Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Довгань В.И.

Приведены взгляды разных авторов относительно определения содержания механизма государственного управления. Проанализированы основные составляющие и структура механизма государственного управления. Рассмотрена классификация механизмов государственного управления. Предложено определение механизма государственного управления.The views of the various authors regarding the determination of the mechanism of state administration are given. The basic components and structure of the mechanism of state administration are analyzed. The classification of the mechanisms of state administration is considered. A definition of the mechanism of state administration is propounded.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

2005. - 132с.

5. Юрш С.1. Фшанси: вишкiл студiï: Навч. пошб. - Тернопiль: Карт-бланш, 2002. - 357 с.

Довгань В.И., кандидат ветеринарных наук профессор кафедры государственного управления

и местного самоуправления магистр государственного управления Хмельницкий университет управления и права СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Приведены взгляды разных авторов относительно определения содержания механизма государственного управления. Проанализированы основные составляющие и структура механизма государственного управления. Рассмотрена классификация механизмов государственного управления. Предложено определение механизма государственного управления.

Ключевые слова: государственное управление, механизмы государственного управления, структура механизма государственного управления, классификация механизмов государственного управления, организационный механизм государственного управления.

Annotation. The views of the various authors regarding the determination of the mechanism of state administration are given. The basic components and structure of the mechanism of state administration are analyzed. The classification of the mechanisms of state administration is considered. A definition of the mechanism of state administration is propounded.

Keywords: state administration, mechanisms of state administration, structure of state administration mechanism, classification of mechanisms of state administration, organizational mechanism of state administration.

Актуальность исследования. Государственное управление призвано активизировать и актуализировать использования всех видов имеющихся ресурсов, открывая новые возможности, создавая стимулирующие условия, поддерживая благоприятную среду для повышения эффективности хозяйствования и рост качества жизни населения. При этом сказывается определенная зависимость между полнотой реализации накопленного потенциала и качеством государственного управления. Оно проявляется в следующем: чем выше профессиональный уровень управления, тем лучше используется и приумножается имеющийся потенциал. Таким образом, степень реализации собственного потенциала зависит от уровня государственного управления. Эта взаимосвязь обуславливается закономерностью современного управления [1].

Современные механизмы государственного управления достаточно разнообразны. Их можно разделить на две большие группы: прямые или

административно-распорядительные и косвенные, к которым относятся экономические, технико-технологические, социальные и т.д.

Перед современной наукой управления стоит задача разработать механизмы, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей. Следует отметить, что понятие «механизм государственного управления» пока не получило четкого определения и наглядного отображения.

Степень исследования проблемы. В научной литературе термин «механизм управления» достаточно широко применяется, однако содержание и структуру его различные ученые и практики трактуют по-разному. Концептуальные основы механизмов государственного управления отражены в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области управления: В. Аверьянова, О. Амосова, Г. Астапова, Г. Атаманчука, В. Бакуменко, И. Булеева, П. Егорова, А. Ерёменко-Григоренко, В. Князева, А. Ковалюк, В. Коломийчук, А. Коротича, М Круглова, А. Кульман, М Лесечко, Ю. Лысенко, В. Малиновского, А. Маточная, Н. Моисеева, Н. Нижник, О. Оболенского, Г. Одинцовой, Р. Рудницкой, З. Румянцевой, Ю. Тихомирова, Л. Юзькова. Однако, если общие принципы механизмов государственного управления отработаны на высоком уровне, то вопросы усовершенствования механизмов управления в конкретных областях государственной деятельности являются малоисследованными.

Цель исследования. Целью исследования является анализ, определение и обоснование содержания, структуры и классификации механизмов государственного управления. Цель конкретизируется в следующих задачах:

- провести анализ трактовки термина «механизм государственного управления» отечественными и зарубежными исследователями;

- определить основные компоненты структуры механизмов государственного управления;

- обобщить подходы к классификации механизмов государственного управления.

