфорту. Жители среднего запада славятся открытостью, дружелюбием, прямолинейностью - это родина республиканской партии.
Г.Грачев (.1995) удачно нарисовал образ американца и русского человека. Американец - это человек в машине, абсолютно динамичный, с молниеносной реакцией шофер. Россиянин же сродни философу не знающего ни права, ни экономики с высшими ценностями, который всегда жил на минимуме потребностей, лишь
Таблица 3
Идеальные и актуальные американские ценности по Д.Статту
Идеальные Актуальные
-Индивидуализм - подчеркивание уникальных свойств личности. -Равенство - равные возможности, в бизнесе, в карьере, любви. -Гуманизм - благотворительность. -Молодость - желание быть моложе. -Социальный конформизм - подчинение социальным нормам. -Материализм - рост материального комфорта, роскошь и наслаждение. -Прогресс, достижение и успех - озабоченность будущим. -Эффективность и практичность. -Активность - в работе и отдыхе. -Власть над природой - заставить ее работать на себя.
бы не тратить время на зарабатывание денег.
Экономическое повеление населения во власти менталитета. Разработка стратегии экономического роста в новых условиях перехода к цивилизованным рыночным отношениям нуждается в знаниях особенностей национального характера русского народа, крупнейшего по численности населения России. Известно, что этот характер (менталитет) переживает период существенных трансформаций, но, обладая устойчивостью, не может мгновенно реагировать на очередные изменения идеалов, ценностей и приоритетов, которые складываются в современный переходный период.
Российскому менталитету приписывается духовная основа, которая в условиях экономического кризиса для большинства малообеспеченных людей уходит в тень, поскольку человек втягивается в решение постоянных-прагматических проблем, связанных с простым выживанием.
Менталитет формируется под действием множества факторов, но определяющим из них является наиболее долговременный природно-географический фактор. Под его воздействием сформировались такие особенности обобщенного русского характера, как расточительность, гостеприимство, бесшабашность, беззаботность, импульсивность, терпеливость, связанные с открытостью и простотой русского народа (Гершунский,1999). Противоположными чертами этого характера выступали такие его качества, как мужество и храбрость, прямота и великодержавная амбициозность, проявившиеся в периоды крайней опасности (Мишулин, 1941).
Российские просторы, по мнению Г. Ганчева, сформировали замедленную психику (медлительность). Поэтому медлительный русский народ был вечно подгоняем каким-либо ускорением: реформами Петра, революционными преобразованиями, социалистическими пятилетками, сталинскими репрессиями, освоением целинных земель и Сибири, горбачевской перестройкой, шоковой терапией. Здесь наблюдается очевидное несоответствие шага пространства шагу времени. Это вечная трагедия и рок России, считает Ганчев (Поляков, 1992).
В то же время однообразие природных форм, по мнению С.М.Соловьева, ведет к однообразию занятий, обычаев, нравов. Так, например, опасности и недостаток воды в открытой степи заставляли население размещаться крупными массивами. Неудобства приучили россиян ходить с опаской, ощупывая почву, не соваться в воду. Развилась изворотливость, привычка к постоянной терпеливой борьбе с невзгодами и опасностями. В то же время, привыкнув к своенравию природы, расчетливый великорос начинает рисковать, проявлять удаль и часто полагаться на "авось" (Леонтьев, 1980).
Однако воспитанник леса лучше работает один. Он замкнут, осторожен, себе на уме. Новые ситуации воз-
тил, что Россия разуверилась в осмысленности своего существования. В задачу россиян входит не отказ от благ индустриального Запада, а стремление к духовности Востока (Гершунский, 1999).
И все же эти "российские просторы" подталкивали к поиску новых земель и месторождений и формировали экстенсивный характер производства, связанный с расширением посевных земель или поисками все новых месторождений. Природные богатства не способствовали ни раньше, ни теперь развитию предприимчивости, которая больше связывается с созданием конкурентных преимуществ технологического плана. Современная экономическая политика России во многом определяется ментальными представлениями народной верхушки и мало отличается от мнений простых людей. Эти ментальные представления, безусловно, основываются на характерной для россиян инертности мышления, вечном стремлении использовать природные ресурсы и экстенсивный характер труда. Однако, на экономическое поведение населения сегодня все более влияют демократические ценности: свобода, предприимчивость, законность.
О противопоставлении менталитетов российского и советского периодов говорил Л.Анинский (1994): "Сколько бы ни находили мы контрастности качеств в русской и советской ментальности, сколько бы ни противопоставляли советское хамство русскому радушию - это одна реальная ментальность. Когда в двадцатые годы именем Советской власти искоренили все русское - была надежда, что на смену национальному придет интернациональное. Ныне мы воскрешаем русское, а это идет в противовес интеграционным процессам. В этой связи встает вопрос: "А не теряем ли мы нацию?"
Ныне высшие ценности у россиян - идеалы добра, справедливости, доброжелательности, толерантности -глубоко скрыты. Эти ценности были существенно деформированы репрессиями, войнами, неудачными экономическими и политическими реформами, засильем прагматических ценностей и установкой выжить. Нехватка материальных средств и острая неудовлетворенность их распределением сказывается на общем настроении, здоровье и потребительском поведении нации. Но как только достигается какая-либо стабильность в жизни, ментальные качества тут же берут свое и экономическое поведение русского человека становится весьма опознаваемым.
Библиографический список
1. Аннинский А. Русская душа: лицо и псевдонимы II Л.Аненский II Время и Мы. - 1994.- №123. - С. 23-27.
2. Бердяев ИЛ. Русская идея / Н. А. Бердяев // Вопрос философии, - 1990. - № 6. - С. 45-32.
3. Брустин Д.Американцы: колнониальный опыт/ Д.Брустин; пер.с англ. - М., 1993,- 138 с.
4. Гершунский Б,С. Россия и США на пороге
_ ш Социология
третьего тысячелетия / Б.С.Гершунский. - М.: Флинта, 1999. - 597 с.
5. Кьюсек Энн. Религия в Америке / Энн Кьюсек. -Вашингтон, 1990. - 244 с.
6. Леонтьев В,В. История либеральной России / В.В.Леонтьев; под ред. А.Солженицина. - Париж, 1980. -214 с.
7. Мишулин А Древние славяне в отрывках греко-
римских и византийских писателей / А.Мишулин II Вестник древней истории. - 1941. - С. 45-49.
8. Поляков Ю. Российские просторы: благо или проклятье. Заметка историка / Ю.Поляков// Свободная мысль. - 1992. - №12. - С. 34-42.
9. Статт Д. Психология потребителя / Д.Статт. - М,-СПб: Питер, 2003. - 445 с.
Статья принята к публикации 10.11.06