Научная статья на тему 'Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути'

Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3140
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ACTIVITY / ACTIVITY OF THE TEACHER / PROFESSIONALISM / DEVELOPMENT / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Н. В.

В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AT VARIOUS STAGES OF THE LIFE COURSE

The article explains the essence of personal and professional development of teachers through an analysis of understanding of professionalism, development, activity, life as a basis to work with an innovative staffing resource. The author offers a look at the holistic development of personality, which has semantic factors on life teaching capacities.

Текст научной работы на тему «Сущность личностно-профессионального развития педагога на различных этапах жизненного пути»

ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 74. 204.2

Н. В. Панова

СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

В статье обосновывается сущность личностно-профессионального развития педагога через анализ понимания профессионализма, развития, активности, жизнедеятельности как основы диалектического понимания деятельности педагога. Автором предлагается взгляд на целостный процесс развития личности, имеющий смысловые факторы отношения к жизни педагога и сохранения его потенциала.

Ключевые слова: деятельность, активность педагога, профессионализм, уровни профессионализма, развитие, личностно-профессиональное развитие.

В науке понятие «деятельность» коррелирует с понятиями «профессионализм», «активность»,

«развитие», «жизнедеятельность».

Деятельность задает требования к личности, выступает стимулом ее развития и условием формирования ее качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности. Эффективность деятельности зависит от конструктов «активность - пассивность» и «осознанность - неосознанность», в связи с этим выделяются следующие типы деятельности:

- сознательно-активная - наблюдается активное развитие профессионально-педагогической позиции;

- сознательно-пассивная - педагоги не стремятся к развитию профессионально-педагогической позиции;

- неосознанно-пассивная деятельность - педагоги не осознают своей профессионально-педагогической позиции;

- неосознанно-активная - педагоги в настоящем не осознают своей профессионально-педагогической позиции, но стремятся ее осознать [1].

В каждом из этих типов деятельность рассматривается с позиций совокупного практического опыта ее осуществления, при котором происходит движение от деятельности к личности, обеспечивающее эффективность труда, где важна результативная сторона. Наиболее общие представления о смыслах, вкладываемых в понятие «деятельность», можно найти у В. И. Слободчикова, который понимает ее как:

- совокупность результатов, достижений;

- процесс преодоления трудностей;

- самоизменение человека в ходе всей его жизнедеятельности;

- способ отношения к условиям жизни [2].

Исследование динамики, структуры, отражающей закономерности этого процесса деятельности,

включает внешние факторы, содержание, стадии, формы взаимодействия, профессиональную деятельность, формируя ее результат.

В качестве внешних факторов, регулирующих профессиональную деятельность, по мнению В. Н. Скворцова, выступают требования, формирующие профессиональные продуктивность, идентичность и зрелость [3].

Различные подходы в изучении эффективности деятельности разделяются на общепрофессиональные, которые рассматривают общие закономерности профессиональной деятельности, и психологопедагогические изменения эффективности труда педагога.

Выделяют компоненты эффективности педагогической деятельности - процессуальный, результативный и личностный, причем результативный компонент выражается в обученности и воспитанности учащихся, а личностный компонент включает направленность, качества и черты личности педагога. В. Д. Шадриков эффективность трудовой деятельности соотносит с качествами продукта труда, где важными компонентами помимо мотивов и целей выступает информационная основа педагогической деятельности [4]. Иную позицию выражает Н. В. Кузьмина, акцентируя анализ педагогической деятельности на двух типах эффективности - процессуальной и личностной, где процессуальная эффективность рассматривается в реализации конструктивных, организаторских и коммуникативных способностей [5].

Профессиональная продуктивность - показатель эффективной деятельности, выражающейся в основных слагаемых профессионально ценных качеств:

- гражданских, характеризующих моральный облик человека;

- отношения к труду, склонности к деятельности;

- дееспособности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);

- специальных способностей, важных для работы;

- навыков, привычек, знаний, опыта, которые образуют целостную систему.