Изложение основного материала. В экономической литературе его часто отождествляют с понятием «система управления», что приводит к тавтологии и размытости формулировок. Система управления - это совокупность компонентов, включая органы управления, целевые стратегические установки, принципы, функции, структуры, ресурсы, методы, технологии и инструменты, тесно взаимосвязанные между собой, которые образуют интеграционную целостность и формируют механизм влияния на национальное хозяйство, потенциал, социально-экономические процессы, условия жизнедеятельности населения, организаций и домашних хозяйств с целью повышения качества жизни населения [2]. Из этой формулировки следует, что система государственного управления формирует механизм управления, причем с помощью всех основных, названных выше элементов:

действий органов управления, целевых установок, принципов, функций, структур, ресурсов, методов, технологий, инструментов управления. Можно сказать, что механизм управления не может существовать без этих системных компонентов, и в то же время - без механизма управления нет системы управления как таковой. Существует связь и определенная зависимость системы государственного управления от внешних факторов: государственной социально-экономической политики и государственного регулирования, условий внешней среды, современных достижений национального и зарубежного менеджмента, закономерностей управления [3]. «Механизм управления» - это уже более конкретизированное определение, которое по сути отражает способ приведения объекта управления до определенного желаемого состояния [2].

Базовым элементом термина «механизм государственного управления» есть понятие самого механизма. Механизмы бывают разные по конструкции и назначению, составляют основу большинства машин, приборов и устройств. В экономической науке понятие «механизм» употребляется в переносном смысле и означает «внутреннее строение, систему чего-либо». Скорее этот термин заимствован из естественных и технических наук. «Механизм» с греческого языка переводится как «орудие, машина» и на сегодня имеет следующие основные значения:

1. Устройство для передачи и преобразования движений, в котором движение одного или нескольких элементов вызывает определенные движения остальных.

2. Внутреннее устройство, внутреннее строение машины, оборудование.

3. Совокупность состояний и процессов, из которых состоит любое физическое, химическое, физиологическое, экономическое, психологическое явление.

4. Система, устройство, способ, определяющие порядок определенного вида деятельности [4].

Механизм управления - сложная управленческая категория. Анализ литературы по трактовки этого термина разными авторами представлены в табл. 1.

Таблица 1

Содержание понятия «механизм государственного управления»

№ з/п Автор, источник Определение механизма государственного управления

1 2 3

1. В. Аверьянов [5, с. 35] Составными элементами указанного механизма являются: 1) система органов исполнительной власти, 2) совокупность правовых норм, регламентирующих организационную структуру системы органов исполнительной власти и процессы ее функционирования и развития. Через механизм государственного управления осуществляется реализация

власти (властных отношений)

2. О. Амосов [6, с. 10] На региональном уровне механизм управления - это совокупность форм и методов воздействия территориальных органов исполнительной власти и местного самоуправления на реформирование и функционирование экономических субъектов во всех сегментах и звеньях хозяйства района

3. Г. Астапова [7, с. 279] Механизм управления - это система элементов организационно-экономического воздействия на процесс управления

4. Г. Атаманчук [8, с. 86] Механизм государственного управления - это сложная система государственных органов, организованных в соответствии с определенными принципами для осуществления задач государственного управления. Механизм государственного управления является «инструментом» реализации исполнительной власти государства. Механизм формирования и реализации государственного управления - это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, которыми субъект государственного управления «охватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически воплощает их в жизнь, несмотря на государственную власть

5. В. Бакуменко, В. Князев [9, с. 87] Механизмы государственного управления - это «практические меры, средства, рычаги, стимулы, с помощью которых органы государственной власти влияют на общество, производство, любую социальную систему для достижения поставленных целей». Комплексный механизм государственного управления определяется как «система политических, экономических, социальных, организационных и правовых средств целенаправленного воздействия органов государственного управления». Схема реального механизма государственного управления содержит цели, решения, влияния, действия, результаты

6. И. Булеев [10, с. 32] Механизм управления - это совокупность форм, методов и инструментов управления

7. A. Гладишев, B. 1ванов, В. Патрушев [11, с. 265] Механизм управления - способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления

8. П. Егоров, Ю. Лысенко [12, с. 86] Механизм управления - это система формирования целей и стимулов, позволяющих превратить в процессе трудовой деятельности движение материальных и духовных потребностей членов общества на движение средств производства и его окончательных результатов, направленных на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей. Ядром организационно-экономического механизма является система стимулов, которая делится на две подсистемы:

командно-административные стимулы, которые стимулирую трудовую деятельность; социально-экономические, заинтересовывают работников к высокоэффективной работе

9. О. Ерёменко-Григоренко [13, с. 31] Механизм управления является системой технологического, экономического, организационного и социального блоков, которые включают их элементы

10. О. Ковалюк [14, с. 23] Механизм управления - это система форм, методов, рычагов, инструментов, используемых в деятельности государства и предприятий при соответствующей нормативно-правовой и информационной политике на микро-и макроуровне

11. В. Коломийчук [15, с. 12] Механизм административного района - это хозяйственная система, ее строение; взаимосвязи между ее территориальными элементами, способ ее существования, система форм и методов управления хозяйственной системой, изменение ее социально-экономических состояний

12. О. Коротич [3, с. 22] Конкретные механизмы управления (в частности государственного) - это определенное орудие для совершения целенаправленных преобразований. Это совокупность способов, методов, рычагов, через которые субъект управления воздействует на объект управления для достижения определенной цели. Каждый конкретный механизм управления - это прежде всего совокупность взаимосвязанных методов управления

13. М. Круглов [16, с. 111] Механизм государственного управления - это совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых средств целенаправленного влияния субъектов государственного управления и влияния на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих участников государственного управления. Поскольку факторы государственного управления могут иметь экономическую, социальную, политическую и правовую основу, комплексный механизм государственного управления должен быть системой экономических, мотивационных, организационных, политических и правовых механизмов

14. А. Кульман [17, с. 13] Механизм содержит определенную последовательность экономических явлений: его составными элементами одновременно выступают входное и выходное явления, а также весь процесс, который происходит в интервалах между ними. Механизм является естественной системой. Механизм - это необходимая взаимосвязь, которая возникает между различными экономическими явлениями

15. В. Малиновский [18, с. 28] Механизмы государственного управления - совокупность средств организации управленческих процессов и способов влияния на развитие управляемых объектов с использованием соответствующих методов управления, направленных на реализацию целей государственного управления

О. Федорчак все механизмы управления делит на три типа: механизмы-орудия (инструменты); механизмы-системы (набор

взаимосвязанных элементов) механизмы-процедуры (последовательность определенных преобразований) [19].

По нашему мнению, понятие «механизм» и понятие «процесс» нельзя сравнивать между собой, поскольку процесс - это лишь последовательность действий, этапов преобразования чего-либо, а механизм - это значительно более широкое понятие, которое охватывает различные инструменты, рычаги, средства, стимулы государственного управления. Также нецелесообразно отождествлять понятия «механизм» с понятиями «орудия» или «инструмент», поскольку в состав механизма государственного управления, кроме инструментов, относятся также методы, рычаги, политика, правовое, нормативное и информационное обеспечение и т.д. Существование одних лишь инструментов не в состоянии обеспечить практическую реализацию государственного управления.

Под механизмом управления в наиболее общем виде необходимо понимать совокупность системных элементов, тесно взаимосвязанных между собой, при воздействии на один или некоторые из них происходит определенное функционирование или изменение других элементов системы, вызывающие, в свою очередь, необходимые процессы в объектах управления [1]. При этом как в теоретическом аспекте, так и в реальной практике можно выделять и рассматривать в механизме государственного регионального управления отдельные его виды (или составляющие): организационный, экономический, финансовый, бюджетный, социально-психологический, административный, институциональный, общественно-политический и другие, каждый из которых способен осуществлять определенное влияние на объекты управления. Как правило, в практической деятельности используются все перечисленные системные составляющие общего механизма регионального управления, причем в разных сочетаниях, пропорциях и соотношениях.

Анализ представленных в табл. 1 определений позволяет сделать вывод о том, что механизм государственного управления - это механизм как система, предназначенная для практического осуществления государственного управления и достижения поставленных целей, имеет определенную структуру, методы, рычаги, инструменты воздействия на объект управления с соответствующим нормативно-правовым, финансово-экономическим и информационным обеспечением.

Рассматривая структуру механизма государственного управления, Р. Рудницкая отмечает, что «в механизме государственного управления можно выделить следующие главные элементы: методы, рычаги, инструменты, политику, правовое, нормативное и информационное обеспечение» (рис. 1) [20].