По мнению авторов, профессиональное развитие педагога зависит не столько от совокупности исходных профессионально важных качеств, сколько определяется их внутренней организацией. Вся совокупность психологических качеств личности, а также ряд физических, физиологических характеристик педагога определяют успешность его деятельности. Перечень качеств деятельности специфичен по составу, степени выраженности, характеру взаимосвязи и определяется результатами анализа деятельности и уровня развития профессионализма.

При рассмотрении понятия «деятельность» важно соотнести его с понятием «активность». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

Активность личности - особый вид деятельности, отличающийся интенсификацией основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приемами действий, эмоциональности), наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

Понятие «активность» часто употребляется как синоним понятия «деятельность», соотносится с деятельностью, обнаруживая в ней динамическое условие собственного движения и приобретая особое значение личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Выделяя ряд общих существенных признаков активности личности, К. А. Абульханова, Т. Н. Березина причисляют к ним ряд характеристик:

- деятельность, в которой возникло собственное внутреннее отношение, индивидуальный опыт человека;

- форма самовыражения, самоутверждения как продукт инициативного взаимодействия со средой;

- деятельность, направленная на преобразование окружающего мира;

- качества личности, потребности и интересы личности, настойчивое, энергичное и инициативное стремление и желание действовать [6].

Представление об активности педагога позволяет утверждать, что профессиональной педагогической активности присущи основные составляющие: цель, мотивация, способы и приемы, с помощью которых осуществляется осознанность деятельности. Цель деятельности рассматривается как главный и осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная педагогическая деятельность носит мотивированный характер, ко-

торый выступает одним из оценочных критериев выбора направления действий.

Авторы считают, что активность педагога способствует повышению открытости в педагогической деятельности, усилению осознанности, субъективности, значимости личностной цели. Для личности активность всегда соответствует поставленной цели, способствует в конечном итоге психологическому благополучию.

Уровень активности педагога, устойчивость и другие показатели зависят от их согласованности, способа связи, его оптимального или неоптимального характера. Поддерживать уровень активности педагога на разных этапах жизненного пути можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведет к утомлению, падению активности в деятельности, либо за счет эмоционально-мотивационного подкрепления.

Понятие «профессионализм» включает степень овладения человеком структурой профессиональной деятельности, которая соответствует стандартам и объективным требованиям в обществе. Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики профессионала как индивида, субъекта деятельности и индивидуальности.

Процесс профессионализации в отечественной науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, проблемой жизненного пути и самоопределения, выделения требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений.

В отечественной науке процессы профессионального роста изучаются в русле анализа проблем:

- формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (А. В. Брушлинский);

- в рамках концепции системогенеза (личностно-мотивационные исследования (Б. Г. Ананьев));

- с точки зрения места и роли способностей и интересов в профессиональном развитии (А. К. Маркова);

- в русле разработки проблем жизненного пути и самоопределения личности (Л. И. Анцыферова);

- в русле целостных концепций развития личности (Э. Ф. Зеер).

Б. Г. Ананьев к множеству форм профессионального роста причисляет отношение человека к миру, познание, общение, педагогическое управление [7]. Мобилизуя активность в необходимых формах в нужное время, действуя по собственному побуждению, используя способности, ставя цели, можно оценить профессиональную деятельность через анализ ее динамической составляющей, реализуемой в данный момент времени.

По сути дела, личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности и объект профессиональной деятельности являются ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности и в принципе могут быть использованы применительно к любой профессии.

Стало быть, генезис профессионализации педагога как субъекта деятельности не сводится к развитию ее предметно-операционной, когнитивной и коммуникативной сфер в виде накопления знаний, навыков и умений, а предполагает формирование сложных психических систем регуляции его социального поведения. Рассмотрение профессионализации как двухстороннего процесса включает, с одной стороны, вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой - активную самореализацию, непрерывное профессиональное саморазвитие.

Содержательно исследования двух сфер развития профессионала - деятельности и ее субъекта -тесно связаны с динамическим процессом, который описывает стадиальность процесса, его протяженность и место в системе координат жизненного пути. Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, которое последовательно включается в профессиональное развитие.