Рис. 1. Структура механизма государственного управления

Примечание. Источник [20]

Мы согласны с трактовкой структуры механизма государственного управления, предложенной Р. Рудницкой, и можем лишь добавить, что состав механизма государственного управления определяется сферой общественного развития и изменяется в зависимости от особенностей той или иной сферы.

В литературе государственного управления существуют различные подходы относительно видов и классификации механизмов государственного управления. Мы согласны с мнением Н. Брюховецкой, что «от преимущества акцентов на те или иные сферы управления механизм управления будет иметь свое название» [21]. В зависимости от того, какие

именно проблемы и как решаются с применением конкретного государственного механизма управления, он может быть сложным (комплексным) и включать в себя несколько самостоятельных механизмов. Комплексный механизм государственного управления может состоять из следующих видов механизмов:

- экономического (механизмы государственного управления банковской, денежно-валютной, инвестиционной, инновационной, кредитной, налоговой, страховой деятельностью и т.д.);

- мотивационного (совокупность командно-административных и социально-экономических стимулов, побуждающих государственных служащих к высокоэффективной работе);

- организационного (объекты, субъекты государственного управления, их цели, задачи, функции, методы управления и организационные структуры, а также результаты их функционирования);

- политического (механизмы формирования экономической, социальной, финансовой, промышленной политики и т.д.);

- правового (нормативно-правовое обеспечение: законы и постановления Верховного Совета Украины (далее - ВСУ), указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины (далее - КМУ), а также методические рекомендации и инструкции и т.д.).

А. Коротич выделяет классификацию механизмов государственного управления в зависимости от субъектов управления [3]. В соответствии с этим признаком, в Украине механизмы государственного управления делятся на такие, которые осуществляются органами управления:

- высшего уровня (ВСУ, Президентом, КМУ);

- областного уровня (областными советами, областными государственными администрациями (далее - ОГА);

- районного уровня (районными советами, районными государственными администрациями);

- местного уровня (городскими, поселковыми, сельскими советами).

Обобщенная классификация механизмов государственного управления

представлена на рис. 2. Она включает разделение механизмов государственного управления по функциональному назначению и за субъектом управления.

Рис. 2. Классификация механизмов государственного управления

Примечание. Источник [19]

Заметим, что в состав механизма государственного управления, кроме вышеперечисленных компонентов (объекты, субъекты, цели, задачи, функции, методы управления, организационные структуры и результаты функционирования), целесообразно отнести также потребности и интересы общества и обратную связь, с помощью которой объекты управления могут влиять на субъект управления, совершенствуя тем самым механизм управления.

Выводы. Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых относительно содержательного наполнения понятия «механизм государственного управления» позволил определить механизм государственного управления как сложную систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которая имеет определенную структуру, методы, рычаги, инструменты воздействия на объект управления с соответствующим нормативно-правовым, финансово-экономическим и информационным обеспечением. Механизм государственного управления рассматривается как система методов, рычагов и инструментов государственного воздействия направленных на выполнение функций государства и обеспечения удовлетворения интересов общества. На основе проведенного анализа определена структура механизма государственного управления, неотъемлемыми компонентами которой являются: методы, рычаги, инструменты, политика, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

2. Обобщены подходы к классификации механизмов государственного управления. Определен состав комплексного механизма управления, к которому могут относиться: экономический, мотивационный, организационный, политический и правовой механизмы. Предложено

разделение механизмов государственного управления в зависимости от субъектов государственного управления, которые их применяют. Согласно этому, механизмы государственного управления могут быть такие, которые используются Президентом, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления.

Использованные источники:

1. Мюцевий економiчний розвиток: моделi для успiху / Шд ред. М. Дацишина. - К.: «1нститут Реформ», 2003. - 41 с.

2. Экономический и производственный потенциал административных и производственных систем : [монография] / под общей ред. О.Ф. Балацкого. -Сумы : ИТД «Университетская книга», 2006. - 973 с.

3. Коротич О. Б. Державне управлшня регюнальним розвитком Украши : [монографiя] / О.Б. Коротич. - Х. : Вид-во ХарР1 НАДУ «Мапстр», 2006. -220 с.

4. Економiчна енциклопедiя: У 3 т. / Вщп. ред. С. В. Мочерний. - К.: Видавничий центр «Академiя», 2001. - Т. 2. - С. 355 - 372.