В целостном профессиональном развитии человека с разной степенью выраженности проявляются определенные противоречивые тенденции. Некоторые из них приводит и раскрывает А. К. Маркова [8]:

- противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон;

- противостояние результатов и процессов труда (несовпадение объективного результата и его психологической цены для человека);

- несовпадение предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями;

- несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной);

- рассогласование темпов развития мотивационной и операциональной сфер профессиональной деятельности (сочетание высокого профессионализма с беспринципностью);

- разная степень выраженности процессов развития у разных людей, недостаток опыта в молодости компенсируется жизненными силами, дерзостью планов, а по мере старения - отсутствие

жизненных сил, снижение психических функций (памяти, внимания и др.) для поддержания и усиления эффективности деятельности;

- противостояние дела и жизни, когда увлеченность профессией ограничивает личностное пространство человека, и, как следствие, возникает неудовлетворенность.

Среди современных концепций динамического развития человека наиболее активно разрабатываются подходы к изучению смыслообразования и субъективности личности (В. И. Слободчиков), духовности [9], психологического возраста и жизненного пути [10], которые открывают новые перспективы в понимании становления личности взрослого человека.

Педагог-профессионал осознает свое жизненное предназначение и является субъектом труда, осознающим и обладающим свободой. Так начинается жизнь человека, считает В. Э. Чудновский, которая позволяет ему выйти за пределы развитой индивидуальности в область общечеловеческих смыслов. Идея перемен важна и имеет два аспекта: цикличности и финализма, связанных с конечностью неповторимой жизни, где каждый человек оказывается в ситуации «жизненного пути» [11].

Профессиональное становление - это динамичный многоуровневый процесс, который занимает значительный период жизненного пути и не сводится к профессиональному обучению. Переход к каждой последующей стадии закладывается на предыдущей. В результате анализа различных представлений о процессе профессионализации можно выделить два различных подхода к определению его сущности. Первый подход связан с развитием и саморазвитием личности, а второй - с включением человека в ту или иную систему профессиональной деятельности, «овладением», «присвоением» данной системы деятельности. Объединяющим различные подходы к исследованию профессионализации выступает положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды, об этапности процесса, о зависимости личностного развития и профессионального становления.

Направленность личности считается характеристикой педагогической деятельности в определенных средовых условиях. Следовательно, важным аспектом, расширяющим деятельность, является социокультурная среда.

Социокультурная среда - часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства, с помощью которой осуществляется социализация (процесс развития индивида при его взаимодействии в ходе жизнедеятельности, обогащающей его как личность) и инкультурация (процесс освоения способов действий при реализации гуманистической концепции образования).

Педагогическая среда в целом играет активную роль в эффективной трудовой деятельности педагога, способного ответственно решать задачи образования в непрерывно меняющихся условиях педагогической реальности.

Попытка изучения педагога-профессионала в процессе жизнедеятельности улавливает средовые аспекты как основу целостного становления личности в профессии. Данные позиции важны для понимания профессионального роста, но лишь частично отражают развитие смысловой сферы в жизнедеятельности индивидуальности.

Одна из главных трудностей, встречающихся при изучении жизнедеятельности педагога, обусловлена тем, что изменились требования, предъявляемые к профессионалам. Сложилось двойственное положение, характеризующееся тем, что требования, предъявляемые к личности профессионала, стали более высокими на фоне снижения общего профессионализма в различных сообществах.

Уточним понимание жизнедеятельности педагога как способа существования в комфортной среде деятельности, позволяющей находиться в наилучших условиях. Благополучие педагога включает осознание цели профессиональной деятельности, личностного роста, автономии и управления средой.

Сущность успешности определяется личностными особенностями педагога, его отношением к жизни в целом. Эту идею поддерживает В. И. Сло-бодчиков, доказывая, что уровень профессионализма не зависит от возраста и стажа работы, а заключается в том, что если педагог не хочет профессиональной деятельности, то он обнаруживает низкий уровень стабильности, накапливает аффективные переживания, болезненно реагирует на инновационные ситуации, снижает уровень профессионального развития.