5. Державне управлшня в Укрш'ш: Навчальний пошбник / За заг. ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Б. Авер'янова. - К.: Видавництво ТОВ «СОМИ», 1999. -С. 35 - 39.

6. Амосов О. Ю. Перетворення механiзмiв державного регулювання економiчного розвитку // Державне управлшня та мюцеве самоврядування: Збiрник наукових праць: У 2 ч. / За заг. ред. Г.1. Мостового, Г.С. Одшцово!'. -Харюв: ХарР1ДУ УАДУ, 2001. -Вип. 2. - С. 10 - 16.

7. Астапова Г.В., Астапова Е.А., Лойко Д.П. Организационно-экономический механизм корпоративного управления в современных условиях реформирования экономики Украины. - Донецк, 2001. - С. 279.

8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 1997. - С. 86.

9. Державне управлшня: Словник-довщник / За заг. ред. В.М. Князева, В.Д. Бакуменка. - К.: УАДУ 2002. - 228 с.

10. Булеев И. П. Формирование организационно-экономического механизма управления предприятием по обработке цветных металлов. - Донецк: ИЕП НАН Украины, 1993. - С. 32 - 34.

11. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др; Под ред. В. Н. Иванова. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 265.

12. Лисенко Ю., Сгоров П. Органiзацiйно-економiчний мехашзм управлшня тдприемством // Економжа Украши. - 1997. - №1. - С. 86, 87.

13. Еременко-Григоренко О. А. Организационно-экономический механизм управления хозяйственной деятельностью предприятия: Дисертация канд. экон. наук: 08.06.01. - Донецк, 1999. - С. 31.

14. Ковалюк О.М. Фшансовий мехашзм оргашзацп економши Украши (проблеми теорп i практики): Монографiя. - Львiв: Видавничий центр

Львiвського нацюнального унiверситету iM. 1вана Франка, 2002. - 396 с.

15. Коломийчук В.С. ComanbHO-eKOHOMi4Hi мехашзми управлшня адмiнiстративним районом в системi репонального розвитку: Автореферат дис... д-ра екон. наук: 08.10.01 / НАН Украши. 1нститут регiональних дослiджень. - Львiв, 2000. - 50 с.

16. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. -М.: Русская деловая литература, 1998. - С. 111.

17. Кульман А. Экономические механизмы. - М.: Прогресс; Универс, 1993. -С. 13, 14.

18. Малиновський В.Я. Державне управлшня: Навчальний пошбник. - Вид. 2-ге, доп. та перероб. - К.: Атжа, 2003. - 576 с.

19. Федорчак О.В. Класифжащя механiзмiв державного управлшня / О.В. Федорчак [Електронний ресурс] // Демократичне врядування : наук. вюн. - Львiв : ЛР1ДУ наду, 2008. - Вип. 1. - Режим доступу : http: //www.academy. lviv.ua

20. Руднщька Р. М., Сидорчук О. Г., Стельмах О. М. Мехашзми державного управлшня: сутшсть i змют / За наук. ред. д.е.н., проф. М. Д. Лесечка, к.е.н., доц. А. О. Чемериса. - Львiв: ЛР1ДУ НАДУ, 2005. - 28 с.

21. Брюховецька Н. Ю. Економiчний механiзм шдприемства в ринковiй економiцi: методологiя i практика. - Донецьк: 1ЕП НАН Украши, 1999. - С. 25 - 28.

Долятовский В.А., д.э.н., профессор профессор кафедры менеджмента

РГЭУ «РИНХ» Гречко М.В., к. э.н., доцент, профессор РАЕ доцент кафедры экономики и управления в образовании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮФУ

Корчинский А.А., д.п.н., доцент профессор кафедры профессионального образования и методики

преподавания технологии

ЮФУ

Россия, г.Ростов-на-Дону

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЛЕЗНОСТИ

Важным средством повышения эффективности предприятия является человеческий фактор. Управление формированием человеческого капитала стало важным источником прогресса. Сегодня новые методы управления и бизнес-процессы повышают производительность в 4 раза, снижают в среднем затраты на 65%, уменьшают количество сотрудников на 54 % [1].

Потребность в человеческом капитале определяется целями развития предприятия. Современный специалист - это человек, обладающий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.