Развитие человека протекает на фоне многочисленных попыток определить эмпирически и задать на разных этапах жизненного пути их нормативные параметры:

- широкий диапазон поиска смысла жизни (С. Л. Франк, Б. С. Братусь);

- следование собственному предназначению (К. Юнг);

- развитие ценностно-смысловой, деятельностно-волевой сфер (В. И. Слободчиков, В. П. Зинченко);

- эмоционально-чувственный опыт (В. А. Петровский, Л. С. Выготский);

- стремление к совершенствованию и пониманию назначения смысла жизни (Л. Ф. Колесников);

- создание зоны актуализации человеческого в человеческом (В. А. Петровский).

В предложенных теориях раскрываются механизмы развития на каждой стадии, где ведущая роль отводится социальному источнику развития. С учетом возраста человека развитие может быть представлено как история переживаний личности, сознательного самоосуществления в жизни, результат взаимодействия с окружающей действительностью и качественных изменений на фоне влияния внешних и внутренних факторов.

Вновь возникает связь понятий «развитие» и «смысл». В экзистенциальной психологии (В. Франкл) развитие понимают через обретение смысла жизни. Учитывая актуальность категорий «смысл» и «жизнь» в профессиональном развитии педагога, важно развитие личностных характеристик. Профессиональное развитие понимается как длительный целостный процесс развития личности, необходимый для выполнения педагогической деятельности, при котором доминируют нравственноэтические, духовные и деловые качества [12].

Развитие обеспечивается механизмами отождествления и обособления, и если эти два полюса перестанут порождать друг друга, то развитие прекратится. Всякое развитие предполагает определенную последовательность, стадийность. Теории развития личности включают по меньшей мере пять разных его типов, предложенных К. А. Абуль-хановой, Т. Н. Березиной:

- темпы развития разных индивидов неодинаковы, и поэтому достигают зрелости в разном возрасте (принцип гетерохронности), конечный результат и критерии зрелости для всех одинаковы;

- период развития и роста жестко ограничен хронологическим возрастом, и возможности, упущенные в детстве, наверстать нельзя, а индивидуальные особенности взрослого человека можно предсказать уже в детстве;

- продолжительность периода роста и развития у разных людей различна, поэтому предсказать свойства взрослого человека по его раннему детству невозможно; индивид, отстававший на одной стадии развития, может вырваться вперед на другой;

- развитие гетерохронно не только в межинди-видуальном, но и в интраиндивидуальном смысле: разные подсистемы организма и личности достигают пика разновременно, поэтому взрослый в одних отношениях превосходит ребенка, а в других уступает ему;

- противоречивость процесса развития, каждый этап которого имеет свои специфические проблемы; способ разрешения этих проблем влияет на все последующее развитие [6].

Авторами поддерживается уточнение данной позиции, сделанное в работах А. Г. Асмолова, о сущности гуманистического направления, где развитие личности определяется «смысловой педаго-

гикой» и деятельность педагогов регулируется смысловым потенциалом в реализации жизненных целей [13].

Гуманистическое направление трактует идею развития с точки зрения реализации внутренней сущности личности, внутренней гармонии, самопознания и развития человека. Так, представления типологической теории Д. Холланда, отражающие гуманистическое направление, основаны на том, что профессиональное развитие педагога ограничивается поиском собственной профессиональной сферы:

- реалистическая - ориентация на мужской тип, активность, агрессивность;

- интеллектуальная - направленность на общение, интерес к абстрактным проблемам, слабая социальная активность;

- социальная - ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, активность в решении социальных проблем;

- конвенциональная - подчиненные роли, стремление избегать неопределенных ситуаций, социальной активности, идентификация с позицией власти [14].

Разнообразие теорий и взглядов лишь частично отражает характер влияния различных условий на профессиональное развитие педагога. В действительности же развитие является целостным многосторонним процессом, характеризующимся взаимосвязанным движением понятий, ценностей, технологий.

Развитие педагога можно понимать как своеобразный «вызов» тенденциям современного мира: гигантское ускорение всех социокультурных перемен приводит к тому, что становится все меньше возможностей перенять от предшествующего общества опыт и навыки жизнеустроения. Выделенные личностные или ценностно-смысловые факторы в развитии педагога характеризуют:

- отношение к жизни, ее осмысление, признание прошлого как периода самореализации, стремление к моделированию своего будущего;

- жизненную стратегию или актуальные смысловые состояния как генерализации смыслов, приводящих к осознанному уровню жизни;

- ощущение приобретения ресурсов над их потерями как способность к ресурсообеспечению;

- жизненные приоритеты, позволяющие выделить предпочитаемые смыслы профессиональной направленности в осмысленном отношении к труду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе вышесказанного уточним понимание понятия «развитие» в выявлении уровней профессионализма через группы индивидуальных свойств и качеств, соответствующих требованиям времени и образующих в совокупности структуру профессионального развития:

- абсолютные - свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном -среднем уровне;

- относительные, определяющие собой возможность достижения субъектом количественных и качественных показателей деятельности «мастерства», которые на каждом этапе становления педагога характеризуют его как успешного, так и неуспешного.

В личностно-профессиональном развитии педагога рассмотрим ряд уровней:

- на деятельностном уровне - резистентность профессиональным деформациям;

- на психофизиологическом уровне - эмоциональная устойчивость к стрессу;

- на интеллектуальном уровне - научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, профессиональная рефлексия, четкое представление о сложности и противоречивости природы и поведения человека, аналитичность и про-гностичность;

- на личностном уровне - социабельность, направленность на другого, профессиональная мотивированность, активность и тактичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов. Определим основные стадии профессионального становления развития профессионализма.

Профессиональное становление как частный случай общего развития педагога в процессе всего жизненного пути начинается с момента выбора собственной стратегии жизни и обычно рассматривается либо как процесс, либо как совокупность способов деятельности, которые могут осуществляться в трех основных формах: личностной, профессиональной и индивидуально-социальной:

- личностная представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, стремлением к новым смыслам, которые требуют нового уровня регуляции деятельности;

- профессиональная характеризует стремление к сохранению усвоенных форм действий;

- индивидуально-социальная происходит либо как регресс, либо как восхождение к личностной форме развития.

В динамике становления педагога на каждом этапе профессионализма можно выделить три основные стадии: адаптации, становления и стагнации. Можно заключить, что на стадии профессиональной адаптации требования деятельности вступают в противоречие с характеристиками личности, при профессиональном становлении возникает приспособление к внешним требованиям, на стадии профессиональной стагнации наблюдается

снижение активности педагога, невосприимчивость к новому.

Авторы полагают, что стагнации профессиональной деятельности не существует, а основой профессионального развития на разных этапах жизненного пути выступает саморазвитие, определяющее способность профессиональной педагогической личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, управляя ее продолжительностью.

По сути дела, личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности являются ведущими в процессе генезиса профессионализации субъекта деятельности.

Следовательно, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации.

Речь идет об изменении объективных обстоятельств в непрерывном развитии педагогов, которые имеют оттенки связанности, поступательности и сознательно увеличивают роль собственного саморазвития. При изучении оценок развития необходимо использовать три типа данных:

- внутренние, характеризующие самоотноше-ние, самооценку себя как носителя данного феномена;

- внешние, дающие возможность соотнести индивидуальное с социальным по отношению к феномену, понятию, теории;

- экспертные, связанные с необходимостью интерпретации данных.

Важным является рассмотрение профессионального развития как двухстороннего процесса: вхождение человека в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, а с другой — процесс активной реализации себя, непрерывного личностно-профессионального развития.

Таким образом, личностно-профессиональное развитие педагога характеризуется неравномерностью, гетерохронностью, многофакторностью и противоречивостью. Стремясь к росту, педагог постоянно меняется, пребывает внутри действия жизни. Если педагог замедляет движение, он ограничивает свой внутренний мир и снижает успех в обществе. Личностное развитие педагога рассматривается как процесс, активно преобразующий самого педагога и, как следствие, его профессиональную деятельность. Это возможно, когда развитие личности в профессии происходит в событийных общностях, в процессе осуществления его деятельности.

Личностно-профессиональное развитие рассматривается как процесс и результат осознания

себя в профессиональной сфере, целенаправленное регулирование на этой основе своего поведения, деятельности и отношений, которые детерминируются целью и содержанием. Таким образом, личностно-профессиональное развитие педагога можно определить как непрерывный процесс индивидных, личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих под влиянием соответствующих условий деятельности и самосовершенствования, обеспечивающих прежде всего формирование профессионально значимых качеств, профессиональную устойчивость.

Динамический и содержательный аспекты взаимодействуют в определенном социальном поле, последовательно включаясь в профессиональное развитие.

Можно констатировать, что проблема развития личности педагога остается весьма актуальной, противоречивой и вызывает ряд трудностей на разных уровнях ее решения - на методологическом и собственно методическом. Наиболее перспективными, по мнению авторов, являются подходы, интегрирующие представления об особенностях формирования жизненных целей развивающейся личности, жизненного пути и творческой силы развития.

При этом личностно-профессиональное саморазвитие педагога рассматривается как внутренний ориентир, направляющий деятельность педагога в сочетании с ценностно-смысловыми компонентами структуры личности. Анализ факторов саморазвития личности педагога влияет на социально-экономические условия, включенность педагогов в деятельность, направленную на саморазвитие.

Самоотношение педагога выражается в отношении к себе как к деятелю, когда преобладают социальные мотивы, а на этапе зрелости — мотивы творческого достижения.

В направлении профессионального саморазвития важно педагогическое творчество, предполагающее формирование творческих способностей, оптимальной организации рабочего времени.

Таким образом, феномен «личностно-профессиональное развитие педагога» на различных этапах жизненного пути представляется как многомерное образование, сложная противоречивая конструкция, выраженная системой характеристик. Истоки профессионализма объективно предопределены и субъективно обусловлены сущностью человеческой жизни, через анализ интегральных качеств, синтезирующих в себе нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, ценностное, поведенческое содержание личности педагога, основанное на устремленности к высшим человеческим ценностям, на творческом созидании своей жизни, добра и красоты.

Обеспечение развития педагога Е. А. Климов ненной философии педагога, позволяющей ему

дополняет позицией, включающей мотивационный осознавать смысл жизни, расширяя границы лич-

компонент (интерес, потребности, желание, стрем- ности и удовлетворяя свою потребность во всесто-

ление, активность), познавательный компонент роннем развитии.

(знание, понимание), эмоционально-ценностный Диалектическое понимание личностно-профес-

компонент (проявление ценностных ориентаций), сионального развития - это чередование процессов

практически действенный компонент (поступки, перехода, рефлексии и собственно развития, свя-

принятие стиля жизни), уточняя тем самым поня- занное с признанием педагогами непрерывности

тие индивидуального стиля деятельности с учетом собственного изменения, чередования периодов

содержания ее ведущих структурных компонентов профессионального роста и влияния характера са-

[15]. Итог развития педагога — формирование жиз- моразвития на всех этапах жизненного пути.

Список литературы

1. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.

2. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. С. 12-24.

3. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как глобальная система образования ХХ1 в. // 2-е Царскосельские чтения. Научно-практическая межвузовская конференция с международным участием (27-28 апреля 1998). С. 3-12.

4. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: уч. пособие. М.: Логос, 1998. 320 с.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.

6. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

7. Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. М.; Воронеж, 1996.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

9. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: материалы к курсу. 2-е изд. Самара, 1998.

10. Рыбалко Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости (основы общей и прикладной акмеоло-

гии). М., 1995.

11. Чудновский В. Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме. М.; Самара, 2002. С. 177-185.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 2, 3.

13. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996.

14. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol. 1968.

15. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 240 с.

Панова Н. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Ул. Ломоносова, 11/13, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия, 191002.

E-mail: panovanina@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.02.2010.

N. V Panova

THE ESSENCE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS AT VARIOUS STAGES OF THE LIFE COURSE

The article explains the essence of personal and professional development of teachers through an analysis of understanding of professionalism, development, activity, life as a basis to work with an innovative staffing resource. The author offers a look at the holistic development of personality, which has semantic factors on life teaching capacities.

Key words: activity, activity of the teacher, professionalism, professionalism, development, personal and professional development.

Saint-Petersburg Teacher’s Education Academy.

Ul. Lomonosova, 11/13, Saint-Petersburg, Leningrad oblast, Russia.

E-mail: panovanina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.